Статья 'Индикаторы формирования гражданской идентичности студенческой молодежи в Республике Беларусь' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Индикаторы формирования гражданской идентичности студенческой молодежи в Республике Беларусь

Ильин Егор Артемович

магистр, кафедра психологии, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

210033, Беларусь, г. Витебск, ул. Чапаева, 30

Il'in Egoor Artemovich

Graduate Student, Department of Psychology, Vitebsk State University P.M. Masherova

210033, Belarus, Vitebsk, Chapaev str., 30

bogomaz@mail.ru
Богомаз Сергей Леонидович

кандидат психологических наук

доцент, кафедра психологии, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

210033, Беларусь, г. Витебск, ул. Чапаева, 30

Bogomaz Sergei Leonidovich

PhD in Psychology

Associate Professor, Department of Psychology, Vitebsk State University. P.M. Masherova

210033, Belarus, Vitebsk, Chapaev str., 30

bogomaz@mail.ru
Лукина Антонида Константиновна

кандидат философских наук

доцент, кафедра общей и социальной педагогики, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, ул. Свободный, 79

Lukina Antonida Konstantinovna

PhD in Philosophy

Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Siberian Federal University

79 Svobodny str., Krasnoyarsk, 660041, Russia

mtb130581@yandex.ru
Суворова Наталия Владимировна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра психологии, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии

660037, Россия, г. Красноярск, ул. Московская, 7а, оф. Вильского 18-а

Suvorova Nataliya Vladimirovna

PhD in Pedagogy

Associate Professor, Department of Psychology, Siberian Institute of Business, Management and Psychology

660037, Russia, Krasnoyarsk, Moskovskaya str., 7a, of. Vilskogo 18-a

nata.suvorova.7474@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Наконечная Екатерина Владимировна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра психологии, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии

660037, Россия, г. Красноярск, ул. Московская, 7а

Nakonechnaya Ekaterina Vladimirovna

PhD in Psychology

Associate Professor, Department of Psychology, Siberian Institute of Business, Management and Psychology

7a Moskovskaya str., Krasnoyarsk, 660037, Russia

jurcity@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2023.2.40055

EDN:

UJLFQM

Дата направления статьи в редакцию:

26-03-2023


Дата публикации:

04-05-2023


Аннотация: В статье проведен комплексный анализ понятий «гражданственность», «патриотизм», «гражданско-патриотическое воспитание» с учетом характера белорусского студенчества, определены особенности формирования таких жизненных ценностей и приоритетов, как постижение, освоение нравственных качеств; опора на права человека; внутренняя свобода личности; любовь к Родине; стремление к миру и развитию; чувство собственного достоинства. Современное белорусское общество находится в стадии реформирования многих направлений общественной жизни, и происходящие перемены выдвигают на первый план качественно новые задачи дальнейшего развития экономически развитого и социально ориентированного государства. Их решение требует формирования у граждан, особенно молодежи, за которой – будущее страны, активной жизненной позиции, высоких морально-психологических качеств, среди которых важное место занимают гражданская ответственность перед обществом и патриотизм. Проведенное исследование позволило определить, что гражданско-патриотическое воспитание представляет устойчивый интерес для 61,8% участников исследования, 82,5% целевой группы в ВГУ имени П.М. Машерова имеют устойчивое представление о гражданско-патриотическом воспитании и около 62,1% целевой группы выделяют критерии гражданской культуры личности с учетом социальной политики государства, гражданского становления белорусов. Автор утверждает, что необходимо утверждать в обществе, сознании и чувствах молодежи социальные и индивидуально-личностные (жизнь, здоровье) ценности, уважение, терпимость к религиозным, культурно-национальным и этническим различиям, формировать опыт разумного разрешения групповых и межличностных конфликтов, интерес к культурному и историческому прошлому Беларуси.


