Электронный журнал Социодинамика - №3 за 2020 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-7144 - Издательство NotaBene
по
Sociodynamics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Sociodynamics" > Contents of Issue № 03/2020
Contents of Issue № 03/2020
The nationality issue
Ledeneva V., Dekhanova N. - Development and increase of attractiveness of the regions of Far Eastern Federal District in implementation of government program on assistance to voluntary relocation of compatriots into the Russian Federation pp. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.30397

Abstract: The subject of this research is the current government policy on the federal and regional levels pertaining to attraction of compatriots into the regions of the Far Eastern Federal District (FEFD). As it is well known, the constituent entities of FEFD are part of the territories for prioritized resettlement of compatriots. The authors analyze the dynamics of relocation through stimulating factors, localization of the arriving population, spheres of their employment, and insurance with social infrastructure. The article explores the basic principles and approaches towards rendering assistance with voluntary relocation of compatriots. The novelty of this research consists in formulation of recommendations on improving the legal and organizational framework for managing the relocation program and control of the process of its implementation in the FEFD. The authors’ contribution lies in the analysis of regional indicators and specificity of realization of the program in the Far Eastern Federal District, as well as original proposals for improving the mechanism of implementation of the program. The main conclusion consists in substantiation of the thesis on special importance of the government program of relocation as a mechanism for solution of socioeconomic and demographic problems. The FEFD territory needs comprehensive development, including consideration of domestic migration and outflow of population from the region. The system of regulation of migration flows in the Far East must ensure clear interconnection between the goals and vectors of measures of the legal, organizational, economic, and social nature.
Kashchaeva M.V., Marakulin D.A. - Ethnic communities as a factor of counteracting extremism pp. 12-29

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.31639

Abstract: The subject of this research is the activity of ethnocultural organizations on prevention of extremist behavior among members of ethnic communities. The object of this research is the processes of functionality of the following communities within the social space of Altai Krai: Center of Ethnic Culture “Vaynakh”; Altai Regional Social Organization “Tajik Diaspora”; Altai Regional Social Organization “Center of Uzbek Culture – Batyr”; Local Ethnocultural Autonomy of Kazakhs “Asyl Mura”; Altai Regional Ethnocultural Organization – “Azerbaijan”; Altai Regional Social Organization “Union of Armenians of the Altai Krai”; as well as Local Jewish Ethnocultural Autonomy. To determine the specificity of the socio-cultural, legal, economic and confessional adaptation of the members of ethnic communities, the authors used the method of focused interview, which allowed determining the position of the leaders of ethnocultural communities with regards to the aforementioned indexes, as well as acquire relevant information pertaining to prevention of extremist behavior. The article presents the analysis of the influence of ethnocultural organizations upon the process of social, legal, economic, and confessional adaptation of the representatives of ethnic communities. A hypothesis is supported that the problems of adaptation in the designated spheres produce strive towards extremist behavior. The scientific novelty consists in the fact that the empirical framework is comprised of results of interviews of the leaders of Jewish, Armenian, Kazakh, Uzbek, Tajik, and Chechen, and Azerbaijan ethnocultural organizations of Altai Region.
Demography and statistics
Semenova O.V., Butovskaya M.L. - Theoretical and practical consequences of imbalance in the coefficient of male and female population in modern Russia: impact of the factor of ratio of genders in the region upon individual level of financial wellbeing pp. 30-45

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.29974

Abstract: This article presents a brief overview of the modern concept of gender selection and theory of parental investments, according to which the ration of genders in society manifests as a key forecaster of the level of polygyny on the marital market. The theory predicts that in shifting of the models of marital behavior from monogamous and polygamous, the level of matrimonial investment can decrease. The authors suggest that such targeted decrease of resources in the regions with low coefficient of genders can exert negative impact on the economic parameters of household in these regions. This research provides quantitative assessment of subjective satisfaction with financial position of the members of households in populated areas (N=10385) with various levels of coefficient of genders. The statistical analysis was conducted using the IBM SPSS software with application of the following methods: Pearson's χ2 criterion, Goodman and Kruskal's gamma (γ) criterion, and dispersion analysis. The acquired results confirm the presence of positive interconnection between the level of coefficient of genders in the region and financial wellbeing households. It was determined that in the regions of the Russian Federation with equal ration of male and female population, as well as in regions with predominant male population, the subjective assessment of own financial wellbeing was higher among both, men and women. The factor of sustained imbalance in the ratio of genders represents one of the relevant questions of Russian demography, but this phenomenon is rarely taken into consideration in quantitative research within social sciences.
Martyshenko S.N. - Socio-psychological analysis of the attitude of student youth of Primorsky Krai on starting a family pp. 46-62

