Психолог - рубрика Внутренний мир человека
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Внутренний мир человека"
Внутренний мир человека
Баринов Д.Н. - Тревога и страх: историко-философский очерк c. 1-39

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.553

Аннотация: В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги – антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. Это положение гласит: в рамках социально-философского и конкретно-социологического исследований страха и тревоги необходимо учитывать два уровня: а) уровень рационально организованного социального порядка, обеспечивающего предсказуемость общественной жизни и минимизирующего разнообразные риски; б) уровень неформализованных, спонтанно-стихийных процессов, характеризующийся неопределенностью.
Белинская Е.П. - Динамика представлений человека о себе: история изучения и современное состояние проблемы c. 1-51

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.767

Аннотация: В статье рассматривается развитие проблематики динамических аспектов Я-концепции и идентичности в рамках общей, возрастной и социальной психологии. Показывается, что утверждение идеи изменчивости «Я» в психологии в целом шло через признание активности социального субъекта, объективной множественности оснований для самоидентификации, потенциальности проявлений Я-структур и их временных модусов. Подчеркивается роль актуального социального контекста – ситуации социальных изменений, - в развитии данных взглядов, особенно для социально-психологического ракурса анализа. Утверждается, что актуальной задачей бытия современного человека все более становится установление смыслов и значений меняющейся социальной действительности для себя лично, с минимальной опорой на социальные предопределенности и с актуализацией всего своего личностного ресурса. Это заставляет большинство социально-психологических подходов в исследовании «Я» обращать внимание на множественность и вероятностность структур самосознания личности, что отражает влияние на данную проблемную область общих гносеологических принципов эпохи постмодерна. В заключение рассматриваются проявления кризиса идентичности личности в ситуации отечественных социальных изменений.
Бессонова А.Д. - Представления студентов гуманитарных специальностей о дружбе и любви. c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.6.9540

Аннотация: В статье изложены результаты эмпирического исследования обыденных представлений современных студентов о дружбе и любви. Эти отношения выступают в качестве базовых, фундаментальных и неотъемлемо личностно значимых жизненных отношений. В работе отмечается недостаток современных исследований в области фундаментальных жизненных отношений, поскольку современный мир оказывает динамичное влияние на развитие человека, в том числе на его отношения в самых различных аспектах. В какую сторону происходят эти изменения психологам, педагогам и обществу в целом необходимо знать. В эмпирической части исследования представлены результаты ассоциативной и проективной диагностики. Описаны особенности ассоциативного восприятия-понимания отношений дружбы и любви, систематизированы субъективные классификации дружбы и любви, а так же определены корреляционные отношения между субъективной оценкой респондентами опыта дружбы и любви в своей жизни и параметрами склонности к переживанию симпатии или любви, стилем межличностного поведения, измеряемых шкалами стандартизированных методик. Научный анализ результатов исследования продемонстрировал, что в отношении дружбы и любви представления молодежи не дублируют привычные обыденные стереотипы. Например, ассоциативное восприятие-понимание студентами-гуманитариями феномена-понятия «дружба» является позитивно-ориентированным, не содержащим негативные аспекты оценки. В тоже время, ассоциативный ряд понятия «любовь» включает как положительные, так и негативные слова-характеристики. В ассоциативных оценках и классификациях-типологиях отношений дружбы и любви доминирует отражение субъективного опыта респондентов, их актуальных переживаний и отношений. Смысло-обобщенный социальный опыт и рефлексивная эрудиция представлены значительно в меньшей степени. Анализ корреляционных отношений между исследуемыми параметрами показал потенциал положительной взаимосвязи между склонностью респондентов к отношениям любви и симпатии и наличию таких отношений в их жизни, а так же, высокой оценке отношений любви, в целом в жизни людей.
Анисимова К.А. - Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности. c. 1-24

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11689

Аннотация: Данная статья посвящена психологическим особенностям отношения к своему будущему у беременных женщин в возрасте от 18 до 40 лет. Беременность представляет собой сложное и психологически очень разнообразное состояние. Физические, гормональные и социальные изменения, происходящие с женщиной в этот период, изменяют ее эмоциональное состояние, а также отношение к себе, к будущему ребенку и миру в целом. Для беременной женщины характерно колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических проблем. Для изучения родительских установок американскими психологами Е.С. Шефером и Р. К. Беллом была предложена методика PARI (parental attitude research instrument). В России данная методика была адаптирована психологом Т.В. Нещерет. Методика включает в себя 23 аспекта-признака. 8 шкал характеризуют отношение к семейной роли: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа и его невключенность в дела семьи; доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери. Всего в исследовании приняли участие 180 человек, разделенных на две группы: 1. Условно-здоровые беременные женщины (УЗБЖ) – 90 человек; 2. Условно-здоровые небеременные женщины (УЗНБЖ) – 90 челочек. В настоящее время в России весьма актуальным является изучение индивидуально-психологических особенностей беременных женщин. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является отношение беременных женщин к своему будущему ребенку и семье, особенно учитывая тревожно-депрессивный фон настроения на протяжении периода беременности. Были получены данные о том, что для УЗБЖ характерные такие аспекты-признаки как «ощущение самопожертвования», «неудовлетворенность ролью хозяйки», «зависимость от семьи», «развитие активности ребенка», «уклонение от конфликта» и т.д.
Корнеенков С.С. - Духовная и перинатальная психология: особенности ретроспективных
переживаний в измененном состоянии сознания
(эмпирическое исследование)
c. 1-73

