Статья 'Метафорические представления о трудных жизненных ситуациях и копинг-стратегии беременных женщин' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Метафорические представления о трудных жизненных ситуациях и копинг-стратегии беременных женщин

Альперович Валерия Дмитриевна

кандидат психологических наук

доцент, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет

344065, Россия, Ростовская область, г. Ростов-На-Дону, пер. Днепровский, 116, оф. 419

Alperovich Valeriya

PhD in Psychology

Associated Professor at Academy of Psychology and of Pedagogics, Southern Federal University

344065, Russia, Rostovskaya oblast', g. Rostov-Na-Donu, per. Dneprovskii, 116, of. 419

valdmalp@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2019.6.31560

Дата направления статьи в редакцию:

01-12-2019


Дата публикации:

03-01-2020


Аннотация: Исследование, представленное в данной статье, основано на российской концепции совладающего поведения. Оно посвящено проблеме беременности как предиктора динамики копинг-стратегий взрослых женщин. Цель исследования заключалась в том, чтобы провести сравнительный анализ копинг-стратегий и метафорических представлений о трудной жизненной ситуации у беременных и небеременных женщин. Предметом исследования стали копинг-стратегии и метафоры трудных жизненных ситуаций беременных женщин, женщин, имеющих детей, и женщин, не имеющих детей. Применен контент-анализ метафор, тестирование и методы математической статистики (H-критерий Кruskal-Wallis и регрессионный анализ). Научная новизна исследования заключается в том, что обнаружены различия копинг-стратегий беременных женщин, женщин, имеющих детей, и женщин, не имеющих детей. Проведен сравнительный анализ их метафорических представлений о трудных жизненных ситуациях. Установлено влияние этих представлений на выбор женщинами рациональных и адаптивных копинг-стратегий.


Ключевые слова:

беременность, метафоры, совладающее поведение, копинг-стратегии, трудные жизненные ситуации, беременная женщина, копинг, представления, рациональность, адаптивность

Abstract: The presented research is based on the Russian concept of coping behavior. It is dedicated to the problem of pregnancy as a predictor of the dynamics of coping strategies of adult women. The goal consists in conducting a comparative analysis of coping strategies and metaphorical representations on the difficult life situations among pregnant and non-pregnant women. The subject of study became the coping strategies and metaphors of difficult life situations among pregnant women, women who have children, and women who do not have children. Content analysis of the metaphors, testing, and methods of mathematical statistics (H-criterion of Кruskal-Wallis, and regression analysis) are applied. The scientific novelty consists in determination of differences in the coping strategies of pregnant women, women who have children, and women who do not have children. A comparative analysis is conducted on their metaphorical representations of difficult life situations. The author establishes the impact of these representations upon the women’s choice of rational and adaptive coping strategies.  


Keywords:

pregnancy, metaphors, coping behavior, coping strategies, difficult life situations, pregnant woman, coping, representations, rationality, adaptability

Введение

Беременность ― это экзистенциальная ситуация, которая может обусловливать глубинные изменения самосознания женщины, «модулирует» ее систему отношений к себе и к другим людям. Система отношений, в свою очередь, влияет на переживание женщиной беременности и ее формирующееся отношение к будущему ребенку. В отечественной психологии рассматриваются различные аспекты феномена «беременность» и их взаимосвязи: представления беременных женщин о материнстве (Г. Г. Филиппова; J. Glass) [25], их психологическая готовность к материнству, принятие материнской роли (И. Н. Земзюлина, Т. Ф. Дремина; Н. С. Коробова) [12; 14], их образ будущего ребенка (Е. Х.-М. Агнаева;J. M. Contreras) [23], особенности их супружеских отношений, их удовлетворенность браком, потребностно-мотивационная сфера (Е. В. Васильева) [5], личностные особенности (М. Л. Есаян; Н. П. Коваленко; S. A. Arbeit) [11; 13; 22], трансформация «Я»-концепции» и самоотношения (Н. В. Боровикова; Н. П. Коваленко) [3; 13], психологический компонент гестационной доминанты как отношение женщины к своей беременности и к ее будущему ребенку (И. В. Добряков) [8]. Так, Н. С. Коробова пришла к выводам о том, что «наиболее высокими показателями психологической готовности к материнству отличаются повторно родящие беременные женщины с высоким уровнем здорового чувства безопасности, а наиболее низкими показателями психологической готовности к материнству отличаются небеременные женщины с базисными убеждениями в недоброжелательности и несправедливости окружающего мира» [14, с. 123]. И. Н. Земзюлина и Т. Ф. Дремина указывают, что переживание женщиной беременности влияет на тип психологической готовности к материнству, что, в свою очередь, определяет обретение новой социальной идентичности и принятие новой социальной роли, т.е. трансформацию Я-концепции. Ее предикторами становятся сформированность материнской роли, высокий уровень осмысленности жизни, развитая смысловая сфера и низкий уровень тревожности [12].

