по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue № 04/2021
Contents of Issue № 04/2021
Person and personality
Korolev A.A. - Correlation between the victim personality type and specificity of the impact of bullying pp. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.36256

Abstract: From the psychological-social perspective, the problem of bullying is relevant and significant. The article provides the opinions of different authors on the problem of bullying, its types, and peculiarities of manifestation. Special attention is given to the attitudes of the parties to bullying - aggressor and victim – viewed in their close interrelation . Special emphasis is placed on position of a victim. Based on victimological approach, a hypothesis is put forward on the significance of the victim personality in a situation of bullying, depending on personality type, susceptibility or resistance  of an individual to the effects of bullying. The object of this research is the impact of bullying factors upon victim personality. The subject the correlation between victim personality type and specificity of the impact of bullying. The research employs MMPI typological survey, as well as based on the classification of the impact of bullying forms a questionnaire that includes most relevant for the respondents bullying factors. The use of correlation analysis allowed establishing both positive and negative correlations between the personality type and specificity of the impact of bullying (bullying factor). Such research indicate the specific susceptibility/resistance to certain manifestations of bullying, characteristic to a number of personality types (hysteroid, excitable, epileptoid, psychasthenic, schizoid). The acquired results contribute to the organization of targeted psychological that would help a person to overcome difficulties in a situation of bullying.
Lutsik M.Y., Drongo A.V. - The Self-concept model as experience evaluation process pp. 11-26

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.35464

Abstract: This article substantiates the relevance of studying the Self-concept as a phenomenon aimed at achieving Self-actualization and structurization of behavior. The question is raised about the prerequisites that allow a person to differentiate experience, thereby underlining the need to study the ontogenesis of the Self-concept as the foundation for the evaluative process that integrates the three gradually forming layers. This serves as the basis for formulating the definition of the Self-concept, and describing each of its layers (organismic, social, and conceptual). Their role in the experience evaluation process, as well as applicable to behavior, is explored. The boundaries are established between the layers and the phenomena introduced by K. Rogers; thus, the social layer is naturally introjective and essential. The subject of this research is the determination of each layer of possible disorders within ontogenesis, and relative to this, the risk of transition of the Self-concept from the process to the newly formed structure. Description is given to possibilities of application of this model in psychological practice. Firstly, it allows understanding the incongruity of the customer, as well as self-image of the psychologist in their non-empathic, but congruent responses. Secondly, this model structures the interaction in psychotherapy, helping to establish the typology of psychological disorder, as well as choose appropriate interventions remaining within the framework of humanistic methodology, without eclectic selection of the techniques. In conclusion, the authors reveal the potential of scientific study of the Self-concept model, which consists in understanding the customer and their incongruity. This model contributes to most accurate choice of techniques and methods, as well as means of interaction with the customer, depending on the dysfunction of the layer.
Shabaeva A.V., Mitina G.V., Strel'nikova A.A. - The peculiarities of coping behavior of the women with different family status pp. 27-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.36229

Abstract: The goal of this research is to examine the peculiarities of psychological protection among women with different family status. The subject of this research is the mechanisms of psychological defense, coping strategies, marital coping, situational and personal anxiety, and satisfaction with marriage. The empirical object is the sampling of 73 women with different marital status aged from 18 to 40 years. Pearson correlation coefficient and Kruskal–Wallis H test were used for data processing. The provided materials and acquired conclusion augment the scientific knowledge on the peculiarities of psychological protection and coping behavior of women, and possibilities of rendering psychological aid for the development of  adaptive behavior in stressful environment and constructive behavioral strategies. The following conclusions were made: 1) majority of young women regardless of their marital status, have a high level of constructive behavior; equally high rate of denial and compensation as the mechanisms of psychological protection; 2) there are differences in the scale of repression as psychological protection; his indicator prevails among unmarried women who have a permanent sexual partner, unlike the other three groups; 3) positive correlation is observed between personal anxiety and projection, indirect actions and compensation, cautious actions and intellectualization, aggressive actions and substitution. The author determines a strong positive correlation between the avoiding style and projection, selfish style and projection, conflicting style and aggressive actions. The average negative correlation is revealed between conflicting style and satisfaction with marriage.
Clinical psychology
Kadyrov R.V., Venger V.V. - Complex post-traumatic stress disorder: modern approaches towards definition of the concept, etiology, diagnostics, and psychotherapy pp. 45-60

