Статья 'Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование на разных этапах образовательного процесса' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование на разных этапах образовательного процесса

Киселева Надежда Владимировна

аспирант, Московский государственный психолого-педагогический университет

127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29, оф. 401

Kiseleva Nadezhda Vladimirovna

post-graduate student at Moscow State University of Psychology and Education

127051, Russia, g. Moscow, ul. Sretenka, 29, of. 401

2133940@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2017.4.24659

Дата направления статьи в редакцию:

08-11-2017


Дата публикации:

16-01-2018


Аннотация: Статья посвящена исследованию вовлеченности обучающихся в непрерывное образование. Феномен вовлеченности представлен многомерным конструктом, отражающим с одной стороны - уровень прилагаемых усилий при выполнении деятельности, с другой стороны эмоциональные переживания, когнитивные, мотивационные и смысловые процессы, связанные с выполняемой деятельностью. Структурная модель вовлеченности включает: когнитивный, аффективный, поведенческий, мотивационный и ценностный компоненты. Научная новизна заключается в исследовании вовлеченности непрерывного образования как социально-психологического феномена, в разработке структурной модели вовлеченности в непрерывное образование. Методики исследования: Анкета (AUSSE_2012_SEQ), семантический дифференциал, методика Замфир, методика «Карьерные ориентации» Шейна, методика Уровень соотношения ценности и доступности (Фанталова Е.Б.), методика «Изучение привлекательности профессионального будущего» М. Р. Гинзбурга, Исследование переживаний и смыслов, связанных с обучением и профессией (Манукян), методика «Удовлетворенность избранной профессией» (методика А.А. Реана; модификация методик В.А. Ядова и Н.В. Кузьминой), опросник UWES (Увлеченность работой), методика МИПИ, методика «Профиль личности» Шварца. В исследовании приняли участие 593 респондента, каждый респондент является участником образовательного процесса колледжа, бакалавриата, магистратуры или аспирантуры, программы по профессиональной переподготовке. В заключении сформулированы основные выводы: • Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование - самостоятельный социально-психологический феномен. • Структура вовлеченности обучающегося в непрерывное образование представлена 5 компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий, мотивационный, ценностный). • Выявлены достоверные различия в структуре вовлеченности в непрерывное образование у обучающихся на разных этапах образования. • Выявлены характерные формы вовлеченности для обучающихся на разных этапах образования.


Ключевые слова:

вовлеченность обучающихся, вовлеченность в образование, модели вовлеченности, структура вовлеченности, непрерывное образование, увлеченность обучением, учебная мотивация, этапы образования, образовательный процесс, управление образовательным процессом

Abstract: The article is devoted to involvement of students in continuous education. The phenomenon of involvement is presented as a multi-dimension construct that, on the one hand, reflects the amount of efforts applied to perform activity and, on the other hand, emotions, cognitive processes and motivation related to activity being performed. The involvement model includes cognitive, behavioral, motivational and value components. The novelty of the research is caused by the fact that the author studies involvement in continuous education as a socio-psychological phenomenon that plays an important role in creating an education involvement structure model. The research methods include: Questionnaire (AUSSE_2012_SEQ), semantic differential, Zamfir method, Shane's Career Orientations Test, Value and Accessibility Ratio Level (offered by E. Fantalov), Attractiveness of Professional Future (by R. Ginzburg), Analysis of Emotions and Meanings Related to Learning and Profession (Manoukian), Satisfaction with Profession (A. Rean's test modified by V. Yadova and N. Kuzmina), UWES Inventory (measuring the level of satisfaction with one's profession), and Schwarz' Personality Profile. The research involved 593 respondents, each respondent studied at a college, Bachelor's or Master's or post-graduate faculty or occupational therapy faculty. The author made the following conclusions: involvement of students in continuous education is an individual socio-psychological phenomenon; continuous education involvement structure includes 5 components (cognitive, emotional, behavioral, motivational, value-based); education involvement structure has differences at different stages of education; there are different forms of education involvement typical for various stages of education. 


Keywords:

students’ involvement, involvement in continuous education, education involvement models, continuous education involvement structure, continuous education, learning administration, learning process, stages of learning, academic motivation, interest in learning

Растущее количество зарубежных и отечественных работ, посвященных исследованию вовлеченности, позволяет заметить, что феномен вовлеченности приобретает особую актуальность для современной науки. Вовлеченность обучающихся заслуживает отдельного внимания, так как представляет собой необходимое условие для того, чтобы достигались результаты образовательных программ.

