Статья 'Влияние шума на цветовые ассоциации горожан' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Влияние шума на цветовые ассоциации горожан

Грибер Юлия Александровна

доктор культурологии

профессор, директор Лаборатории цвета, Смоленский государственный университет

214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Griber Yulia Alexandrovna

Doctor of Cultural Studies

Professor, Director of Color Laboratory at Smolensk State University

214000, Russia, Smolensk region, Smolensk, Przhevalskogo str., 4

y.griber@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Нанкевич Алена Анваровна

аспирант, кафедра социологии и философии, Смоленский государственный университет

214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Nankevich Alena Anvarovna

Postgraduate, Department of Sociology and Philosophy, Smolensk State University

214000, Russia, Smolensk region, Smolensk, Przhevalskogo str., 4

alena.nankevitch@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8701.2022.6.39243

EDN:

OZQVZC

Дата направления статьи в редакцию:

24-11-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: Объектом исследования являются привыкшие к шуму городские жители, предметом – влияние шума на возникающие у них цветовые ассоциации с антропологически значимыми концептами. Цель – экспериментальная проверка гипотезы о том, что под воздействием шума в системе цветовых ассоциаций будут наблюдаться изменения структуры и плотности, частотности оттенков с различными хроматическими характеристиками (светлотой, тоном, насыщенностью). В эксперименте приняли участие 50 человек (14 мужчин и 36 женщин) в возрасте от 17 до 24 лет (средний возраст 19.71, SD=1.72). Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы, которая участвовала в таком же исследовании ранее и не подвергалась воздействию звукового раздражителя. Палитра эксперимента включала 27 цветовых образцов системы естественных цветов NCS. Участников просили сопоставить цветовые образцы палитры с 26 антропологически значимыми концептами. Эксперимент показал заметные трансформации системы цветовых ассоциаций под воздействием звуковых раздражителей. Мы зафиксировали резкое увеличение доли выборов красного цвета и повышение рейтинга других физиологически значимых оттенков, на которые реагирует зрительный нерв – синих, желтых и ахроматических белого, черного и серого. Цветовые ассоциации стали менее разнообразными и приобрели более простую структуру. При этом на структуру цветовых ассоциаций не повлияло изменение громкости шума: паттерны, полученные под воздействием 60 Дб(А) и 80 Дб(А) оказались идентичными. Полученные данные имеют важное значение для понимания когнитивных механизмов воздействия цвета и установления причинно-следственных связей между заданной цветовой стимуляцией и ее влиянием на индивидуального человека.


Ключевые слова:

цвет, цветовые ассоциации, цветоощущение, цветовосприятие, перцептивный образ, ассоциативный эксперимент, влияние шума, антропологически значимые концепты, цветовая система NCS, цветовая когниция

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00407, https://rscf.ru/project/22-18-00407/ в Смоленском государственном университете.

Abstract: The object of the study is urban residents accustomed to noise, the subject is the effect of noise on their color associations with anthropologically significant concepts. The aim is to experimentally test the hypothesis that under the influence of noise, changes in the structure and density, frequency of colors with different chromatic characteristics (lightness, tone, saturation) will be observed in the system of color associations. The experiment involved 50 people (14 men and 36 women) aged 17 to 24 years (average age 19.71, SD=1.72). Their responses were compared with the results of a control group that participated in the same study earlier and was not exposed to the sound stimuli. The experiment palette included 27 color samples of the NCS natural color system. Participants were asked to compare color palette samples with 26 anthropologically significant concepts. The experiment showed noticeable transformations of the color association system under the influence of noise. We identified an increase in the occurrence of red color choices, as well as growth in the rating of blue, yellow, and achromatic white, black and gray. Color associations have become less diverse and have acquired a simpler structure. At the same time, the structure of color associations was not affected by the change of loudness: the patterns obtained under the influence of 60 Db (A) and 80 Db (A) were identical. The data obtained are important for understanding the cognitive mechanisms of color impact and establishing causal relationships between the parameters of color stimulation in the environment and its effect on an individual.


Keywords:

color, color associations, chromatic sensitivity, color perception, percept, associative experiment, noise effect, anthropologically relevant concepts, NCS color system, color cognition

Введение

Современная жизнь с каждым годом становится все более шумной. Городских жителей шум сопровождает практически повсюду: на улицах, в автомобиле и общественном транспорте, на работе и учебе, в магазинах, в ресторанах, барах, кафе и даже дома. Современные люди привыкли к постоянному звуковому фону, и в большинстве случаев не замечают его или умеют игнорировать.