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.6.13645

Аннотация: Рассматриваются вопросы перинатальной психологии. Теоретическое и экспериментальное исследование построено на следующих гипотезах. Первая: человек является саморазвивающимся существом, в его душе хранится вся информация в период развоплощённого состояния, а так же в перинатальный период развития. Вторая: находясь в медитации, индивид способен вспомнить психические состояния и переживания, которые он ис-пытывал до своего рождения. Задачи исследования: 1. Изучить научную и йогическую литературу по проблеме: а) единения сознания души и ума плода в перинатальный период жизни индивида; б) жизнь души в предшествующий период ее воплощения в тело человека. 2. Проверить практические возможности интегральной технологии обучения и самопознания в бодрствующем и измененном состояниях сознания при изучении академических дисциплин в вузе. 3. Провести экспериментальное исследование переживаний, восприятия и мышления индивида в измененном состоянии сознания в разные периоды перинатального развития и в период, предшествующий вхождению души в материальное тело человека. Объект исследования: измененное состояние сознания. Предмет иссле-дования: особенности восприятия, мышления и переживания индивидуального сознания: а) до встречи с оплодотворенной яйцеклеткой; б) в момент и после образования зиготы; в) в первые дни жизни ребенка. Применялась разработанная автором интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания (ИСС). Вхождение в ИСС осуществлялось с помощью следующих методов: установка, настройка, концентрация, музыка, медитация, гипноз, самовнушение, молитва, сонастройка. Впервые в отечественной и мировой психологии и педагогике предло-жен, апробирован и внедрен в практику интегральный подход обучения и самопознания в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания. Получены новые данные о психологических особенностях восприятия, мышления и переживаний в перинатальный период развития индивида, а также в момент предшествующий встречи сперматозоида и яйцеклетки, ду-ши и физического тела. Овладение медитацией позволяет осознанно воспринимать «другую» реальность, принимать свой внутренний мир и окружающую действитель-ность как единое целое. Глубокое погружение в себя способствует наступлению покоя, гармонии, знания, чистоты, наполняет сознание личности силой и энергией. Внутренний мир такая же реальность для нашего сознания, как и внешний. В медитации можно проводить самоисследование, самообучение согласно поставленным целям, изучать теоретический и практический курс психологии и педагогики, анатомии и физиологии, а также любую дисциплину, предусмотренную программой обучения в вузе.
Субботский Е.В. - Невозможность матрицы: Магия субъективности c. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14193

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы о соотношении мозга и субъективной реальности: Могут ли роботы создать у человека иллюзию реальности? Действительно ли человек, погруженный в мир искусственной субъективности, не может покинуть его без посторонней помощи? Что лучше: наслаждение жизнью в мире иллюзий, или борьба за жизнь и счастье в суровом мире истины? Анализ показал, что даже если компьютерные технологии по мощи в разы превзойдут существующие, нельзя ожидать, что человек с помощью компьютера, и тем более сам компьютер, будет в состоянии создать неотличимую копию субъективного мира. Причина в том, что субъективность – магическое явление. Оно дано человеку как феномен, но не обусловлено физическими причинами. Те состояния искусственной субъективности, которые могут испытывать и создавать люди (галлюцинации во время болезни, состояния, возникающие при раздражении мозговой коры или в результате приема наркотических средств) являются имитациями реальной субъективности, но не самой субъективностью. Факт иллюзорности таких состояний осознается человеком, погруженным в такие состояния, или же после выхода из этих состояний. Новизна: Впервые феномен человеческой субъективности проанализирован в контексте современных исследований магического мышления. Выводы: (1) субъективность относится к разряду магических, а не физических явлений; (2) представления о структуре мозговых процессов, компьютерные и другие модели, являясь частью физической реальности, производны от субъективности; они могут создавать имитации субъективности (мышления, восприятия, переживания), но не саму субъективность; (3) наука о мозге и кибернетика будут создавать все более совершенные формы взаимодействия физических структур (машин и искусственных органов) с субъективной реальностью сознания, но между физическими структурами и подлинной субъективностью всегда будет существовать принципиально непреодолимая «нейтральная полоса» неведомого.
Березина Т.Н. - Понимание и осознание психических образов высших порядков. c. 1-32

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.15431

Аннотация: В статье анализируется феномен осознания и понимания наглядной информации, находящейся в образах высших порядков. Автор опирается на разработанную ранее модель образов- интеграторов различных порядков, согласно которой, наглядная информация обобщается независимо от вербальной, формируя все более усложняющиеся образования. В модели утверждается, что образы первого порядка - фотографические образы, второго порядка – классические вторичные образы; третьего порядка – обобщенные образы , образы четвертого порядка – пространственно- подобные образования; образы пятого порядка – невербальные эталоны моральных, философских, математических обобщений. Осознание образов высших порядков рассматривается в контексте психосемантической теории сознания В.Ф.Петренко, для того чтобы стать осознанными, они должны встроиться в систему отношений со значениями языкового тезауруса. Однако, согласно авторскому предположению, образы высших порядков – полимодальны, и включают в себя не только обобщенную образную, на и аудиальную информацию, иначе говоря, обладают своим звучанием; звучание может быть представлено бессвязными звуками, обобщенными частями слов, а также механически запечатленными словосочетаниями. Согласно классическим представлениям, понимание происходит, когда слово соединяется с образом, это положение в статье дополняется условием, что подлинное понимание происходит, если запечатленные первосигнальные звучания в составе образов высших порядков хотя бы частично совпадают со звучаниями слов, которыми данная категория определяется.
Ростовцева М.В., Гудовский И.В., Гончарова Т.М., Хохрина З.В. - Исследование связи ценностных ориентаций и психологических механизмов адаптации личности c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23415

