по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue є 05/2020
Contents of Issue є 05/2020
Personal motivation and spirituality
Rostovtseva M.V., Goncharevich N.A., Shaidurova O.V., Kovalevich I.A. - Research on the level of motivation of the students of vocational school towards learning pp. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33897

Abstract: The subject of this research is educational motivation of the first-year and second-year students of vocational school. The author puts forward an assumption that the second-year students have higher motivation towards learning than the first-year students. This related to the completion of adaptation period and maturing of students, as well as with formation of the responsible professional stance on their future. The conducted research confirmed the advanced hypothesis. The motives for learning highlighted by the second-year students are associated mostly with the current issues of educational activity. The author also underlines the greater importance of motives pertinent to professional competences and professional activity among the second-year students. The main conclusion lies in the thesis that motives for learning indicated by the first-year students are characterized by expectancy, temporary farness of the result, and are merely associated with the current problems. These results reveal the considerable importance of the remote and abstract learning goals for the first-year students. The author detects a trend that acquisition of knowledge is more significant that professional skills in the learning process. Moreover, in course of time, the motive for acquiring knowledge acquires more currency among the students of vocational school.
Svilina O.A., Elshin L.A. - Dynamic-procedural approach towards studying the athleteТs psychology of motivation pp. 12-20

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.34044

Abstract: Motivation is the crucial factor of athlete’s success at any stage of their career. However, it is not a static quality. Motivation is a dynamic substance that is adjusted under the influence of multiple factors. Therefore, an extremely important scientific and methodological task consists in identification of these factors for the purpose of alignment and adaptation of athlete’s motivation to the relevant conditions of external and internal environment. Along with the traditional components, such as focus on the problem-solving, ego, etc., the paramount component of athlete’s motivation is commercial, which is especially relevant in the modern consumer society and affects virtually all segments of social life. The examination of this component, its comparison with other factors of athlete’s motivation is a critical theoretical and practical problem. This article is dedicates to solution of the aforementioned questions. Through the prism of theory of goal achievement, as well as leaning on the dynamic-procedural approach, the author suggests the adjusted to current realias view upon the study of athlete’s motivation, its management in the course of his career, transition from one phase of professional growth to another. The suggested model is based on the approach that identifies the system of athlete’s n accordance with the ratio of the three indicated components (motivation in the sphere of ego, problem-solving and psychological proclivity towards receiving material incentives from sports (career), improvement of social status). Each of them defines the level of motivation, and their combination is the integral level of athlete’s motivation.
Professional psychology
Zaitsev D.V., Selivanova Y.V. - Interrelation between personal traits and coping strategies of the young Internet workers pp. 21-32

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33889

Abstract: This article proves the results of the original research of psychological aspects of Internet employment of the youth. The subject of this study is interrelation between personal traits and coping strategies of the young Internet workers. Research methodology is based on perception of Internet work as a virtual remote labor activity, in the context of the Internet space, via its resources, and directly affecting the psycho-emotional and psychophysiological state of the employees. Methodological framework contains Ways of Coping Questionnaire by R. Lazarus, Failure Avoidance Motivation by T. Ehlers, Method of Diagnostics of Personal Creativity by E. Tunik, and EPQ methodology by G. Eysenck. The research involved 104 respondents. The novelty of the conducted psychological research consists in acquisition of the fundamentally new empirical results on specificity of personal traits of the young Internet employees that are important for the Russian and foreign science. The main conclusion lies in establishment of correlations between the scales: “Positive Revaluation” and “Extraversion”, “Confrontational Coping” and “Complexity” (of the activity. It is empirically proven that majority of young Internet employees are extraverts, with relative mental stability, of choleric and sanguine temperament, average motivation towards avoiding failures, and low proneness to conflict. Practical implementation of the obtained results increases the effectiveness of screening procedures and psychological support in the area of Internet employment.
Psychology and pedagogics
Sholokhova E.N., Kazakova E.V., Sokolova L.V. - Psychological component of school adaptation of first-graders in the conditions of modern educational establishments of various types pp. 33-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33806

