Sociodynamics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Sociodynamics" > Contents of Issue 05/2021
Contents of Issue 05/2021
People and work
Trinadtsatko A.A. - Official and unofficial employment of visually impaired people (on the example of Khabarovsk) pp. 1-34

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.35590

Abstract: The object of this research is visually impaired people as an invariant of disabled people of discredited stigmatype. The subject of this research is the employment of visually impaired people of working age, members of the Khabarovsk local organization of All-Russia Association of the Blind (VOS). The goal of this work is determine the level of official and unofficial employment of visually impaired people and the factors affecting it. The author notes that despite positive changes taking place in the Institution of employment assistance for people with disabilities, the representatives of nosology of the disabled people with discredited stigmatype are still being discriminated in the job market, finding jobs in their close social circle or working in places that are not adjusted to their needs. It is established that visually impaired people are actively engaged into the sphere of social and labor relations, the great majority of them have work experience in the status of a visually impaired person in jobs that are not adjusted to their specificities. People with disabilities more often are employed officially. Social and labor integration of people with health limitations first and foremost depends on their level of education, qualifications and work experience, as well as on the age of being registered as a disabled person. The key motive for employment is the need for broadening social interactions. The novelty of this work consist in revealing the structure of official and unofficial employment of visually impaired people in accordance with disability groups, age, level of education, and other characteristics, as well as in outlining the factors, conditions, and motives that affect the their employment status, and obstacles for their promotion. The scientific relevance of the acquired results consists in expansion and specification of a range of issues that require closer joint attention of the members of the project, academic, and practice-oriented communities, as well as in highlighting the key aspects of employment assistance for people with disabilities of discredited stigmatype.
Morality and politics
Popova O. - Commodification of the living: regulatory problems of commercialization of biomaterials in the process of development of genomics pp. 35-48

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.33498

Abstract: This article explores the normative problems of commodification of biomaterials in the process of development of genomics and genome medicine. It is demonstrated that in the era of advanced biocapitalism, when the relations between capital, knowledge and life become of particular importance, biomaterials undergo an economic turnover, are viewed as the objects of property and patent law, becoming the source of gaining profit. This results in the conflicts associated with the protection of rights of the individual, whose body is the source of biomaterials. In the context of consideration of the practices of commodification of biomaterials, the author reviews different modes of relations between the individual, science and society, with the characteristic to each of them articulation of the priority of personal or public good. The article provides the ethical analysis of incidents caused by the development of genetic technologies within the framework of the mode of confrontation between the individual and science, altruistic and compensatory modes, and mode of protection of civil rights. The conclusion is made that the developing processes of commodification require finding balance between the rights of the state and the interests of individuals, public good and personal values. The right to control own biomaterials and genetic information, voluntary and free transfer of biological materials, observance of biosafety and medical confidentiality – all these problems of the development of genomics require constant ethical monitoring in each specific case of using biomaterials.
Social studies and monitoring
Akhmedova A.R., Bazhenova N.A., Gorshunova E.E., Kalinina Y.A., Kuzhim N.V., Chudova S.G. - The factors of interethnic tension in higher education environment (based on the materials of a sociological study in Altai State University, Barnaul) pp. 49-61

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.35769

Abstract: The subject of this research is the factors of interethnic tension in higher education environment. The object of this research is interethnic tension in the educational environment. Detailed attention is given to socio-psychological, conflictological, and sociological approaches towards studying the interethnic tension. The author examines the manifestation of interethnic tension, namely the factors that may aggravate it in the higher education institutions. The following factors are explored: social adaptation of students in polyethnic educational environment; ethnic stereotypes; cultural differences between students belonging to various ethnic groups; biased attitude of the participants of educational process on ethnic grounds. The conclusion is made that such factors as ethnic stereotypes and cultural differences of students are present in Altai State University; the need for social adaptation of students in polyethnic educational environment and  biased attitude of the participants of educational process on ethnic ground manifest rather insignificantly, although pose a potential threat to interethnic relations in the university. The author’s special contribution consists in formulation of practical recommendations for the administrative departments of Altai State University aimed at reducing the likelihood of the emergence of interethnic tensions in the educational environment; as well as in proposal of measures to prevent the occurrence of inexplicit factors.
Popov E.A. - Environment as a sociocultural phenomenon pp. 62-72

