Sociodynamics - номер 7 за 2020 год
по
Sociodynamics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Sociodynamics" > Contents of Issue є 07/2020
Contents of Issue є 07/2020
Family and society
Troshkina I.N. - Economic foundation of a modern family (regional aspect) pp. 1-14

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33243

Abstract: The subject of this research is family as an element of economic relations. The object is the economic foundation of a modern family in the Republic of Khakassia. The author examines the economic foundation of a modern family on the national and regional levels (based on the materials of the Republic of Khakassia). Special attention is paid to micro-enterprises, which are the backbone of economic structure of a family. Emphasis is made on promising avenues of development of family enterprises. Empirical framework of this research is comprised of the statistical data of the Russian Federal State Statistics Service (2002, 2010), Regional Federal State Statistics Service (2016, 2020), and other sources. The following conclusions were made:1) Over the recent twenty-year period, national economy has undergone transformation in the structure of small and medium sized enterprises: the portion of small and medium businesses was reduced, while the portion of micro-enterprises was increased; the lowest structure of self-employed is established. This would allow solving the economic problems of a full, extended family, and society.2) Regional specificity of the research manifests in the context of economic vector of a family – the upcoming five years mark preservation of the portion of medium and decrease of small and micro-enterprises. In the nearest future, the promising vectors in development of family enterprises in the Republic of Khakassia would become manufacturing and processing of products, as well as rendering information and tourism services.The author’s special contribution consists in covering the problems of development of the family types of economic structure of the society. The scientific novelty lies in examination of the regional component.
Migration and adaptation
Saryglar S.A. - Specificity of interethnic integration in RussiaТs border region in the period of intense migration processes pp. 15-24

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33557

Abstract: The questions of interethnic integration hold the key role in modern research. It particularly pertains to border regions, which are the center of continuous migration flow. Constant change of ethnic and cultural structure of the society requires taking measures on for minimization of negative manifestation of interethnic relations, as well as measures on the development of integration processes in the society. The subject of this research is the specificities of interethnic integration in Russia’s border region in the period of intense migration processes. The goal consists in determination of peculiarities of interethnic relations in Altai Krai, specifics of interethnic integration in border region from the perspective of exclusion/acceptance of foreign migrants by the locals. The results of surveys conducted in 2015 and 2019 by Altai State University in the Altai Krai (n=1753) are presented. Application of frequency and factor analysis allowed identifying positive and negative practices of interethnic integration, factors of exclusion and inclusion of foreign migrants, as well as comparing interethnic relations in the region. The scientific novelty of this work lies in description of the specifics of interethnic integration in border region through the prism of exclusion/acceptance of foreign migrants by the local community.
Questions of current interest
Fatkullina G.R., Karimov A.G. - Strengthening of social cohesion as a mechanism for improving quality of life pp. 25-38

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33240

Abstract: This article is dedicated to sociological analysis and sociological conceptualization of the phenomenon of social cohesion, analysis of the impact of social cohesion upon economic growth and quality of life of the population. The authors examine the evaluation criteria of social cohesion, which served as the foundation for analysis of results of different sociological surveys conducted in the Russian Federation over the recent years, for the determining the relevant degree of social cohesion in the Russian society. The article also raises the question of social cohesion as an important vector of social policy. In conclusion, the authors come to an opinion that social cohesion of population should be used along with the economic mechanisms for improving quality of life. The need for social cohesion of population becomes more relevant in the current context due to several reasons. Firstly, enhancement of the role of social capital in socioeconomic development of the country, which becomes the major resource of modernization processes in the conditions of globalization. Secondly, systemic outlook upon the problem demonstrates that social cohesion is an essential factor for retaining sustainability of socioeconomic development of territorial systems. It is evident, that the humanity is going to face a range of global challenges, such as climate change, depletion of natural resources, etc. In this case, only the countries with strong and developed social capital, high level of social cohesion would be more sustainable and capable to withstand global threats.
Prokhoda V. - Availability of education as a determinant for public assessment of the state of national system of education pp. 39-50