Abstract: The subject of this research is the psychological component of school adaptation among first-graders of public and sanatorium-based boarding schools. The author describes and compares the characteristics of psychological component of school adaptation. The goal consists in determination of peculiarities of the psychological component of school adaptation of elementary school students in the modern educational establishments of various types. The research involved 110 first-graders 7-8 years old (56 girls and 54 boys). The sampling is aligned by gender, age, and school. Research methodology contains the following projective techniques: ”Little Houses” by A. O. Orekhova; “Faces” by N. V. Lukyanchenko and T. L. Yadryshnikov; “House-Tree-Person” by J. Buck, with symptom complexes formulated by Bieliauskaitė. The method of descriptive statistics revealed that the majority of first-graders of sanatorium-based boarding school demonstrate negative emotions, insecurity, anxiety, lack of confidence in themselves,  inferiority feeling and depressiveness; while the majority of children of public schools experience emotional maladaptation, emotional tension towards mastering school subjects. Using Mann–Whitney U test, the author determines that the students o sanatorium-based boarding school much rarely demonstrate emotional towards school activity; emotional maladaptation is more characteristic to the students of public schools. The research materials are applied in educational process by the pedagogues, psychologists, and school administrations for determining the individual and differentiated approach towards students; as well as in a cycle of scientific and practical seminars for school pedagogues and parents of the students.
Clinical psychology
Kadyrov R.V., Kapustina T.V., Elzesser A.S. - Methodological grounds for the development of systematic approach in applied psychological diagnostics of patients with socially significant diseases pp. 45-73

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33729

Abstract: The theoretical subject of this research is personality of a patient with socially significant diseases. The goal consists in determination of methodological grounds for selecting a universal set of psychodiagnostic methods for the patients with socially significant diseases. Theoretical analysis is conducted on the results relevant Russian and foreign psychological empirical research that allow describing personality of a patient with socially significant diseases. The author systematizes the data based on biopsychosocionoetic model proposed by G. V. Zalevsky, which reveals the elements of psychological diagnostics and psychological work in accordance with the components of functionality of the psyche: physical Self, social Self, actual Self, and spiritual Self. It is established that modern research usually reveals 1-2 components of the structural Self of the psyche. The article offers a combination of methods that can lay the foundation for systematic psychodiagnostic study of personality of a patient with socially significant diseases. For determining the actual Self, actual Self, social Self, and maladaptive traits, the author suggest to use the following:1) for studying the aspects of actual Self: Individual-typological questionnaire By L. N. Sobchik;: Strategies of Coping Behavior, Life Cycle Index, Integrative Anxiety Test; Beck Depression Inventory;2) for studying social Self: the Scale for Measuring Subjective Feeling of Loneliness in adaptation of N. E. Vodopyanova, Multidimensional Scale of Perceived Social Support3) for studying spiritual Self: Reconceptualized test of life-meaning orientations by D. A. Leontiev's4) for physical Self: Giessen Subjective Complaints ListThe indicated methodologies allow implementing the systemic-structural principle, achieving a holistic picture of functionality of the psyche in diagnostics of a patient.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 05, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 22-10-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2020
Мотивация и духовность личности
Ростовцева М.В., Гончаревич Н.А., Шайдурова О.В., Ковалевич И.А. - Исследование уровня мотивации учащихся профессионального училища к учебной деятельности c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33897