Различные авторы описывают феномен беременности по-разному, но, в целом, все они согласны с тем, что беременность ― это значимая, трудная жизненная ситуация. В жизненных ситуациях, воспринимаемых субъектом как непривычные, трудные, в которых проявляются рассогласования между его стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, актуализируется его совладающее поведение (копинг).

В настоящее время в условиях экономической и социальной нестабильности в разных странах мира, вынужденной миграции населения из-за военных конфликтов актуально изучение формирования эффективных копинг-стратегий для преодоления трудных жизненных ситуаций. В психологии феномен «совладающее поведение» разрабатывается с середины XX столетия (Р. Лазарус, С. Фолкман). Отечественные психологи (Т. Л. Крюкова, Т. В. Гущина, М. В. Сапоровская) [6; 15; 18] рассматривают копинг как целенаправленный, конструктивный и осознанный способ реагирования, который может усваиваться личностью под влиянием воспитания, семейных сценариев поведения с другими людьми (М. В. Сапоровская) [18]. В работах зарубежных и российских авторов, во-первых, раскрыт феномен «совладающее поведение», во-вторых, различные социально-психологические явления и характеристики личности изучаются в качестве предикторов копинг-стратегий. Так, M. Nicolas и коллеги определили взаимосвязи между особенностями психологической защиты, копинг-стратегиями и контролем в процессе психологической адаптации у спортсменов [27]. C. Vizoso и P. Zepp обнаружили, что адаптивные копинг-стратегии повышают академическую успеваемость студентов, усиливают вовлеченность студентов в учебу [28; 29]. J. de la Fuente и коллеги проанализировали воздействие тренинга саморегуляции и внимательности на копинг-стратегии у студентов-психологов: он связан с выбором позитивных копинг-стратегий «поиск решения проблемы», «принятие ответственности» [24]. Отечественные психологи также установили корреляции копинг-стратегий с индивидуально-психологическими и социально-психологическими свойствами: «Я-концепцией», образом «Я» и самоэффективностью субъекта (Е. А. Дорьева) [10], с экстернальностью/интернальностью и самопринятием учащихся как параметрами их адаптации (О. П. Степанова, О. В. Токарь) [19], с экспрессивностью, конформностью/нонконформизмом (О. Л. Супрун, О. В. Курышева) [20].

