Ёлектронный журнал ѕсихолог - є4 за 2020 год - —одержание, список статей - ISSN: 2409-8701 - »здательство NotaBene
по

 

 

Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue є 04/2020
Contents of Issue є 04/2020
Continent of the unconscious
Mordas E.S., Ivanova I.N. - Mother-daughter relationship among women with psychogenic infertility: psychological-psychoanalytical perspective pp. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33161

Abstract: The subject of this research is the mother-daughter relationship and the image of a mother among women with psychogenic infertility. The object of this research is the child-parent relationship in women’s development. There is a small number of studies that indirectly confirm the correlation between distressed relationship of a woman with her mother in childhood and the genesis of psychogenic infertility. Women with psychogenic infertility usually had conflicting, ambivalent and unstable relationships with their mother in childhood, particularly in puberty period. Often, the image of the mother is subconsciously imprinted in woman’s psyche, affects her stance on motherhood, even if this image has nothing in common with the actual relationship in the dyad. This article describes the aspect of proneness to conflict and aggression in mother-daughter relationship among women with psychogenic infertility. The novelty of this research consists in formulation of a theoretical model of development (psychogenesis) of mother-daughter relationship among women with psychogenic infertility from psychoanalytical perspective. One of the elements of such model are the hostile and conflicting mother-daughter relationship among women with psychogenic infertility. The acquired results demonstrate that women with psychogenic infertility consider their mothers averse and less accepting than women without such disorder. They perceive their mother as showing enough emotions, care and love, or have memories of hostility and aggression towards them in childhood. Women with psychogenic infertility were impacted by lack of maternal attention than women without this disorder. Women with psychogenic infertility are characterized with avoidance and ambivalent type of affection for their mother and are more likely to view maternal deprivation as an unfair circumstance in life.
Person and personality
Borzova T.V., Plotnikova E.S. - Manifestation of self-determination in personal, activity and social self-realization of students pp. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33082

Abstract: The subject of this research is the manifestation of self-determination in personal, activity and social self-realization of students. The goal consists in examination of correlation of the parameters of self-determination with personal, activity and social self-realization of students. The research methodology contains the concepts and theories of the following sholars: E. Deci and R. Ryan (people are able to become self-determined when their need for autonomy is fulfilled); D. A. Leontiev (self-determination as the superior form of self-regulation); S. L. Rubinstein (self-determination as an internal condition of activity for self-determination); A. Maslow and K. Rogers (self-realization as a process of personal growth); S. I. Kudinov (polysystemic model of self-realization). The empirical methods of research included: “Test for Self-Determination” of E. N. Osin – modification of the scale of self-determination of K. Sheldon; “Test for Life Meaningful Orientation” of D. A. Leontiev; “Ability to Self-governance” of N. M. Peysakhov; “Questionnaire on Self-Realization” of S. I. Kudinov; “Test for Self-Actualization” of L. Y. Gozman and M. V. Kroz. The result of the conducted research consists in determination of a positive correlation of the meaningfulness of life and self-expression with all types of self-realization. However, in consideration of the link between self-expression and personality, activity and social self-realization following pattern was established: self-expression on high and low levels has a tendency towards decline of the indicators of self-realization; while the average level of self-expression demonstrates higher indicators of personal and activity self-realization of the respondents.
Professional psychology
Kozlova N.D., Zhdanova S.Y. - Attitude towards aging among pedagogues due to socio-psychological characteristics of personality pp. 22-30

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.32781

Abstract: This article explores the phenomenon of successful aging and the substantiating factors, based on studying the attitude towards aging among pedagogues. The dichotomous attitude towards senescence is demonstrated in both, foreign and Russian literature. On the one hand, old age is considered the final stage in life of a person; while on the other hand, despite the increasing decline in physical strength, health and mental processes, it is also a sensitive time for the accumulation of knowledge, experience and intellect, which allows adapting to age peculiarities. Analysis was conducted on the attitude towards aging among pedagogues and the factors that determine it. The sample was comprised of the pedagogues from higher educational institutions, specialized secondary educational establishment, and general education institutions. The acquired results demonstrate that the pedagogues have a positive image of aging, which helps them to better adapt to the aging process.
Borzova T.V. - Peculiarities of studentsТ work with methodological texts in the conditions of distance learning pp. 31-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33558

