Статья 'Опыт применения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» в психологическом консультировании студентов' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Опыт применения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» в психологическом консультировании студентов


Кучеренко Светлана Валериевна

кандидат психологических наук

доцент кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

298600, Россия, Крым область, г. Ялта, П. Советское, нет улиц, 6 Д

Kucherenko Svitlana Valerievna

PhD in Psychology

Docent, the department of Psychology, Academy for the Humanities and Pedagogy (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta

298600, Russia, Krym oblast', g. Yalta, P. Sovetskoe, net ulits, 6 D

kusvet07@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8701.2021.2.34039

Дата направления статьи в редакцию:

05-10-2020


Дата публикации:

10-05-2021


Аннотация: Описано качественно-количественное исследование личности с помощью психосемантической методики "Цветоассоциативный эксперимент". Предмет исследования - теоретические основы, процедура проведения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» и возможности ее применения в психологическом консультировании студенческой молодежи. При качественной обработке данных и их интерпретации используются техники свободного и осевого кодирования (категории соответствуют осям: условия, феномен, его свойства, стратегия взаимодействия с феноменом и следствия, результат), благодаря которым психолог может получить целостный слепок актуального состояния респондента. Представлены материалы эмпирического исследования респондентов (15 чел.), подробно описаны результаты диагностики студента четвертого курса бакалавриата, проведенного в период дистанционного обучения в Гуманитарно-педагогической академии (филиале) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет», г. Ялта (апрель 2020 года). Полученные результаты дают возможность говорить о том, что вербальное и перцептивное семантическое пространство не тождественны, но взаимно дополняют друг друга и составляют единую общую картину индивидуального семантического пространства личности. В описанном примере применения методики «Цветоассоциативный эксперимент» респондент (студент выпускного курса бакалавриата) характеризуется невротической структурой личности. Внутриличностный конфликт и связанная с ним эмоциональная напряженность в данном случае сопровождаются стремлениями к порядку и свободе (вербальная составляющая семантического пространства), однако присутствует преобладание вариативности и недостаток константности в перцептивном семантическом пространстве личности. Для сопоставления результатов перцептивного и вербального семантического пространства, предложено схематическое изображение системы координат, которая образуется этими двумя осями и наполняется индивидуальными смыслами респондента. Таким образом, психолог в диалоге с респондентом формируют карту индивидуального семантического пространства последнего. Наблюдался эффект развития рефлексии студентов и магистрантов в ходе применения методики «Цветоассоциативный эксперимент».


Ключевые слова:

качественные методы исследования, поток ассоциаций, категориальный анализ, обоснованная теория, цветоассоциативный эксперимент, психологическое консультирование студентов, период вынужденной самоизоляции, внутриличностный конфликт, феномен, психосемантический метод

Abstract: This article presents a qualitative and quantitative study of personality based on psychosemantic technique “color-associative experiment”. The subject of this research is the theoretical framework, procedure for psychosemantic technique “color-associative experiment”, and the possibilities of its application in psychological counseling of students. For quality data processing and interpretation, the author employs the techniques of free and axial coding (the categories correspond to the axes: conditions, phenomenon, its characteristics, strategy of interaction with the phenomenon, and outcome), which allow the psychologist to acquire a holistic representation on the current state of the respondent. The article provides the materials of empirical study, which involved 15 people; describes the results diagnostics of the bachelor's degree students conducted in terms of distance learning at the Academy for the Humanities and Pedagogy  (branch) of the Crimean Federal University in Yalta (April 2020). The obtained results indicate that the verbal space and perceptive-semantic space are not identical, but mutually complementary, forming a holistic picture of the individual semantic space of personality. On the example of implementation of “color-associative experiment” technique, the respondent (bachelor's degree graduate) is characterized by a neurotic structure of personality. The intrapersonal conflict and resulting emotional tension are accompanied by the pursuit of orderliness and freedom (the verbal component of semantic space), but also indicate the prevalence of variability and lack of constancy in the perceptive semantic space of personality. For comparing the results of perceptive and verbal semantic space, the author offers the schematic image of the coordinate system formed by these two axes and saturated with individual meanings of the respondent. Thus, in the dialogue with the respondent, the psychologist forms a map of the individual semantic space of the latter. The application of the method of “color-associative experiment” indicated the instance of the development of reflection among students.


Keywords:

qualitative research methods, association flow, categorical analysis, grounded theory, Color-Associative Experiment, Psychological counseling of students, period of forced self-isolation, intrapersonal conflict, phenomenon, psychosemantic method

Введение

В последнее время психологическая наука претерпевает значительные методологические изменения – пересматриваются цели, основания, стандарты, инструментарий, язык психологического знания [2; 26]. В психологии совершается поворот от классической к неклассической и постнеклассической картине мира, осмысливаются новые идеалы научности [2; 4; 9; 13; 20; 21]. Среди фундаментальных методологических основ неклассической психологии Н.П. Бусыгина [2] называет следующие: историко-эволюционный подход к пониманию личности (А.Г. Асмолов), психотехнический подход (А.А. Пузырей, Ф.Е. Василюк), гуманитарная психология (А. Джорджи, Б.С. Братусь, Л.И. Воробьева), органическая психология (В.П. Зинченко), конструктивистская парадигма (К. Герген, В.Ф. Петренко), антропологический подход (В.И. Слободчиков), дискурсивная психология (Дж. Поттер, М. Уезерелл, Р. Харре), феноменологический подход (А. Джорджи, К. Мустакас, А.М. Улановский) и др.

