Электронный журнал Психолог - №1 за 2018 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 01, 2018
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 22-02-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2018
Социальные страсти
Пеша А.В., Коропец О.А., Плутова М.И. - Исследование групповой динамики в тренинге формирования корпоративной культуры c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.24353

Аннотация: Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и эмпирическом изучении групповой динамики в тренинге формирования корпоративной культуры. Объект исследования – групповая динамика как совокупность процессов, происходящих в группе участников тренинга в ходе ее функционирования. Предмет исследования – возможности управления групповой динамикой студенческой группы во время тренинга формирования корпоративной культуры. Актуальность исследования подтверждается повышающимся вниманием к применению тренинговых форм взаимодействия в образовательном процессе высшей школы, а также эффективностью тренинга, как инструмента управления групповой динамикой. Методы: контент-анализ, тренинг, для анализа результатов были применены опросные методики, наблюдение. При обработке результатов исследования были использованы методы дескриптивного анализа при расчете средних значений и стандартного отклонения по показателям доверия-недоверия, корреляционно-регрессионный анализ и дисперсионный анализ при оценке изменений показателей групповой динамики и компонентов корпоративной культуры групп после проведения тренинга. В исследовании приняли участие четыре студенческих группы 4 (А), 3 (В), курса обучения, общим количеством 55 студентов, а также студенты 2 (С) курса, не проходившие тренинг в качестве контрольной группы – 23 человека (А1=16, А2=15; В1=11, В2=12 С1=11, С2=12), 69 женского пола (Nж=69), 9 мужского пола (Nм=9). В результате исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, что формирование сплоченной группы студентов в процессе реализации тренинга формирования корпоративной культуры возможно, при построении программы тренинга с учетом показателей групповой динамики. Научная новизна в авторском подходе к формированию корпоративной культуры студенческой группы во взаимосвязи с развитием групповой динамики.
Внутренний мир человека
Новгородова Е.Ф. - Самоуважение как медиатор связи между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью c. 16-24

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.24174

Аннотация: По сей день остается актуальной проблема качества жизни российской молодежи и выявления психологических индикаторов его оптимизации. К качестве такого признака автор рассматривает самоуважение личности. С целью построения модели детерминации субъективного благополучия молодежи, было проведено эмпирическое исследование. Проверялась каузальная модель медиаторного опосредования удовлетворенности жизнью, включающая социально-предписанный перфекционизм в качестве независимой переменной и самоуважение в качестве медиатора. В исследовании приняли участие 268 студентов среднего профессионального образования в возрасте от 16 до 20 лет (средний возраст 17.3 ± 1.3). Данные собирались посредством следующих психодиагностических методик: “Шкала глобальной удовлетворенности жизнью” (С.В. Яремчук), “Многомерная шкала перфекционизма” (И.И. Грачёвой) и “Опросник самоотношения” (В.В. Столина и С.Р. Пантилеева). По результатам применения корреляционного анализа констатируется значимая взаимосвязь между всеми рассматриваемыми переменными при p = 0.001, а именно: удовлетворенность жизнью отрицательно коррелирует с социально-предписанным перфекционизмом и положительно коррелирует с самоуважением, в то время как социально-предписанный перфекционизм имеет негативную связь с самоуважением респондентов. Результаты регрессионного анализа продемонстрировали, что самоуважение полностью опосредует связь между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью. Итак, самоуважение индивида не только ассоциировано с удовлетворенностью жизнью и социально-предписанным перфекционизмом, но и опосредует данную связь. Показано, что интенсивная обеспокоенность ожиданиями значимых других приводит к низкой удовлетворенности жизнью вследствие не достаточного уважения к своему Я. Таким образом, засвидетельствована оптимизирующая роль самоуважения в процессе регуляции качества жизни современной молодежи.
Психология и педагогика
Чернов Д.Н. - Опыт создания квазиязыкового материала для языкового обучения в среднем школьном возрасте c. 25-38

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.22624

Аннотация: Предметом исследования стало создание стимульного квазиязыкового материала, позволяющего проводить обучающую деятельность в зоне ближайшего развития языковой компетенции учеников в среднем школьном возрасте. Разработана серия искусственных текстов, практически полностью состоящих из квазислов. На выборке детей среднего школьного возраста проведена проверка эквивалентности текстов друг другу по уровню сложности перевода на русский язык. Выявлены стратегии перевода квазитекстов и, на основе их, – индивидуализированные стратегии обучающей работы с детьми. Созданные тексты состоят из слов, в которых корневые основы представляют собой искусственные языковые конструкции. Эти квазислова не имеют аналогов в русском языке, однако их организация подчиняется каким-либо морфологическим / словообразовательным моделям русского языка. Квазислова имеют определенную грамматическую роль в предложениях. Правила составления предложений из этих слов подчинены грамматике и синтаксису русского языка. Поэтому носитель языка потенциально может предложить вариант адекватного перевода текста на русский язык. Обнаружено, что квазитексты взаимоэквивалентны по уровню сложности перевода для детей среднего школьного возраста. В ходе совместной деятельности учащегося и педагога необходимо выработать у ребенка адекватную стратегию решения задачи. Содержание стратегии – направленность на воссоздание общего смысла текста и его удержание в сознании при переводе в сочетании с проверкой перевода на соответствие морфологическому и грамматическому контексту. Предполагается, что в ходе обучающей работы квазиязыковой стимульный материал позволит минимизировать использование ребенком заученного знания о русском языке и обращение к житейскому речевому опыту и приведет к обострению интуитивного «нащупывания» значений слов и смысла текста в заданных рамками языка условиях.
Духовная реинкарнация
Казанцева Е.В. - Психологический субстрат нарративной схемы c. 39-48