Аннотация: Предметом исследования является учебная мотивация студентов 1 и 2 курсов профессионального училища. Было выскапзано предположение о том, что учащиеся 2 курса имеют более высокую мотивацию к учебной деятельности, чем учащиеся 1 курса. Это связано как с завершением периода адаптации, так и взрослением студентов, формированием у них ответственной профессиональной позиции относительно собственного будущего. Было проведено исследование, в ходе которого гипотеза подтвердилась. Мотивы обучения, выделяемые учащимися второго курса в большей степени связаны с текущими проблемами и вопросами учебной деятельности. Наблюдается большая по сравнению с группой первого курса значимость мотивов, связанных с профессиональными навыками и профессиональной деятельностью. Основными выводами проведенного исследования явлояется то, что среди значимых мотивов учебной деятельности, выделенных учащимися первого курса, большинство характеризуются отсроченностью, временной отдаленностью результата и мало связаны с текущими проблемами. Такие результаты вскрывают большую значимость отдаленных и абстрактных целей обучения для учащихся первого курса.Мотивы обучения, выделяемые учащимися второго курса в большей степени связаны с текущими проблемами и вопросами учебной деятельности. Наблюдается большая по сравнению с группой первого курса значимость мотивов, связанных с профессиональными навыками и профессиональной деятельностью. Обнаружилась тенденция большей значимости приобретения знаний, чем профессиональных навыков в процессе обучения. Более того, с течением времени мотив получения знаний становится более распространенным среди учащихся профессионального училища.
Свилина О.А., Ельшин Л.А. - Динамически-процессный подход к исследованию психологии мотивации спортсмена c. 12-20

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.34044

Аннотация: Мотивация – это важнейший фактор успеха спортсмена на любом этапе его карьерного роста. При этом, необходимо отметить, что она не является статичной. Мотивация является динамической субстанцией, корректирующейся во времени под воздействием множества факторов. В этой связи крайне значимой научно-методической задачей является поиск и идентификация данных факторов с целью настройки и адаптации мотивации спортсмена к формирующимся условиям внешней и внутренней среды. Важнейшей компонентой в мотивации спортсмена, наряду с традиционно устоявшимися (ориентация на решение задач, эго и др.) является и коммерческая составляющая, набирающая обороты в современном обществе потребления и затрагивающая практически все слои общественной жизни. Ее исследование, сопоставление с другими факторами мотивационной настройки спортсменов является на сегодняшний момент весьма актуальным и востребованным в теории и практике. Решению поставленных вопросов и посвящена настоящая статья. В ней, через призму теории достижения целей, а также полагаясь на использование динамически-процессного подхода предложен адаптированный к новым реалиям взгляд к исследованию мотивации спортсмена и управления ей в процессе его карьерного роста, перехода из одной фазы профессионального развития в другую. В основу предлагаемой модели заложен подход, идентифицирующий систему мотивации спортсмена на основе формирующегося соотношения трех рассматриваемых составляющих (мотивацию в сфере эго, решения задач и психологического стремления к получению материальных стимулов от спортивной деятельности (карьеры), роста социального статуса). Каждая из них определяет уровень мотивации, а их сумма – интегральный уровень мотивации спортсмена
Профессиональная психология
Зайцев Д.В., Селиванова Ю.В. - Взаимосвязь личностных особенностей и копинг-стратегий молодых интернет-работников c. 21-32

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33889

Аннотация: В статье представлены результаты оригинального исследования психологических аспектов интернет-занятости молодежи. Предметом исследования выступает взаимосвязь личностных особенностей и копинг-стратегий молодых интернет-работников. Методология исследования построена на представлении интернет-работы как виртуальной дистанционной трудовой деятельности, в контексте интернет-пространства, посредством его ресурсов и непосредственно влияющей на психоэмоциональное и психофизиологическое состояние работника. Методической основой авторского исследования стали: опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса, методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элесса, методика диагностики личностной креативности Е. Туник, методика Г. Айзенка EPQ. Выборочная совокупность исследования - 104 респондента Применялась комбинированная форма исследования, предполагающая синтез офлайн и онлайн практик. Новизна психологического исследования заключается в получении принципиально новых эмпирических результатов о специфике личностных особенностей молодых интернет-работников, значимых для российской и мировой науки. К основным выводам проведенного исследования относится то, что установлены корреляции между шкалами: «Положительная переоценка» и «Экстраверсия», «Конфронтационный копинг» и «Сложность» (деятельности); эмпирически подтверждено, что молодые интернет-работники чаще являются экстравертами, относительно психически устойчивы, отличаются холерическим и сангвиническим типами темперамента, средним уровнем мотивации к избеганию неудач, низким уровнем конфликтности. Практическое применение результатов исследования повышает эффективность процедур скрининга и психологического сопровождения в области интернет-занятости.
Психология и педагогика
Шолохова Е.Н., Казакова Е.В., Соколова Л.В. - Психологический компонент школьной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа c. 33-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33806

