Статья 'Самоуважение как медиатор связи между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Самоуважение как медиатор связи между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью

Новгородова Екатерина Федоровна

аспирант, Институт гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта

236016, Россия, Калининградская область, г. Калининград, ул. Александра Невского, 14

Novgorodova Ekaterina Fedorovna

post-graduate student at Institute for the Humanities, Immanuel Kant Baltic Federal University

236016, Russia, Kaliningradskaya oblast', g. Kaliningrad, ul. Aleksandra Nevskogo, 14

39psych@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2018.1.24174

Дата направления статьи в редакцию:

13-09-2017


Дата публикации:

22-02-2018


Аннотация: По сей день остается актуальной проблема качества жизни российской молодежи и выявления психологических индикаторов его оптимизации. К качестве такого признака автор рассматривает самоуважение личности. С целью построения модели детерминации субъективного благополучия молодежи, было проведено эмпирическое исследование. Проверялась каузальная модель медиаторного опосредования удовлетворенности жизнью, включающая социально-предписанный перфекционизм в качестве независимой переменной и самоуважение в качестве медиатора. В исследовании приняли участие 268 студентов среднего профессионального образования в возрасте от 16 до 20 лет (средний возраст 17.3 ± 1.3). Данные собирались посредством следующих психодиагностических методик: “Шкала глобальной удовлетворенности жизнью” (С.В. Яремчук), “Многомерная шкала перфекционизма” (И.И. Грачёвой) и “Опросник самоотношения” (В.В. Столина и С.Р. Пантилеева). По результатам применения корреляционного анализа констатируется значимая взаимосвязь между всеми рассматриваемыми переменными при p = 0.001, а именно: удовлетворенность жизнью отрицательно коррелирует с социально-предписанным перфекционизмом и положительно коррелирует с самоуважением, в то время как социально-предписанный перфекционизм имеет негативную связь с самоуважением респондентов. Результаты регрессионного анализа продемонстрировали, что самоуважение полностью опосредует связь между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью. Итак, самоуважение индивида не только ассоциировано с удовлетворенностью жизнью и социально-предписанным перфекционизмом, но и опосредует данную связь. Показано, что интенсивная обеспокоенность ожиданиями значимых других приводит к низкой удовлетворенности жизнью вследствие не достаточного уважения к своему Я. Таким образом, засвидетельствована оптимизирующая роль самоуважения в процессе регуляции качества жизни современной молодежи.


Ключевые слова:

качество жизни, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, самоуважение, перфекционизм, социально-предписанный перфекционизм, каузальное поле, опосредующее звено, молодежь, образование

Abstract: The life quality of Russian youth and psychological indicators of improving their life quality still remain nettlesome. One of such indicators is self-respect viewed by the author of the present article. The aim of the research was to build a determination model of subjective well-being for young people. For this purpose, the author carried out an empirical research. The author tested the causal model of mediation of life satisfaction that involves socially prescribed perfectionism as an independent variable and self-respect as a mediator. The research involved 268 vocational students aged 16 - 20 years old (the mean age is 17,3 ± 1,3). Data was collected using the following psychologists tests and inventories: Global Life Satisfaction Scale (S. Yaremchuk), 'Multi-Dimensional Perfectionism Scale' (I. Gracheva) and 'Self-Attitude Inventory (V. Stolin and S. Pantileeva). The results were processed using the correlation analysis and demonstrated that there is a significant co-relation between all variables viewed whereas p=0,001. In particular, satisfaction with life has a negative correlation to self-respect of repondents. Results of the regression analysis of data also demonstrate that self-respect fully conditions the relation between socially prescribed perfectionism and satisfaction with life. Thus, self-respect of an individual is not only associated with the level of satisfactin with life and socially prescribed perfectionism but also determines this co-relation. The author demonstrates that a high level of anxeity and fear not to fulfil expectations of close ones reduces one's satisfaction with life as a result of low self-respect. Consequently, the author of the article proves the improving role of self-respect in the process of regulating the life quality of modern youth. 


Keywords:

life quality, subjective well-being, satisfaction with life, self-esteem, perfectionism, socially prescribed perfectionism, causal field, mediating link, youth, education

Введение в проблему

Начиная с 60-х годов XX века, мировым научным сообществом ведется активная научно-исследовательская разработка проблемы переживания людьми качества своей жизни. Постепенно эта широкая идея материализовалась в эмпирическое поле субъективного благополучия личности. В структуре данного феномена традиционно выделяют когнитивный (“удовлетворенность жизнью”) и аффективный (“счастье”) компоненты.

