Статья 'Психологические детерминанты личностных деформаций предпринимателей с разным уровнем успешности' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Психологические детерминанты личностных деформаций предпринимателей с разным уровнем успешности

Ханова Зоя Гаджиалиевна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра общей и социальной психологии, Дагестанский государственный университет

Khanova Zoya Gadzhialievna

PhD in Psychology

associate professor of the Department of General and Social Psychology at Dagestan State University. 

khanova309@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Дата направления статьи в редакцию:

13-07-2017


Дата публикации:

1-12-2012


Аннотация.

В статье дана психологическая характеристика личностным деформациям предпринимателей. Выделены профессиональные личностные деформации, в состав которых может быть включена личностная деформация предпринимателя. Рассматриваются виды профессиональных деформаций, которые затрагивают ключевые параметры деятельности специалиста определенного профиля деятельности. Представлена сравнительная характеристика психических особенностей предпринимателей с разным уровнем успешности.Раскрывается разнообразие психологических барьеров, для достижения предпринимательской успешности и развития предпринимательства в целом. Рассматриваются психологические факторы, которые способствуют возникновению профессиональных деформаций в среде отечественных предпринимателей.

Ключевые слова: психология, уровень, успешность, деятельность, личность, субъект, деформации, детерминанты, профессионализм, развитие

Abstract.

The author of the article provides a psychological description of personal deformations of entrepreneurs. The author describes professional personal deformations which can be included in the presonal deformation of an entrepreneur. The author also considers the main forms of professional deformations that affect the key parameters of a specialist's activity and compares mental features of entrepreneurs of different success rate. 
The author also describes various psychological barriers on the path to entrepreneurial activity and development of entrepreneurship in general. The author considers psychological factors causing professional deformations among Russian entrepreneurs.

Keywords:

psychology, level, success, activity, personality, subject, deformation, determinants, professionalism, development

Проблема профессиональных деформаций изучается в отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследованиях. Ее рассмотрение находится на сфере пересечения ряда дисциплин, начиная от социологии, педагогики, психологии (общей, педагогической, возрастной, психологии труда) до медицины и физиологии. Это обусловлено как многофакторной природой профессиональной деформации, так и широким спектром ее последствий (социальные, психологические, влияние на здоровье и т.д.).

Обращаясь к установлению значения искомого понятия, следует указать, что оно происходит от латинского слова «deformatio», которое имеет два значения: 1) искажение, обезображивание; 2) формирование, придание формы. В русском языке оно обычно употребляется в первом негативном значении. Словосочетание «профессиональная деформация» используется для обозначения тех негативных изменений, которым подвергается субъект в ходе выполнения им профессиональной деятельности.

Устанавливая место феномена профессиональной деформации в структуре психических феноменов, отметим, что с психологической точки зрения он является частью такого общего явления как профессиональная деструкция (Маркова А.К., Зеер Э.Ф.).

В трактовке Э.Ф. Зеера, профессиональные деструкции представляет собой изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.[6]

Согласно выводам А.К. Марковой, профессиональная деструкция может проявляться через профессиональные деформации личности. [8]

В качестве предмета научного исследования феномен профессиональной деформации личности выступил в 20-е гг. ХХ столетия. Первое определение профессиональной деформации личности было предложено П.А. Сорокиным, понимавший под данным феноменом «всякий неизбежный отпечаток на личность человека, долгое время занимающегося профессиональным видом труда». Им же была предложена первая программа (социологическая) изучения профессиональных деформаций.

Сам феномен профессиональной деформации, подвергнувшись интенсивному изучению, в настоящее время понимается, исходя из нескольких научных позиций, систематизированных Н.В. Гордиенко. [3]

Негативная роль чрезмерного и хронического напряжения в возникновении профессиональной деформации личности отстаивается в концепции профессионального стресса. Согласно высказываемым в рамках данной концепции позициям, в целостный синдром профессиональной деформации постепенно складываются различные формы негуманного отношения к людям, выступающими объектами профессиональной деятельности, потеря желания вкладывать усилия на рабочем месте и другие негативные изменения личности. Их результатом является выработка личностных механизмов защиты от производственных стрессов. В качестве же центрального источника стресса, способствующего возникновению профессиональной деформации личности, позиционируется несоответствие между профессионально-организацион­ными требованиями и личностными ресурсами работника.

