Статья 'Психологическое сопровождение формирования ответственности в структуре профессиональной надежности у студентов – начинающих специалистов ГПС МЧС ' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Психологическое сопровождение формирования ответственности в структуре профессиональной надежности у студентов – начинающих специалистов ГПС МЧС

Писаревский Константин Леонидович

старший преподаватель, кафедра Педагогики и психологии, Российская международная академия туризма

127005, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Строгинская, 7

Pisarevskii Konstantin Leonidovich

Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Russian International Academy of Tourism

127005, Russia, Moscow region, Moscow, Stroginskaya str., 7

starway48@yandex.ru
Савинков Станислав Николаевич

ORCID: 0000-0002-5485-4066

Ведущий психолог ФКУ ЦЭПП МЧС России; доцент кафедры психологии Московского гуманитарно-экономического университета

127055, Россия, Москвская область, г. Москва, ул. Ленинский Проспект, 16, каб. 402

Savinkov Stanislav Nikolaevich

Leading psychologist, EMERCOM of Russia; Associate professor, Department of Psychology, Moscow University for the Humanities and Economics

127055, Russia, Moskvskaya oblast', g. Moscow, ul. Uglovoi Pereulok, 27a, kab. 2-5

savinkov-psy@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2022.6.39086

EDN:

OJNNVA

Дата направления статьи в редакцию:

01-11-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: В статье раскрывается актуальная проблема психологического формирования надежности, как профессионально-важного качества студентов – начинающих специалистов МЧС России. Авторы раскрывают содержание понятий "ответственность" и "надежность" как необходимых компонентов входящих в состав профессионально-важных качеств сотрудника ГПС МЧС России. Подробно рассматриваются исследования по проблеме надежности и ответственности сотрудников силовых структур в трудах отечественных и зарубежных ученых. Раскрывается тесная связь, между успешностью будущего специалиста и его ответственностью. Отмечается, что качественное решение проблемы психологического сопровождения при формировании ответственности, позволяет осуществлять эффективное управление персоналом, проводить необходимые мероприятия по оценке и обучению. Целью исследования является оценка эффективности психологического тренинга, являющегося частью программы психологического сопровождения при формировании ответственности в структуре профессиональной надежности будущего специалиста МЧС. Гипотезой исследования является проверка утверждения о том, что тренинг, как часть психологического сопровождения, может быть эффективным средством при формировании профессионально важных качеств начинающего специалиста. В эмпирическом исследовании приняли участие 25 студентов старших курсов Института управления и комплексной безопасности Академии ГПС МЧС России. При проведении данного исследования была использована методика «Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70, автор В.П. Прядеин), а также психологический тренинг, направленный на формирование профессионально-важного и личностного качества начинающего специалиста.


Ключевые слова:

Ответственность, Тренинг, Начинающие специалисты, Надёжность, Психологическое сопровождение, Психология труда, Исследование, Студенты, Многомерно-функциональный анализ, Эффективность

Abstract: The article reveals the actual problem of psychological formation of reliability as a professionally important quality of students - beginning specialists of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The authors reveal the content of the concepts of "responsibility" and "professional reliability" as necessary components of the professionally important qualities of an employee of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Studies on the problem of reliability and responsibility of law enforcement officers in the works of domestic and foreign scientists are considered in detail. The close connection between the success of the future specialist and his responsibility is revealed. It is noted that a qualitative solution to the problem of psychological support in the formation of responsibility allows for effective personnel management, to carry out the necessary assessment and training activities. The purpose of the study is to evaluate the effectiveness of psychological training, which is part of the psychological support program in the formation of responsibility in the structure of professional reliability of the future specialist of the Ministry of Emergency Situations. The hypothesis of the study is to verify the statement that training, as part of psychological support, can be an effective tool in the formation of professionally important qualities of a novice specialist. The empirical study was attended by 25 senior students of the Institute of Management and Integrated Security of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia. During this study, the methodology "Multidimensional-functional diagnostics of "responsibility" (OTV–70, author V.P. Pryadein) was used, as well as psychological training aimed at the formation of professionally important and personal qualities of a novice specialist.