Аннотация: Предметом исследования является связь ценностных ориентиаций и психологических механизмов адаптации студенческой молодежи. Проведено исследование на выборке студентов 5 курса ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет". Установлено, что состояние психологической дезадаптации приводит к закрытию для дезадаптированных студентов ценностей-целей широкого жизненного спектра и «сужению перспективы личностного развития». Неадаптированные испытуемые фиксированы на состоянии своего здоровья (потребности витального уровня) и выключены из культурного контекста, пренебрегая ценностями мета-уровня (познание, творческая самореализация). Не обнаружилось значимых различий в ценностях студентов с высоким и низким уровнем адаптации. Однако, большее число студентов из группы адаптированных, нежели неадаптированных, выбирают в качестве важной жизненной ценности "профессиональное и личностное развитие" Основным методам исследования являлось тестирование с помощью следующих психодиагностических методик: тест Рокича «Ценностные ориентации», тест "Самооценка психических состояний" (по Айзенку), тест "Шкала депрессии" (тест адаптирован Г.И.Балашовой). Получены результаты, свидетельствующие о наличии связи между ценностными ориентациями и психологическими механизмами адаптации личности. В целом по двум группам испытуемых (адаптированных и неадаптированных) получены схожие данные в отношении выбора терминальных ценностей (здоровье), однако существуют некоторые значимые различия при выборе испытуемыми двух групп инструментальных ценностей.
Ростовцева М.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В., Хохрина З.В., Трофимова В.В. - Психологическая программа по повышению уровня эмоционального интеллекта детских тренеров спортивных секций c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38769

EDN: IBRAYA

Аннотация: Предметом исследования является психологическая программа по повышению уровня эмоционального интеллекта у детских тренеров спортивных секций. На сегодняшний день проблема эмоционального интеллекта выражена в противоречии, где с одной стороны ребенок во время тренировок и соревнований нуждается в необходимой эмоциональной поддержке, с другой стороны, в научной литературе недостаточно представлены средства по его повышению. Цель работы заключается в разработке программы повышения уровня эмоционального интеллекта у детских тренеров спортивных секций. Исследование проводилось с 21тренером детских спортивных секций на базе молодежного «Центра технического проектирования» в городе Красноярске. Была разработана программа повышения эмоционального интеллекта у детских тренеров спортивных секций. Она была выстроена в соответствии с определенной логикой работы с эмоциями, которая включает в себя осознание своих и чужих эмоций в различных ситуациях, освоение способностей управления своими и чужими эмоциями и освоение способностей управления своим поведением в нестандартных ситуациях. Программа, апробированная на группе тренеров, способствовала повышению у них эмоционального интеллекта. Результаты настоящего исследования могут найти практическое применение в различных областях психологической практики: психологическом просвещении, консультировании и др. Они могут быть использованы при разработке программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов – тренеров.
Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова С.С. - Особенности проявления патриотичности у студентов с разным отношением к специальной военной операции c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.2.39910

EDN: JKKLHE

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие зависимость проявления патриотичности и отношения к специальной военной операции в студенческой среде. Актуальность исследования обусловлена, социально-политическими преобразованиями внутренней и внешней политики государства, требующими пересмотра системы патриотического воспитания молодежи, основанных на базовых, национальных и исторических ценностях. Изменения в архитектуре межгосударственных отношений требуют перестройки формирования личности, готовой отстаивать приоритеты своей страны в разных сферах жизнедеятельности, что невозможно без истинного патриотического отношения к своей Родине. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступил системный подход, разрабатываемый отечественными исследователями Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин, А.И. Крупнов и др; целостно-функциональный подход к исследованию свойств личности и черт характера (Крупнов, 1994), исследования патриотичности (Кудинов, 2017,2018; Гаврилушкин, 2012; Лутовинов, 1997; Потемкин, 2009; и др.). Для исследования патриотичности использовался опросник «Патриограмма». Для выявления отношения студентов к специальной военной операции была разработана авторская анкета. Результаты исследования основаны на выборке из 109 студентов вузов Москвы, с последующим математико-статистическим анализом, позволили установить статистически достоверные различия между показателями патриотичности у студентов с разным отношением к специальной военной операции. В целом было установлено, что отсутствует прямая зависимость между показателями патриотичности и положительным отношением к спецоперации. Низкие показатели патриотичности также не находятся в прямой зависимости с отрицательным отношением к СВО. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что студенческая молодежь рассматривает патриотичность в широком контексте и не связывает данное личностное свойство с противостоянием по отношению ко внешнему миру. Результаты исследования доказывают необходимость совершенствования воспитательной деятельности, направленной на формирование и развитие патриотичности на разных этапах обучения.
Люкшина Д.С., Капустина Т.В., Садон Е.В., Кадыров Р.В. - Личностный, социальный и поведенческий компоненты эмоционального выгорания у врачей (на примере исследования врачей Приморского края) c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.69063

EDN: HZYRWM

Аннотация: Предметом исследования является личностный, социальный и поведенческий компоненты эмоционального выгорания у медицинских специалистов. Эмпирическим объектом исследования выступили 340 врачей разных специальностей разного возраста, работающих в городах Приморского края и имеющих разный стаж работы. Авторы исследования, проведя теоретический анализ, делают вывод о том, что основными внутренними компонентами эмоционального выгорания у медицинских специалистов следует считать: личностный (эмоционально-волевой) компонент, который представляет спектр определенных личностных характеристик и состояний, социальный (межличностный) компонент, влияющий и выстраивающий взаимоотношения с другими людьми, включая коллег и пациентов, и поведенческий (мотивационно-ценностный) компонент, определяющий профессиональную и мотивационную направленность личности и умение противостоять внешним воздействиям. Особое внимание уделяется именно внутренним факторам, поскольку внешние факторы мало зависят от личности врача. Методологической основой исследования является компонентная модель внутренних проявлений эмоционального выгорания, которая состоит из трех компонентов. Для проведения исследования использовались метод тестирования и проективный метод, позволяющие описать эти компоненты у врачей. Было выявлено, что эмоциональное выгорание характерно (от среднего до крайне высокого уровня) для 309 человек (90,9%). Проведенное эмпирическое исследование позволило описать проявления эмоционального выгорания с позиции этих трех компонентов. Научной новизной исследования следует считать использование трехкомпонентной модели внутренних факторов эмоционального выгорания. В ходе исследования также было определено, что общий стаж работы никак не соотносится с проявлениями эмоционального выгорания, а возраст, в частности, молодой и зрелый, в отличие от пожилого, ему способствует. Полученные данные и описания определяют мишеневые точки для профилактики и психологической коррекции эмоционального выгорания у медицинских специалистов разных специальностей, программы можно составлять, опираясь на проявления каждого компонента у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Ральникова И.А., Шамардина М.В. - Социальная тревога как фактор становления субъективной картины жизненного пути в период нормативного кризиса юности c. 15-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32602