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.35811

Abstract: The goal of this article is to summarize and systematize the works of foreign researchers dedicated to psychotherapy of the complex post-traumatic stress disorder. For achieving the set goal, the author carries out a theoretical review of foreign literature on the topic, as well as the analysis of recent foreign research and their summary. Modern living conditions led to increase in the number of people with complex post-traumatic stress disorder, which actualized the problem of seeking effective psychological aid and psychotherapy for this category of people. The author reveals several scientifically proven effective methods of non-pharmaceutical treatment of complex post-traumatic stress disorder, including cognitive behavioral therapy, eye movement desensitization and reprocessing, as well as body-oriented therapy and art therapy, which are equally as effective. It is determined that currently that the number one treatment for complex post-traumatic stress disorder is the phase trauma-oriented approach that includes creation of safe environment, stabilization, and mitigation of symptoms; confrontation, analysis and integration of traumatic memories; integration of mental trauma experience, and rehabilitation of the consequences of complex post-traumatic stress disorder. The combination of individual and group work that produces most effective results in therapy is relevant in dealing with complex post-traumatic stress disorder.
Developmental psychology
Praizendorf E.S. - The transformation of emotional component of gender identity of adolescent girls pp. 61-77

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.35642

Abstract: The subject of this research is the emotional component of gender identity of adolescent girls. The goal is to determine the specificity of transformation of the emotional component of gender identity of adolescent girls. The author meticulously analyzes the transformation of emotional component of gender identity of adolescent girls. Gender identity implies the internal dynamic structure that integrates separate aspects of personality, associated with perception of oneself as a representative of particular gender and self-regulation of the gender-role behavior. Research methodology is based on the cultural-historical theory of mental development of a person developed by L. S. Vygotsky, age periodization developed by D. B. Elkonin, conceptual positions in the context of studying gender problematic developed by E. P. Ilyin, V. E. Kagan, I. S. Kletsina, N. Y. Flotskaya, and other works.. The empirical basis includes 30 adolescent girls from the nuclear families. The age of respondents from the first to the fourth year of research was 12-13, 14, 15, and 16-17 y.o. respectively. This article is first to theoretically substantiate and provide empirical evidence of the existence of transformation of emotional component of gender identity of girls during their puberty period. The author determines the qualitative characteristics of emotional component of gender identity of girls at early, middle, and later stages of adolescence. The conclusion is made that the emotional component of gender identity of adolescent girls transforms throughout the earlier adolescence to later adolescence. Therefore, at the age of 12-13, teenage girls perceive their mother as exigent, while seeing the father as rather positive. At the age of 14, girls perceive the father as emotionally detached, indifferent, while the attitude towards the mother is unstable and changeable. At the age of 15, the father is perceived as antagonistic and emotionally detached, while the mother is also perceived as antagonistic and indifferent. By the age of 16-17, girls form attitudes towards themselves through the current and future social roles – daughter, sister, mother, wife.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 04, 2021
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 15-09-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2021
Индивид и личность
Королев А.А. - Взаимосвязь типа личности жертвы со спецификой воздействия буллинга c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.36256

