Электронный журнал Психолог - №5 за 2018 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 05, 2018
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 21-10-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2018
Клиническая психология
Обуховская В.Б., Мещерякова Э.И. - Ресурсные и дефицитарные характеристики внутренней картины болезни пациентов с неврологической патологией в контексте психологической безопасности c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27461

Аннотация: Предметом исследования выступают ресурсные и дефицитарные характеристики внутренней картины болезни в контексте психологической безопасности (тип отношения к болезни, проявления тревоги и депрессии, базисные стратегии когнитивной регуляции, качество жизни, базовые убеждения, психологическое благополучие, жизнестойкость) пациентов (на примере пациентов с болезнью Паркинсона (G20), рассеянным склерозом (G35), остеохондрозом позвоночника (M42), последствиями инсульта (I67), головокружением и нарушением устойчивости (R42). Актуальность изучения определяется ростом частоты встречаемости и выраженности неврологической патологии: ресурсные и дефицитарные характеристики внутренней картины болезни в контексте психологической безопасности могут выступать мишенями психологических интервенций для конкретных групп пациентов с неврологической патологией. Используются следующие методы и методики: анамнестический метод, батарея психодиагностических методик («Тип отношения к болезни», «Краткая шкала оценки психического статуса», «Опросник когнитивных представлений о болезни», «Краткая форма оценки здоровья SF-36», «Шкала базисных убеждений», «Шкала психологического благополучия», «Тест жизнестойкости»), методы математической статистики. Определено, что для всех групп пациентов с неврологической патологией характерны переживания ограничений, связанных с физическими нагрузками, а также собственной автономности, которая отражает попытки принятия самостоятельных решений. Несмотря на активное избегание мыслей о заболевании и последствиях, анозогнозия помогает пациентам концентрироваться на положительных аспектах жизни, что обусловливает адаптацию к ситуации болезни. Безразличие к судьбе и результатам лечения имеет негативные последствия в плане успешного прогнозы интервенций. Для каждой группы пациентов определены ресурсные и дефицитарные характеристики, наиболее значимые для выбора мишеней психологических интервенций.
Социальные страсти
Артемьева О.А. - Призрак изоляционизма в российской психологии первой половины ХХ века: социальные и методологические установки ученых c. 14-24

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27221

Аннотация: Статья посвящена проблеме изоляционизма русской и советской психологии. Представляются основные теоретические подходы к ее решению в отечественной и западной психологии. Предлагается и реализуется социально-психологический подход, предполагающий анализ регуляторов научной деятельности психологов в связи социальным контекстом развития науки. Предметом исследования выступают социальные и методологические установки отечественных психологов в первой половине ХХ века. Основной метод исследования – историко-научная реконструкция развития психологии. Материалом качественного анализа стали официальные партийные документы, биографические, библиографические, архивные данные о деятельности ведущих российских психологов. С опорой на авторскую концепцию социально-психологической детерминации развития психологии, определяются особенности социализации и научной профессионализации как основных механизмов, ответственных за формирование социальных и методологических установок русских дореволюционных и советских психологов. Выявляются причины и закономерности реализации изоляционистских установок в развитии советской психологии. Делается вывод о том, что изоляционистская установка была не имманентна отечественной психологии, а навязана извне, партийным руководством страны. Будучи непродуктивным социально-психологическим феноменом, она все же определила формирование позитивной методологической установки на самобытный марксистский подход, работу по построению объективной психологии деятельности, ориентированной на практику.
Понять человека
Капустина Т.В., Кадыров Р.В., Люкшина Д.С. - Стратегии совладающего поведения и психологические защиты у девушек с разными ранними дезадаптивными схемами c. 25-33

