Статья 'Гендерные различия в профессиональном самоотношении проводников пассажирских вагонов' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Гендерные различия в профессиональном самоотношении проводников пассажирских вагонов

Ростовцева Марина Викторовна

доктор философских наук

доцент, Сибирский федеральный университет

660030, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Вильского, 18а

Rostovtseva Marina Viktorovna

Doctor of Philosophy

Professor, Siberian Federal University

660030, Russia, Krasnoyarskii Krai oblast', g. Krasnoyarsk, ul. Vil'skogo, 18a, kv. 58

marin-0880@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Ковалевич Игорь Анатольевич

кандидат технических наук

заведующий кафедрой, ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"

660074, Россия, г. Красноярск, ул. Свободный, 79

Kovalevich Igor' Anatol'evich

PhD in Technical Science

Head of the department, Siberian Federal University

660074, Russia, g. Krasnoyarsk, ul. Svobodnyi, 79

itss@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Юдина Юлия Геннадьевна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра Психологии развития и консультирования, ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет

660074, Россия, Красноярск область, г. Красноярск, ул. Свободный, 79

Yudina Yuliya Gennad'evna

PhD in Pedagogy

Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Counseling, Siberian Federal University

660074, Russia, Krasnoyarsk oblast', g. Krasnoyarsk, ul. Svobodnyi, 79

yudish@mail.ru
Богомаз Сергей Леонидович

кандидат психологических наук

доцент, кафедра Психологии, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

210033, Беларусь, г. Витебск, ул. Чапаева, 30

Bogomaz Sergei Leonidovich

PhD in Psychology

Associate Professor, Department of Psychology, Vitebsk State University named after P.M. Masherov

210033, Belarus, g. Vitebsk, ul. Chapaeva, 30

kprpsih@vsu.by
Поташева Юлия Леонидовна

преподаватель, кафедра Психологии, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

210033, Беларусь, Витебск область, г. Витебск, ул. Чапаева, 30

Potasheva Yuliya Leonidovna

Lecturer, Department of Psychology, Vitebsk State University named after P.M. Masherov

210033, Belarus, Vitebsk oblast', g. Vitebsk, ul. Chapaeva, 30

kprpsih@vsu.by
Каратерзи Вероника Александровна

старший преподаватель, кафедра Психологии, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

210033, Беларусь, Витебск область, г. Витебск, ул. Чапаева, 30

Karaterzi Veronika Aleksandrovna

Senior Lecturer, Department of Psychology, P.M. Masherov Vitebsk State University

210033, Belarus, Vitebsk oblast', g. Vitebsk, ul. Chapaeva, 30

vakaraterzi@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-8701.2022.2.37908

Дата направления статьи в редакцию:

18-04-2022


Дата публикации:

25-04-2022


Аннотация: Статья является результатом системной комплексной работы по психологическому сопровождению проводников пассажирских вагонов. В ней рассматривается один из факторов становления и динамики самоотношения личности специалиста транспортных услуг, речь идет о гендерных различиях в исследуемом феномене. Цель настоящей статьи – выявление и оценка достоверности проводников пассажирских вагонов. Теоретической основой исследования явились научные данные психологов-исследователей о факторах формирования и развития профессионального самоотношения, а также о его вкладе в эффективность профессиональной деятельности. Предметом настоящего исследования являются гендерные различия в профессиональном соотношении проводников пассажирских вагонов. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о наличии статистически достоверных различий по параметрам внутренней конфликтности и самоуничижения в профессии у проводников пассажирских вагонов мужского и женского пола. Полученные данные будут учтены при разработке и совершенствовании системы психологического сопровождения специалистов транспортных услуг с учетом гендерных различий. Выявленные гендерные различия в профессиональном самоотношении проводников пассажирских вагонов необходимо учитывать при построении дальнейшей работы по психологическому сопровождению данной категории специалистов, что будет способствовать их профессиональному и личностному развитию, повышению результативности труда, улучшению мотивации профессиональной деятельности.