В рамках деятельностного подхода и социально-психологической теории ролей отстаивается позиция, согласно которой основной механизм профессиональной деформации заключается в отождествлении человеком своего «Я» с профессиональной ролью.

Несколько другую позицию отстаивают сторонники личностно-деятельностного, экзистенциального и гуманистического подходов. Они считают, что деструктивная или продуктивная реализация себя субъектом в труде целиком зависит от избираемой им на личностном уровне жизненной и профессиональной позиции. Само профессиональное развитие диалектично по своей природе и может осуществляться как в форме прогрессивного развития, так и в форме потери, т.е. регресса. В качестве результата данного процесса и выступает образование профессиональных деформаций.

Представители психоаналитического научного направления считают, что выбор позиции личности имеет глубокие корни, а именно, он прослеживается вплоть до генетически заложенных особенностей психофизической организации индивида. Ничто в его жизни не может быть случайным, всё имеет свою причину. Каждое случающееся с человеком событие вызывается складывающимися у него сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Вместе с тем, представители психоаналитического подхода оставляют надежду в преодолении профессиональных деформаций, основанную на том, что психологическим трудностям могут противостоять психологические механизмы.

Обнаруженное нами многообразие точек зрения на природу и сущность профессиональной деформации личности можно объяснить исходной сложностью, многомерности личности, у которой они формируются. В силу этого различные концепции охватывают своей интерпретацией разные грани многостороннего процесса образования профессиональной деформации. Отсюда образуется значительный разнобой в получаемых исследователями данных о содержательных, структурных и динамических особенностях профессиональной деформации, а также об их оценке и возможных путях профилактики и преодоления.

Несмотря на значительное расхождение содержательного понимания, в самом общем виде понятие «профессиональная деформация» характеризует регрессивное профессиональное развитие.

Важным в изучении профессиональной деформации являются вопрос о причинах возникновения разнообразных проявлений профессиональных деформаций. Анализ исследований, касающихся данного вопроса, позволяет прийти к выводу об отсутствии единой точки зрения по поводу факторов, обусловливающих профессиональную деформацию.

В качестве доминирующего фактора развития профессиональной деформации может рассматриваться несоответствие индивидуально-психологических особенностей личности уровню требований, предъявляемых служебной деятельностью. Данной позиции придерживаются представители следующего подхода к объяснению причин профессиональных деформаций. Ключевой позицией для них выступает предположение о том, что развитие профессиональной деформации обусловливается индивидуально-психологическими особенностями субъекта некоторой сферы профессиональной деятельности.

Может быть также выделен подход, которому соответствует представление о профессиональной деформации как результате взаимного влияния профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей личности. Представители данного подхода предполагают, что сочетание определенных групп качеств личности при столкновении с неблагоприятными воздействиями ряда факторов деятельности и окружающей среды, обусловливает высокую вероятность развития у субъекта определенной профессиональной деформации.

Используя данные, имеющиеся в первоисточниках, всю совокупность факторов, детерминирующих профессионально обусловленную деформацию личности специалиста, можно условно разделить на три группы: субъективные, объективные и объективно-субъективные факторы.

Субъективные факторы обусловлены индивидуально-психологически­ми особенностями и особенностями социализации личности специалиста, которые проявляются во взаимодействии с содержанием, условиями и продолжительностью выполнения профессиональной деятельности.

Объективные факторы связаны с особенностями социально-экономической ситуации и социально-профессиональной среды, имиджем и характером профессии, организацией труда специалиста, качеством управления. К ним можно отнести специфику деятельности, связанную как с проблемами субъектов общения и взаимодействия профессионала, так и с условиями осуществления самой профессиональной деятельности.

Объективно-субъективные факторы порождаются системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. Данные факторы объединяют причины, вызванные дисбалансом личностного и профессионального развития. Выделенные факторы имеют различные механизмы формирования и соответственно степень влияния на личность в каждом конкретном случае.

Установлено, что главным фактором развития профессиональных деформаций является сама профессиональная деятельность. Профессиональные деформации нарушают целостность личности профессионала, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. Вместе с тем, следует учитывать то, что трудовая деятельность способствует формированию одних личностных качеств и свойств, блокируя другие, и создавая тем самым своеобразный ансамбль профессионально обусловленных качеств личности. [6]

По сути, профессионализация способствует осуществлению двух процессов – положительных и негативных личностных изменений, которые выступают как две неразрывные стороны единого «процесса (де)формирования».

