Статья 'Отношение к кредитованию заемщиков с разным уровнем самоактуализации' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Отношение к кредитованию заемщиков с разным уровнем самоактуализации

Киреева Оксана Васильевна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра социальной психологии и социологии управления, факультет управления и психологии, Кубанский государственный университет

350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ауд. 436

Kireeva Oxana Vasil'evna

PhD in Psychology

associate professor of the Department of Social Psychology and Sociology of Management, Faculty of Management and Psychology at Kuban State University

350040, Russia, Krasnodar Region, Krasnodar, str. Stavropol'skaya, 149, room No. 436

OKSANA-KIREEVA@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2021.5.29507

Дата направления статьи в редакцию:

12-04-2019


Дата публикации:

03-12-2021


Аннотация: Предметом исследования являются показатели отношения к кредитованию лиц, имеющих разный уровень самоактуализации. В данной статье рассматриваются различия в отношении к кредитованию у лиц с разным уровнем самоактуализации. В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что чем выше уровень самоактуализации, тем выше вероятность обращения к конструктивным способам совладания с кредитной задолженностью. Для проверки данной гипотезы применялись опросник «Отношение к кредитам» (А.Н. Дёмин, О.В. Киреева, Е.Ю. Педанова) [6], cамоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома (в адаптации Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз) и анкета. В ходе исследования обнаружены связи между некоторые показателями самоактуализации, осведомленностью и мотивами кредитования. Выявлено, что самоактуализирующиеся личности готовы оказывать финансовую помощь значимым Другим через кредитование. Лица, у которых не выражена направленность к самоактуализации, не готовы брать кредит для значимых Других. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: заемщики с низкими показателями самоактуализации характеризуются низким уровнем самопринятия, спонтанности и принятия агрессии. Они осведомлены об опыте кредитования родственников и друзей. Для них значимым является воплощение через кредитование своей мечты в ближайшее время. Они не готовы брать кредит для решения проблем других лиц. Заемщики с высоким уровнем самоактуализации в подгруппе с высоким уровнем самоактуализации обнаружены связи между показателями самоактуализации, характеризующими особенности картины мира и креативность самоактуализирующейся личности, осведомленностью заемщиков и мотивами кредитования. Представители подгруппы «псевдосамоактуализация» характеризуются низким уровнем креативности и страхом перед кредитованием. Полученные результаты можно использовать в рамках коррекционной и развивающей работы с заемщиками и должниками.


Ключевые слова:

отношение к кредитам, способы преодоления ситуации, персональный дефолт, личность, ситуация кредитования, заемщик, самоактуализация, совладающее поведение, совладание с задолженностью, экономическая психология

Abstract: The subject of this research is the indicators of attitude on the lending to individuals with different level of self-actualization. This article examines the differences in attitudes to lending among individuals with different levels of self-actualization. The hypothesis was tested that the higher is the level of self-actualization, the more is the likelihood of referring to constructive ways of coping with the loan debt. For verification of the hypothesis, the article employs the questionnaire “Attitude to Loans” (A. N. Demin, O. V. Kireeva, E. Y. Pedanova), Self-actualization test (SAT) by E. Shostrom (adapted by Y. E. Aleshin, L. Y. Gozman, M. V. Zagika and M. V. Kroz). The link is established between certain indicators of self-actualization, awareness and motiv for lending. It is determined that self-actualizing individuals are willing to render financial assistance in form of loans to others; while individuals with low level of self-actualization are not willing to take on a loan for others. The conclusion is made that the borrowers with low indicators of self-actualization are characterized with low level of self-acceptance, spontaneity and resistance to aggression; they are aware of the experience of relatives and friends in receiving loans; the believe that loan would help them to accomplish their dream in the nearest future and not willing to take on loan to solve other people's problems. In the subgroup of the borrowers with high level of self-actualization correlation is established between the indicators of self-actualization that characterize the peculiarities of worldview and creativity of self-actualizing personality, awareness and motives for lending. The representatives of the subgroup “pseudo-self-actualization” are characterized with low level of creativity and fear to take on loans. The acquired results can be implemented within the framework of correctional and developmental work with the borrowers and debtors.


Keywords:

attitudes towards loans, ways to overcome the situation, personal default, person, crediting situation, borrower, self-actualization, coping behavior, coping with over-indebtedness, economic psychology

Теоретические основания исследования

В рамках психологии экзистенциальные вопросы смысла бытия, свободы и ответственности приобретают новое звучание, особенно при изучении разных форм активности личности. Современный человек живет и действует по законам общества потребления. В таких условиях кредитование становится одним из привычных способов реализации потребительского поведения.

Проблема кредитования рассматривается специалистами из различных научных областей [6, 7, 10, 15, 19, 24, 25]. В рамках психологических исследований нами изучались особенности поведения и установок заемщиков и должников, социальные и личностные детерминанты кредитной активности и проблемной задолженности [8, 9, 10, 11]. Исследователями было выявлено что, при оформлении кредита, как правило, играют роль следующие факторы: материальное положение, субъективное отношение к долгу как таковому в принципе, выбор кредитной организации, размеры процентных ставок, предыдущий долговой опыт, возможность воспользоваться неинституциональным займом, социально – демографические факторы [22, 23].

Вступая в товарно–денежные отношения на заемные средства люди могут почувствовать себя более значимыми и благополучными, реализующими свой потенциал. Активное информирование о кредитном рынке, навязывание кредитов, невысокая финансовая грамотность, социальное одобрение, экономическая социализация, социальное сравнение, потребительское поведение, широкий горизонт планирования, повышение доверия к финансовым институтам и национальной валюте, большое количество соблазнов, все эти факторы способствуют увеличению числа заемщиков и одновременно формирует их отношение к кредитному рынку [23, 25]. Получая заем в таких условиях, индивид оказывается в новой для себя ситуации, заново переосмысливая свою со – бытийность в состоянии долговых обязательств. Особенно это актуально в случае проблемных долгов – просроченной задолженности, которые переходят в разряд невозвратов со всеми вытекающими последствиями [9]. Выбор собственной стратегии выхода из сложившейся ситуации связан с различными личностными и социальными детерминантами. Одним из наиболее значимых факторов нам представляется уровень самоактуализации субъекта [13, 14].