Keywords:

responsibility, training, novice specialists, reliability, psychological support, labor psychology, research, students, multidimensional functional analysis, efficiency

Введение

В современных социально-экономических условиях, когда возрастает потребность общества в надежных специалистах, проблема формирования надежности сохраняет свою высокую актуальность.

Российское общество достигает все более высоких достижений в сферах техники, информации, производства и т.д., которые обеспечивают эффективность и упрощают жизнь граждан. Однако, вместе с тем, повышается вероятность развития рисков, связанных, в первую очередь, с так называемым «человеческим фактором».

От аварий и катастроф вызванных нарушением норм и правил за последние году пострадало около 12 млн. человек. Такие данные свидетельствуют о необходимости повышенного внимания к проблеме надежности специалиста, с целью предотвращения техногенных катастроф, повышения качества работы специалиста. В отечественной психологии данная проблема тесно связана с инженерной психологией и психологией труда.

В современной науке надежность понимается как «безусловное соответствие установленным требованиям, с которых начинается оценка базовых свойств личности сотрудника» [1; 6; 12].

Формирование надежности как профессионально-важного качества будущих специалистов МЧС является важным этапом на пути их становления как профессионалов, проявляющих необходимую активность, способных эффективно применять свои знания и навыки в профессии, а также повышать уровень профессиональных, социальных и других компетенций.

Профессиональная деятельность специалистов МЧС связана с экстремальными условиями труда. Им приходится иметь дело не только с высоким физическим, но и с психоэмоциональным напряжением. Избыток стресса, негативное влияние которого оказывают негативно сказывается на здоровье специалиста, вызывает нервно-психическое напряжение. В таких условиях специалисту необходимо поддерживать высокий уровень внимания, сохранять бдительность и быть готовым принять ответственное решение, от которого зависит жизнь и здоровье человека. Как показывают многочисленные исследования, уровень надежности специалистов, работающих при таких высоких нагрузках, неизбежно снижается, это приводит к высокой текучести кадров, снижению эффективности выполнения профессиональных задач, разрушению позитивного образа сотрудников МЧС в глазах общества [13; 17].

Специалистами отмечается, что к направлениям деятельности по снижению уровня физических и психологических потерь среди сотрудников ГПС МЧС относятся развитие у сотрудников эмоциональной и психологической устойчивости, формирование психологической готовности к действиям в экстремальных и опасных условиях, а также организация профессионально-психологической подготовки. Однако практическое внедрение этих направлений на сегодняшний день остается недостаточным [18; 21].

В этой связи необходимо отметить значение ответственности и его формирование как личностного и профессионально-важного качества в структуре профессиональной надежности у студентов – начинающих специалистов ГПС МЧС.

Надежность – является многоаспектным и системным качеством подготовленного специалиста, которое позволяет ему сохранять устойчивость в чрезвычайных ситуациях, оперативно осуществлять свою профессиональную деятельность, эффективно работать в коллективе, поддерживая при этом как личные, так и деловые отношения [11]. Таким образом, современная психологическая наука имеет все необходимые условия и возможности для системного и комплексного изучения психологического сопровождения формирования ответственности начинающего специалиста, для актуальных нужд практики.

Психологическое изучение надежности как профессионально-важного качества берет свое начало еще в ранних трудах психологов занимавшихся исследованием различных аспектов профессиональной деятельности.

В работах российского и американского социолога П. Сорокина отмечается, что «люди, занимающиеся не соответствующим делом, не способны создать ничего достойного и ценного для общества» [15]. Силы и время, потраченные впустую способствуют усилению негативных психоэмоциональных процессов, приводящих к относительно быстрому «выгоранию» специалиста.

Таким образом, своевременное начало проведения психологического сопровождения при формировании ответственности будущего специалиста, позволяет превентивно воздействовать на негативные факторы труда, улучшать психологическое состояние специалиста, сохранять его работоспособность и даже повышать уровень надежности.

В работах А.Ю. Федотова отмечается, что «надежность предполагает наличие определенного резерва, «запаса прочности», наличия способности сохранять наиболее важные параметры профессиональных алгоритмов, в том числе при сложных и даже экстремальных ситуациях» [19].