Ключевые слова:

гендерные различия, профессиональное самоотношение, психологическое сопровождение, профессиональная деятельность, самоуничижение, конфликтность, эффективность деятельности, самосознание, индивидуальные различия, умения

Abstract: The article is the result of systematic complex work on psychological support of stewards of passenger cars. The author examines one of the factors of the formation and dynamics of the self-attitude of a transport services worker. The study is gender oriented. The purpose of this article is to identify and evaluate the reliability of passenger car stewards. The theoretical basis of the study was the scientific data of research psychologists on the factors of formation and development of professional self-attitude. The subject of this study is gender differences in the professional attitude of passenger cars stewards. The results of the study suggest that there are statistically significant differences in the parameters of internal conflict and self-abasement in the profession of male and female passenger car stewards. The data obtained will be taken into account when developing and improving the system of psychological support for transport service specialists, taking into account gender differences. The revealed gender differences in the professional self-attitude of the passenger cars stewards should be taken into account when building further work on psychological support for this category of specialists, which will contribute to their professional and personal development, increase labor productivity, improve motivation for professional activity.


Keywords:

gender differences, professional self-attitude, psychological support, professional activity, self-deprecation, conflict, operational efficiency, self-awareness, individual differences, skills

Введение. В современном обществе в логике повышения эффективности профессиональной деятельности и ее оптимизации (в том числе, с точки зрения временных и психологических затрат) достаточно много внимания уделяется феноменам, оказывающим влияние на процесс осуществления трудовой деятельности и результативность труда. Мы опустим рассмотрение организационных и других непсихологических факторов, поскольку это находится за пределами цели данной статьи.

При рассмотрении факторов психологического толка обратим внимание на профессиональное самоотношение личности. По мнению ряда ученых, таких как В.А. Бодров, О.Г. Бырдина, Л.И. Дементий, О.В. Ефрюшкина, К.В. Карпинский, Е.А. Климов, А.М. Колышко, В.В. Столин, и др. его важным компонентом является профессиональное самосознание личности, представляющее собой субъективный образ человека, занятого профессиональной трудовой деятельностью. Последнее, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на саму трудовую деятельность специалиста. Профессиональное самосознание регулирует трудовую деятельность через осознание человеком себя как действующего, активного субъекта. Являясь именно субъектом профессиональной деятельности, личность осознает себя и как исполнителя деятельности, и как автора ее результатов.

По мнению К.В. Карпинского и А.М. Колышко, в настоящее время понимание и разработка проблематики профессионального самоотношения личности находится еще в начальной стадии. При этом в большинстве исследований описываемый феномен либо обозначается как эмоциональный компонент профессиональной Я-концепции, либо связывается со структурой профессионального самосознания, в качестве аффективного ее компонента [3].

По нашему мнению, профессиональное самоотношение представляет собой динамическую систему смысловых структур и процессов, отражающих объективные отношения индивидуальных свойств личности к практической реализации мотивов и ценностей труда и обеспечивающих подчинение профессиональной деятельности, общения и карьеры устойчивой структуре этих отношений [1].

В психологическом плане представляют интерес как факторы, детерминирующие развитие самоотношения профессионала, так и факторы, вызывающие его изменение в процессе трудовой деятельности. К факторам, влияющим на становление профессионального самоотношения, могут быть отнесены индивидуальные свойства различных уровней, наличие которых личность отмечает у себя, как у субъекта труда. Данные свойства человек может оценивать как достоинства и недостатки с учетом их эффективности в реализации профессиональной деятельности. Самооценка может осуществляться в отношении знаний, умений и навыков, уровня образования, уровня компетентности; степени квалификации, мотивации профессиональной деятельности, способностей, характерологических черт, индивидуального стиля деятельности и т.д. Объектами пристрастно-личностного отношения являются качества, имеющие как психологическую, так и непсихологическую природу.

