Электронный журнал Социодинамика - №5 за 2018 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-7144 - Издательство NotaBene
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 05, 2018
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 24-05-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2018
Социальные исследования и мониторинг
Демидова Ю.А. - Модели социальной интеграции на примере анастасийских экопоселений «Славное» и «Ковчег» c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.5.26087

Аннотация: В фокусе данного исследования - объединяющие мотивы и их реализация в вышеупомянутых сообществах. Работа основана на гипотезе о существовании в анастасиевских сообществах сложившегося коллективизма. С одной стороны, его формировало общее идеологическое поле анастасийства, с другой - проблема пространственной социальной удаленности как материальных, так и социальных ресурсов города, послужившие мотивацией для интеграции бывших горожан в форме идейных общин. Процесс «сплочения» базируется на разделении общих интересов и практик коллективной взаимопомощи. Основной метод – глубинные интервью. Применялся способ неслучайной выборки, метод снежного кома snowball sampling - выбор информантов согласно референциям местных жителей. Материал интересен обилием полевых наблюдений в достаточно закрытых сообществах современности и дает представление о реальном взаимодействии их членов. Экопоселения «Славное» и «Ковчег», по сути - сообщества общинного типа. Они объединяют людей с различными религиозными предпочтениями. Многие из них приверженцы течения Нью-Эйдж. Другие жители самоидентифицируют себя вне идеологического контекста. Они видят свою причастность к сообществу в разделении общечеловеческих ценностей: добрососедства, запрет на брань, запрет на распитие алкоголя, гарантии в сохранности имущества, здоровое питание, обретение личной свободы от навязанных городских стереотипов. В целом интегративные модели основаны как на практической взаимопомощи членов общины друг другу, финансовом самообеспечении (проведение праздников, фестивалей, совместные трудовые артели) так и на духовных и досуговых практиках. Тем не менее, и в среде идейного содружества есть мнение об отсутствии социетальности, несмотря на общие нормы поведения, разделение обязанностей и единой культурной ориентации.
Раитина М.Ю., Покровская Е.М. - Категориальная экспликация этнической идентичности как системообразующий принцип формирования этносоциального образовательного пространства вуза c. 8-15

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.5.26128

Аннотация: Статья посвящена исследованию корреляции (взаимосвязей) типов этнической идентичности и этапов кросскультурной адаптации, представленных в работе как моделей поведенческих векторов в образовательном пространстве. Объектом исследования выступает этническая идентичность. Предметом – особенности этнической идентичности студенческой молодежи. Целью исследования - выявление корреляции (взаимосвязей) при формировании этносоциального образовательного пространства вуза через выделение дуалистического конструкта этноинклюзии – этноэксклюзии, что впервые предложено авторами. Учитывая реалии образовательной этнической среды, результаты предпринятого исследования позволяют создать новое комфортное безбарьерное межэтническое пространство, формирующееся на стыке междисциплинарного синтеза. В ходе исследования были использованы системный и коммуникативный подходы, а также метод опроса и метод математической статистики как наиболее релевантные цели научного познания. В качестве опросника выступил адаптированный вариант методики «Типы этнической идентичности» Солдатовой Г.У., Рыжовой С.В. На основе двух социологических исследований, проведенных в 2014 и 2017 годах, изучены особенности этнической идентичности студенческой молодежи (на примере Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР)). Научная значимость состоит в том, что проведенный комплекс научно-прикладных социологических исследований (2014 и 2017 годы), направленный на выявление типов этнической идентичности студенческой молодежи ТУСУР, среди которых могут быть представлены группы этнической идентичности этноцентристкого плана, склонных подверженности влиянию идеологии экстремизма, позволяет говорить о возникновении сегодня негативных социокультурных трансформаций. Разработана система индикаторов качества (предполагающая безбарьерное комфортное взаимодействие) сформированности этносоциальной образовательной среды.
Семья и общество
Чуркина Н.А. - Маскулинность и феминность в современном обществе: состояние, тенденции трансформации c. 16-20

