Статья 'Закономерность развития информационного общества в контексте постмодернизма' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Закономерность развития информационного общества в контексте постмодернизма

Багрова Екатерина Викторовна

кандидат философских наук

доцент, Ноябрьский институт нефти и газа (филиал), Тюменский индустриальный университет в г. Ноябрьске

629810, Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Северная, 46

Bagrova Ekaterina Viktorovna

PhD in Philosophy

Docent, the department of Economics, Management, and Natural Scientific Disciplines, Noyabrsk Oil and Gas Institute, branch of Tyumen Industrial University

629810, Russia, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Noyabrsk, Severnaya Street 46

bagrova.e.v@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0684.2016.11.21238

Дата направления статьи в редакцию:

28-11-2016


Дата публикации:

13-12-2016


Аннотация: Предметом данной статьи является социально-философский анализ современного информационного общества, базирующегося на развитии компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также контента, создаваемого с их помощью, в контексте постмодернизма. Анализ затрагивает такие аспекты развития социума как деятельность корпораций, социальные взаимодействия, субкультуры, пользование информационными технологиями, а также наполненность смыслами создаваемого контента. Целью статьи является выявление закономерности развития информационного общества в контексте постмодернизма, включающей себя процессы возрастания и снижения объемов информации и информационного пространства им порождаемого.. Для выявления данной закономерности, автор проводит анализ, в рамках которого апеллирует к работам социологов, экономистов, философов и психологов, специфицируя общность социальных процессов. В результате статьи, автор приходит к выводу о том, что одной из основных характеристик современного общества является дуализм одновременного усложнения технических устройств и порождаемых ими социальных структур, и упрощения для пользователя, приводящее к снижению рефлексии и эмоционального восприятия реальности. При этом, конкуренция переносится в пространство идей и восприятия потребителями. В результате, защищая свои «территории», корпорации и различные субкультуры подталкивают к возрастающей социальной разобщенности.


Ключевые слова:

постмодернизм, информационное общество, информационное пространство, корпорации, общество потребления, информационный шум, информационные системы, субкультура, социальная разобщенность, симулякр

Abstract: The subject of this article is the socio-philosophical analysis of modern information society based on the development of computer technologies and telecommunication, as well as the content created with their help in the context of postmodernism. The analysis touches upon such aspects of social development as activity of the corporations, social interactions, subcultures, use of information technologies, and meaningfulness of the created content. The goal of this work consists in determination of regularity of the development of information society in the context of postmodernism, which includes the processes of increase and decrease of the volume of information and originated by them information space. Within the framework of the conducted analysis, the author appeals to the works of sociologist, economists, philosophers, and psychologists, specifying the commonness of social processes. The author concludes that one of the main characteristics of modern society lies in dualism of the simultaneous complication of technical devices and originated by them social structures, and simplification for the user that leads to the decrease of reflection and emotional perception of the reality. At the same time, the competition is shifted into the space of ideas and consumer perception. In result, protecting their “territories”, corporations and various subcultures encourage the increase in social disunity.


Keywords:

postmodernism, information society, information space, corporation, consumer society, information noise, information system, subculture, social alienation, simulacrum

