по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 05, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 22-10-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2020
Мотивация и духовность личности
Ростовцева М.В., Гончаревич Н.А., Шайдурова О.В., Ковалевич И.А. - Исследование уровня мотивации учащихся профессионального училища к учебной деятельности c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33897

Аннотация: Предметом исследования является учебная мотивация студентов 1 и 2 курсов профессионального училища. Было выскапзано предположение о том, что учащиеся 2 курса имеют более высокую мотивацию к учебной деятельности, чем учащиеся 1 курса. Это связано как с завершением периода адаптации, так и взрослением студентов, формированием у них ответственной профессиональной позиции относительно собственного будущего. Было проведено исследование, в ходе которого гипотеза подтвердилась. Мотивы обучения, выделяемые учащимися второго курса в большей степени связаны с текущими проблемами и вопросами учебной деятельности. Наблюдается большая по сравнению с группой первого курса значимость мотивов, связанных с профессиональными навыками и профессиональной деятельностью. Основными выводами проведенного исследования явлояется то, что среди значимых мотивов учебной деятельности, выделенных учащимися первого курса, большинство характеризуются отсроченностью, временной отдаленностью результата и мало связаны с текущими проблемами. Такие результаты вскрывают большую значимость отдаленных и абстрактных целей обучения для учащихся первого курса.Мотивы обучения, выделяемые учащимися второго курса в большей степени связаны с текущими проблемами и вопросами учебной деятельности. Наблюдается большая по сравнению с группой первого курса значимость мотивов, связанных с профессиональными навыками и профессиональной деятельностью. Обнаружилась тенденция большей значимости приобретения знаний, чем профессиональных навыков в процессе обучения. Более того, с течением времени мотив получения знаний становится более распространенным среди учащихся профессионального училища.
Свилина О.А., Ельшин Л.А. - Динамически-процессный подход к исследованию психологии мотивации спортсмена c. 12-20

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.34044

Аннотация: Мотивация – это важнейший фактор успеха спортсмена на любом этапе его карьерного роста. При этом, необходимо отметить, что она не является статичной. Мотивация является динамической субстанцией, корректирующейся во времени под воздействием множества факторов. В этой связи крайне значимой научно-методической задачей является поиск и идентификация данных факторов с целью настройки и адаптации мотивации спортсмена к формирующимся условиям внешней и внутренней среды. Важнейшей компонентой в мотивации спортсмена, наряду с традиционно устоявшимися (ориентация на решение задач, эго и др.) является и коммерческая составляющая, набирающая обороты в современном обществе потребления и затрагивающая практически все слои общественной жизни. Ее исследование, сопоставление с другими факторами мотивационной настройки спортсменов является на сегодняшний момент весьма актуальным и востребованным в теории и практике. Решению поставленных вопросов и посвящена настоящая статья. В ней, через призму теории достижения целей, а также полагаясь на использование динамически-процессного подхода предложен адаптированный к новым реалиям взгляд к исследованию мотивации спортсмена и управления ей в процессе его карьерного роста, перехода из одной фазы профессионального развития в другую. В основу предлагаемой модели заложен подход, идентифицирующий систему мотивации спортсмена на основе формирующегося соотношения трех рассматриваемых составляющих (мотивацию в сфере эго, решения задач и психологического стремления к получению материальных стимулов от спортивной деятельности (карьеры), роста социального статуса). Каждая из них определяет уровень мотивации, а их сумма – интегральный уровень мотивации спортсмена
Профессиональная психология
Зайцев Д.В., Селиванова Ю.В. - Взаимосвязь личностных особенностей и копинг-стратегий молодых интернет-работников c. 21-32

