по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 07-07-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Мотивация и духовность личности
Амельченко А.А., Власова Ю.А. - Особенности развития эмпатии и рефлексии студентов при вовлеченности в изобразительную деятельность c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.3.35897

Аннотация: Целью исследования является определение особенностей развития эмпатии и рефлексии студентов при вовлеченности в изобразительную деятельность. Использованы: методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии», методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии», опросник Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина и А.Ж. Салихова «Дифференциальный тип рефлексии», авторская анкета, содержащая вопросы, касающиеся увлечений творческой деятельностью. Методы исследования: статистический анализ таблиц распределения частот; одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова; статистический анализ двумерных таблиц сопряженности; однофакторный дисперсионный анализ. В исследовании принимали участие студенты 1-4 курсов различных специальностей ВУЗа. В результате исследования установлено, что уровень развития эмпатии и рефлексивности, а также таких видов рефлексии как системная рефлексия, квазирефлексия и интроспекция у студентов, занимающихся изобразительным искусством, выше, чем у студентов других факультетов (исключение составили студенты-психологи). Новизна исследования определена эмпирическими данными о психологическом своеобразии обучающихся, вовлеченных в изобразительную деятельность. Результаты могут быть полезны в психотерапевтических и образовательных практиках. В работе сделан вывод, что художественная деятельность может определять развитие понимания эмоций других людей и причин собственных чувств. Также в изобразительную деятельность могут быть вовлечены люди с развитыми эмпатическими и рефлексивными качествами.
Моделирование бессознательного
Мордас Е.С., Кузьмичева А.Г. - Менопауза как стадия женского развития: психоаналитический взгляд c. 15-33

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.3.35096

Аннотация: Объект исследования - психоаналитические концепции о женском развитии. Предмет исследования - феномен климактерического периода в женском развитии. В статье анализируются и обобщаются психоаналитические идеи о женском развитии в период менопаузы. 1. Климактерический период - период кризиса (Г.Бибринг); 2. Климакс как травма, нарциссическая обида, обратное развитие либидо, регресс (Х.Дойч); 3. Менопауза как нарциссическое нападение (Р.Лакс); 4. В центре внимания в период менопаузы выступает тело, как было в подростковом возрасте; климактерический период как часть женственности и переживания связаны с идентификацией с материнской фигурой (Д.Пайнз); 5. Менопауза как наказание (М.Кляйн). Включены примеры собственной исследовательской практики.   Новизна исследования - обобщение психоаналитических идей о развитии женщины в климактерическом периоде; выделение и раскрытие понятия феномена комплекса менопаузы. Комплекс менопаузы включает в себя: 1. Менопауза, как травматическое событие, сопровождающееся переживаниями нарциссического удара; агрессией, которая выступает в качестве защиты, соприкосновением с чувством старения и необратимостью данного опыта. 2. Регресс и реактуализация кастрационных переживаний и нарциссических ран, переживание ущербности и невозможности контролировать свое тело. 3. Переживание потери и оплакивания утраченных возможностей репродуктивной сферы и женственности. 4. Менопауза связана с идентификацией с материнской фигурой. 5. Комплекс менопаузы у женщины сопровождается страхом старости (страх перед будущем), страхом быть оставленной, страхом одиночества.
Клиническая психология
Цветкова О.А., Волкова О.В. - К вопросу о базовых потребностях в психологии здоровья c. 34-45

