Психолог - рубрика Индивид и личность
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Индивид и личность"
Индивид и личность
Хайруллина Ю.Р. - Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей c. 1-15

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13168

Аннотация: В статье исследуется проблема психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей. В силу разных жизненных трудностей, бедствий, проблем, люди сталкиваются с серьезными потрясениями и стрессом, с которым справиться тяжело даже взрослому человеку, не говоря уже о детях и подростках, которые в случае чего прибегают к неадекватным способам совладания с ними. Подростковый возраст также характеризуется критическими для личности психологическими и физиологическими изменениями. В данной статье была проведена проверка гипотезы, что количество продуктивных стратегий совладающего поведения подростков можно повысить за счет проведения коррекционной программы. В качестве инструментария был использован диагностический комплекс, включающий психодиагностические методики: опросник способов совладания Лазаруса и Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк); опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»; методика "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях". В ходе исследования, была разработана и апробирована программа психологической коррекции по повышению качества формирования эффективных психологических защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей. По результатам также видно, что после проведения программы результаты изменились в лучшую сторону.
Королев А.А. - Взаимосвязь типа личности жертвы со спецификой воздействия буллинга c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.36256

Аннотация: Проблема буллинга рассматривается как весьма актуальная и значимая в психолого-социальном плане. Приводятся взгляды разных авторов на проблему буллинга, его форм видов и особенностей проявления. Особое внимание в обзоре, определяющее дальнейшее оригинальное исследование, уделяется позициям участников травли. Отмеченные позиции – агрессор и жертва рассмотрены в тесной взаимосвязи. Особый акцент сделан на позиции жертвы. Выдвинуто предложение, базирующееся на виктимологическом подходе о значении личности жертвы в ситуации травли, зависимости от типа личности чувствительности, либо резистентности индивида к воздействию буллинга. Объектом исследования является воздействие буллинг-факторов на личность жертвы. Предметом исследования является взаимосвязь личностного типа жертвы со спецификой воздействия буллинга. В исследовании был использован типологический опросник СМИЛ, а также на основе классификаций вариантов воздействия буллинга была сформирована анкета, в которую вошли наиболее актуальные для респондентов буллинг-факторы. С помощью корреляционного анализа были установлены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи между типом личности и спецификой воздействия буллинга (буллинг-фактора). Данные исследования наглядно указывают на специфическую чувствительность/резистентность к определенным проявлениям буллинга, характерным для ряда личностных типов (истероидный, возбудимый, эпилептоидный, психастенический, шизоидный). Полученные сведения способствуют организации прицельной психологической работы для преодоления личностью трудностей в ситуации травли.
Березина Т.Н., Новичкова В.В. - Личностные ресурсы как фактор биологического возраста спасателей c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.4.38710

EDN: TYIMKP

Аннотация: Цель: Изучить взаимосвязь личностных ресурсов спасателей МЧС с их биологическим возрастом, а также оценить влияние индивидуально подобранных личностных ресурсов на индекс биологического старения. Метод. Диагностика: 1) исследование личностных ресурсов (спорт, контроль, творчество, интеллект, предметные хобби, альтруизм, юмор, духовность, риск, общение, природа, достижения, оптимизм) по оригинальной методике, 2) диагностика биологического возраста и индекса индивидуального старения по Войтенко, 3) измерение типов индивидуальности (пол, возраст, местожительство, семейный статус, тип телосложения, эмоциональности, функциональной асимметрии, стиль взаимодействия). Формирующий эксперимент, подбор личностных ресурсов с помощью программы «Антистарение XXI – пробная» для каждого респондента с учётом типов его индивидуальности; эксперимент продолжался полгода, в течение которых респонденты использовали рекомендованные ресурсы в своей жизни. Статистические методы: дисперсионный анализ ANOVA, корреляционный анализ, описательная статистика. Испытуемые: спасатели МЧС 59 человек от 19 до 32 лет (33 женщины), экспериментальная группа 34 человека, контрольная - 25. Результаты: У спасателей МЧС показатели биологического возраста выше и должного биологического, и календарного возрастов, а их индекс биологического старения положителен, что говорит об ускоренном старении. У мужчин индекс биологического старения выше, чем у женщин. Мужчины и женщины- спасатели используют разные личностные ресурсы в своей жизни; женщины- альтруизм, мужчины – юмор. У мужчин и у женщин наличие предметных хобби ведет к увеличению индекса биологического старения, однако оптимизм снижает этот индекс у мужчин. Использование специально подобранных личностных ресурсов в течение полугода, позволяет снизить индекс биологического старения, и на уровне тенденции задержать ускорение старения. Выводы: индивидуально-типологический подбор личностных ресурсов эффективен для спасателей МЧС, так как он позволяет уменьшить индекс относительного биологического старения данной профессиональной группы.
Науменко Е.А., Науменко О.Н. - Особенности психографического портрета жителей северных территорий и арктической зоны ХМАО-Югры и ЯНАО, имеющих опыт противоправного поведения c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.38854