Изменение человека в процессе профессионального развития происходят в зависимости от перехода на последующий этап профессионального развития. Данный переход подразумевает генезис человеческой личности в профессиональной деятельности и рассматривается как развитие, обогащение. Однако преодоление каждого из этапов профессионального развития предполагает и умаление, деградацию, деформированное существование. Определенные условия ее реализации «инициируют» возникновение именно к деструктивным изменениям личности, т.е. к ее профессиональной деформации.

Причинами неизбежности профессиональной деформации как негативного процесса являются: последствия рабочих стрессов, следствия неадекватной жизненной и профессиональной позиции личности, результаты развертывания в условиях профессиональной деятельности уже существующих предпосылок к профессиональной деформации. Как частный случай, многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности ввиду постоянной эксплуатации способствует их интенсификации и постепенному перерождению в деформации. Проявляется профессиональная усталость, обеднение умений и навыков, снижение работоспособности, появление профессионально нежелательных качеств.

К настоящему времени выявлен ряд характерных особенностей феномена профессиональной деформации.

В литературе отмечается, что профессиональная деформация развивается постепенно. Она может возникнуть уже на этапе обучения. В силу того, что уже выделены можно определенные индивидуальные склонности к развитию определенных форм профессиональной деформации (в частности, свойства нервной системы), следовательно, она не является обязательным итогом профессионального развития в определенных профессиях.

Важно также учитывать, что профессиональная деформация может затрагивать не всю индивидуальность человека, а проявляться фрагментарно, в виде некоторого искажения личностных и поведенческих особенностей. Например, она может обнаруживаться только особенностями поведения в быту. Кроме того, фрагментарность профессиональной деформации заключается в присущем ей временном характере и разной степени выраженности. Временный характер профессиональной деформации может обусловливаться актуализацией некоторых неблагоприятных для человека условиями профессиональной деятельности. Соответственно, возникновение деформации связано с критическими периодами профессионализации человека, с его отношением к этим периодам и со способами преодоления профессиональных кризисов.

Профессиональная деформация – это неоднородный феномен. Они могут проявляться в разных психических сферах человека – когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной и других сферах.

К ярким проявлениям профессиональных деформаций в эмоциональной сфере относятся, в частности, явления эмоционального истощения и выгорания, ущербной профессиональной позиции, астении, пассивности, стагнации.

Первые представления об эмоциональном выгорании появились в работах зарубежных психологов. К настоящему времени он изучен на базе различных профессиональных групп. В частности, данный феномен исследовался отечественными психологами у педагогов, медицинских работников, социальных работников; управленцев, торгового персонала, менеджеров, психологов, сотрудников правоохранительной сферы и т.д.

Для понимания искомого феномена используем его трактовку, предложенную в работах В.В. Бойко. Автор указывает, что эмоциональное выгорание представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. [2]

С психологической точки зрения, «выгорание» является в определенной степени функциональным стереотипом, т.к. позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут проявляться негативные или дисфункциональные последствия, при которых «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении субъектом своей профессиональной деятельности.

Согласно современным психологическим интерпретациям, явление эмоционального выгорания, присущее лицам, работающим в социальной сфере, вырабатывается как реакция человека на постоянные стрессовые раздражители в ситуации профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов.

В самой общей трактовке, эмоциональное выгорание наступает тогда, когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), что приводит к нарушению сформировавшегося у человека состояния равновесия.

Будучи динамическим процессом, эмоциональное выгорание возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. При эмоциональном выгорании проявляются все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение, которое создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; 2) резистенция, то есть сопротивление, при котором человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение, связанное с оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, наступающим вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Уже психическое содержание фаз развития выгорания показывает, что оно представляет собой синдром, то есть объединяет совокупность отдельных симптомов. Он проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, чувство эмоционального истощения, изнеможения. Человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, негативное самовосприятие, утраты веры в собственные силы и др. Наблюдаются явления дегуманизации и деперсонализации; увеличение числа конфликтов с партнерами по общению. В профессиональном плане обнаруживается недостаток чувства профессионального мастерства. Все названные признаки являются проявлением более обширной проблемы профессиональной деформации личности специалиста. Соответственно, изучение особенностей синдрома «эмоционального выгорания» позволяет детализировать проявление профессиональных деформаций личности.