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33392

Abstract: This article analyzes the data of international sociological project – “European Social Research”. Availability of education is viewed as a determinant for public assessment of the state of national system of education. One of the potential indicators of availability of education is a subjective assessment of the presence of equal chances for receiving the desired level of education among residents of the country. Special attention is paid to comparison of assessments given by the Russian and residents of other European countries. The author underlines the importance of carrying out surveys on this topic, as a feedback channel, which allows determining public assessment of the effectiveness of reforms conducted in educational sphere. It is noted that European countries greatly differ depending on the public assessment of the national system of education. The Russians rate the state of national system of education lower than other countries participating in the project. It is concluded that the Russian system of education does not fully meet the demands and requests of the population. The author determines that comparing to the majority of European countries, availability of education in the Russian Federation receives relatively low ratings of the Russians. Since in in participating countries, availability of education is a determinant of public assessment of the state of national system of education, it is claimed that the higher is the subjective assessment, the more positive is the assessment of the state of national system of education overall. In Russia, the established correlation on the European scale is relatively strong, which testifies to the fact that availability of education comes to the forefront among the problems of national system of education.
Demography and statistics
Popov P.L., Cherenev A.A. - The dynamics of population size in regional capitals of modern Russia pp. 51-61

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33463

Abstract: The object of this research is the cities of Russia, while the subject is the dynamics of regional capitals by population size in post-Soviet period. The goal is to determine the types of dynamics and patterns of their territorial distribution. The typology considers the decline in population size in 1990s – 2010s and its subsequent restoration. In the course of research, the author processed statistical information based on population size of the cities and socioeconomic characteristics of regions of the Russian Federation. The areal approach was applied for determination of large territories with certain types of dynamics of the cities. The author is first to carry out classification of the dynamics of population size in post-Soviet Russia, highlighting the following four parts: extended restoration, incomplete restoration, stable growth, stable decline). The areas with most widespread types are defined. It is concluded that after a decline in 1990s – 2010s, in a relatively large part of regional capitals of Russia (about 42%), the population exceeded the size of 1991 by 2020. The dynamics of population size of regional capitals of national entities looks more favorable than the dynamics of regional capitals of the counties. A large monolith area of incomplete type of restoration covers the majority of Volga Region, Central Non-Black Earth area, part of Central Black Earth area and Northeastern European Russia. The type of extended restoration has two main monolith areas, one of which covers a part of Central Black Earth area and South-West, while another – the majority of Ural and Western Siberia, and a part of Eastern Siberia. Socioeconomic characteristics of the region, which reflect the level of its development and well-being, have correlational ties with dynamics of a regional capital, but do not fully explain the origin of areas of particular type of dynamics.
The Dialogue of cultures
Makarova E.A. - Collecting as a liberal personal self-fulfillment pp. 62-73

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.32978

Abstract: This article examines the phenomenon of collecting from the perspective of its social significance. Manifesting as a form of liberal activity, collecting historically resembled a captivating human activity based on the desire to release creative potential of an individual through collecting items. The author positions collecting as a social activity, the primary cause of which underlies the psychological type of personality. Analysis of these processes in the context of psychology allows explaining the essential aspects of collecting, when the collector is an actor of social creativity; as well as revealing negative moments that define collecting as one of the deviant forms of human behavior. The article compares various theoretical concepts on the topic of social practice of collecting. The author considers the key factors contributing to increase of the role of individual in the society. The novelty of this work consists in the conclusion on the fundamental traits of psychological type of a collector. These traits in a certain way form the inner potential of a collector, which he releases through collecting, as well as the forms of social activity that allow a collector to find self-fulfillment as a liberal creative personality.
Public dialogue
Ravochkin N.N., Bobrikov V.N. - Networks of modern intellectuals in pursuit of overcoming crisis trends: theoretical-applied aspect pp. 74-90

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33460

Abstract: This article examines the role of networks of intellectuals in the aspect of seeking ways to overcome the current crises (primarily political-legal) trends. The object of this research is the networks of modern intellectuals. The authors clarify the concept of the networks of intellectuals, review the structural elements and relationship models between the participants. Leaning on the contemporary scientific material, the article describes most popular relationship strategies between the users of the networks of intellectuals and the government. Practical examples of relationships between the U. S. and European intellectuals along with the key difference in the applied strategies are analyzed. Among the main conclusions, the authors note the peculiarities of interaction inside and between various networks of intellectual; however, confrontation between the opponents appeared to be most constructive. Networks of intellectuals can be formed and function for several centuries and on the territories of multiple countries, launching functional chains presented by the developed ideas and concepts. The applied analysis demonstrate that intellectuals of the United States and Europe (despite commonality of views) adhere to different behavioral strategies in their relationship with the authorities: being in management structures or holding a position of independent experts respectively.
Ideology and politics
Kozyrev M.S. - Social status of legal opposition in modern Russia (based on the material of publications of the Liberal-Democratic Party of Russia pp. 91-103

