Статья 'Политическое конфуцианство и воспроизводство элитарного патриотизма в современном Китае' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Политическое конфуцианство и воспроизводство элитарного патриотизма в современном Китае

Воропаев Дмитрий Сергеевич

кандидат политических наук

.

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12с1, каб. 224

Voropaev Dmitry

PhD in Politics

N/A

109240, Russia, Moscow, Goncharnaya Street 12s1, office #224

dmitriyvoropayev@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0684.2016.9.19844

Дата направления статьи в редакцию:

25-07-2016


Дата публикации:

12-10-2016


Аннотация: Предметом настоящего исследования является феномен реабилитации конфуцианской традиции в современном китайском обществе, а также попытки возрождения школы политического конфуцианства на примере теории Цзян Цина. Внимание уделяется: анализу традиционных социокультурных и политических кодов Китайской цивилизации. Производится разбор теории Цзян Цина, ее сильных и слабых сторон, с краткими историко-философскими экскурсами, в отличия конфуцианства «сердца» от политического конфуцианства, структурного (джендао) и поверхностного (джидао) уровней конфуцианства, анализируются три источника легитимности политической власти (небесная, земная и человеческая). Исследование осуществлено с позиций цивилизационного подхода, принципа лингвистического детерминизма, при помощи методологии постструктурализма, а также в русле подхода А. Маслова к пониманию конфуцианства. Новизна исследования определяется его теоретико-методологической базой. Выводы: 1) Конфуцианство следует воспринимать как «констатирующую» латентную матрицу китайской цивилизации, не преодолеваемую ничем наносным и содержательным, но допускающую его в качестве симулятивного дискурса 2) популярность теории Цзян Цина обосновывает тезис о единственно возможной для иероглифического мышления модели политической модернизации – реинкарнации традиционного политического конфуцианства в релевантной современности форме. Форме вертикальной демократии, в которой общественное согласие достигается посредством не избирательного, но ритуального и «символогического» циклов, а также функционирования аутентичного механизма воспроизводства и ротации патриотичных элит. 3) Возрождение политического конфуцианства знаменует собой преодоление фундаментального комплекса потери Лица коллективным субъектом, бывшим главным движителем модернизации Китая после веков унижений. 4) попытки следовать абстрактному теоретизированию означают 100% вероятность разворачивания мертвой схемы утопии во времени, поэтому для Китая жизненно важно продолжать держаться пути прагматизма


Ключевые слова:

Политическое конфуцианство, легитимность власти, политические институты, Цзян Цин, Китай, лингвополитика, симулякр, конкретно-символическое мышление, постструктурализм, иероглиф

Abstract: The subject of this research is the phenomenon of rehabilitation of the Confucian tradition in the modern Chinese society, as well as the attempts to revive the school of political Confucianism based on the example of Jiang Qing’s theory. Attention is given to the analysis of the traditional sociocultural and political codes of the Chinese civilization. The author performs the review of Jiang Qing’s theory, its strong and weak aspects, including a brief historical-philosophical insight into the differences between Confucianism “heart” from the political Confucianism, structural and superficial levels of Confucianism. The analysis of the three sources of the legitimacy of political power (heavenly, earthly, and human) is also given in the article. The scientific novelty of this work is defined by its theoretical-methodological basis. The author makes the following conclusions: 1) Confucianism should be understood as the “acknowledging” latent matrix of Chinese civilization, which cannot be overcome by nothing that is assumed or informative, but allows it in form of simulative discourse; 2) The popularity Jiang Qing’s theory substantiates the thesis about the only possible for hieroglyphic way of thinking model of political modernization – reincarnation of the traditional political Confucianism in the relevant to modernity form. Such form represent  the form of vertical democracy, in which public support is achieved by means of ritual and “symbolic” cycles rather than electoral, as well as functioning of the authentic mechanism of reproduction and rotations of the patriotic elites.