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33889

Аннотация: В статье представлены результаты оригинального исследования психологических аспектов интернет-занятости молодежи. Предметом исследования выступает взаимосвязь личностных особенностей и копинг-стратегий молодых интернет-работников. Методология исследования построена на представлении интернет-работы как виртуальной дистанционной трудовой деятельности, в контексте интернет-пространства, посредством его ресурсов и непосредственно влияющей на психоэмоциональное и психофизиологическое состояние работника. Методической основой авторского исследования стали: опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса, методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элесса, методика диагностики личностной креативности Е. Туник, методика Г. Айзенка EPQ. Выборочная совокупность исследования - 104 респондента Применялась комбинированная форма исследования, предполагающая синтез офлайн и онлайн практик. Новизна психологического исследования заключается в получении принципиально новых эмпирических результатов о специфике личностных особенностей молодых интернет-работников, значимых для российской и мировой науки. К основным выводам проведенного исследования относится то, что установлены корреляции между шкалами: «Положительная переоценка» и «Экстраверсия», «Конфронтационный копинг» и «Сложность» (деятельности); эмпирически подтверждено, что молодые интернет-работники чаще являются экстравертами, относительно психически устойчивы, отличаются холерическим и сангвиническим типами темперамента, средним уровнем мотивации к избеганию неудач, низким уровнем конфликтности. Практическое применение результатов исследования повышает эффективность процедур скрининга и психологического сопровождения в области интернет-занятости.
Психология и педагогика
Шолохова Е.Н., Казакова Е.В., Соколова Л.В. - Психологический компонент школьной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа c. 33-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33806

Аннотация: Предметом настоящего исследования стал психологический компонент школьной адаптации у первоклассников общеобразовательной и санаторной школы-интернат. Были выявлены и описаны характеристики психологического компонента школьной адаптации, проведен их сравнительный анализ. Целью явилось выявление особенностей психологического компонента школьной адаптации младших школьников в современных образовательных организациях разного типа. В исследовании приняли участие 110 первоклассников в возрасте 7-8 лет (56 девочек и 54 мальчика). Выборка выровнена по полу, возрасту и школам. Методический инструментарий исследования объединил следующие проективные методики: «Домики» А. О. Ореховой; «Лица» Н. В. Лукьянченко, Т. Л. Ядрышникова; «Дом – Дерево – Человек» Дж. Бука с симптомокомплексами Беляускайте. Методом описательной статистики выявлено, что большинство первоклассников санаторной школы-интернат проявляют отрицательные эмоции, незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности и депрессивности; в то время как большинство детей общеобразовательной школы испытывают эмоциональную дезадаптацию, эмоциональное напряжение к овладению школьными предметами. Методом сравнительного анализа по U-манна-Уитни определено, что у учащихся санаторной школы-интернат достоверно реже встречается эмоциональная напряженность к школьной деятельности; эмоциональная дезадаптация чаще встречается у учащихся общеобразовательной школы, в отличие от санаторной. Материалы исследования используются в образовательном процессе учителями, психологами, администрацией школ для определения индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся; в цикле научно-практических семинаров для педагогов школы и родителей школьников.
Клиническая психология
Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Эльзессер А.С. - Методологические основания разработки системного подхода в прикладной психологической диагностике пациентов с социально значимыми заболеваниями c. 45-73

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33729

Аннотация: Теоретическим предметом исследования является личность пациента с социально значимыми заболеваниями. Целью настоящего исследования стало определение методологических оснований для выбора универсального набора психодиагностических методик для пациентов с социально значимыми заболеваниями. Произведен теоретический анализ результатов современных отечественных и зарубежных психологических эмпирических исследований, позволяющих описать личность пациента с социально значимыми заболеваниями. Осуществлена систематизация данных на основе биопсихосоционоэтической модели, предложенной Г. В. Залевским, которая выделяет составляющие психологической диагностики и психологической работы в соответствии с компонентами функционирования психики: Я телесным, Я социальным, Я актуальным, Я духовным. Определено, что современные исследования, как правило, раскрывают 1-2 компонента структурного Я психики. Предложена совокупность методов, которые могут быть положены в основу системного психодиагностического исследования личности пациента с социально значимыми заболеваниями. Предложено использовать для выявления Я актуального, Я социального и дезадаптивных черт: Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик; для изучения аспектов Я актуального: Стратегии совладающего поведения (ССП), Индекс жизненного стиля (LSI), Интегративный тест тревожности; Шкала депрессии Бека; для Я социального: Шкала субъективного ощущения одиночества в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS); для Я духовного: Реконцептуализированный тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева; для Я телесного: Гиссенский опросник соматических жалоб. Предложенный набор методик позволяет осуществить системно-структурный принцип, добиваясь целостной картины функционирования психики в диагностики пациента.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"