EDN: KPDUWU

Аннотация: Психографические особенности личности жителей различных регионов Российской Федерации представляют собой интересное и недостаточно изученное, с позиции психологического знания, явление. Представить такое явление, по нашему мнению, в рамках исследования личности, удобно в форме психологического портрета – некой модельной конструкции, отражающей психологические особенности объекта исследования. Предметом исследования являются элементы психологического портрета личности исследуемого контингента, особенности которого составляют содержание модели психографического портрета жителей северных территорий. Параметры и модельные характеристики личности исследуемой выборки жителей региона могут представлять интерес для широкого круга самых различных практик – педагогических, управленческих, юридических, профессиональных и других В исследовании, отраженном в материалах настоящей статьи представлены отдельные, композиционные параметры модельных характеристик, которые будут положены в основу общей психографической модели личности жителей северных регионов ХМАО-Югры и ЯНАО, имеющих опыт противоправного поведения. Такое исследование актуально и ориентировано в практике педагогической, юридической работы с населением отмеченных регионов. При возможности аналогичную практику научного исследования по представляемой теме можно перенести и на другие регионы Севера и Арктической зоны Российской Федерации. Решение поставленной задачи представляет собой системную часть исследовательского проекта РНФ под общим названием «Опыт применения обычного права, история и гуманизация пенитенциарных учреждений Югры в рамках европейской и российской традиций (конец XVI – начало XXI веков)». Исследование имеет практическое значение, и его результаты, мы надеемся, будут востребованы специалистами широкого круга самых различных социальных практик. Основным, обобщенным выводом исследования являются статистически подтвержденные особенности личности исследуемого контингента, отражающие модельные характеристики их своеобразия относительно противоправного поведения.
Луцик М.Ю., Дронго А.В. - Модель Я-концепции как процесса оценки опыта c. 11-26

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.35464

Аннотация: Обосновывается актуальность изучения Я-концепции в роли феномена, направленного на достижение самоактуализации и структурирующего поведение. Ставится вопрос о предпосылках, позволяющих человеку дифференцировать опыт, и тем самым подчеркивается необходимость изучения онтогенеза Я-концепции как основания для оценочного процесса, включающего в себя три постепенно формирующихся слоя. На основе этого формулируется понятие Я-концепции и последовательно описывается каждый её слой (организмический, социальный, концептуальный). Изучается их роль в процессе оценки опыта и, в соответствии с этим, – в реализации поведения. Устанавливаются границы между слоями и описанными К. Роджерсом феноменами, так, социальный слой в норме не является интроективным и необходимым. Предметом изучения является выделение в онтогенезе каждого слоя возможных нарушений и, в соответствии с этим, обсуждается опасность перехода Я-концепции из процесса в структурное новообразование. Описываются возможности применения изучаемой модели в психологической практике. Во-первых, с её помощью возможно понимание неконгруэнтности клиента, а также она способствует самопониманию психолога в его не эмпатических, но конгруэнтных откликах. Во-вторых, данная модель структурирует взаимодействие в психотерапии, помогая установить типологию психологического нарушения, а также подобрать подходящие интервенции, оставаясь в рамках гуманистической методологии, без эклектического подбора техник. В заключении авторами раскрывается потенциал научного изучения предлагаемой модели Я-концепции, который заключается в понимании клиента, его неконгруэнтности и данная модель способствует наиболее адекватному выбору техник и методов, а также способов взаимодействия с клиентом в зависимости от нарушения слоя.
Борзова Т.В., Плотникова Е.С. - Проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов c. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33082