Исследования феномена вовлеченности берут свое начало во второй половине XX века, известны работы таких исследователей, как А. Астин, Р. Пэйс, В. Тинто, Э. Паскарелла и другие. Исследования вовлеченности в отечественной науке только набирают обороты, среди исследователей вовлеченности можно выделить: Н.Г. Малышонок, Р.А. Долженко, А.Т. Камзанова и другие. Достаточно много исследований вовлеченности проведено в рамках организационной психологии, где особый акцент делается на трудовую деятельность и организационный контекст.

Вовлеченность разными исследователями понимается сквозь призму: состояния, отношения, установки, идентификации, концентрации внимания, деятельности, активности, эмоции, личностной особенности. Имеющийся плюрализм мнений адекватен сложности вовлеченности.

Феномен вовлеченности может быть представлен многомерным конструктом, отражающим с одной стороны - уровень прилагаемых усилий и затрачиваемой энергии при выполнении деятельности, с другой стороны эмоциональные переживания, когнитивные, мотивационные и смысловые процессы, связанные с выполняемой деятельностью. Вовлеченность является сложным динамическим конструктом, определяющим степень активности субъекта в определенном виде деятельности.

Вовлеченность иногда соотносят с такими понятиями, как мотивация, увлеченность, включенность.

Вовлеченность и мотивация. О связи понятий вовлеченности и мотивации до сих пор нет однозначного мнения. Некоторые исследователи подчеркивают тождественность этих понятий. Мы придерживаемся точки зрения Астина, который различает вовлеченность и мотивацию, подчеркивая поведенческий аспект вовлеченности: «Не так важно, что человек думает или чувствует, как то, что он или она делает, как ведет себя, именно это определяет и представляет собой вовлеченность» [Astin, 1984, p. 519]. Если исследовать внутреннюю природу вовлеченности - можно выделить внутренние или внешние мотивы человека, вовлеченного в деятельность. Таком образом, связь вовлеченности учебной деятельностью и учебной мотивации неоднозначна и требует отдельного изучения.

Вовлеченность и увлеченность. Во многих зарубежных исследованиях для характеристики вовлеченности и увлеченности используется один и тот же термин «engagement». Таким образом, можно считать, что многие исследователи вкладывают одинаковый смысл в эти понятия. По нашему мнению, различия между вовлеченностью и увлеченностью все же есть. Формирование и развитие вовлеченности и увлеченности, может основываться на разных механизмах. Вовлекается человек всегда в контакте с другими людьми (в социальном контексте) и вовлеченность всегда разворачивается в процессе совместной деятельности, в то же время увлеченность может сформироваться вне социального контекста Например, человек контактируя с природой, увлекся звездами и их расположением, решил проводить наблюдательные опыты, у него сформировалась увлеченность. Если бы про звезды ему рассказал другой человек – то мы говорим о вовлеченности: другой человек вовлек его в деятельность, связанную со звездами.

Вовлеченность и включенность. Очень часто эти термины употребляются как синонимы. Однако можно определить различия. Включенность – отражает ситуативную концентрацию внимания и активность человека в процессе выполнения им деятельности, вовлеченность так же может выражаться в концентрации внимания и активности человека, однако так же это понятие включает эмоциональную и мотивационную составляющую, которая не представлена в понятии включенность. Некоторыми авторами вовлеченность работников в организацию рассматривается как конструкт более высокого порядка (Newman et al, 2010). [4]

Существуют разные точки зрения на определение «антиподов» вовлеченности, выделяют следующие варианты: невовлеченность, выгорание, отчуждение.

Вовлеченность и невовлеченность. Некоторые исследователи противопоставляют понятия вовлеченность и невовлеченность. Так, Schaufeli [9], определяя вовлеченность как - активное, конструктивное и многозначное отношение студентов к возможностям обучения и практикам, создаваемых в среде обучения. Невовлеченность, по мнению Schaufeli, относится к пассивным, дисфункциональным, отчужденным и незначительным связям. В то же время, сам автор указывает на то, что отсутствие невовлеченности не может быть понято как то, что вовлеченность присутствует или наоборот. E.C. Klinger так же вводит континиум «вовлеченность - невовлеченность» противопоставляя их, и одновременно подчеркивая что оба феномена полезны для адаптации индивида к окружающей среде.

Вовлеченность и выгорание. Вовлеченность рассматривают как позитивную антитезу выгорания. Если вовлеченность в работу зачастую высту­пает как позитивный паттерн рабоче­го поведения, то его антогонист - вы­горание, носит негативный характер (Schaufeli, 2013). По определению Маслах (Maslach et al, 2001) энергичность, во­влеченность и эффективность это ос­новные составляющие вовлеченности, которые противоположны выгоранию. Именно выгорание является основным источником разрушения вовлеченно­сти в работу, который превращает энергичность в истощение, вовлеченность в цинизм, а эффективность в безрезультативность.