Российские и зарубежные психологи изучают взаимосвязи беременности и выбора женщинами копинг-стратегий (Л. И. Дементий; Р. Г. Добрянская, О. Б. Подобина; A. M. Neru и др.) [7; 9; 17; 26].Так, О. Б. Подобина, проведя эмпирическое исследование, пришла к выводам о том, что в период беременности изменяются ситуации, воспринимаемые женщинами как трудные. Автор показывает, что после рождения ребенка усиливается выраженность проблемно-ориентированного стиля совладания; «копинг, ориентированный на избегание и отвлечение, женщины во время беременности выбирают чаще, чем после рождения ребенка; поиск и получение женщиной социальной поддержки становится важной самостоятельной копинг-стратегией, содержательно приближающейся к проблемно-ориентированному стилю совладания» [17, с. 7]. В эмпирическом исследовании Р. Г. Добрянской, И. Д. Евтушенко и Ю. В. Кузьминой обнаружены взаимосвязи между особенностями протекания родов и копинг-стратегиями беременных женщин: выявлено, что предпочтение женщинами адаптивных копинг-стратегий (активная кооперация, отрицание самообвинения, «бегства-избегания») снижает риск осложнений течения родов и послеродового периода [9]. Л. И. Дементий и Ю. Г. Василевская выявили, что «уровень ситуативной тревожности и страхи беременных перед родами оказывают значительное влияние на копинг-стратегии «подавление конкурирующей деятельности» и «фокус на эмоциях и их выражение» [7, с. 6]. Авторы, проведя эмпирическое исследование, пришли к выводам о том, что «на выбор копинг-стратегии по большому счету не оказывает значимого влияния ни тип психологического компонента гестационной доминанты, ни уровень тревожности и не определяется значимо отличающихся особенностей копинг-поведения в зависимости от данных характеристик» [там же, с. 10]. Авторы показывают, что повышение уровня ситуативной тревожности влияет на выбор женщиной неадаптивных копинг-стратегий.

Фактором, опосредствующим копинг-стратегии личности, является когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации (Н. А. Бохан и коллеги) [4]. Ряд исследований российских психологов посвящен влиянию восприятия личностью трудных жизненных ситуаций на ее преобладающие копинг-стратегии (Н. А. Бохан, О. В. Терехина, У. В. Танабасова и М. Д. Заикина; Е. В. Битюцкая, Е. А. Баханова и А. А. Корнеев; В. Е. Купченко и М. К. Базарбаева) [2; 4; 16]. По мнению психологов, одним из способов, инструментов конструирования личностью образов разных социальных объектов и процессов, в частности, жизненных ситуаций, являются метафоры, т.к. они создают взаимосвязи между разными понятиями, способствуя их пониманию и интерпретации субъектом. Метафоры ― это синкретические образования, объединяющие когнитивный и эмоциональный компоненты представлений субъекта о трудной жизненной ситуации. В психологии рассматриваются метафоры различных социальных явлений, например, рекламируемой продукции, политических противников и «друзей», карьеры, организации. Восприятие жизненной ситуации можно отнести к трудно объективируемым проявлениям личности, а значит, его особенности могут быть исследованы посредством метафор.

Мы обнаружили некоторые противоречия в работах психологов, посвященных беременности и копинг-стратегиям. Рассматриваются социально-психологические особенности феноменов «беременность» как значимой жизненной ситуации и «совладающее поведение (копинг)», но недостаточно изучены взаимосвязи разных видов копинг-стратегий и представлений личности, в т.ч. беременных женщин, о трудных жизненных ситуациях. Исследуются метафоры и представления личности о разных социальных объектах, явлениях и процессах, в т.ч. о стрессовых ситуациях, но не проанализированы метафоры трудных жизненных ситуаций беременных женщин.

Программа, методы и процедура эмпирического исследования

Проблемой нашего эмпирического исследования является беременность как предиктор динамики копинг-стратегий личности. Цель исследования заключалась в том, чтобы провести сравнительный анализ копинг-стратегий и метафорических представлений о трудной жизненной ситуации у беременных и небеременных женщин. Предметом исследования стали копинг-стратегии и метафоры трудных жизненных ситуаций беременных женщин, женщин, имеющих детей, и женщин, не имеющих детей. Мы сформулировали следующие гипотезы исследования: 1. Копинг-стратегии могут различаться у беременных и небеременных женщин. 2. Метафорические представления о трудных жизненных ситуациях могут различаться у беременных и небеременных женщин. 3. Метафорические представления о трудных жизненных ситуациях могут влиять на копинг-стратегии женщин.

Методологическими основаниями нашего эмпирического исследования выступили российские социально-психологические концепции феномена беременности, российская когнитивная концепция метафоры (И. В. Вачков, А. А. Бочавер, Д. О. Смирнов, Е. В. Черный, А. П. Якунин); российская концепция совладающего поведения (Е. В. Битюцкая, Т. В. Гущина, Е. А. Дорьева, Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская).