Аннотация: Предметом исследования, представленного в статье, является проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи параметров самодетерминации с личностной, деятельностной и социальной самореализацией студентов. В качестве методологии исследования выступали концепции и теории следующих ученых: Э. Дейси и Р. Райана (самодетерминация как способность к самостоятельному выбору развития); Д.А. Леонтьева (самодетерминация как высшая форму саморегуляции); С.Л. Рубинштейна (самодетерминацию как внутреннее условие активности при самоопределении); А. Маслоу и К. Роджерса (самореализация как процесс реализации себя); С.И. Кудинова (полисистемная модель самореализации).     Эмпирическими методами исследования послужили: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина – модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова; «Опросник самореализации» С.И. Кудинова; «Самоактуализационный тест (САТ)» Л.Я. Гозмана и М.В. Кроз. В результате проведенного исследования была выявлена положительная взаимосвязь осмысленности жизни и самовыражения со всеми видами самореализации. Однако, при рассмотрении взаимосвязи самовыражения и личностной, деятельностной и социальной самореализации была выявлена следующая закономерность: при самовыражении на высоком и низком уровнях имеет место тенденция к уменьшению показателей самореализации, и, напротив, при среднем уровне самовыражения личностная и деятельностная самореализация у испытуемых имеет более высокие значения.
Березина Т.Н. - Личностные ресурсы как фактор биологического возраста: индивидуально-типологический подход. c. 12-28

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39260

EDN: MUWVMC

Аннотация: Предложены критерии личностных ресурсов: 1) личность может управлять ими, 2) они дополнительны к повседневной жизни, 3) в литературе есть доказательства их эффективности. Выделены тринадцать личностных ресурсов. Методы Обследованы мужчины и женщины допенсионного возраста в России: мужчины от 36 до 60 лет, женщины от 36 до 55 лет. Использованы методы оценки биологического возраста по показателям здоровья, опросник личностных ресурсов, а также методы оценки индивидуальности. Проводился дисперсионный анализ влияния личностных ресурсов и типов индивидуальности на индекс биологического старения, также использовались автоматические нейронные сети (метод «регрессия»).   Результаты. У женщин наиболее эффективными являются ресурсы: достижения, общение, доброта, рукоделие, интеллект, спорт творчество, духовность и юмор, а у мужчин спорт, рукоделие, доброта. Влияние других ресурсов зависит от частоты использования, Наблюдается U – образная зависимость (творчество и духовность у мужчин), обратная U -образная зависимость (порядок – у женщин), квазипериодические зависимости. Обнаружены 3 закономерности: 1)Использование личностных ресурсов влияет на индекс старение, в целом его понижая; 2) У некоторых личностных ресурсов индекс старения понижается только при частом использовании, редкое – не эффективно, наоборот, может занимать свободное время и отвлекать человека от более важных занятий; 3) Для других ресурсов, наоборот, индекс старения понижается при среднем уровне использования, очень частое оказывается не эффективным, также как его полное отсутствие; 4) У женщин на индекс старения больше влияют общепсихологические личностные ресурсы, реже типологические особенности. У мужчин на индекс старения больше влияют типологические и индивидуальные особенности.
Капустина В.А., Быкова Е.С. - Типологический подход в исследовании структуры инновационного потенциала личности c. 14-26

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.4.30548

Аннотация: Целью данной статьи является изучение структуры инновационного потенциала личности на основе теоретического анализа и эмпирического исследования. Объект исследования - инновационный потенциал личности. Предмет исследования – структура инновационного потенциала личности в контексте типологического подхода. Исследование базируется на типологическом личностном подходе к изучению личности, развивающем идеи К. Юнга, И. Майерс, Д. Кейрси. Авторы описывают исследования инновационного потенциала личности, выделяя данный конструкт среди таких близких по содержанию понятий, как "инновационная личность", "инновационный стиль личности". Методы исследования: 1. Теоретический анализ научных источников. 2. Психологическое тестирование с использованием «Опросника типов темперамента (KTS)» Д. Кейрси; теста С. Баднера «Толерантность к неопределенности»; тестов «Оценка творческих характеристик личности» и «Оценка дивергентного мышления» Ф. Вильямса; «Шкалы самооценки инновативных качеств личности» (авторы: Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко); теста «Проблемы реального мира» Р. Стернберга. 3. Математический метод: корреляционный анализ с применением непараметрического Rs-критерия Спирмена. В результате исследования авторы определяют инновационный потенциал личности как интегративную характеристику, отражающую совокупность взаимосвязанных индивидуальных психологических характеристик личности, способствующих генерации и реализации новых идей, толерантности к неопределенности, креативности, готовности к риску и активным действиям, которые дифференцируются по 4 компонентам: когнитивный; мотивационный; поведенческий; ценностный. В структуре инновационного потенциала личности студентов наиболее значимыми компонентами являются мотивационный и когнитивный, при этом картина «инновативности» для разных типов темперамента отличается, а с точки зрения структуры инновационного потенциала личности, наиболее инновативным оказался идеалистический тип темперамента по Д. Кейрси.
Евдокимова А.С. - Ценностные ориентации студенческой молодежи как фактор экономической социализации личности c. 17-26