Феномен самоактуализации и самореализации в изменчивом мире все чаще привлекает внимание исследователей в связи с повышенным интересом общества к гуманистическим ценностям. В современном обществе ситуация такова, от человека все больше и больше требуется реализовываться и раскрывать свой потенциал. Например, у студентов в ходе профессионализации развиваем компетенции, связанные с самопознанием и самоорганизацией, в организации не просто формируем кадровый резерв из проявивших себя профессионалов, а стремимся к управлению талантами всех сотрудников. Разобраться с теми факторами, которые побуждают человека, направлять свои силы в различных ситуациях на воплощение своей индивидуальности, позволяет термин «самоактуализация», который описывает побудительную сторону личности. Так, Курт Гольдштейн под самоактуализацией подразумевал мотив организма, управляемый тенденцией актуализировать индивидуальные способности в максимально возможной степени [20]. Затем проявления самоактуализации исследователи стали связывать с такими феноменами, как психологическое здоровье личности, совершенствование, творчество, полноценное функционирование (А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюлер, К. Хорни, К.Г. Юнг и др.). В теории А. Маслоу самоактуализация определяется как стремление человека самоосуществиться, эффективнее реализовывать свои способности, наклонности и таланты [14]. Согласно А. Маслоу, достигшая удовлетворения психофизиологических, социальных, духовных потребностей и вершины развития, самоактуализирующаяся личность гармонична, сама инициирует реализацию потенциала и не ориентируется на внешнее одобрение [14]. Идею о том, что самоактуализация связана с развития личности поддерживают и другие исследователи. Так, К. Роджерс рассматривает самоактуализацию как тенденцию к созиданию, которая выражается в способности преобразовывать и осуществлять себя на протяжении всей жизни, к совершенствованию своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью [17]. Р. Ассаджиоли трактовал феномен самоактуализации как психический рост, созревание, открытие и проявления скрытых способностей и талантов человека [2].

В отечественной психологии также проводилось осмысление и изучение феномена самоактуализации как характеристики зрелой личности, направленной на духовное развитие и делающей осознанный выбор содержания и форм активности в соответствии со своим потенциалом и целями на конкретном жизненном этапе [1, 3, 4, 5, 12, 16, 21]. Самоактуализация рассматривается и с точки зрения субъектно – бытийного подхода. Так, З.И. Рябикина отмечает что, личность, которая решает задачи самоактуализации, меняет организацию объективного пространства своей жизни в соответствии со структурой личностных смыслов и преобразует их в пространства своего бытия [18]. Для нас данный подход достаточно эвристичен в рамках изучения связи показателей самоактуализации личности с особенностями ее потребительского поведения и кредитно–заемной активности. Возникает вопрос, каким образом лица с разным уровнем самоактуализации преобразуют и конструируют свой мир вещей, как используют для реализации своего потенциала социальные и вещественные ресурсы.

Обобщая, работы авторов, мы можем сказать, что самоактуализация – это непрерывный процесс развития человека, актуализации его неповторимого потенциала. По А. Маслоу, способность к самоактуализации существует в любой сфере деятельности, поскольку самоактуализация распространяется и может быть активна в любой сфере жизни и деятельности человека [14]. Самоактуализирующаяся личность определяется нами как человек, раскрывший свои способности и ресурсы и реализовавший свой потенциал. Каждый человек способен достичь уровня самоактуализированности в любой из своих ролей: профессиональной, личностной, межличностной сферах.

Под понятием «самоактуализация» будем подразумевать стремление к воплощению собственных способностей и потенциала в различных сферах деятельности: профессиональной, семейной, личностной, материальной. Результатом самоактуализации становится обретение внутренней и внешней гармонии личности, психологическое здоровье личности и ощущение удовлетворенности.

Таким образом, феномен самоактуализации как необходимый фактор полноценного развития личности позволяет исследователю зафиксировать осознанное стремление человека к максимально возможному раскрытию своего потенциала и его реализации в жизнедеятельности на благо общества. Возникает вопрос, как самоактуализирующаяся личность использует имеющиеся ресурсы и как справляется с трудностями и преградами на жизненном пути, как реализует себя в разных видах активности (например, в потребительском и заемном поведении).

В данной статье рассмотрим различия в отношении к кредитованию у лиц с разным уровнем самоактуализации.

Организация эмпирического исследования

В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что чем выше уровень самоактуализации, тем выше вероятность обращения к конструктивным способам совладания с кредитной задолженностью.

Для проверки данной гипотезы применялись опросник «Отношение к кредитам» (А.Н. Дёмин, О.В. Киреева, Е.Ю. Педанова) [6], cамоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома (в адаптации Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз) и анкета.

Опросник «Отношение к кредитам» (А.Н. Дёмин, О.В. Киреева, Е.Ю. Педанова) был разработан в рамках проводимого нами исследования активности заемщиков для изучения психологических показателей ситуации кредитования. Данная методика состоит из шкал, измеряющих показатели «Осведомлённость о кредитовании», «Мотивация взятия кредита», «Поведение в ситуации персонального дефолта» [6].

Блок «Осведомленность» состоит из шкалы «Активная осведомленность», которая позволяет оценить степень осведомленности личности о кредитовании, кредитных организациях и продуктах, содержание и степень субъектной активности личности по поиску в разных источниках информации и ее анализу, и шкалы «Пассивная осведомленность», которая показывает наличие у личности сведений о кредитной активности значимых Других.

Блок «Мотивация взятия кредита» состоит из пяти шкал:

– Шкала 1 «Получение удовольствия от использования кредита» измеряет наличие положительных эмоций как регуляторов кредитного поведения.

– Шкала 2 «Превращение мечты в реальность, стремление ускорить время» оценивает стремление использовать заемные денежные средства для ускорения времени, когда можно получить желаемое сразу, чем в неизвестном отдаленном будущем путем накопления собственных средств.

– Шкала 3 «Страх перед кредитами, финансовый ригоризм» отличается тем, что все пункты имеют нагрузку с отрицательным знаком. Соответственно по отношению к остальным факторам он характеризует отсутствие мотивов к займу в кредитных организациях. Респонденты, набравшие значительное количество баллов по этой шкале, имеют отрицательное мнение о кредитном рынке и не спешат становиться его участниками.

– Шкала 4 «Принятие кредита как нормы организации жизни» оценивает степень принятия кредитования в качестве нормативного поведения.

– Шкала 5 «Альтруистическое поведение» – обратная шкала. Низкие баллы по этой шкале указывают на выраженное стремление личности к финансовой помощи значимым другим через кредитование. С другой стороны, этот показатель (высокий уровень по этой шкале) может указывать на отказ личности от навязанной значимыми другими субъектности в сфере кредитных отношений (отказ от принятия ответственности и проявления кредитной активности).