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27644

Аннотация: Объектом исследования являются ранние дезадаптивные схемы. Предметом исследования – стратегии совладающего поведения и типы психологических защит у девушек с разными ранними дезадаптивными схемами. Авторы рассматривают ранние дезадаптивные схемы как определённые стереотипы поведения, негативно сказывающиеся на жизнедеятельности. Делается акцент на актуальности использования полученных данных в психологическом консультировании при решении различных практических задач по преодолению жизненных трудностей, обусловленных проявлением ранних дезадаптивных схем, что может помочь психологу-консультанту осуществлять определенным образом психологическую поддержку. В работе использовались эмпирические методы и методы обработки данных. В качестве эмпирического метода применялось тестирование представленное Опросником для диагностики ранних дезадаптивных схем «YSQ-S3R», Опросником «Стратегии совладающего поведения» и методикой «Индекс жизненного стиля». Для статистической обработки данных и выявления взаимосвязи использовался коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. По результатам проведенного эмпирического исследования у девушек в возрасте 21-30 лет с ранними дезадаптивными схемами преобладают стратегия совладающего поведения - дистанцирование и эго-защитный механизм - вытеснение. Полученные данные можно использовать в процедуре психологического консультирования клиентов или пациентов с ранними дезадаптивными схемами, для повышения результативности и эффективности психологической работы путем трансформации и изменения привычных неэффективных схем поведения. Новизна исследования и вклад авторов состоит в углублении эмпирического материала по изучению ранних дезадаптивных схем и возможности использовании полученных данных в психотерапевтической и психологической помощи.
Профессиональная психология
Эльзессер А.С. - Психологическая помощь персоналу организаций: профилактика тревожных и депрессивных расстройств c. 34-40

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27507

Аннотация: Предметом исследования является профилактика тревожных и депрессивных расстройств у персонала организации средствами психологической службы. Целями данной статьи являются: 1) определение наиболее эффективного психотерапевтического подхода к профилактике тревожных и депрессивных расстройств у персонала организаций; 2) обзор концепций гуманистического подхода к работе с персоналом с точки зрения сохранения психического здоровья. Следуя первой цели, выделены основные проблемы, с которыми может столкнуться психолог организации при организации работы с персоналом с признаками тревожности и депрессивности. В соответствии с данными проблемами выявлены следующие критерии психологической помощи персоналу: групповые и краткосрочные формы психологической работы, не требующие большой открытости от клиента, четко очерченные цели и задачи, измеряемый и эффективный результат. Следуя второй цели, автор проводит сравнение гуманистического подхода к организации и «бирюзовых организаций». Как вывод, отмечается методологическое сходство между этими моделями. Возникновение и применение на практике подобных моделей указывает на возрастание роли психологической науки в формировании корпоративных структур, а перед психологической службой ставит задачу адаптации сотрудников к новому формату организации. Проанализированы наиболее эффективные подходы к профилактике тревожных и депрессивных расстройств - интерперсональная терапия и когнитивно-поведенческая терапия, проведено сравнение этих подходов применительно к ситуации оказания психологической помощи персоналу организации штатным психологом. По результатам анализа, в качестве наиболее перспективного подхода к профилактике тревожных и депрессивных расстройств в рамках оказания психологической помощи персоналу организаций предложена когнитивно-поведенческая терапия.
Психология и педагогика
Киселева Н.В. - Непрерывное образование в восприятии обучающихся на разных этапах процесса обучения c. 41-50

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27652

Аннотация: В статье исследуется восприятие феномена «непрерывное образование» обучающимися на разных этапах процесса обучения: колледж, бакалавриат, магистратура/аспирантура, дополнительное образование (программы профессиональной переподготовки). В статье сравниваются представления о человеке, который учится на протяжении всей жизни, у разных групп обучающихся. Дополнительно представлены результаты исследования атрибутивных представлений обучающихся о характеристиках непрерывного образования педагогами и другими учащимися. Выявлены статистически значимые различия в установках к непрерывному образованию у обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Выборка исследования включает 593 респондента, охвачены представители всех этапов непрерывного профессионального образования (обучающиеся в колледже, бакалавриате, магистратуре или аспирантуре, на программах профессиональной переподготовки). В ходе исследования использовались следующие методики: анкета, методика семмантического дифференциала Ч. Осгуда, методика «Профиль личности» Ш. Шварца. В результате исследования были сделаны следующие выводы. На ранних этапах образовательного процесса (колледж и бакалавриат) обучающиеся в демонстрируют в целом позитивное отношение к непрерывному образованию, воспринимая его как перспективное, полезное, активное, возможное, ответственное, интересное. Вместе с тем, у них отсутствует готовность учиться на протяжении всей жизни, возможно потому, что они считают подобное образование необязательным и трудным. На более поздних этапах образовательного процесса готовность учиться на протяжении всей жизни возрастает, непрерывное образование воспринимают как интересное, творческое, желаемое, ценное, удовлетворяющее. Только группа испытуемых, получающая дополнительное образование связывает непрерывное образование с профессионализмом, но даже они не воспринимают его как выгодное.
Новгородова Е.Ф. - Личностные детерминанты субъективного благополучия, специфичные для студентов среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования c. 51-65