Тем не менее, шум ощутимо влияет на многие физиологические и психические процессы. Под воздействием громких звуков меняются ощущения и поведение. Люди больше едят и пьют [1]. Снижается интенсивность восприятия сладких и соленых вкусов [2], а связанные с едой запахи (лимон, апельсин, темный шоколад и другие) доставляют меньше удовольствия [3].

По мнению исследователей, отмеченные кроссмодальные эффекты, скорее всего, являются своеобразной реакцией на стресс и могут быть опосредованы влиянием шума на уровень возбуждения, который, в свою очередь, влияет на восприятие вкуса. Еще одно возможное объяснение строится на том, что шум отвлекает наше внимание, и мы «переживаем» мир по-другому (см. обзор исследований [4]).

Посторонние звуки заметно воздействуют также на различные когнитивные процессы. Звучащая речь, музыка, офисный шум и звуки улицы меняют восприятие, внимание, память, мешают думать, запоминать и вспоминать (см. обзор исследований [5]). Нерелевантные для выполнения поставленной задачи и игнорируемые звуки затрудняют понимание прочитанного текста (см. напр.: [6]), снижают эффективность проверки и корректуры [7], воздействуют на визуальное восприятие [8] и визуальный поиск [9], вербальную и визуальную память (см., напр.: [10]).

При этом обзор исследований последних лет, посвященных влиянию шума на когнитивную деятельность, представленный в работе С. Шлиттмайер и Дж. Марша [5], показывает, что воздействие звука на цветовую когницию и процессы переработки связанной с цветом информации пока остается за рамками исследовательского фокуса.

Между тем, не вызывает сомнений тот факт, что между различными характеристиками цвета (яркостью, тоном, насыщенностью) и параметрами звука (громкостью, высотой тона, вибрацией) существует устойчивая связь (см. напр.: [11]). Согласно полученным экспериментальным данным, цвет довольно ощутимо влияет на восприятие не связанной с объектами громкости (см. напр.: [12].), шума автомобилей [13], поездов [14] и бытовых приборов [15]. Цвет воздействует на оценку степени вызываемого шумом раздражения [16] и способен изменить визуальные и слуховые предпочтения [17].

С другой стороны, современные исследования цветовой когниции убеждают в том, что восприятие цвета заметно связано с изменением физиологического и психологического состояния. Человек по-другому воспринимает, оценивает и запоминает цвет, если чувствует страх, боль, холод, приятные или неприятные запахи (см. подр.: [18; 19]). С восприятием цвета напрямую связана смена эмоционального фона и повышение уровня тревожности (см. напр.: [20; 21]).

Имеющиеся теоретические и эмпирические данные дают основания предположить, что на процессы когнитивной переработки связанной с цветом информации могут оказывать заметное влияние и звуковые раздражители. В частности – посторонний шум способен перестроить систему ассоциаций отдельных оттенков с антропологически значимыми концептами.

Целью нашего экспериментального исследования стала проверка гипотезы о том, что под воздействием шума в системе цветовых ассоциаций горожан будут наблюдаться изменения структуры и плотности, частотности оттенков с различными хроматическими характеристиками (светлотой, тоном, насыщенностью); изменения, скорее всего, затронут и цветовые образы отдельных концептов.

Объектом исследования являются привыкшие к шуму городские жители, предметом – влияние шума на возникающие у них цветовые ассоциации с антропологически значимыми концептами.

Метод

Участники. В эксперименте приняли участие 50 человек (14 мужчин и 36 женщин) в возрасте от 17 до 24 лет (средний возраст 19.71, SD=1.72), которые родились и выросли в городской среде. Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы, которая участвовала в таком же исследовании ранее и не подвергалась воздействию звукового раздражителя [22]. Никто из участников не испытывал проблем с восприятием цвета и цветоразличением.

Стимулы. В исследовании использовалась палитра, включающая 27 цветовых образцов системы естественных цветов NCS (рис. 1). Она включала насыщенные оттенки четырех простых цветов (Y – желтого, R – красного, B – синего, G – зеленого) и четырех составных цветов (Y50R – оранжевый, R50B – фиолетовый, B50G – сине-зеленый, G50Y – зелено-желтый). Группа насыщенных оттенков в эксперименте условно обозначалась литерой В (табл. 1). Кроме того, для каждого тона были выбраны светлый (табл. 1, группа А) и темный (табл. 1, группа С) оттенки. В палитру были включены также ахроматические цвета – белый, серый и черный (табл. 1, группа 1).

