Sociodynamics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Sociodynamics" > Contents of Issue 04/2021
Contents of Issue 04/2021
Social studies and monitoring
Trinadtsatko A.A. - Performing art as an instrument of increasing social activity of the visually impaired people pp. 1-21

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.35415

Abstract: The object of this research is the process of sociocultural rehabilitation of the people with disabilities as an instrument for their social adaptation and integration. The subject of this research is performing art ad form of manifestation of social activity of the visually impaired people. The goal consists in compiling social portrait of a typical participant of inclusive theater for visually impaired people and establishing correlation between the theatrical activity of such people and their social activity in other spheres of life. Leaning on the analysis of scientific sources and own empirical research, the author attempts to compile an exemplary portrait of the visually impaired person participating in the inclusive theater for such invariant of persons with heath limitations. The author also drawn parallel between the social characteristics of the visually impaired people, their participation in theatrical activity and social activity in other spheres of life. The novelty of this work consists in compiling social portrait of the typical representative of inclusive theater for visually impaired people, which indicates that men with severe visual impairment in the age group 41-15, who have higher education, are employed,  attend cultural and sports events, have skills of artistic reflection of the surrounding world and creative potential, are more involved in such activities. Their theatrical activity is not so much an instrument of sociocultural rehabilitation, but rather a means of personal fulfillment and self-actualization through public participation in stage performances and receiving public recognition. The scientific value of the acquired results lies in the fact that based on formation of social portrait of an actor with visual impairment in the inclusive theater, the author proposes the vectors for conducting multidisciplinary studies of various invariants of the discredited stigma group of persons with health limitations in the context of reflection of their social characteristics and for improving the instrumental, artistic, and efficient components of art therapy.
The heritage of transformation
Sevostyanova E. - Mobilization in everyday life of the population of Trans-Baikal Region during the period of Chinese complications (1900-1901) pp. 22-47

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.32551

Abstract: The object of this research is the everyday life of Trans-Baikal Region during the military-political conflict. The official name of the conflict was “Military Campaign in China 1900-1901”, but in common practice it was called “Chinese complications” and “danger on the borders”. The subject of this research is mobilization in everyday life of the population of Trans-Baikal Region during the period of “Chinese complications” (1900-1901). The author examines the impact of mobilization upon life of the population, which behavioral strategies and psychological reactions were prevalent, assessments of the population regarding the causes of the conflict and its consequences for Trans-Baikal region, what and what language was used to describe it. In the analysis of newspaper materials, the article employed the methods of determining semantic-lexical elements; considered the methodological ideas of studying everyday life as a correlation between power strategies and tactics of everyday life. It was established that the population identified mobilization with uncontrolled natural disasters and catastrophic events, such as crop setback, floods, and large-scale epizootics. Mobilization alongside the Russia-China conflict overall, did not entail a surge of anti-Chinese sentiments, although incited xenophobia. The author explores the main issues of everyday life determined by mobilization and measures taken by the regional authorities aimed at ensuring security of the border areas and preventing famine. Analysis is conducted on the ideological and informational role of the church. The Trans-Baikal Church led the charity work, and all priests were authorized to accept donations.
Questions of current interest
Vecherina O. - Institutional limitations and possible vectors of the development of mediation in Russia pp. 48-67

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.35492

Abstract: The object of this research is the socio-legal institution of mediation as an alternative dispute settlement procedure in Russia. The subject of this research is the peculiarities of development of this institution and their substantiation by the specificity of institutional implementation, as well as cultural-historical aspects of the Russian society. The author indicates that the longstanding efforts of enthusiasts with the support of government structures aimed at the development of mediation as a legal institution outside its social component (mediation as an assisting profession) appeared to be ineffective and even faced rejection of a considerable part of society, as its conceptual grounds on the foundation of law do not correspond with the cultural-historical matrix of Russia. Special attention is given to the peculiarities of the establishment of mediation as a social institution and assisting profession. The author concludes on the presence of basic institutional restrictions of the development of socio-legal institution of mediation in Russia, due to the absence of mediation mechanisms of development (according to A. S. Akhiezer). The novelty of this work consist in tracing the dynamics of institutional development of mediation in the context of social evolution of the Russian society. The author believes that successful development of mediation in Russia as a social institution and assisting profession is not only possible, but essential; first and foremost, school mediation combined with remedial practices, as an effective technique of helping families, including families with children, and as instruments for working with ethno-confessional conflicts.
Political elites
Rakhinsky D.V., Illarionov G.A., Piskorskaya S.Y., Rusakov A.G., Shcheblyakov E.S. - Alienation of tradition as a way of person's relationship with the past pp. 68-81

