Статья 'Институциональные особенности благотворительности в Турции' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Институциональные особенности благотворительности в Турции

Кара Хайрийе

аспирант, кафедра теории и практики социальной работы, Санкт-Петербургский государственный университет

191123, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Восстания, 42, кв. 35

Kara Hayriye

Post-graduate student, the department of Theory and Practice of Social Work, St. Petersburg State University

191123, Russia, St. Petersburg, Vosstaniya Street 42, unit #35

hayriye6kara@gmail.ru

DOI:

10.7256/2454-0684.2016.6.19216

Дата направления статьи в редакцию:

17-05-2016


Дата публикации:

29-06-2016


Аннотация: В статье анализируется институт социальной взаимопомощи – вакфы. Автор рассматривает пример турецких вакфов. Предметом статьи является история развития вакуфной системы в Турции. Объектом статьи служат турецкие вакфы. Автор подробно рассматривает виды и функции вакфов, а также уделяет внимание правовой стороне вопроса. Также автор описывает, как ступенчато эволюционировала вакуфная система с течением времени и под влиянием меняющихся политических и социально-экономических условий. Особое внимание автор уделяет видам социальной помощи, которую вакфы исторически предоставляли нуждающимся. В качестве методологии автор использует компаративистику, сравнивая развитие вакуфной системы в Османской империи и в современной Турции, а также принцип историзма, прослеживая возникновение и развитие анализируемых явлений с учетом конкретной исторической ситуации. В заключении статьи автор приходит к следующим выводам. Если в Османской империи вакфы были, прежде всего, религиозным институтом, то с распадом империи и с приходом к власти националистов во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком, начинаются процессы секуляризации вакуфной системы. С принятием в 1967 году нового законодательства деятельность вакфов переходит в коммерческое русло. С течением времени большинство вакфов утратили свой религиозный характер. На новейшем этапе истории вакфы становятся своего рода рычагами социальной мобилизации и средством реализации гражданской активности. Научная новизна исследования заключается, главным образом, в том, что тема благотворительности в мусульманских обществах является очень слабо изученной в российской историографии. Статья может быть интересна для историков, социологов, а также для специалистов, изучающих Турцию и Ближний Восток.


Ключевые слова:

вакфы, вакуфный сектор, вакуфное имущество, вакуфная система, благотворительность, финантропия, социальная помощь, Турция, Османская империя, Ислам

Abstract: This article analyzes the institution of mutual aid – waqf. The author examines the example of the Turkish waqfs. The subject of the research is the history of development of the waqf system in Turkey, while the object is the Turkish waqfs. The author thoroughly examines the types and functions of the waqfs, and gives special attention to the legal aspect of the question. He also describes the gradual evolution of the waqf system within time and under the influence of the changing political and socioeconomic conditions. A peculiar attention is also given to the types of social aid, which the waqfs historically provide to people in need. As the methodological base the author uses the comparative method for comparing the waqf system in the Ottoman Empire and in the modern Turkey, as well as the principle of historicism for tracking the emergence and development of the analyzing phenomena with consideration of a specific historical situation. If in the Ottoman Empire, the waqfs were primarily the religious institutions, then with the collapse of the Empire and with the arrival of nationalists to power led by Mustafa Kemal Atatürk, we can observe the processes of secularization of the waqf system. With the codification of the new legislation in 1967, the activity of waqfs takes on commercial character. And within time, the majority of waqfs have lost their religious nature. On the new stage of historical development, the waqfs in its own way become the triggers of the social mobilization and the means of realization of civil activity. The scientific novelty consists in the fact that the topic of charity in the Muslim societies is very little-studied within the Russian historiography. This article can be interesting for the historians, sociologists, as well as specialists majoring Turkey and Near East.


Keywords:

waqfs, waqf sector, waqf property, waqf system, charity, philanthropy, social aid, Turkey, Ottoman Empire, Islam