Abstract: This article examines the peculiarities of work with methodological texts in the conditions of distance learning among university students. The relevance of this research is substantiated by the fact that work with methodological texts give students certain vectors for personal development, contributes to the formation of methodological culture of future specialist within the boundaries of a particular scientific discipline. The goal is to demonstrate the results of experimental research of the process of teaching the conceptual understanding of information contained in methodological texts to university students. The object of this work is understanding as the process and the result of students' activity. The subject is the peculiarities of students' work with methodological texts. The main conclusions lie in the fact that 65% of  students faced various types of difficulties in working with methodological texts out of the total sample of 260 respondents. The conducted special training revealed positive changes: the number of students who did not experience difficulties in understanding of text, based on the ability to apply techniques of working with texts, has increased. The dynamics in indicators (derivation of keywords or indicators of the criteria of methodological text; formulation of the basic question of methodological text, etc.) allows considering the developed by authors methods of working with methodological texts effective.
Developmental psychology
Shilova N.P., Brudanov P.P. - Change of perceptions of the image of the future among youth pp. 45-59

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.32736

Abstract: This article describes the results of research carried out among youth for determining the perceptions of the image of the future. The image of the future is a dynamic psychological state that sets a vector of life and self-organization of individuals, and serves as the basis for projecting the development of personality and resources, essential for realization of its life path. Leaning on the analysis of existing perceptions of the image of the future suitable for youth, it was established that it relates to the perception of life as a dependent on the subject of activity, which correlates with independence, self-control, acceptance of social roles and emotional self-esteem. The author assumes that there are three key strategies in description of the image of the future for young men and women: planning, description of emotional relationships, and self-determination. The research involved total of 1,538 respondents (610 male and 928 female, aged 14-28. The classical methodology developed by I. S. Kon “Me in 5 Years” served as the main method for this study. Images of the future for young men and women contain both, different and similar strategies. Young women receiving vocational education see their future through planning, and the ones studying in high school and universities – through self-determination. Young men who study in high school and universities see their future through emotional relationships, and students of vocational education – through self-determination. This implies that namely the level of educational institution (school, university, vocational education) allows forming certain gender differences in the image of the future.
Shabaeva A.V., Mitina G.V., Davletshina R.M. - Peculiarities of the mechanisms of psychological defense and coping strategies among teenagers with different types of parenting pp. 60-73

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33564

Abstract: The goal of this article is to examine the psychological defense mechanisms and coping strategies of teenagers with different types of parenting. The subject of this research is the mechanisms of psychological defense and coping strategies of teenagers with different types of ubpringing. The empirical object of the research became the sample of 72 teenagers (36 girls and 28 boys), aged 14 to 15, as well as 72 parents (mothers). Based on the results of empirical research, the author acquired scientific facts on specificity of using psychological defense mechanisms and coping strategies by teenagers with different types of parenting. The research program contains diagnostic techniques of parenting strategies, family relationship, mechanism of psychological defense of personality, and coping strategies. The statistical analysis was carried out using the parametric student's T-test. The scientific facts obtained in the course of study broaden the perspective on teenagers and possibilities of rendering them psychological assistance within the framework of non-constructive forms of coping strategies and coping behavior. The following conclusions were made: 1) teenagers raised by authoritarian parents try to avoid contact with reality and solution of the arising problems, they usually use the psychological defense mechanism “compensation”; 2) teenagers from the families with democratic parenting often use the psychological defense mechanism “intellectualization” and coping the strategy for solving problems; 3) the peculiarity of hyperprotective parenting forms the psychological defense mechanism “substitution” and coping strategy of avoiding problems; 4) pandering type of parenting results in manifestation of the desire to avoid contact with surrounding reality and solution of the problems, the most widespread strategy of coping behavior among such teenagers is “avoidance”.
Monograph peer reviews
Ostapenko A.A. - Psychological-pedagogical analysis of the problems caused by pandemic: UkraineТs perspective pp. 74-81

