Статья 'Проведение свободного времени и досуга городскими жителями Каракалпакстана в 1960-1980 годы.' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Проведение свободного времени и досуга городскими жителями Каракалпакстана в 1960-1980 годы

Сейдаметова Гульнара Утарбаевна

кандидат исторических наук

Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

230100, Узбекистан, Республика Каракалпакстан, г. Нукус, 23 микрорайон, 1/23

Seydametova Gulnara Utarbaevna

PhD in History

PhD , Department of History of Uzbekistan and Karakalpakstan, Berdakh Karakalpaksky State University

230100, Uzbekistan, respublika Karakalpakstan, g. Nukus, 23 mikroraion, d. 1/23, kv. 33

g_seydametova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0684.2020.1.32738

Дата направления статьи в редакцию:

26-04-2020


Дата публикации:

17-06-2020


Аннотация: Работа посвящена одному из важных вопросов изучения повседневности городского населения — организации досуга населения в городах Каракалпакстана в 1960-1980 гг. На основе научного анализа обобщен опыт организации досуга в республике, определены формы его развития, закономерности и особенности, изучение региональных особенностей развития организации досуга в исследуемый период в городах Каракалпакстана в период с 1960–1980 гг. Кроме того, работа базируется на принципах критической интерпретации источников, систематизации и сравнительном анализе данных. Методология работы построена на локальном материале. Использование локального подхода предполагает концентрацию внимания на особенностях развития проблем организации досуга конкретного региона, в данном случае Каракалпакстана в указанный период. Научная новизна исследования заключается в том, что в ней впервые в отечественной историографии осуществлен анализ истории организации досуга населения в городах Каракалпакстана в период 1960-1980 гг., на основе изучения архивных и статистических данных. На основе подробной статистики рассмотрены основные формы проведения досуга населения региона, а также перспективы ее развития в Каракалпакстане.


Ключевые слова:

досуг населения, театр, дом культуры, телевидение, отдых, радио, место отдыха, население, Нукус, Каракалпакстан

Abstract: This article is dedicated to one of the important questions of studying the everyday life of urban population – organization of leisure in the cities of Karakalpakstan during the 1960’s – 1980’s. Based on the scientific analysis, the author generalized the experience in organization of leisure on the republic, as well as determent its development trends, patterns and peculiarities, regional specificities of organization of leisure in the cities of Karakalpakstan in the period from 1960’s to 1980’s. The work leans on the principles of critical interpretation of sources, systematization, and comparative data analysis. Research methodology is structured on the local material. The application of local approach suggests focusing attention on the peculiarities of problems pertaining to organization of leisure in a specific region, in this case – the Republic of Karakalpakstan for the indicated period. The scientific novelty consists in conducting the first within national historiography analysis of the history of organization of leisure for urban population of Karakalpakstan during the 1960’s – 1980’s. The detailed statistics allows examining the main forms of spending leisure time by the regional population, as well as its development prospects in the Republic of Karakalpakstan.


Keywords:

leisure of population, theatre, house if culture, television, leisure, radio, resort, population, Nukus, Karakalpakstan

Досуг или свободное время было предназначено для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных потребностей. В изучаемый нами период проблема досуга жителей городов Каракалпакстана имела черты, присущие всем народностям страны. Но вместе с тем, имела некоторые национальные особенности.

Прежде, чем приступим к изложению проблемы досуга городского населения Каракалпакстана, хотелось бы определиться с самим понятием «досуг». Историк, С.Ю. Малышева говоря о возникновении понятия, отмечает «представления о досуге как «времени отдыха», «праздном времени» связано с технологическими, экономическими и культурными изменениями XIX века, которые повлек за собой переход к индустриальной эпохе. Развитие промышленности, разделения и организации труда разрушили монополию характерного для традиционных обществ единого временнóго цикла чередования труда и отдыха, стимулировали разграничение этих двух сфер, способствовали появлению «важнейшей для модернизационного дискурса категории праздного времени» [Малышева, 2014]. Размышляя далее, она приходить к выводу о том, что: «…на протяжении второй половины XIX — начала XX века параллельно с процессом разграничения сфер труда и отдыха в языке постепенно меняется семантика понятий, обозначающих досуг и праздность… Эти малозаметные на первый взгляд подвижки в языке обозначали вехи становления массового городского досуга как самостоятельной сферы деятельности, куда направлялась деловая активность различных слоев населения и куда устремлялись представители этих слоев в поисках новых ощущений, впечатлений, знаний» [Малышева, 2014].

