Статья 'ЭМПАТИЙНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

ЭМПАТИЙНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ

Полякова Ольга Борисовна

Главный специалист Отделения психологии и возрастн, Российская академия образования

Polyakova Ol'ga Borisovna

pob-70@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2009.4.1123

Дата направления статьи в редакцию:

17-03-2009


Дата публикации:

1-4-2009


Аннотация: Углублено понимание феномена «эмпатия» как качества личности, способности проникать с помощью чувств в переживания души других людей, сочувствовать им, разделять их переживания; постижения эмоционального состояния другого человека, сопереживания его психологического состояния, временного сознательного отождествления с объектом для лучшего его понимания; внерационального познания человеком внутреннего мира других людей; проникновения, вчувствования в переживания другого человека; специфической системы отражения партнеров по взаимодействию, рационально-эмоционально-интуитивной формы отражения. Описана эмпатия как фактор предупреждения или предпосылка возникновения (в зависимости от уровня проявления) эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений как составляющих профессиональных деформаций специалистов. Выявлены особенности эмпатических способностей будущих и работающих психологов и педагогов: нормальный (средний) уровень эмпатийности, выражающийся в уровне выше среднего сопереживания и эмоционального канала эмпатии, среднем уровне действенной эмпатии, идентификации в эмпатии и рационального канала эмпатии. Обращено внимание преподавателей институтов на необходимость психокоррекции у будущих психологов и педагогов низкого уровня установок, способствующих эмпатии, и интуитивного канала эмпатии, а также уровень ниже среднего проникающей способности в эмпатии.


Ключевые слова:

Психология, альтрузм, вчувствование, деперсонализация, идентификация, подражание, рефлексия, симпатия, сопереживание, эмпатийность

Библиография
1. Белых Д. В. (2004) Психологические условия развития педагогической эмпатии у студентов педколледжа / Д. В. Белых: Автореферат дисс. к. пс. н. 19.00.07 – пед. психология. – Тамбов: Тамбов. ГУ им. Г. Р. Державина. – 24 с.

2. Бойко В. В. (1996) Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М.: Филинъ. – 472 с.

3. Большой психологический словарь (2003) / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. – 672 с.

4. Головина А. А. (2004) Развитие эмпатического общения психолога с клиентом / А. А. Головина: Автореферат дисс. к. пс. н. 19.00.13 – психология развития, акмеология. – Тамбов: Тамбов. ГУ им. Г. Р. Державина. – 22 с.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. (2005) Психология профессиональных деструкций / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. – 240 с.

6. Конюхов Н. И. (1996) Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов. – М. – 160 с.

7. Краткий психологический словарь (1998) / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс. – 512 с.

8. Полякова О. Б. (2008) Психогигиена и проифлактика профессиональных деформаций личности / О. Б. Полякова: Учеб. пособие. – М. НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. – 304 с.

9. Психологический словарь (2007) / Под ред. П. С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование. – 800 с.

10. Рогов Е.И. (2004) Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. - В 2 кн. – М.: ВЛАДОС. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми: коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.

11. Юрчук В. В. (1998) Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. – Минск: Современное слово. – 768 с.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.