Нами установлено, что изменение профессионального самоотношения в процессе трудовой деятельности может быть вызвано различными факторами. Одними из часто называемых являются эмоциональное выгорание и формирование профессиональных деформаций, которые также являются полидетерминированными явлениями. Так факторам социально-психологического свойства [4], обуславливающими изменения самоотношения, возникновение эмоционального выгорания и формирование профессиональной деформации у проводников пассажирских вагонов относятся, прежде всего:

- высокое психоэмоциональное напряжение, возникающее в процессе трудовой деятельности. Оно может быть связанно с постоянным и/или интенсивным взаимодействием с различным контингентом лиц, в том числе и проблемным. Проводники пассажирских вагонов констатируют факт наличия «сложных» пассажиров, имеющих повышенные требования, конфликтных, находящихся в возбужденном эмоциональном состоянии и проч. Также проводники испытывают когнитивные нагрузки, вызванные необходимостью быстрого (иногда экстренного) принятия решений или принятия решений в неопределенных ситуациях с повышенной ответственностью. Отсутствие материализованных результатов труда, что делает их трудно ощутимыми и оцениваемыми.

- многочисленные социальные контакты. Разноуровневость и насыщенность контактов проводников пассажирских вагонов обусловлена потоком пассажиров, имеющих принадлежность к разным социальным слоям населения. Более того проводникам необходимо выстраивать отношения не только с пассажирами, но и с коллегами по работе, в трудовом коллективе, а также с руководством. Зачастую социальные контакты характеризуются значительной эмоциональной напряженностью.

Поскольку исследования демонстрируют различия мужчин и женщин в формировании профессионального образа «Я», а также в динамике развития восприятия себя как профессионала, что связано, в том числе, со спецификой профессиональной деятельности; процесс и причины возникновения эмоционального выгорания и профессиональной деформации также связаны с гендерными особенностями, то в рамках изучения психологических особенностей проводников пассажирских вагонов мы осуществили анализ гендерных различий их профессионального самоотношения.

Материал и методы.Эмпирической базой исследования выступило вагонное депо УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги». Исследование профессионального самоотношения проводников пассажирских вагонов осуществлялось в период с 2016 по 2022 г.г. и нашло отражение в темах научного исследования, зарегистрированных в БелИСА «Теория и практика разрешения конфликтов в сфере транспортных услуг» (номер государственной регистрации в БелИСА 20170343 от 16.03.2017 г.) и «Профессиональное выгорание специалистов сферы транспортных услуг» (номер государственной регистрации в БелИСА 20180510 от 28.04.2018).

В исследовании использовалась методика «Опросник профессионального самоотношения» (К.В. Карпинский, А.М. Колышко), с помощью которой раскрывалось содержание и структура самоотношения проводников пассажирских вагонов как субъектов профессиональной трудовой деятельности.

Опросник включает 39 пунктов, позволяющих определить позитивное либо негативное отношение испытуемого к себе. Так, к позитивным шкалам и субшкалам относятся следующие: «Самоуважение в профессии», («Самоуверенность в профессии» и «Самопривязанность в профессии»), «Самоэффективность в профессии» («Саморуководство в профессии» и «Самооценка личностного роста в профессии»). Отрицательные шкалы опросника представлены такими параметрами, как «Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения» и «Самообвинение в профессии» [3].

Выборка: 157 проводников пассажирских вагонов УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги» (обработке подлежат 132 материала).Средний возраст испытуемых составил 37 лет, стаж работы на железной дороге от 1 до 27 лет, средний стаж – 13,94 лет [2].

Результаты и их обсуждение. Основной задачей нашего исследования было выявление гендерных особенностей в профессиональном самоотношении проводников пассажирских вагонов. В эмпирическом исследовании использовался «Опросник профессионального самоотношения» (К.В. Карпинский, А.М. Колышко). В таблице 1 представлены результаты нашего исследования.

