Психолог - рубрика Личностный рост
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Личностный рост"
Личностный рост
Плотникова Е.С., Борзова Т.В. - Развитие самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе c. 16-33

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.69234

EDN: TYCVZK

Аннотация: В статье представлено исследование возможностей развития самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе. Объектом исследования выступал феномен самодетерминации. Предмет исследования - развитие самодетерминации студентов как психологического ресурса самореализации в процессе обучения в вузе. С помощью теоретического анализа подходов к исследованию самодетерминации студентов в процессе обучения были выделены следующие её составляющие: автономия, самовыражение, способность к самоуправлению, осмысленность жизни, которые легли в основу реализации психолого-педагогической программы в качестве её компонентов. Целью психолого-педагогической программы являлось развитие компонентов самодетерминации как психолого-педагогического ресурса самореализации личности студентов. Программа реализовывалась с небольшими группами студентов по 15 человек на встречах психологического клуба. В качестве диагностических методов исследования выступали следующие методики: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина, модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова. Также было применено вычисление T-критерия Стьюдента для связных и несвязных выборок. В результате апробации программы развития самодетерминации на базе Центра социальной адаптации и поддержки психологического здоровья при ФГБОУ ВО «Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема» были выявлены статистически значимые показатели её эффективности, заключающиеся в увеличении показателей автономии, самовыражения, способности к самоуправлению и осмысленности жизни у студентов, участвующих в её реализации. Развитие самодетерминации студентов может быть одним из основных направлений деятельности психологической службы вуза, обеспечивающим эффективность их профессиональной самореализации в процессе обучения. Целенаправленная систематическая деятельность по развитию самодетерминации студентов может содержать в себе мероприятия по развитию её компонентов: автономии, самовыражения, способности к самоуправлению, осмысленности жизни, что в последующем может повысить эффективность их профессиональной самореализации.
Дудко В.А. - Влияние знаково-символического продукта на формирование образовательной среды и развитие морального сознания учащихся c. 19-59

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12423

Аннотация: В качестве основы и необходимого условия при достижении современного качества образования на первом месте стоит духовно-нравственное развитие, выражающееся в моральном сознании личности. В этой взаимосвязи, автором проведено исследование среди учащихся старших классов в различных общеобразовательных учреждениях России, которое позволило раскрыть и описать продукт образовательной деятельности и, в практическом плане, – установить факторы, детерминирующие развитие морального сознания личности, определить степень влияния знаково-символического продукта на формирование образовательной среды. Методологическими основаниями исследования явились: положение о непрерывности развития личности в онтогенезе; о единстве прогрессивных и регрессивных преобразований в процессе развития личности, идея о динамике структуры личности, опыт и индивидуальные различия психических процессов, состояний и свойств личности, идея об онтологической эволюции, подчеркивающей то, что развитие имеет основные закономерности и стадии, идея о том, что моральное сознание развивается на протяжении всей жизни человека, однако причиной ее развития является не возраст, а значительное накопление опыта моральной ответственности. А также, концептуальные положения о конструктивном развитии личности; о деструктивном развитии личности; об имманентных характеристиках сознания; о качественных методах исследования в психологии. Общенаучной методологией исследования стали методологические установки к понятию «развитие личности» детерминационного, синергетического, постмодернистического, феноменологического и типологического подходов. Анализ позволил расширить научное представление о влиянии образовательной деятельности на конструктивное и деструктивное развитие личности учащихся. Полученные результаты позволили увидеть пути развития личностных характеристик учащихся старших классов в разных образовательных средах. Что помогло обнаружить отрицательно-вредное и положительно-полезное влияние образовательной среды на развитие личности учащихся. Результаты представляют возможную модель использования качественных методов исследования в психолого-педагогической практике.
Мартьянова Г.Ю. - Исследование связи временной перспективы и саморегуляции в трудной жизненной ситуации c. 34-43