Keywords:

Hieroglyph, Post-structuralism, Concrete-symbolic thinking, Simulacrum, Linguistic politics, China, Jiang Qing, Political institutions, Legitimacy of power, Political Confucianism

Библиография
1. Воропаев Д.С. Китайская грамота как ресурс модернизации // Человек, № 4, 2010. С. 66-82.
2. Воропаев Д.С. Китайская модель политической модернизации в контексте феномена коинволюции цивилизаций. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2011. 20-59 с.
3. Воропаев Д.С. Социокультурные основания китайской модели политической модернизации. Дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. // Российская государственная библиотека. Электронная библиотека. 2012. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01005418493
4. Bell D.A. China’s new Confucianism: politics and everyday life in a changing society. Princeton. 2008. 108-127 pp.
5. Bell D.A. Confucian Political Ethics. Princeton. 2007. 264 pp.
6. Bell D.A. Beyond Liberal Democracy: Political Thinking for an East Asian Context. Princeton. 2006. 400 pp.
7. Кофуций. Луньюй. Изречения. М. 2003. 464 с.
8. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. 4-е изд. М. 2011. 392 с.
9. Ли цзы (Книга ритуалов) // Древнекитайская философия. Собр. текстов в двух томах. Т. 2. М. 1973. 99-140 с.
10. Сисаури В.И. Церемониальная музыка Китая и Японии. СПб. 2008. 292 с.
11. Малявин В. Искусство управления. М. 2004. 352 с.
12. Мануков С. Незаметный принц // Эксперт. 25-31.10. 2010. № 42 (726). С. 18-19.
13. Ruiping Fan. The Renaissance of Confucianism in Contemporary China. Philisophical Studies in Contemporary Culture. Vol. 20. HK, London, NY: Springer, 2011. 265 pp.
14. Шилов А.П. Конец древности: о духовном кризисе современного китайского общества и поиске новых ценностей. М. 2009. 135-136, 180 с.
15. Шилов А.П. О трех легитимностях Цзян Цина. Доклад на XV Всероссийской научной конференции «Философии восточно-азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация» ИДВ РАН [Электронный ресурс] // ИДВ РАН: [сайт]. [2009]. URL: http://www.ifes-ras.ru/events/4/104-xv-anaeinneeneay-iaodiay-eiioaeaioeey-loeeinioee-ainoitii-aceaoneiai-eaaeiia (дата обращения: 30.07.2016).
16. Шилов А.П. Духовное и идеологическое состояние китайского общества на фоне мирового финансово-экономического кризиса. Экспресс-информация ИДВ РАН № 2. М. 2010. 53-62 с.
17. Васильев Л.С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» // В кн.: Этика и ритуал в традиционном Китае. М. 1988. С. 173-201.
18. Лапина З.Г. Ритуал как способ организации жизни в традиционной китайской культуре // Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение, № 3, 1991. С. 4-16.
19. Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени»). Пер. Н.И.Монастырева. Исслед. Д.В.Деопика и А.М.Карапетьянца. М. 1999. 18-107 с.
20. Шицзин. Книга песен и гимнов. / Пер. А.А. Штукина. М. 1987. 351 с.
21. Чжуан-цзы: Даосские каноны. Новый перевод В.В. Малявина/ Перевод, вступит. Статья, коммент. В.В. Малявина. М. 2004. 432 с.
22. Зенкин С.Н. Жан Бодрийяр: время симулякров. Вступит. ст. к 4 изд. // В кн.: Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М. 2011. С. 17, 5-40.
23. Цзян Цин. Чжэнчжи жусюэ: дандай жусюэ де чжуаньсян течжи ю фачжань. (Политическое конфуцианство: трансформация, отличительные черты и развитие современного конфуцианства). Пекин. 2003. 462 с.
24. Шэнмин ян ю ван дао чжэнчжи: жуцзявэньхуа дэ сяньдай цзячжи (С верой по жизни и «Величественный путь» политики: значение конфуцианской культуры в современном контексте). Тайбэй. 2004. 155-170 с.
25. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. СПб. 1995. 513 с.
26. Расторгуев В.Н. Философия и методология политического планирования. Тверь. 2009. 308 с.
27. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М. 2003. 376 с.
References