Когнитивная репрезентация субъективного благополучия получила заслуженное внимание многих ученых. Большинство исследовательских работ сфокусировано на выявлении особенностей удовлетворенности жизнью внутри наций, позволяя определять факторы риска и оптимальные условия жизни. Также неоднократно осуществлялись сравнения качества жизни населения разных стран, что дает возможность оценить благоустроенность каждого конкретного общества. Именно кросскультурные исследования позволили заметить, что россияне демонстрируют крайне низкие показатели удовлетворенности своей жизнью в сравнении с гражданами других государств [1, 7, 11, 19, 33, 41]. Эти результаты иллюстрируют тот факт, что Россия на протяжении многих лет является одной из самых “несчастных” стран.

Существует несколько интерпретационных версий, объясняющих сложившуюся ситуацию [4, 41]:

1) Ментальные предпосылки негативного реагирования. В эксцентричной России презентация себя в качестве глубоко неудовлетворенного человека - это одна из социально одобряемых стратегий. Здесь имеет место нормативное давление для преувеличения своих страданий и постоянных жалоб на жизнь, а также доброжелательная тональность при восприятии бед и несчастья.

2) Сематическое смещение. Длярусских людей такое понятие, как и “удовлетворенность” имеет специфическое значение, наполненное очень сильными чувствами. Это вызывает соответствующее реагирование на вопросы об удовлетворенности жизнью: при ее оценке русские делают намеренный уклон в отрицательную сторону.

Однако по сей день реализовано недостаточно эмпирических исследований, вскрывающие детерминанты неудовлетворенности своей жизнью русскими людьми. Приходится констатировать, что в России разработка проблемы удовлетворенности жизнью населения находится на начальном этапе. Особенно важно выявление психологических факторов, детерминирующих изменения в переживании удовлетворенности от жизнедеятельности, поскольку это делает возможным управление качеством жизни индивида. Это чрезвычайно актуально для молодежи, поскольку именно молодое поколение является стратегическим ресурсом и источником прогресса общества.

Замечено, что самоуважение является мощнейшим психологическим фактором удовлетворенности жизнью индивида. Этот тезис находит солидное подтверждение в современных эмпирических исследованиях [11, 14, 15, 18, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 31, 34, 35, 36, 42]. Социально-предписанный перфекционизм, напротив, блокирует возможности для ощущения удовольствия от текущего образа жизни [5, 9, 10, 13, 16, 21, 22, 28, 38, 39].

Важно отметить, что мировым научным сообществом неоднократно предпринимались попытки моделирования субъективного благополучия личности. В частности установлено, что самоуважение является частичным посредником связи между эмоциональным интеллектом и удовлетворенностью жизнью среди румынских студентов [36] и испанских школьников [35], а также полностью опосредует связь доброжелательности и добросовестности на удовлетворенность жизнью иранских студентов [25]. Кроме этого влияние перфекционизма на удовлетворенность жизнью полностью опосредуется стрессом [17]. При этом до сих пор отсутствуют модели детерминации когнитивного компонента субъективного благополучия, единовременно учитывающие самоуважение и социально-предписанный перфекционизм личности. В связи с этим было проведено настоящее исследование.

В ходе настоящей работы проверялось предположение о том, что самоуважение не просто связано с высоким качеством жизни индивида, но и обладает потенциалом по его оптимизации. Актуальность заявленной научной проблемы во многом также определяется противоречием между важностью внутриличностных ресурсов, оказывающих смягчающее воздействие на перфекционизм, и их недостаточной изученностью. В качестве гипотез настоящего исследования были выдвинуты следующие положения: 1) существует достоверная взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью, самоуважением и социально-предписанным перфекционизмом; 2) самоуважение опосредует связь между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью личности. В качестве предмета изучения выступала специфика взаимодействия между самоуважением, социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью на выборке студентов, обучающихся в российских учреждениях среднего профессионального образования. Целью настоящей работы являлось установление роли самоуважения в механизме регуляции между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью учащихся, что соответствует доэкспериментальному типу исследования. Конкретными задачами исследования выступали: 1) установление взаимосвязей между удовлетворенностью жизнью, социально-предписанным перфекционизмом и самоуважением учащихся; 2) построение модели детерминации когнитивного компонента субъективного благополучия, включающей опосредующее звено.

Организация и методы эмпирического исследования

Участниками исследования выступили 268 респондентов. Среди них 133 юноши и 135 девушек. Возрастной диапазон испытуемых колеблется от 16 до 20 лет (средний возраст 17.3±1.3). Выборку составили студенты, обучающиеся в учреждениях среднего профессионального образования (колледжи, техникумы и училища).