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33518

Abstract: The goal of this work is to determine the social status of legal opposition in Russia based on the classical analysis. The object of this research is publications of the Liberal-Democratic Party of Russia (LDPR). The theory developed by Karl Mannheim serves as methodological framework for this work. It is determines that the representatives of the Liberal-Democratic Party of Russia belong to one of the groups of political elite that filled a relatively unpretentious niche. At the same time, the key (and perhaps the only) resource of the party is political one. Electoral support is the aspect the party can really rely on. Nationalism and anti-Semitism also are of populist nature, since they do not receive any due theoretical substantiation in the analyzed party documents. The party does not represents interest of large capital. Moreover, on the permanent basis LDPR leadership does not represent interests of any social group, besides the one they belong to. Reduction of the socioeconomic issues to the question of moral and business qualities of the ruling elite and possibility for its rotation suggest that the Liberal-Democratic Party of Russia is satisfied with the current political regime and socioeconomic formation. The struggle is only for expansion of the filled niche. The aforementioned factors, along with the absence of sustainable and resourceful social backbone, leads to the thought that the existence of liberal democrats in Russia is directly or indirectly supported by the ruling elite.
Freedom of thought, conscience, religion and opinion
Viazinkin A. - The problem of moral liberation of personality in the philosophy of Russian populism pp. 104-111

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33461

Abstract: The subject of this research is the problem of moral liberation of personality in ideological heritage of Russian Populism. In the social philosophy of Russian populism this problem is an integral part of the theory of holistic liberation of personality (moral, socioeconomic, political). Emphasis is made on the concept of “rational egoism” and principle of oneness of human nature (unity of material and moral) of N. G. Chernyshevsky; significance of subjective method in social sciences in formation of anthropological (“moral”) ideal of P. L. Lavrov; as well as theory of solidary relations as the key concepts of ethicism of social philosophy of Russian Populism. The scientific novelty consists in examination of the problem of moral liberation in the context of theory of holistic liberation of personality, developed by the Russian populists on the basis of socio-philosophical ideas of Enlightenment. The problem of autonomous (sovereign) personality in the social philosophy of Russian populism is viewed in the context of “liberation of personality”, with emphasis on the anthropological ideal of “moral personality”. Advancing the theory of “rational egoism”, N. G. Chernyshevsky came to the conclusion that autonomy of personality is achieved due to social solidarity. P. L. Lavrov, having continued the inner logics of populist thought on the development of solidary relations in the society, basically neglected the autonomy of personality. An attempt to solve the problem of correlation between moral freedom and moral demand, applicable to the ideal personality, led to formation of the fundamentals of solidarism within the philosophy of Russian populism.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Социодинамика - №7 за 2020 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-7144 - Издательство NotaBene
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 07, 2020
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 04-08-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2020
Семья и общество
Трошкина И.Н. - Экономическая основа современной семьи (региональный аспект) c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33243

Аннотация: Предметом исследования является семья как элемент экономических отношений. Объектом - экономическая основа современной семьи республики Хакасия. Автором подробно рассматриваются экономические основы современной семьи российского и регионального уровней (на материалах Республики Хакасия). Особое внимание уделяется микропредприятиям, которые являются фундаментом семейной экономической организации, акцентируется внимание на перспективных направлениях развития семейных предприятий.Методологическую основу исследования составляют принципы и категории диалектики, методы анализа и синтеза, системно-структурного анализа социальных систем. Эмпирическая база исследования - статистические данные Росстата 2002, 2010 гг., Крайстата 2016, 2020 гг. и иных источников    Основными выводами проведенного исследования являются: 1. За последнее двадцатилетие экономика страны претерпела трансформацию по структуре МСП. Были изменены пропорции МСП в пользу уменьшения доли средних, малых и увеличения микропредприятий, отмечается становление низшей структуры МСП – самозанятых. Рост доли микропредприятий, самозанятых позволит в перспективе решить экономические проблемы полной, расширенной семьи, социума. 2. Региональная специфика исследований проявляется в ракурсе экономического направления семьи – в ближайшее пятилетие отмечается сохранение доли средних и снижение малых и микропредприятий. Перспективными направлениями развития семейных предприятий в ближайшей перспективе в РХ станет производство и обработка продукции, предоставление информационных и туристических услуг. Особым вкладом автора в исследование темы является освещение проблемы развития семейных форм экономической организации общества. Новизна исследования заключается в изучении его регионального компонента.
Миграция и адаптация
Сарыглар С.А. - Специфика межэтнической интеграции в приграничном регионе России в период интенсивных миграционных процессов c. 15-24