Аннотация: Предмет исследования: субъективная картина жизненного пути на этапе нормативного кризиса юности в контексте социальной тревоги. Цель: выявление особенностей когнитивной и эмоциональной оценки прошлого, настоящего и будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути юношей и девушек, склонных к переживанию социальной тревоги. В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступили научные представления о человеке как субъекте жизненного пути, теории жизненного пути и психологического времени, научная идея о когнитивно-перцептивной избирательности и регуляции социальной тревоги в ситуациях оценивания. Для сбора научной информации использовались следующие психодиагностические инструменты: методика «Семантический дифференциал времени» (Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова, К. Р. Червинская), «Опросник социальной тревоги и социофобии» (О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев). Математико-статистическими процедурами анализа данных выступили расчет U-критерий различия средних Манна-Уитни, корреляционный анализ (ранговая корреляция по Спирману), регрессионный анализ. Научная новизна полученных результатов заключается в следующих позициях: 1. Доказано, что социальная тревога является предиктором становления представлений о личном прошлом, настоящем и будущем в юности в период переживания нормативного кризиса. 2. Определены инвариантные тенденции в характере когнитивной и эмоциональной оценки составляющих субъективной картины жизненного пути в юности в случае повышенной социальной тревоги. 3. Выявлены вариативные описания временных модусов. Полученные результаты могут быть использованы в области практической деятельности психолога в целях осуществления психобиографического консультирования и психологических тренингов проектирования жизненного пути с юношами и девушками с выраженной социальной тревогой и социальными страхами.
Новгородова Е.Ф. - Самоуважение как медиатор связи между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью c. 16-24

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.24174

Аннотация: По сей день остается актуальной проблема качества жизни российской молодежи и выявления психологических индикаторов его оптимизации. К качестве такого признака автор рассматривает самоуважение личности. С целью построения модели детерминации субъективного благополучия молодежи, было проведено эмпирическое исследование. Проверялась каузальная модель медиаторного опосредования удовлетворенности жизнью, включающая социально-предписанный перфекционизм в качестве независимой переменной и самоуважение в качестве медиатора. В исследовании приняли участие 268 студентов среднего профессионального образования в возрасте от 16 до 20 лет (средний возраст 17.3 ± 1.3). Данные собирались посредством следующих психодиагностических методик: “Шкала глобальной удовлетворенности жизнью” (С.В. Яремчук), “Многомерная шкала перфекционизма” (И.И. Грачёвой) и “Опросник самоотношения” (В.В. Столина и С.Р. Пантилеева). По результатам применения корреляционного анализа констатируется значимая взаимосвязь между всеми рассматриваемыми переменными при p = 0.001, а именно: удовлетворенность жизнью отрицательно коррелирует с социально-предписанным перфекционизмом и положительно коррелирует с самоуважением, в то время как социально-предписанный перфекционизм имеет негативную связь с самоуважением респондентов. Результаты регрессионного анализа продемонстрировали, что самоуважение полностью опосредует связь между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью. Итак, самоуважение индивида не только ассоциировано с удовлетворенностью жизнью и социально-предписанным перфекционизмом, но и опосредует данную связь. Показано, что интенсивная обеспокоенность ожиданиями значимых других приводит к низкой удовлетворенности жизнью вследствие не достаточного уважения к своему Я. Таким образом, засвидетельствована оптимизирующая роль самоуважения в процессе регуляции качества жизни современной молодежи.
Калита В.В., Бурик В.Н., Ропало В.А. - Семантическая близость имиджа Владивостока и Хабаровска по признакам социально-психологической привлекательности c. 16-33

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.1.31886

Аннотация: Цель исследования - выявление структурно-содержательных характеристик социально-психологической привлекательности имиджа Владивостока и Хабаровска. Рассмотрена актуальная проблема привлекательности имиджа города, его ценности, определяемой набором характеристик: материальных и нематериальных благ, уникальности, адаптивности городской среды и т.п. Предмет исследования: образ города у студентов профессиональной направленности «Человек – Человек» (направление подготовки «Психология», 25 чел.) и «Человек – Художественный образ» (направление подготовки «Графический дизайн», 25 чел.). Задача исследования: выяснить отличительные характеристики социально-психологической привлекательности имиджа городов Владивостока и Хабаровска в восприятии студентов двух направлений подготовки. Методической основой комплексного исследования структурно-содержательных характеристик и привлекательности имиджа Владивостока и Хабаровска стала экспериментальная психосемантика. В исследовании применён метод группового ассоциативного эксперимента, позволивший реконструировать и описать образ Владивостока и Хабаровска, посредством расчёта меры семантической близости. Выявлены и описаны особенности структурно-содержательных характеристик и признаки социально-психологической привлекательности имиджа Владивостока и Хабаровска. Установлено, что существуют признаки привлекательности имиджа Владивостока и Хабаровска, отражающие ключевые критерии оценки среды: экономический, климатический, экологический, архитектурный, культурный, политический, оценочный и другие, нахождение в структуре образа которых подтверждается и теоретическими и эмпирическими данными. Установлено, что у студентов направлений «Графический дизайн» и «Психология» имидж городов имеет схожие структурно-содержательные характеристики, позволяющие не только реконструировать образ, но и обозначить признаки социально-психологической привлекательности Владивостока и Хабаровска. Исследование представлений об урбанизированной среде и её психологической привлекательности на Дальнем Востоке России проводилось впервые.
Корнеенков С.С. - Психологическое самоисследование и психотерапия личности в измененном состоянии сознания c. 25-75
Аннотация: Аннотация: Рассматривается структура личности и ее субличностей. Цели исследования: 1) экспериментальная проверка способности к обучению, самопознанию и психотерапии в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания; 2) экспериментальное самоисследование личности и ее психических образований (субличностей) в измененном состоянии сознания; 3) проведение психокоррекции и психотерапии в измененном состоянии сознания. 4) выявить особенности восприятия, переживаний и мышления, связанных с процессом самодиагностики личности в измененном состоянии сознания. Для достижения поставленных целей исследования применялась авторская интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания. ИТОиС позволяет проводить самодиагностику, психокоррекцию и психотерапию, получать знания об особенностях своего психического развития. Наличие функциональной асимметрии мозга приводит к формированию и развитию двух личностей как единого целого. Гармоничное развитие индивида обеспечивается интеграцией всех фрагментов личности (субличностей) формируемых на основе психофизиологических функций правого и левого полушарий. Вводятся в научный оборот понятия «личность левого полушария» и «личность правого полушария».
Субботский Е.В. - Экскурсии в зазеркалье: Магическое мышление в современном мире c. 30-73