В последние десятилетия опубликовано значительное количество работ, посвященных методологии качественных исследований [13; 14; 26; 22; 28]. Качественная методология опирается на философские традиции феноменологии и герменевтики [13], данный гносеологический принцип интерпретации Страусс и Корбин [24] попытались соотнести с классическими критериями научности. В методе обоснованной теории Страусс и Корбин валидность обеспечивается тем, что каждый этап работы с данными предполагает параллельное обращение к первичным неструктурированным материалам [13]. Это касается не только процесса наполнения категорий, но более высоких уровней анализа.

Рассмотрим фундаментальные принципы качественных исследований [14], среди них: контекстуальной чувствительности, понимания, интерпретативной реконструкции и рефлексивности. Так, принцип контекстуальной чувствительности предполагает изучение явления в его социокультурном и диалогическом окружении, а принцип понимания - на изучение субъективных значений и смысловых позиций различных групп. Принципы интерпретации и рефлексивности дают ответ на вопрос о методологическом инструменте качественного исследования - как связываются между собой данные и формулируются аналитические обобщения, оценка валидности которых предполагает отслеживание и контроль влияния рефлексивных и ценностных установок самого исследователя. Однако достоверность результатов исследования не рассматривается как возможная и достижимая цель, поскольку словами теоретика социального конструкционизма К.Дж. Джерджена: «не мы понимаем другое, а оно понимает нас» [4].

Вышеизложенное объясняет, почему в академическом психологическом сообществе нет единого представления о научности качественных исследований [2]. Таким образом, предметом данной статьи является обоснование качественного метода исследования, основывающегося на конструктивистской парадигме [4] и психологии субъективной семантики [19; 22].

Рассмотрим психосоциальный контекст нашего исследования. В настоящее время значимость психологического сопровождения обучающейся молодежи становится предметом эмпирических исследований [1; 5; 18; 12; 3]. Следует отметить, что студенты нередко сами обращаются за консультативной помощью, особенно на последних курсах обучения. Очевидно, что это такой период, который актуализирует у будущих специалистов «естественный» страх перед вступлением в большую жизнь, требует переосмысления своих профессиональных и жизненных ориентиров [17; 10; 7]. Опираясь на собственный опыт консультативной работы со студентами, выделим два важных момента в ее осуществлении, во-первых, краткосрочность ее осуществления и, во-вторых, необходимость использования экспресс-диагностики на первом этапе. В этой связи для психолога-консультанта первоочередной задачей становиться подбор негромоздкого, но содержательного информативного психодиагностического инструментария. Среди методик, которые сочетают в себе оба этих требования, следует назвать психосемантические методики [6; 24].

В психодиагностике существует огромное количество методик, требующих для своего проведения конкретного времени проведения. В ситуации ограниченного времени требуются методы и методики, позволяющие получить представление о целостной личности в кратчайшие сроки. Среди таких методов мною применяются ассоциативный эксперимент К.Г. Юнга [2; 6; 8; 9; 10] (метод свободного и направленного потока ассоциаций) и тест М. Люшера [4]. Для качественных методов требуются специальные методы и техники интерпретации полученных результатов. Среди них, процедура анализа данных А. Страусс и Дж. Корбин [5]. Предусмотрены три типа кодирования первичного текста: открытое, осевое и избирательное [1]. Теоретико-методологической основой методики «Цветоассоциативный эксперимент» является психосемантика [19; 22; 23], поскольку в ней рассматривается соотношение вербальной и перцептивной семантики, образ выступает как «своеобразное перцептивное высказывание о мире, позволяющее применять лингвистические и психолингвистические методы для исследования» [23, с. 3].

Цель статьи: описать теоретические основы и процедуру проведения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» и возможности ее применения в психологическом консультировании студенческой молодежи.

Материалы и методы

Целью психосемантической методики является реконструкция имплицитной картины мира (системы индивидуальных личностных смыслов или семантического пространства) субъекта. Для достижения данной цели на начальном этапе психологического консультирования была предложена методика «Цветоассоциативный эксперимент». Данная методика является модификацией ассоциативного эксперимента, предложенного К.Г. Юнгом [30; 31; 32] в сочетании с Цветовым тестом отношений Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда [28]. Цветоассоциативный эксперимент предполагает интерпретацию семантических единиц, исходя из их эмоциональной наполненности путем соотнесения с цветовым рядом восьмицветного теста М. Люшера. Анализ цветоассоциативного ряда проводится на основе значений восьми цветов, описанных М. Люшером [11; 33; 34]; анализ ассоциативного цепного ряда производится с помощью процедуры кодирования, предложенной А. Страуссом и Дж. Корбиным [25]. А. Страусс и Дж. Корбин выделяют три типа кодирования: открытое, осевое и избирательное [2; 25]. Открытое кодирование заключается в категоризации феноменов, осевое – в установлении оси, вокруг которой группируются все ключевые категории. Категории связываются с помощью следующей системы [25]: 1) условия, приводящие к феномену, 2) сам феномен, 3) его свойства, создающие контекст, 4) стратегии взаимодействия с феноменом, 5) следствия. Избирательное кодирование нацелено на поиск подтем или эпизодов, которые наиболее ярко иллюстрируют основную тему. В результате происходит движение от описания контекста к концептуализации опыта клиента. Центральная категория связывается с остальными посредством «парадигмы». Например, А (условия) приводят к Б (феномену), который происходит в В (контексте), который ведет к Г (действиям или взаимодействиям, включая стратегии), впоследствии приводящий к Д (результату). Таким образом, мы получаем концептуализированное описание интересующего нас феномена или преобладающие индивидуальные значения и личностные смыслы в сознании клиента.