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33531

Abstract: This article is a peer review on two editions (in Ukrainian and Russian languages) of the online educational material “Psychology and Pedagogy in Countering the COVID-19 pandemic” and “COVID-19 in the context of Philosophy, Psychology and Pedagogy", published upon the initiative of the National Academy of Educational Sciences of Ukraine. The developed by Ukrainian pedagogues, psychologists, physicians and social workers recommendations, aimed at maintenance of social stability in the conditions of global destabilization of socioeconomic reality caused by the COVID-19 pandemic ,can be valuable for foreign specialists. Part of the materials were prepared by the participants of all-Ukrainian Psycho-Pedagogical online campaign "ANTI-COVID-19 Assistance". Relevance of the presented materials is evident, since new challenges for practical psychology and social pedagogy were set by the pandemic, including psychological prevention and health hygiene in everyday life, rational humanization of society, and further democratization of separate individual and civilization as a whole. These and other issues are discussed in the educational material under consideration. Even though both versions were rushed at the height of the pandemic, they do not appear to be mal-prepared. This review is a small contribution to restoration of the scientific ties between Russian and Ukrainian scholars.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Психолог - №4 за 2020 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 04, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 18-08-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2020
Материк бессознательного
Мордас Е.С., Иванова И.Н. - Отношения мать-дочь у женщин, страдающих психогенным бесплодием: психолого-психоаналитический взгляд c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33161

Аннотация: Предметом исследования является отношения мать-дочь и образ матери у женщин с психогенным бесплодием. Объект исследования - детско-родительские отношения в женском развитии. Существует небольшой пласт исследований, в которых косвенно подтверждается наличие взаимосвязи между нарушенным стилем взаимоотношений женщины с матерью в детстве и возникновением психогенного бесплодия. Как правило, у женщин с психогенным бесплодием выявляются конфликтные, амбивалентные и неустойчивые отношения с матерью в детстве, в особенности в период пубертата. Зачастую образ матери, подсознательно запечатленный в психике женщины, оказывает влияние на ее отношение к материнству, даже если этот образ не имеет ничего общего с реальными взаимоотношениями в диаде. В настоящем исследовании представлен аспект конфликтности, агрессивности в отношениях мать-дочь у женщин с психогенным бесплодием.      Новизна исследования: сформулирована теоретическая модель развития (психогенез) отношений мать-дочь у женщин, страдающих психогенным бесплодием в психоаналитическом подходе. Где одним из элементов модели выступают враждебные, конфликтные отношения мать-дочь у женщин с психогенным бесплодием. Результаты исследования показали: женщины с психогенным бесплодием считают своих матерей отвергающими и менее принимающими, чем женщины без данного расстройства. Воспринимают мать как недостаточно эмоциональную, не слишком проявляющую заботу и любовь. Считают, что в детстве матери проявляли по отношению к ним враждебность и агрессию. Женщины с психогенным бесплодием чаще ощущают дефицит материнского внимания, чем женщины без данного расстройства. Для женщин с психогенным бесплодием характерен избегающий и тревожно-амбивалентный тип привязанности к матери и чаще склонны рассматривать материнское непринятие/отвержение как несправедливое жизненное обстоятельство.
Индивид и личность
Борзова Т.В., Плотникова Е.С. - Проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов c. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33082