Особое внимание в психологии уделяется деформациям, которые обнаруживаются в смысловой сфере профессионала.

В интеллектуальной сфере проявлением профессиональной деформации также является комплекс признаков. Чаще всего отмечается постепенная утеря способности самостоятельно мыслить, принимать верные решения в незнакомой, нестандартной ситуации, нешаблонно мыслить и действовать, пропадает желание и способность самостоятельно учиться, повышать свой профессиональный уровень, растет желание мелочной регламентации своих действий со стороны руководства, пропадает инициатива. В то же время может наблюдаться явное преувеличение своих знаний и умений, значения своего профессионального опыта. В итоге теряется способность к правильной самооценке.

Негативные проявления профессиональных деформаций не могут не влиять на возможности специалиста: сужаются профессиональные знания, навыки и умения, теряется способность к их пополнению, развивается формальное отношение к своей работе, человек явно стремится избежать ответственности. Все это может сопровождаться явным преувеличением своей роли в общем деле, формальными отношениями с коллегами, преувеличенным вниманием к формальной атрибутике своей результативности. Иногда бывает наоборот – человек замыкается, уходит в себя, старается стать незаметным и в деле и в коллективе.

В целом, профессиональная деформация представляет собой обусловленную взаимодействием длительного выполнения профессиональной деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности совокупность психологических изменений субъекта профессиональной деятельности, затрагивающих его нравственные и эмоциональные характеристики, познавательную сферу и негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. [7]

Конкретизируя негативное влияние профессиональной деформации, отметим, что на личностном уровне происходят следующие изменения: снижение мотивации к труду, искажение Я-концепции, деформация смыслового восприятия других людей (клиентов, коллег, членов семьи) и ценностных установок по отношению к ним вплоть до эмоционально-нравственной деградации. Негативные явления затрагивают инструментально-исполнительную сферу личности: снижается аккуратность, дисциплинированность, ответственность и т.д. Деформации приводят и к негативным проявлениям в психофизической сфере: к формированию состояний чрезмерной напряженности, или, наоборот, астенических состояний, вплоть до ущерба здоровью.

Одной из основных особенностей выступает то, что явление профессиональной деформации всегда связано с влиянием профессиональной деятельности. Именно профессиональная деятельность оказывает наиболее мощное деформирующее воздействие на личность работника, по сравнению с непрофессиональными видами деятельности, и приводит к неслучайным, но закономерным различиям в типах личности.

В каждой группе профессий существуют свои комплексы психотравмирующих факторов и последствий формирования профессиональных деформаций, которые могут быть общими для профессий с общими признаками и специфичными для отдельно взятой профессии и специализации.

Применительно к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует широкая группа профессий, в наибольшей степени подверженная профессиональным деформациям. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, это представители профессий типа «человек – человек», то есть профессии социальной сферы: образования, медицины, правоохранительных органов, государственного управления, сферы обслуживания, социальной защиты населения и другие.

Профессиональные деформации специалиста, как показали проведенные исследования, обладают специализацией своих признаков, обусловленной особенностями конкретного вида выполняемой деятельности.

Однако характер деформации может определить не только профессия. Некоторые исследователи указывают на подобное влияние, оказываемое высоким должностным положением. Так, согласно указанию Р.М. Грановской, обладание властью может приводить к деформации, когда отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика. [4]

Общим выводом является то, что наиболее разрушительны те виды профессиональных деформаций, которые затрагивают ключевые параметры деятельности специалиста определенного профиля деятельности.

Под профессиональной деформацией предпринимателя далее нами будет пониматься изменение его профессионального развития, имеющее характер регресса индивидных, личностных и субъектных характеристик и проявляющееся в профессиональной и непрофессиональной сферах.

Возникновению профессиональных деформаций в среде отечественных предпринимателей могут способствовать особенности современной социореальности, в которой они осуществляют свою деятельность. В частности, к ее негативным особенностям О.А. Басова отнесла: негативное отношение к предпринимательству широкого социума (общественное мнение), отношения внутри бизнес-сообщества, осложненные высокой конкуренцией, давлением и вмешательством со стороны государства, в лице конкретных ведомств и чиновников, проводящих контроль. [1]

Среди наиболее негативных проявлений профессиональной деформации личности предпринимателя в настоящее время выделяют деформации их личностно-смысловой сферы.