1. Voropaev D.S. Kitaiskaya gramota kak resurs modernizatsii // Chelovek, № 4, 2010. S. 66-82.
2. Voropaev D.S. Kitaiskaya model' politicheskoi modernizatsii v kontekste fenomena koinvolyutsii tsivilizatsii. M.: Izdatel' Vorob'ev A.V., 2011. 20-59 s.
3. Voropaev D.S. Sotsiokul'turnye osnovaniya kitaiskoi modeli politicheskoi modernizatsii. Diss. na soisk. uch. st. k.p.n. // Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka. Elektronnaya biblioteka. 2012. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01005418493
4. Bell D.A. China’s new Confucianism: politics and everyday life in a changing society. Princeton. 2008. 108-127 pp.
5. Bell D.A. Confucian Political Ethics. Princeton. 2007. 264 pp.
6. Bell D.A. Beyond Liberal Democracy: Political Thinking for an East Asian Context. Princeton. 2006. 400 pp.
7. Kofutsii. Lun'yui. Izrecheniya. M. 2003. 464 s.
8. Bodriiyar Zh. Simvolicheskii obmen i smert'. 4-e izd. M. 2011. 392 s.
9. Li tszy (Kniga ritualov) // Drevnekitaiskaya filosofiya. Sobr. tekstov v dvukh tomakh. T. 2. M. 1973. 99-140 s.
10. Sisauri V.I. Tseremonial'naya muzyka Kitaya i Yaponii. SPb. 2008. 292 s.
11. Malyavin V. Iskusstvo upravleniya. M. 2004. 352 s.
12. Manukov S. Nezametnyi prints // Ekspert. 25-31.10. 2010. № 42 (726). S. 18-19.
13. Ruiping Fan. The Renaissance of Confucianism in Contemporary China. Philisophical Studies in Contemporary Culture. Vol. 20. HK, London, NY: Springer, 2011. 265 pp.
14. Shilov A.P. Konets drevnosti: o dukhovnom krizise sovremennogo kitaiskogo obshchestva i poiske novykh tsennostei. M. 2009. 135-136, 180 s.
15. Shilov A.P. O trekh legitimnostyakh Tszyan Tsina. Doklad na XV Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii «Filosofii vostochno-aziatskogo regiona (Kitai, Yaponiya, Koreya) i sovremennaya tsivilizatsiya» IDV RAN [Elektronnyi resurs] // IDV RAN: [sait]. [2009]. URL: http://www.ifes-ras.ru/events/4/104-xv-anaeinneeneay-iaodiay-eiioaeaioeey-loeeinioee-ainoitii-aceaoneiai-eaaeiia (data obrashcheniya: 30.07.2016).
16. Shilov A.P. Dukhovnoe i ideologicheskoe sostoyanie kitaiskogo obshchestva na fone mirovogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa. Ekspress-informatsiya IDV RAN № 2. M. 2010. 53-62 s.
17. Vasil'ev L.S. Etika i ritual v traktate «Li tszi» // V kn.: Etika i ritual v traditsionnom Kitae. M. 1988. S. 173-201.
18. Lapina Z.G. Ritual kak sposob organizatsii zhizni v traditsionnoi kitaiskoi kul'ture // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 13. Vostokovedenie, № 3, 1991. S. 4-16.
19. Konfutsieva letopis' «Chun'tsyu» («Vesny i oseni»). Per. N.I.Monastyreva. Issled. D.V.Deopika i A.M.Karapet'yantsa. M. 1999. 18-107 s.
20. Shitszin. Kniga pesen i gimnov. / Per. A.A. Shtukina. M. 1987. 351 s.
21. Chzhuan-tszy: Daosskie kanony. Novyi perevod V.V. Malyavina/ Perevod, vstupit. Stat'ya, komment. V.V. Malyavina. M. 2004. 432 s.
22. Zenkin S.N. Zhan Bodriiyar: vremya simulyakrov. Vstupit. st. k 4 izd. // V kn.: Bodriiyar Zh. Simvolicheskii obmen i smert'. M. 2011. S. 17, 5-40.
23. Tszyan Tsin. Chzhenchzhi zhusyue: dandai zhusyue de chzhuan'syan techzhi yu fachzhan'. (Politicheskoe konfutsianstvo: transformatsiya, otlichitel'nye cherty i razvitie sovremennogo konfutsianstva). Pekin. 2003. 462 s.
24. Shenmin yan yu van dao chzhenchzhi: zhutszyaven'khua de syan'dai tszyachzhi (S veroi po zhizni i «Velichestvennyi put'» politiki: znachenie konfutsianskoi kul'tury v sovremennom kontekste). Taibei. 2004. 155-170 s.
25. Danilevskii N.Ya. Rossiya i Evropa: Vzglyad na kul'turnye i politicheskie otnosheniya Slavyanskogo mira k Germano-Romanskomu. 6-e izd. SPb. 1995. 513 s.
26. Rastorguev V.N. Filosofiya i metodologiya politicheskogo planirovaniya. Tver'. 2009. 308 s.
27. Maslov A.A. Kitai: kolokol'tsa v pyli. Stranstviya maga i intellektuala. M. 2003. 376 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.