Проведение методики включает три этапа. На первом студенту предлагается написать 50-100 слов, «все, которые «приходят» в голову». На втором этапе клиенту предлагается вначале проранжировать цветные карточки восьмицветового субтеста М. Люшера в порядке предпочтения, после этого подобрать к каждой из них ассоциации, подходящий (один) цвет, а затем вновь осуществить ранжирование цветов. На третьем этапе проводится анализ цветоассоциативного ряда и процедура кодирования полученных ассоциаций.

Таким образом, метод свободных ассоциаций дополнялся восьмицветовым субтестом М. Люшера [11; 33; 34] и Цветовым тестом отношений Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда [26; 28].

Психологическое консультирование проводилось со студентами выпускных курсов на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет» в г. Ялте.

Результаты

Выборка исследования составляет 15 чел., студентов и магистрантов Гуманитарно-педагогической академии (филиала) «Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» в г. Ялта. Общие характеристики ассоциативного ряда (численность, характер связей, особенности предпочтения) приведены в таблице 1.

Табл.1

Количественные результаты методики «Цветоассоциативный эксперимент» (n = 15 чел.)

Ре-спондент

Общее число ассоциаций

Синтагматические связи (кол-во)

Парадигматические связи (кол-во)

Предпочитаемые ассоциации (кол-во)

отвергаемые ассоциации (кол-во)

Слов

Словосочетаний

Наличие ВК **

1

А.С.

71

71

0

33

3

1

70

есть

2

А.С.* 2

37

37

0

15

5

0

37

есть

3

М.Я.*

100

97

3

41

8

99

1

нет

4

Т.С.*

50

50

0

33

10

49

1

есть

5

М.М.

126

125

1

54

22

126

0

нет

6

К.В.

56

55

1

15

6

56

0

нет

7

В.Н.

123

123

0

29

50

111

12

есть

8

А.Л.

34

34

0

16

2

32

2

есть

9

Ю.Ш.

72

72

0

16

23

51

21

есть

10

С.Т.

88

88

0

28

17

88

0

нет

11

Я.З.*

91

86

5

36

20

87

4

нет

12

И.К.*

43

40

3

14

11

40

3

нет

13

Д.А.*

73

73

0

21

22

66

7

есть

14

И.П.

70

63

6

21

22

63

7

есть

15

С.В.*

82

78

3

33

13

62

8

нет

Средн.

74

73

1

27

16

62

12

* - отмечены магистранты, обучающиеся по специальности «Практическая психология», остальные студенты бакалавриата. ** ВК - внутриличностный конфликт по результатам восьмицветного субтеста М. Люшера

Как видно из таблицы 1, преимущественно в ассоциативных рядах опрошенных респондентов преобладают слова (среднее значение 62 слова), реже словосочетания (среднее значение 12). Следует заметить, что именно стимулы, находящиеся в меньшинстве, наиболее информативны в ассоциативных рядах, об этом речь пойдет далее. Кроме того, в преобладающем большинстве случаев слова связаны синтагматическими отношениями. Заметна закономерность: наибольшее число негативных ассоциаций (слов, словосочетаний, к которым проявляется негативное отношение) продуцируют респонденты с выраженным внутриличностным конфликтом по результатам теста М. Люшера. Внутриличностный конфликт выражен, если респондент в восьмицветовом субтесте отвергает один или несколько основных цветов (1, 2, 3, 4: синий, зеленый, красный, желтый) или предпочитает черный, серый или коричневый цвета (7, 0 или 6). Как правило, в цветовых предпочтениях студентов с внутриличностным конфликтом обе позиции сочетались, то есть отвержение одного из основных цветов, например, синего, сочеталось с предпочтением ахроматического, например, черного. Рассмотрим особенности индивидуального семантического пространства опрошенных (табл. 2).

Табл. 2

Качественные результаты методики «Цветоассоциативный эксперимент» (n = 15 чел.)

Категории индивидуального семантического пространства

(вербального)

Категории перцептивного семантического пространства

1

Прекрасное, свобода, польза, удовольствие

Вариативность - константность

2

Польза, удовольствие, порядок, ресурс, свобода

Вариативность - константность

3

Действия, долженствования, семья, работа, материальные блага

Вариативность - константность

4

Здоровье, ЗОЖ, семья, образование, события (новые знакомства), природа

Сепаративность - интегративность

5

Психические свойства и состояния, природа, цвет, вещи

Вариативность - константность

6

Деятельность, люди, вещи, психические явления, природа

Директивность - рецептивность

7

Здоровье, вещи, природа, качества личности, эмоции, действия, люди

Сепаративность - интегративность

8

Работа, учеба, люди, ощущения

Директивность - рецептивность

9

Эмоции, вещи, быть… каким-то, качества личности, природа, время

Вариативность - константность

10

Природа, вещи, продукты, качества личности

Сепаративность - интегративность

11

Впечатления, вещи, природа, люди, время, абстракции

Константность - вариативность

12

Дом, семья, школа, здоровье, вещи, ощущения

Вариативность - константность

13

Диссертация, учеба, страшилки и мистика, литература, семейная жизнь

Вариативность - константность

14

Еда, природа, качества личности, здоровье, деятельность

Рецептивность - директивность

15

Природа, люди, здоровье, действия, психические явления

Директивность - рецептивность

Как видно из таблицы 2, чаще остальных в личностных профилях студентов по результатам полного теста М. Люшера (перцептивное семантическое пространство) встречается категория вариативности, готовности к переменам и изменениям, терапевтической стратегией в данном случае будет усиление константности (постоянства). Данные результаты соответствуют положениям возрастной психологии о жизненных задачах этапа ранней юности – этапе поисков и выбора ведущих жизненных ориентиров. Кроме того, из трех человек, характеризующихся сепаративностью, двое – старосты учебных групп (№ 4 и 7), возможно, данное положение подтвердится в ходе дальнейшей эмпирической проверки. Что касается категорий семантического пространства личности, типичными являются: природа, люди, действия или деятельность (учеба, работа, творчество, спорт), впечатления или события, эмоции и другие психические явления (мысли, желания, цели). Реже встречаются, но также распространены такие категории: вещи (материальные объекты), продукты и здоровье или проявления болезни.