Применены следующие методы исследования: контент-анализ метафор, тестирование, методы математической статистики (H-критерий Кruskal-Wallis, регрессионный анализ). Методики исследования: 1. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой, 2004). 2. Авторская методика «Метафоры трудной жизненной ситуации» (В. Д. Альперович, 2017). 3. Авторская методика «Значимые жизненные события в период взрослости» (В. Д.Альперович, 2010). Эмпирическим объектом исследования стали 135 респондентов в возрасте 25-30 лет (35 беременных женщин, находящихся на втором триместре беременности, 50 женщин в возрасте 25-30 лет, имеющих детей 2-3-летнего возраста, 50 женщин, не имеющих детей (сотрудники различных организаций г. Ростова-на-Дону и студенты Академии психологии и педагогики)).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики и стандартного программного пакета для статистической обработки данных TibcO Statistica. В сборе эмпирических данных участвовала студентка магистратуры 2 года обучения В. А. Колодько.

Результаты исследования

Мы выделили виды метафор трудных жизненных ситуаций, названных респондентами, в соответствии с классификатором (В. Д. Альперович, 2016) [1]. Примеры метафор представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Виды метафор трудных жизненных ситуаций респондентов

Виды метафор

Примеры

Зооморфные метафоры

Заяц, белка, сурок, медведь, кит, лось, рыба, пёс, волк, акула

Природоморфные метафоры

Перемены погоды, большая лужа, дождь, ветер, яркое солнце, лучи, радуга

Транспортные метафоры

Путь, шаги, локомотив, двигатель, бензин

Абстрактные метафоры

«Кто угодно», «что угодно», потерянный человек, упадок сил, речь

Масштабные метафоры

Победа, охота, война, политический строй

Акустические метафоры

Гром, звук, шум, музыка, грохот, мелодия, ноты

Социальные метафоры

Человек, люди, окружающие, мир людей

«Магические» метафоры

Магия, сказка, фея

Архитектурные метафоры являются метафорами созидания, построения чего-либо: например, «замок», «стена» ― олицетворение прочного, устойчивого объекта. Акустические метафоры, например, «мелодия», «музыка», говорят о способах получения человеком информации о мире, эмоциональном восприятии трудных жизненных ситуаций. Метафоры «шёпот» или «мурлыканье» можно рассматривать как воплощение заботы, тёплых чувств, помощи, источниками которых выступают семья, друзья, коллеги и другие лица. Звуки, о которых идет речь в метафорах респондентов, могут быть и положительными (например, «шёпот», «мурлыканье»), и отрицательными (например, «крик», «плач») и др. Объекты, о которых идет речь в природоморфных нейтральных и амбивалентных метафорах (например, «теплый ветер», «температура») и в акваметафорах (например, «вода», «болото», «океан»), не контролируются человеком, выражают отсутствие контроля респондентами трудных жизненных ситуаций. Абстрактные метафоры, например, «гармония», «добро», «счастье», воплощают одновременно когнитивное и эмоциональное оценивание трудной жизненной ситуации. Артефактные метафоры ― это сравнение объектов с какими-либо предметами, созданными человеком, например, это «механизм». Они воплощают взаимодействие субъекта с этими предметами и контроль над ними, выраженный в разной степени, также дистанцирование от них.

На первом этапе эмпирического исследования выборка была разделена на 3 группы: группа 1 ― беременные женщины, группа 2 ― женщины, имеющие ребенка, группа 3 ― женщины, не имеющие детей. С помощью H-критерия Кruskal-Wallis был проведен сравнительный анализ копинг-стратегий, преобладающих у респондентов 3 групп. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ преобладающих копинг-стратегий беременных и небеременных женщин

Копинг-стратегии

Беременные женщины, средний ранг

Женщины, имеющие детей, средний ранг

Женщины, не имеющие детей, средний ранг

Уровень значимости

«Планирование решение проблемы»

109,43

53,50

53,50

0,001

«Бегство-избегание»