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.3.35874

Аннотация: Психология здоровья – отрасль клинической психологии, которая изучает здоровье человека с учетом физического, психического, социального и духовного аспектов, то есть в контексте биопсихосоциального единства. Современная практика показывает, что представление о болезни автоматически не формирует «внутреннюю картину здоровья». Реализуя задачу психологического сопровождения человека на пути к здоровью и благополучию, необходимо изучать как интегральный феномен здоровья, так и те причины, которые формируют либо картину болезни, либо картину здоровья. Начальным аспектом любой активности и деятельности является потребностно-мотивационная сфера личности. Различные толкования понятия базовых потребностей личности приводит к неопределенности в использовании этого понятия в практической деятельности психолога. Цель: Исследовать подходы к определению базовых потребностей в контексте психологии здоровья. Результаты: В современных исследованиях можно обнаружить три подхода к определению базовых потребностей: как витальных или биологических потребностей; как потребностей, лежащих в основе потребностей более высокого уровня и наконец, как ведущих и необходимых для психического развития и формирования личности. Такое понимание позволяет разрабатывать различные подходы к психологической коррекции последствий фрустрации базовых потребностей. Заключение. В статье представлена систематизация подходов к рассмотрению базовых потребностей личности, структурировано представление о базовых потребностях, как потребностях необходимо присущих и оказывающих существенное влияние на весь ход и процесс формирования личности, что особенно отчетливо обнаруживается в искажениях личностного развития при фрустрации базовых потребностей.
Психология развития
Савинков С.Н., Коваль Н.А. - Проблема разработки психологической модели профессионально-личностной надежности сотрудника МЧС России c. 46-61

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.3.34821

Аннотация: Современный период развития общества характеризуется активным становлением новых психологических, философских и социально-экономических знаний, когда значительно повышается значимость не только высокой продуктивности специалиста, но и его надежности. Особенно в условиях неопределенности и многозадачности. В связи с этим особое значение приобретает проблема не только профессиональных, но и личностных качеств сотрудников МЧС России. Поскольку сотрудникам МЧС России, в ходе выполнения своей профессиональной деятельности приходится достаточно часто сталкиваться с проблемами личной ответственности, нравственности, морали и этики, они обладают особенными представлениями о профессионально-личностной надежности. В статье представлены результаты теоретического анализа, целью которого является определение оснований для создания психологической модели развития профессионально-личностной надежности сотрудников МЧС России. Авторами проанализированы психологические, педагогические, инженерные, социологические и юридические исследования, посвященные изучению надежности. Раскрыты основные структурные компоненты психологической модели развития надежности у сотрудников МЧС России. Намечены перспективы дальнейших исследований. Развитие личностно-профессиональной надежности – является актуальной проблемой современной психологии и требует всестороннего научного изучения. А проблема создания психологической модели развития личностно-профессиональной надежности сотрудников МЧС России имеет острую необходимость и не теряет своей актуальности.
Соционика рядом
Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. - Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» c. 62-88

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.3.35353

Аннотация: Предметом исследования является конструктная валидность используемых в соционике положений и диагностических инструментов. Соционика рассматривается авторами как типологическая концепция в рамках когнитивной психологии, описывающая способности человека к восприятию того или иного типа информации при помощи метода моделирования. Статистическая проверка отдельных положений соционической модели является актуальной темой, поскольку соционическая модель достаточно широко применяется на практике в различных сферах: профориентации, командообразовании, урегилировании конфликтов, маркетинге и других сферах. В статье приведены результаты исследования первичных и вторичных факторов пятифакторного опросника личности «большая пятерка» с соционическими признаками. В качестве методов исследования были использованы: методика определения соционического типа, пятифакторный опросник личности, метод статистического сравнения двух групп по критерию Манна-Уитни и расчет точечного бисериального коэффициента корреляции. Научная новизна исследования заключается в том, что авторами впервые получены статистически значимые результаты, подтверждающие корреляцию всех вторичных и двадцати четырех первичных факторов с соционическими признаками: «экстраверсия – интроверсия», «логика – этика», «статика – динамика», «рассудительность – решительность», «беспечность – предусмотрительность», «иррациональность – рациональность» и «квестимность – деклатимность». Корреляции факторов «большой пятерки» с соционическими признаками согласуются с корреляциями факторов «большой пятерки» между собой. Можно сделать вывод о перспективности развития исследований конструктной валидности соционических методов, что позволит более широко использовать соционическую модель для целостного описания способностей человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.