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33557

Аннотация: Вопросы межэтнической интеграции занимают ключевую роль в современных исследованиях. Особенно вопросы интеграции актуальны для приграничных регионов, в которых сосредоточен постоянный миграционный поток. Постоянное изменение этнической, культурной структуры общества требует постоянных мер по минимизации негативных проявлений межнациональных отношений и мер по развитию интеграционных процессов в обществе. Предметом данного исследования являются особенности межэтнической интеграции в приграничном регионе России в период интенсивных миграционных процессов. Цель данной работы заключается в выявлении особенностей межэтнических отношений в Алтайском крае, специфики межэтнической интеграции в приграничном регионе с позиции эксклюзии/принятии местными жителями иностранных мигрантов. В работе представлены результаты исследований, проведенных в 2015 и 2019 гг. Алтайским государственным университетом в Алтайском крае (n=1763). Метод сбора информации – анкетирование. Для выявления особенностей межнациональных отношений и специфики межэтнической интеграции были использованы методы частотного и факторного анализа данных. Новизна проведенного исследования заключается в выявлении специфики межэтнической интеграции в приграничном регионе с позиции эксклюзии/принятия местным сообществом иностранных мигрантов. В результате частотного и факторного анализа были выявлены позитивные и негативные практики межэтнической интеграции, факторы эксклюзии и инклюзии иностранных мигрантов, также сравнительный анализ межнациональных отношений в регионе.
Актуальный вопрос
Фаткуллина Г.Р., Каримов А.Г. - Укрепление социальной сплоченности общества как механизм повышения качества жизни населения c. 25-38

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33240

Аннотация: Статья посвящена социологическому анализу и социологической концептуализации феномена социальной сплоченности, анализу влияния социальной сплоченности на экономический рост и качество жизни населения. В работе авторы подробно исследуют критерии оценки социальной сплоченности, по которым провели анализ результатов различных социологических исследований, проводимых на территории Российской Федерации за последние годы, для выявления актуальной степени социальной сплоченности в российском обществе.Также в статье поднимается вопрос о социальной сплоченности общества как важного направления социальной политики. И в заключении авторы приходят к мнению, что наряду с экономическими механизмами повышения качества жизни, также можно и нужно использовать и социальную сплоченность общества. В современных условиях необходимость социальной сплоченности общества приобретает все большее значение, что определяется несколькими причинами. Во-первых, усилением роли социального капитала в социально-экономическом развитии страны, который становится главным ресурсом и активом модернизационных процессов в условиях глобализации. Во-вторых, при системном взгляде на проблему становится очевидным, что социальная сплоченность является необходимым условием сохранения устойчивости социально-экономического развития территориальных систем. Очевидно, что человечеству предстоит столкнуться с целым рядом глобальных вызовов такими, как изменения климата, истощение природных ресурсов и многим другим. В такой ситуации только страны с сильным и развитым социальным капиталом, с высоким уровнем социальной сплоченности будут обладать более высоким уровнем устойчивости и способностью противостоять глобальным угрозам.
Прохода В.А. - Доступность образования как детерминанта оценки населением состояния национальной образовательной системы c. 39-50