Ключевые слова:

молодежь, гражданственность, гражданская идентичность, гражданская культура, патриотизм, воспитание, патриотическое воспитание, культура, нравственность, патриотические чувства

Abstract: The article provides a comprehensive analysis of the concepts of "citizenship", "patriotism", "civic-patriotic education", taking into account the nature of the Belarusian students, defines the features of the formation of such vital values and priorities as comprehension, development of moral qualities; reliance on human rights; inner freedom of the individual; love for the Motherland; striving for peace and development; self-esteem. Modern Belarusian society is in the process of reforming many areas of public life, and the changes that are taking place bring to the fore qualitatively new tasks for the further development of an economically developed and socially oriented state. Their solution requires the formation of citizens, especially young people, who have the future of the country, an active life position, high moral and psychological qualities, among which civic responsibility to society and patriotism occupy an important place. The conducted research made it possible to determine that civil-patriotic education is of steady interest to 61.8% of the study participants, 82.5% of the target group at the Masherov State University have a stable idea of civil-patriotic education and about 62.1% of the target group identify criteria of civil culture of the individual, taking into account the social policy of the state, the civic formation of Belarusians.


Keywords:

young people, citizenship, civic identity, civic culture, patriotism, education, patriotic education, culture, morality, patriotic feelings

Введение. Современное белорусское общество находится в стадии реформирования многих направлений общественной жизни, и происходящие перемены выдвигают на первый план качественно новые задачи дальнейшего развития экономически развитого и социально ориентированного государства. Их решение требует формирования у граждан, особенно молодежи, за которой – будущее страны, активной жизненной позиции, высоких морально-психологических качеств, среди которых важное место занимают гражданская ответственность перед обществом и патриотизм. Также отметим, что «нравственно-патриотические чувства и мышление закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках постоянно развивающейся конкретной социокультурной среды. С момента рождения, человек, будучи ребенком, незаметно осознает и перенимает природу, культуру и быт своего народа» [1, с. 485].

По мнению В. Максимовича – «причастность человека к общепринятым принципам, нормам, убеждениям и идеям, составляющим основу общественной структуры, позволяет соединить в единое целое разные части социального организма, консолидировать общество, активизировать процесс национальной идентификации, тем самым и достигнуть духовного единства» [2, с. 145]. Как неоднократно подчеркивал Президент Республики Беларусь А. Лукашенко, «патриотизм является стержнем идеологии нашего государства, двигателем социальной модернизации, гарантом стабильного развития. В ее основе лежит целостная совокупность идей, идеалов и норм, интегрирующих общество, укрепляющих гражданскую ответственность и личное отношение к судьбе страны» [3, с. 6].

В указанных выше условиях именно гражданско-патриотическое воспитание является тем важнейшим фактором духовно-нравственного становления и развития личности, который формирует менталитет современного молодого человека и его гражданственность, проявляемую в системе основополагающих жизненных ценностей. Так, Т.В. Яровова отмечает следующее: «базовые категории гражданско-патриотического воспитания (долг, ответственность, готовность к пожертвованию личными интересами ради общего блага Отчества) составляют стержень и нравственную основу личности молодого человека, определяя тем самым сегмент ее формирующегося сознания» [4, с. 107]. Идеология белорусской государственности стала для белорусов общенациональной идеей. Согласно утверждению Я.С. Яскевич – «компетенции национальной идеи включают: язык, нацию, государство; Родину, труд, духовность; Отечество, веру, справедливость; свободу, процветание, благополучие» [5, с. 21].

По словам В.А. Скачковой – «сегодня Беларуси нужен человек-гражданин, способный работать не только на собственное благо, но и на благо общества, гражданин-патриот, испытывающий гордость за свою Родину. Современный этап формирования общественного сознания предъявляет все более высокие требования к воспитанию населения страны в духе гражданственности и патриотизма» [6, с. 33]. Именно поэтому необходимость решения проблем гражданско-патриотического воспитания среди студенческой молодежи определяется тем, что сегодняшние студенты завтра станут опорой государства в развитии патриотизма и гражданственности, как основных движущих идеологических сил, способных консолидировать белорусское общество в единое целое.

В данных условиях важнейшей и приоритетной задачей является системное исследование отношения современной студенческой молодежи к ценностям гражданственности и патриотизма, так как «белорусская молодежь активно включается в гражданскую жизнь университета и общества, молодые люди имеют возможность участвовать в волонтерских мероприятиях, республиканских и международных молодежных форумах» [7, с. 85].

Цель данной статьи – определить особенности гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи. Объектом нашего исследования выступает воспитание студенческой молодежи, а предметом – состояние и особенности развития гражданско-патриотического воспитания студенчества.