Применение вышеописанной методики рассмотрим на примере консультирования студента, обучающегося по направлению «Психология».

Ниже приведен свободный поток ассоциаций респондента А. С. Ранжирование цветов восьмицветового субтеста М. Люшера № 1: 3,5,2,7,6,1,4,0. Далее респондент присвоил цвет словам и словосочетаниям. Ранжирование № 2: 5,3,2,7,6,4,1,0. Таким образом, мы можем распределить ассоциации респондента на четыре группы по степени предпочтения цветов в субтесте М. Люшера [4]: наиболее предпочитаемые («+», в данном выборе это 3 и 5, то есть Люшеровский красный и фиолетовый), предпочитаемые («Х», 2 и 7, то есть Люшеровский зеленый и черный), индифферентные («=», 6, 4 и 1, то есть коричневый, желтый и синий), отвергаемые («‒», 0 или Люшеровский серый). Спецификой данного индивидуального цветового выбора является расширение зоны индифферентности и уменьшение числа отвергаемых цветов. Исходя из интерпретации восьмицветового теста М. Люшера, в данном цветовом ряду присутствует невротическая переоценка той же основной структуры (++3). Диагностическая структура личности по М. Люшеру выглядит таким образом: ++3, +2, =4, =1. Для данного студента бакалавриата выпускного курса также сверхважно использование всего возможного для достижения успеха (в оригинале у М. Люшера «стремление к завоеваниям»). Таким образом, целостная структура личности по результатам восьмицветового субтеста Люшера включает в себя переоценку стремления к достижению успеха и некоторое пренебрежение миролюбием, что переживается как неудовлетворенность и беспокойство.

1) Весёлый человек (3+). 2) Красивый закат (5+). 3) Вкусный ужин (2Х). 4) Легкий матрас (2х). 5) Теплые объятия (5+). 6) Прекрасные иллюстрации (5+). 7) Карта звездного неба (5+). 8) Комнатное заточение (1 - ). 9) Время с пользой (5+). 10) Радостная встреча (5+). 11) Морской бриз (5+). 12) Свежий воздух (5+). 13) Долгожданная прогулка (5+). 14) Радостный пёс (5+). 15) Вспаханное поле (3+). 16) Убранная комната (3+). 17) Упорядоченные мысли (5 +). 18) Полный пляж (7 Х). 19) Путешествие по горам (3 +). 20) Подводный мир (5 +). 21) Записанный аудиоподкаст (7 Х). 22) Польза людям (5 +). 23) Выполненное упражнение (7 Х). 24) Самостоятельность (7 Х). 25) Шестигранный кубик (6 =). 26) Проектировщик дорог (7 Х). 27) Утреннее пробуждение (3 +). 28) Интересное занятие (3 +). 29) Вкусный напиток (2 Х). 30) Мурчащий кот (5 +). 31) Собранный паззл (2 Х). 32) Красивый узор (2 Х). 33) Интересный рассказ (2 Х). 34) Поиск пути (2 Х). 35) Разыгранная пьеса (5 +). 36) Мелодичные ноты (5 +). 37) Разработанные пальцы (3 +). 38) Полезные идеи (2 Х). 39) Непотопляемый корабль (2 Х). 40) Жизненный путь (3 +). 41) Удачная цель (3 +). 42) Внутренние ощущения (7 Х). 43) Переменчивая погода 6 (=). 44) Полезное самокопание (7 Х). 45) Побеждённый победитель (1 =). 46) Пустая комната (1 =). 47) Невозвратный путь (0 -). 48) Правильный поступок (2 Х). 49) Жизнь под другим углом (7 Х). 50) Свобода и легкость (5 +). 51) Интерес и польза (2 Х). 52) Тёплый луч солнца (2 Х). 53) Свежая земля (5 +). 54) Утренняя роса (3 +). 55) Тёплый ветер (3 +). 56) Освежающий бриз (5 +). 57) Поиск собеседника (7 Х). 58) Нелепая импровизация (2 Х). 59) Упорный труд (3 +). 60) Приятный отдых (7 Х). 61) Свободный человек (5 +). 62) Счастливый ребенок (5 +). 63) Понимающая девушка (2 Х). 64) Заботливая жена (2 Х). 65) Чувственный мир (7 Х). 66) Смена дня и ночи (6=). 67) Польза в мелочах (2 Х). 68) Приятный тон (2 Х). 69) Взрослый поступок (3 +). 70) Недоверчивый принц (1 = ). 71) Пустой лабиринт (0 -).

Далее мы применяем процедуры открытого, после чего – осевого кодирования. В данном случае получаем два варианта интерпретаций. Темы (категоризация № 1):

1) Человек, жизнь человека – 17 слов, из них +10; х3; =3; -1.

2) Природа – 17 слов, из них +14; х1; =2.

3) Отношения – 12 слов, из них +2; х5; -5.

4) Искусство/ наслаждение – 20 слов, из них +8; х10; =1; -1.

1) Польза, познание – 13 слов, из них +7; х6.

Категоризация (открытое кодирование) № 2:

1) эмоции, чувства 11 (+7; х4)

2) мысли, знания 24 (+10; х10; -4),

3) действия, дела 34 (+17; х15; =2);

4) материальные вещи, ценности 4 (+2; х2);

5) обстоятельства, среда 15 (+4; х7; -4);

6) ощущения, восприятия 40 (+10; х20; =5; -5).