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.6.31384

Аннотация: Объектом данного исследования является студенческая молодежь. Предметом - ценностные ориентации студенческой молодежи как фактор экономической социализации личности. Целью исследования является изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи как фактора, оказывающего влияние на экономическую социализацию. Современный этап социально-экономического развития России открывает многочисленные перспективы перед молодыми людьми, но в то же время ставит перед ними сложные задачи в аспекте экономической социализации. Молодежь активно приспосабливается к экономическим реалиям, а также вырабатывает систему жизненных ценностей, позволяющую достичь высоких результатов в экономической сфере. В качестве методов исследования использовались: анализ научной литературы, проведение эмпирического исследования (ассоциативный эксперимент, диагностика структуры жизненных ценностей по методике С.С. Бубнова, опрос по анкете А.Д. Карнышева, опрос по методике Ш.Шварца), математико-статистический анализ. В ходе исследования установлено что, в современном обществе при помощи различных агентов социализации для молодежи пропагандируются материальные ценности, а также качества, способствующие деловому успеху. В ходе интериоризации норм, правил, предписаний общества у студентов формируются профессиональные, финансовые и семейные ценности. В процессе экономической социализации студенты ведут себя активно: самостоятельно зарабатывают деньги, планируют траты, задумываются о способах накопления. Молодое поколение уже готово к жизни в условиях рыночной экономики, их ценности могут выступать крепким фундаментом для дальнейшего развития рыночной экономики.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблема формирования инновационной личности в современном обществе c. 21-70

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10493

Аннотация: В статье рассмотрены условия, причины и некоторые результаты влияние информационных технологий на развитие инновационной личности. Определены отдельные специфические факторы, способствующие развитию инновационной личности, а также политические последствия данного явления. Одна из фундаментальных проблем формирования инновационной личности – отсутствие её теоретической модели с базовыми качествами и приобретёнными в процессе профессионализации. Инновационная личность с точки зрения общества, ожидающего от неё проявлений определённого содержания и направленности, характеризуется соответствующими качествами. Анализируя кризисную ситуацию, необходимо обратится от предметно-ориентированных технологий к личностно-ориентированным, которые требуют особого внимания и заслуживают не только и не столько выработки новых правил, приемов и методов образовательного процесса, важных при подготовке специалиста, сколько ориентации на формирование неких новых качеств личности. Для эффективного создания, развития и реализации «прорывных» инновационных технологий в масштабах, востребованных сегодняшней Россией, необходимо наличие двух главных условий: исторически сформированная благоприятная социально­политическая и социально­экономическая среда государства – с одной стороны, и подготовленный для выполнения этой миссии человеческий потенциал – с другой.
Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., Хлап А.А., Афанасьев С.В. - Персонализация в информационной социализации личности: проблемы и их причины c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.3.29964

Аннотация: В условиях развития информационного общества происходит трансформация, как социальной системы, так и сущностных, родовых качеств человека. Эти трансформации имеют как положительные, так и отрицательные последствия. В современных научных исследованиях ведется поиск и изучение причин подобных изменений. Анализ публикаций по данному вопросу показал, что недостаточное внимание исследователи уделяют одному из основных источников проблем негативных измененный в структуре современной личности – трансформации субъекта социализации. Данная работа является продолжением публикаций авторов, посвященных изучению специфики основных этапов (идентификации, индивидуализации и персонализации) информационной социализации личности. В ходе исследования были изучены и проанализированы результаты научных исследований проблем информационной социализации личности зарубежных и отечественных ученых. В методологии исследования использовалась теория деятельности и теория социализации личности, разработанные Нижегородским философским клубом «Универсум», возглавляемом Л.А. Зеленовым и концепция информационной социализации личности Е.В. Грязновой Обосновано, что основная причина трансформации личности в информационной социализации – это замена реального субъекта социализации на информационный квазисубъект. На этапе персонализации родовые качества человека подвергаются трансформации благодаря изменениям структурных элементов трех основных подсистем культуры (информационной, праксиологической и аксиологической). Чтобы адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, создаваемым информационной культурой, человек вынужден изменяться на уровне своей сущности: трансформируется сознание, язык, деятельность и общение.
Шабаева А.В., Митина Г.В., Шайхатарова Т.В. - Психологические особенности одиноких женщин в период ранней взрослости c. 26-38