Аннотация: Предметом исследования, представленного в статье, является проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи параметров самодетерминации с личностной, деятельностной и социальной самореализацией студентов. В качестве методологии исследования выступали концепции и теории следующих ученых: Э. Дейси и Р. Райана (самодетерминация как способность к самостоятельному выбору развития); Д.А. Леонтьева (самодетерминация как высшая форму саморегуляции); С.Л. Рубинштейна (самодетерминацию как внутреннее условие активности при самоопределении); А. Маслоу и К. Роджерса (самореализация как процесс реализации себя); С.И. Кудинова (полисистемная модель самореализации).     Эмпирическими методами исследования послужили: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина – модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова; «Опросник самореализации» С.И. Кудинова; «Самоактуализационный тест (САТ)» Л.Я. Гозмана и М.В. Кроз. В результате проведенного исследования была выявлена положительная взаимосвязь осмысленности жизни и самовыражения со всеми видами самореализации. Однако, при рассмотрении взаимосвязи самовыражения и личностной, деятельностной и социальной самореализации была выявлена следующая закономерность: при самовыражении на высоком и низком уровнях имеет место тенденция к уменьшению показателей самореализации, и, напротив, при среднем уровне самовыражения личностная и деятельностная самореализация у испытуемых имеет более высокие значения.
Профессиональная психология
Козлова Н.Д., Жданова С.Ю. - Отношение к старению у педагогов в связи с социально-психологическими характеристиками личности c. 22-30

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.32781

Аннотация: В статье рассматривается феномен успешного старения и факторы его обусловливающие на примере изучения отношение к старению у педагогов. Показано, что в настоящее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе, наблюдается дихотомичное отношение к старости. С одной стороны, старость считается заключительным этапом жизни человека, с другой стороны, несмотря на увеличивающиеся угасание физических сил, снижение здоровья и психических процессов, старость также является сенситивным временем для аккумуляции знаний, опыта и интеллекта, что позволяет адаптироваться к возрастным особенностям. Было осуществлено исследование отношения к старению у педагогов и выявление факторов, его обусловливающих. Выборку составили педагоги высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений и общеобразовательных учреждений. Полученные результаты исследования позволяют говорить, что педагоги имеют позитивный образ старости, что позволяет лучше адаптироваться к процессу старения.
Борзова Т.В. - Особенности работы студентов с методологическими текстами в ситуации дистанционного обучения c. 31-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33558

Аннотация: В статье автор подробно рассматривает особенности работы студентов вуза с методологическими текстами в ситуации дистанционного обучения. Актуальность проводимого исследования связана с тем, что работа с методологическими текстами позволяет дать студенту определенные векторы саморазвития, способствует становлению методологической культуры будущего специалиста в границах той или иной научной дисциплины. Цель данной статьи – представить итоги экспериментального исследования процесса обучения студентов вуза смысловому пониманию информации, содержащейся в методологических текстах. Объектом исследования является понимание как процесс и результат деятельности студентов. Предметом исследования являются особенности работы студентов с методологическими текстами. Основными выводами проведенного исследования является факты установления различного рода трудностей в работе с методологическими текстами у 65% студентов от общей выборки в 260 человек. После проведения специального обучения были обнаружены изменения, позволяющие заключить, что эти изменения произошли в сторону увеличения доли студентов, которые не испытывают трудностей в понимании текста на основе развития умений применять способы работы с текстом. Динамика в показателях (вычленение ключевых слов или показателей критериев методологического текста; формулирование основного вопроса методологического текста и др.) позволяет считать эффективной разработанные нами способы работы с методологическими текстами.
Психология развития
Шилова Н.П., Бруданов П.П. - Изменение представлений об образе будущего в юношеском возрасте c. 45-59