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.24412

Аннотация: Современные нарративные исследования большую часть внимания сосредоточили на рассмотрении феномена нарративной идентичности, представляя его в качестве ключевого конструкта. Цель данной статьи переместить акценты изучения на анализ нарративной схемы, которая описывается как устойчивая структура, сформированная в рамках персонального опыта. Выделение психологического субстрата нарративной схемы связано с актуализацией идеи целеполагания и формирования целенаправленных действий в пространстве персонального нарратива. Обосновывается представление о нарративной схеме как базисном каркасе, содержащем ведущие мыслительный и смысловые структуры актуальные для всего нарратива и личности в целом. Актуализируется идея построения научного знания мулитидисциплинарного характера, включающего в себя элементы современной схематологии, нарративного подхода, психологии и лингвистики. В работе анализируются различные подходы к описанию нарративной схемы и её основных компонентов. В исследовании подтверждается идея о необходимости исследования социокультурных оснований персонального опыта, выявление личностного компонента в социально детерминированных моделях. Изучение нарративных схем, раскрывает возможности для исследования персональной мотивации, процесса целеполагания, личностных особенностей восприятия и понимания социальных ситуаций.
Психопатология повседневности
Пазухина С.В., Бобровникова Н.С. - Социально-личностные ресурсы субъектов образовательной среды как основа профилактики буллинга среди подростков c. 49-56

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.23242

Аннотация: В статье представлен обзор научной психолого-педагогической литературы по проблеме социально-личностных ресурсов субъектов образовательной среды как основы профилактики буллинга. Рассматривается влияние родительского воспитания и учительского отношения на формирование позиций подростков в ситуации буллинга. Представлен краткий анализ понятия буллинг. Описана необходимость профилактики данного явления в образовательных учреждениях, а так же представлена модель диагностической программы, состоящая из диагностических методик всесторонне изучающих социально-личностный ресурс. Произведен краткий анализ диагностических результатов, полученных на апробации данной программы. В исследование автором были использованы теоретические (метод абстрагирования, дедукции, индукции) и экспериментальные методы (тестирование, наблюдение, эксперимент). Основным выводом проведенного исследования является заключение о недостаточном уровне развития социально-личностных ресурсов субъектов образовательного процесса, о чем свидетельствует высокий процент подростков, имеющих проблемы в общении, достаточно большое количество испытуемых с низкой обучаемостью. Многие респонденты имеют низкую самооценку, их отличает агрессивность и тревожность. Также выявлено, что современный учитель не является авторитетом для современных подростков, а родители в ряде случаев испытывают отрицательные чувства по отношению к своим детям - подросткам.
Психология развития
Кузьмина А.С. - Инвариантные и вариативные параметры в структуре самоотношения студентов c. 57-65

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.25309

Аннотация: В статье рассмотрены результаты исследования динамического изменения структуры самоотношения студентов. Исследования построено по типу лонгитюдного исследования. В структуре самоотношения выделены вариативные и инвариантные параметры самоотношения. Проанализированы изменения параметров самоотношение студентов на первом, втором, третьем и четвертом курсах обучения в вузе. Цель работы — выявление инвариантных и вариативных параметров в структуре самоотношения студентов на различных этапах обучения в вузе. Объект исследования: самоотношение студентов. Предмет исследования: инвариантные и вариативные параметры самоотношения личности студентов на различных этапах обучения в вузе. Методология исследования: культурно-исторический подход Л. С. Выготский, системный подход В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, концепция самоотношения С. Р. Пантилеева, В. В. Столина. «Тест-опросник самоотношения» С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. Методы математико-статистического анализа полученных данных: анализ средних значений однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 17.00. Новизна исследования В статье показано соотношение инвариатных и вариативных параметров в структуре самоотношения студентов. Основные выводы по работе: В процессе обучения в вузе, при переходе на следующий курс обучения наблюдается трансформация по таким показателям самоотношения, как саморуководство, самообвинение, самопонимание, в тоже время неизменными (инвариантными) остаются такие параметры самоотношения, как интегральное самоотношение, аутосимпатия, самопонимание, самоинтерес.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.