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.2.37648

Аннотация: Предметом исследования выступили психологические особенности одиноких женщин с разными видами переживания одиночества в период ранней взрослости. Эмпирическим объектом исследования явилась выборка женщин в возрасте от 18 до 44 лет в количестве 126 человек не состоящие в отношениях, которые были поделены на три группы в зависимости от возраста: 40 человек от 18 до 27 лет, 66 человек от 28 до 36 лет и 20 человек от 37 до 44 лет. В рамках программы исследования использовались методики диагностики уровня и вида переживаемого одиночества и психологических особенностей. Для обработки данных использовался корреляционный анализ χ² Пирсона и критерий Краскела-Уоллиса. Материалы и сделанные на их основе выводы пополняют научный арсенал знаний о психологических особенностях одиноких женщин в период ранней взрослости. Основные выводы исследования включают следующие положения: 1. Женщины в период ранней взрослости имеют высокий уровень субъективного переживания одиночества; 2. Преобладающим видом одиночества у женщин в период ранней взрослости является диссоциированный вид одиночества; 3. Участницы исследования попадают под критерии самоактуализирующейся личности; 4. Существует взаимосвязь между личностными особенностями одиноких женщин и видами переживаемого одиночества; 5. Женщины в возрастной группе от 37 до 44 лет более эмоционально устойчивы, активны, безмятежны, спокойны и видят жизнь более целостно.
Печерский Ю.И. - Влияние деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности будущего педагога. c. 27-36

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.21677

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является деструктивный внутриличностный конфликт, который оказывает влияние на развитие личности. Объектом исследования - студенты педагогического вуза. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы как сущность внутриличностного конфликта, его интерпретация зарубежными и отечественными учеными. Анализируется опыт протекания деструктивного внутриличностного конфликта у студентов. На основании изученных исследований, автором дается собственная модель определения влияния деструктивного внутриличностного конфликта на студентов-педагогов. В заключении сделаны выводы о факторах, которые проявляются у студентов педагогического вуза в случае наличия деструктивного внутриличностного конфликта, а также причинах этого процесса. В ходе работы нами использовались основные теоретические методы психолого-педагогического исследования, а именно аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод, индуктивный метод, моделирование и интерпретационно-описательные методы. Основные выводы проведенного исследования формируются автором в функциональном блоке, который демонстрирует структуру содержания и методы деятельности педагогического состава педагогического вуза, направленные на выявление влияния деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности студентов. Новизна исследования заключается в определении конкретных функций и способов воздействия педагогов с целью обнаружения деструктивного внутриличностного конфликта, который оказывает влияние на формирование личности будущего педагога.
Шабаева А.В., Митина Г.В., Стрельникова А.А. - Особенности совладающего поведения женщин с разным семейным статусом c. 27-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.36229

Аннотация: Цель исследования - изучить особенности психологической защиты у женщин с разным семейным статусом. Предметом исследования выступили механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, супружеский копинг, ситуативная и личностная тревожность, удовлетворенность браком. Эмпирическим объектом исследования явилась выборка женщин с разным семейным статусом в возрасте от 18 лет до 40 лет, в количестве 73 человек. В рамках программы исследования использовались методики диагностики преобладающих механизмов психологической защиты, стратегий и моделей копинг-поведения, супружеского копинга, оценки ситуативной и личностной тревожности и удовлетворенности браком. Для обработки данных использовался корреляционный анализ r-Пирсона и Н-критерий Крускала-Уоллиса.     Материалы и сделанные на их основе выводы пополняют научный арсенал знаний об особенностях психологической защиты и совладающего поведения у женщин и возможностях оказания им психологической помощи в формировании адаптивного поведения в стрессогенной среде, в выработке конструктивных стратегий поведения. Основные выводы исследования включают следующие положения: 1. Большинство молодых женщин вне зависимости от их семейного статуса имеют высокий уровень конструктивности поведения. У женщин с разным семейным статусом одинаково высокий уровень отрицания и компенсации, как способов психологической защиты. 2. Выявлены различия по шкале вытеснения как психологической защиты. Данный показатель преобладает у незамужних женщин, имеющих постоянного сексуального партнёра в отличии от остальных трёх групп. 3. Положительная взаимосвязь наблюдается между личностной тревожностью и проекцией, непрямыми действиями и компенсацией, осторожными действиями и интеллектуализацией, агрессивными действиями и замещением. Выявлена сильная положительная корреляция между избегающим стилем и проекцией, эгоистичным стилем и проекцией, конфликтным стилем и агрессивными действиями. Средняя отрицательная связь выявлена между конфликтным стилем и удовлетворённостью браком.
Ким А.Э. - Взаимосвязь между видами самоотношения и саморегуляцией лености у молодых людей с разной выраженностью саморегуляции поведения c. 28-39