Таблица 1. Цветовые образцы эксперимента

Рисунок 1. Расположение оттенков группы А (слева), B (в центре) и С (справа) в треугольнике NCS

Процедура эксперимента. Участников экспериментальной группы просили сопоставить цветовые образцы палитры с 26 понятиями (теплый–холодный, грустный–радостный, спокойный–беспокойный, близкий–далекий, молодой–старый, женский–мужской, быстрый–медленный, сильный–слабый, фальшивый–искренний, дешевый–дорогой, безопасный–опасный, здоровый–больной , я–другие) и самостоятельно внести код выбранного оттенка в бланк. Все цветовые образцы предъявлялись участникам одновременно. Продолжительность выбора не ограничивалась. Одни и те же оттенки можно было выбирать несколько раз, то есть использовать одинаковые цвета в качестве ассоциаций с разными понятиями. Во время исследования через стереосистему транслировался розовый шум, показатели которого контролировались экспериментатором. Половина экспериментальной группы (N=25) проходила эксперимент под воздействием шума громкостью 60 дБ(A), вторая половина (N=25) – в условиях шума с громкостью 80 дБ(A). Громкость звукового стимула измерялась с помощью шумомера Xiaomi Duka FB-1.

Участники контрольной группы выполняли то же экспериментальное задание без звукового воздействия.

База данных исследования составила 2600 ответов, половина из которых были собраны в условиях воздействия шума.

Анализ и визуализация данных. Анализ полученных данных ассоциативного эксперимента проводился с использованием процедур когнитивной интерпретации, которые позволили сделать предположительные выводы об особенностях ментальных процессов в сознании респондентов (см. подр.: [23]).

Для оценки сходства структуры системы ассоциаций в двух подгруппах экспериментальной группы с разной громкостью шумового воздействия (60 дБ(A) и 80 дБ(A)) в исследовании применялся индекс Шорыгина [24]:

SHR= Σmin(pi1, pi2), (1)

где Σmin(pi1, pi2) – меньшее из двух относительных значений ассоциации в сравниваемых выборках, pij= ni / Nj, nij – частота встречаемости ассоциации в выборке, а Nj=Σnij.

Для оценки степени разнообразия полученных цветовых ассоциаций использовались индексы Шеннона, Симпсона и Маргалефа (см. подр.: [25; 26]).

Индекс разнообразия Шеннона рассчитывался по формуле:

, (2)

где iразличные ассоциации, – вероятность встретить определёнyю ассоциацию в выборке, которая рассчитывается по формуле , – количество ассоциаций определенного вида, N – число ответов.

Индекс Маргалефа рассчитывался по формуле:

d=(s–1) / lnN, (3)

где s – количество видов ассоциаций, N – число ответов.

Для расчета индекса Симпсона использовалась формула:

D = 1 – Σ(ni (ni–1)) / N(N–1), (4)

где ni– количество ассоциаций определенного вида, N – количество ответов.

Для визуализации паттернов перераспределения цветовых ассоциаций использовались пузырьковые диаграммы.

Результаты и обсуждение

Эксперимент показал заметные трансформации системы цветовых ассоциаций под воздействием звуковых раздражителей. Различия проявлялись (1) в структуре и плотности набора цветовых ассоциаций; (2) в частотности выбираемых оттенков из разных групп; (3) в цветовых образах отдельных концептов.

(1) Структура и плотность набора цветовых ассоциаций. Поскольку мы не выявили статистически значимых различий между цветовыми ассоциациями участников из двух экспериментальных подгрупп – паттерны, полученные под воздействием шума с громкостью 60 Дб(А) и 80 Дб(А) оказались идентичными (SHR = 0.6017; r = 0.7027, p < 0.00001) – мы объединили полученные в этих подгруппах ответы и все дальнейшие вычисления выполняли для экспериментальной группы в целом (N = 25 + 25 = 50).

Для сравнения разнообразия полученных цветовых ассоциаций в экспериментальной и контрольной группах, мы рассчитали индексы Шеннона, Маргалефа и Симпсона (табл. 2), которые традиционно применяются в экологии, каждый – с определенными целями.