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.32736

Аннотация: В статье описаны результаты исследования образа будущего в юношестве. Образ будущего - это динамическое психологическое образование, которое задает направленность жизни и самоорганизации человека, и является основой для прогноза развития самой личности и ресурсов, необходимых для реализации ее жизненного пути.На основании анализа существующих представлений об образе будущего для юношеского возраста было установлено, что он связан с восприятием жизни как подвластной субъекту деятельности и зависящей от его действий, что взаимосвязано с взрослостью, характеризуемой независимостью, самоконтролем, принятием социальных ролей и эмоциональной самооценкой.Мы предположили, что есть три основных стратегии в описании образа будущего юношами и девушками: планирование; описание эмоциональных отношений; самоопределение. В исследовании приняли участие 1538 юношей и девушек от 14 до 28 лет, из них 610 юношей и 928 девушек. В качестве метода исследования применялась классическая методика И.С. Кона «Я через 5 лет». Образы будущего у юношей и девушек содержат как различные, так и сходные стратегии. Девушки, обучающиеся в системе СПО и послевузовского образования, видят свое будущее через планирование, а девушки, обучающиеся в старших классах школы и в вузах - через самоопределение. Юноши, обучающиеся в старших классах школы и в вузах, видят образ своего будущего через эмоциональные отношения, а обучающиеся в системе СПО - через самоопределение. Что означает, что именно уровень образовательной организации (школа, вуз, СПО) позволяет сформировать те или иные гендерные отличия в образе будущего.
Шабаева А.В., Митина Г.В., Давлетшина Р.М. - Особенности механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у подростков с разными типами семейного воспитания c. 60-73

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33564

Аннотация: Цель исследования – изучить особенности механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у подростков с разными типами семейного воспитания. Предметом исследования выступили механизмы психологической защиты и копинг-стратегии у подростков с разными типами семейного воспитания. Эмпирическим объектом исследования явилась выборка подростков в возрасте от 14 до 15 лет в количестве 72 человек (36 девочек-подростков и 28 мальчиков-подростков), а также 72 родителя (мамы). По итогам эмпирического исследования получены научные факты о специфике использования механизмов психологической защиты и копинг-стратегий подростками с разными типами семейного воспитания. В программу исследования вошли методики диагностики стратегий семейного воспитания, семейных взаимоотношений, механизмов психологической защиты личности, копинг-стратегий. Статистический анализ проводился с помощью параметрического Т–критерия Стьюдента.   Научные факты, полученные в рамках исследования расширяют представления о подростках и возможностях оказания им психологической помощи в рамках коррекции неконструктивных форм копинг-стратегий и совладающего поведения. Основные выводы исследования включают следующие положения: 1. Подростки, воспитывающиеся авторитарными родителями, стараются избегать контакта с действительностью и решения возникающих проблем, они чаще используют механизм психологической защиты компенсация. 2. Подростки из семей с демократическим воспитанием чаще используют механизм психологической защиты интеллектуализация и копинг-стратегию разрешение проблем. 3. Особенность семейного воспитания потворствующая гиперпротекция формирует механизм психологической защиты замещение и копинг-стратегию избегания проблем. 4. Тип семейного воспитания потворствование способствует проявлению у подростков стремления избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем, при их возникновении, в больше мере подростки используют стратегию совладающего поведения – избегание.
Рецензии монографий
Остапенко А.А. - Психолого-педагогический анализ проблем пандемии: взгляд из Украины c. 74-81

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33531

Аннотация: В предлагаемой рецензии рассматривается два издания (на украинском и на русском языках) интернет-пособия "Психология и педагогика в противодействии пандемии COVID-19" и "COVID-19 в измерениях философии, психологии и педагогики", изданные по инициативе НАПН Украины. Оперативно подготовленные украинскими педагогами, психологами, медиками и социальными работниками рекомендации, направленные на сохранение стабильности общества в условиях глобальной дестабилизации социально-экономической реальности, обусловленной пандемией COVID-19, могут быть полезны специалистам других стран. Часть материалов, представленных в книге, подготовлены участниками Всеукраинской психопедагогической интернет-акции «Толока АНТИ-КОВИД-19». Актуальность рассматриваемого пособия очевидна, поскольку пандемия поставила перед практической психологией и социальной педагогикой новые задачи, к числу которых относятся психологическая профилактика и гигиена здоровья в повседневной жизни, рациональная гуманизация общества, дальнейшая демократизация как отдельной личности, так и цивилизации в целом. Эти и другие проблемы рассматриваются в рецензируемом пособии. Изданные в разгар пандемии оба варианта пособия не кажутся скороспелыми, хотя и готовились к печати в крайне ограниченные сроки. Настоящая рецензия - небольшой вклад в дело восстановления научных связей между учёными России и Украины.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"