Зарубежные психологи Купер Д., А. Робертсон изучая эффективность персонала, отмечают, что экономическая эффективность от надежных сотрудников составляет 20-70% от общего дохода организации, а ненадежные сотрудники увеличивают расходы в среднем на 1 млн. долларов в год [7].

В США проведенные исследования показывают, что своевременный профессионально-психологический отбор, а также грамотное сопровождение персонала позволяет снизить затраты организаций, а повышение эффективности и надежности работников дает возможность получить дополнительный доход в размере 30-40% от общей прибыли.

В последние десятилетия, зарубежные исследователи, уделяют все больше внимание проблеме профессионально-важных качеств сотрудников МЧС, однако в понимании данной проблемы акценты делаются на готовность работника, его успешность, копинг-стратегии и устойчивость при возникновении нагрузок.

В работах, посвященных профессиональной успешности, предлагается рассматривать данное понятие именно как «интегральную характеристику, объединяющую в себе внешнюю и внешнюю оценку профессиональной деятельности специалиста» [3; 4].

При изучении различных профессионально-важных качеств можно выделить те, которые можно отнести к любому виду труда. К таким относят: самоконтроль, профессиональную самооценку, эмоциональную устойчивость, адекватную тревожность, отношение к риску и ответственность [16].

В Федеральном законе №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определена степень ответственности сотрудников противопожарной службы, которая распространяется на их действия и поведение, вплоть до уголовной: за совершение административного правонарушения, за нарушения служебной дисциплины, за вред причиненный гражданам и организациям, за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти [20].

Анализ научной литературы показал, что проблема ответственности сотрудников ГПС МЧС рассматривается сугубо в юридическом и правовом аспекте. В то же время, являясь необходимым личностным и профессионально-важным качеством, ответственность входит в структуру профессиональной надежности, без которого вся структура этой надежности рушится. По нашему мнению, необходимо более тщательное изучение процесса формирования ответственности у студентов – будущих специалистов ГПС МЧС, для полного понимания данного феномена, а также возможности вести разработки программ развития личностных качеств специалистов силовых структур.

Психологическое сопровождение обучения начинающих специалистов как научная парадигма и практическая сфера деятельности психолога в работе с субъектами образовательной деятельности традиционно применяется для формирования необходимых профессиональных и личностных качеств в образовательном процессе. Необходимость проведения данной работы с начинающими специалистами подтверждается множеством научных исследований в психологии труда проведенных как отечественными, так и зарубежными авторами Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, М.Р. Битянова, Н.С. Пряжников, Л.М. Митиной, Н. С. Глуханюк, И. В. Аркусова, Г. В. Безюлева, D.A. Crighton, G.J. Towl, A. Connolly, D.A. Andrews, J. Bonta [22; 23].

Особенности понятия сопровождение представлены в работах Э. Ф. Зеера, который под психологическим сопровождением понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [5].

Целью сопровождения, с точки зрения автора, является создание условий, внутри которых будет происходит полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности, который включает в себя личностные и профессиональные задатки и способности. Конечным результатом психологического сопровождения начинающего специалиста является личностная и профессиональная готовность к выполнению трудовых обязательств.

Саму технологию сопровождения Э.Ф. Зеер рассматривает как комплексное взаимодействие специалиста с будущим субъектом труда, включающую в себя перечень мероприятий начиная от профессиональной диагностики и планирования и заканчивая профессиональным консультированием. В исследованиях автора подробно описывается роль и функция специалиста (психолога, профориентолога), который обеспечивает психологическое сопровождение будущего профессионала.

Н.С Пряжников рассматривает понятие психологическое сопровождение как процесс, который будет способствовать профессиональному самоопределению сопровождаемого [6]. Также он выделяет ряд необходимых направлений психологического сопровождения обучающегося в процессе профессионального самоопределения:

- развитие личностной и профессиональной адаптивности как качества необходимого для приспособления к условиям постоянно меняющегося мира,

- создание профессионально значимых эмоционально-волевых качеств,

- формирование внутренней готовности к разрешению внутренних барьеров и внешних препятствий, которые могут встать на пути профессиональной деятельности,

- формирование не только личностных, но и профессиональных ценностей, которые в конечном счете будут ядром самоопределяющегося человека.

- формирование внутренней готовности к тому, чтобы достойно справляться с личностными и профессиональными кризисами.