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.31296

Abstract: This article observe the trends that have emerged over the recent years among student youth regarding the institution of family and having children, which negatively affect the demographic situation in the country. The question of preparing students to future family life is extremely relevant. The subject of this research is the socio-psychological aspects of the formation of attitude on starting a family among student youth. The object is the students of Primorsky Krai. Special attention is given to students’ assessment of the factors deteriorating birthrate in the region. The research is based on analysis of the data acquired from various sociological surveys on studying socialization processes of student youth in the modern society. It is determined that the orientations towards starting a family and having children decisively form while studying in the university. Therefore, the educational establishments should dedicated due attention on preparing students to family life. It is necessary to develop the effective instruments for influencing social orientations on stimulating the process of family building. The universities should host mass events for increasing communication skill of the student youth. Currently, there are no mechanisms developed in the Internet for influencing the young generation; thus, this problem requires immediate solution.
Family and society
Topchiev M.S. - The impact of religious factor upon the formation of marital and family relations in the border region (on the example of Astrakhan Region) pp. 63-74

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.31390

Abstract: The analysis of processes that significantly affect the formation of future families, namely in the border region, as well as crisis phenomena in marital and family relations, demonstrates that religion is one of the important factors influencing these processes. Religious differences is one of the paramount and most complicated aspects that impacts mutual understanding and communication. Within the framework of family relationships, religious differences along with the cultural play a crucial role. The authors set a goal to determine the influence of religion upon the formation of marital and family relations within the environment of modern student youth. The conducted sociological survey involved the representatives of different nationalities and religious confessions (V=400 of the respondents – residents of Astrakhan and Astrakhan Region), which also allowed analyzing the impact of various factors, including religious, upon the formation of values of a modern young family. It is also worth noting that the acquired results testify to the fact that the majority of respondents hold an opinion on the insignificance of religious affiliation of a person in consummation of their own marriage. Since in most instances an interfaith marriage suggests conversion of one partner into religion of the other, the obtained data confirms that more it is a man who initiates such transition.
Social studies and monitoring
Fatkullina G.R., Karimov A.G. - Use of information technologies as a factor of the quality of life in the Republic of Bashkortostan pp. 75-83

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.30713

Abstract: This article is dedicated to studying the consumption of Internet in Russia. The author analyzes the dynamics of consumption of global network by regions of the Russian Federation. Special attention is paid to the use of Internet by population of the Republic of Bashkortostan. Comparative analysis is conducted to the situation in Bashkortostan overall, as well as urban and rural areas in particular. Attention is also focused on the correlation between two indicators: “Use of the Internet” and “Assessment by households of their financial situation”. The conclusions are structured on the analysis of relevant Russian and foreign publications covering the topic of the use of Internet, as well as statistical data for the period from 2010 to 2018 (based on the materials of the Russian Federal State Statistics Service and Bashkortostan Regional Statistics Service). The conducted research allowed determining the connection between the use of Internet and assessment by the households of their financial wellbeing. The acquired data can be used in forecasting of economic situation in the region, as well as carry applied relevance for commercial organizations, for the more efficient interaction with the consumers and improvement of goods and services.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Электронный журнал Социодинамика - №3 за 2020 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-7144 - Издательство NotaBene
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 03, 2020
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 01-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2020
Национальный вопрос
Леденева В.Ю., Деханова Н.Г. - Развитие и повышение привлекательности регионов Дальневосточного федерального округа в реализации Государственной программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.30397