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.6.37141

Аннотация: Предметом исследования выступили самоотношение и саморегуляция лености у молодых людей, совмещающих работу и учебу. Представлен краткий теоретический обзор исследований, подтверждающих взаимосвязанность самоотношения и саморегуляции поведения, лености. С помощью процедуры квартилирования значений индивидуальных показателей были определены группы с разной выраженностью общей саморегуляции поведения. Установлены ведущие виды самоотношения молодых людей с разным уровнем саморегуляции поведения. Показано наличие и специфика достоверных взаимосвязей между видами самоотношения с внешними и внутренними оценочными основаниями и выраженностью саморегуляции лености в разных контекстах, провоцирующих проявления лености, у молодых людей с разным уровнем саморегуляции поведения. У молодых людей с высокой саморегуляцией поведения выявлена взаимосвязь между саморегуляцией лености и видами самоотношения с внутренними оценочными основаниями при выполнении учебной задачи, с внешними и внутренними оценочными основаниями при выполнении рабочей задачи. Отмечена важность позитивного самоотношения для поддержания саморегуляции лености. У субъектов с выраженностью саморегуляции выше и ниже среднего обнаружены взаимосвязи между видами самоотношения как с внешними, так и с внутренними оценочными основаниями при выполнении учебных и рабочих задач. У молодых людей с низкой саморегуляцией поведения взаимосвязанными с саморегуляцией лености оказались виды самоотношения с внешними оценочными основаниями при выполнении учебной деятельности, виды самоотношения с внешними и внутренними оценочными основаниями при выполнении рабочей задачи. Выявленные особенности может быть полезно учитывать при планировании учебного и рабочего процесса.
Захаркин Д.Д. - Классификация современных теорий личности c. 31-55

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.16246

Аннотация: В статье проводится анализ классификаций современных теории личности. Рассматриваются классификации, предложенные отечественными авторами Д. А. Леонтьевым, К. А. Абульхановой и зарубежными Робертом Фрейджером, Джеймсом Фэйдименом, Ларри Хьеллом, Дэниелем Зиглером. Отмечается, что к новейшим теориям личности в современной науке можно отнести:1) теории которые начали формироваться после 1950 года, 2) данные теории сильно отошли от идей Зигмунда Фрейда, 3) теории представляют из себя синтез предыдущих теорий личности. В статье современные теории личности классифицированы на: архаические, восточные, престклассические, классические, постклассичекие, новейшие. Новейшие теории личности в свою очередь классифицированы на полиметрические и монометрические. Целью настоящей статьи является представление оригинальной классификации современных теорий личности, включающей в себя и отечественные и зарубежные теории, с одной стороны, с другой стороны, учитывающей многообразие современных подходов. В основе классификации новейших теорий личности, рассмотрение позиций отечественных и зарубежных авторов по следующим компонентам теорий: мировоззрение автора, природа психики, детерминированность поведения, основы теории, локализация, развитие, задачи личности, структура личности, уровни личности, подходы к изучению личности, гармоничная личность, перспективное направление.
Ким А.Э. - Представления работающих молодых людей о лености в связи с их самоотношением и саморегуляцией c. 34-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.69275

