Статья 'Болонский процесс: перспективы российского образовательного сектора в едином пространстве высшего образования' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Болонский процесс: перспективы российского образовательного сектора в едином пространстве высшего образования

Черезова Алина Сергеевна

аспирант, кафедра экономической социологии и маркетинга, социологический факультет, Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

117519, Россия, г. Москва, ул. Красного Маяка, 1, корпус 2

Cherezova Alina Sergeevna

post-graduate student of the Department of Economic Sociology and Marketing, Faculty of Sociology at Lomonosov Moscow State University

117519, Russia, Moscow, str. Krasnogo Mayaka, 1, corp. 2

alina_cherezova_@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0684.2015.2.14486

Дата направления статьи в редакцию:

15-02-2015


Дата публикации:

27-03-2015


Аннотация: Объектом исследования данной статьи является образовательный сектор России в контексте формирования единого пространства высшего образования. Предметом выступает процесс реформирования образовательного сектора, развитие российского Высшего образования в контексте Болонского процесса. Особое внимание уделено анализу перспективных направлений в области развития сферы современного высшего образования, проблемам, возникающим в рамках формирования и комплексного развития образовательного сектора, главным приоритетам государственной деятельности в рамках преобразования современного образовательного сектора, который является основным показателем уровня развитости современной экономики страны, ее конкурентоспособности по отношению к мировому сообществу. Методология исследования строится на анализе основных источников, характеризующих современную ситуацию образовательного сектора, а также заключается в анализе, синтезе, сравнении, обобщении источников основных приоритетных направлений государственного развития образовательного сектора в контексте единого пространства высшего образования. Основным вкладом автора в исследование темы является выделение главных перспективных направлений развития, реформирования и анализа единого пространства высшего образования в рамках изучения приоритетов образовательного сектора в контексте современного состояния рынка труда, проблем и приоритетов экономики знаний социально-экономического развития страны.


Ключевые слова:

Болонский процесс, высшее образование, рынок труда, экономика знаний, инноваци в образовании, реформы в образовании, образовательный сектор, приоритетные направления, модернизация, социально-экономическое развитие

Abstract: The research object of the present article is the educational sector in Russia in the context of the formation of a common space of higher education. The research subject is the process of reformation of the educational sector and the development of Russian higher education in the context of the Bologna process. Particular attention is paid to the analysis of promising directions in the development of the modern higher education sphere, the problems arising in the framework of the formation and development of a comprehensive education sector and the main priorities of state activities in the modern transformation of the education sector, the latter being the main indicator of the level of development of modern economy and competitive ability with respect to the international community. The research methodology is based on the analysis of the main sources that characterize the current situation of the educational sector and involves the analysis, synthesis, comparison, generalization of the sources on key priorities of state development of the educational sector in the context of a common space of higher education. The main contribution of the author's research is the allocation of the main perspective directions for the development, reformation and  analysis of a common space of higher education within the framework of the priorities of the educational sector considering the current state of labor market issues and priorities of the knowledge-based economy and socio-economic development of the country.


Keywords:

priority directions, the education sector, education reform, innovations in education, knowledge economy, labor market, higher education, The Bologna process, modernization, socio-economic development