Вовлеченность и отчуждение противопоставляются в работах философов (в т.ч. в работах французских персоналистов) [6]. Вовлеченность характеризуется соединением людей в совместной деятельности, проявляется через сопричастность и общность; отчужденность проявляется в изолированности, отстранённости.

Итак, мы можем констатировать тот факт, что вовлеченность – действительно является отдельно существующим феноменом, который заслуживает внимания исследователей и требует более тщательного изучения.

Вовлеченность в непрерывное образование может рассматриваться как феномен, возникающий в ходе профессионального становления человека. Вовлеченность отражает определенную целенаправленную активность обучающегося и включает субъективную оценку значимости образовательного процесса. Непрерывное образование может быть представлено как двусторонний процесс. С одной стороны, это процесс вхождения человека в социокультурную, в частности, профессиональную среду, усвоение им накопленного человечеством опыта (в том числе профессионального), овладение стандартами и ценностями; с другой стороны, это процесс активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, самосовершенствования. Вовлеченность в непрерывное образование – это реальность современности, необходимое условие успешного функционирования в современном мире.

Нами разработана структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование, включающая следующие компоненты:

1. Когнитивный (представления о непрерывном образовании, об образовательном процессе, о его необходимости в профессиональном развитии).

2. Эмоциональный (характер аффективного отношения к непрерывному образованию, к образовательному процессу, удовлетворенность образовательным процессом; отношение к будущей профессии и ее привлекательность; доминирующие эмоции, сопровождавшие образовательный процесс).

3. Поведенческий (поведенческие проявления активности в образовательном процессе, готовность прилагать усилия в образовательном процессе; включенность в социальные контакты и взаимодействие с другими обучающимися, с преподавателями).

4. Мотивационный (потребности и мотивы, лежащие в основе образовательной деятельности обучающихся; профессиональные потребности обучающегося).

5. Ценностный (значимость непрерывного образования, осознание значимости образовательной деятельности для будущей профессии, значимость будущей профессии, приоритет образовательной деятельности).

В ходе эмпирического исследования была выявлена содержательная структура вовлеченности в непрерывное образование у обучающихся колледжа, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, программ профессиональной переподготовки.

В исследовании приняли участие 593 респондента, каждый респондент является участником образовательного процесса колледжа (256 человек), бакалавриата (97 человек), магистратуры или аспирантуры (115 человек), программы по профессиональной переподготовке (125 человек).

В исследовании использовались следующие методики: Анкета (AUSSE_2012_SEQ), семантический дифференциал, методика Замфир, методика «Карьерные ориентации» Шейна, методика Уровень соотношения ценности и доступности (Фанталова Е.Б.), методика «Изучение привлекательности профессионального будущего» М. Р. Гинзбурга, Исследование переживаний и смыслов, связанных с обучением и профессией (Манукян), методика «Удовлетворенность избранной профессией» (методика А.А. Реана; модификация методик В.А. Ядова и Н.В. Кузьминой), опросник UWES (Увлеченность работой), методика МИПИ, методика «Профиль личности» Шварца.

Нами была разработана структурная модель вовлеченности, состоящая из когнитивного, эмоционального, поведенческого, мотивационного, ценностного компонентов, образующих устойчивые связи. Так же мы описали 4 формы вовлеченности, выделенные с опорой на поведенческий и ценностный компоненты: активная вовлеченность, пассивная вовлеченность, вынужденная псевдововлеченность, невовлеченность.

Обоснование структурной модели вовлеченности проходило с использованием конфиматорного анализа, ниже на рис. 1. представлены результаты.

Comparative Fit Index (CFI) 0.954Tucker-Lewis Index (TLI) 0.930

Рис. 1. Структура вовлеченности в непрерывное образование

Мы подтвердили гипотезу о том, что структура вовлеченности обучающегося в непрерывное образование состоит из когнитивного, эмоционального, поведенческого, мотивационного, ценностного компонентов, которые создают устойчивые связи.

С помощью кластерного анализа, основываясь на ценностный и поведенческий компоненты вовлеченности, мы выделили 4 формы вовлеченности: активная вовлеченность (271 обучающихся – 46%), пассивная вовлеченность (143 обучающихся – 24%), вынужденная псевдововлеченность (94 обучающихся – 16%), невовлеченность (85 обучающихся – 14%).