Материал и методы. Материалом послужили труды известных зарубежных и отечественных ученых-психологов, педагогов, касающиеся заявленной проблемы. В работе были использованы методы научного психологического исследования теоретического уровня: систематизация, философско-психологический анализ и синтез, концептуализация научных идей.

Результаты и их обсуждение. Студенческая молодежь является особой социальной группой, для которой характерны высокий образовательный уровень и познавательная мотивация, социальная активность и стремление к самореализации. Исследователь С.А. Михайловская в этой связи отмечает, что «студенческая молодежь – это специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни» [8, с. 71]. С.С. Романькова определяет, студенческую молодежь, как «неотъемлемую и составную часть социальной структуры общества, в которой определенным образом проявляются ее сущностные свойства и духовные ценности» [9, с. 52].

В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание молодежи в университете – приоритетное направление воспитательной работы со студентами. Оно направлено на привитие уважения к героическому и историческому прошлому страны, культуре своего народа, любви к родному языку и способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений.

Изложенное позволяет отметить, что гражданственность и патриотизм – это, по сути, интегративные качества, характеризующие человека как сознательного и активного гражданина, выражающиеся в выполнении гражданского долга, знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, умении отстаивать общественные интересы, непримиримости к антигосударственным проявлениям, сочетании личных интересов с общественными.

Исследователь К.И. Шик отмечает, что «в качестве основных целевых ориентиров гражданско-патриотического воспитания выступают смыслы человеческого бытия, обнаруживающиеся, в первую очередь, в мире ценностей, являющихся системообразующим элементом в структуре целей гражданско-патриотического воспитания» [10, с. 111].

В этой связи представляется возможным определить, что к целевым ориентирам гражданско-патриотического воспитания белорусского студенчества можно отнести показатели сформированных гражданско-патриотических ценностей. С целью определения указанных выше показателей в 2022 году было проведено исследование среди студентов учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». В исследовании (с использованием метода анкетирования) приняли участие 343 студента, в возрасте от 17 до 27 лет, среди которых было 238 (69,4%) девушек и 105 (30,6%) юношей.

По вопросу, определяющему наличие знаний и представлений студентов об основах гражданско-патриотического воспитания (необходимо было выбрать только один вариант ответа), были получены следующие результаты: 82,5% студентов ВГУ имени П.М. Машерова имеют четкое представление о гражданско-патриотическом воспитании; 17,5% респондентов никогда не проявляли интереса к представленной проблеме. Проанализировав данную информацию, считаем целесообразным и далее организовывать мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе университета и факультетов с целью расширения заинтересованности молодежи представленным явлением (рисунок 1).

Рис. 1. Наличие знаний и представлений студентов об основах гражданско-патриотического воспитания

Далее мы изучали, насколько заинтересованы студенты в изучении гражданско-патриотического воспитания: 35% респондентов уделяют особое внимание гражданско-патриотическому воспитанию, а также разбираются в особенностях его изучения, 26,8% – хотели бы узнать больше, – для 38,2% данный вопрос не является актуальным. Исследование актуализирует нашу деятельность по изучению и выявлению проблем гражданско-патриотического воспитания среди белорусского студенчества. Поэтому мы считаем, что необходимо искать пути развития гражданско-патриотического воспитания в различных формах на актуальные темы, проводимые со студентами: тематические мероприятия, конференции, спортивные, творческие конкурсы и т.п. (рисунок 2).

Рис. 2. Заинтересованность студентов тематикой гражданско-патриотического воспитания

Далее мы рассматривали выбор студентами критериев гражданского становления белорусов, определяли, какое содержание входит в понимание студентами такого термина, как «гражданское становление». В результате опроса (выбор нескольких вариантов ответа), были получены следующие данные: 62,1% (213) респондентов понимают гражданское становление современных белорусов как осознание ответственности за судьбу Отечества, а 50,7% (174) – как чувство сопричастности происходящему на Родине, а 64,4% (221) студентов выделяют формирование собственных мировоззренческих установок как один из критериев гражданского становления личности. Так, гражданское становление для студентов проявляется в развитии патриотических чувств, ответственности за Родину, а также собственного самосовершенствования как человека, личности и гражданина (рисунок 3).