EDN: TIVWAK

Аннотация: Предметом исследования выступили представления о лености, самоотношение и саморегуляция работающих молодых людей. Целью исследования являлось установление взаимосвязей между представлениями о содержании, условиях возникновения, саморегуляции лености и видами самоотношения, стилями саморегуляции у работающих молодых людей с разной выраженностью самооценки лености. Эмпирическим объектом исследования выступили 110 молодых людей Лень рассматривается как состояние, возникающее в ситуации переживания несоответствия внешних требований и внутренней готовности вложить имеющиеся ресурсы для их выполнения, отсутствие внутренней готовности к действию с целью сбережения ресурсов. Леность трактуется как свойство личности, проявляющееся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния лени при низком пороге его возникновения в широком круге ситуаций. Использованы методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В.И.), многомерный опросник исследования самоотношения (Пантилеев С.Р.), методика самооценки лени (Богданова Д.А., Посохова С.Т.); самооценка уровня лености. Проведен контент-анализ самоописания представлений о лености. Применены методы математической статистики. Определены представления о лености в виде трактовок содержания лености как действия, как эмоционально-этической оценки, как мотивационно-характерологической черты; трактовок обстоятельств лености, связанных с условиями прошедшей, текущей или предстоящей деятельности, мотивационными образованиями, состоянием субъекта; транслируемых вариантов регулирования лености как перехода к деятельности, элементов внутреннего диалога, самомотивирования, мыслительных операций и размышлений, принятия и пассивности при переживании лености. Определены группы с разной выраженностью самооценки лености. Ранжированы виды самоотношения и стили саморегуляции молодых людей с разной выраженностью самооценки лености. Установлено, что ведущим у низко ленивых и ленивых ниже среднего является вид самоотношения с внешним оценочным основанием, в то время как ленивые выше среднего и высоко ленивые обладают высокой выраженностью видов самоотношения как с внешними, так и с внутренними оценочными основаниями. Установлены взаимосвязи между представлениями о содержании, условиях возникновения, саморегуляции лености и видами самоотношения, саморегуляцией у работающих молодых людей с разной выраженностью самооценки лености (низкой, ниже среднего, выше среднего и высокой), установлена специфика этих взаимосвязей.
Березина Т.Н. - Влияние биологических факторов на продолжительность жизни в близнецовой паре. c. 36-45

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.21305

Аннотация: К биологическим факторам, влияющим на индивидуальную продолжительность жизни, наряду с наследственностью, традиционно относят: пол человека и причины смертности. Наследственность определяет генетическую детерминацию длительности жизненного пути, пол представляет собой биологический фактор, влияние которого опосредуется культурой, причины смертности могут эндогенными (смерть, наступившая вследствие естественных причин) и экзогенными (смерть, вызванная факторами среды). Действие обеих причин смерти в значительной степени зависит от социальной среды. В нашем исследовании мы использовали классический близнецовый метод для сбора эмпирического материала, было проанализировано 172 пары близнецов, из них 100 пар монозиготных. Новым является использование нами однофакторного дисперсионного анализ ANOVA для оценки влияния изучаемых факторов на продолжительность жизни. Этот метод позволит нам не только соотнести вклад наследственности и среды, что является традиционным для психогенетики, но и оценить эффект действия других факторов в индивидуальную продолжительность жизни. Наше исследование подтвердило известные в демографии закономерности: наибольшее влияние на продолжительность жизни оказывает фактор «причины смертности», насильственная смерть сокращает жизнь более чем 2 раза по отношению к естественной. В настоящее время в нашей стране пол влияет на продолжительность жизни, у женщин этот показатель выше. Вклад наследственности в продолжительность жизни ниже, чем вклад среды, и существует только на уровне тенденции. Разработанную нами методологию предполагается использовать далее для оценки вклада более сложных средовых и личностных факторов.
Попова А.В., Тарасова С.М. - Student’s social adaptation in modern cross-cultural conditions c. 46-60

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.5.9461

Аннотация: The article considers the problem of student's social adaptation in today's cross-cultural conditions. Presented the thematic planning of psychological training as a factor of future teachers' social adaptation in modern cross-cultural environment. Research of S. Tarasova, A. Popova shows that most of today's students are not socially adapted to work in an educational institution and do not have cross-cultural competence. The psychological training is a form of active learning, allowing to develop skills from the future specialist in the construction of social productive interpersonal relationships, to analyze the psychological situation from his point of view and partner’s point of view. It helps to develop the knowledge and understanding of themselves and others in the process of cross-cultural interaction.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. - Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности c. 67-78

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.20087

Аннотация: Предметом представленного в статье исследования выступило использование сценарного подхода при проектировании психологической безопасности личности. В ходе исследования реализована экстраполяция возможностей сценарного подхода, разработанного на проблемном материале экономической и политической сфер, на практику содействия субъекту в обеспечении своей психологической безопасности. Сценарный подход к построению психологической безопасности личности определен авторами в качестве методологического средства, поддерживающего создание будущего, отвечающего ее требованиям, на основе выявления и специальной организации событий, значимых с этой точки зрения для человека, путей и ресурсов их развития. Представленные материалы основываются на результатах применения базовых теоретических методов научного исследования, включая анализ и синтез, аналогию, перенос, обобщение. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в предложенной трактовке сценарного подхода в контексте проблематики построения психологической безопасности личности, в обозначении этапов использования сценарного подхода, его преимуществ и ограничений для самообеспечения психологической безопасности, в анализе возможностей использования для этого ряда методов (методов двух осей, ветвей и конуса достоверности) сценарного подхода. Сделан вывод о целесообразности использования сценарного подхода для содействия самообеспечению психологической безопасности личности.
Березина Т.Н. - Вероятностный подход к продолжительности жизни в современных теориях старения. c. 93-106