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.35546

Abstract: The subject of this research is the alienation of tradition as a way of relating to the past. The goal of this article consists in conceptualization of an “alienated tradition” as a mode of relationship between the social present and the social past, generated by the historical dynamics of development of the tradition, which is simultaneously a factor of social development and a source of personal suffering. The research methodology leans on the principle of social epistemology, which implies following the mutual conditionality of evolution of representations on connection between the present and the past, reflected in the concept of tradition sociocultural mechanisms of the  tradition. The article analyzes the language of interpretation of tradition as a combination of sociocultural mechanisms connecting the social present and the past. The novelty of this work consists in interdisciplinary synthesis of the concepts and research positions: the classical concept of alienation, research on intergenerational communication and cultural memory, socio-criticism studies, and theory of suffering. The alienation of tradition suggests objectification of these connections, in terms of which the social past perceived by a person as the new and communicative grounds for the alienation of tradition, emerged as result of increasing vicariousness of intergenerational communication. The alienation of tradition has a dual meaning. On the one hand, it becomes the foundation for self-determination of a person with regards to cultural continuum, force of development, due to the fact that a person is no longer positioned as a result of determinacy by the past, but an active subject who transforms the world relying on own mind, rather than the legacy of the past. On the other hand, the alienation of tradition becomes a cause of suffering; the more vicarious becomes the person’s relationship with the past, the more antagonistic and alienated become the grounds for his existence in culture that are determined by the past.
Social studies and monitoring
Sushko V.A. - pp. 82-93

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.32515

Abstract:
Questions of current interest
Medvedeva N. - pp. 94-101

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.32481

Abstract:
Svinukhova Y.N. - pp. 102-118

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.35449

Abstract:
Ravochkin N.N., Gilyazov R.S., Shchennikov V.P. - pp. 119-135

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.35615

Abstract:
National security
Balakleets N.A. - pp. 136-149

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.32652

Abstract:
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 04, 2021
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
Содержание № 04, 2021
Социальные исследования и мониторинг
Тринадцатко А.А. - Театрально-сценическое искусство как инструмент повышения социальной активности инвалидов по зрению c. 1-21

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.35415

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает процесс социокультурной реабилитации инвалидов как инструмент их социальной адаптации и интеграции. Предметом исследования является театрально-сценическое искусство как форма проявления социальной активности инвалидов по зрению. Цель исследования заключается в составлении социального портрета типового участника инклюзивного театра инвалидов по зрению и определение взаимосвязи между театрально-сценической деятельностью таких инвалидов и их социальной активностью в других сферах общественной жизни.На основе анализа научных источников и собственного эмпирического исследования автор предпринял попытку составления типового портрета инвалида по зрению, являющегося участником инклюзивного театра данного инварианта лиц с ОВЗ. Также автор попытался определить взаимосвязь между социальными характеристиками инвалидов по зрению, их участием в театрально-сценической деятельности и социальной активностью в других сферах жизни. Новизна исследования состоит в формировании социального портрета типичного представителя инклюзивного театра незрячих, в соответствии с которым в такой деятельности активнее участвуют мужчины с тяжелым поражением зрения, имеющие высшее образование, работающие, относящиеся к возрастной группе 41–50 лет, посещающие культурные и спортивные мероприятия, владеющие навыками художественного отображения окружающего мира и творческо-созидательным потенциалом. Их театральная деятельность является не столько инструментом социокультурной реабилитации, сколько средством самореализации и самоактуализации через публичное участие в театральных постановках и получение общественного признания. Научная значимость полученных результатов заключается в том, что через формирование социального портрета незрячего актера инклюзивного театра предлагаются направления для проведения мультидисциплинарных исследований различных инвариантов дискредитированной стигмагруппы инвалидов в преломлении их социальных характеристик, с целью совершенствования инструментальной и художественно-результативной составляющих арт-терапии.
Наследие и трансформации
Севостьянова Е.В. - Мобилизация в повседневной жизни населения Забайкальской области в период «китайских осложнений» (1900 – 1901 гг.) c. 22-47

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.32551

Аннотация: Объектом исследования является повседневная жизнь Забайкалья в период военно-политического конфликта. Конфликт имел официальное название «Военная кампания в Китае 1900-1901 гг.», однако в обыденную практику прочно вошли номинации «китайские осложнения», «опасность на границах». Предмет исследования представлен в названии статьи. Автором рассматривается то, как отразилась мобилизация на повседневной жизни населения, какие поведенческие стратегии и психологические реакции доминировали, какие оценки население формировало относительно причин конфликта и его последствий для Забайкалья, какой использовался «язык описания». Использованы компаративный и проблемно-исторический методы, контент-анализ. При анализе газетных материалов были использованы методы выявления образно-лексических элементов. Учитывались методологические идеи исследования повседневности как соотношения стратегий власти и тактик повседневности. Выявлено, что мобилизацию население ставило по значимости в один ряд с неконтролируемыми природными стихиями и катастрофическими событиями, такими как неурожай, разрушительные наводнения, масштабные эпизоотии. Мобилизация, как и российско-китайский конфликт в целом, не повлекли массового всплеска антикитайских настроений и выступлений, хотя стимулировали ксенофобию. Рассматриваются основные проблемы повседневности, детерминированные мобилизацией и меры, которые принимала региональная власть для обеспечения безопасности приграничных поселений и недопущения голода. Проанализирована идеологическая и информационная роль церкви. Забайкальская церковь возглавила благотворительную деятельность, на прием пожертвований были уполномочены все священники.
Актуальный вопрос
Вечерина О.П. - Институциональные ограничения и возможные направления развития медиации в России c. 48-67

