Статья 'Реформа российской высшей школы в оценках учащихся и обучающих: опыт исследования ' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Реформа российской высшей школы в оценках учащихся и обучающих: опыт исследования

Болтаевский Андрей Андреевич

кандидат исторических наук

доцент, Международный славянский институт

129085, Россия, г. Москва, ул. Годовикова, 9, строение 25

Boltaevskii Andrei Andreevich

PhD in History

associate professor of the Department of Philosophical and Socio-Humanitarian Disciplines at Moscow State University of Food Production

129085, Russia, g. Moscow, ul. Godovikova, 9, stroenie 25

boltaev83@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Прядко Игорь Петрович

кандидат культурологии

доцент, кафедра политологии и социологии, Московский государственный строительный университет

129337, Россия, г. Москва, ул. Ярославское Шоссе, 26

Pryadko Igor' Petrovich

PhD in Cultural Studies

Docent, political and social sciences department, Moscow State University of Civil Engineering

129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoe Shosse st., 26

priadcko.igor2011@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0684.2015.8.13223

Дата направления статьи в редакцию:

06-10-2014


Дата публикации:

06-09-2015


Аннотация: В работе предложена оценка реформ российской высшей школы, направленных на ее поэтапное встраивание в Болонский процесс, осуществляемый в нашей стране с 2003 г. Многие эксперты отмечают оторванность отечественных вузов от решения практических задач, заметное отставание российской образовательной системы от западной в подготовке специалистов в области прикладных наук. Насколько это соответствует действительности и насколько готовы студенчество и профессорско-преподавательский состав высшей школы России к новым возможностям станет предметом изучения в данной статье. Анализируются результаты экспресс-опроса, проведенного авторами настоящей статьи среди студентов и профессорско-преподавательского состава. Среди факторов, вызывающих настороженность со стороны российских экспертов, называется низкий уровень знания о целях реформы и неосведомленность относительно мер по улучшению системы высшей школы. В статье подчеркивается, что основной целью обучения по Болонским стандартам сегодня видится создание единого интеллектуального пространства. Но, как показал проведенный авторами опрос, препятствием к достижению заявленной цели вступают два фактора: низкий уровень владения студентами иностранными языками и недостаточный размер доходов. Указанное обстоятельство делает практически невозможным обучение большинства российских студентов за рубежом и снижает конкурентоспособность выпускников российских вузов с точки зрения потенциальных работодателей по всему европейскому пространству.


Ключевые слова:

Образование, Болонский процесс, университеты, компетентностный подход, образовательные стандарты, фундаментальные разработки, социальный институт, воспитание, обучение, научно-исследовательский поиск

Abstract: The paper suggests the evaluation of the reforms of Russian higher schools aimed at its gradual integration into the Bologna process that has been conducted in our country since 2003. Many experts notice the divorcement of Russian universities from the solution of practical tasks, visible weakness of Russian educational system compared to the Western one when it comes to the preparation of professionals in the field of applied sciences. The subject of the article is the question whether it is true and to which extent the students and teaching staff of Russian higher schools are ready for the new opportunities. The article analyses the results of an express survey conducted by the authors among the students and the teaching stuff. Among the factors that cause vigilance in Russian experts are the low level of knowledge regarding the aims of the reform and lack of information about the measures to improve the system of higher education. It is highlighted in the article that the main goal of studying according to the Bologna standards nowadays is the creation of united intellectual space. But as the conducted survey has shown, there are two factors that block the fulfilment of this goal: low level of foreign language skills by the students and insufficient income. These circumstances make it practically impossible for the majority of Russian students to study abroad and decreases the competitiveness of the graduates of Russian universities from the point of view of potential employers all over Europe. 


Keywords:

education , Bologna process, universities, competence-based approach , educational standards, fundamental projects, social institute, upbringing, teaching, scientific research