75,21

26,00

104,95

0,001

«Конфронтация»

64,77

29,00

109,26

0,001

«Принятие ответственности»

43,00

110,50

43,00

0,001

«Самоконтроль»

43,00

43,00

110,50

0,001

«Положительная переоценка»

70,21

107,45

27,00

0,001

«Поиск социальной поддержки»

69,56

108,91

26,00

0,001

«Дистанцирование»

43,00

43,00

110,50

0,001

Согласно полученным данным, приведенным в таблице 2, беременные женщины обращаются к таким копинг-стратегиям, как «планирование решения проблемы», «конфронтация», «положительная переоценка», «поиск социальной поддержки». Женщины, имеющие детей, обращаются к таким копинг-стратегиям, как «принятие ответственности», «положительная переоценка», «поиск социальной поддержки». Женщины, не имеющие детей, обращаются к таким копинг-стратегиям, как «дистанцирование», «самоконтроль» и «конфронтация».

Далее с помощью H-критерия Кruskal-Wallis был проведен сравнительный анализ метафор трудных жизненных ситуаций беременных и небеременных женщин. Результаты представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ особенностей метафор трудных жизненных ситуаций беременных и небеременных женщин

Метафоры трудных жизненных ситуаций

Беременные женщины, средний ранг

Женщины, имеющие детей, средний ранг

Небеременные женщины, средний ранг

Уровень значимости

Природоморфные отрицательные метафоры

42,79

77,00

77,00

0,001

Природоморфные нейтральные и амбивалентные метафоры

65,29

37,90

100,00

0,001

Зооморфные положительные метафоры

104,50

59,95

50,50

0,001

Зооморфные отрицательные метафоры

74,00

57,80

74,00

0,001

Зооморфные нейтральные и амбивалентные метафоры

66,14

70,00

67,30

0,002

Артефактные метафоры

75,14

65,50

65,50

0,001

Акваметафоры

113,71

52,00

52,00

0,001

Архитектурные метафоры

96,57

58,00

58,00

0,001

Акустические метафоры

49,43

74,50

74,50

0,001

Социальные метафоры

58,00

71,50

71,50

0,001

Магические метафоры

110,86

53,00

53,00

0,001

Абстрактные метафоры

45,14

76,00

76,00

0,001

Согласно полученным данным, приведенным в таблице 3, небеременные женщины чаще употребляют природоморфные отрицательные метафоры трудной жизненной ситуации, чем беременные женщины. Это может свидетельствовать о том, что в их восприятии они не поддаются контролю, как природные стихии. Женщины, не имеющие детей, чаще всего используют природоморфные нейтральные и амбивалентные метафоры. Возможно, респонденты неоднозначно оценивают трудные жизненные ситуации, приписывая им как позитивные, так и негативные характеристики, отчасти их контролируя. Беременные женщины чаще всего используют положительные зооморфные метафоры. Они стереотипно связаны с социальными шаблонами, образами животных из пословиц, поговорок, мифов, сказок и легенд, уменьшительно-ласкательными прозвищами детей и взрослых и воплощают положительные качества этих животных («преданный пес», «добрый кот»). Отрицательные зооморфные метафоры чаще используют женщины, не имеющие детей (например, «мой начальник – хитрый лис»). Артефактные метафоры и акваметафоры чаще всего употребляют беременные женщины, возможно, потому что беременность является незнакомой ситуацией, в которую они полностью погружены. Также беременные женщины употребляют архитектурные метафоры, возможно, потому что они хотят быть уверенными, стойкими, для того, чтобы ощущать себя в безопасности и уберечь своего будущего ребенка. Социальные метафоры чаще всего употребляют небеременные женщины, потому что они иначе взаимодействуют с окружающими людьми, чем женщины, погруженные в ситуацию беременности. «Магические» метафоры чаще всего употребляют беременные женщины, возможно, потому что они находятся в ожидании своего будущего малыша и сравнивают весь период беременности с волшебством, ожиданием «чуда». Абстрактные метафоры чаще всего употребляют небеременные женщины, больше склонные к рационализации ситуаций, чем беременные женщины.