Библиография
1. Аборвалова О.Н. Современная торговля: система социальных функций // ИСОМ. 2012. № 1. С. 163-168.
2. Бакшутова Е.В. Классическая психология больших социальных групп в контексте постнеклассической рациональности // Научный диалог. 2013. № 4(16) С. 15-27.
3. Бронзино Л.Ю. Постмодернизм: сущностные идеи и их представители // Вестник МГИМО. 2010. № 3. С. 97-105.
4. Викторова А.С., Свертков И.А. Социальные сети и молодежь // Территория науки. 2013. № 3 С. 5-8.
5. Иванченко О.В. Маркетинг отношений как инструмент повышения эффективности деятельности банков // Концепт. 2014. № S17. С. 26-30.
6. Извекова М.Н. Влияние информационно-коммуникативной среды на становление молодежи как социальной группы в структуре общества // Теория и практика общественного развития. 2010. № 1. С. 138-143.
7. Калиниченко С.С., Квеско Р.Б. Мифодизайн как социокультурный феномен // Известия ТПУ. 2009. № 6. С. 85-89.
8. Коршунов А., Белобородов И., Бузун Н., Аванесов В., Пастухов Р., Чихрадзе К., Козлов И., Гомзин А., Андрианов И., Сысоев А., Ипатов С., Филоненко И., Чуприна К., Турдаков Д., Кузнецов С. Анализ социальных сетей: методы и приложения // Труды ИСП РАН. 2014. № 1. С. 439-456.
9. Овруцкий А.В. Феноменология общества потребления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 1. С. 127-131.
10. Понарина Н.Н. Глобализация и информационное общество // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 1. С. 19-24.
11. Селезенев Р.С., Скрипак Е.И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде // Вестник КемГУ. 2013. № 2(54). С. 125-131.
12. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 1. С. 127-133.
13. Щекотуров А.В. Web 2. 0: особенности, стратегии и технологии гендерной социализации подростков в сети Интернет // Вестник ННГУ. 2012. № 4-1. С. 437-444.
14. Напсо М.Д. Общество потребления и театрализация современной жизни // Психология и Психотехника. 2015. № 12. C. 1214 - 1219. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.12.17375.
15. Костина А.В., Хорина Г.П. Информационная культура в концепциях информационного общества // Философия и культура. 2012. № 4. C. 14-20.
16. Баринов Д.Н. Трансформация читательских практик в современном российском обществе // Культура и искусство. 2014. № 6. C. 660-667. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.6.13212.
References
1. Aborvalova O.N. Sovremennaya torgovlya: sistema sotsial'nykh funktsii // ISOM. 2012. № 1. S. 163-168.
2. Bakshutova E.V. Klassicheskaya psikhologiya bol'shikh sotsial'nykh grupp v kontekste postneklassicheskoi ratsional'nosti // Nauchnyi dialog. 2013. № 4(16) S. 15-27.
3. Bronzino L.Yu. Postmodernizm: sushchnostnye idei i ikh predstaviteli // Vestnik MGIMO. 2010. № 3. S. 97-105.
4. Viktorova A.S., Svertkov I.A. Sotsial'nye seti i molodezh' // Territoriya nauki. 2013. № 3 S. 5-8.
5. Ivanchenko O.V. Marketing otnoshenii kak instrument povysheniya effektivnosti deyatel'nosti bankov // Kontsept. 2014. № S17. S. 26-30.
6. Izvekova M.N. Vliyanie informatsionno-kommunikativnoi sredy na stanovlenie molodezhi kak sotsial'noi gruppy v strukture obshchestva // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2010. № 1. S. 138-143.
7. Kalinichenko S.S., Kvesko R.B. Mifodizain kak sotsiokul'turnyi fenomen // Izvestiya TPU. 2009. № 6. S. 85-89.
8. Korshunov A., Beloborodov I., Buzun N., Avanesov V., Pastukhov R., Chikhradze K., Kozlov I., Gomzin A., Andrianov I., Sysoev A., Ipatov S., Filonenko I., Chuprina K., Turdakov D., Kuznetsov S. Analiz sotsial'nykh setei: metody i prilozheniya // Trudy ISP RAN. 2014. № 1. S. 439-456.
9. Ovrutskii A.V. Fenomenologiya obshchestva potrebleniya // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2011. № 1. S. 127-131.
10. Ponarina N.N. Globalizatsiya i informatsionnoe obshchestvo // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2012. № 1. S. 19-24.
11. Selezenev R.S., Skripak E.I. Sotsial'nye seti kak fenomen informatsionnogo obshchestva i spetsifika sotsial'nykh svyazei v ikh srede // Vestnik KemGU. 2013. № 2(54). S. 125-131.
12. Sergeev R.V. Molodezh' i studenchestvo kak sotsial'nye gruppy i ob''ekt sotsiologicheskogo analiza // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya. 2010. № 1. S. 127-133.
13. Shchekoturov A.V. Web 2. 0: osobennosti, strategii i tekhnologii gendernoi sotsializatsii podrostkov v seti Internet // Vestnik NNGU. 2012. № 4-1. S. 437-444.
14. Napso M.D. Obshchestvo potrebleniya i teatralizatsiya sovremennoi zhizni // Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2015. № 12. C. 1214 - 1219. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.12.17375.
15. Kostina A.V., Khorina G.P. Informatsionnaya kul'tura v kontseptsiyakh informatsionnogo obshchestva // Filosofiya i kul'tura. 2012. № 4. C. 14-20.
16. Barinov D.N. Transformatsiya chitatel'skikh praktik v sovremennom rossiiskom obshchestve // Kul'tura i iskusstvo. 2014. № 6. C. 660-667. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.6.13212.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.