Психолог - рубрика Психология чрезвычайных ситуаций
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Психология чрезвычайных ситуаций"
Психология чрезвычайных ситуаций
Чистякова Н.В., Айсувакова Т.П. - Метакогнитивная модель совладающего поведения субъекта в период эпидемии Сovid-19 c. 29-36

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.33033

Аннотация: Ментальный опыт является необходимым конструктом саморегуляции поведения в стрессовой ситуации. В период эпидемии новой коронавирусной инфекции метакогнитивный подход к анализу адаптационных механизмов регуляции поведения позволяет определить ресурсный потенциал личности с целью достижения социальной реадаптации. Адекватность когнитивной оценки потенциальной угрозы COVID-19 как стрессогенного фактора характеризует метакогнитивную модель совладающего поведения субъекта. Ментальные репрезентации как копинг-ресурс системы саморегуляции личности определяют характер психической деятельности с целью преодоления трудной жизненной ситуации. В условиях эпидемии COVID-19 возрастает риск нарушения психической деятельности в связи с когнитивным диссонансом в оценке ситуации потенциальной угрозы как стрессогенного фактора. Деструктивная модель метакогнитивной деятельности как способа регуляции стрессоустойчивости ведет к дезадаптивному поведению субъекта на основе когнитивных искажений. Как фактор социальной дезинтеграции, когнитивные нарушения негативно влияют на субъективный уровень стрессоустойчивости, повышая риск хронификации психоэмоционального напряжения. В пилотном исследовании с использованием электронной Google-платформы приняли участие 48 студентов. Оценка полученных результатов проведена с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Выявлено, что адекватная когнитивная оценка потенциального риска коронавирусной инфекции обусловливает интернальный конструктивный ансамбль стратегий совладающего со стрессогенной ситуацией поведения личности. Соответственно, эффективные стратегии метакогнитивной регуляции поведения субъекта относительно COVID-19 способствуют социальной реадаптации, связанной с необходимостью внутриличностной перестройки. Метакогнитивная модель дисфункционального страха относительно угрозы COVID-19 характеризует экстернальную направленность деструктивного репертуара копинг-стратегий регуляции поведения субъекта и негативно отражается на личностном уровне. Следовательно, семантическое поле метакогнитивной модели социальной реадаптации посредством субъективного контроля поведения обусловливает индивидуальные различия в уровне личностной тревожности как фактора стрессоустойчивости. Адекватность когнитивной оценки потенциальной угрозы COVID-19 в зависимости от ментального опыта личности определяет характер психической деятельности субъекта в условиях обострения эпидемиологической ситуации.
Стоюхина Н.Ю. - Психотехнические исследования 1920-1930-х гг. по предотвращению аварий на транспорте c. 66-93

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13932

Аннотация: Предметом исследования, представленного в данной статье, является историко-психологический обзор одного из многообразных аспектов деятельности советских психотехников 1920-1930-х гг. – воздейственная работа на транспорте по предотвращению несчастных случаев. Причиной возникновения аварийных ситуаций на дорогах стало увеличение транспорта в СССР, что талантливо отразили в своих произведениях художники слова (И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский) и очевидцы тех событий. Особое внимание уделяется автором работам тех учёных-психотехников, которые своими разнообразными исследованиями внесли свой вклад в изучение этой важной темы: И.Н. Дьякова, Б.И. Северного, А.И. Колодной, К.К. Платонова. Методы, используемые в работе: исторический, воссоздающий историю исследуемой реальности, библиографический, способствующий систематизации информации, биографический, направленный на раскрытие персоналистического аспекта истории психологии. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые на материале истории советской психотехники раскрыты предпосылки и истоки становления психологии безопасности на транспорте, введены в научный оборот забытые работы психотехников по предупреждению аварий на транспорте в связи с особенностями социального контекста и научной политики, что позволяет расширить поле историко-психологического, социально-психологического и науковедческого исследования.
Седых Н.С. - Медиадискурс о терроризме в контексте информационно-психологических угроз современности c. 96-127

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.15940

Аннотация: В статье рассматривается терроризм в контексте процессов глобальной информатизации социального пространства и особенностей воздействия современных масс-медиа на общественное и индивидуальное сознание. Раскрываются ключевые черты современного терроризма и сущность этого явления с точки зрения информационных рисков, угроз и вызовов. Приводятся результаты лингвистических исследований, экспертиз публицистического и медиадискурса о терроризме и анализируются практики использования слов «терроризм», «террорист», «терроризировать» как в прямом, так и переносном значении. В этой связи актуализируются вопросы трансформации обыденного сознания под воздействием соответствующих медиадискурсивных практик. Обсуждаются некоторые следствия и последствия «дискурсивного давления» и «информационной агрессивности». Анализируются социальные репрезентации терроризма в обыденном сознании, анализируются результаты эмпирического исследования автора с целью изучения представлений о субъектах терроризма (террористах-лидерах, исполнителях, смертниках-мужчинах и женщинах) у студенческой молодёжи Южно-российского региона. Обобщаются и сопоставляются данные, делаются выводы о психологических последствиях террористической агрессии, их пролонгированном воздействии на индивидуальное и общественное сознание. В заключении акцентируется внимание на необходимости активного информационного антитерроризма, развитии социальных, психолингвистических и информационно-коммуникационных практик противодействия идеологии экстремизма и формировании антитеррористических ценностей в российском обществе. Вместе с тем обращается внимание на необходимость развития научной журналистики и аналитического стиля изложения при освещении проблем терроризма.
Седых Н.С. - К вопросу о психологических последствиях терроризма c. 101-130