– Шкала 6 «Ориентация на целевое, рациональное «крупное» использование денег» оценивает целенаправленность кредитования.

Блок «Поведение в ситуации персонального дефолта» состоит из четырех шкал.

Шкала 1 «Взятие на себя ответственности за поиск продуктивных вариантов решения проблемы» оценивают степень субъектной активности и ответственности заемщика в ситуации трудностей с выплатой долга, субъектную стратегию совладания с данной стрессовой ситуацией. Такие заемщики намерены возвратить долг. Это конструктивная стратегия совладания с кредитной задолженностью.

Шкала 2 «Уход от решения проблемы, избегающее поведение» измеряет наличие защитных реакций в стрессовой ситуации. Лица, набравшие большое число баллов по этой шкале, в ситуации финансовых затруднений склонны к защитным реакциям (избеганию, отрицанию). Они намерены сознательно отказаться от выплаты долга и скрываться от кредиторов. Они надеются на случай, сами ничего не готовы предпринимать для разрешения проблемы. Это неконструктивная стратегия поведения личности в ситуации финансовых затруднений при выплате долга кредитной организации.

Шкала 3 «Общественно – экономическая активность» измеряет готовность личности к разнообразной общественной и экономической активности в ситуации персонального дефолта. Лица, набравшие большое число баллов по данной шкале, занимаются нетвокингом (построением социальной сети), используя как ближайшее окружение, так и широкий социальный круг. Соответственно, представители данной подгруппы занимаются установлением новых контактов, восстановлением старых социальных отношений, формируя базу социальных ресурсов в политической, экономической среде, среди общественности для преодоления финансовых затруднений.

Шкала 4 «Целенаправленный поиск помощи в социальной сети» измеряет Лица, набравшие большое число баллов по данной шкале, ориентированы в случае финансовой несостоятельности обращаться к неинституциональным кредитам, брать в долг у ближайшего окружения.

Самоактуализационный тест (САТ) позволил продиагностировать уровень самоактуализации личности. В основе данной методики лежало представление Э. Шострома, который продолжил развивать идеи А. Маслоу, о самоактуализирующейся личности как об «актуализаторе». Актуализатор отличается от «манипулятора» тем, что принимает себя и других как субъектов с уникальным потенциалом, знает свои потребности и предпочтения, характеризуется выразительностью, искренностью, спонтанностью, верой в себя и других, чтобы справиться с трудностями здесь и теперь. С помощью этого опросника самоактуализация измеряется как многомерное явление. САТ содержит базовые шкалы – это шкала «Компетентности во времени» и шкала «Поддержки». Дополнительными шкалами служат: шкала «Гибкости поведения», шкала «Ценностных» ориентаций, шкала «Сензитивности к себе», шкала «Самопринятия», шкала «Спонтанности», шкала «Представлений о природе человека», шкала «Самоуважения», шкала «Синергии», шкала «Принятия агрессии», шкала «Познавательных потребностей», шкала «Контактности», шкала «Креативности».

Анкетирование применялось для измерения опыта кредитного и долгового поведения и целей кредитования, а также для измерения социально–демографических показателей (вида занятости, семейного и материального положения, возраста, уровня образования и половой принадлежности респондентов).

Выборка включала 47 респондентов, проживающих в Краснодарском крае, имеющих кредитные обязательства перед различными банками. Опрашиваемым предлагался блок информационных вопросов об их социальных характеристиках. Средний возраст составил 32,7 года (min = 18, max = 52); 46,8 % мужчин, 53,2 % женщин; 42,6 % имели высшее образование (предлагалась шкала: 1 – средняя школа, 2 – среднее специальное (техникум, колледж, ПТУ), 3 – неоконченное высшее, 4 – высшее), женаты/замужем 46,8 %, работают на постоянной основе полный рабочий день 61,7 % (использовалась шкала статуса занятости: 4 – «работаете на постоянной основе полный рабочий день», 3 – «работаете на постоянной основе неполный рабочий день», 2 – «работаете на временной основе» (контракт на несколько месяцев), 1 – «не работаете»). Респонденты отличаются по уровню материального положения. Низкий уровень благосостояния семьи отмечают около трети опрошенных заемщиков (2,1% указали, что «Едва сводят концы с концами, часто не хватает денег на необходимые продукты питания», 6,4% «На еду денег хватает, но во всем остальном приходится себя ограничивать», 23,4% «На ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудности»). Трудности в приобретении дорогостоящих предметов отметили более половины респондентов: 27, 6% – «На еду и одежду хватает, но при покупке телевизора, холодильника и т. п. приходится влезать в долги», 36,2% – «Достаточно обеспечены материально, но покупка автомобиля и дорогостоящий отпуск нам не по карману». Материально обеспечены, практически ни в чем себе не отказывают 4,3% от выборки.

Результаты исследования

Рассмотрим полученные результаты.

С помощью анкетирования были получены результаты о ситуации кредитования и о субъективных переживаниях заемщиков.

С помощью открытого вопроса были выявлены цели кредитования респондентов. Большинство респондентов брали займы для покупки гаджетов (телефон, планшет, компьютер), бытовой техники. Также были те, кто брал кредит на крупные покупки (квартира, автомобиль) и на организацию значимого события (свадьба). Можно сказать, что опрошенные в большей степени используют кредитование для потребления крупных и дорогих товаров и с помощью кредитования обеспечивают себе возможность повышения социального статуса через приобретение престижных товаров.

Опыт кредитования респондентов различен: 43,2 % респондентам удалось выплатить вовремя без особых затруднений. Более половины респондентов испытывали трудности с погашением долга. Так, 18,2 % от выборки удалось выплатить вовремя, но были трудности с выплатой кредита, 4,5 % не удалось вовремя выплатить кредит, но долг закрыт, у 34,1 % опрошенных остаётся долг по кредиту. На момент опроса 9,4 % от выборки не удаётся выплачивать вовремя кредит, 31,3 % удаётся выплачивать вовремя, но есть трудности с выплатой кредита, 59,4% опрошенных удаётся выплачивать вовремя без особых затруднений.