Таблица 1 – Результаты диагностики «Опросник профессионального самоотношения» (К.В. Карпинский, А.М. Колышко)

Шкалы, субшкалы

Пол

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Самоуважение

муж

27,30%

54,50%

18,20%

жен

14,30%

80,90%

4,80%

Самоуверенность

муж

36,40%

45,40%

18,20%

жен

28,60%

71,40%

0%

Самопривязанность

муж

18,20%

72,70%

9,10%

жен

0%

90,50%

9,50%

Самоэффективность

муж

0%

90,90%

9,10%

жен

9,50%

80,90%

9,60%

Саморуководство

муж

18,20%

72,70%

9,10%

жен

14,30%

71,30%

14,40%

Самооценка личностного роста

муж

18,20%

63,60%

18,20%

жен

23,80%

47,60%

28,60%

Самоуничижение

муж

36,40%

63,60%

0%

жен

28,60%

66,60%

4,80%

Внутренняя конфликтность

муж

9,10%

90,90%

0%

жен

19,10%

66,50%

14,40%

Самообвинение

муж

27,30%

72,70%

0%

жен

28,60%

61,80%

9,60%

Анализ результатов, представленных в таблице 1, наглядно демонстрирует гендерные различия в профессиональном самоотношении. Рассмотрим позитивные шкалы и субшкалы. Так, мужчины-проводники по субшкале «Самоуверенность в профессии» в 18,2% случаев демонстрируют высокие значения, среди женщин-проводников высоких значений выявлено не было, высокие значения по данной шкале свидетельствуют об обо­стренном чувстве профессионального превосходства и достоинства, стремлении к доминированию в производственных отношениях, что действительно чаще характерно для мужчин. Однако, у 36,4% мужчин отмечены низкие значения по данной шкале (в то время как у женщин 28,6%), что может трактоваться как отсутствие веры в свой профессиональный потенциал, отсутствие претензий на лидерские позиции, инициативы в работе, комфортное самоощущение при подчинении другим.

У 18,2% проводников-мужчин отмечаются низкие показатели по самопривязанности в профессии, что показывают на слабую привязанность проводников-мужчин к наличному состоянию своего развития в профессии. Этой особен­ности самоотношения часто «аккомпанирует» сильная мотивация профессионально-личностного самосовершенствования. В ходе бесед с мужчины-проводники говорили о временности своего профессионального положения, желании либо сменить вид деятельности, либо продвинуться по служебной лестнице.

Результаты диагностики показывают, что женщины проводники демонстрируют большую субъективную удовлетворенность наличным уровнем развития профессионально важных знаний, умений и навыков, способностей и свойств личности. Эта удовлетворенность сочетается с чувством самодостаточности, автономии при осуществлении профессиональных обязанностей и принятии профессиональных решений. В меру выраженная самопривязанность порождает у проводников пассажирских вагонов склонность полагаться в трудных производственных ситуациях на личный профес­сиональный опыт, искать опору в своих деловых качествах.

По субшкале «Саморуководство в профессии» у 14,4% женщин-проводников и 9,1% мужчин-проводников отмечаются высокие баллы, что свидетельствует о том, что данные проводники считают себя творцами собственной профессиональной жизни и приписывают себе причины значимых карьерных событий. Их отличает оптимистичный взгляд на профессиональную деятельность, работа по призванию. У 18,2% мужчин и 14,3% женщин из опрошенных проводников пассажирских вагонов отмечен низкий балл по данной субшкале, что указывает на рассогласование индивидуальных особенностей и требований профессиональной деятельности, что может приводить к сбоям в работе, возникновении сложностей в решении трудных профессиональных ситуаций.

В совокупности по субшкале «Самооценка личностного роста в профессии» показатели у женщин-проводниц чуть ниже в сравнении с мужчинами. Низкий балл по субшкале свидетельствует, что профессия не является для испытуемого тем ведущим видом деятельности, самооценка в котором предопределяет содержание общего самоотношения. Это, впрочем, еще не означает, что профессия воспринимается испытуе­мым как деятельность, сдерживающая рост или деформирующая его личность.