Результаты исследования О.А. Басовой показали, что деформации личностно-смысловой сферы предпринимателя способствуют закреплению безответственных форм поведения, и искажению социальной функции предпринимательской деятельности. Установлено, что они ведут к появлению негативных установок и клише, определяющих смысловой, предметный и стилевой аспекты поведения псевдопредпринимателя. [1]

Достаточно часто профессиональные деформации предпринимателя проявляются в форме его негативного отношения к человеку. В основе данной деформации лежит повторяющийся опыт разочарований в межличностном взаимодействии, в частности, с потребителями или клиентами. Негативное отношение к человеку выступает в качестве защитной стратегии, побуждающей предпринимателя к закрытости, высокому самоконтролю в области межличностных отношений, недоверию и предвзятости.

В качестве одного из факторов обуславливающих деформации личности предпринимателя и его деятельности признается характерное для российской ментальности специфически негативное отношение к предпринимательству и бизнесу в целом, что создает дополнительные проблемы идентификации предпринимателей, с одной стороны, и лишает их широкой социальной поддержки, с другой.

Отсутствие у предпринимателей опоры в широком социуме в значительной степени препятствует развитию у них социальной ответственности. Это проявляется в его постоянном социальном отвержении, гипертрофированном внешнем контроле, который предполагает санкции, имеющие серьезные последствия для жизни, такие как разорение, потеря бизнеса, уголовное преследование.

Выявленная тенденция может выступать серьезным барьером в развитии отечественного предпринимательства, так как противоречит его сути состоящей в открытости обществу, человеку, и направленности на усовершенствование бытийной стороны жизни, удовлетворение человеческих потребностей.

Вообще же, психологические барьеры в общем смысле рассматриваются в качестве реакции человека на объективные трудности и внешние препятствия. По существу, они представляют собой субъективизированное отражение проблемной ситуации с точки зрения ее потенциальной угрозы в виде синдрома страха.

В предпринимательской деятельности выделяется достаточное разнообразие психологических барьеров. Е.П. Ермолаева предлагает следующую их типологию:

1. Барьеры «личной инициативы». Охватывают проблемы, связанные с трудностями проявления индивидуализма и реализации «духа предпринимательства», сопротивлением изменениям, оспариванием приоритета «личного блага», способности к саморазвитию.

2. Барьеры «ложной установки». Содержат все аспекты социального и личного «мифотворчества» по поводу предпринимательства, ценности труда, материального блага и т.д., а также противоречия сознания, свойственные переходным ситуациям.

3. Барьеры автономности. Их взаимосвязанные стороны: незащищенность личности (правовая и социальная); синдром «зависимости» (в том числе в принятии решений).

4. Барьеры достижения. Содержат аспекты, связанные с мотивацией достижения, стремлением к успеху, трудностями в реализации принятых решений, в том числе: проблемы неадекватного прогнозирования, недостаточной скорости принятия решений и реагирования на ситуацию, неумения своевременно отказаться от неверного решения, отсутствием вариативности в решениях и поведении.

5. Барьеры риска. Содержат рациональный (взвешенный риск) и эмоциональный (ответственный риск) аспекты.

6. Барьеры коммуникации. Отражают препятствия на пути информационной доступности и проблемы доверия в деловом общении.

7. Барьеры восприимчивости к новому. Отражают профессиональный догматизм, «узость» образования, неприятие новых идей и способов поведения. [5]

В целом, психологические барьеры предпринимательской деятельности могут быть объединены в следующие группы: когнитивные (ригидность мышления, недостаточность образования, неприятие новых идей), эмоционально-волевые (неспособность адекватно реагировать на ситуацию, трудности выбора решения), ценностно-смысловые (ложные ценности, негативное отношение, избегание ответственности) и коммуникативные (неспособность к построению делового общения).

Следует учитывать, что при формировании барьера участвует как минимум два фактора: внешняя среда (окружение) и сам субъект деятельности (его личностные особенности). Ученые отмечают, что профессионально-личностные деформации на субъективном уровне достаточно трудно распознаются и признаются человеком, т.к. личности свойственно стремиться сохранять базовую систему моделей, доказавшую свою адекватность внешнему миру. При этом напряженность и неприятие собственных негативных проявлений нарастает вместе с их тяжестью.