Так, большинство респондентов, ранее имевших опыт кредитования, в настоящее время отмечают наличие трудностей в погашении долга по кредиту. При этом 48,6% заемщиков только столкнулись со сложностями, а 16,2% испытывали ранее трудности и в момент опроса сказали, что «ничего не изменилось, также тяжело». Позитивные перемены были у 8,1% должников, в то же время у 27, 1% ничего не изменилось, также легко погашать долг по кредиту. Соответственно, больше половины заемщиков испытывают напряжение и трудности в ситуации.

Выявлены представления должников о сложности кредитных обязательств и погашения долга. Больше половины респондентов (57,5% от выборки) воспринимают долг как приемлемый по размеру для выплаты, для 3% должников выплаты по кредиту минимальны. Однако 33,3% должников указывают, что, «если экономить на всем, то можно выплатить» долг», а 6,1% заемщиков отмечают, что у них непосильный для погашения долг. Следовательно, больше трети должников находятся в ситуации финансовой депривации, испытывают нехватку денежных средств вследствие закредитованности и превышения долга над доходами.

На первом этапе исследования были выявлены связи между показателями отношения к кредитованию и показателями самоактуализации. Результаты представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1 – Коэффициенты корреляции между показателями самоактуализации, осведомленностью и мотивами кредитования заемщиков (n = 47)

Осведомленность о кредитовании

Мотивация кредитования

Шкалы САТ

Активная

Пассивная

Получение удовольствия от использования кредита

Превращение мечты в реальность, стремление ускорить время

Страх перед кредитами, финансовый ригоризм

Принятие кредита как нормы организации жизни

Альтруисти-ческое поведение

Ориентация на целевое «крупное» использование заёмных денег

Компетентность во времени

0,163

0,085

0,248

0,335*

–0,100

0,199

–0,068

0,250

Поддержка

0,014

–0,027

0,167

0,272

–0,065

0,122

–0,150

0,173

Ценностные ориентации

0,232

0,155

0,068

0,150

0,066

0,099

–0,058

0,140

Гибкость поведения

–0,182

–0,064

0,192

0,230

–0,148

0,136

–0,265

0,149

Сензитивности к себе

–0,034

–0,052

0,135

–0,008

–0,101

0,161

–0,037

0,140

Спонтанность

0,023

–0,119

0,179

0,197

–0,018

0,084

–0,120

0,165

Самоуважение

0,3*

0,255

0,238

0,357*

–0,110

0,261

–0,027

0,256

Самопринятие

–0,087

–0,049

0,271

0,299*

–0,074

0,192

–0,104

0,210

Представление о природе человеке

–0,153

0,018

–0,31*

–0,344*

0,273

–0,264

–0,349*

–0,274

Синергия

–0,211

–0,237

–0,296*

–0,218

0,123

–0,174

–0,327*

–0,226

Принятие агрессии

–0,008

–0,247

0,153

0,138

–0,111

0,053

–0,106

0,065

Контактность

0,214

0,102

0,051

0,292*

–0,011

–0,014

–0,071

0,085

Познавательные потребности

0,113

0,391**

0,088

–0,012

0,040

0,119

–0,100

0,165

Креативность

0,062

0,118

0,391**

0,135

–0,250

0,334*

–0,043

0,249

САТ

0,056

0,045

0,186

0,223

–0,059

0,149

–0,175

0,176

Примечание: * p = 0,05; ** p = 0,01

Анализ данных таблицы 1 позволяет высказать несколько суждений. Во–первых, выявлена связь выраженных познавательных потребностей с пассивной осведомленностью о кредитовании (r = 0,391 при p = 0,01). Открытость и направленность на познание мира, как характеристика самоактуализирующейся личности, реализуется такими заемщиками и в том, что они интересуются финансовым поведением окружающих и знают о кредитной активности значимых Других. Следовательно, познавательная активность по поиску и анализу разнообразной информации о мире и об окружающих повышает осведомленность при решении конкретных жизненных задач (в данном случае вопросов кредитования).

Во–вторых, активная осведомленность заемщиков как показатель субъектной активности в ситуации принятия решения о займе в банке связана с такой характеристикой самоактуализирующейся личности, как самоуважение (r = 0,3 при p = 0,05). Видно, что заемщики, которые высоко ценят, уважают себя, в ситуации кредитования тщательно подбирали и сравнивали информацию о кредитовании, кредитных организациях и продуктах из разных источников информации. Личность как ценность для себя проявляется в конкретной ситуации как стремление к познавательной субъектной активности и ответственному выбору из разнообразных альтернатив по собственным сконструированным критериям их сравнения.

В–третьих, выявлена связь мотивов взятия кредита с отдельными показателями самоактуализации.

Те, кто стремится получать удовольствие от использования кредита, отличаются высокой креативностью (r = 0,391 при p = 0,01), преобладанием в представлении о природе человеке отрицательных характеристик (r = – 0,31 при p = 0,05) и низким уровнем синергии, когда жизненные противоречия воспринимаются как антагонистические (r = – 0,296 при p = 0,05). Это финансовые гедонисты, для которых кредит становится ресурсом для получения удовольствия от потребления различных товаров и благ. Потребление посредством кредитования отражает их стремление к социальному престижу. Следовательно, творческий потенциал и установки о негативных моментах и антагонизме они стремятся реализовать в кредитном поведении, компенсируя отрицательные переживания поиском возможностей для удовлетворения своих потребностей «здесь и сейчас».

Заемщики, для которых значимым мотивом является превращение мечты в реальность и стремление ускорить время, характеризуются высоким уровнем компетентности во времени (r = 0,335 при p = 0,05), самоуважения (r = 0,357 при p = 0,05) и самопринятия (r = 0,299 при p = 0,05), контактностью (r = 0,292 при p = 0,05), а также преобладанием в представлении о природе человеке отрицательных характеристик (r = – 0,344 при p = 0,05). Следовательно, в конкретной ситуации воплощаются личностные особенности. Для таких респондентов характерно стремление использовать заемные денежные средства для воплощения в реальность своей мечты о каком–то дорогостоящем товаре, который на собственные средства они могли бы приобрести только в отдаленном будущем. Они правильно ориентированы во времени, рассматривают его в единстве прошлого, настоящего и будущего. Такой человек не откладывает жизнь на завтра, не увязает в прошлом, а живет в настоящем, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим. Человек, компетентный во времени менее обременен чувствами вины, сожаления, обиды, идущими из прошлого. Его надежды разумно связаны с поставленными в настоящее время целями, а вера в будущее опирается на реалистичные планы. Он уважает себя и принимает себя таким, какой есть, со всеми своими недостатками и слабостями. Достаточно легко устанавливает контакты и имеет поддерживать позитивны отношения с другими людьми, несмотря на то, что понимает наличие негативных характеристик в окружающих. Реалистичный подход позволяет им осуществлять свои мечты в настоящем за счет выстраивания договорных отношений и получения заемных средств.