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.1.32180

Аннотация: Статья представляет результаты исследования связи временной ориентации и параметров стиля осознанной саморегуляции у субъектов трудной жизненной ситуации. Анализируется степень детерминации регуляторной активности человека ориентациями на настоящее, будущее и прошлое. В результате корреляционного и регрессионного анализов доказывается дифференцированная роль временной перспективы в процессах планирования, моделирования, программирования и оценивания результатов произвольной активности в трудной ситуации жизни. Акцент в работе делается на временной перспективе как ресурсе совладания с жизненными трудностями. Анализ понятия временной перспективы в работе проводится в соответствии с учением Ф. Зимбардо о временной ориентации. Основным выводом работы стало утверждение о том, что наибольшее значение в детерминации субъектной активности имеет ориентация на прошлое. Направленность на будущее определяет условия регуляторной активности, но не обусловливает динамику целей. Самое спорное влияние на регуляторную активность в трудной ситуации имеет ориентация на настоящее.
Подойницина М.А., Богомаз С.А., Сметанова Ю.В., Залешин М.С., Грибенников С.С. - Особенности проявления инновационного потенциала у молодых людей из России и Казахстана c. 44-54

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.1.32297

Аннотация: Предмет исследования – инновационной потенциал и психологическая устойчивость молодых людей с разным уровнем вовлеченности в предпринимательскую деятельность. Авторы статьи представляют результаты исследования, целью которого было выявление межгрупповых различий представленных феноменов на разных выборках (из России и Казахстана). Помимо этого, в статье представлены результаты работы с молодыми людьми (старшеклассниками), которые совершают первые предпринимательские пробы и рассматривают эту деятельность, как свою будущую профессию. Особое внимание уделяется форме, в которой проводилась работа: деловая игра на базе Бизнес Форума для молодежи. Методики: методика измерения ценностей Г. Хофстеде, модифицированный опросник ценностей Р. Инглхарта, опросник самоорганизации деятельности (Мандрикова Е. Ю.), опросник «Дифференциальный тест рефлексии» (Леонтьев Д.А), шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер), тест «Жизнестойкости» (С. Мадди), шкала толерантности к неопределенности (MSTAT-I Д. Маклейна), методика BMPN (K. M. Sheldon, J. C. Hilpert), методика PRF (D. Jackson, в модификации И. М. Кондакова), шкала «Открытость» B5 (Р. МакКрэем и П. Костой), шкала СИКЛ (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко). Выводы: у участников из г. Караганда (Казахстан) инновационный потенциал и уровень психологической устойчивости выше, чем у старшеклассников из Томской области (Россия). Молодые люди из Казахстана более мотивированы на развитие и осознанно относятся к выбору своей профессиональной деятельности. Участники из России готовы к развитию, но были выявлены дефициты, которые могут являться барьером: сниженный интерес к собственной деятельности, низкий уровень ориентации на окружение.
Воротилина А.А. - Образная регуляция тревожности студентов(анализ тренинга) c. 45-65

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.6.9434

Аннотация: Нами проводится исследование эффективности тренинга образной саморегуляции. Данный эксперимент проходил в двух группах: экспериментальной и контрольной. В ходе нашего исследования эмпирически было доказано, что тренинг образной саморегуляции эффективен в работе со студентами, которые испытывают тревогу перед ситуацией предстоящего экзамена. В процессе проведения тренинга в экспериментальной группе было доказано, что достоверно снизился показатель реактивной тревожности(характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени). В контрольной группе у испытуемых уровень положительного интеллектуального состояния снизился(под интеллектуальным состоянием А.О. Прохоров понимает состояние задумчивости). Также в контрольной группе без проведения тренинга образной саморегуляции произошло ухудшение компонентов положительного эмоционального состояния студентов. Из этого сделан вывод о том, что тренинг образной саморегуляции способен поддерживать положительное, относительно стабильное состояние испытуемых в процессе оказания психологической помощи.
Тулитбаева Г.Ф. - Социально-личностный интерес в структуре личности будущих психологов c. 46-53

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.21484

Аннотация: Работа посвящена исследованию личностной структуры психологов. Статья содержит определение социально-личностного интереса психолога, который предполагает не просто проявления интереса к переживаниям клиентов, их желаниям и потребностям, а оказание им активной действенной помощи как субъектам социально и личностно значимых видов деятельности. Социально-личностный интерес психолога определяется как интегральное качество личности психолога, выражающееся в познавательной направленности на личность других людей и активно-деятельностном отношении к ним, заключающемся в создании психологических условий для их развития и самореализации в осуществляемой ими деятельности. В качестве методологического основания выступил субъектно-деятельностный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Проведенный корреляционный и факторный анализ позволил выявить четыре компонента социально-личностного интереса у студентов-психологов: эмоционально-регулятивный, когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативно-поведенческий, послуживших основой для целенаправленного формирования социально-личностного интереса у студентов психологов на этапе обучения в вузе и диагностики их динамики.
Пачколина А.В. - Проблема ролевого внутриличностного конфликта работающей женщины. c. 60-67