Таким образом психологическое сопровождение можно рассмотреть, как процесс, направленный на трансформацию личностных и профессиональных качеств будущего субъекта труда. В конечном счете постепенное формирование внутренней субьектности является тем критерием, благодаря которому можно говорить об эффективности или неэффективности данного процесса [8].

Вместе с тем важно отметить и средства, которые определяют содержание психологического сопровождения. Не смотря на то разнообразие инструментов: лекция, семинары, дискуссии, круглые столы, одним из наиболее эффективных, с точки зрения авторов, являются тренинговые формы работы.

Тренинг можно опередить как — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков в личной или профессиональной сфере. Особенностью тренинговых форм работы является получение не только теоретических знаний, но и формирование практических навыков. Конечным результатом эффективности или неэффективности тренинга является применение полученных изменений в жизненных условиях.

В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование, целью которого явилось формирование ответственности как необходимого профессионально-важного и личностного качества в структуре профессиональной надежности будущего специалиста МЧС.

Средством достижения поставленной цель в данной работе выступали тренинговые методы как часть психологического сопровождения. Объектом данного исследования выступала личностная характеристика ответственность в структуре профессиональной надежности будущего специалиста МЧС. Предметом – тренинг как средство психологического сопровождения при формировании ответственности.

Целью данного эмпирического исследования была оценка эффективности тренинговых методов, являющихся частью программы психологического сопровождения.

Гипотезой исследования является проверка утверждения о том, что тренинговые методы могут быть эффективным средством в структуре психологического сопровождения при формировании профессионально важных качеств начинающего специалиста.

В эмпирическом исследовании приняли участие 25 студентов Института управления и комплексной безопасности Академии ГПС МЧС России.

Материалы и методы исследования

При проведении данного исследования были использована методика «Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70, автор В.П. Прядеин), а также психологический тренинг, направленный на формирование ответственности будущих сотрудников ГПС МЧС.

Результаты исследования

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводилась многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70) В.П. Прядеина [10]. Данная методика использовалась для оценки эффективности проведения формирующего эксперимента. Оценка показателей осуществлялась на первом и третьем этапе.

На втором этапе проводился психологический тренинг, целью которого было формирование более высокого уровня ответственности у испытуемых. Тренинг включал в себя ряд семинарских занятий и практических упражнений, которые испытуемые проходили в процессе реализации данного эксперимента.

На третьем этапе вновь проводилось измерение показателей и их сравнительная характеристика по сравнению с первым этапом эксперимента.

Результаты проведения эксперимента приведены ниже в рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Результаты оценки уровня ответственности до проведения эксперимента (А).

Рисунок 2. Результаты оценки уровня ответственности до проведения эксперимента (Б).

Представленные ниже таблицы отражают результат первого диагностического этапа эксперимента по исследованным показателям: динамическая эргичность, социоцентрическая мотивация, когнитивная осмысленность, предметная результативность, стеническая эмоциональность, регуляторная интернальность, трудности (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели диагностики.

ДЭ – динамическая эргичность

ДАЭ – динамическая аэргичность

МС – социоцентрическая мотивация

МЭ – эгоцентрическая мотивация

КО – когнитивная осмысленность

КОС – когнитивная осведомленность

РП – предметная результативность

РС – субъектная результативность

ЭС – стеническая эмоциональность

ЭА – астеническая эмоциональность

РИ – регуляторная интернальность

РЭ – регуляторная экстернальность

ТР – трудности

ИС – искренность

Из показателей следует, что компоненты ответственности развиты в группе неравномерно. При этом разнонаправленные показатели оказались развиты почти в одинаковой степени. Это говорит о, в целом, дисгармоничной структуре ответственности студентов.

На втором этапе проводились ряд мероприятий, являющиеся неотъемлемой частью психологического сопровождения. Основной целью данного этапа было формирование более высокого уровня ответственности начинающего специалиста МЧС. Тренинг включал в себя групповые форматы работы и был представлен в виде семинарских занятий и упражнений, которые участники группы выполняли в процессе проведения данного исследования. Семинарские занятия состояли из обсуждений по темам:

- ценность профессии сотрудника ГПС МЧС,

- мотивы, определяющие выбор, профессии,

- профессиональное будущее и рост сотрудника ГПС МЧС.