Библиография
1. Иванова М. А. Реформа высшей школы: взгляд из строительного вуза // Сб. трудов Семнадцатой международной межвузовской научн.-практ. конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященной, фундаментальным научным исследованиям в строительстве (23—25 апр. 2014 г.), М.: МГСУ, 2014. С.711 – 714.
2. Медведев С. А. Болонский процесс. Россия и глобализация // Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / ред. С.А. Медведев и др. М.: РЕЦЭП, 2005. С.17 – 29.
3. Миронов В. В. Размышления о реформе российского образования. Доклад на международной научной конференции «Философия и образование в процессе трансформации культуры», посвященной 70-летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: Воробьев А.В., 2011. 64с.
4. Прядко И. П. Место социологии науки в системе дисциплин, изучаемых студентами строительного вуза // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании. Материалы Международной научной конференции 19 – 21 октября 2011 года, в 2-х т. Т.2. М.: МГСУ, 2011. С.613 – 616.
5. Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба. 1991. №5.
6. Jaspers K. Die Idee der Universitaet. Berlin: Springer-Verlag, 1946.
7. Болтаевский А. А., Голофаева С. Н. Патриотизм и национальная безопасность Российской Федерации // Актуальные проблемы современной науки. 2012. № 2. С. 110 – 112.
8. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М. М. Лебедевой. М.: Оргсервис-2000, 2006.
9. О.О. Якименко Становление образования в России // Педагогика и просвещение. - 2011. - 2. - C. 41 - 50.
10. Гуревич П.С. Смысл человеческого бытия и ценности образования // Педагогика и просвещение. - 2014. - 1. - C. 4 - 9. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.1.12195.
11. М.Ю. Барбашин Институты высшего образования и социальные дилеммы (компаративный анализ российской и американской образовательных систем) // Педагогика и просвещение. - 2013. - 2. - C. 151 - 158. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.2.9102.
12. Гуляихин В.Н. Вхождение российской молодежи в общественно-правовую жизнь: роль правовой социализации // NB: Вопросы права и политики. - 2013. - 11. - C. 88 - 104. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.11.9698. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9698.html
13. Ситник А.А. Высшее юридическое образование в Германии в условиях перехода на болонскую систему (на примере Потсдамского университета) // Финансовое право и управление. - 2014. - 1. - C. 54 - 65. DOI: 10.7256/2310-0508.2014.1.10334.
14. Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Реформирование высшего образования: кластерный подход // Административное и муниципальное право. - 2014. - 7. - C. 723 - 732. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.7.12246.
15. Саленко А.В. Европейское пространство науки и образования: правовые аспекты университетской реформы в Финляндии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2012. - 3. - C. 124 - 132.
16. Кананыкина Е.С. Система управления образованием Германии // NB: Административное право и практика администрирования. - 2013. - 7. - C. 100 - 136. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.7.686. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_686.html
References
1. Ivanova M. A. Reforma vysshei shkoly: vzglyad iz stroitel'nogo vuza // Sb. trudov Semnadtsatoi mezhdunarodnoi mezhvuzovskoi nauchn.-prakt. konferentsii studentov, magistrantov, aspirantov i molodykh uchenykh, posvyashchennoi, fundamental'nym nauchnym issledovaniyam v stroitel'stve (23—25 apr. 2014 g.), M.: MGSU, 2014. S.711 – 714.
2. Medvedev S. A. Bolonskii protsess. Rossiya i globalizatsiya // Bolonskii protsess i ego znachenie dlya Rossii. Integratsiya vysshego obrazovaniya v Evrope / red. S.A. Medvedev i dr. M.: RETsEP, 2005. S.17 – 29.
3. Mironov V. V. Razmyshleniya o reforme rossiiskogo obrazovaniya. Doklad na mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Filosofiya i obrazovanie v protsesse transformatsii kul'tury», posvyashchennoi 70-letiyu vossozdaniya filosofskogo fakul'teta v strukture MGU im. M.V.Lomonosova. M.: Vorob'ev A.V., 2011. 64s.
4. Pryadko I. P. Mesto sotsiologii nauki v sisteme distsiplin, izuchaemykh studentami stroitel'nogo vuza // Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitel'noi nauke i obrazovanii. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 19 – 21 oktyabrya 2011 goda, v 2-kh t. T.2. M.: MGSU, 2011. S.613 – 616.
5. Florenskii P. A. Predpolagaemoe gosudarstvennoe ustroistvo v budushchem // Literaturnaya ucheba. 1991. №5.
6. Jaspers K. Die Idee der Universitaet. Berlin: Springer-Verlag, 1946.
7. Boltaevskii A. A., Golofaeva S. N. Patriotizm i natsional'naya bezopasnost' Rossiiskoi Federatsii // Aktual'nye problemy sovremennoi nauki. 2012. № 2. S. 110 – 112.
8. Bolonskii protsess: problemy i perspektivy / pod red. M. M. Lebedevoi. M.: Orgservis-2000, 2006.
9. O.O. Yakimenko Stanovlenie obrazovaniya v Rossii // Pedagogika i prosveshchenie. - 2011. - 2. - C. 41 - 50.
10. Gurevich P.S. Smysl chelovecheskogo bytiya i tsennosti obrazovaniya // Pedagogika i prosveshchenie. - 2014. - 1. - C. 4 - 9. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.1.12195.
11. M.Yu. Barbashin Instituty vysshego obrazovaniya
i sotsial'nye dilemmy
(komparativnyi analiz rossiiskoi
i amerikanskoi obrazovatel'nykh sistem) // Pedagogika i prosveshchenie. - 2013. - 2. - C. 151 - 158. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.2.9102.

12. Gulyaikhin V.N. Vkhozhdenie rossiiskoi molodezhi v obshchestvenno-pravovuyu zhizn': rol' pravovoi sotsializatsii // NB: Voprosy prava i politiki. - 2013. - 11. - C. 88 - 104. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.11.9698. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9698.html
13. Sitnik A.A. Vysshee yuridicheskoe obrazovanie v Germanii v usloviyakh perekhoda na bolonskuyu sistemu (na primere Potsdamskogo universiteta) // Finansovoe pravo i upravlenie. - 2014. - 1. - C. 54 - 65. DOI: 10.7256/2310-0508.2014.1.10334.
14. Grudtsyna L.Yu., Lagutkin A.V. Reformirovanie vysshego obrazovaniya: klasternyi podkhod // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2014. - 7. - C. 723 - 732. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.7.12246.
15. Salenko A.V. Evropeiskoe prostranstvo nauki i obrazovaniya:
pravovye aspekty universitetskoi reformy
v Finlyandii // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2012. - 3. - C. 124 - 132.

16. Kananykina E.S. Sistema upravleniya obrazovaniem Germanii // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2013. - 7. - C. 100 - 136. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.7.686. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_686.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.