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.35492

Аннотация: Объект исследования автора — социально-правовой институт медиации как процедуры альтернативного разрешения споров в России. Предметом исследования являются особенности развития этого института и их обусловленность как спецификой его институциональной имплементации, так и культурно-историческими особенностями российского социума. Автор аргументированно показывает, что многолетние усилия энтузиастов при поддержке властных структур по развитию медиации как правового института вне его социальной составляющей (медиация как помогающая профессия) оказались малопродуктивными и даже встретили неприятие значительной части социума, поскольку его концептуальные основания на фундаменте права не отвечают культурно-исторической матрице России. Особое внимание уделено особенностям становления медиации как социального института и помогающей профессии. Основными выводами проведенного исследования является заключение о наличии базовых институциональных ограничений развития социально-правового института медиации в стране, поскольку в ней отсутствуют медиационные механизмы развития (по А. С. Ахиезеру). Новизна исследования заключается в рассмотрении динамики институционального развития медиации в контексте социальной эволюции российского общества. Вместе с тем, автор полагает, что успешное развитие медиации как социального института и помогающей профессии в России не только возможно, но и насущно необходимо, в первую очередь, как школьной медиации в сочетании с восстановительными практиками, как эффективной технологии помощи семьям, включая семьи с детьми, и как инструмента работы с этноконфессиональными конфликтами.
Группы интересов
Рахинский Д.В., Илларионов Г.А., Пискорская С.Ю., Русаков А.Г., Щебляков Е.С. - Отчуждение традиции как способ отношения человека с прошлым c. 68-81

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.35546

Аннотация: Предметом исследования является отчуждение традиции как способ отношения к прошлому. Целью исследования является концептуализация «отчужденной традиции» как модуса отношения социального настоящего и социального прошлого, порождаемого исторической динамикой развития традиции, являющейся одновременно фактором развития социума и источником страданий для человека. Методология исследования основана на принципе социальной эпистемологии, заключающемся в отслеживании взаимной обусловленности развития представлений о связи настоящего и прошлого, выраженных в концепте традиции, и социокультурных механизмов самой традиции. Анализируется язык из понимания традиции как совокупности социокультурных механизмов, обеспечивающих связь социального настоящего и прошлого.   Новизна исследования состоит в междисциплинарном синтезе концептов и исследовательских позиций: классической концепции отчуждения, исследований межгенерационной коммуникации и культурной памяти, социально-критических исследований и теории страдания. Под отчуждением традиции подразумевается объективизация этих связей, при которой социальное прошлое представляется человеку как новые и коммуникативные основания отчуждения традиции, возникающего как результат возрастающей опосредованности межгенерационной коммуникации. Отчуждение традиции имеет двоякое значение. С одной стороны, оно становится основанием для самодетерминации человека по отношению к культурному континууму, силой развития, поскольку человек позиционируется уже не как результат детерминированности прошлым, но как активный субъект, преобразующий мир с опорой на собственный разум, а не наследие прошлого. С другой стороны, отчуждение традиции становится причиной страданий, поскольку чем более опосредованными становятся в переживании человека его отношения с прошлым, тем более враждебными и отчужденными предстают перед ним основания его существования в культуре, прошлым определяемые.
Социальные исследования и мониторинг
Сушко В.А. - Роль социального капитала личности в формировании качества жизни c. 82-93

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.32515

Аннотация: Предметом исследования является анализ влияния социального капитала на качество жизни. В ходе анализа автор раскрывает теоретико-методологические подходы зарубежных и российских ученых к понятию социальный капитал и его составляющие. В ходе исследования было установлено, что социальный капитал личности влияет на качество жизни жителей России, в определенной степени определяя круг его интересов и ценностей, а также предоставляя реальные возможности для реализации интересов личности и удовлетворения ее потребностей. В работе данный анализ основывается на эмпирических данных, которые были получены в результате проведения анкетного опроса в 2019 году. Численность выборочной совокупности составила 1803 человека в 22 субъектах Российской Федерации Основным выводом проведенного исследования является то, что социальный капитал личности, а именно такие составляющие как материальная обеспеченность и объем социальных связей, влияют на качество жизни человека, в определенной степени формируя круг его интересов и ценностей, а также предоставляя реальные возможности для реализации интересов личности и удовлетворения ее потребностей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"