- надежность в структуре характера сотрудника ГПС МЧС,

- самоценность себя как сотрудника ГПС МЧС.

На данном этапе участники эксперимента смогли не только расширить свое представление о будущей профессии (когнитивный компонент), но укрепить ценностно-смысловые аспекты своей профессиональной деятельности (мотивационно-ценностный компонент).

Следующим шагом было проведение тренинговых упражнений. Упражнения были направленные на развитие следующих качеств:

- стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность,

- коммандообразование и помощь в режиме Ч.С.,

- развитие коммуникативной компетентности в режиме Ч.С.

По окончании формирующего этапа была поведена оценка эффективности проведения формирующего эксперимента. Результаты исследования представлены ниже (см. рис. 3 и 4).

Рисунок 3. Результаты оценки уровня ответственности после проведения эксперимента (А).

Рисунок 4. Результаты оценки уровня ответственности после проведения эксперимента (Б).

Сравнительные результаты оценки уровня ответственности студентов – начинающих специалистов ГПС МЧС, полученные до и после проведения эксперимента, представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнительные результаты оценки уровня ответственности до и после проведения эксперимента

Компоненты надежности

До эксперимента

(n=25)

После эксперимента

(n=25)

Значимость (U Манна-Уитни)

ДЭ – динамическая эргичность

16.17***

22.5

0,001

МС – социоцентрическая мотивация

24.21

26.17

0,73

КО – когнитивная осмысленность

22.05

22.31

0,82

РП – предметная результативность

19.3

21.15

0,65

ЭС – стеническая эмоциональность

10.4**

22.3

0,001

РИ – регуляторная интернальность

15.2*

19.2

0,04

ТР – трудности

17.15**

24.2

0,01

ДАЭ – динамическая аэргичность

14.12

12.3

0,69

МЭ – эгоцентрическая мотивация

21.3

20.1

0,94

КОС – когнитивная осведомленность

19.22*

14.4

0,012

РС – субъектная результативность

18.4

17.2

0,12

ЭА – астеническая эмоциональность

14.17

12.15

0,072

РЭ – регуляторная экстернальность

18.32

17.35

0,789

ИС – искренность

24.15

26.2

0,826

Примечание: * - различия значимы на уровне р≤0,05; ** - различия значимы на уровне р≤0,01; *** - различия значимы на уровне р≤0,001.

Рисунок 5. Сравнительные результаты оценки уровня ответственности до и после проведения эксперимента.

Кратко резюмируя полученные результаты, можно отметить следующее. До проведения формирующего эксперимента большинство показателей были на уровне средних значений и немного выше, что говорит о том, что большинство испытуемых были студентами, которые только находятся на пути своего профессионального становления. Отсутствие практического опыта не давало возможности полностью реализовать свои личностные и профессиональные качества. Тем ни менее ряд показателей таких как И.С. (искренность) >20, К.О. (когнитивная осмысленность) >20 были изначально на достаточно высоком уровне, что подчеркивало с одной стороны способность воспринимать объективно свои сильные и слабые стороны как начинающего специалиста (показатель И.С), а с другой стороны схватывать стержневую основу и понимание сути вещей (показатель К.О.).

Также выше средних значений были РП (результативность предметная) >15 что является такой характеристикой личности как трудолюбие и Т.Р. (трудность) >15 включающую в себя мотивацию и навыки преодоления сложных ситуаций. Данная личностная характеристика также является важной личностной и профессиональной характеристикой. Следует отметить высокие значения показателя М.С. (социометрическая мотивация) >20, что говорит о готовности испытуемых выполнять ответственные дела из-за желания быть среди людей, коллектива, общества.