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33392

Аннотация: Анализируются данные межстранового социологического проекта – «Европейское социальное исследование». Доступность образования рассматривается как детерминанта оценки населением состояния национальной образовательной системы. В качестве одного из возможных индикаторов доступности образования выступает субъективная оценка наличия справедливых шансов на получение желаемого уровня образования у жителей страны. Особое внимание уделяется сравнению оценок россиян и жителей других европейских государств. Подчеркивается важность проведения опросов по рассматриваемой проблематике, как канала обратной связи, позволяющего выявить оценку населением эффективности проводимых в образовательной системе преобразований. При работе с первичной социологической информацией использовались: корреляционный анализ, линейный регрессионный анализ, однофакторный дисперсионный анализ. Отмечается, что европейские страны весьма дифференцированы в зависимости от оценки населением системы образования. Состояние национальной образовательной системы россияне оценивают хуже, чем жители большинства стран-участниц проекта. Делается вывод о том, что российская система образования в полной мере не соответствует потребностям и образовательным запросам населения. Выявлено, что в сравнении с большинством европейских государств, доступность отечественного образования получает сравнительно невысокие оценки россиян. Констатируется, что в странах-участницах проекта доступность образования является детерминантой оценки населением состояния национальной образовательной системы. В целом, чем выше субъективная оценка доступности образования, тем позитивнее оценка состояния образовательной системы страны. В России выявленная зависимость по европейским меркам проявляется сравнительно сильно, что свидетельствует о том, что доступность образования выступает на первый план в комплексе проблем национальной образовательной системы.
Демография и статистика
Попов П.Л., Черенев А.А. - Динамика численности населения региональных столиц в современной России c. 51-61

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33463

Аннотация: Объектом исследования являются города России. Предмет исследования – динамика городов, региональных столиц Российской Федерации по численности их населения в постсоветский период. Цель работы – выявить типы динамики рассматриваемых городов и закономерности территориального распространения этих типов. В основе типологии – учет спада численности населения 1990-2010-х гг. и ее последующего восстановления. В ходе исследования обрабатывалась, в том числе с применением корреляционного анализа, статистическая информация по численности населения городов и по социально-экономическим характеристикам регионов РФ. Применялся ареальный подход для выявления крупных территорий, занимаемых определенными типами динамики городов. Впервые проведена типологизация динамики численности населения городов постсоветской России (выделено 4 типа: расширенное восстановление, незавершенное восстановление, устойчивый рост, устойчивый спад) и выявлены крупные ареалы наиболее распространенных типов.Исследование позволило придти к следующим выводам:В относительно большей части (около 42%) городов – региональных столиц Российской Федерации численность населения, после упадка 1990-2010-х гг. к 2020 г. превзошла численность населения 1991 г. Динамика, по численности населения, региональных столиц национальных образования в целом более благоприятна, чем динамика региональных столиц краев и областей.Крупный монолитный ареал типа незавершенного восстановления численности населения охватывает большую часть Поволжья, Центрального Нечерноземья, часть Центрального Черноземья и Северо-Востока Европейской России; тип расширенного восстановления имеет 2 основных монолитных ареала, один охватывает часть Центрального Черноземья и Юго-Запад, другой – большую часть Урала и Западной Сибири, часть Восточной Сибири.Социально-экономические характеристики региона, отражающие уровень его развития и благополучия, имеют корреляционные связи с динамикой города, столицей которого он является, но не объясняют вполне происхождения ареалов типов этой динамики.
Диалог культур
Макарова Е.А. - Коллекционирование как свободная самореализация личности c. 62-73

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.32978

Аннотация: В статье рассматривает феномен коллекционирования с позиций его социальной значимости. Выступая как форма свободной активности, коллекционирование исторически представляло собой наиболее интересную человеческую деятельность, основанную на стремлении индивида раскрыть свой творческий потенциал посредством собирания тех или иных предметов. Автор позиционирует коллекционирование как социальную деятельность, первопричина которой лежит в плоскости психологического типа личности. Анализ этих процессов с позиций психологии позволяет объяснить сущностные аспекты коллекционирования с позиций которых коллекционер выступает как актор социального творчества, а также раскрыть негативные моменты, которые позволяют определить коллекционирование как одну из форм девиантного поведения личности. В статье используется сравнение различных теоретических концепций по теме социальной практики коллекционирования. Анализируются основные факторы, способствующие росту значимости индивида в социуме. Новизной данной статьи являются выводы относительно основных характерных черт психотипа личности коллекционера. Эти черты определенным образом формируют как внутренний потенциал коллекционера, который он актуализирует посредством своей коллекции, так и формы социальной активности, в рамках которых коллекционер самореализуется как свободная творческая личность
Общественный диалог
Равочкин Н.Н., Бобриков В.Н. - Сети интеллектуалов современности в поиске преодоления кризисных тенденций: теоретико-прикладной аспект c. 74-90

