Статья 'Высшее образование в России: статусно-ролевая дифференциация и критерии престижности ' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Высшее образование в России: статусно-ролевая дифференциация и критерии престижности

Жирина Марина Викторовна

аспирант, , Институт социально-политических исследований РАН

119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6, корпус 1

Zhirina Marina Viktorovna

post-graduate of The Institution of Russian Academy of Sciences the Institute of Socio-Political Research RAS

119333, Russia, g. Moscow, ul. Fotievoi, 6, korpus 1

jirina1@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0684.2014.12.13398

Дата направления статьи в редакцию:

18-01-2015


Дата публикации:

01-02-2015


Аннотация: В качестве предмета исследования в данной статье выступает высшее образование как механизм, детерминирующий статусно-ролевую дифференциацию общества. Автор ставит задачу выяснить, является ли высшее образование в условиях современной российской действительности "социальным лифтом". Кроме того, изучается вопрос о престижности-массовости высших учебных заведений как критериях, определяющих выбор абитуриентов. Особое внимание уделяется качественной составляющей образования и ее роли в формировании статуса вуза. В статье дается общая оценка "социальной подвижности" молодого поколения. В качестве основных методов автор использует анализ вторичных данных, а также анализ литературы по теме. Научная новизна данной статьи заключается в раскрытии сути фильтрующей функции высшего образования в условиях российской действительности. Автор приходит к выводу, что стратификация в образовании и воспроизводство неравенства посредством образования вероятны только в сочетании с другими аспектами, как-то, высокий аскриптивный статус, наличие связей, удача и личные качества.


Ключевые слова:

высшее образование, статусно-ролевая дифференциация, престиж, качество, массовость, статус, вуз, общество, социальная мобильность, фильтрующая функция

Библиография
1. Бурдье П. Формы капитала.//Экономическая социология. Электронный журнал. Пер.Добряковой М.С., научное редакт. Радаев В.В. Том 3, № 5. 2002. С.60-75.
2. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/career/news/25654001/rossijskie-zaprosy-otlichayutsya-ot-ukrainskih. (Дата обращения: 03.10.2014).
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 792-р от 15 мая 2013 г. С. 12-13.
4. Даниленко Л.Н. Deals not words: о результатах реформирования российского образования.// Вестник ПсковГУ. Серия: Экономические и технические науки. № 4. 2014. С. 19.
5. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы.//Общественные науки и современность. 2004. № 5. С. 5.
6. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода// Социологические исследования.1998.№ 3. С.122-134.
7. Осипов Г.В., Степашин С.В. Экономика и социология знания: практическое пособие/Научный совет по Программе фунд.исслед. Президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания».-М.: Наука, 2009. С.124.
8. Просольченко С.А. Социальная мобильность, её каналы и механизмы. Социальные институты как инструменты управления социальной мобильностью/ Научные проблемы гуманитарных исследований/Изд-во: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. № 7, 2010. С.246.
9. Распоряжение от 15 января 2014 года № 17-р. Правительство Российской Федерации
10. Рыбаков С. Проблемы вузовского образования //Обозреватель-Observer. 2011. №
11. С.70 11.Смелзер Н. Социология: пер. с англ.-М.: Феникс, 1998. С.427-454.
12. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.-М.: Политиздат, 1992. С.213.
13. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]//URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level. (Дата обращения 29.06.2014).
14. Шаронова С.А. Социология образования.-М.: Изд-во ПСТГУЮ, 2011. 380 с.
15. Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Реформирование высшего образования: кластерный подход // Административное и муниципальное право. - 2014. - 7. - C. 723 - 732. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.7.12246.
16. Е.А. Попов Особенности социологического исследования качества высшего профессионального образования в оценках основных субъектов образовательного процесса // Политика и Общество. - 2012. - 11. - C. 54 - 61.
References
1. Burd'e P. Formy kapitala.//Ekonomicheskaya sotsiologiya. Elektronnyi zhurnal. Per.Dobryakovoi M.S., nauchnoe redakt. Radaev V.V. Tom 3, № 5. 2002. S.60-75.
2. Vedomosti. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.vedomosti.ru/career/news/25654001/rossijskie-zaprosy-otlichayutsya-ot-ukrainskih. (Data obrashcheniya: 03.10.2014).
3. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii № 792-r ot 15 maya 2013 g. S. 12-13.
4. Danilenko L.N. Deals not words: o rezul'tatakh reformirovaniya rossiiskogo obrazovaniya.// Vestnik PskovGU. Seriya: Ekonomicheskie i tekhnicheskie nauki. № 4. 2014. S. 19.
5. Zaslavskaya T.I. Sovremennoe rossiiskoe obshchestvo: problemy i perspektivy.//Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2004. № 5. S. 5.
6. N'yuman L. Znachenie metodologii: tri osnovnykh podkhoda// Sotsiologicheskie issledovaniya.1998.№ 3. S.122-134.
7. Osipov G.V., Stepashin S.V. Ekonomika i sotsiologiya znaniya: prakticheskoe posobie/Nauchnyi sovet po Programme fund.issled. Prezidiuma Rossiiskoi akademii nauk «Ekonomika i sotsiologiya znaniya».-M.: Nauka, 2009. S.124.
8. Prosol'chenko S.A. Sotsial'naya mobil'nost', ee kanaly i mekhanizmy. Sotsial'nye instituty kak instrumenty upravleniya sotsial'noi mobil'nost'yu/ Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii/Izd-vo: Institut regional'nykh problem rossiiskoi gosudarstvennosti na Severnom Kavkaze. № 7, 2010. S.246.
9. Rasporyazhenie ot 15 yanvarya 2014 goda № 17-r. Pravitel'stvo Rossiiskoi Federatsii
10. Rybakov S. Problemy vuzovskogo obrazovaniya //Obozrevatel'-Observer. 2011. №
11. S.70 11.Smelzer N. Sotsiologiya: per. s angl.-M.: Feniks, 1998. S.427-454.
12. Sorokin P. A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo.-M.: Politizdat, 1992. S.213.
13. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. [Elektronnyi resurs]//URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level. (Data obrashcheniya 29.06.2014).
14. Sharonova S.A. Sotsiologiya obrazovaniya.-M.: Izd-vo PSTGUYu, 2011. 380 s.
15. Grudtsyna L.Yu., Lagutkin A.V. Reformirovanie vysshego obrazovaniya: klasternyi podkhod // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2014. - 7. - C. 723 - 732. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.7.12246.
16. E.A. Popov Osobennosti sotsiologicheskogo issledovaniya
kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya
v otsenkakh osnovnykh sub''ektov obrazovatel'nogo
protsessa // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 11. - C. 54 - 61.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.