Как видно из второй категоризации, она более индивидуально информативна в данном случае. Ощущения и действия, наслаждения и искусство – наиболее актуальные темы для респондента на данный момент, но в ощущениях есть доля отрицательных отношений, а в действиях, эмоциях и чувствах их нет. присутствует некий запрет или игнорирование отрицательных эмоций, чувств и отношений к деятельности. Другими словами, действия, эмоции и чувства выполняют компенсирующую функцию, исходя из системы М. Люшера [4]. Они компенсируют беспокойство, вызванное неблагоприятными ощущениями (см. табл. 3).

Возьмем за основу метод осевого кодирования в качественных исследованиях и проанализировать, какие категории соответствуют осям: условия, феномен, его свойства, стратегия взаимодействия с феноменом и следствия, результат. Получилось следующее: Условия – обстоятельства, среда 15 (+4; х7; -4); материальные вещи, ценности 4 (+2; х2); Феномен – действия, дела 34 (+17; х15; =2); стратегия взаимодействия с феноменом – мысли, знания 24 (+10; х10; -4); ощущения, восприятия 40 (+10; х20; =5; -5); Результат, следствия – эмоции и чувства 11слов (+7; х4).

Таким образом, интерпретация для респондента может быть следующей: «для того, чтобы поддерживать активную деятельность, направленную на достижение результата (положительных эмоций), я использую свои знания и сенсорные процессы, которые, однако, самоценны и не всегда помогают мне в достижении цели вопреки условиям среды». В беседе с респондентом мы откорректировали предложенный мной вывод: «…скорее они помогают, вопреки условиям среды и моим опасениям, что не помогут».

Другими словами, «благодаря отношениям, искусству и наслаждениям я работаю со своим познанием, становлюсь полезным другим и становлюсь свободным и самостоятельным». Итоговый вывод звучит следующим образом: «…благодаря активной деятельности, направленной на достижение результата, отношениям, искусству и наслаждениям я работаю со своим познанием, становлюсь полезным другим и становлюсь свободным и самостоятельным. При перенасыщении терапевтических стратегий, возникает необходимость в сокращении их числа». После того, как вывод сделан самим респондентом, можно переходить к терапевтической стратегии и обсудить ее.

Через три месяца цветоассоциативный эксперимент был проведен повторно. Рассмотрим цепочку ассоциаций. 1) солнечная погода; 2) гитарный аккорд; 3) необычная ситуация; 4) дорога к цели; 5) концентрация внимания; 6) свободный человек; 7) красивый закат; 8) распорядок дня; 9) неожиданный запрос; 10) машинное масло как ресурс; 11) дополнительное светило; 12) сильно светящий фонарик; 13) спокойная обстановка; 14) правильно поставленная цель; 15) стремление к результату; 16) общее дело; 17) польза людям; 18) время быстро проходит; 19) умение жить с пользой; 20) портативный компьютер; 21) удобное приложение; 22) интересная форма; 23) приобретение навыков; 24) работа над собой; 25) затяжная пауза; 26) время с пользой; 27) полезная литература; 28) выделенный контекст; 29) найденный смысл; 30) сделанный вывод; 31) описанный результат; 32) сложно интересный процесс; 33) радостный пес; 34) мурчащий кот; 35) плодородная почва; 36) пройденный период; 37) действие наоборот. Цветовой ряд: 7, 6, 2, 4, 1, 0, 5, 3. Структура личности по тесту М. Люшера такова: +2 х1 =4 –3. Сопоставив прошлый результат с данным, имеем амбивалентное отношение к красному цвету – в первый раз он предпочитался, во второй, отвергается. В интерпретации данного теста [33; 34] отвержение красного интерпретируется как перенапряжение и утомление, предпочтение – стремление к успеху, возбудимость.

Таблица 3

Индивидуальное семантическое пространство респондента А.С.

феномен

свойства феномена

стратегии взаимодействия с феноменом

следствия, результат

(первый поток ассоциаций)

Веселый, самостоятельный человек с упорядоченными мыслями (ассоциации № 1, 17, 24)

2 красивый закат

16 убранная комната

21 записанный аудиоподкаст

9время с пользой

13 утреннее пробуждение

22 польза людям

12 свежий воздух

28 интересное занятие

48 правильный поступок

15 вспаханное поле

34 поиск пути

50 свобода и легкость

23 выполненное упражнение

37 разработанные пальцы

51 интерес и польза

31 собранный паззл

41 удачная цель

62 счастливый ребенок

36 мелодичные ноты

42 внутренние ощущения

69 взрослый поступок

59 упорный труд

(второй поток ассоциаций)

Свободныйчеловек (ассоциация № 6)