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.35679

Abstract: This article is dedicated to consideration of the environment as a sociocultural phenomenon. Emphasis is placed on the trend of changing the attitude towards environment from technological to sociocultural. Examination of the environment in such paradigm allows reconsidering the phenomenon from axiological perspective, which transforms the attitude towards environment, at times fundamentally. The article employs the analysis of secondary data of the conducted applies research, as well as the expert survey of specialists from the three neighboring countries – Russia, Kazakhstan, and Mongolia. The following conclusions were formulated: the environment is perceived as universal and regional value that impacts the spiritual life of an individual and the society, thereby ensuring their spiritual security; 2) the adoption of managerial decisions in the environmental sphere should be associated with conceptualization of this phenomenon as sociocultural, which increases the degree of responsibility and importance of the environment for the intergenerational continuity of culture-bearers. The novelty of the work consists in substantiation of the need for paradigm shift in comprehension of the environment as a sociocultural phenomenon. The focus may move from the economic or ultimately ecological attitude towards environment to sociocultural.
The heritage of transformation
Kannykin S.V. - Revering religion, you would not approve of relentless running pp. 73-83

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.32955

Abstract: The subject of this research is determination of the peculiarities of competitive running in the medieval sociocultural situation. The relevance of this article is substantiated by the importance of cognizing the socio-historical context of desacralization of athleticism (and running as its component), as well as the grounds and manifestations of its transition into the sphere of secular, humanistically oriented bodily practices. The author sets the following tasks: compare the sacred and profane components of running athleticism in the Antiquity and the Middle Ages; identify of the reasons for desacralization of running in this period, as well as new manifestations and trends of transformation of its profane component. The methodological framework is comprised of the laws and principles of dialectics, analysis, synthesis, deduction, induction, and analogy. The author reviews competitive running from the perspective of binary opposition sacred/profane. The acquired results can be applied in social philosophy, philosophical anthropology, and philosophy of sports. The novelty of this research lies in identification of causes and consequences of the medieval desacralization of running and absence of institutionalization of running competitions; consideration of the peculiarities of running practices in the elite circles and commoners; examination of specificity of running competitions in the carnival culture; outlining the reasons of the applied use of endurance running in economic activity; as well as indication of the unique for theocentric Middle Ages humanistic orientation of running as a separate type of competition and the basis of athletic activity overall.
Anthropology and ethnogenesis
Kannykin S.V. - Endurance running as one of the factors of anthropogenesis pp. 84-94

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.32915

Abstract: The goal of this research lies in the philosophical perspective on critical analysis of the hypothesis advanced by the American biologists Daniel Lieberman (Harvard) and Dennis Bramble (University of Utah) on endurance running as one of the most significant factors of anthropogenesis. The article determines its strong and weak sides, as well as cognitive potential for further research in the sphere of anthropology. The hypothesis under review correlates with other rationalistic and evolutionary concepts of anthropogenesis, being considered as a means for clarification and substantiation of their basic provisions. The key research methods are analysis and comparison. The acquired results complement the labor theory of anthropogenesis with modern interpretation of natural science data. The area of application of the research results is the philosophical anthropology and philosophy of sports. The novelty of this work consists in philosophical comprehension of endurance running as a component of pre-instrument collective labor activity of the ancestors of modern man, one of the prerequisites for the development of abstract thinking, as well as a means of youth initiation and team bonding, which balances the gender differences in the process of adulting and procuring food by primitive hunters.
Political power
Barinov D.N. - Political power and fear: dialectics of interpenetration pp. 95-103