Процедура исследования. Обследование было организовано в групповой форме в ходе учебного процесса с согласия учащихся и преподавателей. Свои ответы респонденты фиксировали на индивидуальных бланках. Данные собирались посредством опроса (стандартизированный вербальный самоотчет). Для достижения большей искренности в ответах тестирование осуществлялось анонимно. Заинтересованным лицам предоставлялись индивидуальные результаты диагностики.

Методики исследования. Для изучения удовлетворенности жизнью (когнитивный компонент субъективного благополучия личности) применялась “Шкала глобальной удовлетворенности жизнью” С.В. Яремчук [6]. Респондентам предлагалось оценить “Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом?” по шкале от “0” (полностью не удовлетворен) до “10” (полностью удовлетворен) баллов.

Для измерения степени уважения к себе учащихся использовалась шкала “самоуважение” “Опросника самоотношения” В.В. Столина и С.Р. Пантилеева [2]. Эта переменная отражает веру в свои силы, оценку возможностей контролировать собственную жизнь, понимание самого себя. Шкала предъявлялась испытуемым в составе опросника, включающего 57 вопросов-суждений, но учитывалась автономно. Таким образом, явление диагностировалось посредством 15 утверждений, с которыми респондентам предлагалось согласиться или не согласиться.

Для установления выраженности социально-предписанного перфекционизма применялась “Многомерная шкала перфекционизма” И.И. Грачёвой [3]. Данный признак отражает потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других, чтобы заслужить одобрение и принятие социума. Испытуемым предлагалось выразить степень своего согласия с каждым из 45 утверждений методики по 7-бальной шкале Ликерта от “полностью не согласен” до “полностью согласен”. В данном исследовании учитывались ответы на 15 пунктов шкалы “социально-предписанного перфекционизма”. Установлено, что русифицированная версия методики обладает валидностью, надежностью и согласованностью субшкал.

Статистические гипотезы. H1 – самоуважение не только связано с удовлетворенностью жизнью и социально-предписанным перфекционизмом, но и опосредует данную связь. H0 – самоуважение не выступает посредником связи между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью.

Статистическая обработка данных осуществлялась посредством пакета программ SPSS Statistics 19.С целью изучения взаимосвязей между переменными применялся корреляционнай анализ (х2-критерий Пирсона). Для построения модели детерминации субъективного благополучия учащейся молодежи использовался регрессионный анализ.

Полученные данные

В таблице приведены описательные и корреляционные статистики. Как и ожидалось, обнаружены достоверные взаимосвязи между всеми диагностированными признаками. Так глобальная удовлетворенность жизнью отрицательно коррелирует с социально-предписанным перфекционизмом (-0.184) и положительно коррелирует с самоуважением (0.244) оптантов. Также продемонстрировано, что социально-предписанный перфекционизм студентов имеет сильную негативную связь с их самоуважением (-0.320).

Описательные статистики и результаты корреляционного анализа
Переменные M SD 1 2 3
1. Удовлетворенность жизнью 7.2 2.1 -
2. Самоуважение 8.2 2.8 0.244 -
3.Социально-предписанный перфекционизм 56.4 10.5 -0.184 -0.320 -

Примечание. M – среднее арифметическое; SD – стандартное отклонение; ; коэффициенты значимы при p = 0.001.

Поскольку мы предполагаем, что субъективное благополучие учащихся не только связано с измеряемыми признаками, но и зависит от них, далее применялся множественный регрессионный анализ (рис.). Был выполнен медиаторный анализ для выявления предикторов и посредников, влияющих на степень переживания удовлетворенности жизнью студентов [12].

1Рис. Структурная модель медиаторного опосредования удовлетворенности жизнью.

Полученные результаты отвечают всем статистическим критериям значимого опосредующего эффекта. Во-первых, с ростом социально-предписанного перфекционизма падает самоуважение (путь а: β = -0.320, p = 0.000). Во-вторых, с повышением самоуважения усиливается удовлетворенность жизнью (путь b: β = 0.206, p = 0.001). В-третьих, при контроле переменной-медиатора “самоуважение” предикция социально-предписанного перфекционизма на удовлетворенность жизнью ослабевает, что проявляется в абсолютной потере его воздействия (путь с’: β = -0.118, не значимо) по сравнению с коэффициентом непосредственного влияния (путь с: β = -0.184, p = 0.001). При этом важно отметить, что зафиксирован полностью опосредующий эффект. В совокупности эти наблюдения позволяют заключить следующее: зависимость переживания удовлетворенности своей жизнью от потребности индивида соответствовать ожиданиям референтных лиц всецело определяется уважением к себе.