Аннотация: Предметом исследования является проводимая государством политика на федеральном и региональном уровнях по привлечению соотечественников в регионы Дальневосточного федерального округа. Как известно, субъекты ДФО входят в число территорий приоритетного заселения соотечественников. Авторы анализируют динамику вселения через мотивирующие факторы, локализацию прибывающего населения, сферы их занятости, обеспеченность социальной инфраструктурой. Рассматриваются базовые принципы и подходы оказания содействия добровольному переселению соотечественников. Статья построена на основе статистических данных по реализации Государственной программы, опубликованных в официальных источниках. Основной методологической базой в данном исследовании выступают теоретические научные методы, теории системного управления, теории стадийных миграционных процессов. В работе использованы научные методы, связанные с анализом эмпирических данных: анализ статистических данных федеральных и региональных органов власти и анализ документов. Новизна статьи заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию правовых и организационных основ управления Программой переселения и контроля за ходом ее реализации в ДФО. Особым вкладом авторов является анализ региональных показателей и особенностей реализации программы в ДФО, а также авторские предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы Основным выводом проведенного исследования является подтверждение тезиса об особой значимости Государственной программы переселения как механизма в решении социально-экономических и демографических проблем. Необходимо комплексное развитие территории ДФО, в том числе с учетом внутренней миграции и оттока населения из региона. Система регулирования миграционных потоков на Дальнем Востоке должна обеспечить четкую взаимосвязь задач и направлений мероприятий правового, организационного, экономического и социального характера.
Кащаева М.В., Маракулин Д.А. - Национальные общины как фактор противодействия экстремизму. c. 12-29

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.31639

Аннотация: Предметом исследования является деятельность национально - культурных организаций по предотвращению экстремистского поведения представителей национальных сообществ. Объектом исследования представлены процессы функционирования в социальном пространстве Алтайского края следующих общин: Центра национальной культуры «Вайнах», Алтайской краевой общественной организации «Таджикская диаспора», Алтайской краевой общественной организации «Узбекский культурный центр – Батыр», Местной национально-культурной автономии казахов «Асыл Мура», Алтайской краевой национально – культурной организации «Азербайджан», Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края», а также Местной еврейской национально-культурной автономии. Для выявления специфики социально - культурной, правовой, экономической и конфессиональной адаптации представителей национальных сообществ авторами статьи был использован метод фокусированного интервью, позволяющего выявить позицию руководителей национально - культурных сообществ в отношении указанных индексов, а также получить актуальную информацию, связанную с профилактикой экстремистского поведения В статье представлен анализ влияния национально – культурных организаций на процессы социальной, правовой, экономической, конфессиональной адаптации представителей национальных сообществ. Авторы придерживаются гипотезы о том, что проблемы адаптации в обозначенных сферах порождают устремление к экстремистскому поведению. Новизна исследования заключается в том, что эмпирической базой послужили результаты интервью руководителей: еврейской, армянской, казахской, узбекской, таджикской, чеченской, азербайджанской национально – культурных организаций Алтайского края
Демография и статистика
Семенова О.В., Бутовская М.Л. - Теоретические и практические следствия дисбаланса в количестве мужского и женского населения в современной России. Влияние фактора соотношения полов в регионе на индивидуальный уровень материального благополучия c. 30-45

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.29974

Аннотация: В статье представлен краткий обзор современной концепции полового отбора и теории родительских инвестиций, согласно которым соотношение полов в обществе выступает ключевым предиктором уровня полигинии на брачном рынке. Теория предсказывает, что при смещении моделей брачного поведения с моногамных на полигамные, уровень матримониальных инвестиций может снижаться. Мы предположили, что такое направленное сокращение ресурсов в регионах с низким соотношением полов может оказывать негативное влияние на экономические параметры домохозяйств в этих областях. Работа представляет количественную оценку субъективной удовлетворенности материальным положением представителей домохозяйств из населенных пунктов (N = 10385) с различным уровнем соотношения полов. Статистический анализа проведен с использованием программы IBM SPSS, с применением методов: критерий χ2 Пирсона, Гамма (γ)-критерий Гудмана – Краскела, дисперсионный анализ. Полученные результаты подтверждают наличие положительной взаимосвязи уровня соотношения полов в регионе с материальным положением домохозяйств. Установлено, что в регионах Российской Федерации с равновесным соотношением мужского и женского населения, а также в областях с преобладанием мужчин субъективная оценка своего материального достатка была выше как у мужчин, так и у женщин. Фактор устойчивого дисбаланса в соотношении полов представляет один из актуальных вопросов российской демографии, однако этот феномен крайне редко принимается в расчет в количественных исследованиях в социальных науках. Представленный авторами междисциплинарный подход к оценке социально и политически значимых параметров удовлетворенности материальным достатком россиян через дисбаланс полов в регионе применяется впервые.
Мартышенко С.Н. - Социально-психологический анализ отношения студенческой молодежи Приморского края к созданию семьи c. 46-62