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.3.38017

EDN: ZCVCII

Аннотация: Предметом данного исследования является ролевой конфликт работающей женщины в современном российском обществе. Задачей исследования стоит оценка степени выраженности ролевого конфликта и его зависимость от локуса ролевого конфликта, а также взаимосвязь в распределении внутренних семейных ролей в группе работающих женщин-матерей. Автор рассматривает ролевой конфликт работающей женщины как исторически изменяемую проблему, обусловленную как внешними, так и внутренними процессами, происходящими с личностью женщины. Выделены основные условия способствующие возникновению ролевого конфликта, имеющие место в жизни женщин, которые совмещают как профессиональные, так и семейные обязанности.    Научная новизна заключается в попытке осмысления ролевого конфликта работающей женщины в современном российском обществе. Акцентируется внимание на проблеме сочетания женщиной множества противоречащих друг другу личностных качеств, приводящих к возникновению и/или усилению ролевого конфликта. В ходе исследования были получены статистически значимые данные указывающие на то, что локус ролевого конфликта, применяемый для разрешения конфликтных ситуаций, влияет на степень вовлеченности супруга в выполнении семейных ролей, что является фактором снижения ролевого конфликта у женщин. Анализ результатов показал, что структура ролевого конфликта работающей женщины-матери имеет сложную природу и содержит в себе множество компонентов, проблема нуждается в дальнейшем, более подробном изучении.
Милова Ю.В. - Значение лжи для личностного здоровья и личностной патологии c. 79-85

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19919

Аннотация: Предметом исследования является личностное здоровье и личностная патология. Рассматриваются такие аспекты личностного здоровья как истинные мотивы, включающие мотивы присвоения (физиологические и безопасности и защиты) и мотивы отдачи (принадлежности и бытийной любви, познавательные, уважения и самоуважения, эстетические, справедливости, самоактуализации), а также смысл созидания. Личностная патология включает такие патологические мотивы как мотивы власти, зависимости, тщеславия и дефицитарной любви, минимизации усилий, потребления и патологической безопасности, а также смысл потребления/разрушения. Методы исследования: теоретический анализ, анализ и обобщение литературы, опрос, методы математической статистики: корреляционный анализ, факторный анализ Основными выводами проведенного исследования являются обнаруженные в нем достоверные прямые связи между некоторыми видами лжи и рядом составляющих личностной патологии, а также обратные связи между ложью и личностным здоровьем. Выявлена обратная связь между мотивом одобрения и ложью. Выделены факторы личностного здоровья «Самоактуализация», «Признание», «Честность», «Близость», факторы личностной патологии «Сознательное искажение истины», «Дефицитарная любовь», «Отвержение нового», «Власть», промежуточные факторы «Неосознанное искажение истины» и «Присвоение». Научная новизна заключается в сделанном автором выводе о том, что ложь является главным фактором личностной патологии и выступает препятствием для развития личностного здоровья в качестве защитного механизма, мешающего субъекту осознать неудовлетворенность своих истинных потребностей. В авторском подходе личностное здоровье означает отражение действительности такой, какая она есть, осознание своих истинных потребностей и стремление к их удовлетворению. Личностная патология, напротив, базируется на искаженном отражении реальности, неосознанности истинных потребностей, их неудовлетворенности и замещении патологическими мотивами.
Богданова В.О. - Исследование проблем развития субъектности в цифровой среде c. 85-104