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.33839

Abstract: This article is dedicated to the problem of fear as a phenomenon of political power and dominance-subordination relations. The theoretical-methodological framework for the analysis of correlation between fear and political power is comprised of the works of Russian and foreign philosophers and sociologists (O. Comte, H. Spencer, T. Parsons, N. Luhmann, E. Shils, A. S. Panarin, and other.). The author examines such phenomenon as the fear of punishment, the peculiarities of occurrence of fear in the conditions of total control over citizens under despotic and democratic political regime, in the situation of destruction of the government. Characteristic is given to the fears of politicians (personal fears, fear of losing power, fear of democracy). Based on the theoretical models along with attracted historical and statistical material, it is demonstrated that fear is an inevitable side effect of any power that tends to conservation of the existing model of relations between the government and society. The article provides a new interpretation of the idea of the supporters of psychoanalysis on channeling the fears of politicians onto the population. It is underlined that in the current conditions, it is not so much the fears of the political elite, as on converting them into a governing technique. The latter conceals the true concerns of the political elite, as well as displaces the moods of discontent and social tension, turning them into fear towards the objects developed in the information field.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 05, 2021
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 06-06-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2021
Человек и труд
Тринадцатко А.А. - Официальная и неофициальная занятость инвалидов по зрению (на примере г. Хабаровска) c. 1-34

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.35590

Аннотация: Объектом исследования выступили инвалиды по зрению как инвариант инвалидов дискредитированного стигматипа.Предметом исследования является занятость инвалидов по зрению трудоспособного возраста, членов Хабаровской местной организации ВОС.Цель исследования заключается в определении уровня официальной и неофициальной занятости среди инвалидов по зрению и выявлении факторов, оказывающих влияние на их занятость.Автор отмечает, что, несмотря на происходящие в институте содействия занятости инвалидов положительные изменения, представители нозологий инвалидов с дискредитированным стигматипом практически не ощущают на себе этих изменений, по-прежнему подвергаясь дискриминации на рынке труда, преимущественно трудоустраиваясь при помощи ближайшего социального окружения и работая на неадаптированных под их особенности рабочих местах. В ходе исследования было установлено, что люди с нарушениями зрения активно включены в сферу социально-трудовых отношений, подавляющая их часть имеет трудовой опыт в статусе инвалида по зрению на неадаптированных под их особенности рабочих местах. Официальная занятость среди инвалидов распространена шире, чем неофициальная. Социально-трудовая интеграция таких инвалидов в первую очередь зависит от уровня их образования, квалификации и стажа работы, а также возраста получения инвалидности, основным мотивом занятости выступает потребность в расширении социальных взаимодействий.Новизна исследования заключается в выявлении структуры официальной и неофициальной занятости инвалидов по зрению в разрезе групп инвалидности, возраста, уровня образования и др. характеристик, определении факторов, условий и мотивов, влияющих на состояние их занятости, причин, препятствующих ее повышениюНаучная значимость полученных результатов состоит в расширении и конкретизации круга вопросов, требующих более пристального совместного внимания членов проектного, научного и практикоориентированного сообществ, выдвигая при этом на приоритетные позиции ключевые аспекты содействия занятости представителей инвалидов именно дискредитированного стигматипа.
Мораль и политика
Попова О.В. - Коммодифицируя живое: нормативные проблемы коммерциализации биоматериалов в процессе развития геномики c. 35-48