Отрицательные шкалы опросника представлены такими субшкалами, как «Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения» и «Самообвинение в профессии», которые интегрируются в шкалу «Самоуничижение в профессии». По данной шкале более высокие показатели демонстрируются женщинами-проводницами. Поскольку шкала «Самоуничижение в профессии» отражает негативную эмоционально-оценочную модальность профессионального самоотношения, можно говорить о том, что у проводниц отмечается установка на негативное оценивание или обессмысливание своих индивидуальных качеств в контексте трудовой деятельности и профессиональной карьеры.

Для наглядности в таблице 2 приведем сравнение средних значений по шкалам и субшкалам опросника профессионального самоотношения у проводниц и проводников.

Таблица 2 – Средние значения по шкалам опросника профессионального самоотношения у мужчин и женщин проводников

Мужской

Женский

Среднее значение

Стандартное отклонение

Среднее значение

Стандартное отклонение

Внутренняя конфликтность

17,45

4,677

23,38

7,704

Самоуверенность

14,55

8,548

10,57

2,657

Самопривязянность

14,64

2,767

13,76

1,700

Самообвинение

11,55

3,643

13,57

3,627

Саморуководство

21,82

3,737

20,43

3,325

Самооценка личностного роста

9,64

1,502

8,90

2,364

Самоуничижение

28,27

6,389

36,52

9,893

Самоуважение

29,18

10,333

24,33

3,706

Самоэффективность

31,45

4,634

29,33

4,408

Анализ сравнения результатов приведенных в таблице 2, показывает наличие наиболее выраженных различий по гендерному принципу в средних значения по следующим шкалам и субшкалам: «Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения», «Самоуничижение в профессии» и «Самоуважение в профессии». Так, у женщин внутренняя конфликтность профессионального самоотношения более ярко выражена, значение по данной субшкале составляет 23,28±7,704, в то время как показатель у мужчин – 17,45±4,677. Также более высокие показатели у женщин отмечаются по шкале «Самоуничижение в профессии» (у мужчин 28,27±6,389, у женщин 36,52±9,893). По шкале «Самоуважение в профессии» мужчины-проводники продемонстрировали более высокий показатель – 29,18±10,333, а у женщин показатель по данной шкале составил 24,33±3,706.

Статистическая значимость различий была доказана на основе расчета критерия U Манна-Уитни. В таблице 3 отражены показатели, по которым имеются достоверные различия.

Таблица 3 – Статистики критерия U Манна-Уитни

Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения

Самоуничижение в профессии

Mann-Whitney U

62,000

57,500

Wilcoxon W

128,000

123,500

Z

-2,128

-2,308

Ассимпт. знч. (двухсторонняя)

0,033

0,021

Исходя из анализа данных, приведенных в таблице 3, можно сделать вывод, что различия между выборками по параметрам «Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения» и «Самоуничижение в профессии» являются статистически значимыми, поскольку p-уровень ≤0,05.

Для определения направления различий между женщинами проводниками и мужчинами по параметрам «Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения» и «Самоуничижение в профессии» необходимо воспользоваться таблицей 4.

Таблица 4 – Ранги по параметрам «Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения» и «Самоуничижение в профессии»

пол

Средний ранг

Сумма рангов

Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения

муж

11,64

128,00

жен

19,05

400,00

Самоуничижение в профессии

муж

11,23

123,50

жен

19,26

404,50

Анализ данных таблицы 4 свидетельствует о том, что внутренняя конфликтность профессионального самоотношения у женщин выше, чем у мужчин (средний ранг у женщин = 19,05, а у мужчин = 11,64). Та же тенденция наблюдается и по шкале «Самоуничижение в профессии» средний ранг у женщин = 19,26 выше, чем у мужчин = 11,23. Эти данные говорят о том, что проводницы чаще обнаруживают конфликтность в отношении к себе касательно профессии, испытывают расщепление самосознания на мало согласующиеся профессиональную и личную области, что может быть связано со спецификой условий труда проводников пассажирских вагонов, длительным отсутствием дома, выполнением ролей в семье. Также это может быть связано с неприспособленностью к условиям труда, возникновением чувства ненужности, бесполезности, разочарованием в себе как профессионале, невостребованностью своих личных качеств в профессиональной деятельности. Отличия по шкале «Самоуничижение в профессии» свидетельствуют о том, что проводницы чаще, чем мужчины-проводники переживают отрицательные эмоции в профессиональной деятельности, обесценивают свои индивидуальные качества в профессии.