В группе «активная вовлеченность» - поведенческий и ценностный компонент выражены наиболее ярко, эти учащиеся проявляют активность, не стремятся к минимизации усилий, готовы прилагать дополнительные усилия и проявлять активность в будущем; образование является для них значимым; они уверены в своем профессиональном выборе.

В группе «пассивная вовлеченность» - поведенческий компонент выражен слабо, можно говорить об имеющемся внутреннем противоречии – эти учащиеся не проявляют высокий уровень активности, при этом они готовы проявлять активность в будущем, им свойственно стремление к минимизации усилий.

В группе «псевдововлеченность» - ярко представлен поведенческий компонент, при этом имеется внутреннее противоречие в ценностном компоненте. Активность этих обучающих самая высокая, они не стремятся к минимизации усилий, при этом не видят смысла в получаемом образовании, не уверены в своем профессиональном выборе. Им свойственна диффузная профессиональная идентичность, характеризующаяся отсутствием устоявшихся профессиональных целей, ценностей и убеждений, и отсутствием стремления их формировать. Поведение этих учащихся можно описать как социально желаемое или конформное. Вероятно, эти обучающиеся активно вовлекаются в социальное взаимодействие и готовы следовать всем нормам и правилам, которые предъявляет им профессиональная среда, однако глубокой личностной интеграции в процессе обучения не происходит.

В группе «невовлеченные» - поведенческий и ценностный компоненты слабо выражены. Эти учащиеся хоть формально и являются участниками образовательного процесса, на самом деле не имеют внутренней вовлеченности. Для них характерны: сложность в профессиональном выборе, высокий уровень кризисных переживаний, связанных с процессом обучения и профессией, что может объяснять их формальный подход к образовательному процессу.

Выявлена структура вовлеченности у обучающихся колледжа, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, программ профессиональной переподготовки (рис. 2.).

Рис. 2. Взаимосвязи компонентов вовлеченности в непрерывное образование у обучающихся на разных этапах образования

Определены уникальные особенности вовлеченности в непрерывное образование в разных группах, которые выражаются в том, что у обучающихся в колледже структура представлена хаотичными связями и отсутствием дифференциации. Структура вовлеченности в непрерывное образование у обучающихся в других группах более дифференциирована, и в каждой группе – больший вес имеют разные компоненты: у бакалавров более весомым является ценностный компонент, у магистров и аспирантов – когнитивный и эмоциональный компоненты; у обучающихся на программах профессиональной переподготовки – более выражены эмоциональный и мотивационный компоненты.

Различия у обучающихся колледжа, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, программ профессиональной переподготовки по всем показателям пяти компонентов были подтверждены с помощью критерия Краскала-Уоллиса, значения критериев представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты критерия Краскала-Уолисса для сравнения структурных компонентов вовлеченности в 4 группах

Таким образом, подтверждена гипотеза о том, что у обучающихся колледжа, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, программ профессиональной переподготовки структура вовлеченности будет иметь свои уникальные особенности.

Формы вовлеченности, характерные у обучающихся колледжа, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, программ профессиональной переподготовки, представлены на рисунке (рис. 3).

Рис. 3 Формы вовлеченности у обучающихся колледжа, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, программ профессиональной переподготовки

Для обучающихся в колледже в большей степени свойственны либо пассивная вовлеченность, либо псевдововлеченность. Бакалаврам характерна высокая степень невовлеченности и активная вовлеченность. Для магистров и аспирантов, обучающихся на дополнительных программах обучения характерна в большей степени активная вовлеченность.

Итак, вовлеченность обучающихся является социально-психологическим феноменом, имеющим сложную структуру и проявляющимся в разных формах: активная вовлеченность, вынужденная псевдововлеченность, пассивная вовлеченность, невовлеченность.

Результаты проведенного исследования подтверждают имеющиеся различия в структуре вовлеченности у обучающихся на разных этапах образования. Следовательно, на каждом этапе образования для формирования вовлеченности обучающихся важно использовать специфические инструменты вовлечения.

Данные результаты имеют практическое и теоретическое значение для университетов, преподавателей, а также для всех участников образовательного процесса.