Заемщики, для которых значимым является принятие кредита как нормы организации жизни, отличаются высоким уровнем креативности (r = 0,334 при p = 0,05). Они ориентированы на реализацию творческого потенциала в разнообразных сферах жизнедеятельности. Кредитование они рассматривают как норму современной жизни, положительно относятся к займам и воспринимают их как само собой разумеющееся явление социальной и экономической жизни, ориентируются на поведение значимых других, следуют социальным нормам. Для них кредит – средство возвращения кредитных долгов и способ самоорганизации и самодисциплины.

Заемщики, реализующие альтруистическое поведение в кредитовании, отличаются преобладанием в представлении о природе человеке положительных характеристик (r = – 0,349 при p = 0,05) и высоким уровнем синергии, когда жизненные противоречия воспринимаются как неантагонистические, а человек способен осмысленно связывать противоречивые жизненные явления (r = – 0,327 при p = 0,05). Соответственно, в ситуации кредитовании данных заемщиков отличает выраженное стремление к финансовой помощи значимым другим через кредитование.

Следовательно, обнаружены связи между некоторые показателями самоактуализации, осведомленностью и мотивами кредитования.

Важно также проанализировать связь показателей самоактуализации и способов поведения в ситуации трудностей с выплатой кредитной задолженности. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Коэффициенты корреляции между показателями самоактуализации и способов совладания с кредитной задолженностью (n = 47)

Способы совладания с кредитной задолженностью

Шкалы САТ

Поиск продуктивных вариантов решения проблемы

Избегающее поведение

Общественно–экономическая активность

Целенаправленный поиск помощи в социальной сети

Компетентность во времени

0,176

0,001

0,057

0,055

Поддержка

0,125

–0,084

–0,013

–0,028

Ценностные ориентации

0,347*

–0,212

0,003

0,052

Гибкость поведения

–0,149

0,084

–0,062

–0,031

Сензитивности к себе

0,169

–0,109

0,148

0,193

Спонтанность

0,161

–0,155

0,120

0,067

Самоуважение

0,264

–0,163

–0,080

0,077

Самопринятие

–0,033

0,180

0,079

–0,026

Представление о природе человеке

0,214

0,039

–0,148

–0,162

Синергия

0,212

–0,135

–0,188

–0,006

Принятие агрессии

0,203

–0,102

0,060

0,021

Контактность

0,196

–0,242

–0,246

–0,081

Познавательные потребности

0,341*

0,035

0,242

0,194

Креативность

0,100

–0,071

0,159

–0,076

САТ

0,211

–0,092

0,000

0,019

Примечание: * p = 0,05

Выявлено, что шкала «Ценностные ориентации» и шкала «Познавательные потребности» коррелируют с такой стратегией поведения в ситуации персонального дефолта, как «Поиск продуктивных вариантов решения проблемы» (соответственно r = 0,347 и r = 0,341 при p = 0,05). Следовательно, заемщики, которые придерживаются ценностных ориентаций самоактуализирующейся личности и стремятся к получению новых знаний об окружающей действительности и мире, выбирают конструктивную форму поведения должников кредитных организаций в случае возникновения трудностей в выплате долга. Они готовы взять на себя ответственность за поиск продуктивных вариантов решения проблемы, что обеспечивается достаточным уровнем выраженности познавательных потребностей, исходя из собственных ценностей и устремлений, проявлять субъектную активность в ситуации трудностей с выплатой долга. Видно, что ценностно–смысловые жизненные регуляторы предопределяют выбор субъектной стратегии совладания с данной стрессовой ситуацией. Следовательно, такие заемщики намерены проявлять субъектность в случае финансовой несостоятельности, реализуя активность в сфере поиска внутриличностных ресурсов, планирования жизнедеятельности, стремления к получению большего вознаграждения за свой труд, увеличения трудового вклада, экономии расходов, организации переговоров с кредитной организацией по условиям кредитного договора. Их активность конструктивна, направлена на использование собственных ресурсов, сопровождается принятием на себя ответственности за преодоление сложной финансовой ситуации. Такие заемщики намерены возвратить долг. Следовательно, характеристики самоактуализирующейся личности соответствуют конструктивным стратегиям преодоления, позволяют заемщику выбирать продуктивные способы преодоления кредитной задолженности.

Связь неконструктивных форм совладания с задолженностью с характеристиками самоактуализации не обнаружены. Данный факт нуждается в дальнейшем исследовании.

На втором этапе исследования выборка была разделена на подгруппы по уровню самоактуализации. Низкий уровень показателей самоактуализации оценивался по шкальным оценкам САТ в 40–45 Т–баллов и ниже. Диапазон 45–55 Т–баллов составляет психическую и статистическую норму. «Диапазон самоактуализации» находится в пределах 55–70 Т–баллов, и это значение говорит о реальной самоактуализации личности. Предельное значение параметров CAT – 80 Т–баллов и более («псевдосамоактуализация») – свидетельствует о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете.

В выборке преобладали заемщики с высоким уровнем самоактуализации. Заемщики с низким и средним уровнем самоактуализации составили 12, 8% от выборки, а с высоким – 51,1% от выборки. 38,3% опрошенных заемщиков имеют слишком высокие показатели по САТ, следовательно, их можно назвать псевдосамоактуализирующиеся, так ка они стремились давать социально желательные ответы.

Характеризуя профиль заемщика с высоким уровнем самоактуализации можно сделать вывод что, в отличие от лиц с низким уровнем самоактуализации, это человек с высоким уровнем самовосприятия, который ценит и любит себя за свои достоинства и не обращает внимания на свои недостатки. При этом такие люди хорошо представляют себе целостность мира и одновременно составные его части. В своих действиях они предпочитают руководствоваться спонтанностью, не боятся полагаться на эмоциональные решения. Также их сильной отличительной чертой является понимание прошлого, настоящего и будущего, хорошо реализована позиция «здесь и сейчас».

Респонденты со средним уровнем самоактуализации аналогично обладают высоким уровнем самовосприятия только с меньшим показателем по числу баллов и также, как и у людей с высоким уровнем самоактуализации у них ярко выражена направленность на ценности самоактуализации.