Заключение.

Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

- исследование подтвердило идею о том, что повышение эффективности профессиональной деятельности и ее оптимизация действительно очень важны сейчас и невозможны без учета гендерных различий в профессиональном самоотношении;

- нами в ходе исследования была операционализирована категория «профессиональное самоотношение» для профессиональной группы специалистов в области транспортных услуг, а именно: проводников пассажирских вагонов;

- выявлены содержательные характеристики гендерных различий в профессиональном самоотношении проводников пассажирских вагонов по параметрам внутренней конфликтности и самоуничижения в профессии, установлена статистическая значимость этих различий;

- для профессионального и личностного развития, повышения результативности труда, улучшения мотивации мы видим необходимость в построении системы обучения проводников пассажирских вагонов, направленной на развитие их профессионального самоотношения.

Библиография
1.
2.
3.
4.
References
1.
2.
3.
4.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Гендерные различия в профессиональном самоотношении проводников пассажирских вагонов».
Проблема статьи является актуальной, поскольку затрагивает задачи повышения эффективности профессиональной деятельности и ее оптимизации, а также выделяются феномены, оказывающие влияние на процесс осуществления трудовой деятельности и результативность труда. Одним из важных компонентов самоотношения личности является профессиональное самосознание личности, представляющее собой, по мнению автора, субъективный образ человека, который занят профессиональной трудовой деятельностью.
Автором были обозначены факторы социально-психологического свойства, которые обуславливают изменения самоотношения, возникновение эмоционального выгорания и формирование профессиональной деформации у проводников пассажирских вагонов: высокое психоэмоциональное напряжение, возникающее в процессе трудовой деятельности; многочисленные социальные контакты.
Эмпирической базой исследования выступило вагонное депо УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги». Исследование профессионального самоотношения проводников пассажирских вагонов осуществлялось в период с 2016 по 2022 г.г. и нашло отражение в темах научного исследования, зарегистрированных в БелИСА «Теория и практика разрешения конфликтов в сфере транспортных услуг» (номер государственной регистрации в БелИСА 20170343 от 16.03.2017 г.) и «Профессиональное выгорание специалистов сферы транспортных услуг» (номер государственной регистрации в БелИСА 20180510 от 28.04.2018). Выборка составила 157 проводников пассажирских вагонов. Средний возраст составил 37 лет, стаж работы на железной дороге – от 1 до 27 лет, средний стаж – 13,94.
Проведенное автором эмпирическое исследование позволило сделать ряд значимых выводов:
- исследование подтвердило гипотезу о том, что повышение эффективности профессиональной деятельности и ее оптимизация действительно являются важными в настоящее время и невозможны без учета гендерных различий в профессиональном самоотношении;
- в ходе исследования была операционализирована категория «профессиональное самоотношение» для профессиональной группы специалистов в области транспортных услуг, а, именно, проводников пассажирских вагонов;
- выделены содержательные характеристики гендерных различий в профессиональном самоотношении проводников пассажирских вагонов по параметрам внутренней конфликтности и самоуничижения в профессии, установлена статистическая значимость этих различий;
- для профессионального и личностного развития, повышения результативности труда, улучшения мотивации мы видим необходимость в построении системы обучения проводников пассажирских вагонов, направленной на развитие их профессионального самоотношения.
Библиография включает в себя 4 источника. Тематика работ соответствует проблематике статьи. Однако список литературы оформлен с нарушениями:
1. В соответствии с требованиями при добавлении статьи необходимо прикрепить библиографию (минимум 10–15 источников, чем больше, тем лучше).
Статья актуальна с теоретической и практической точки зрения, отличается несомненной научной ценностью, может быть рекомендована к опубликованию после доработки.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.