В организации досуга населения городов важную роль играли клубные учреждения культуры (дома и дворцы культуры), театры, кино, музеи, радио, телевидение. Эти организации культуры, проводя культурно-просветительную работу среди населения, создавали условия для самореализации, созидательной деятельности и проявления социальной активности. В целом, названные выше формы досуга формировали особое социальное и информационное пространство, предназначенное как для физического и духовного развития людей, так и для идейно-воспитательной работы среди различных категорий населения. Население городов, участвуя в культурно-массовых и просветительских мероприятиях клубных организаций, театров, музеев становились активными творцами культуры той эпохи, носителями политических «передовых идей и идеалов».

В 1960-е гг., одним из элементов проведения досуга становится радио. Первая радиостанция на территории Каракалпакии появилась еще в 1930-е годы, и она первоначально насчитывала шесть радиоузлов. К 1970-м годам радиосеть существовала уже во всех аулах Каракалпакстана. Наиболее популярным у радиослушателей в эти годы, независимо от возраста, был юмористический радиожурнал. Особенно интересные программы передавали в субботние и воскресные дни. С большим интересом население слушало передачи постановок театров. Чаще всего передавали очень популярную радиопостановку музыкальной драмы Жолмурзы Аймурзаева «Айгуль - Абат», по пьесе Абдирамана Утепова «Тенин тапкан кыз» и др. [Бекмуратова, 1970, с. 108].

К 1985 г. радиоточки имели более 96 % населения. Широкое развитие в эти годы получила сеть районного радиовещания. Передачи велись к этому времени на каракалпакском, узбекском, русском, туркменском языках [История Каракалпакской АССР,1986, с 355].

Посещение кино стало типичным видом культурного отдыха горожан. В 1960 году в республике насчитывалось около 120 киноустановок [Каракалпаки, 1962, с. 522].За 1970-1975 гг. численность киноустановок, обслуживающих городских и сельских зрителей выросла с 260 до 300, а к 1989 г. число киноустановок увеличилось до 413.

Кинематография Каракалпакии к началу 1960-х годов только зарождалась. Создана первая картина из жизни каракалпакского народа – «Рыбаки Арала», по сценарию Н. Жапакова и М. Мелкумова. В Нукусе открылся пункт кинохроники [Каракалпаки, 1962, с. 522].

В 1970 г. был открыт Нукусский филиал Ташкентской киностудии научно-популярных и документальных фильмов. В декабре 1989 г. на базе Каракалпакского филиала студии «Узкинохроника» была создана киностудия «Каракалпакфильм». К концу 80-х годов впервые в истории каракалпакского киноискусства появились художественные фильмы «Гум-гум», «Непокорная», «Арал-кум», «Год змеи».

Каракалпакское национальное телевидение появилось в 1964 году. В 1967 г. было завершено строительство Нукусского телецентра, к следующему году - сооружена передвижная телевизионная станция. С 1971 г. стали транслироваться программы московского и узбекского телевидения. В 1976-1980 гг. в практику повседневных теле-радио передач прочно вошли и утвердились теле-радио дни районов республики. Тематические теле-радиопередачи стали все больше охватывать не только сельское хозяйство, промышленность, строительство и другие отрасли материального производства, но и духовную сферу – культуру, науку, литературу, искусство, народное образование. К 1985 г. более 96% населения Каракалпакстана пользовались телевизором.

Все более распространенной формой культурного досуга становилось посещение театральных спектаклей, концертов.

Каракалпакский государственный театр, образованный в 1930 году (с 1937 года получил наименование Каракалпакского государственного театра им. Станиславского), с самого начала своего существования выступал не только в столице республики – Нукусе, но и выезжал на гастроли в районные театры и колхозы, в самые отдаленные уголки республики – к рыбакам Аральского моря, животноводам Кызылкумов, Устюрта. На его сцене ставились в ту пору не только пьесы каракалпакских драматургов, но и переведенные на каракалпакский язык пьесы Гоголя, Островского, Вишневского и др.

В 1961 г. в республике работало 194 коллектива художественной самодеятельности; в них участвовало около 5 тыс. любителей искусства – колхозников, рабочих, учащихся, служащих и др. Эти кружки выступают с концертами и с постановками, они служат одной из основных баз подготовки театральных кадров. Большую помощь кружкам самодеятельности оказывают Республиканский дом народного творчества и два народных театра [Каракалпаки, 1962, с. 522].