Далее изучались такие показатели отношения заёмщиков к кредитованию осведомленность о кредитовании, мотивы получения кредитов, а также стратегии поведения в случае проблем с выплатами долга и анализировались показатели отношения к кредитам у заемщиков с разным уровнем самоактуализации.

Заемщики в выделенных подгруппах различаются по показателям отношения к кредитованию. На рисунке представлены средние значения по шкалам опросника «Отношение к кредитам» (Демин А.Н., Киреева О.В., Педанова Е.Ю.).

Рисунок 1 – Данные об отношении к кредитам у заемщиков с разным уровнем самоактуализации

С помощью U-критерия Манна-Уитни выявлены достоверные различия между заемщиками с низким и высоким уровнем самоактуализации по такому виду мотивации кредитования, как альтруистическое поведение (Uэмп=35,5 при p = 0,05). Самоактуализирующиеся личности готовы оказывать финансовую помощь значимым Другим через кредитование. Лица, у которых не выражена направленность к самоактуализации, не готовы брать кредит для значимых Других. Возможно, мировоззренческий потенциал, которым обладают лица, стремящиеся к самоакутализации, позволяет им не только стремится к удовлетворению своих потребностей и достижению целей, но и способствовать достижению целей других людей. Выявленные особенности нуждаются в дальнейшем более подробном изучении на расширенной выборке.

Далее с помощью корреляционного анализа были выявлены связи между показателями самоактуализации и отношения к кредиту у заемщиков выделенных подгрупп.

Так, в подгруппе заемщиков с низким уровнем самоактуализации выявлена обратная связь показателей самопринятия и пассивной осведомленности (r = – 0,82 при p = 0,05), спонтанности, принятие агрессии и ориентации на превращение мечты в реальность, стремление ускорить время (соответственно, r = – 0,819 и r = – 0,822 при p = 0,05), обратная связь показателей альтруистического поведения и самопринятия (r = – 0,86 при p = 0,05). Следовательно, что личности с низкими показателями самоактуализации характеризуются низким уровнем самопринятия и наличием представления об опыте кредитования родственников и друзей. Для них значимым является воплощение через кредитование своей мечты в ближайшее время, но низкий уровень спонтанности и принятия агрессии. Они не готовы брать кредит для решения проблем других лиц, но отличаются низким уровнем самопринятия.

У респондентов с завышенными показателями по САТ – псевдосамоактуализирующиеся выявлены следующие корреляции (при p = 0,05): их представление о природе человеке многогранно, при этом им не свойственны такие мотивы кредитования, как получение удовольствия от использования кредита (r = – 0,537), превращение мечты в реальность, стремление ускорить время (r = – 0,643), однако присуще альтруистическое поведение – выраженное стремление личности к финансовой помощи значимым другим через кредитование (r = – 0,624). Кроме этого, для данной подгруппы характерна обратная связь между креативностью и страхом перед кредитами, финансовым ригоризмом (r = – 0,515). Представители этой подгруппы характеризуются низким уровнем креативности и страхом перед кредитованием. Их опасения в большей степени сосредоточены на этапе выплаты долга и на возможных негативных последствиях и трудностях погашения кредита. Именно страх перед долгом выступает основным мотиватором активности данных лиц. Слабый творческий потенциал не позволяет им найти оптимальные варианты решения возможных проблем. Видно, что данная группа нуждается в психологической поддержке.

Анализ корреляционных связей в подгруппе заемщиков с высоким уровнем показателей САТ повторяет выявленные на выборке взаимосвязи. Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 – Коэффициенты корреляции между показателями самоактуализации, осведомленностью и мотивами кредитования заемщиков с высоким уровнем самоактуализации (n = 24)