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.4.12322

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы: Что такое магическая реальность? В какие сферы жизни современного человека проникает эта реальность? В чем причина проникновения магической реальности в жизнь современного человека? К каким последствиям может привести такое проникновение? В древности и средневековье доступ к магической реальности обеспечивала религия или альтернативные религии практики: ведовство, колдовство, астрология, алхимия. В эпоху Ренессанса к ним присоединилось искусство. В XIX веке возникло движение спиритуализма, в XX – парапсихология. Наконец в конце XX -- начале XXI века появляются портативные интерактивные формы зрительной репрезентации магической реальности – компьютерные игры и интернет, а широкое распространение индивидуальных электронных дисплеев (ноутбуков, ай-педов, ай-фонов и т.п.) привели интерактивный мир зазеркалья в семью и детскую комнату. Психологические исследования показали, что вера в магический мир у современного человека не исчезла, а ушла вглубь бессознательного. Эта скрытая вера прорастает во все сферы современной жизни: экономику, политику, медицину, мораль, развлечения, образование, даже в физику и науку о мозге. Почему дети «подсаживаются» на игры, в которых они обладают магической силой? Почему рациональные люди часто принимают экономически невыгодные решения? Как получается, что образованный народ может принять мнение политиков, которое противоречит его коренным интересам? Почему в медицине действует эффект плацебо? Откуда у террористов, как во время войны, так и во время мира, такая фанатичная решимость и сила духа? Как возможно, что даже при отсутствии надзора, внутри себя, некоторые люди выбирают добро, а не зло, действуя вопреки собственной выгоде? Почему физиологи называют работу мозга «магией»? Ответ на эти и другие вопросы – в неосознаваемой вере современного человека в сверхъестественное. Новизна: (1) Впервые некоторые феномены в сфере детской игры, политики, экономики, медицины, морали, и науки о мозге рассматриваются в контексте последних психологических исследований магического мышления; (2) Новым является и рассмотрение исторической эволюции доступа человека к магической реальности, а также последствий контакта с этой реальностью для индивида и общества. Выводы: (1) Магическое мышление, в ходе которого могут нарушаться известные законы физики, биологии и психологии, широко практикуется в современном мире в форме развлечений, игр, и других видов деятельности, основанных на воображении; (2) Как дети, так и образованные взрослые, осознанно или неосознанно, верят в возможность сверхъестественного; (3) Эта скрытая вера порождает специфические эффекты в разных сферах жизни: политике, экономике, медицине, моральной сфере, сфере развлечений, даже в сфере науки; (4) Широкое распространение интерактивных электронных дисплеев облегчает доступ современного человека к воображаемому миру сверхъестественного; (5) В результате вероятность воздействия скрытой веры в сверхъестественное на поведение человека возрастает.
Умарова Г.М. - Распределение ценностей безопасности студентов вуза при разном типе отношения ко времени c. 32-55

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.6.16890

Аннотация: Предметом исследования явилась психологическая безопасность личности студентов вуза как ключевая характеристика, обеспечивающая не только выживание в окружающем мире, но и возможность продвижения к реализации главной жизненной цели. В центр исследования помещено выявление особенностей ценностей безопасности личности, особенности которых детерминированы фактором времени. Автор статьи реализовал эмпирическое изучение связи субъектных ценностей безопасности и типа временной перспективы личности. Его целью явилось выявление того, какие виды безопасности приоритетны для студентов с разным типом отношения ко времени. В качестве метода сбора эмпирических данных использовалось тестирование с использованием опросника потребности в разных видах безопасности Т.М. Краснянской и опросника временной перспективы Ф. Зимбардо. В работе представлено эмпирическое описание особенностей соотношения временной перспективы личности и субъектной ценности для студентов различных видов безопасности жизнедеятельности. Сделан вывод, в соответствии с которым субъектная ценность безопасности разграничивает студентов на две группы: испытывающих потребность в выживании и стремящихся к преодолению, развитию в качестве личности. Результаты, представленные в работе, могут использоваться при планировании профессионального взаимодействия со студентами, испытывающими проблемы в сфере психологической безопасности личности.
Золотухина Е.В. - Личное прошлое как экзистенциальная проблема c. 34-76
Аннотация: Статья посвящена личному прошлому как экзистенциальной проблеме. Автор рассматривает связь прошлого с другими модусами времени, мотивы обращения людей к прошлому, а также психотерапевтические техники изменения личного прошлого. После представления наиболее радикальных техник и фиксирования проблем, которые они создают для личности, автор предлагает читателю известные в литературе более «мягкие» техники, способные в терапевтических целях интерпретировать прошлое, не меняя памяти.
Корнеенков С.С. - Психологическое самоисследование и психотерапия личности в измененном состоянии сознания c. 38-88