В Каракалпакстане к 70-80 годам ХХ века функционировало 8 народных театра и ансамблей, более 900 коллективов художественной самодеятельности.

Интерес к театру со временем рос. Появилось много пьес местных авторов, посвященных современности. Большой популярностью пользуется музыкальная комедия С. Ходжаниязова «Талуас», Н. Ешматова и Р. Ешимбетова «Жайлауда той» (Свадьба на пастбище) и др. [Бекмуратова, 1970 с. 107].

Важным событием в театральной жизни Каракалпакстана явилось создание в 1978 г. театра юного зрителя (ТЮЗ) им.С.Ходжаниязова. Театр юного зрителя на должном уровне осуществил постановки по мотивам произведений Ю.Махмудова «Голый король», И.Юзеева «Шутка, чреватая бедой», К.Рахманова «Запоздалая весна», Т.Сейтжанова «Нукусская легенда», М.Яхъяева «Сожаление».

В культурной сфере республики в этот период наблюдается стремление в выражении национальной самобытности и пропаганды национальной культуры: в 1984 г. прошли Дни культуры Каракалпакстана в Дагестане, в 1985 г. было проведено несколько конкурсов: бахсы-жырау, семейных ансамблей. Творческие коллективы – эстрадный вокально-хореографический ансамбль «Кырык кыз» Государственной филармонии республики, Государственный ансамбль песни и танца «Айкулаш», ансамбль «Аму толкыны» – успешно гастролировали по многим городам Сибири, Дальнего Востока, Красноярского края, а также в Узбекистане [ЦГА РК. Ф.173, опись 3/1, дело 46, л.89].

С каждым годом увеличивается сеть культурно-просветительных учреждений: в 1961 году их было 227, а в 1964 году – 237, в 1965 году – 248. В 1961 году было 283 массовых библиотеки, в 1965 году – 317 [Краткий статистический сборник, 1966, с. 5]. На 1969 год по республике клубных учреждений насчитывалось - 489, составив прирост за три года - 34 клуба. Они проводили большую культурно-массовую политико-воспитательную работу среди населения республики. Наиболее активным направлением работы клубных учреждений стала организация вечеров и развлекательных мероприятий. В программу вечеров входили спектакли, концерты, беседы, лекции, викторины, игры, танцы. Так ими были проведены за истекший год тематические вечера, диспуты, конференции, устные журналы общим количеством 4482 раз с охватом слушателей – 162500 человек, в том числе были проведены вечера на темы: «Дорогой отцов», «Самый человечный человек», «Ленинским курсом в светлое будущее.

Лекций и докладов было проведено 4136 раз с охватом 34600 человек слушателей. В том числе на общественно-политические темы было проведено 1360 лекций и докладов с охватом 106800, на производственные и сельскохозяйственные темы 1530 и докладов с охватом 151000 человек слушателей.

В работе клубов в течение всего изучаемого периода наблюдались значительные проблемы. Проблема с кадрами была только частью общего комплекса проблем. Другой были помещения, техническое оснащение и материальная база клубов: не хватало в достаточном количестве музыкальных инструментов, красок, фанеры, бумаги, столов, стульев, культинвентаря и др. [ЦГА РК, Фонд 173, Опись 1, Д.281, л. 5].

В этом ключе необходимо отметить, что дома и дворцы культуры выступали в роли социальных трансляторов культурных кодов, морально-этических норм, общественных правил, а также регуляторов развития общественно-культурной жизни определенного региона страны. Организация досуга населения учреждениями культуры в Каракалпакстане 1960-80 гг., как одно из важнейших направлений культурно-просветительской работы в целом, являлась частью социального заказа. Особенно актуализировалось выполнение этих задач в годы хрущевской «оттепели» (1953–1964 гг.), когда государство впервые обратило внимание на острые социально-бытовые проблемы людей и их неудовлетворительное материальное положение, низкий уровень доступности культурных благ, слабое и бедное художественное обслуживание в отдаленных районах страны.