Осведомленность о кредитовании

Мотивация кредитования

Шкалы САТ

Активная

Пассивная

Получение удовольствия от использования кредита

Превращение мечты в реальность, стремление ускорить время

Страх перед кредитами, финансовый ригоризм

Принятие кредита как нормы организации жизни

Альтруисти-ческое поведение

Ориентация на целевое «крупное» использование заёмных денег

Компетентность во времени

0,265

0,077

0,254

0,330

0,060

0,131

–0,054

0,050

Поддержка

–0,138

–0,093

0,165

0,528**

0,376

0,054

–0,124

0,168

Ценностные ориентации

0,456*

0,087

–0,075

0,196

0,197

0,104

0,081

0,124

Гибкость поведения

–0,388

–0,250

0,018

0,039

0,050

–0,139

–0,373

–0,264

Сензитивности к себе

–0,203

–0,029

0,068

–0,153

–0,024

0,176

0,104

0,245

Спонтанность

–0,062

–0,370

–0,019

–0,069

0,212

–0,227

–0,195

0,013

Самоуважение

0,444*

0,300

0,049

0,476*

0,095

0,319

0,099

0,275

Самопринятие

–0,244

–0,048

0,247

0,286

–0,039

0,020

–0,041

0,059

Представление о природе человеке

–0,186

–0,133

–0,135

–0,219

0,371

–0,206

–0,198

–0,306

Синергия

–0,079

–0,445*

–0,469*

–0,240

0,042

–0,322

–0,367

–0,676**

Принятие агрессии

–0,029

–0,283

0,171

0,096

0,247

0,046

–0,063

0,115

Контактность

0,251

0,235

–0,258

0,222

0,354

–0,267

–0,136

–0,114

Познавательные потребности

0,057

0,387

0,113

–0,026

0,137

0,156

–0,141

0,242

Креативность

–0,074

–0,258

0,496*

0,095

–0,303

0,421*

0,016

0,243

САТ

0,015

–0,130

0,096

0,322

0,351

0,027

–0,303

0,032

Примечание: * p = 0,05; ** p = 0,01

Анализ данных таблицы 3 показал, что с некоторыми показателями самоактуализации связаны характеристики осведомленности заемщика о ситуации кредитования и кредитных продуктах. Так, активная осведомленность заемщиков как показатель субъектной активности в ситуации принятия решения о займе в банке связана с такой характеристикой самоактуализирующейся личности, как следование ценностям самоактуализации (r = 0,456 при p = 0,05) и самоуважение (r = 0,444 при p = 0,05). Видно, что заемщики, которые ориентированы на реализацию своего потенциала и высоко ценят, уважают себя, в ситуации кредитования тщательно подбирали и сравнивали информацию о кредитовании, кредитных организациях и продуктах из разных источников информации. Личность как ценность для себя проявляется в конкретной ситуации как стремление к познавательной субъектной активности и ответственному выбору из разнообразных альтернатив по собственным сконструированным критериям их сравнения. Также выявлена отрицательная связь синергии с пассивной осведомленностью о кредитовании (r = – 0,445 при p = 0,05). Способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей блокирует интерес к опыту кредитования других лиц, дает большую свободу для приобретения собственного опыта. Те же, кто не обладает этими характеристиками, чаще всего интересуются финансовым поведением окружающих и знают о кредитной активности значимых Других. Следовательно, мировоззренческая концепция личности (ценности, установки и смыслы) направляют познавательную активность на поиск и анализ разнообразной информации о мире и об окружающих повышает осведомленность при решении конкретных жизненных задач (в данном случае вопросов кредитования). Можно сделать вывод о том, что для данной категории людей важно собирать информацию о кредитных продуктах как самостоятельно, так и опираться при принятии решений на опыт значимых других.

Рассмотрим связь мотивов кредитования с отдельными показателями самоактуализации.

Те, кто стремится получать удовольствие от использования кредита, отличаются высокой креативностью (r = 0,496 при p = 0,05) и низким уровнем синергии, когда жизненные противоречия воспринимаются как антагонистические (r = – 0,469 при p = 0,05). Следовательно, творческий потенциал и установки об антагонизме они стремятся реализовать в кредитном поведении, компенсируя отрицательные переживания поиском возможностей для удовлетворения своих потребностей «здесь и сейчас». Можно сказать, что творческая реализация личности в ситуации кредитования состоит в принятии рискованных решений, создании нового опыта, получении удовольствия от своей со – бытийной деятельности.

Заемщики, для которых значимым мотивом является превращение мечты в реальность и стремление ускорить время, характеризуются высоким уровнем поддержки (r = 0,528 при p = 0,01), самоуважения (r = 0,476 при p = 0,05). Следовательно, в конкретной ситуации воплощаются личностные особенности. Заемщики с высоким уровнем самоактуализации, движимые данным мотивом, относительно независимы в поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию, уважают себя и принимают себя таким, какие есть, со всеми своими недостатками и слабостями. Ориентация на собственные интересы позволяет им осуществлять свои мечты в настоящем за счет заемных средств.

Заемщики, для которых значимым является принятие кредита как нормы организации жизни, отличаются высоким уровнем креативности (r = 0,421 при p = 0,05). Они ориентированы на реализацию творческого потенциала в разнообразных сферах жизнедеятельности. Кредитование они воспринимают положительно и используют потенциал этой финансовой активности для достижения своих целей.

Заемщики с высоким уровнем синергии, способные осмысленно связывать противоречивые жизненные явления, не ориентированы на целевое «крупное» использование заёмных денег (r = – 0,676 при p = 0,01). Соответственно, большинства заемщиков из этой подгруппы берут кредит для покупки телефона, бытовой техники, для личных нужд.

Следовательно, в подгруппе с высоким уровнем самоакуализации обнаружены связи между показателями самоактуализации, характеризующими особенности картины мира и креативность самоактуализирующейся личности, осведомленностью заемщиков и мотивами кредитования.

Рассмотрим для этой подгруппы данные о связи показателей самоактуализации и способов поведения в ситуации трудностей с выплатой кредитной задолженности, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Коэффициенты корреляции между показателями самоактуализации и способов совладания с кредитной задолженностью у заемщиков с высоким уровнем самоактуализации (n = 24)

Способы совладания с кредитной задолженностью

Шкалы САТ

Поиск продуктивных вариантов решения проблемы

Избегающее поведение

Общественно–экономическая активность

Целенаправленный поиск помощи в социальной сети

Компетентность во времени

0,303

0,293

–0,096

–0,147

Поддержка

0,063

0,094

–0,012

–0,184

Ценностные ориентации

0,484*

–0,280

–0,001

0,285

Гибкость поведения

–0,515**

0,279

–0,125

–0,289

Сензитивности к себе

0,093

–0,113

0,149

0,391

Спонтанность

0,238

–0,187

0,160

0,005

Самоуважение

0,367

–0,173

–0,231

0,130

Самопринятие

–0,262

0,449*

–0,040

–0,379

Представление о природе человеке

0,082

0,208

0,009

0,115

Синергия

–0,005

–0,198

–0,389

0,087

Принятие агрессии

0,462*

–0,047

0,213

0,228

Контактность

0,218

–0,280

–0,331

–0,161

Познавательные потребности

0,335

0,071

0,407*

0,485*

Креативность

0,023

–0,061

0,183

–0,228

САТ

0,308

–0,011

–0,054

0,030

Примечание: * p = 0,05

Выявлено, что для заемщиков с высоким уровнем самоактуализации шкала «Ценностные ориентации» и шкала «Гибкость поведения» коррелируют с такой стратегией поведения в ситуации персонального дефолта, как «Поиск продуктивных вариантов решения проблемы» (соответственно r = 0,484 при p = 0,05 и r = – 0,515 при p = 0,01). Следовательно, заемщики, которые придерживаются ценностных ориентаций самоактуализирующейся личности, но не обладают достаточным уровнем гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, не могут быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, выбирают конструктивную форму поведения должников кредитных организаций в случае возникновения трудностей в выплате долга. Они готовы взять на себя ответственность за поиск продуктивных вариантов решения проблемы, исходя из собственных ценностей и устремлений, проявлять субъектную активность в ситуации трудностей с выплатой долга. Видно, что ценностно–смысловые жизненные регуляторы предопределяют выбор субъектной стратегии совладания с данной стрессовой ситуацией. Кроме этого, выявлена связь шкалы «Принятия агрессии» со шкалой «Поиск продуктивных вариантов решения проблемы» (r = 0,462 при p = 0,05). Такие заемщики способны принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, и в ситуации кредитования при возникновении сложностей стремятся проявлять активность по поиску возможностей заработка и решения финансовых проблем.

Для большинства заемщиков с высоким уровнем самоактуализации не характерна такая неконструктивная стратегия поведения в ситуации проблем с погашением долга, как «Уход от решения проблемы, избегающее поведение». Этот показатель отношения к кредитованию положительно коррелирует со шкалой «Самопринятие» (r = 0,449 при p = 0,05). Самоактуализирующиеся личности, несмотря на то, что не принимают все свои индивидуальные особенности, не выбирают избегание для решения проблемы в стрессовой ситуации при проблемной задолженности.