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.105

Аннотация: Рассматривается структура личности и ее субличностей. Цели исследования: 1) экспериментальная проверка способности к обучению, самопознанию и психотерапии в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания; 2) экспериментальное самоисследование личности и ее психологических образований (субличностей) в измененном состоянии сознания; 3) проведение психокоррекции и психотерапии в измененном состоянии сознания. 4) выявить особенности восприятия, переживаний и мышления, связанных с процессом самодиагностики личности в измененном состоянии сознания. Для достижения поставленных целей исследования применялась авторская интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания. ИТОиС позволяет проводить самодиагностику, психокоррекцию и психотерапию, получать знания об особенностях своего психического развития. Наличие функциональной асимметрии мозга приводит к формированию и развитию двух личностей как единого целого. Гармоничное развитие индивида обеспечивается интеграцией всех фрагментов личности (субличностей) формируемых на основе психофизиологических функций правого и левого полушарий. Вводятся в научный оборот понятия «личность левого полушария» и «личность правого полушария».
Пономаренко И.Л., Кондрашихина О.А., Кадышева Л.Б. - Эстетическое сознание как предиктор эффективности арт-терапии при работе со стрессовыми состояниями личности c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.2.35427

Аннотация: Предметом исследования является эстетическое сознание как предиктор эффективности арт-терапии при работе со стрессовыми состояниями личности. Целью статьи явилось изучение эстетического сознания как предиктора эффективности арт-терапии при работе со стрессовыми состояниями личности. Эмпирические методы: Методика свободных описаний Д. А. Леонтьева, Шкала устойчивости к источникам стресса (Е. В. Распопин). Для статистической верификации выявленных тенденций и анализа данных использовался критерий ранговой корреляции Спирмена. В исследовании принимали участие 44 участника – студенты-филологи Севастопольского Государственного Университета в возрасте от 17 до 23 лет. Выявлено, что резистентность к отдельным источникам стресса достоверно связана с особенностями эстетического сознания личности, однако эта связь неоднородна по направленности, а именно: чем свободнее чувствует себя субъект при описании эстетического объекта, и следовательно, чем более разнообразны его эстетические суждения, тем выше уровень его стрессоустойчивости по компоненту «Я-другие» и одновременно ниже устойчивость к стрессорам «Я-сам». Таким образом, при применении арт-техник в работе со стрессовыми состояниями личности необходим учет особенностей развития эстетического сознания личности, готовности и возможности работать со сложными визуальными стимулами. Научная новизна исследования заключается в выявлении роли эстетического сознания личности как предиктора эффективности арт-терапии при работе со стрессовыми состояниями.
Ростовцева М.В., Артюхова Т.Ю., Суворова Н.В., Авдеева Т.Г., Федорова Е.П. - Исследование связи между личными установками, уровнем самоактуализации и удовлетворенностью браком в семейных парах. c. 47-59

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.3.38302

EDN: XZPVPS

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются факторы, влияющие на удовлетворенность браком в супружеских парах. В частности, исследовалась связь между удовлетворенностью браком и личностными установками и уровнем самоактуализации супругов. В исследовании были использованы следующие методики: «тест-опросник удовлетворенности браком» (ОУБ). Авторы: В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко; тест «Измерение установок в семейной паре». Авторы: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.; самоактуализационный тест (САТ), измеряющий самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал (автор: Алешина Ю.Е и др.). В исследовании участвовали 20 супружеских пар со стажем брака от 7-10 лет.    Проведенное исследование показало, что степень удовлетворенности браком зависит от личных установок и уровня самоактуализации личности. Мужчины больше удовлетворены браком, чем женщины, они меньше предъявляют претензий к своей второй половинке, больше довольны семейным бытом. Существует также связь между удовлетворенностью браком мужем и женой: чем больше довольна одна сторона, тем больше удовлетворена браком другая. Данные диагностики самоактуализации испытуемых показала, что существует взаимосвязь между степенью удовлетворенности браком и шкалами: компетентность во времени, опора на себя, ценностные ориентации, гибкость поведения, самоуважение, самопринятие, Также статистический анализ показал, что существует взаимосвязь между удовлетворенностью браком и желанием развестись, отношением к романтической любви и значимостью сексуальной сферой.
Киреева О.В. - Отношение к кредитованию заемщиков с разным уровнем самоактуализации c. 51-69

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.5.29507

Аннотация: Предметом исследования являются показатели отношения к кредитованию лиц, имеющих разный уровень самоактуализации. В данной статье рассматриваются различия в отношении к кредитованию у лиц с разным уровнем самоактуализации. В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что чем выше уровень самоактуализации, тем выше вероятность обращения к конструктивным способам совладания с кредитной задолженностью. Для проверки данной гипотезы применялись опросник «Отношение к кредитам» (А.Н. Дёмин, О.В. Киреева, Е.Ю. Педанова) [6], cамоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома (в адаптации Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз) и анкета. В ходе исследования обнаружены связи между некоторые показателями самоактуализации, осведомленностью и мотивами кредитования. Выявлено, что самоактуализирующиеся личности готовы оказывать финансовую помощь значимым Другим через кредитование. Лица, у которых не выражена направленность к самоактуализации, не готовы брать кредит для значимых Других. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: заемщики с низкими показателями самоактуализации характеризуются низким уровнем самопринятия, спонтанности и принятия агрессии. Они осведомлены об опыте кредитования родственников и друзей. Для них значимым является воплощение через кредитование своей мечты в ближайшее время. Они не готовы брать кредит для решения проблем других лиц. Заемщики с высоким уровнем самоактуализации в подгруппе с высоким уровнем самоактуализации обнаружены связи между показателями самоактуализации, характеризующими особенности картины мира и креативность самоактуализирующейся личности, осведомленностью заемщиков и мотивами кредитования. Представители подгруппы «псевдосамоактуализация» характеризуются низким уровнем креативности и страхом перед кредитованием. Полученные результаты можно использовать в рамках коррекционной и развивающей работы с заемщиками и должниками.
Башкин Е.Б., Шляхта Д.А., Янь Я. - Активность как предиктор субъективного благополучия китайских подростков c. 54-65