Условия для организации досуга населения в 1960-е годы качественно изменились вследствие внутренних качественных изменений в стране. Социально-экономическое развитие страны позволило в этот период восстановить и увеличить сеть учреждений культуры (домов и дворцов культуры). Кроме того, важным фактором, повлекшим некоторый сдвиг в данной сфере, явилось решение ХХ съезда КПСС о повсеместном сокращении рабочего дня и рабочей недели [Гинцбург, 1966, с. 602]. Средняя установленная продолжительность рабочего чего дня в СССР для взрослых рабочих в промышленности изменилась с 7,96 часа в 1956 г. до 6,93 часа в 1961 г. [Народное хозяйство СССР, 1962, с 92-93]. Как отмечалось на сессии Верховного Совета СССР в мае 1960 г., «характерной особенностью перехода на сокращенный рабочий день в нашей стране является то, что трудящийся выигрывает не только оттого, что работает на час меньше, но также и оттого, что его заработная плата при меньшей продолжительности дня не уменьшается, а, как правило, возрастает» [Материалы пятой сессии Верховного совета СССР, 1960, с. 8].

Таким образом, в изучаемый период законодательно увеличилось время отдыха советских граждан на 1 час, а сохранение прежней зарплаты и даже повсеместное ее увеличение мотивировали граждан на расширение своей досуговой деятельности. Это обстоятельство активизировало процесс организации досуга и его культурного пространства, как в целом пост ране, так и в отдельно взятых республиках.

Определенная работа в республике проводилась по подготовке организации массового отдыха трудящихся.

В постановлении ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» отмечалось, что важная роль в организации полезного досуга трудящихся и населения принадлежит паркам культуры и отдыха. В них проводятся дни отдыха коллективов предприятий, организуются массовые народные праздники и гулянья, спортивные соревнования, выступления духовых оркестров. Вместе с тем в ряде мест парки не отвечают в полной мере потребностям населения ни в культуре, ни в отдыхе. Центральный Комитет партии подчёркивает необходимость повысить требовательность к руководящим кадрам за организацию содержательного досуга населения. Воспитание человека высокой идейной убеждённости, коммунистической морали, готового к высокопроизводительному труду, к защите Родины вот в чём, прежде всего, должна проявляться эффективность и действенность работы клубных учреждений и спортивных сооружений» [Клубным учреждениям, спортивным сооружениям партийное внимание, 1985, с.63-65]

Принято постановление Совета Министров ККАССР от 19 апреля 1977 г. за № 137 «О летнем отдыхе детей в 1977 году». В городе Нукусе в целях улучшения организации летнего отдыха трудящихся была создана специальная комиссия. Комиссия разработала план и мероприятия по благоустройству зон отдыха. В городе имеется два парка культуры и отдыха «Ленинского комсомола» и «30-летия Победы», два водоема: «Комсомольское озеро» и «Грачевая роща». На водоемах «Комсомольское озеро» и «Грачевая роща» произведена планировка пляжей. В этих целях с лета прошлого года работают два землесоса. Также построены раздевалки, навесы- грибы, павильоны. На «Комсомольском озере» построена лодочная станция. Горбыткомбинатом приобретены лодки для организации проката лодок населения. В парках города в основном завершены благоустроительные работы: очистка арыков и территории, произведена дополнительная посадка деревьев, цветников [ЦГА РК, Ф. № 177. Оп. 3, д. 49, л.95].

Основным оздоровительным и массовым местом отдыха трудящихся в автономной республике является Аральское море.

На протяжении восьми километров вдоль берега Аральского взморья расположены: пляж для городского населения Муйнака, республиканский пионерский лагерь «Рахат» мин. просвещения УзССР, где ежегодно отдыхает 1200 детей, пионерский лагерь «Орленок» Муйнакского рыбоконсервного комбината, комитета рыбного хозяйства УзССР, где ежегодно отдыхают 450 детей, пионерский лагерь «Спутник» управления магистральных газопроводов Средняя Азия - (центр), где отдыхает ежегодно 480 детей. Дом отдыха «Аральское взморье» Узбекского Рессовета по управлению курортами профсоюзов, санаторий «Муйнак» 4-главного управления Минздрав УзССР, дом отдыха железнодорожников среднеазиатской железной дороги [ЦГА РК, Ф. № 177. Оп. 3, д. 49, л. 95].