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.229

Аннотация: В статье представлены результаты исследований, в которых приняли участие пострадавшие от теракта, произошедшего в г. Волгодонске 16.09.1999 (взрыв жилого дома, расположенного по адресу: Октябрьское шоссе, д. 35). Анализируется специфика осмысления и интерпретации последствий террористической акции. Вместе с тем рассматриваются отдельные особенности социального восприятия угрозы терроризма, а также роль средств массовой коммуникации в формировании социальных представлений о терроризме и социальном конструировании этого феномена. В данном контексте рассматривается язык как психолингвистическая структура и фактор формирования психического опыта индивидов. В этой связи обсуждается проблематика информационно-коммуникационных воздействий сообщений масс-медиа о террористических проявлениях. Актуализируется необходимость всестороннего изучения терроризма с точки зрения информационно-психологических угроз современности. Обозначается необходимость специализированной профилактической деятельности, ориентированной на снижение негативного социального влияния террористических акций, а также оптимизации информационно-психологического противодействия терроризму.
Седых Н.С. - Информационно-психологические способы воздействия в подготовке террористов-смертников c. 126-165

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.4.12912

Аннотация: В статье рассматриваются особенности эксплуатации глобальных коммуникаций в целях развития террористической идеологии и продвижении идей суицидального терроризма, анализируются информационно-психологические способы воздействия, осуществляемого в целях подготовки террористов-смертников. В этой связи автор обращается к вопросу о роли масс-медиа в конструировании социальных знаний и смыслов, рассматривая средства массовой коммуникации как дискурсивную систему, участвующую в производстве и воспроизводстве типизированных значений. В контексте проблематики формирования экстремистского сознания и психологической готовности к суицидальному террору анализируются особенности виртуальной реальности, информационной среды, конструирования медиатекстов, пропагандистские приёмы и методы психологического воздействия, широко используемые для вовлечения молодёжи в терроризм и подготовки смертников. Обозначается необходимость оптимизации информационно-психологического противодействия идеологии экстремизма и терроризма в конкретных социально-исторических условиях. В данном контексте рассматриваются возможности массовой коммуникации в формировании антитеррористических ценностей в российском обществе. Актуализируется вопрос развития педагогической журналистики, призванной формировать социальные ценности, убеждения и воздействовать на мотивационную сферу личности. В контексте проблематики организации информационно – психологического воздействия экстремистами и осуществления соответствующего противодействия также рассматриваются возможности светского и религиозного образования. Актуализируется вопрос о роли психологической науки в развитии информационной культуры и продвижении идей социального диалога, согласия, солидарности.
Ларионова А.В., Мещерякова Э.И. - Экстремистская направленность личности: теоретические и практические проблемы исследования c. 140-153

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19962

Аннотация: Предметом исследования является экстремистская направленность личности, которая рассматривается через ее компоненты — ценностно–мотивационные, эмоционально–оценочные, когнитивные и поведенческие. В центре исследования находится проблема разработки методологических оснований изучения экстремистской направленности личности, возможности ее предикции. Цель работы — изучение потенциальной экстремистской направленности молодежи, под которой понимается предполагаемая, декларируемая возможность/готовность студента стать участником экстремистской деятельности при определенных обстоятельствах (соответствующая среда или эксквизитная ситуация). Выявление личностных предикторов потенциального экстремизма молодежи осуществляется через решение задач исследования по анализу когнитивных, ценностно–мотивационных, эмоционально–оценочных и поведенческих компонентов потенциальной экстремистской направленности личности, а также гендерных различий в декларировании готовности к экстремизму. Методами исследования выступают: Тест «Культурно–ценностный дифференциал» Г.У. Солдатовой (1998), Тест самодетерминации личности Б. Шелдона (в адаптации и модификации Е.Н. Осина, 2011), Опросник «Мини-мульт» в адаптации В.П. Зайцева, Тест «Диагностики мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман, 1990) и Авторская анкета определения экстремистской направленности личности (год). Обработка данных осуществлялась с помощью частотного и факторного анализа и анализа сопряженности по критерию Пирсона Хи-квадрат в программе STATISTICA 6.0. В результате эмпирического исследования было раскрыто содержание компонентов экстремистской направленности (основные смыслы), определены мотивы потенциальной экстремистской направленности студентов, определены личностные особенности студентов, декларирующих потенциальную готовность участия в экстремистской организации. Делается вывод о том, что найденные закономерности отражают внутриличностные противоречия, поиски способов самореализации и жизнеосуществления молодого человека в современном мире.
Сукиасян С.Г., Тадевосян М.Я. - Роль личности в развитии боевого посттравматического стрессового расстройства c. 258-308

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.2.252

Аннотация: В статье приводится анализ личностных изменений у участников боевых действий, рассматриваемый в контексте сложного взаимодействия травмы и трансформированной ею личности с противоречивой социальной средой. В контексте боевого ПТСР проблема личности рассматривaется на трех уровнях; претравматические личностные особенности, интратравматические личностные расстройства, посттравматические расстройства личности. Подчеркивается, что расстройство личности является индикатором тяжести ПТСР. Показано, что травматическое воздействие может привести к развитию не только симптомов ПТСР, но и симптомов связанных с расстройствами личности. Установлено, что ядром измененной личности становятся враждебность и недоверчивость к окружающему миру; чувство опустошенности и безнадежности, постоянное чувство собственной измененности; высокий уровень тревоги и низкий уровень субъективного контроля. Представлено описание посттравматические изменения личности при боевом ПТСР.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"