В силу названной особенности, а также внутренне присущим ей особенностям, профессиональная деформация личности чрезвычайно трудно поддается коррекции. Соответственно, профессиональную деформацию проще предотвратить, чем бороться с ней. В связи с этим становятся особенно острыми задачи своевременного выявления предпосылок возникновения профессиональных деформаций у субъектов предпринимательской деятельности и разработки подходов их психологического сопровождения. Своевременное психологическое сопровождение развития личности предпринимателя рассматривается неотъемлемой и основной частью процесса профилактики профессиональной деформации.

С учетом того, что в подвыборке высоко успешных предпринимателей с деформацией когнитивной сферы оказались связанными дистанцирование, эмоциональная возбудимость, темп реакций, любознательность, потребность в познании и активность, можно выделить общие и специфические характеристики, связанные с ее проявлениями.

К общей характеристике, связанной с проявлениями деформации когнитивной сферы предпринимателей вне зависимости от уровня их успешности, относится высокая эмоциональная возбудимость, низкий уровень любознательности и потребности в познании, а также развитая стратегия «дистанцирование».

К специфическим характеристикам, связанным с проявлениями деформации когнитивной сферы высоко успешных предпринимателей, относятся высокий темп реакции и активность. Можно предположить, что данные характеристики высоко успешных предпринимателей в какой-то мере «компенсируют» имеющиеся у них деформации когнитивной сферы, что позитивно сказывается на уровне их профессиональной успешности.

К специфическим характеристикам, связанным с проявлениями деформации когнитивной сферы мало успешных предпринимателей, относятся: недостаточная спонтанность, гибкость в общении, воображение, креативность, экстернальность, стратегии совладания типа «самоконтроль» и «конфронтационный копинг», склонность к риску, контактность. С учетом того, что связи рассматриваемой деформации с названными качествами личности носят обратный характер, можно предположить, что не достаточное развитие данных характеристик оказывает неблагоприятное влияние на уровень профессиональной успешности рассматриваемых предпринимателей.

Как и в подвыборке высоко успешных, в подвыборке мало успешных предпринимателей достаточно значительное выражение обнаружили деформации эмоциональной и смысловой сферы личности.

Наиболее распространенным проявлением деформации эмоциональной сферы личности мало успешных предпринимателей выступила эмоциональная неустойчивость, обнаруженная у 54,4 % сформированной подвыборки. Достаточно распространенным в ней оказалось также эмоциональное истощение, характерное для 50,0 % подвыборки мало успешных предпринимателей.

На подвыборке мало успешных предпринимателей были установлены связи проявлений деформации эмоциональной сферы со следующими характеристиками личности: с развитым конфронтационным копингом, темпом реакции, эмоциональной возбудимости и спонтанности, но низким уровнем любознательности, экстраверсии, самопонимания и самоконтроля.

Если сравнить психические характеристики, с которыми связана деформация эмоциональной сферы высоко и мало успешных предпринимателей, то в качестве общих характеристик можно назвать эмоциональную возбудимость и самоконтроль. Соответственно, развитие навыков эмоциональной саморегуляции может сыграть позитивную роль в преодолении деформации эмоциональной сферы личности как высоко, так и мало успешных предпринимателей.

Остальные характеристики связаны со спецификой проявления деформации эмоциональной сферы у высоко и мало успешных предпринимателей. У высоко успешных предпринимателей к специфическим характеристикам, сопровождающим проявления деформации эмоциональной сферы, относятся высокие значения принятия ответственности и мотивации на неудачу, ориентация на самого себя и низкий уровень развития таких психических образований как мотивация на успех, автономность, креативность, склонность к риску и планирование решения проблем. Специфическими характеристиками, связанными с проявлениями деформации эмоциональной сферы у мало успешных предпринимателей, выступают: развитость конфронтационного копинга, темпа реакции, спонтанности, но низкий уровень любознательности, экстраверсии, самопонимания.

Подводя промежуточные итоги, отметим, что личностные деформации представляют собой феномен, который с высокой вероятностью формируется под влиянием особенностей профессиональной деятельности. Это позволяет выделять так называемые профессиональные личностные деформации, в состав которых может быть включена личностная деформация предпринимателя.