Рис. 3. Критерии гражданской идентичности современного белоруса

Рассмотрим ориентиры белорусского студенчества в решении глобальных социальных проблем общества (выбор нескольких вариантов ответа): 65,9% (226) респондентов отмечают, что современному обществу необходим человек самостоятельный, свободный и культурный, а 56,3% (193) – считают, что для общества важно формирование человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, 36,2% (124) студентов полагают, что в качестве особенностей деятельности в решении глобальных проблем общества выделяется повсеместная интеграция государств на различных уровнях. Полученные данные говорят о том, что студенты представляют решение социальных проблем посредством внедрения идей и концепта гражданско-патриотического воспитания в повседневную жизнь, учебно-воспитательный процесс учреждений образования (рисунок 4).

Рис. 4. Ориентиры белорусского студенчества в решении глобальных социальных проблем общества

Относительно роли таких качеств, как патриотизм и гражданственность в социальном и духовном развитии личности, мнение студентов-участников опроса следующее: 77% респондентов считают патриотизм и гражданственность составными элементами мировоззрения, представляющими основу социального и духовного развития человека; 23% студентов считают, что иные ценности выступают в качестве приоритетных в социальном и духовном развитии человека. Мы считаем, что такие качества как патриотизм и гражданственность являются транслятором социального и духовного развития личности. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности (рисунок 5).

Рис. 5. Роль гражданственности и патриотизма в социальном и духовном развитии личности

Относительно вопроса об определении цели гражданско-патриотического воспитания молодёжи (выбор нескольких вариантов ответа), 68,5% (235) участников опроса указали, что целью гражданско-патриотического воспитания молодежи является внутренняя свобода, любовь к Родине, а также и стремление к миру, 53,9% (185) респондентов отметили чувство собственного достоинства и дисциплинированность как важные для развивающейся личности качества, для 46,1% (158) респондентов важна гармоничность в проявлении патриотических чувств, 44,3% (152) – определили формирование гражданственности как интегративное качество личности, 40,2% (138) указали на значимость идентификации в социальном обществе. Мы наблюдаем, что внутренняя свобода, любовь к Родине и стремление к миру являются приоритетными для студентов в их личностном развитии (рисунок 6).

Рис. 6. Цели гражданско-патриотического воспитания молодежи

Заключение. Таким образом, итоговый анализ результатов проведенного исследования позволил определить следующее:

- гражданственность и патриотизм – это, по сути, интегративные качества, характеризующие человека как сознательного и активного гражданина, выражающиеся в выполнении гражданского долга, знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, умении отстаивать общественные интересы, непримиримости к антигосударственным проявлениям, сочетании личных интересов с общественными; при этом гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания и уважения к законам, истории и культуре Республики Беларусь, приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении и в различных видах социально значимой деятельности;

- ценностную ориентацию рассматриваем как систему ценностных установок, которые предполагают осознание личностью своей внутренней позиции и выражаются в готовности личности к деятельности в соответствии с определенными ценностями;

- гражданско-патриотическое воспитание представляет устойчивый интерес для 61,8% участников исследования; 82,5% студентов ВГУ имени П.М. Машерова имеют устойчивое представление о гражданско-патриотическом воспитании и около 62,1% целевой группы выделяют критерии гражданской культуры личности с учетом социальной политики государства, гражданского становления белорусов;

- заинтересованная молодежь в рамках гражданско-патриотического воспитания (проведение и организация мероприятий, семинаров, конференций и т.д.) составляет 26,8% студентов, что позволяет активно включать молодых людей в популяризацию идей патриотического воспитания, поскольку они выражают инициативу изучать данное направление и быть вовлеченными в воспитательный процесс;

- особую роль патриотизма и гражданственности в социальном и духовном развитии личности выделяют 77% респондентов, что свидетельствует о высоком уровне организации воспитательной работы с молодежью в учреждении образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» в укреплении традиционных ценностных ориентаций молодых людей;

- гармонично сформированная белорусская гражданская идентичность у студентов является важным условием функционирования патриотического воспитания. Все структурные особенности белорусской гражданской идентичности имеют прямое отношение к патриотизму, в который включаются знания о Родине, Отечестве, основной символики государства, истории;

- воспитательная работа с молодежью в университете направлена на организацию, проведение и активное участие студентов в различных конференциях, круглых столах, форумах, конкурсах, викторинах по вопросам патриотического воспитания молодежи;

- необходимо утверждать в обществе, сознании и чувствах молодежи социальные и индивидуально-личностные (жизнь, здоровье) ценности, уважение, терпимость к религиозным, культурно-национальным и этническим различиям, формировать опыт разумного разрешения групповых и межличностных конфликтов, интерес к культурному и историческому прошлому Беларуси.