Индекс Шеннона (2), который в экологических исследованиях используется для определения биоразнообразия и отражает сложность структуры сообщества (в нашем исследовании – структуры набора цветовых ассоциаций), в экспериментальной группе имел немного меньшее значение, чем в контрольной (HЭ = 5.56; HК = 5.66).

Индекс Маргалефа (3), который в исследованиях биоразнообразия позволяет сделать выводы о видовом богатстве и плотности видов на определенной территории, а применительно к нашему материалу показывает разнообразие цветовых ассоциаций (чем выше этот показатель, тем больше разных ассоциативных пар), в экспериментальной группе тоже оказался меньше (dЭ = 52.19; dК = 56.56).

Наоборот, индекс Симпсона (4), который позволяет определять доминирование тех или иных видов сообщества (в нашем случае – разных цветовых ассоциаций) и возрастает по мере доминирования одного или нескольких видов, был несколько меньше в контрольной группе (DЭ = 0.005; DК = 0.004).

Зафиксированное снижение индексов Шеннона и Маргалефа при увеличении индекса Симпсона говорит о том, что в структуре цветовых ассоциаций в экспериментальной группе наблюдается уменьшение количества видов ассоциаций и рост доминирования отдельных связей.

Таблица 2. Индексы разнообразия

Индексы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Индекс Шеннона, H

5.5603

5.6574

Индекс Маргалефа, d

52.1856

56.5579

Индекс Симпсона, D

0.0047

0.0040

(2) Частотность выбираемых оттенков из разных групп. В то время как участники контрольной группы использовали оттенки разного тона с практически одинаковой частотой, под воздействием шума заметно увеличилось количество выборов красных (на 120%), желтых (на 88%), синих (на 28%) и ахроматических (на 34%) оттенков. Наоборот, гораздо реже встречались все зеленые оттенки с разной светлотой: светлый, темный и яркий зеленый; светлый, темный и яркий сине-зеленый; светлый, темный и яркий зелено-желтый (рис. 2 слева).

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Рисунок 2. Частота выбора тона (слева) и светлоты (справа)

в контрольной и экспериментальной группах

Изменился и рейтинг популярности оттенков разной светлоты: существенно снизилось количество темных оттенков и увеличилось количество ярких (рис. 2 справа). Заметно повысилась частотность ярко-красного оттенка (B4), который под воздействием шума участники выбирали более, чем в полтора раза чаще (119 выборов в экспериментальной группе и 77 – в контрольной) (рис. 3).

Рисунок 3. Частота выбора оттенков в контрольной (слева) и экспериментальной (справа) группах; оттенки расположены в порядке убывания частотности в контрольной группе

(3) Цветовые образы отдельных концептов. Под влиянием шума в значении ярко-красного цвета (B4) усилились семы дорогой (22%), опасный (16%) и сильный (14%). Ярко-желтый (В2) гораздо чаще ассоциировался с теплым и радостным (18 и 12% соответственно); ярко-синий (В6) – с быстрым (16%).

Наоборот, светлые оттенки заметно чаще использовались для обозначения связей с понятиями с положительной коннотацией: светло-желтый (А2) – с искренним (16%), слабым (10%), безопасным (10%); розовый (А4) – с теплым и женский (по 8%); голубой (А6) – с близким и безопасным (14 и 6% соответственно).

Наиболее заметно изменились цветовые образы понятий теплый, радостный, спокойный, близкий, молодой, старый, быстрый, сильный, фальшивый, дорогой, опасный, я (рис. 4).

4_01

Рисунок 4. Наиболее заметные различия цветовых образов понятий

в контрольной (слева) и экспериментальной (справа) группах

Заключение и выводы

Проведенный эксперимент дал интересное сочетание ожидаемых и неожиданных результатов.

Во-первых, игнорируемый шум действительно оказал заметное влияние на связанные с цветом ассоциации, которые проявились как в изменении структуры цветовых ассоциаций и частотности выбираемых оттенков из разных групп, так и в трансформации цветовых образов отдельных концептов.

Во-вторых, воздействие шумового раздражителя привело к резкому увеличению доли выборов красного цвета и повышению рейтинга других физиологически значимых оттенков, на которые реагирует зрительный нерв – синих, желтых и ахроматических белого, черного и серого.