Для того, чтобы определить, влияют ли метафоры и значимые жизненные события на выбор участниками исследования копинг-стратегий, был проведен регрессионный анализ этих переменных. Его результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты регрессионного анализа влияния метафор трудных жизненных ситуаций и значимых жизненных событий на копинг-стратегии

Копинг-стратегии

Коэффициент множественной корреляции (R)

Скорректированный коэффициент множественной детерминации (Adjusted R Square)

Уровень значимости (Sig.)

«Бегство-избегание»

0,945

0,878

0,001

«Дистанцирование»

0,988

0,972

0,001

«Конфронтация»

0,961

0,912

0,001

«Поиск социальной поддержки»

0,977

0,947

0,001

«Положительная переоценка»

0,958

0,905

0,001

«Самоконтроль»

0,991

0,980

0,001

«Планирование решения проблемы»

0,862

0,706

0,001

Согласно полученным данным, приведенным в таблице 4, в регрессионных моделях 70,6-98% дисперсии значений копинг-стратегий обусловлены влиянием на них метафор трудных жизненных ситуаций и значимых жизненных событий. Наибольшее влияние на копинг-стратегии оказывают следующие метафоры трудных жизненных ситуаций и значимые жизненные события, коэффициенты которых в регрессионных моделях приведены в Таблице 5.

Респонденты, употребляющие архитектурные метафоры, чаще прибегают к копинг-стратегии «планирование решения проблемы», возможно, это связано с появлением некого плана, чёткой структуры действий и уверенности в том, что человек контролирует эту ситуацию. Респонденты, реже употребляющие эти метафоры, чаще прибегают к копинг-стратегии «бегство-избегание». Социальные метафоры положительно связаны с копинг-стратегией «бегство-избегание», возможно, потому, что конфликтные или стрессовые ситуации возникают именно в социуме. «Магические» метафоры говорят о гиперболизации позитивных образов трудных жизненных ситуаций. Они отрицательно связаны с копинг-стратегией «конфронтация». Акустические метафоры связаны с копинг-стратегией «планирование решения проблемы», направленной на анализ ситуации, планирование этапов ее решения с принятием во внимание прошлого опыта и имеющихся ресурсов, а также с копинг-стратегией «поиск социальной поддержки», направленной на взаимодействие с источниками звука ― окружающих людей. Отрицательные акустические метафоры связаны с копинг-стратегией «конфронтация». Акваметафоры отрицательно связаны с копинг-стратегией «положительная переоценка», при использовании которой респонденты рассматривают проблему как стимул для личностного роста, предпочитают переключать внимание со стрессовой ситуации, возможно, имея над ней контроль.

Таблица 5

Метафоры трудных жизненных ситуаций и значимые жизненные события, влияющие на копинг-стратегии

Название копинг-стратегии

Переменные

Стандартизованные коэффициенты Бета

Уровень значимости

«Бегство-избегание»

Артефактные метафоры

0,157

0,001

Акваметафоры

0,481

0,002

Архитектурные метафоры

-0,559

0,001

Социальные метафоры

0,320

0,001

«Рождение ребенка»

-0,475

0,001

«Дистанцирование»

Положительные зооморфные метафоры

0,088

0,001

«Беременность»

-1

0,001

«Конфронтация»

Акустические метафоры

-0,144

0,001

«Магические» метафоры

-0,392

0,001

«Рождение ребенка»

-0,421

0,001

«Беременность»

-0,479

0,003

«Поиск социальной поддержки»

Артефактные метафоры

-0,082

0,001

Акустические метафоры

0,104

0,001

Социальные метафоры

-0,180

0,001

Абстрактные метафоры

0,095

0,003

«Рождение ребенка»

0,358

0,001

«Беременность»

0,775

0,001

«Положительная переоценка»

Природоморфные нейтральные и амбивалентные метафоры

-0,273

0,001

Акваметафоры

-0,384

0,005

Абстрактные метафоры

0,120

0,005

«Рождение ребенка»

0,436

0,001

«Самоконтроль»

«Беременность»

-1,023

0,001

«Планирование решения проблемы»

Архитектурные метафоры

0,381

0,001

Акустические метафоры

0,260

0,002

Абстрактные метафоры положительно связаны с копинг-стратегией «положительная переоценка» и воплощают переосмысление трудной жизненной ситуации в позитивном ключе. Артефактные метафоры отрицательно связаны с копинг-стратегией «поиск социальной поддержки» и положительно связаны с копинг-стратегией «бегство-избегание».