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33460

Аннотация: В настоящей статье авторы подробно рассматривают роль сетей интеллектуалов в аспекте поиска ими вариантов преодоления современных кризисных (в первую очередь политико-правовых) тенденций. Объектом исследования выступают сети интеллектуалов современности. Авторами дается прояснение сущности сетей интеллектуалов, рассматриваются структурные элементы и модели отношений между участниками. С опорой на современный научный материал, представлены наиболее популярные и распространенные стратегии взаимоотношений между сетями интеллектуалов и властью. Далее авторы исследуют практические примеры взаимоотношений американских и европейских интеллектуалов и власти. Показаны основные различия в используемых ими стратегиях.   В качестве основных выводов проведенного исследования авторы отмечают особенности взаимодействия, как непосредственно внутри, так и между различными сетями интеллектуалов, однако наиболее продуктивным на конструктивный исход оказывается противостояние между оппонентами. Сети интеллектуалов могут быть образованы и функционировать несколькими веками и на территориях целого ряда стран, запуская функциональные цепи, представленные разработанными ими идеями и концепциями. Как показал прикладной анализ, интеллектуалы США и Европы (несмотря на общность взглядов) придерживаются различных поведенческих стратегий в своих взаимоотношениях с властью: находятся в управленческих структурах либо занимают позицию независимых экспертов соответственно.
Идеология и политика
Козырев М.С. - Социальное положение легальной оппозиции в современной России (на материале публикаций политической партии «Либерально-демократическая партия России») c. 91-103

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33518

Аннотация: Цель работы на основе классического анализа определить социальное положение легальной оппозиции современной России. В качестве объекта анализа были выбраны публикации Либерально-демократической партии России. Методологическим базисом выступает теория, разработанная Карлом Маннгеймом. Было выявлено, что представители Либерально-демократической партии России принадлежат к одной из групп политической элиты, занявшей относительно скромную нишу. При этом основным (и, возможно, единственным) ресурсом партии является политический. Электоральная поддержка это то, на что может реально рассчитывать партия. Национализм и антисемитизм также носит популистский характер, так как сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования в проанализированных документах партии не получают. Партия не представляет интересов крупного капитала. Более того руководство ЛДПР не представляет на постоянной основе интересов какой-либо социальной группы кроме той, к которой они сами принадлежат. Сведение социально-экономических проблем к вопросу морально-деловых качеств правящей элиты и возможности ее ротации заставляет предположить, что нынешний политический режим и общественно-экономическая формация ЛДПР устраивает. Борьба идет лишь за расширение занятой ниши. Указанное, а также отсутствие устойчивой и широкой (или ресурсоемкой) социальной базы, приводит к мысли, что существование либеральных демократов России обеспечивается напрямую или косвенно правящей элитой.
Свобода мысли, совести, религии и убеждений
Вязинкин А.Ю. - Проблема нравственного освобождения личности в философии русского народничества c. 104-111

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33461

Аннотация: Предметом исследования является проблема нравственного освобождения личности в идейном наследии русского народничества. В социальной философии русского народничества эта проблема является составной частью теории комплексного освобождения личности (нравственного, социально-экономического, политического). В статье акцентируется внимание на концепции "разумного эгоизма" и принципе целостности человеческой натуры (единство материального и нравственного) Н. Г. Чернышевского, на значении субъективного метода в социальных науках в формировании антропологического ("нравственного") идеала П. Л. Лаврова, а также на теории солидарных отношений, как на ключевых концептах этицизма социальной философии русского народничества.   Научная новизна состоит в рассмотрении проблемы нравственного освобождения в контексте теории комплексного освобождения личности, разработанной русскими народниками на основе социально-философских идей Просвещения. Проблема автономной (суверенной) личности в социальной философии русского народничества рассматривается в контексте «освобождения личности», среди которых акцент делается на антропологическом идеале «нравственной личности». Н. Г. Чернышевский, развивая теорию «разумного эгоизма» пришел к выводу о том, что автономия личности достигается благодаря социальной солидарности. П. Л. Лавров, продолжив внутреннюю логику народнической мысли о развитии солидарных отношений в обществе, по существу, пренебрег автономией личности. Попытка решения проблемы соотношения нравственной свободы и нравственного требования, предъявляемого к идеальной личности, в философии русского народничества привела к формированию основ солидаризма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"