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.69441

EDN: BQQJTM

Аннотация: С середины 1990-х гг. в китайских академических кругах в определенном масштабе ведется дискуссия вокруг понятия психического здоровья. Наличие проблем с психическим здоровьем у подростков стало одним из наиболее значимых социальных вопросов китайского общества. В этих условиях изучение особенностей субъективного благополучия китайских подростков приобретает высокую значимость, что в целом определило актуальность темы исследования. Статья посвящена исследованию проблемы субъективного благополучия китайских подростков и содержит следующую цель исследования - выявить внутренние факторы субъективного благополучия китайских подростков в их взаимосвязи с другими элементами структуры личности. Особое внимание уделено изучению влияния активности на субъективное благополучие китайских подростков. Эмпирическим объектом исследования выступили подростки Пекина и провинции Хэнань в количестве 302 человека.  В качестве диагностических методов исследования выступали: опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, шкала проактивные аттитюды и опросник общей самоэффективности Р. Шварцера. Полученные данные изучались с помощью методов математико-статистической обработки (расчет средних показателей, показателей стандартного отклонения, критерия Шапиро-Уилка, непараметрического дисперсионного анализа Краскела-Уоллиса, регрессионного и кластерного анализа). По результатам проведенного эмпирического исследования было обнаружено, что больше половины от всех опрошенных китайских подростков имеют высокую проактивность, что характеризуется наличием у них таких признаков, как инициативность, решительность, уверенность в собственных силах, способность быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды, планировать и активно строить свое будущее. Таким образом, подростки, имеющие проактивную модель поведения, оценивают состояние субъективного благополучия более высоко, чем подростки с низкой активностью. По результатам исследования сделаны выводы о высокой роли проактивности в формировании субъективного благополучия китайских подростков, которые могут быть учтены при разработке мероприятий по улучшению психологического благополучия подростков Китая. Результаты проведенного исследования согласуются с результатами других современных данных исследования психического благополучия, высокий уровень которого обеспечивается за счет произвольной регуляции, опережающей активности в учебной деятельности.
Черемискина И.И., Капустина Т.В. - Совладающее поведение у людей молодого возраста в ситуации переживания личностного кризиса c. 56-70

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.4.38431

EDN: RUCZXU

Аннотация: Предметом исследования является совладающее поведение в ситуации переживания личностного кризиса. Эмпирическим объектом исследования выступили молодые люди, которые являются важным ресурсом социально-экономических преобразований в нашем обществе. Сам возрастной период, с психологической точки зрения, является временем становления личности, активного вхождения в новые виды деятельности, социальные роли, самореализации. Однако мир постмодерна задает очень высокий темп человеческого существования, смена жизненных ситуаций и ориентиров происходит резко, почти мгновенно, что обуславливает высокую стрессовую нагрузку на молодых людей, на фоне осознания рассогласования внешних обстоятельств и смысловых структур личности возникает переживание личностного кризиса, негативным последствием которого является её социально-психологическая дезадаптация.   Новизна исследования заключается в том, что оно базируется на трехкомпонентной модели Л.Г. Жедуновой, основываясь на которой были подобраны методики, позволяющие диагностировать переживание личностного кризиса у молодых людей. Оказалось, что больше половины исследуемых молодых людей находятся в состоянии переживания личностного кризиса. Особенностью их совладающего поведения является преимущественное использование стратегий «дистанцирование» и «избегание», им свойственно игнорирование стратегии «принятие ответственности». Также для них характерны стремление преувеличивать имеющиеся проблемы, повышенный уровень тревожности, сниженное настроение, пассивность, плохое самочувствие, повышенная чувствительность, впечатлительность, ранимость, отсутствие лидерских качеств, преобладание ведомости, внутриличностный конфликт, заключающийся в противостоянии двух противоречивых черт – конформизма и нонконформизма, преобладание мотивации избегания неудач, тенденция к конфликтному поведению. Полученные данные могут быть полезны как психологам консультантам, так и представителям служб психологического сопровождения, так как выявленные особенности молодых людей в состоянии переживания личностного кризиса могут стать мишенями психологической помощи по его преодолению.
Тулитбаева Г.Ф., Хайдаршина Р.Н. - Исследование взаимосвязи одиночества и суицидальных рисков у подростков и пожилых людей c. 66-79

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.39455

EDN: NPGVOI

Аннотация: В статье представлены результаты исследования, посвященного выявлению взаимосвязи одиночества и степени суицидального риска у подростков и лиц пожилого возраста. Предметом исследования явилась взаимосвязь одиночества и суицидального риска у лиц подросткового и пожилого возраста. В качестве методов использовались «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев), методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон), методика «Карта риска суицида» (модификация Л. Б. Шнейдер), «Шкала оценки риска суицида» (Patterson), «Шкала безнадёжности» (А. Бек), математико-статистический анализ. Новизна исследования состоит в том, что впервые выявлена система взаимосвязей одиночества и суицидальных тенденций в подростковом и пожилом возрастах. В ходе исследования в обеих исследуемых группах была установлена взаимосвязь переживания одиночества и уровня суицидального риска. При этом субъективная оценка уровня своего актуального одиночества как высокого, негативное отношение к своему одиночеству и зависимость от общения связаны с высоким уровнем суицидального риска, а позитивное отношение к одиночеству и низкая степень переживания актуального одиночества связаны с низким уровнем риска суицида. Полученные результаты свидетельствуют о том, что существует путь преодоления негативных аспектов одиночества и снижения числа суицидов, который связан с изменением отношения к одиночеству, способностью к саморегуляции, умением находить и пользоваться внутренними и внешними ресурсами личности. Полученные выводы будут полезны как психологам, так и специалистам, работающим с подростками и пожилыми людьми.
Кулагина Н.В. - Маскулинные нормативные установки современных мужчин разного возраста c. 70-79