Личностные деформации предпринимателя представляют собой сложное образование, включающее негативные изменения на когнитивном, эмоциональном, ценностно-смысловом и коммуникативном уровнях психической организации. Личностные деформации выступают психологическим барьером для достижения предпринимательской успешности и развития предпринимательства в целом.

Обобщая выявленные связи личностных характеристик предпринимателей с проявившимися у них личностными деформациями, отметим, что наибольшее количество связей (более двух) с деформациями личности высоко успешных предпринимателей обнаружила эмоциональная возбудимость, мало успешных – контактность и дистанцирование. Именно эти характеристики относим к специфическим психологическим детерминантам деформации личности предпринимателей с соответствующим уровнем успешности.

Отметим, что любые характеристики, связанные с проявлениями деформаций личности предпринимателей, могут рассматриваться в качестве их детерминант только в том случае, если их изменение приведет к изменению уровня личностной деформации предпринимателя. Чтобы подтвердить детерминирующую природу выделенных психических характеристик для личностных деформаций предпринимателей, нами был разработан и реализован формирующий эксперимент.

Итак, психологическими детерминантами деформации личности предпринимателей с разным уровнем успешности выступают недостаточная развитость познавательной активности, коммуникативных способностей, навыков психической саморегуляции и несформированность позитивного образа Я. На экспериментальной основе было подтверждено, что целенаправленное совершенствование данных характеристик позволяет оказать позитивное влияние на состояние деформации личности предпринимателей с разным уровнем успешности. Тем самым выдвинутая нами гипотеза была доказана, а цель исследования – достигнута.

Библиография
1.
Басова, О.А. Представленность ответственности в смысложизненных стратегиях предпринимателей / О.А. Басова // Российский психологический журнал. – 2008. – №2. – Т.6. – С.126-128.
2.
Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272с.
3.
Гордиенко, Н.В. Профессиональные деформации личности как результат развертывания существующих предпосылок в условиях профессиональной деятельности / Н.В.Гордиенко // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – №6 (13). – Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе,2008. – С.20-28.
4.
Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. 2-е изд., испр. и доп. – Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1988. – 564с.
5.
Ермолаева, Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров / Е.П. Ермолаева. – М.: Издательский центр «Академия», ИПРАН, 1996. – 76с.
6.
Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: Учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240с.
7.
Ионова, И.В. Теоретические подходы к изучению профессиональной деформации сотрудников ОВД / И.В. Ионова // Вестник Тамбовского университета им. Г.Р. Державина. – 2007. – Выпуск 9 (53). – С.58-64.
8.
Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308с.
References (transliterated)
1.
Basova, O.A. Predstavlennost' otvetstvennosti v smyslozhiznennykh strategiyakh predprinimatelei / O.A. Basova // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. – 2008. – №2. – T.6. – S.126-128.
2.
Beznosov, S.P. Professional'naya deformatsiya lichnosti / S.P. Beznosov. – SPb.: Rech', 2004. – 272s.
3.
Gordienko, N.V. Professional'nye deformatsii lichnosti kak rezul'tat razvertyvaniya sushchestvuyushchikh predposylok v usloviyakh professional'noi deyatel'nosti / N.V.Gordienko // Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii. – 2008. – №6 (13). – Pyatigorsk: Institut regional'nykh problem rossiiskoi gosudarstvennosti na Severnom Kavkaze,2008. – S.20-28.
4.
Granovskaya, R.M. Elementy prakticheskoi psikhologii / R.M. Granovskaya. 2-e izd., ispr. i dop. – L.: LGU im. A.A. Zhdanova, 1988. – 564s.
5.
Ermolaeva, E.P. Predprinimatel'stvo: samodiagnostika i preodolenie psikhologicheskikh bar'erov / E.P. Ermolaeva. – M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya», IPRAN, 1996. – 76s.
6.
Zeer, E.F. Psikhologiya professional'nykh destruktsii: Ucheb. posobie dlya vuzov / E.F. Zeer, E.E. Symanyuk. – M.: Akademicheskii proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2005. – 240s.
7.
Ionova, I.V. Teoreticheskie podkhody k izucheniyu professional'noi deformatsii sotrudnikov OVD / I.V. Ionova // Vestnik Tambovskogo universiteta im. G.R. Derzhavina. – 2007. – Vypusk 9 (53). – S.58-64.
8.
Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma / A.K. Markova. – M.: Znanie, 1996. – 308s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"