Библиография
1. Шлыков П. В. Вакфы в Турции: трансформация традиционного института. М.: Издательский дом Марджэни, 2009. С. 45.
2. Беккин Р. И. Институт вакфа в социально-экономической и политической жизни мусульманских стран / Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2008. Вып. 3. С. 67.
3. Powers D. S. The Islamic Family Endowment (Waqf)” / Vanderbilt Journal of Transnational Law. Vol. 32 No. 4, October, 1999.
4. Kayhan O. The Economic Efficiency of Imperial Waqfs in the Ottoman Empire // Helsingin Yliopisto (URL: http://www.helsinki.fi/iehc2006/papers3/Orbay121.pdf).
5. Ozturk N.Vakıflar Arşiv Kayıtlarına Göre Niksar Vakıfları. VD, Sayi XXII, Ankara, 1991.
6. Barkan O. L.FatihImareti 1489 – 1490 Yillari Bilancolan // IUIFM, Clit XXIII, Sayi 1 – 2, Istanbul 1963. S. 290.
7. Arsebuk E.Medeni Hukuk. Başlangıç Ve Şahsın Hukuku, C.I. Ankara, 1938. S. 298.
8. Powers D. S. The Malik! Family Endowment: Legal Norms and Social Practices // IJMES, Vol. 25, 1993. P. 387.
9. Huart C. Imaret // Encyclopaedia of Islam, 1st ed., vol. 2. Leiden, 1927, P. 475.
10. Измайлов Р. И. Кемализм и модернизационные процессы в Турции в 20 – 30-е годы ХХ века // Издательский дом МЕДИНА (URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/turkology/1/turk_izmailov.htm).
11. Ferudun S.Anayasalarve Siyasi Belgeler. Istanbul, 1962. S. 45.
12. Büyük Millet Meclisi Icra Vekilleri’nin Suret-I Intihabina Dair Kunun (3 Sayilive 2/5/1336 (1920) Tarihli) // RG, 7 Şubat 1921 (1337), Sayi I; Dustur, Tertip III, Clit I. Ankara, 1928. S. 6.
13. Şer’iyeve Evkâf Erkâni Harbiye-I Umumiye Vekaletlerinin Ilgasina Dair 3 Mart 1320 / 1924 Tarihlive 429 Sayili Kanun // RG, 06/03/1340 (1924), Sayi 63; Düstur, Tertip III, Clit V. Ankara, 1931. S. 665.
14. Kunter H.B.Türk Vakiflarinin Milliyetçilik Cephesi // VD, Sayi.III, 1956. S. 11.
15. Шлыков П. В.Политическое измерение системной благотворительности в Турции: исламистские фонды как оборотная сторона возрождения вакфов // Вестник молодых ученых «Ломоносов». Вып. 4 / Отв. ред. И. А. Алешковский, А. И. Андреев. М.: Мысль, 2007. С. 69.
16. Duyurular. TÜSEV'den Haberler // TÜSEV – Türkiye Üçüncü Sektör Vakfı. Third Sector Foundation of Turkey (URL: http://www.tusev.org.tr/tr).
17. Yeni Vakif İstatistikleri (31.12.2014) // T.C. Başbakanlık Vakıflar Genel Müdürlüğü (URL: http://www.vgm.gov.tr/icerik.aspx?Id=192).
References
1. Shlykov P. V. Vakfy v Turtsii: transformatsiya traditsionnogo instituta. M.: Izdatel'skii dom Mardzheni, 2009. S. 45.
2. Bekkin R. I. Institut vakfa v sotsial'no-ekonomicheskoi i politicheskoi zhizni musul'manskikh stran / Vestnik SPbGU. Ser. 5. 2008. Vyp. 3. S. 67.
3. Powers D. S. The Islamic Family Endowment (Waqf)” / Vanderbilt Journal of Transnational Law. Vol. 32 No. 4, October, 1999.
4. Kayhan O. The Economic Efficiency of Imperial Waqfs in the Ottoman Empire // Helsingin Yliopisto (URL: http://www.helsinki.fi/iehc2006/papers3/Orbay121.pdf).
5. Ozturk N.Vakıflar Arşiv Kayıtlarına Göre Niksar Vakıfları. VD, Sayi XXII, Ankara, 1991.
6. Barkan O. L.FatihImareti 1489 – 1490 Yillari Bilancolan // IUIFM, Clit XXIII, Sayi 1 – 2, Istanbul 1963. S. 290.
7. Arsebuk E.Medeni Hukuk. Başlangıç Ve Şahsın Hukuku, C.I. Ankara, 1938. S. 298.
8. Powers D. S. The Malik! Family Endowment: Legal Norms and Social Practices // IJMES, Vol. 25, 1993. P. 387.
9. Huart C. Imaret // Encyclopaedia of Islam, 1st ed., vol. 2. Leiden, 1927, P. 475.
10. Izmailov R. I. Kemalizm i modernizatsionnye protsessy v Turtsii v 20 – 30-e gody KhKh veka // Izdatel'skii dom MEDINA (URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/turkology/1/turk_izmailov.htm).
11. Ferudun S.Anayasalarve Siyasi Belgeler. Istanbul, 1962. S. 45.
12. Büyük Millet Meclisi Icra Vekilleri’nin Suret-I Intihabina Dair Kunun (3 Sayilive 2/5/1336 (1920) Tarihli) // RG, 7 Şubat 1921 (1337), Sayi I; Dustur, Tertip III, Clit I. Ankara, 1928. S. 6.
13. Şer’iyeve Evkâf Erkâni Harbiye-I Umumiye Vekaletlerinin Ilgasina Dair 3 Mart 1320 / 1924 Tarihlive 429 Sayili Kanun // RG, 06/03/1340 (1924), Sayi 63; Düstur, Tertip III, Clit V. Ankara, 1931. S. 665.
14. Kunter H.B.Türk Vakiflarinin Milliyetçilik Cephesi // VD, Sayi.III, 1956. S. 11.
15. Shlykov P. V.Politicheskoe izmerenie sistemnoi blagotvoritel'nosti v Turtsii: islamistskie fondy kak oborotnaya storona vozrozhdeniya vakfov // Vestnik molodykh uchenykh «Lomonosov». Vyp. 4 / Otv. red. I. A. Aleshkovskii, A. I. Andreev. M.: Mysl', 2007. S. 69.
16. Duyurular. TÜSEV'den Haberler // TÜSEV – Türkiye Üçüncü Sektör Vakfı. Third Sector Foundation of Turkey (URL: http://www.tusev.org.tr/tr).
17. Yeni Vakif İstatistikleri (31.12.2014) // T.C. Başbakanlık Vakıflar Genel Müdürlüğü (URL: http://www.vgm.gov.tr/icerik.aspx?Id=192).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.