Обсуждение результатов

В ходе настоящего исследования были рассмотрены взаимосвязи удовлетворенности жизнью, самоуважения и социально-предписанного перфекционизма молодых россиян на примере учащихся среднего профессионального образования. В результате обнаружена прямая корреляция между удовлетворенностью жизнью и самоуважением индивида (0.244), что воспроизводится в ряде зарубежных эмпирических исследований [11, 15, 18, 23, 24, 25, 27, 31, 32, 34, 35, 36, 40]. Следовательно, увеличение уважения к своему Я сопровождается позитивной оценкой своей жизни. Обратная связь выявлена между удовлетворенностью жизнью и социально-предписанным перфекционизмом (-0.184), что ранее неоднократно было засвидетельствовано в научных текстах [5, 9, 10, 13, 16, 21, 22, 28, 38, 39]. Обнаруженная связь позволяет утверждать, что чем интенсивней в сознании индивида выражена потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других, тем меньше ему присуща удовлетворенность от реализуемого образа жизни. Также продемонстрирована негативная корреляция между самоуважением и социально-предписанным перфекционизмом (-0.320). Взаимосвязь этих переменных на сегодняшний день изучена явно не достаточно. Тем не менее, несколько ученых засвидетельствовали в своих работах отрицательные связи между ними [8, 13, 20, 26, 37]. Таким образом, повышение озабоченности индивида по поводу внешних оценок закономерно приводит к снижению уважения к себе.

В ходе реализованной научной работы предпринята попытка построения модели детерминации удовлетворенности жизнью, включающей одновременно социально-предписанный перфекционизм и самоуважение, что составляет новизну данного исследования. Проведенный пошаговый каузальный анализ позволил объяснить характер и механизм изменения субъективной удовлетворенности жизнью студентов. В итоге выявлена опосредующая роль самоуважения в процессе влияния социально-предписанного перфекционизма на удовлетворенность жизнью носителя. Таким образом, уважение своего Я служит базой для ощущения удовлетворенности от реализуемого образа жизни.

По итогам эмпирического исследования констатируется, что убежденность индивида в необходимости отвечать ожиданиям значимых других оказывает разрушительное влияние на отношение к своей жизни посредством не уважения собственной личности. При этом насколько человеку удается уважать себя, настолько перед ним открываются возможности для отказа от необходимости отвечать внешним ожиданиях и дальнейшего достижения субъективного благополучия. Учитывая традиционно низкую оценку субъективной удовлетворенности своей жизнью русскими людьми [1, 4, 7, 11, 19, 33, 41] и данные, полученные в ходе настоящего исследования, можно предполагать, что для российского менталитета характерно стремление угодить окружающим и низкое самоуважение.

Верификация результатов достигалась посредством организации и проведения эмпирического исследования, а также с помощью релевантной эмпирии, полученной другими авторами (обнаруженные сведении были сопоставлены с альтернативными исследованиями аналогичных переменных). Достоверность полученных данных обеспечивалась: опорой на теоретические положения современной психологии; применением валидных и надежных методик психодиагностики; репрезентативностью выборки; статистической значимостью полученных данных.

Однако следует учесть, что обнаруженные сведения могут быть распространены исключительно на выборку молодых людей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Скорее всего, детерминанты субъективного благополучия личности будут различаться не только для разных образовательных систем, но и для других социальных групп, жителей иных стран и носителей других культурных штампов.

В заключении отметим, что открытые закономерности представляют потенциальный интерес для практического применения: при психолого-педагогическом сопровождении студентов-перфекционистов рационально акцентировать внимание на процессе их принятия себя. С большой долей вероятности это позволит учащимся не только отречься от необходимости отвечать завышенным ожиданиям значимых лиц, но и повысит общее качество жизни. Также обнаруженные сведения будут полезны при разработке учебных курсов по психологическим дисциплинам.

Выводы

1. Анализ корреляционных связей позволил обнаружить, что удовлетворенность жизнью достоверно отталкивается от социально-предписанного перфекционизма учащихся, но значимо притягивается к их самоуважению. Следовательно, высокое качество жизни молодежи сопровождается позитивным вниманием к самому себе и безразличием к внешним ожиданиям.

2. Медиаторный анализ данных позволил вскрыть психологический механизм регуляции субъективного благополучия студентов СУЗов, включающий систему из трех переменных. Построение каузальной цепочки, включающей опосредование, позволяет констатировать, что убежденность индивида в необходимости отвечать требованиям значимых других оказывает разрушительное влияние на отношение к своей жизни посредством не уважительного отношения к собственной личности. Эти данные предоставляют обширные возможности для регуляции субъективного благополучия личности.

3. Итоги проведенной научно-исследовательской работы составляют базу для дальнейшего принятия решений о причинно-следственных связях переменных: полученные данные дают научное основание для экспериментальной проверки оптимизирующей роли самоуважения в процессе управления качеством жизни современной молодежи.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.