Таким образом, чем более респонденты склонны к употреблению артефактных метафор, природоморфных нейтральных и амбивалентных метафор, акваметафор, социальных метафор, положительных зооморфных метафор, тем более они демонстрируют копинг-стратегии «бегство-избегание» и «дистанцирование», тем меньше они обращаются к копинг-стратегиям «поиск социальной поддержки» и «положительная переоценка». Значимое жизненное событие «беременность» отрицательно связано с выбором копинг-стратегии «самоконтроль». Чем больше участники используют архитектурные метафоры, абстрактные метафоры, акустические и «магические» метафоры, чем больше для них значимо жизненные события «беременность» и «рождение ребенка», тем меньше они склонны к выбору копинг-стратегий «бегство-избегание», «дистанцирование» и «конфронтация», тем больше они выбирают копинг-стратегию «поиск социальной поддержки», «положительная переоценка», «планирование решения проблемы».

Обсуждение результатов проведенного исследования и выводы

Проведенное эмпирическое исследование метафор трудных жизненных ситуаций и копинг-стратегий беременных и небеременных женщин позволяет сделать следующие выводы:

1. Выявлены статистически значимые различия копинг-стратегий у беременных женщин, женщин, имеющих детей и женщин, не имеющих детей. Беременные женщины чаще обращаются к таким копинг-стратегиям, как «планирование решения проблемы», «конфронтация», «положительная переоценка», «поиск социальной поддержки». Женщины, имеющие детей, чаще обращаются к таким копинг-стратегиям, как «принятие ответственности», «положительная переоценка», «поиск социальной поддержки». Женщины, не имеющие детей, чаще обращаются к таким копинг-стратегиям, как «дистанцирование», «самоконтроль» и «конфронтация».

2. Выявлены статистически значимые различия метафор трудных жизненных ситуаций беременных женщин, женщин, имеющих детей, и женщин, не имеющих детей. Беременные женщины чаще всего употребляют положительные зооморфные метафоры, акваметафоры, артефактные, архитектурные и «магические» метафоры. Женщины, имеющие детей, чаще всего употребляют нейтральные и амбивалентные зооморфные метафоры. Женщины, не имеющие детей, чаще всего употребляют природоморфные нейтральные и амбивалентные метафоры.

3. Обнаружено влияние метафор трудных жизненных ситуаций и значимых жизненных событий на выбор копинг-стратегий беременными и небеременными женщинами. Чем более субъекты употребляют артефактные метафоры, природоморфные нейтральные и амбивалентные метафоры, акваметафоры, социальные метафоры, положительные зооморфные метафоры, чем менее значимы для них жизненные события «беременность» и «рождение ребенка», тем более они склонны к выбору эмоциональные и неадаптивные копинг-стратегии («бегство-избегание», «дистанцирование», «конфронтация»). Чем больше субъекты употребляют архитектурные метафоры, абстрактные метафоры, акустические и «магические» метафоры, чем больше для них значимы жизненные события «беременность» и «рождение ребенка», тем более они склонны к выбору рациональных и адаптивных копинг-стратегий («поиск социальной поддержки», «положительная переоценка», «самоконтроль», «планирование решения проблемы»).

Заключение

Таким образом, полученные данные свидетельствуют в пользу выдвинутых нами гипотез о различиях копинг-стратегий и метафорических представлений о трудных жизненных ситуациях у беременных и небеременных женщин.