Библиография
1. Булгаков А.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки бакалавров социальной работы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. №2 с. 116-118.
2. Литвинова Е.Ю., Киселева Н.В. Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 5–17. doi:10.17759/sps.2016070301
3. Киселева Н.В. Структурные модели вовлеченности в организационной психологии. Тезисы для Международной научно-практической конференции «Конкурентоспособность личности и непрерывное образование в контексте глобальных вызовов», 12.04.2017 г. (Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова. Республика Казахстан, г. Костанай)
4. Киселева Н.В. Особенности взаимоотношений с преподавателями у обучающихся с разным типом вовлеченности в образовательный процесс. Круглый стол «Традиции и инновации в педагогическом образовании». УрГПУ, Екатеринбург, 2017 г.
5. Липатов С.М. Вовлеченность работника в организацию» или «увлеченность работой»: соотношение понятий [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1. С. 104—110. // Научная библиотека КиберЛенинка. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2015/03/20/1093568830/OrgPsy_2015_1_8(Lipatov)_104-110.pdf (дата обращения: 07.10.2017).
6. Литвинова Е.Ю. Непрерывное образование в контексте профессионального и личностного роста // Сб. научных материалов I Международной научно-практиче-ской конференции «Социальная психология в образовательном пространстве». М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 32—33.
7. Прокофьева Д.В. Отчуждение и вовлечение: специфика и взаимосвязь // Вестник Башкирского университета. Научный журнал. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. Том 16, № 2. – С. 494-497.
8. Сафьян Н.В. Вовлеченность обучающегося в непрерывное образование как соци¬ально-психологический феномен // Молодые ученые — столичному образованию: тезисы городской научно-практической конференции. МГППУ XIV. М: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 160—162.
9. Astin A. Student involvement: a developmental theory for higher education // Journal of College Student Personnel. 1984. Vol. 25. No 4. Р. 297–308.
10. Schaufeli W.B. What is engagement? // In C. Truss, K. Alfes, R. Delbridge, A. Shantz, & E. Soane (Eds.), Employee Engagement in Theory and Practice. London: Routledge, Chapter 1, 2013. 37 p.
References
1. Bulgakov A.V. Psikhologicheskie aspekty professional'noi podgotovki bakalavrov sotsial'noi raboty // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2010. №2 s. 116-118.
2. Litvinova E.Yu., Kiseleva N.V. Strukturnaya model' vovlechennosti obuchayushchikhsya v nepreryvnoe obrazovanie // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2016. Tom 7. № 3. S. 5–17. doi:10.17759/sps.2016070301
3. Kiseleva N.V. Strukturnye modeli vovlechennosti v organizatsionnoi psikhologii. Tezisy dlya Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Konkurentosposobnost' lichnosti i nepreryvnoe obrazovanie v kontekste global'nykh vyzovov», 12.04.2017 g. (Kostanaiskii gosudarstvennyi universitet imeni A.Baitursynova. Respublika Kazakhstan, g. Kostanai)
4. Kiseleva N.V. Osobennosti vzaimootnoshenii s prepodavatelyami u obuchayushchikhsya s raznym tipom vovlechennosti v obrazovatel'nyi protsess. Kruglyi stol «Traditsii i innovatsii v pedagogicheskom obrazovanii». UrGPU, Ekaterinburg, 2017 g.
5. Lipatov S.M. Vovlechennost' rabotnika v organizatsiyu» ili «uvlechennost' rabotoi»: sootnoshenie ponyatii [Elektronnyi resurs] // Organizatsionnaya psikhologiya. 2015. T. 5. № 1. S. 104—110. // Nauchnaya biblioteka KiberLeninka. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2015/03/20/1093568830/OrgPsy_2015_1_8(Lipatov)_104-110.pdf (data obrashcheniya: 07.10.2017).
6. Litvinova E.Yu. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste professional'nogo i lichnostnogo rosta // Sb. nauchnykh materialov I Mezhdunarodnoi nauchno-praktiche-skoi konferentsii «Sotsial'naya psikhologiya v obrazovatel'nom prostranstve». M.: GBOU VPO MGPPU, 2013. S. 32—33.
7. Prokof'eva D.V. Otchuzhdenie i vovlechenie: spetsifika i vzaimosvyaz' // Vestnik Bashkirskogo universiteta. Nauchnyi zhurnal. – Ufa: RITs BashGU, 2011. Tom 16, № 2. – S. 494-497.
8. Saf'yan N.V. Vovlechennost' obuchayushchegosya v nepreryvnoe obrazovanie kak sotsi¬al'no-psikhologicheskii fenomen // Molodye uchenye — stolichnomu obrazovaniyu: tezisy gorodskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. MGPPU XIV. M: GBOU VPO MGPPU, 2015. S. 160—162.
9. Astin A. Student involvement: a developmental theory for higher education // Journal of College Student Personnel. 1984. Vol. 25. No 4. R. 297–308.
10. Schaufeli W.B. What is engagement? // In C. Truss, K. Alfes, R. Delbridge, A. Shantz, & E. Soane (Eds.), Employee Engagement in Theory and Practice. London: Routledge, Chapter 1, 2013. 37 p.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.