1) солнечная погода

8) распорядок дня

5) концентрация внимания

2) гитарный аккорд

9) неожиданный запрос

10) машинное масло как ресурс

3) необычная ситуация

13) спокойная обстановка

11) дополнительное светило

4) дорога к цели

14) правильно поставленная цель

12) сильно светящий фонарик

7) красивый закат

19) умение жить с пользой

16) общее дело

15) стремление к результату

20) портативный компьютер

17) польза людям

18) время быстро проходит

21) удобное приложение

26) время с пользой

25) затяжная пауза

22) интересная форма

28) выделенный контекст

23) приобретение навыков

29) найденный смысл

24) работа над собой

30) сделанный вывод

27) полезная литература

31) описанный результат

32) сложно интересный процесс

33) радостный пес

37) действие наоборот

34) мурчащий кот

35) плодородная почва

36) пройденный период

Как видно из таблицы 3, феноменом в первом потоке ассоциаций совместно с респондентом было выделено словосочетание «веселый, самостоятельный человек с упорядоченными мыслями», во втором потоке – «свободный человек». То есть, свобода из следствия в первом потоке ассоциаций «свобода и легкость» становится частью феномена, обретает самостоятельную ценность. Источником беспокойства для респондента предположительно является стремление удовлетворить две противоположно направленные тенденции – стремление к порядку («распорядок дня», «концентрация внимания», «работа над собой», «приобретение навыков») и свободе («свободный человек», «затяжная пауза», «действие наоборот»), удовольствиям («мурчащий кот», «радостный пес», «сложно интересный процесс», «внутренние ощущения»). Данное предположение подтверждается результатами полного оригинального теста М. Люшера [33; 34]: профиль предпочтения цветов по линиям (основных цветов, синих, красных и желтых) ++1, +2, ±4, –3, что свидетельствует о фиксированности, чрезмерном постоянстве черт личности (категория порядка в семантическом пространстве респондента) в противоположность вариативности, изменчивости (категория свободы). Таким образом, данные вербального семантического анализа потока ассоциаций соответствуют результатам перцептивной семантики цвета полного теста М. Люшера.

Так, чтобы обобщить полученные результаты, схематически изобразим категории вербального и перцептивного семантического пространства респондента (Рис. 1). На одной оси такого пространства расположатся результаты полного теста М. Люшера (перцептивное семантическое пространство), на другой – результаты цепного потока ассоциаций (вербальное семантическое пространство).

Рис. 1. Схематическое изображение индивидуального семантического пространства респондента

Как видно из рисунка 1, больше всего эмоционально нагруженных ассоциаций относятся к категории «польза и порядок» как в константности по М. Люшеру, так и в вариативности.

В беседе с респондентом пришли к заключению о ключевой категории порядка и пользы в его индивидуальном смысловом поле и, таким образом, именно данные категории являются мерилом всех остальных. Поэтому именно через создание индивидуального порядка, который будет полезен окружающим необходимо создавать желательные изменения в жизни респондента. Благодаря технике осевого кодирования как методу интерпретации полученных эмпирическим путем категорий, получаем следующие результаты. Изучаемый феномен «веселый, самостоятельный человек с упорядоченными мыслями», возникает и живет в условиях приятных ощущений, занятий музыкой и переживания прекрасного, что приводит к «сложно интересному процессу», «действию наоборот», «упорному труду» и «распорядку дня», что в результате заканчивается «пользой людям» или ресурсным состоянием для себя «машинное масло». Таким образом, «веселый, самостоятельный человек с упорядоченными мыслями» трансформируется в «свободного человека».

Обсуждение результатов

Результаты показали, что в индивидуальном семантическом пространстве студента преобладают стремление к пользе и порядку , что согласуется с результатами полного теста М. Люшера – преобладает константность (чрезмерное постоянство, фиксированность). В описанном примере применения методики «Цветоассоциативный эксперимент» респондент (студент выпускного курса бакалавриата) характеризуется невротической структурой личности по результатам восьмицветного субтеста М. Люшера с предпочтением черного цвета и отвержением красного. Внутриличностный конфликт и связанная с ним эмоциональная напряженность в данном случае сопровождаются стремлениями к порядку и свободе, которые противоположны друг другу. Благодаря технике осевого кодирования, выявлена картина семантического пространства респондента, включающая в себя: феномен «свободный, веселый, самостоятельный человек с упорядоченными мыслями» возникает и протекает в условиях целедостижения и созерцания прекрасного («красивый закат», «стремление к результату»), что приводит к «работе над собой» («сложно интересный процесс», «упорный труд» и «действие наоборот») и заканчивается «пользой людям» и себе («машинное масло» как ресурс).

Таким образом, мы можем говорить о том, что вербальное и перцептивное семантическое пространство не тождественны, но взаимно дополняют друг друга и составляют единую общую картину индивидуального семантического пространства личности. Другими словами, описанный пример применения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» дает представление о процедуре ее проведения и способах интерпретации с целью изучения субъективного мира личности.

Выводы

Таким образом, предложенная методика «Цветоассоциативный эксперимент» позволяет психологу на начальном этапе консультирования выявить индивидуальное сочетание субъективных смыслов и построить на данной основе терапевтическую стратегию дальнейших действий. Например, если выявлена вариативность как готовность к изменениям, терапевтической стратегией будет ей обратное – постоянство, константность и устойчивость интересов, области приложения усилий и отношений. У восьми человек из пятнадцати выявлена вариативность по результатам полного теста М. Люшера, что позволяет предположить типичность данной особенности личности на этапе студенческого возраста. Кроме того, типичным является преобладание слов среди ассоциаций, словосочетания встречаются значительно реже. Таким образом, словосочетания, которые встречаются редко, более информативны для познания индивидуального семантического пространства личности.

Последующая процедура качественного анализа приводит к построению семантического поля из выделенных категориальных значений. Собственно последние и становятся ключевыми для построения стратегии консультативной работы. Например, в описанном семантическом пространстве респондента выявлен феномен «свободный, веселый, самостоятельный человек с упорядоченными мыслями», который возникает и протекает в условиях целедостижения и созерцания прекрасного («красивый закат», «стремление к результату»), что приводит к «работе над собой» («сложно интересный процесс», «упорный труд» и «действие наоборот») и заканчивается «пользой людям» и себе («машинное масло» как ресурс). В данном случае обращает на себя внимание преобладание процессуальности, изменчивости или вариативности феномена, условий и его результатов. То есть, присутствует недостаток константности – устойчивости, постоянства, кроме того, директивности (единственное слово «самостоятельность» среди всех словосочетаний, значимость которого подтверждается самим респондентом). Для сопоставления результатов перцептивного и вербального семантического пространства, предложено схематическое изображение системы координат, которая образуется этими двумя осями и наполняется индивидуальными смыслами респондента. Таким образом, психолог в диалоге с респондентом формируют карту индивидуального семантического пространства последнего.