Культурный досуг горожан в советское время был достаточно разнообразен и включал в себя посещение музеев, основными центрами, сосредоточения которых были крупные города и областные центры республики. Созданию музеев, хранителей исторической памяти, государство придавало большое значение. Среди населения осуществлялись меры по пропаганде исторического прошлого и восстановлению культурного наследия: проводились лекции и беседы на темы «Наш край 1000 лет назад», «Наш край», были подготовлены передачи о древних городах и памятных местах Каракалпакстана – «Миздахкан», «Топрак кала», «Большой Гульдурсун», «Каракум ишан», «Тас больница», «Ишан кала» и др. [ЦГА РК. Фонд 173, опись 3/1, дело 78, л. 394].

Краеведческий музей Каракалпакстана один из старейших научно-просветительных учреждений не только в низовьях Амударьи и Приаралья, но и во всей Центральной Азии был организован в 1929 г. в Турткуле – бывшей столице республики.

Музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого (открывшийся в 1966 г.) являет собой богатейшее собрание памятников искусства каракалпакского народа. Музей считается одним из лучших в стране, широко известен за ее пределами. В нем хранятся предметы материальной культуры античного и средневекового Хорезма, народное декоративно-прикладное искусство каракалпаков. Отдел изобразительного искусства – это крупнейшее художественное открытие. В нем представлена не только национальная художественная школа Каракалпакстана, но и творения основоположников живописной культуры Узбекистана, работавших в Средней Азии в начале ХХ века. Если ко времени открытия музея он располагал всего лишь почти 3 тысячами экспонатами, то к концу 80-х годов количество экспонатов здесь уже превысило 50 тысяч [ЦГА РК. Фонд 173, опись 3/1, дело 46, л. 89-91 ].

Таким образом, мы видим, что учреждения культуры, несмотря на многочисленные проблемы с материально-технической базой и кадровым обеспечением проводили огромную работу в области организации досуга граждан, используя различные формы, методы и средства.

В организации досуга в 1953–1964 гг. прослеживается не только директивность со стороны партийных и государственных органов, но и широкое самодеятельное творчество различных групп населения, участие в культурной жизни региона.

Видно, что деятельность учреждений культуры в 1960-1980 гг. соответствовала производственным задачам предприятий и была подчинена «задачам мобилизации внимания рабочих на выполнение очередных задач производственного предприятия». Развитие городской инфраструктуры в целях промышленного обслуживания влияли на характер досуга, а «производственная целенаправленность» определяла формы, методы и средства деятельности в организации досуга советских граждан.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Проведение свободного времени и досуга городскими жителями Каракалпакстана в 1960-1980 годы».

Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена вопросам исследования того, как происходило проведение свободного времени и досуга городскими жителями Каракалпакстана в 1960-1980 годы. Как отмечает автор, «Досуг или свободное время было предназначено для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных потребностей. В изучаемый нами период проблема досуга жителей городов Каракалпакстана имела черты, присущие всем народностям страны. Но вместе с тем, имела некоторые национальные особенности».

Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве выявления и рассмотрения того, как происходило проведение свободного времени и досуга городскими жителями Каракалпакстана в 1960-1980 годы. В соответствии с установленной целью автором используется определенный методологический арсенал.
Так, основу исследования составил диалектический метод познания действительности, который позволил автору рассмотреть объект исследования в развитии и в неразрывном единстве с социально-экономическими, политическими, иными аспектами жизни общества. Так, сделан такой вывод:
«Условия для организации досуга населения в 1960-е годы качественно изменились вследствие внутренних качественных изменений в стране. Социально-экономическое развитие страны позволило в этот период восстановить и увеличить сеть учреждений культуры (домов и дворцов культуры). Кроме того, важным фактором, повлекшим некоторый сдвиг в данной сфере, явилось решение ХХ съезда КПСС о повсеместном сокращении рабочего дня и рабочей недели [Гинцбург, 1966, с. 602]».
Автором активно использованы методы анализа, синтеза, дедукции и индукции, которые позволили сделать конкретные выводы из изучаемых автором фактических данных. В частности, использован статистический метод: «Посещение кино стало типичным видом культурного отдыха горожан. В 1960 году в республике насчитывалось около 120 киноустановок [Каракалпаки, 1962, с. 522].За 1970-1975 гг. численность киноустановок, обслуживающих городских и сельских зрителей выросла с 260 до 300, а к 1989 г. число киноустановок увеличилось до 413».
Кроме того, проводилось эмпирические изучение различных материалов, в том числе материалов архивов:
«В работе клубов в течение всего изучаемого периода наблюдались значительные проблемы. Проблема с кадрами была только частью общего комплекса проблем. Другой были помещения, техническое оснащение и материальная база клубов: не хватало в достаточном количестве музыкальных инструментов, красок, фанеры, бумаги, столов, стульев, культинвентаря и др. [ЦГА РК, Фонд 173, Опись 1, Д.281, л. 5]».

Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Автор прав, что «В организации досуга населения городов важную роль играли клубные учреждения культуры (дома и дворцы культуры), театры, кино, музеи, радио, телевидение. Эти организации культуры, проводя культурно-просветительную работу среди населения, создавали условия для самореализации, созидательной деятельности и проявления социальной активности. В целом, названные выше формы досуга формировали особое социальное и информационное пространство, предназначенное как для физического и духовного развития людей, так и для идейно-воспитательной работы среди различных категорий населения. Население городов, участвуя в культурно-массовых и просветительских мероприятиях клубных организаций, театров, музеев становились активными творцами культуры той эпохи, носителями политических «передовых идей и идеалов».
Таким образом, понимание досуга населения в конкретный исторический период позволяет понять ряд экономических, политических и социальных вопросов.

Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Она выражается, прежде всего, в оригинальных авторских выводах по поводу темы исследования. Например,

«мы видим, что учреждения культуры, несмотря на многочисленные проблемы с материально-технической базой и кадровым обеспечением проводили огромную работу в области организации досуга граждан, используя различные формы, методы и средства.

В организации досуга в 1953–1964 гг. прослеживается не только директивность со стороны партийных и государственных органов, но и широкое самодеятельное творчество различных групп населения, участие в культурной жизни региона.

Видно, что деятельность учреждений культуры в 1960-1980 гг. соответствовала производственным задачам предприятий и была подчинена «задачам мобилизации внимания рабочих на выполнение очередных задач производственного предприятия». Развитие городской инфраструктуры в целях промышленного обслуживания влияли на характер досуга, а «производственная целенаправленность» определяла формы, методы и средства деятельности в организации досуга советских граждан».

Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Политика и общество», так как она посвящена культурологическим вопросам, проблемам культурного наследия, а именно рассматриваются вопросы исследования того, как происходило проведение свободного времени и досуга городскими жителями Каракалпакстана в 1960-1980 годы.
Содержание статьи соответствует названию, так как автор рассмотрел предложенный вопрос в основном с эмпирической точки зрения, пришел к конкретным выводам, полученным из его исследования. Так, во введении обозначается значимость темы исследования, а также ее предмет. В заключении делаются конкретные оригинальные авторские выводы.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.

Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором использована литература различных российский и китайских авторов (например, Бекмуратова А.Т., Малышева С.Ю., Гинцбург Л.Я.). Также в качестве эмпирического материала исследования материалы государственных архивов. В качестве замечания можно отметить отсутствие в работе большого количества современных трудов. Однако, видимо, подобное можно допустить, учитывая цель и тему исследования.
Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.

Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ литературы по теме исследования, предложил комментарии для мнений других ученых и авторов. Например, есть такое утверждение: «Прежде, чем приступим к изложению проблемы досуга городского населения Каракалпакстана, хотелось бы определиться с самим понятием «досуг». Историк, С.Ю. Малышева говоря о возникновении понятия, отмечает «представления о досуге как «времени отдыха», «праздном времени» связано с технологическими, экономическими и культурными изменениями XIX века, которые повлек за собой переход к индустриальной эпохе. Развитие промышленности, разделения и организации труда разрушили монополию характерного для традиционных обществ единого временнóго цикла чередования труда и отдыха, стимулировали разграничение этих двух сфер, способствовали появлению «важнейшей для модернизационного дискурса категории праздного времени» [Малышева, 2014]. Размышляя далее, она приходить к выводу о том, что: «…на протяжении второй половины XIX — начала XX века параллельно с процессом разграничения сфер труда и отдыха в языке постепенно меняется семантика понятий, обозначающих досуг и праздность… Эти малозаметные на первый взгляд подвижки в языке обозначали вехи становления массового городского досуга как самостоятельной сферы деятельности, куда направлялась деловая активность различных слоев населения и куда устремлялись представители этих слоев в поисках новых ощущений, впечатлений, знаний» [Малышева, 2014]».

То есть автор дополняет мнение другого автора, показывает, что готов к подробной и обстоятельной дискуссии.

Выводы, интерес читательской аудитории.
Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней оригинального и обладающего признаками научной новизны вывода автора, сделанного на основании исследования. Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии.
На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.