- необходимо дальнейшее исследование аспектов гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи для установления сопоставительных характеристик Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях Союзного государства, которое позволит вычленить особенности гражданско-патриотического воспитания у белорусских и российских студентов, а также выстроить модель гражданско-патриотического воспитания в рамках Союзного государства.

Библиография
1. Ильин, Е.А. Этнопедагогические основы взаимосвязи между процессами идеологического и нравственно-патриотического воспитания личности // Альфа-2021: сб. науч. статей V Международной научно-практической интернет-конференции молодых исследователей / Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»; редкол.: И. Н. Кавинкина (отв. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ им. Янки Купалы, 2021. – С. 484-487.
2. Традыцыя ў жыцці асобы і грамадства / В. Максімовіч // Полымя: літаратурна-мастацкі і грамадска-палітычны часопіс. – 2011. – № 4. – С. 142–147.
3. Патрыятызм як каштоўнасць і задачы выхавання моладзі: (вопыт работы калектыву Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў): [інтэрв’ю з рэктарам БДУКМ Ю.П. Бондарам] // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2015. – № 1 (23). – С. 5-12.
4. Яровова, Т.В. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – № 2 (38). – С. 107-112.
5. Яскевич, Я.С. Становление идеологии белорусского государства и национальная идея: традиции и новации: учеб. метод. пособие для высших учебных заведений. – Минск: РИВШ, 2004. – 151 с.
6. Скачкова, В.А. Выхаванне грамадзянскасці і патрыятызму студэнтаў праз родную мову // Аксіялагічнае вымярэнне ладу жыцця сучаснай моладзі: матэрыялы міжнар. навук.-практ. online-канферэнцыі. – Віцебск: ВДУ імя П.М. Машэрава, 2019. – С. 33-35.
7. Ильин, Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи как фактор национального прогресса // Студент года 2022: сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса. В 4-х частях. Часть 3. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. – С. 77-86.
8. Михайловская, С.А. Концептуализация понятий «студенческая молодежь» и «вторичная занятость» в контексте социологии управления // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2014. – № 3. – С. 68-74.
9. Романькова, С.С. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория // Наука, образование и культура. – 2017. – № 6 (21). – С. 52-55.
10. Шик, К.И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 110-112.
References
1. Ilyin, E.A. (2021). Ethnopedagogical foundations of the relationship between the processes of ideological and moral-patriotic education of the individual. Alpha-2021: Sat. scientific articles of the V International Scientific and Practical Internet Conference for Young Researchers. Educational Institution "Grodno State University named after Yanka Kupala"; editorial board: I. N. Kavinkina (editor-in-chief) [and others], 484-487. Grodno: GrGU im. Yanka Kupala.
2. Tradytsyya ў zhytstsі asoby i gramadstva. (2011). Polymya: literary-artistic and gramadska-palіtychny chasopіs, 4, 142–147.
3. Patryyatyzm like cashew and the tasks of vyhavannya moladzi: (experience of the work of the Belarusian dzyarzhaunaga university of culture and art): [interview with rektar BDUKM Yu.P. Bondaram]. (2015). Bulletin of Belarusian State University of Culture and Arts, 1(23), 5-12.
4. Yarovova, T.V. (2015). Patriotic education of student youth in modern conditions. Central Russian Bulletin of Social Sciences, 2(38), 107-112.
5. Yaskevich, Ya.S. (2004). Formation of the ideology of the Belarusian state and the national idea: traditions and innovations: textbook. method. manual for higher educational institutions. Minsk: RIVSH.
6. Skachkova, V.A. (2019). Vykhavanne gramadzyanskastsі і patryyatyzmu students ў prazdny mova. Aksiyalagіchnae vymyarenne ladu zhytstsa zhytstsa suchasnay moladzi: materialy mizhnar. navuk.-pract. online conferences, 33-35.-Vitsebsk: VDU named after P.M. Masherava.
7. Ilyin, E.A. (2022). Civil-patriotic education of youth as a factor of national progress. Student of the Year 2022: collection of articles of the International Educational and Research Competition. In 4 parts. Part 3. Petrozavodsk: MTsNP "New Science", 77-86.
8. Mikhailovskaya, S.A. (2014). Conceptualization of the concepts of "student youth" and "secondary employment" in the context of the sociology of management. Bulletin of the Transbaikal State University, 3, 68-74.
9. Romankova, S.S. (2017). Student youth as a special socio-demographic category. Science, education and culture, 6(21), 52-55.