В подгруппе заемщиков с высоким уровнем самоактуализации выявлена положительная корреляция между такими стратегиями совладания с проблемной задолженностью, как «Общественно–экономическая активность», «Целенаправленный поиск помощи в социальной сети» и шкалой САТ «Познавательные потребности» (соответственно r = 0,407 и r = 0,485 при p = 0,05). Эти стратегии поведения не относятся к конструктивным, так как в случае финансовой депривации напрямую не приводят к решению проблемы, а могу входить в новые долговые обязательства или направлять активность должников в иную сферу жизнедеятельности и расходовать ресурсы не на разрешение трудности. Однако эти формы поведения помогают формировать базис материальных и социальных ресурсов, которые могут способствовать преодолению ситуации проблемной задолженности. Обеспечивает эти формы активности достаточная выраженность у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

Выводы

Таким образом, в ходе исследования были изучены показатели отношения к кредитам (осведомленность о кредитном рынке, мотивация кредитования, способы преодоления ситуации персонального дефолта) у заемщиков с разным уровнем самоактуализации.

Выявлено, что самоактуализирующиеся личности готовы оказывать финансовую помощь значимым Другим через кредитование. Лица, у которых не выражена направленность к самоактуализации, не готовы брать кредит для значимых Других. Возможно, мировоззренческий потенциал, которым обладают лица, стремящиеся к самоактуализации, позволяет им не только стремится к удовлетворению своих потребностей и достижению целей, но и способствовать достижению целей других людей. Выявленные особенности нуждаются в дальнейшем более подробном изучении на расширенной выборке.

Заемщики с низкими показателями самоактуализации характеризуются низким уровнем самопринятия, спонтанности и принятия агрессии. Они осведомлены об опыте кредитования родственников и друзей. Для них значимым является воплощение через кредитование своей мечты в ближайшее время. Они не готовы брать кредит для решения проблем других лиц.

У опрашиваемых с высоким уровнем самоактуализации конструктивная стратегия поведения в ситуации проблемной задолженности (поиском продуктивных вариантов решения проблем) усиливается ценностными ориентациями самоактуализирующейся личности. Однако реализация этого способа разрешения финансовых трудностей может осложняться отсутствием гибкости в реагировании на изменяющиеся условия. Кроме этого, выявлено, что самоактуализирующиеся личности, несмотря на то, что могут не принимать все свои индивидуальные особенности, не выбирают избегание для решения проблемы в стрессовой ситуации при проблемной задолженности. Для большинства заемщиков с высоким уровнем самоактуализации не характерна такая неконструктивная стратегия поведения в ситуации проблем с погашением долга. Ориентация на познание заемщиков, стремящихся к самоактуализации, усиливает такие стратегии поведения в ситуации проблемной задолженности, как общественно–экономическая активность и целенаправленный поиск помощи в социальной сети, что позволяет находить материальные и социальные ресурсы для решения финансовых проблем.

Представители подгруппы «псевдосамоактуализация» характеризуются низким уровнем креативности и страхом перед кредитованием. Слабый творческий потенциал не позволяет им найти оптимальные варианты решения возможных проблем. Видно, что данная группа нуждается в психологической поддержке.

По итогам исследования обнаружено, что ценности и установки самоактуализирующейся личности предопределяют конструктивное поведение на этапе принятия решения о кредитовании, регулируют познавательную активность, воплощаются в мотивах кредитования, а также усиливают продуктивную стратегию поведения в случае проблем с выплатой долга по кредиту.

Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности психолога с заемщиками как при принятии решения о кредитовании, так и в случае возникновения трудностей с погашением долга.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В статье, направленной для рецензирования представлены результаты эмпирического исследования характерных форм отношения заемщиков с разным уровнем самоактуализации к опыту кредитованию и жизненным трудностям, которые вызваны им. Тема исследования актуальна для гуманитарного знания и очень злободневна для современной ситуации существования человека, осложненной бумом консьюмеризма и попытками решить вопросы квази-свободы в кредит. Предмет исследования предельно понятен и не требует специального выделения в тексте. Работа преимущественно выполнена в ключе корреляционного исследования и содержит все необходимые разделы.
В разделе «Теоретические основания исследования» осмыслению подвергается экзистенциальный аспект потребительского поведения человека, осложненного ситуацией кредитования и соответствующими долговыми обязательствами. В качестве одного из значимых факторов совладания и выхода из данной ситуации рассматривается уровень самоактуализации заемщика. Также в данном разделе: представлен краткий теоретический обзор подходов к пониманию самоактуализации, итогом которого является выбор теоретического конструкта, положенного в основу данного исследования; сформулированы два принципиальных вопроса, в содержании которых находит отражение проблема исследования.
В разделе «Организация эмпирического исследования» представлены рабочая гипотеза, комплект исследовательских методик, подробно описана выборка (с учетом распределения ответов респондентов на вопросы дополнительной анкеты). В качестве предложения рекомендую сократить столь подробное описание блоков и шкал авторской методики «Отношение к кредитам» (если таковое присутствует в источник № 6).
В разделе «Результаты исследования» последовательно описаны и проанализированы результаты изучения обеих переменных и их взаимосвязи. Автор (авторы) детально представляет и анализирует связи между показателями самоактуализации и: формами осведомленности о кредитовании; мотивами кредитования; способами совладания с кредитной задолженностью. Отдельно связь между этими переменными представлена и проанализирована на подгруппе респондентов, отличающихся высоким уровнем самоактуализации, что следует указать в названии таблицы № 4 (в тексте указано неполное название). Также в разделе представлены и проанализированы различия в отношении к кредитам у заемщиков с разным уровнем самоактуализации. Результаты корреляционного исследования очень показательны, интересны и содержат прогностическую ценность, поскольку выявленные автором (авторами) взаимосвязи между изучаемыми переменными позволяют понимать и прогнозировать возможные риски потребительского поведения заемщиков кредита и стратегии (с учетом их продуктивности), применяемые ими для совладания с трудными жизненными ситуациями, осложненными долговыми обязательствами.
В разделе «Выводы» в концентрированной форме отражены самые существенные обобщения и результаты. Библиографический список в достаточной мере отражает основные работы по изучаемым переменным. В целом статья написана понятным научным языком и будет интересна широкому кругу читательской аудитории журнала «Психолог».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.