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27688

Аннотация: Рассматриваются психологические проблемы личностной природы субъективного благополучия молодежи (студентов). Представлены результаты эмпирического исследования, вскрывающего корреляционные и каузальные связи удовлетворенности жизнью, самоотношения и перфекционизма на примере учащихся среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования (n=443). Обнаружены статистически значимые взаимосвязи параметров самоотношения и перфекционизма с удовлетворенностью жизнью для подвыборок. Отдифференцированы предикторы субъективного благополучия по образовательному признаку. Построены модели детерминации удовлетворенности жизнью, наглядно демонстрирующие роль личностных особенностей в регуляции когнитивного компонента субъективного благополучия студентов из разного типа образовательных учреждений. Пошаговый каузальный анализ позволил не только объяснить направление и механизм изменения субъективной удовлетворенности жизнью, но и наметить приоритетные мишени психокоррекционной работы, специфичные для учащихся СПО и ВПО. Безусловно, обнаруженные закономерности представляют интерес для психологической теории и практики, поскольку могут быть использованы при обнаружении проблем, связанных с низкой степенью удовлетворенности жизнью. Засвидетельствован внутриличностный потенциал для оптимизации и регуляции качества жизни современной студенческой молодежи, это дает веские основания для дальнейшей экспериментальной проверки и предваряет будущие исследования.
Клиническая психология
Мордас Е.С., Михалева Н.В. - Психоаналитическое исследование особенностей психического развития детей с расстройствами аутистического спектра: исторический аспект c. 66-89

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27416

Аннотация: Предмет исследования: психическое развитие детей с расстройствами аутистического спектра в историческом и клиническом аспектах. При всем многообразии экспериментальных и теоретических положений по вопросам развития детей с расстройствами аутистического спектра, требуется более глубокое осмысление, дополнение и систематизация идей по данной проблеме в области психоанализа. В статье представлены психоаналитические идеи о природе и процессе формирования аутизма М. Малер, Ф. Тастин, Л. Эйзенберг (ранее не публиковавшиеся на русском языке). Идеи Л. Каннера, Э. Блейлера, Б. Бенда, К. Гольдстейна, Л. Бендера, Б.Беттельхейма, М. Мельцера, М. Кляйн, Д. Розенфельда, Д. Винникотта. Методы исследования: систематизация, анализ и обобщение. Научная новизна: системное отображение проблемы развития детей с расстройствами аутистического спектра с психоаналитической точки зрения. Выводы: 1. Аутизм как врожденное генетическое заболевание (Л. Каннер и Эйзенберг). 2. Аутизм как состояние жизни, где доминирует чувственность и обеднение эмоционального контакта; экстремальная реакция на иллюзорную травму переживания телесного разделения (М. Малер, Ф. Тастин). 3. Аутизм представлен как опыт ужасной потери объекта; состояние психотической депрессии (Д. Винникотт). 4. Аутистические расстройства как результат пережитой экстремальной ситуации, связаны с чувством невозможности влиять на окружающую среду (Б. Беттельхейм). 5. Предпосылками для возникновения психогенного аутизма могут выступать глубокие аффективные нарушения отношений мать-дитя, зарождающиеся во внутриутробном периоде развития ребенка и вызванные враждебными наклонностями матери.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.