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.1.18716

Аннотация: Показана возможность применения вероятностного подхода для оценки индивидуальной продолжительности жизни в современных теориях старения. Вероятностный подход определяется с позиций психогенетики, утверждается что на индивидуальную продолжительность жизни действуют три фактора: наследственность, среда, а также фактор генетико-средового взаимодействия, который с учетом активности человека – субъекта своего жизненного пути, можно назвать личностным. Показывается, что подлинно вероятностная модель должна не только учитывать норму реакции признака «индивидуальная продолжительность жизни», но и влияние на нее собственной активности личности. Проведен анализ современных теорий старения: выделятся теории наличия генов смерти, теории биологических часов, митохондриальные теории старения, негенетические, стохастические теории и т.п. Утверждается, что в рамках любой модели старения индивидуальная продолжительность жизни оказывается зависимой не только от предполагаемых в ней факторов, но и имеет вероятностный зазор, который зависит от самой личности, организующей свою жизнь. В качестве одного из таких факторов предлагается личностная организация времени
Шантырь Е.Е. - Унификации базовых понятий и терминов практической психологии c. 99-117

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14907

Аннотация: В современных условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной наукой, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций. Вместе с тем практическая психология сегодня ещё не является достаточно совершенным инструментом для решения актуальных проблем человека и общества в целом. Во многом это объясняется многообразием и неоднозначностью базовых терминов и понятий, используемых в практической психологии, что не только осложняет профессиональные взаимоотношения психологов, но и ставит под сомнения в ряде случаев смысловую интерпретацию деятельности практического психолога и очень часто искажает суть и специфику самой профессии в общественном сознании. В статье предложены и теоретически обоснованы базовые понятия и термины практической психологии, которые, не отрицая все многочисленные теоретические наработки в психологии, создают унифицированную терминологическую основу для дальнейшего развития практической психологии, повышения её эффективности и росту социальной значимости, что крайне необходимо в условиях нарастания кризисных явлений в современном обществе. В работе сформулированы и теоретически обоснованы такие базовые понятия и термины практической психологии, как определение психологии, как науки, понятие личности, интерпретация психических процессов и их классификация. Научная новизна статьи заключается в приемлемой для всех школ и направлений унификации базовых понятий и терминов практической психологии. К базовым понятиям и терминам мы отнесли определение психологии, как науки, понятие личности, интерпретацию психических процессов и их классификацию. Обобщив материал, мы предлагаем следующее теоретическое обоснование указанных терминов и понятий для практической психологии: Психология – наука о психических процессах и поведении человека, как личности. Личность – человек, как носитель творческого сознания. Психический процесс – определенное однонаправленное свойство сознания. Классификация психических процессов: 1. Интеллектуальные психические процессы. 2. Эмоциональные психические процессы. 3. Функциональные психические процессы. 4. Духовные психические процессы.
Кулагина Н.В. - Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли у работающих мужчин и женщин: состояние проблемы и некоторые пути её решения c. 138-228

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.2.276

Аннотация: В данной статье описывается достаточно новый для современной психологической науки феномен «внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли», проявляющийся у современных мужчин и женщин. На основе анализа результатов исследований разных авторов показаны причины его возникновения, его дезадаптирующее и деструктивное влияние на психическое и физическое здоровье человека, процесс личностной и профессиональной самореализации, сферу межличностных отношений. Представлены результаты эмпирического исследования проявлений внутриличностного гендерного конфликта профессиональной роли у современных мужчин и женщин, работающих в так называемых «полотипичных» и «неполотипичных» профессиональных сферах. Названы личностные особенности человека (выявленные автором статьи эмпирическим путём), помогающие избегать (преодолевать) негативное влияние факторов, вызывающих появление гендерного конфликта профессиональной роли. Кроме того, в статье представлены некоторые пути решения обозначенной проблемы, систематизированы предлагаемые разными авторами результативные пути коррекции подобных видов внутриличностных гендерных конфликтов, которые будут полезны в практической деятельности психологам, психотерапевтам, другим специалистам, занимающимися решением психологических проблем человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.