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.33498

Аннотация: В статье рассмотрены нормативные проблемы коммодификации биоматериалов в процессе развития геномики и геномной медицины. Показано, что в эпоху развитого биокапитализма, где огромное значение приобретают отношения между капиталом, знанием и жизнью, биоматериалы подвергаются экономическому обороту, рассматриваются как объекты имущественного и патентного права и становятся источником получения прибыли. Вследствие этого возникают конфликты, связанные с защитой прав индивида, чье тело является источником происхождения биоматериалов. В контексте осмысления практик коммодификации биоматериалов рассмотрены различные модусы отношений между индивидом, наукой и обществом, с характерной для каждого из них артикуляцией приоритета личного или общественного блага. Представлен этический анализ казусов, вызванных развитием генетических технологий, в рамках модуса противостояния индивида и науки, альтруистического и компенсаторного модусов, модуса защиты гражданских прав. Сделан вывод о том, что развивающиеся процессы коммодификации вызывают необходимость поиска баланса между правами государства и интересами частных лиц, между общественным благом и личностными ценностями. Право распоряжения собственными биоматериалами и генетической информацией, добровольность и безвозмездность передачи биологических материалов, требование соблюдения биобезопасности, врачебной тайны, - все эти проблемы развития геномики требуют постоянного этического мониторинга в каждом конкретном случае использования биоматериалов.
Социальные исследования и мониторинг
Ахмедова А.Р., Баженова Н.А., Горшунова Е.Е., Калинина Ю.А., Кужим Н.В., Чудова С.Г. - Факторы межэтнической напряженности в образовательной среде высших учебных заведений (по материалам социологического исследования в Алтайском государственном университете, г. Барнаул) c. 49-61

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.35769

Аннотация: Предметом исследования является факторы межэтнической напряженности в образовательной среде высших учебных заведений. Объектом исследования выступает межэтническая напряженность в образовательной среде. Авторы подробно рассматривают такие подходы к изучению межэтнической напряженности, как социально-психологический, конфликтологический и социологический. Рассматривается проявление межэтнической напряженности в образовательной среде. Особое внимание уделяется характеристике факторов, которые могут способствовать усугублению в высших учебных заведениях межэтнической напряженности. В данной статье рассматриваются следующие факторы: социальная адаптация студентов в полиэтничной образовательной среде; этнические стереотипы; культурные различия студентов разных этнических групп; предвзятое отношение участников образовательного процесса по этническому признаку.   Основными выводами проведенного исследования являются следующие: такие факторы как наличие этнических стереотипов и культурные различия студентов присутствуют в Алтайском государственном университете: Факторы «необходимость социальной адаптации студентов в полиэтничной образовательной среде» и «предвзятое отношение участников образовательного процесса по этническому признаку» проявляются незначительно, но представляют собой потенциальную угрозу межэтническим отношениям в ВУЗе. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка практических рекомендаций административным подразделениям АлтГУ по снижению вероятности появления межэтнической напряженности в образовательной среде. Также по тем факторам, которые в настоящее время в явной форме не проявляются, предложены меры по профилактике их возникновения.
Попов Е.А. - Окружающая среда как социокультурный феномен c. 62-72

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.35679

Аннотация: В статье ставится цель рассмотреть окружающую среду как социокультурный феномен. При этом акцент сделан на выявлении тенденции изменения отношения к окружающей среде с технологического на социокультурный. Исследование окружающей среды в данной парадигме дает возможность переосмысления феномена в аксиологическом плане, что в свою очередь меняет отношение к окружающей среде, иногда радикальным образом. Основными методами исследования стали анализ вторичных данных проведенных прикладных исследований, а также экспертный опрос специалистов из трех граничащих друг с другом государств – России, Казахстана и Монголии. Такой выбор методов обеспечивает в полной мере реализацию поставленной цели работы.    Основные результаты представлены следующими положениями: 1) окружающая среда воспринимается как общечеловеческая и региональная ценность, влияющая на духовную жизнь человека и общества и тем самым обеспечивающая их духовную безопасность; 2) принятие управленческих решений в области окружающей среды должно быть связано с осмыслением данного феномена как социокультурного, что повышает меру ответственности и значимость окружающей среды для преемственности поколений носителей культуры. Новизна исследования заключается в обосновании необходимости смены парадигм в осмыслении окружающей среды как социокультурного феномена. Акценты могут быть смещены с экономического или исключительно экологического отношения к окружающей среде на социокультурный.
Наследие и трансформации
Канныкин С.В. - «Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега…» c. 73-83