Библиография
1. Артамонова М.А. Реформы высшей школы и Болонский процесс в России (частный взгляд методиста). – М.: изд-во «Экономика», 2008. С. 8-12.
2. Агранович М.Л. [и др.] Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего; Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Логос, 2010. – С.14-23.
3. Арефьев А.Л. Что думают о Болонском процессе преподаватели и руководители российских вузов.//Мониторинг общественного мнения. – 2008. – №1 (85) . – С.72-85.
4. Болонский процесс в России.[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http:www.bologna.ntf.ru (дата обращения: 04.10. 2014)
5. Болонский процесс и Россия. [Электронный ресурс]//Санкт Петербургский государственный университет. –Режим доступа: http://www.bologna.spbu.ru/reports (дата обращения: 12. 09. 2014).
6. Гретченко А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство/ А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. – М.: КНОРУС, 2013. – 430с.
7. Итоговые документы Бухарестских форумов 26-27 апреля 2012 года. [Эректронный ресурс] // Коммюнике Конференции министров Европейского пространства высшего образования, г. Бухарест, Румыния, 26-27 апреля 2012 года. – Режим доступа: http://www.russianenic.ru/int/bol/base/itog26042012.pdf (дата обращения: 07.11. 2014).
8. Консультант Плюс. ст.2 п.1 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/education (дата обращения: 16.11. 2014).
9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 21.07.2014).
10. Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/prm40-1.htm (дата обращения: 14.11.2014).
11. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: минобрнауки.рф (дата обращения: 14.12.2014).
12. Национальный фонд подготовки кадров. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:минобрнауки.рф/проекты/пнпо (дата обращения: 19.12.2014).
13. Николаев Д., Суслова Д. Россия в Болонском процессе// Вопросы образования. – 2010. – №1. –С. 6-24.
14. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 352 с.
15. Реформирование высшего образования: Зарубежный опыт: Реф. Сб./РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. Исслед. По науке, образованию и технологиям; ред.-сост. Булавинова М.П. – М., 2014. – С. 12-20.
16. Социологическое сопровождение обеспечения конкурентоспособности выпускников вуза в условиях современного рынка труда: коллективная монография/ К.М. Оганян [и др.]; под ред. Д-ра филос. Наук, проф. К,М, Оганяна. – М.: ИНФРА –М, 2015. – С. 46-54.
17. Ярослав Кузьминов: Реформы-процесс болезненный, но необходимый... // 2004-2011. Главные события в современном образовании. – 2011 . –С. 13-15.
18. М.В. Михайлов Cтратегия власти в сфере образования: политико-правовой аспект // Политика и Общество. - 2011. - 10. - C. 4 - 7.
19. Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Реформирование высшего образования: кластерный подход // Административное и муниципальное право. - 2014. - 7. - C. 723 - 732. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.7.12246.
20. М. В. Михайлов Политика государства в сфере образования и становление гражданского общества в России // Политика и Общество. - 2011. - 7. - C. 4 - 11.
21. В.В. Кузовкин, Н.А. Скоробогатова Особенности модернизации системы образования психологов-практиков // Психология и Психотехника. - 2012. - 9. - C. 104 - 115.
22. Щербак Е.Н. Административно-правовое регулирование развития высшего образования за рубежом // Административное и муниципальное право. - 2011. - 10. - C. 29 - 32.
23. О.К. Филатов Концепция непрерывного образования как основа развития образовательных технологий // Психология и Психотехника. - 2010. - 4. - C. 62 - 71.
24. И.Н. Сиземская Проблемы образования в контексте отечественного философско-педагогического наследия // Педагогика и просвещение. - 2012. - 3. - C. 7 - 15.
References
1. Artamonova M.A. Reformy vysshei shkoly i Bolonskii protsess v Rossii (chastnyi vzglyad metodista). – M.: izd-vo «Ekonomika», 2008. S. 8-12.
2. Agranovich M.L. [i dr.] Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya: tendentsii, strategii, stsenarii budushchego; Natsional'nyi fond podgotovki kadrov. – M.: Logos, 2010. – S.14-23.