В-третьих, под влиянием шума цветовые ассоциации стали менее разнообразными и приобрели более простую структуру (табл. 2), в которой возросло доминирование нескольких связей (рис. 3), прежде всего – связей концептов действия с ярко-красным цветом (рис. 4).

В-четвертых, на структуру цветовых ассоциаций не повлияло изменение громкости шума: паттерны, полученные под воздействием 60 Дб(А) и 80 Дб(А) оказались идентичными.

Полученные нами данные имеют важное значение для понимания когнитивных механизмов воздействия цвета и установления причинно-следственных связей между заданной цветовой стимуляцией и ее влиянием на индивидуального человека.

Мы считаем, что выявленные различия проявляются в результате переноса ощущений, механизм которого хорошо изучен в экспериментах с восприятием запахов и вкусов (см. напр.: [4; 27; 28]). Согласно этой точке зрения, то, что человек чувствует по отношению к фоновым звукам (в нашем случае – к шуму), может повлиять на его оценку ощущений других модальностей, которые он в этот момент воспринимает. Шум, как ореол, сопровождает восприятие запаха, вкуса или (в нашем случае) цвета, и ощущения, которые с ним связаны, переносятся на суждения о других атрибутах (в нашем случае – концептах).

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Влияние шума на цветовые ассоциации горожан».
Предмет и методология исследования. В качестве предмета автором определено влияние шума на возникающие у них цветовые ассоциации с антропологически значимыми концептами. Предмет сформулирован корректно. Поставленные автором задачи были достигнуты. Автор выдвинул гипотезу о том, что под воздействием шума в системе цветовых ассоциаций горожан будут наблюдаться изменения структуры и плотности, частотности оттенков с различными хроматическими характеристиками (светлотой, тоном, насыщенностью); изменения, скорее всего, затронут и цветовые образы отдельных концептов, организовав экспериментальное исследование.
Методология исследования в работе представлена. Автор при разработке программы исследования опирается, в основном, на концепции зарубежных авторов.
Исследование было проведено на выборке 50 человек. Выборка достаточная для того, чтобы сделать обоснованные выводы.
Актуальность, значимость и сущность затронутой проблемы обосновывается необходимостью внимания научного сообщества к затрагиваемым проблемам. Автором упор сделан на дефицитарность исследований, которые рассматривают проблемы когнитивной переработки связанной с цветом информации и влиянием на этот процесс звуковых раздражителей. В целом, обоснована актуальность и значимость проводимого исследования.
Научная новизна. Работа отличается несомненной научной новизной. Автор подтвердил выдвинутую гипотезу. Автором были получены значимые научные результаты:
- игнорируемый шум оказывает влияние на связанные с цветом ассоциации как в изменении структуры цветовых ассоциация, так и частотности выбираемых оттенков;
- влияние шумового раздражителя резко увеличивает долю выбора красного цвета и повышению рейтинга других физиологически значимых оттенков;
- при воздействии шума цветовые ассоциации становятся менее разными и простыми по структуре;
- структура цветовых ассоциаций не изменяется под влиянием громкости шума.
Полученные результаты важны для того, чтобы понимать когнитивные механизмы влияния цвета и устанавливать причинно-следственные связи между определенной цветовой гаммой и ее влиянием на индивидуального человека.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык изложения научный.
Структура работы четко прослеживается: введение с обоснованием актуальности, постановкой проблемы, целью, гипотезы, объекта и предмета исследования; описание метода, процедуры эксперимента, основных этапов экспериментальной работы; анализ и визуализация результатов; результаты и обсуждение с выделением различных групп; заключение и выводы.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 28 отечественных и зарубежных источников, значительная часть которых опубликованы за последние три года. Проблематика работ соответствует тематике статьи. В библиографии представлены в больше степени научно-исследовательские статьи, но также монографии и интернет-источники,. Источники литературы оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Апелляция к оппонентам. Несмотря на актуальность и значимость проведенной работы, важно обоснование особенностей формирования выборки. В работе не совсем понятно, опираясь на какие принципы была отобрана выборка. Указано только то, что респонденты родились и выросли в городской среде. Как место рождения и жизнедеятельности влияет на формирование привычки к шуму? Какие исследования были проведены?
Выводы. Статья отличается несомненной теоретической ценностью, будет интересна с теоретической и практической точки зрения, исследователям и практикам. Цель исследования достигнута. Работа рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.