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.4.43726

EDN: WBYEXD

Аннотация: В статье представлены результаты фокусированного интервью по выявлению проблемных маркеров развития структурных компонентов субъектности у молодого поколения. Объектом исследования является проявление субъектности молодого поколения в интернет-пространстве. Предметом исследования выступают проблемные маркеры развития субъектности молодежи в цифровой среде.Теоретико-методологической основой исследования выступают взгляды на сущность и структуру субъектности А.В. Брушлинского, К.А. Абульханова-Славской, А.К. Осницкого, Е.Н. Волковой, И.А. Серегиной, В.А. Петровского. Исследование опирается на теоретические положения о влиянии цифровой среды на проявление субъектности молодого поколения Т.Г. Лешкевич, Г.Л. Тульчинского, А.Н. Красильникова, А.Х. Абзаловой, Ю.А. Чернавина, Н.М. Сараевой, Р.Р. Ишмухаметова. В качестве эмпирического метода исследования применяется групповое фокусированное интервью 70 российских студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в систематизации теоретических представлений о влиянии цифровой среды на развитие субъектности. Практическая значимость заключается в выявлении проблемных маркеров развития субъектности в цифровой среде, знание о которых может использоваться для создания личностно-центрированной образовательной среды. Эмпирическим путем выявлены основные проблемные маркеры развития некоторых структурных компонентов субъектности: индивидуальности, рефлексии и эмпатии. Определено соотношение свободы и ответственности в цифровой среде с точки зрения представителей молодого поколения. Результаты данного исследования могут быть использованы в целях разработки психолого-педагогических программ, направленных на развитие навыков рефлексии, самоопределения, самореализации, эмоционального регулирования, позитивного самоотношения и эмпатии.
Ерзин А.И. - О проактивном совладающем поведении c. 89-100

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.274

Аннотация: В статье рассмотрены теоретико-методологические основания феномена проактивного копинг-поведения. По мнению автора, в современной психологической науке больший акцент в исследованиях данной области делается на изучение традиционных копинг-стратегий, являющихся реактивными (адаптивными), то есть направленными на совладание с актуальными стрессовыми событиями. В то же время в отечественной психологии недостаточно данных о функционировании и роли в адаптации другого типа совладающего поведения – проактивного копинга. В статье проведен сравнительный анализ основных типов копинг-стратегий. Проанализированы функции и ключевые компоненты проактивного совладающего поведения. Представлена модель проактивного копинга. Автор полагает, что одной из тенденций развития современной отечественной психологической науки в ближайшее десятилетние станет именно исследование личностных ресурсов проактивного совладающего поведения.
Ерзин А.И. - Проблема проактивности в психологии здоровья c. 94-124

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11536

Аннотация: Современные тенденции в исследованиях в сфере психологии здоровья красноречиво свидетельствуют об упрочении позиций позитивной психологии в области изучения факторов психопрофилактики и психогигиены. Одним из таких личностных факторов, по мнению автора, выступает проактивность как основа самодетерминированного поведения.В статье представлен анализ современного состояния проблемы проактивности в психологических исследованиях. Выделены ведущие критерии и параметры проактивного поведения, через призму которых автор предлагает рассматривать психологическое здоровье и его связь с эффективным функционированием личности. Представлена авторская модель проактивности в нормативном аспекте, включающая в себя мотивационный блок, блок анализа и поведенческий блок. Дана краткая характеристика структурным компонентам проактивного поведения, которые, по мнению автора, включают в себя жизнестойкость, самоэффективность, метапотребности, внутренний локус контроля, диспозиционный оптимизм, ценностные и смысложизненные ориентации личности. Показана роль проактивности в совладании со стрессом, в преодолении психологических последствий соматических заболеваний. Отражена взаимосвязь проактивного поведения и качества жизни в пожилом возрасте. Автор отмечает интенсивное проникновение идей позитивной психологии в психологию клиническую и видит перспективу дальнейших исследований функционирования личности в тесной связи с изучением личностных предикторов проактивности.
Нарциссова С.Ю. - Аргументация как фактор смыслообразования в обучении c. 165-195
Аннотация: Статья посвящена изучению аргументации, продиктованному развитием психологии и дидактики на их современном этапе, которые подошли к тому рубежу, когда оказывается возможным управлять смыслами как единицами сознания опосредствованно, через включение учащегося в «поток значимых деятельностей», в обучение основанное на аргументативном дискурсе. Сделаны выводы, которые явились результатом эмпирического исследования взаимосвязи когнитивных стилей и особенностей аргументации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.