3. Aref'ev A.L. Chto dumayut o Bolonskom protsesse prepodavateli i rukovoditeli rossiiskikh vuzov.//Monitoring obshchestvennogo mneniya. – 2008. – №1 (85) . – S.72-85.
4. Bolonskii protsess v Rossii.[Elektronnyi resurs]. –Rezhim dostupa: http:www.bologna.ntf.ru (data obrashcheniya: 04.10. 2014)
5. Bolonskii protsess i Rossiya. [Elektronnyi resurs]//Sankt Peterburgskii gosudarstvennyi universitet. –Rezhim dostupa: http://www.bologna.spbu.ru/reports (data obrashcheniya: 12. 09. 2014).
6. Gretchenko A.I. Bolonskii protsess: integratsiya Rossii v evropeiskoe i mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo/ A.I. Gretchenko, A.A. Gretchenko. – M.: KNORUS, 2013. – 430s.
7. Itogovye dokumenty Bukharestskikh forumov 26-27 aprelya 2012 goda. [Erektronnyi resurs] // Kommyunike Konferentsii ministrov Evropeiskogo prostranstva vysshego obrazovaniya, g. Bukharest, Rumyniya, 26-27 aprelya 2012 goda. – Rezhim dostupa: http://www.russianenic.ru/int/bol/base/itog26042012.pdf (data obrashcheniya: 07.11. 2014).
8. Konsul'tant Plyus. st.2 p.1 FZ «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii». [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/education (data obrashcheniya: 16.11. 2014).
9. Kontseptsiya Federal'noi tselevoi programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. [Elektronnyi resurs]. –Rezhim dostupa: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (data obrashcheniya 21.07.2014).
10. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii. Ofitsial'nyi sait. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/prm40-1.htm (data obrashcheniya: 14.11.2014).
11. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii. [Elektronnyi resurs]. –Rezhim dostupa: minobrnauki.rf (data obrashcheniya: 14.12.2014).
12. Natsional'nyi fond podgotovki kadrov. Ofitsial'nyi sait. [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http:minobrnauki.rf/proekty/pnpo (data obrashcheniya: 19.12.2014).
13. Nikolaev D., Suslova D. Rossiya v Bolonskom protsesse// Voprosy obrazovaniya. – 2010. – №1. –S. 6-24.
14. Osnovnye tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya: global'nye i bolonskie izmereniya / Pod nauch. red. d-ra ped. nauk, professora V.I. Baidenko. – M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010. – 352 s.
15. Reformirovanie vysshego obrazovaniya: Zarubezhnyi opyt: Ref. Sb./RAN. INION. Tsentr nauch.-inform. Issled. Po nauke, obrazovaniyu i tekhnologiyam; red.-sost. Bulavinova M.P. – M., 2014. – S. 12-20.
16. Sotsiologicheskoe soprovozhdenie obespecheniya konkurentosposobnosti vypusknikov vuza v usloviyakh sovremennogo rynka truda: kollektivnaya monografiya/ K.M. Oganyan [i dr.]; pod red. D-ra filos. Nauk, prof. K,M, Oganyana. – M.: INFRA –M, 2015. – S. 46-54.
17. Yaroslav Kuz'minov: Reformy-protsess boleznennyi, no neobkhodimyi... // 2004-2011. Glavnye sobytiya v sovremennom obrazovanii. – 2011 . –S. 13-15.
18. M.V. Mikhailov Ctrategiya vlasti v sfere obrazovaniya:
politiko-pravovoi aspekt // Politika i Obshchestvo. - 2011. - 10. - C. 4 - 7.

19. Grudtsyna L.Yu., Lagutkin A.V. Reformirovanie vysshego obrazovaniya: klasternyi podkhod // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2014. - 7. - C. 723 - 732. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.7.12246.
20. M. V. Mikhailov Politika gosudarstva v sfere obrazovaniya
i stanovlenie grazhdanskogo obshchestva
v Rossii // Politika i Obshchestvo. - 2011. - 7. - C. 4 - 11.

21. V.V. Kuzovkin, N.A. Skorobogatova Osobennosti modernizatsii sistemy
obrazovaniya psikhologov-praktikov // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2012. - 9. - C. 104 - 115.

22. Shcherbak E.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie razvitiya vysshego obrazovaniya za rubezhom // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2011. - 10. - C. 29 - 32.
23. O.K. Filatov Kontseptsiya nepreryvnogo obrazovaniya kak osnova razvitiya obrazovatel'nykh tekhnologii // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 4. - C. 62 - 71.
24. I.N. Sizemskaya Problemy obrazovaniya v kontekste otechestvennogo filosofsko-pedagogicheskogo naslediya // Pedagogika i prosveshchenie. - 2012. - 3. - C. 7 - 15.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.