Аннотация: Предметом настоящего исследования стал психологический компонент школьной адаптации у первоклассников общеобразовательной и санаторной школы-интернат. Были выявлены и описаны характеристики психологического компонента школьной адаптации, проведен их сравнительный анализ. Целью явилось выявление особенностей психологического компонента школьной адаптации младших школьников в современных образовательных организациях разного типа. В исследовании приняли участие 110 первоклассников в возрасте 7-8 лет (56 девочек и 54 мальчика). Выборка выровнена по полу, возрасту и школам. Методический инструментарий исследования объединил следующие проективные методики: «Домики» А. О. Ореховой; «Лица» Н. В. Лукьянченко, Т. Л. Ядрышникова; «Дом – Дерево – Человек» Дж. Бука с симптомокомплексами Беляускайте. Методом описательной статистики выявлено, что большинство первоклассников санаторной школы-интернат проявляют отрицательные эмоции, незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности и депрессивности; в то время как большинство детей общеобразовательной школы испытывают эмоциональную дезадаптацию, эмоциональное напряжение к овладению школьными предметами. Методом сравнительного анализа по U-манна-Уитни определено, что у учащихся санаторной школы-интернат достоверно реже встречается эмоциональная напряженность к школьной деятельности; эмоциональная дезадаптация чаще встречается у учащихся общеобразовательной школы, в отличие от санаторной. Материалы исследования используются в образовательном процессе учителями, психологами, администрацией школ для определения индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся; в цикле научно-практических семинаров для педагогов школы и родителей школьников.
Клиническая психология
Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Эльзессер А.С. - Методологические основания разработки системного подхода в прикладной психологической диагностике пациентов с социально значимыми заболеваниями c. 45-73

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33729

Аннотация: Теоретическим предметом исследования является личность пациента с социально значимыми заболеваниями. Целью настоящего исследования стало определение методологических оснований для выбора универсального набора психодиагностических методик для пациентов с социально значимыми заболеваниями. Произведен теоретический анализ результатов современных отечественных и зарубежных психологических эмпирических исследований, позволяющих описать личность пациента с социально значимыми заболеваниями. Осуществлена систематизация данных на основе биопсихосоционоэтической модели, предложенной Г. В. Залевским, которая выделяет составляющие психологической диагностики и психологической работы в соответствии с компонентами функционирования психики: Я телесным, Я социальным, Я актуальным, Я духовным. Определено, что современные исследования, как правило, раскрывают 1-2 компонента структурного Я психики. Предложена совокупность методов, которые могут быть положены в основу системного психодиагностического исследования личности пациента с социально значимыми заболеваниями. Предложено использовать для выявления Я актуального, Я социального и дезадаптивных черт: Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик; для изучения аспектов Я актуального: Стратегии совладающего поведения (ССП), Индекс жизненного стиля (LSI), Интегративный тест тревожности; Шкала депрессии Бека; для Я социального: Шкала субъективного ощущения одиночества в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS); для Я духовного: Реконцептуализированный тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева; для Я телесного: Гиссенский опросник соматических жалоб. Предложенный набор методик позволяет осуществить системно-структурный принцип, добиваясь целостной картины функционирования психики в диагностики пациента.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"