10. Shik, K.I. (2012). The essence of the patriotic education of students and some ways of its implementation in the Republic of Belarus. Problems and prospects for the development of education: materials of the II Intern. scientific conf. (Perm, May 2012), 110-112. Perm: Mercury.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Индикаторы формирования гражданской идентичности студенческой молодежи в Республике Беларусь».
Предмет исследования. Объектом проводимого исследования является процесс воспитания студенческой молодежи, а предметом – изучение состояния и особенностей развития гражданско-патриотического воспитания студенчества. Основной целью исследования является определение особенностей гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи. В целом, поставленные автором цель и задачи были решены, а обозначенный предмет был исследован в полном объеме.
Методология исследования. Методология исследования заявленной темы учитывает сложность и комплексность затронутой проблемы. Методология опирается на утверждение о том, что гражданско-патриотическое воспитание - важнейший фактор духовно-нравственного становления и развития личности, который формирует менталитет современного молодого человека и его гражданственность, проявляемую в системе основополагающих жизненных ценностей.
Методологической основой исследования послужили исследования известных ученых-психологов, педагогов, касающиеся заявленной проблемы. В работе были использованы методы научного психологического исследования теоретического уровня: систематизация, философско-психологический анализ и синтез, концептуализация научных идей.
Исследование было проведено на базе учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Выборка составили около 350 студентов.
Актуальность исследования не вызывает сомнения. Актуальность затронутой тематики заключается том, что важнейшая и приоритетная задача - системное исследование отношения современной студенческой молодежи к ценностям гражданственности и патриотизма. В настоящее время у белорусской молодежи есть возможность активно включиться в гражданскую жизнь университета и общества, а у молодых людей есть возможность участвовать в волонтерских мероприятиях, республиканских и международных молодежных форумах. Поэтому особое внимание должно быть уделено индикаторам формирования гражданской идентичности студенческой молодежи в Республике Беларусь.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнены понятия «гражданственность» и «патриотизм» через призму интегративных качеств, характеризующих человека как сознательного и активного гражданина, выполняющего гражданский долг, знающего гражданские права и обязанности, готового трудиться во имя общей пользы;
- обозначен феномен «ценностные ориентации» как система ценностных установок, определяющих поведение человека;
- выявлены особенности сформированности гражданственности и патриотизма молодых людей;
- выделены основные направления гражданско-патриотической воспитательной работы в вузе, в том числе, в условиях союзного государства Российская Федерация – Республика Беларусь.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный. Структура работы четко прослеживается.
Во введении представлено небольшое описание актуальности и теоретического анализа; объект, предмет и цель исследования; дана характеристика базы исследования респондентов и методов. Особое внимание уделено методологии исследования и анализу научной разработанности проблемы. Второй раздел посвящен описанию результатов и их обсуждению. Количественные данные представлены в виде рисунков. Заканчивается работа обобщением полученных результатов и аргументированными выводами.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 10 источников, незначительная часть которых издана за последние три года. В списке представлены не только научно-исследовательские статьи, но также учебное пособие. Источники информации не в полном объёме оформлены корректно.
Апелляция к оппонентам.
Поставленные автором цель и задачи реализованы. Рекомендуется провести анализ современных источников, поскольку в последние годы появилось значительное количество работ, которые были посвящены формированию гражданской идентичности. В работе недостаточное внимание уделено теоретическому анализу современных исследований, предлагающих рассмотрение соответствующих механизмов.
Особое внимание должно быть уделено коррекции работы, поскольку в ней имеются описки и опечатки, в том числе, в наименовании статьи.
Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью, будет интересна исследователям. Работа может быть рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.