Статья 'Понятие стандарта потребительского поведения в рыночной экономике' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Понятие стандарта потребительского поведения в рыночной экономике

Тарасова Татьяна Викторовна

аспирант, кафедра Экономической социологии и маркетинга, Московский Государственный Университет им. Ломоносова

-

Tarasova Tat'yana Viktorovna

tarasova.tatiana@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0684.2013.7.9107

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-3.23076923077-2013


Аннотация: Cтатья посвящена изучению потребительского поведения через категорию стандарта потребления, как совокупности воспроизводящихся потребительских практик, присущих определенным социальным группам. Потребление рассматривается как социально-культурный феномен в его конкретно-историческом контексте; его центральным элементом является извлечение полезных свойств потребительских благ в целях удовлетворения личных потребностей. В статье рассматривается трехступенчатая модель стандартов потребительского поведения, отражающая механизм формирования и взаимообусловленность традиционных, конструируемых и фактических потребительских стандартов. Анализируются определения потребительских стандартов, существующие в современной науке. Особое внимание уделяется концепции когнитивного маркетинга, в рамках которой потребительский стандарт формируется на основе технологии потребления и является промежуточным звеном в становлении потребительской культуры. На основе трехступенчатой модели и существующих определений, формулируется понятие стандарта потребления с точки зрения социологического подхода к изучению потребительского поведения, анализируются его основные элементы, такие как стереотипы, мода, образ жизни, стиль и структура потребления, потребительские нормы и нормативы. В заключении выделяются специфические характеристики стандарта потребительского поведения как категории социологии.


Ключевые слова:

стандарты потребления, потребительское поведение, стереотипы потребления, образ жизни, мода, стиль потребления, структура потребления, нормы потребления, стиль жизни, когнитивный маркетинг

Библиография
1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000
2. Бурачас А.И. Моделирование личных расходов в развитых капиталистических странах. М.: Наука, 1975
3. Верховин В.И. Экономическая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2006
4. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. 2-е изд. – СПб: Питер, 2004
5. Гурова О.Ю. Социология моды: обзор классических концепций // Социологические исследования. № 8. 2011. – С. 72-82
6. Долгих Т.В., Логачев В.А. Потребительский стандарт среднего класса (опыт контент-анализа) // Социологические исследования. № 11. 2006. – С. 138-141
7. Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы. Разрыв: реклама, разрушающая общепринятое. – СПб: Питер, 2002
8. Иванов Д.В. Гламурный капитализм: логика «сверхновой экономики» // Вопросы экономики. № 7. 2011. – С. 44-61
9. Ильин В.И. Мода как социальный феномен [Электронный ресурс] // URL: http://consumers.narod.ru/lections/fashion.html
10. Ильин В.И. Образ и стиль потребления [Электронный ресурс] // URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/constyle.html
11. Ильин В.И. Поведение потребителей. – СПб: Питер, 2000
12. Килошенко М.И. Мода и социальное поведение личности / Килошенко М.И. Психология моды: учебное пособие для вузов. 2-изд. – М.: Оникс, 2006
13. Колесникова А.Ю. Модели поведения потребителей: возможности прогнозирования спроса // Сборник научных трудов НГТУ. 2010. № 1(59). – С. 117-122
14. Ланкастер К. Перемены и новаторство в технологии потребления // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000
15. Лежнина Ю.П. Особенности потребительского поведения состоятельных россиян // Мир России. №1. 2006. – С. 101-126
16. Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили – взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ/ Под ред. Либина А.В. – М.: Смысл, 1998
17. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
18. Федеральный закон «О техническом регулировании», № 184-ФЗ от 27 декабря 2002
19. Юлдашева О.У. Когнитивный маркетинг: от продвижения продуктов к продвижению технологий потребления. Часть 1,2 // Маркетинговые коммуникации № 5 (23), №6 (24), 2004. – С. 36-40, С. 11-18
20. Юлдашева О.У. Когнитивный подход к формированию потенциального спроса на товары и услуги фирмы // Вестник СПбГУ. Сер 8. Вып. 3. 2006. – С 130-149
References
1. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar'. 2-e izd. M.: Bol'shaya Rossiiskaya entsiklopediya, 2000
2. Burachas A.I. Modelirovanie lichnykh raskhodov v razvitykh kapitalisticheskikh stranakh. M.: Nauka, 1975
3. Verkhovin V.I. Ekonomicheskaya sotsiologiya: Uchebnoe posobie dlya vuzov. – M.: Akademicheskii proekt, 2006
4. Gofman A.B. Moda i lyudi: Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya. 2-e izd. – SPb: Piter, 2004
5. Gurova O.Yu. Sotsiologiya mody: obzor klassicheskikh kontseptsii // Sotsiologicheskie issledovaniya. № 8. 2011. – S. 72-82
6. Dolgikh T.V., Logachev V.A. Potrebitel'skii standart srednego klassa (opyt kontent-analiza) // Sotsiologicheskie issledovaniya. № 11. 2006. – S. 138-141
7. Dryu Zh.-M. Lomaya stereotipy. Razryv: reklama, razrushayushchaya obshcheprinyatoe. – SPb: Piter, 2002
8. Ivanov D.V. Glamurnyi kapitalizm: logika «sverkhnovoi ekonomiki» // Voprosy ekonomiki. № 7. 2011. – S. 44-61
9. Il'in V.I. Moda kak sotsial'nyi fenomen [Elektronnyi resurs] // URL: http://consumers.narod.ru/lections/fashion.html
10. Il'in V.I. Obraz i stil' potrebleniya [Elektronnyi resurs] // URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/constyle.html
11. Il'in V.I. Povedenie potrebitelei. – SPb: Piter, 2000
12. Kiloshenko M.I. Moda i sotsial'noe povedenie lichnosti / Kiloshenko M.I. Psikhologiya mody: uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-izd. – M.: Oniks, 2006
13. Kolesnikova A.Yu. Modeli povedeniya potrebitelei: vozmozhnosti prognozirovaniya sprosa // Sbornik nauchnykh trudov NGTU. 2010. № 1(59). – S. 117-122
14. Lankaster K. Peremeny i novatorstvo v tekhnologii potrebleniya // Vekhi ekonomicheskoi mysli. Teoriya potrebitel'skogo povedeniya i sprosa. T.1. / Pod red. V.M. Gal'perina. SPb.: Ekonomicheskaya shkola, 2000
15. Lezhnina Yu.P. Osobennosti potrebitel'skogo povedeniya sostoyatel'nykh rossiyan // Mir Rossii. №1. 2006. – S. 101-126
16. Leont'ev D.A. Individual'nyi stil' i individual'nye stili – vzglyad iz 1990-kh // Stil' cheloveka: psikhologicheskii analiz/ Pod red. Libina A.V. – M.: Smysl, 1998
17. Rossiiskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya/ Pod obshchei redaktsiei akademika RAN G.V.Osipova, 1998
18. Federal'nyi zakon «O tekhnicheskom regulirovanii», № 184-FZ ot 27 dekabrya 2002
19. Yuldasheva O.U. Kognitivnyi marketing: ot prodvizheniya produktov k prodvizheniyu tekhnologii potrebleniya. Chast' 1,2 // Marketingovye kommunikatsii № 5 (23), №6 (24), 2004. – S. 36-40, S. 11-18
20. Yuldasheva O.U. Kognitivnyi podkhod k formirovaniyu potentsial'nogo sprosa na tovary i uslugi firmy // Vestnik SPbGU. Ser 8. Vyp. 3. 2006. – S 130-149
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.