Активность студента в процессе диагностики позволяет ему осознать собственные психологические особенности и высказать предположения относительно их возможных причин, исходя из актуального опыта субъекта. Таким образом, предложенная методика соответствует постнеклассической парадигме исследования в психологии.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Данная статья отражает опыт применения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» в психологическом консультировании студентов. Автор использует этот метод в своей работе при оказании консультационно-психологической помощи студентам и считает, что он обладает необходимой эффективностью. Это личное мнение автора, но для научной публикации важно показать актуальность темы исследования. Причем важно научное обоснование актуальности исследования. В данном же тексте этому необходимому обстоятельству внимание не уделено. По поводу актуальности не сказано ничего.
Хотя хорошо известно, что сам тест Люшера и все его модификации являются вспомогательными, то есть дополнительными средствами психологической диагностики, а при их одиночном использовании они не информативны. Важно подчеркнуть, что со времени разработки теста вследствие своей популярности и дефицита достоверной информации тест Люшера оброс множеством мифов и ложных представлений, хотя доказательства его валидности неубедительны. Результаты тестирования, как правило, представляют некие обобщенные характеристики, которые могут подходить любому человеку. По существу, этот тест, как и все его модификации, является «психологической игрушкой».
По-видимому, именно поэтому автор не привел в тексте сведений о методологии исследования и по обоснованию его новизны. Но это обычная история: как правило, в статьях на подобную тематику методология и новизна не упоминаются всегда по одной причине-по причине их отсутствия. Хотя без методологического обеспечения научная статья становится «неуправляемой», в ней доминируют субъективные мотивы исследователя, его предпочтения, симпатии и антипатии, то есть все то, что «размывает» критерии научной объективности. В данном случае все так и произошло: автор делится опытом применения теста на двух студентах. Но количество обследованных лиц (два человека) недостатком не является. При использовании цветоассоциативных тестов можно получить интересные данные при обследовании даже одного человека.
Цель исследования сформулирована соответствующим образом: описать опыт применения методики «Цветоассоциативный эксперимент» (модифицированный вариант С.В. Кучеренко) и возможности ее применения в психологическом консультировании студенческой молодежи. Но описание опыта не является предметом научного исследования. Может быть, поэтому предмет исследования и не сформулирован. Отсутствие предмета исследования еще больше обесценивает его содержание и поэтому является серьезным недостатком. Например, в данном случае, не понятно, что исследует автор, к чему он стремится, чем руководствуется.
Стиль изложения материала не совсем научный. Логика изложения текста затруднена. Автор постоянно вводит термины, которые требуют пояснения, а без пояснения они не будут понятны читателю. Например, концептуализированное описание, три типа кодирования и др. Зачем-то делаются ненужные, отвлекающие акценты типа: «В настоящее время значимость психологического сопровождения обучающейся молодежи активно обсуждается в рамках научно-практических конференций, становится предметом эмпирических исследований». Применительно к данной статье, стиль изложения должен быть несколько критическим по отношению к возможностям теста, а категории и понятия ближе к условно-вероятностным. Но нельзя писать, что «мы можем говорить о том, что описанные примеры применения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» в модификации С.В. Кучеренко дают представление о процедуре ее проведения и методах интерпретации с целью получения достоверных результатов». Достоверность ведь не рассчитывалась.