Научная новизна результатов проведенного исследования заключается, во-первых, в том, что обнаружены различия копинг-стратегий беременных и небеременных женщин. Во-вторых, проведен сравнительный анализ метафорических представлений о трудных жизненных ситуациях у беременных женщин, женщин, имеющих детей, и женщин, не имеющих детей. Установлено их влияние на выбор женщинами копинг-стратегий. Определены взаимосвязи вербализации восприятия женщинами трудных жизненных ситуаций посредством метафор, рациональности и адаптивности их копинг-стратегий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно иллюстрирует российские социально-психологические концепции совладающего поведения и метафоры, дополняет выводы различных авторов о феномене беременности и ее влиянии на систему отношений женщины к себе и к окружающим людям.

Результаты и выводы проведенного эмпирического исследования могут быть использованы в индивидуальном социально-психологическом консультировании беременных женщин, при разработке программ тренингов управления стрессом и конфликтами. В этом состоит практическая значимость исследования.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью «Метафорические представления о трудных жизненных ситуациях и копинг-стратегии беременных женщин»

Предмет исследования – в статье раскрыт. Это беременность как предиктор динамики копинг-стратегий личности.
Кроме того, в статье не отражена проблема, которую заявляет и решает автор.
Методология исследования – в части теоретической части работы автором применяются традиционные методы анализа и обобщения литературы, подходов к пониманию терминов «трудные жизненные ситуации» и «копинг-стратегии», а также синтетический и сопоставительный анализы литературы.
Эмпирическая часть исследования представлена множественными таблицами и серьезной аналитикой.
Психодиагностическая работа базируется на применении полноценного комплекса методик:
1. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой, 2004).
2. Авторская методика «Метафоры трудной жизненной ситуации» (В. Д. Альперович, 2017).
3. Авторская методика «Значимые жизненные события в период взрослости» (В. Д.Альперович, 2010).
В работе приняли участие 135 респондентов, которые распределены на 3 группы, между ними проводилось сравнение:
• Беременные женщины в возрасте 25-30 лет - 35 человек,
• 50 женщин в возрасте 25-30 лет, имеющих детей 2-3-летнего возраста,
• 50 женщин, не имеющих детей
Для обработки многообразия полученных данных использована программа Statistica. Версия авторами не указана.
Актуальность представленной статьи не взывает сомнения. Интерес к вопросам психологического сопровождения беременных женщин – это серьезная тема, требующая изучения. Исследования в этом направлении всегда будут серьезными и значимым, как с точки зрения теории и методологии, так и с точки зрения практики. Актуальность подтверждена множеством авторских точек зрения – отечественные и зарубежные исследования.
Научная новизна исследования прослеживается в авторском подходе в анализе различий копинг-стратегий и метафорических представлений о трудных жизненных ситуациях у двух категорий женщин - беременных и небеременных.
Стиль, структура, содержание
В работе применена традиционная структура - введение, основная часть и заключение. Во вводной части автор коротко обосновывает значимость исследуемой темы, обосновывает актуальными аргументами.
Важно, что в статье прослеживается авторская позиция в обосновании того, как российские социально-психологические концепции совладающего поведения и метафоры, дополняют информацию о феномене беременности, о том, как она влияет на систему отношений женщины к себе и к окружающим людям.
В основной части автор анализирует представленность видов метафор трудных жизненных ситуаций, проводит анализ преобладающих копинг-стратегий, а также обобщает связь метфор и копинг-стратегий в поведении разных групп женщин.
Данные сопровождаются информативными и грамотно оформленными таблицами.
В конце статьи представлено заключение, которое недостаточно связано с содержанием статьи и имеет автономный характер с выдвигаемыми постулатами.
Библиография насчитывает 29 источников, что достаточно для проработки заявленной темы. Это статьи из периодических изданий, монографии, диссертационные исследования. Освещение темы, заявленной автором, требует анализа и обобщение большого количества литературных источников, что и сделано
Список оформлен с нарушениями ГОСТа.
Апелляция к оппонентам – статья рекомендуется к публикации.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья в представленном виде вызовет интерес, клинических психологов, перинатальных психологов, преподавателей по психологии. Кроме того, работа отличается теоретической и практической значимостью.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.