Заключение и обсуждение

После проведения эксперимента нами было отмечено увеличение вышеприведенных показателей на значения от 3 до 5, что говорит о положительной динамике влияния психологического сопровождения на испытуемых. Например, изменение показателя Э.С.> 20 (эмоциональная стеничность) можно связать с тем, что в процессе тренинга испытуемые учились овладевать своими рядом эмоциональных состояний, среди которых были такие эмоции как: страх, стресс, тревога. В конечном счете это положительно повлияло на динамику изменения показателя Э.С. Увеличение показателя Р.И (регуляторная интернальность) >18 мы также связываем с тренинговыми упражнениями основной задачей которых было доверять себе при принятии решения в сложных профессиональных ситуациях. Показатель Д.Э. (динамическая эргичность) первоначально был немного выше среднего уровня, однако в процессе эксперимента увеличился на 6 пунктов, что говорит о том, что ролевые упражнения были эффективным средством психологического сопровождения. Несмотря на то, что показатель Т.Р. >17 (трудности) изначально находился в зоне значений выше среднего, в процессе психологического сопровождения он увеличился на 7 пунктов благодаря тому, что в процессе ролевых игр участники учились не только брать на себя ответственность, связанную со сложными профессиональными ситуациями, но и активно действовать, преодолевая трудности. Уменьшение показателя КОС <15, было связано с тем, что полученные знания привели к большей осведомленности испытуемых в области профессиональной деятельности. Также нами была отмечена незначительная динамика изменения показателей ДАЭ, МЭ, КОС, РС, ЭА РЭ. В большинстве своем эта разница составляет от одного до трех балов, что говорит о том, что психологическое сопровождение хоть незначительно, но способствовало изменению по вышеприведенным шкалам.

Подводя итоги экспериментального исследования следует отметить положительные изменения ряда показателей личностных характеристик (показатели ответственности), что подчеркивает эффективность тренинговых методов, являющихся частью программы психологического сопровождения студентов.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Объектом исследования в представленной рукописи выступает ответственность как качество будущего специалиста, а предметом – психолого-педагогическое сопровождение её развития у студентов МЧС.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, как справедливо отмечает автор, ответственности вне юридического контекста при подготовке специалистов МЧС должно уделяться больше внимания.
Это требует развития практических методических разработок в данном направлении и определяет наличие элементов научно-практической новизны в статье.
В исследовании органично сочетается теоретический анализ и практический эксперимент - так можно говорить о дедуктивной и аналитико-синтетической методологии.
Текст статьи написан языком, полностью отвечающим нормам научного стиля, и отличающимся высоким уровнем конкретики и содержательной ёмкости.
Список литературы соответствует требованиям, а его источники находят реальное содержательное отражение на страницах работы.
Теоретическая часть исследования выполнена на хорошем уровне: раскрыта сущность психологического сопровождения формирования ответственности как компонента надёжности у студентов МЧС, предложен краткий обзор исследований, отражающий ключевые точки зрения авторов по данной проблеме.
Практическая часть выполнена в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к описанию эксперимента в исследовании уровня статьи. Автором обоснованно выбран инструментарий, а методология исследования находит краткое описательное отражение на страницах работы.
Эксперимент имеет традиционную для психолого-педагогической деятельности структуру и включает в себя три взаимосвязанных этапа. Заслуживает внимания представление автором результатов эксперимента в графическом виде, а также их содержательная интерпретация.
В заключении автор приходит к обоснованным выводам об эффективности проведенной работы с числовой интерпретацией результатов.
Принципиальные замечания по работе отсутствуют, поскольку она выполнена на высоком научно-методическом уровне.
Представленные ниже замечания носят рекомендательный характер.
С педагогической точки зрения следует говорить не о формировании, а о развитии ответственности, потому что это качество в той или иной степени выражено у каждого человека к студенческому возрасту.
Работа была более содержательной, если бы автор хотя бы в краткой форме раскрыл сущность компонентов надёжности,приведенных в таблице .
Для читателей, не слишком глубоко знакомых с этой темой, данный материал сложен для восприятия без разъяснения.
Работа выиграла, если бы автор более подробно описал формирующий эксперимент. Так говорится о «ряде мероприятий», однако более подробное описание этих мероприятий представляет интерес.
Несомненный интерес вызвало бы и описание конкретных трудностей, с которыми автор столкнулся в исследуемой деятельности.
Эти замечания носят рекомендательный характер и не отменяют того факта,что работа полностью соответствует требованиям,предъявляемым к статьям по психолого-педагогическому направлению, и с учётом высокого качества текста заслуживает публикации в рецензируемом издании
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.