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.1.18046

Аннотация: Статья раскрывает проблему трансформации идеологии маскулинности в современном обществе. Представлен обзор исследований, актуализирующих данную проблему и показывающих, что следование нормам традиционной маскулинной идеологии детерминирует проблемы психического и физического здоровья у современных мужчин. Цель статьи - ознакомить научную общественность с результатами эмпирического сравнительного исследования степени выраженности маскулинных нормативных установок у современных мужчин. Предметом исследования являются маскулинные нормативные установки современных мужчин разного возраста в разных сферах жизни – личной, семейной, профессиональной. Выборка – 150 мужчин, проживающих в городах Верхнекамья. Для сбора эмпирических данных использовался диагностический инструментарий: опросник «Мужские нормативные установки», автор Л. Луйт, в адаптации И. С. Клёциной и Е. В. Иоффе; методика «Распределение ролей в семье», авторы Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская; анкета «Профессиональные гендерные установки мужчин», автор Ю. Г. Тищенко. Выявлено, что у современных мужчин разного возраста представленность маскулинных нормативных установок в личной и социальной сферах выражена в районе средних значений: у мужчин возраста «молодость» интегральный показатель нормативности на уровне среднего значения, а у мужчин возрастов «взрослость» и «зрелость» на уровне выше среднего. В семейной сфере нормативная идеология маскулинности практически не разделяется молодыми мужчинами, их представления о распределении семейных ролей смещаются в сторону эгалитарной модели. Мужчины более старшего возраста, достаточно патриархальны в этом вопросе. Маскулинные нормативные установки подавляющего большинства мужчин всех возрастов в области распределения профессиональных ролей отражают стремление к мужскому главенству в этой сфере, приверженность вертикальной профессиональной сегрегации. Представленные эмпирические данные могут расширить границы психологического знания относительно степени приверженности нормам традиционной маскулинности современных мужчин разного возраста. Результаты исследования могут быть использованы в консультативной практике специалистов, при разработке учебных курсов и спецкурсов по гендерной психологии, психологии личности, психологии семьи, а также при проведении дальнейших исследований в данной области.
Гвоздева Д.И. - Взаимосвязь компонентов романтической привязанности к партнеру с актуальными потребностями и личностными чертами у мужчин и женщин c. 80-87

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.6.28220

Аннотация: Предметом исследования выступили компоненты романтической привязанности к партнеру, актуальные потребности и личностные черты у мужчин и женщин. Объектом исследования выступила романтическая привязанность к партнеру у мужчин и женщин. Эмпирическим объектом исследования явилась выборка мужчин и женщин в возрасте от 20 до 25 лет, которые на момент исследования состояли в романтических отношениях, в количестве 70 человек. В статье устанавливаются характерные для мужчин и женщин компоненты романтической привязанности к партнеру, а также раскрывается их взаимосвязь с актуальными потребностями и личностными чертами. Анализируются различия в установленных взаимосвязях. Исследование проводилось с помощью методов тестирования и статистической обработки данных. Данные исследования обрабатывались с помощью критерия Х2 Фридмана, Т-критерий Вилкоксона, коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В результате обработки данных исследования показано, что доминирование одного и того же компонента романтической привязанности у мужчин и женщин связано с разными актуальными потребностями; что женщины, в отличие от мужчин, склонны к психологическому «срастанию» с партнером; что неудовлетворенность социальных потребностей и у мужчин, и у женщин, приводит к повышению автономности в романтических отношениях, а их удовлетворенность – к эмоциональной близости. Новизна исследования состоит в установлении обусловленности особенностей романтической привязанности партнеров их актуальными потребностями; в установлении личностных черт, характерных для мужчин и женщин, имеющих те или иные особенности романтической привязанности. Данные исследования могут быть внедрены в работу психологических служб, оказывающих консультативную поддержку гражданам по вопросам личной и семейной жизни.
Трубицына Л.В., Журавлева Ю.В. - Психологические особенности отношения взрослых людей к своим родителям c. 88-97

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39542

EDN: RUBKGY

Аннотация: В статье рассматривается проблема отношения взрослых детей к их родителям. Исследование состояло из двух частей. Целью первой части было получение наиболее полной картины возможных аспектов отношения взрослых детей к своим родителям без учета преобладающих вариантов. Методом исследования послужила серия слабоструктурированных интервью. С помощью качественного анализа проведенных слабоструктурированных интервью выделены обобщенные категории, описывающие разные аспекты отношения взрослых детей к своим родителям. На основании полученных данных был составлен вопросник, который использовался во второй части исследования. Вопросник заполнили 146 респондентов. Результаты были проанализированы с помощью факторного анализа.    Выделены 8 факторов, характеризующих субъективные представления взрослых детей об отношении к их родителям: отношения любви и ощущения уюта; забота с проблемами соответствия родительским ожиданиям; обиды и претензии; критика; подчеркивание важности отношения с бабущками и дедушками; опека свысока по отношению к родителям; эмоциональная зависимость с проблемами отделения, а также восприятие родителей как модели и образца. Новизной данного исследования стала разработка опросника с помощью метода слабоструктурированного интервью, позволившая при рассмотрении отношений взрослых детей к своим родителям выделить ряд значимых аспектов этих отношений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.