Структура текста мало соответствует тем представлениям, которые сложились в отношении подготовки научных публикаций по психологии. Отсутствуют формулировки научной новизны, предмета исследования. Не определена его методология (принципы, концепции или теории). Имеются повторы текста. Например, в двух местах одно и тоже: «А. Страусс и Дж. Корбин выделяют три типа кодирования: открытое, осевое и избирательное [2]. Открытое кодирование заключается в категоризации феноменов, осевое – в установлении оси, вокруг которой группируются все ключевые категории. Категории связываются с помощью следующей системы [2; 17]: 1) условия, приводящие к феномену, 2) сам феномен, 3) его свойства, создающие контекст, 4) стратегии взаимодействия с феноменом, 5) следствия». Таблицы составлены не корректно, поэтому они не читаются. Кроме того, в тексте много места занимают не информативные и мало что значащие сведения о последовательности слов-ассоциаций с какими – то пометками типа карьера (4*).
Содержание текста свидетельствует о том, что автор, действительно, делится свои опытом работы со студентами. На двух примерах были получены данные по применению психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент», сделаны умозаключения. Но представленные умозаключения не очень убедительны, поскольку валидность использованного метода весьма сомнительна. Например, отмечается: «Можем заключить, что у магистранта в настоящий момент амбивалентное, не вполне зрелое стремление к созданию семьи при выраженных индивидуалистичных потребностях (требование компетентности и собственной значимости по М. Люшеру), и неготовности подчиняться ограничениям, которые могут возникнуть вследствие создания собственной семьи». Такое умозаключение целесообразно подкрепить фактическими данными, на которые автор опирается.
Выводы требуют корректировки и структурирования. Они должны быть сформулированы в утвердительной форме. Необходимо написать заключение, которое кратко обобщит содержание статьи.
Библиографический список содержит источники, которые должны быть исключены или заменены, поскольку не являются научными (№ 2, 4, 9).
Заключение: в данной статье имеется большое количество недостатков. Однако в целом текст имеет необходимый потенциал для его доработки и переработки. Автор увлечен своей работой и это позволит ему доработать текст с учетом выявленных замечаний. После этого данную статью можно будет рекомендовать к опубликованию в научном журнале.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленные на рецензирование материалы статьи «Опыт применения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» в психологическом консультировании студентов» должны вызывать бесспорный интерес в профессиональном сообществе.
Автор (ы) статьи поднимают весьма актуальную проблему в рамках создания «кейса» психологического консультирования, а именно использования «неклассических» моделей, методов и подходов в психодиагностической и психокоррекционной работе со студентами (консультативной терапии).
Предметом своего исследования автор (ы) выдвигают «обоснование качественного метода исследования, основывающегося на конструктивистской парадигме и психологии субъективной семантики». Вместе с тем, такая сложная наукообразность предмета исследования не находит своего должного осмысления в дальнейшем изложении материала. Статья только бы выиграла, если бы автор (ы) более подробно артикулировали внимание на проблемах «качественных методов, конструктивной парадигме и психологии субъективной семантики», более широко теоретически раскрыли эти понятия.
В качестве методов исследования автор (ы) используют ассоциативный эксперимент К.Г. Юнга (метод свободного и направленного потока ассоциаций) и тест М. Люшера, а также методику «Цветоассоциативный эксперимент». В качестве цели автор (ы) указывают описание теоретической основы и процедуры проведения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» и возможности ее применения в психологическом консультировании студенческой молодежи. Безусловно, автор (ы) представляют «описательную статью», однако, выводы статьи, подразумевают все-таки проведение экспериментального исследования на большой выборке испытуемых, а также подтверждение результатов исследования математико-статистическими методами. Все это отсутствует в смысловом пространстве представленных материалов. И ссылка на «неклассические» или «постнеклассические» подходы не является оправданием.
В статье упоминается экспериментальная база исследования, вместе с тем, отсутствуют качественные и количественные характеристики выборки: количество студентов, которые приняли участие в эксперименте, их индивидуально-психологические особенности и др.
Основным выводом статьи является констатация факта возможности использования психологом в рамках психологического консультирования методики «Цветоассоциативный эксперимент» (модифицированный вариант С.В. Кучеренко) в целях выявления «индивидуального сочетания субъективных смыслов и построения на данной основе терапевтической стратегии дальнейших действий».
Вместе с тем, данный вывод подкрепляется лишь описанием (табличной иллюстрацией) только опыта проведения методики в отношении единственного респондента. На наш взгляд, для более полного, достоверного и объективного вывода, необходимо исследовать большую выборку участников эксперимента, обобщить результаты и представить их в материалах статьи в виде графических схем (графиков, диаграмм, таблиц).
Библиографический список выглядит количественно избыточным для такого типа научного материала.
Полагаем, что сама задумка является интересной с научной точки зрения и может, при достаточном научном сопровождении материалов статьи, найти соответствующий положительный отклик у профессиональной аудитории практических психологов консультантов.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью
«Опыт применения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» в психологическом консультировании студентов»

Предмет исследования – обоснование качественного метода исследования, основывающегося на конструктивистской парадигме и психологии субъективной семантики. Заявленный предмет отражен в статье.
Методология исследования – построена на традиционном подходе, характерном для психологических исследований.
Исследование преследует решение актуальной задачи - описать теоретические основы и процедуру проведения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» и возможности ее применения в психологическом консультировании студенческой молодежи.
Автор применяет короткий обзор литературы с обширным обобщением отечественных и зарубежных подходов в области методологии психологических исследований. Использованы методы исследования различных источников данных, анализа и синтеза, а также интерпретации данных.
Эмпирическое исследование автором представлено. В нем участвовали 15 студентов вуза (бакалавры и магистры), которые обучаются по специальности «Практическая психология». Для исследования применялась методика «Цветоассоциативный эксперимент». Применена количественная и качественная обработка полученных данных Например, использованы расчёт количества связей и ассоциативных рядов, а также проанализированы категории семантического пространства – индивидуального и перцептивного. Математическая обработка данных производилась на уровне анализа средних значений и частоты упоминаний.
Актуальность представленной статьи не взывает сомнения. Вопросы, связанные с изучением психологии студентов, всегда были в центре психологии как науки и практики. В последние годы нарастает потребность в применении качественных, валидных и надежных методов исследования этой категории респондентов. В статье на примере студенческой группы показано, как может быть применен известный психодиагностический метод для решения конкретной прикладной задачи.
Научная новизна исследования прослеживается на уровне детального описания применения методики в практике анализа поведения студентов. Автор описывает в теме возможности цветоассоциативного эксперимента на выборке студентов, что ранее не исследовалось в науке в полном объеме.
Стиль, структура, содержание Работа имеет традиционную структуру – введение, основная часть с обзором литературы и выводы.
В основной части автор описывает результаты диагностики испытуемых с помощью методики и представляет эти данные в таблицах и обобщающей схеме. Выбранные типы предоставления данных содержат качественную информатизацию. В то же время можно продумать более логичную визуализацию данных. Например, описание тем, полученных в двух вариантах интерпретации, можно было представить в виде рисунка, а не в виде текстового описания-перечня.
Выводы строятся на описании множественной информации, представленной в основной части.
Стиль работы вполне соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям.
Библиография насчитывает 34 литературных источников, что более чем достаточно для качественной научной статьи. Литературные данные разнообразные – от статей до монографии, представлены изданием в различные годы, в том числе в 2020 году. Достойно представлены источники на английском языке.
Апелляция к оппонентам – статья вызовет интерес и с прикладной, и с теоретической точки зрения. В ней представлен обзор литературы, отражена авторская позиция. Замечания по визуализации данных можно рассматривать как рекомендации. Это не умаляет ценности представленного материала.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья в данной тематике может быть интересна для разного круга читателей – психологов, социальных педагогов, преподавателей.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.