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.32955

Аннотация: Предметом исследования является определение особенностей бытия соревновательного бега в социокультурной ситуации Средневековья. Актуальность научной статьи обусловлена важностью постижения социально-исторического контекста, в котором происходит десакрализация атлетизма (и бега как его компонента), а также оснований и проявлений его перехода в сферу секулярных, гуманистически ориентированных телесных практик. Решаемые задачи: сравнение сакральных и профанных компонентов бегового атлетизма в Античности и в Средние века, выявление причин десакрализации бега в изучаемый период, а также новых проявлений и направленности трансформации его профанной составляющей. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. Плодотворным оказалось рассмотрение соревновательного бега с использование бинарной оппозиции сакральное/профанное. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении причин и следствий средневековой десакрализации бега и отсутствия институализации беговых состязаний; рассмотрении особенностей занятий бегом в кругах элиты и простонародья; исследовании специфики беговых соревнований в карнавальной культуре; определении причин прикладного использования бега на выносливость в экономической деятельности, а также фиксации необычной для теоцентричного Средневековья гуманистической ориентации бега как отдельного вида состязаний и основы атлетической деятельности вообще.
Антропология и энтогенез
Канныкин С.В. - Бег на выносливость как один из факторов антропогенеза c. 84-94

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.32915

Аннотация: Целью работы является критический анализ с философских позиций гипотезы американских биологов Daniel Lieberman (Гарвард) и Dennis Bramble (университет Юты) о беге на выносливость как одном из значимых факторов антропогенеза. В статье решаются задачи определения ее сильных и слабых сторон, а также познавательного потенциала для дальнейших исследований в сфере антропологии. Изучаемая гипотеза сопрягается с другими рационалистическими и эволюционными концепциями антропогенеза, рассматриваясь как средство уточнения и подтверждения их базовых положений. Основные методы исследования – анализ и сравнение, результаты работы приемлемы для дополнения и конкретизации трудовой теории антропогенеза данными современного естествознания в их философской интерпретации. Областью применения полученных результатов являются философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в философском осмыслении бега на выносливость как компонента доорудийной коллективной трудовой деятельности предков современного человека, одной из предпосылок формирования абстрактного мышления, а также средства инициации молодежи и сплочения коллектива, во многом нивелирующего гендерные различия в процессе взросления детей и добывания пищи первобытными охотниками.
Политическая власть
Баринов Д.Н. - Политическая власть и страх: диалектика взаимопроникновения c. 95-103

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.33839

Аннотация: В статье рассматривается проблема страха как феномена политической власти и отношений господства и подчинения. Теоретико-методологической основой анализа соотношения страха и политической власти стали работы отечественных и зарубежных философов и социологов (О. Конт, Г. Спенсер, Т. Парсонс, Н. Луман, Э. Шилз, А.С. Панарин и др.). В статье рассматривается такой феномен, как страх наказания, особенности возникновения страха в условиях тотального контроля за гражданами в условиях деспотического правления и демократического политического режима, в ситуации деструкции государственной власти. Дается характеристика страхам политиков (личные страхи, страх утраты власти, страх демократии). На основе теоретических моделей и привлеченного к анализу исторического и статистического материала автор показывает, что страх является неизбежным спутником всякой власти, которая тяготеет к консервации существующей модели отношений между властью и обществом. В статье дается новая интерпретация идеи сторонников психоанализа о проецировании страхов политиков на население. Отмечается, что в современных условиях речь должна идти не столько о проецировании страхов политической элиты, сколько об их конвертации как способе управления. Последняя маскирует истинные опасения политической элиты, а также вытесняет настроения недовольства, социальную напряженность, превращая их в страх по отношению к сконструированным в информационном поле объектам.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"