Аннотация: Проблема буллинга рассматривается как весьма актуальная и значимая в психолого-социальном плане. Приводятся взгляды разных авторов на проблему буллинга, его форм видов и особенностей проявления. Особое внимание в обзоре, определяющее дальнейшее оригинальное исследование, уделяется позициям участников травли. Отмеченные позиции – агрессор и жертва рассмотрены в тесной взаимосвязи. Особый акцент сделан на позиции жертвы. Выдвинуто предложение, базирующееся на виктимологическом подходе о значении личности жертвы в ситуации травли, зависимости от типа личности чувствительности, либо резистентности индивида к воздействию буллинга. Объектом исследования является воздействие буллинг-факторов на личность жертвы. Предметом исследования является взаимосвязь личностного типа жертвы со спецификой воздействия буллинга. В исследовании был использован типологический опросник СМИЛ, а также на основе классификаций вариантов воздействия буллинга была сформирована анкета, в которую вошли наиболее актуальные для респондентов буллинг-факторы. С помощью корреляционного анализа были установлены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи между типом личности и спецификой воздействия буллинга (буллинг-фактора). Данные исследования наглядно указывают на специфическую чувствительность/резистентность к определенным проявлениям буллинга, характерным для ряда личностных типов (истероидный, возбудимый, эпилептоидный, психастенический, шизоидный). Полученные сведения способствуют организации прицельной психологической работы для преодоления личностью трудностей в ситуации травли.
Луцик М.Ю., Дронго А.В. - Модель Я-концепции как процесса оценки опыта c. 11-26

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.35464

Аннотация: Обосновывается актуальность изучения Я-концепции в роли феномена, направленного на достижение самоактуализации и структурирующего поведение. Ставится вопрос о предпосылках, позволяющих человеку дифференцировать опыт, и тем самым подчеркивается необходимость изучения онтогенеза Я-концепции как основания для оценочного процесса, включающего в себя три постепенно формирующихся слоя. На основе этого формулируется понятие Я-концепции и последовательно описывается каждый её слой (организмический, социальный, концептуальный). Изучается их роль в процессе оценки опыта и, в соответствии с этим, – в реализации поведения. Устанавливаются границы между слоями и описанными К. Роджерсом феноменами, так, социальный слой в норме не является интроективным и необходимым. Предметом изучения является выделение в онтогенезе каждого слоя возможных нарушений и, в соответствии с этим, обсуждается опасность перехода Я-концепции из процесса в структурное новообразование. Описываются возможности применения изучаемой модели в психологической практике. Во-первых, с её помощью возможно понимание неконгруэнтности клиента, а также она способствует самопониманию психолога в его не эмпатических, но конгруэнтных откликах. Во-вторых, данная модель структурирует взаимодействие в психотерапии, помогая установить типологию психологического нарушения, а также подобрать подходящие интервенции, оставаясь в рамках гуманистической методологии, без эклектического подбора техник. В заключении авторами раскрывается потенциал научного изучения предлагаемой модели Я-концепции, который заключается в понимании клиента, его неконгруэнтности и данная модель способствует наиболее адекватному выбору техник и методов, а также способов взаимодействия с клиентом в зависимости от нарушения слоя.
Шабаева А.В., Митина Г.В., Стрельникова А.А. - Особенности совладающего поведения женщин с разным семейным статусом c. 27-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.36229

Аннотация: Цель исследования - изучить особенности психологической защиты у женщин с разным семейным статусом. Предметом исследования выступили механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, супружеский копинг, ситуативная и личностная тревожность, удовлетворенность браком. Эмпирическим объектом исследования явилась выборка женщин с разным семейным статусом в возрасте от 18 лет до 40 лет, в количестве 73 человек. В рамках программы исследования использовались методики диагностики преобладающих механизмов психологической защиты, стратегий и моделей копинг-поведения, супружеского копинга, оценки ситуативной и личностной тревожности и удовлетворенности браком. Для обработки данных использовался корреляционный анализ r-Пирсона и Н-критерий Крускала-Уоллиса.     Материалы и сделанные на их основе выводы пополняют научный арсенал знаний об особенностях психологической защиты и совладающего поведения у женщин и возможностях оказания им психологической помощи в формировании адаптивного поведения в стрессогенной среде, в выработке конструктивных стратегий поведения. Основные выводы исследования включают следующие положения: 1. Большинство молодых женщин вне зависимости от их семейного статуса имеют высокий уровень конструктивности поведения. У женщин с разным семейным статусом одинаково высокий уровень отрицания и компенсации, как способов психологической защиты. 2. Выявлены различия по шкале вытеснения как психологической защиты. Данный показатель преобладает у незамужних женщин, имеющих постоянного сексуального партнёра в отличии от остальных трёх групп. 3. Положительная взаимосвязь наблюдается между личностной тревожностью и проекцией, непрямыми действиями и компенсацией, осторожными действиями и интеллектуализацией, агрессивными действиями и замещением. Выявлена сильная положительная корреляция между избегающим стилем и проекцией, эгоистичным стилем и проекцией, конфликтным стилем и агрессивными действиями. Средняя отрицательная связь выявлена между конфликтным стилем и удовлетворённостью браком.
Клиническая психология
Кадыров Р.В., Венгер В.В. - Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство: современные подходы к определению понятия, этиологии, диагностика и психотерапия c. 45-60