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.31296

Аннотация: В последние годы в молодежной среде наметились тенденции изменения отношения к институту семьи и установок на деторождение, которые негативно отражаются на демографической ситуации в стране. Проблема подготовки студентов к будущей семейной жизни является очень актуальной. Предметом исследования является социально-психологические аспекты формирования у студенческой молодежи отношения к созданию семьи и деторождению. Объектом исследования является студенческая молодежь, обучающаяся в вузах Приморского края. Особое внимание уделяется оценке студенческой молодежью факторов, сдерживающих рождаемость в регионе. Анализ отношения студенческой молодежи к созданию семьи производился на основе анализа данных ряда различных социологических опросов, посвященных исследованию процессов социализации студенческой молодежи в современном обществе. Во время обучения в вузе у молодежи окончательно формируются установки на создание семьи и деторождение. Поэтому учебные заведения должны подключиться к работе по подготовке молодежи к семейной жизни. Необходимо выработать эффективные инструменты воздействия на социальные установки по стимулированию процесса формирования семьи. В вузах необходимо проводить работу, обеспечивающую повышение коммуникативных способностей молодежи в рамках различных массовых мероприятий. В настоящее время не выработаны механизмы влияния на молодое поколение в сети интернет. Эта проблема требует неотлагательного решения.
Семья и общество
Топчиев М.С. - Влияние религиозного фактора на формирование брачно-семейных отношений в приграничном регионе (на примере Астраханской области) c. 63-74

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.31390

Аннотация: Анализ процессов, оказывающих существенное влияние на формирование будущей семьи, в особенности на территориях приграничных регионов, а также кризисных явлений в брачно-семейных отношениях, показывает, что к одному из важных факторов, воздействующих на указанные процессы, относится религиозный, что и объясняет важность его изучения. Религиозные различия – один из наиболее важных и сложных аспектов, который влияет на взаимопонимание и общение. Но в рамках семейных взаимоотношений, религиозные различия занимают чуть ли не главную роль наравне с культурными. Авторы данного исследования ставят своей целью выявление характера влияния религии на формирование брачно-семейных отношений в среде современной студенческой молодёжи. Исходя из поставленных задач, было проведено социологическое исследование, в рамках которого были опрошены представители различных национальностей и религиозных конфессий (V=400 респондентов— жители города Астрахани и Астраханской области), что позволило также проанализировать влияние различных факторов (в том числе, и религиозного) на формирование ценностей современной молодой семьи. Следует также отметить, что полученные результаты свидетельствуют о том, что больше половины которых придерживается мнения о незначимости религиозной принадлежности человека при заключении собственного брачного союза. По причине того, что в большинстве случаев заключение межрелигиозного брака предполагает переход мужчины или женщины в религию супруга, полученные данные позволяют нам утверждать, что в большинстве случаев именно мужчина является инициатором подобных переходов.
Социальные исследования и мониторинг
Фаткуллина Г.Р., Каримов А.Г. - Использование информационных технологий как фактор качества жизни населения Республики Башкортостан c. 75-83

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.3.30713

Аннотация: Статья посвящена изучению потребления сети Интернет в России. Также в работе анализируется динамика и объем потребления Глобальной сети по регионам Российской Федерации. Особое внимание в статье уделяется потреблению сети Интернет жителями Республики Башкортостан (проводится сравнительный анализ ситуации в целом по Башкортостану, а также в городской и сельской местности). Также авторы большое внимание уделяют связи двух показателей: "Использование сети Интернет" и "Оценка домохозяйствами своего материального положения". Выводы статьи построены на анализе актуальных отечественных и зарубежных публикаций, посвященных проблематике использования сети Интернет, а также статистических данных за 2010-2018-е годы (на основании материалов Росстата и Башкортостанстата). Проведенное исследование позволило выявить связь между использованием Сети и оценкой домохозяйств своего материального благополучия. Полученные данные могут быть использованы при прогнозировании экономической ситуации в регионе. Также исследование потребительского поведения имеет важное прикладное значение для коммерческих организаций (для более эффективного взаимодействия с потребителями и совершенствования, например, товаров и услуг).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"