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.35811

Аннотация: Цель данного обзора – обобщить и систематизировать работы зарубежных исследователей по проблеме психотерапии комплексного посттравматического стрессового расстройства. Достижение цели потребовало последовательного выполнения следующих задач: теоретический обзор зарубежной литературы по проблеме; анализ проведенных за рубежом исследований за последние годы и их содержательное обобщение. В работе использовались следующие методы: теоретический анализ источников по проблеме исследования; синтез как процесс соединения изученного материала в единую систему. В современных условиях жизни возросло количество людей с комплексным посттравматическим расстройством, вследствие чего стала особо актуальна проблема выбора эффективной психологической помощи и психотерапии для данной категории людей. В результате обзора было выявлено несколько научно доказанных эффективных методов немедикаментозного лечения КПТСР, среди которых когнитивно-поведенческая терапия, десенсибилизация и переработка движений глаз (ДПДГ), также выделены не менее эффективны телесно-ориентированная терапия и арт-терапия. Определено, что в настоящее время для терапии КПТСР применяют прежде всего фазовый, ориентированный на травме подход, включающий в себя: установление безопасности, стабилизации и снижения симптомов К ПТСР; конфронтация, проработка и интеграция травматических воспоминаний; интеграция опыта психической травмы и реабилитация последствий КПТСР. Актуальным в работе с КПТСР является сочетание индивидуальной и групповой работы приводящее к наиболее эффективным результатам в терапии.
Психология развития
Прайзендорф Е.С. - Трансформация эмоционального компонента половой идентичности девочек подросткового возраста c. 61-77

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.4.35642

Аннотация: Предмет исследования — эмоциональный компонент половой идентичности девочек-подростков. Целью исследования стало выявление специфики трансформации эмоционального компонента половой идентичности девочек подросткового возраста. Автор подробно анализирует трансформацию эмоционального компонента половой идентичности девочек подросткового возраста. Под половой идентичностью понимается внутренняя динамическая структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения. Методология исследования: культурно-историческая теория психического развития человека Л.С. Выготского, возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, концептуальные позиции в исследовании половой проблематики Е.П. Ильина, В.Е. Кагана, И.С. Клециной, Н.Ю. Флотской и др. Эмпирическая база исследования представлена 30 девочками подросткового возраста из полных семей. Возраст участвующих с первого по четвертый год исследования составил 12-13, 14, 15, 16-17 лет соответственно.     Впервые теоретически обосновано и эмпирически доказано существование трансформации эмоционального компонента половой идентичности девочек в период подросткового возраста. Определены качественные характеристики эмоционального компонента половой идентичности девочек на этапах раннего, среднего и старшего подросткового возраста.Основные выводы исследования представлены в положениях. Эмоциональный компонент половой идентичности девочек-подростков трансформируется на протяжении от более раннего подросткового периода к более позднему. Так, в 12-13 лет девочки-подростки воспринимают мать требовательной, отца как позитивно настроенного. В 14 лет девочками отец воспринимается как эмоционально отстраненный, безучастный, а отношение матери как неустойчивое, переменчивое. Далее, в 15 лет, отец воспринимается как враждебный и эмоционально отстраненный, мать воспринимается также враждебной и безучастной. А к 16-17 годам девочки формируют отношение к себе через настоящие и будущие социальной роли, дочери, сестры, матери, жены.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"