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.5.26276

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются маскулинность и феминность как элементы структуры гендерной ментальности человека. Автором работы определяется, что обретение человеком маскулинности и феминности выступает результатом процесса социализации, в рамках которого человек усваивает ценности, стереотипы, эталоны, приписываемые мужскому и женскому полу. Также автор подчеркивает, что на становление маскулинности и феминности определенное влияние оказывают гендерные архетипы, которые отражают глубинные универсалии пола человека. В рамках заявленной проблемы определяется, что в патриархальном обществе гендерная ментальность формируется на основе принципа бинарности, а маскулинность и феминность противоположны друг другу и ценностно маркированы. Методологической основой данной работы выступает синтез эссенциального и гендерного подхода к характеристике пола человека. Такой синтетический анализ позволяет раскрыть как природно-обусловленные, так и социокультурные основания пола и преодолеть крайности вышеназванных подходов. Научной категорией, позволяющей объединить указанные научные направления, выступает гендерная ментальность человека. Проведенный анализ гендерной ментальности позволяет определить содержание маскулинности и феминности, а также обозначить тенденции трансформации гендерных ментальных структур в современном обществе. Основным выводом проведенного исследования выступает утверждение о инверсии структурного содержания гендерной ментальности в современном обществе. Процесс маскулинизации женщин выступает яркой особенностью современных гендерных отношений: женщины перенимают мужские стратегии поведения и эффективно применяют их для адаптации. Что касается мужчин, то они в некоторой степени утрачивают те образцы поведения, которые традиционно считались свойственными именно мужскому полу.
Социальные исследования и мониторинг
Прокофьева А.М., Крошкина М.С. - Ценностные ориентации современного москвича в представлениях российских мигрантов c. 21-28

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.5.26209

Аннотация: Статья посвящена проблематике ценностей москвичей в представлениях жителей регионов России. Москва предоставляет большой спектр возможностей, благодаря чему, уровень миграции в столице достаточно высок. В данных условиях представления о ценностных ориентациях московских граждан формируются, в частности, на основе мнений мигрантов. Проанализированы доминирующие ценностные ориентации москвичей с точки зрения мигрантов, рассмотрены представления мигрантов о москвичах до и после приезда в столицу, выявлены ценности москвичей по мнению жителей других регионов. В качестве эмпирической базы было использовано социологическое исследование, включающее в себя два этапа. На первом этапе была реализована стратегия качественного исследования (проведено 20 глубинных интервью с мигрантами из 10 регионов России). Второй этап - количественный (опрошено 250 внутренних мигрантов). По результатам исследования отмечается, что основными ценностными ориентациями московских жителей с точки зрения мигрантов являются: «материальное благополучие», «профессиональная самореализация» и «активная деятельная жизнь». Среди инструментальных ценностей на первых позициях оказалась категория «жизнерадостность». «Семья» как ценность москвичей заняла низкие позиции, в то время как, «любовь» оказалась на более высоком уровне. Новизна исследования заключается в рассмотрении ценностных ориентаций столичных жителей через призму восприятия мигрантов. Кроме того, в ходе исследования была применена методика М. Рокича для оценки ценностных ориентаций москвичей мигрантами, которая, в последующем, позволила разработать классификацию ценностных ориентаций москвичей с точки зрения мигрантов. Материалы статьи представляют практическую ценность для специалистов, занимающихся проблемами миграции и ценностных ориентаций.
Милютин В.С. - Влияние ценностного содержания трейлера на формирования интереса к фильму c. 29-35

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.5.26297

Аннотация: Объектом исследования являются трейлеры художественных фильмов, а предметом их ценностное содержание. В статье поднимается вопрос влияние ценностного содержание трейлеров современных театральных фильмов на популярность рекламируемых ими картин. Исследуется различие между ценностным содержанием отечественных и зарубежных трейлеров. Кроме того, автор проводит анализ литературы уже написанной по близкой тематике, в частности рассматриваются теории из смежной для рассматриваемого вопроса дисциплины - поведенческой экономики. Для лучшего понимания вопроса были использован зарубежный опыт исследования ценностной составляющей кино. Был проведён контент-анализ трейлеров наиболее коммерчески успешных 15 российских и 15 зарубежных художественных фильмов, вышедших в российском театральном прокате за 2017 год. В качестве единиц анализа выбраны ценности, демонстрируемые в трейлерах, а также жанровая составляющая трейлеров. Новизной исследования является, то что в нём исследуется существующая сегодня взаимосвязь между популярностью кино у российских зрителей и содержанием его рекламы. В результате проделанной работы нам удалось обнаружить наиболее влиятельные ценностные категории, используемые в кинотрейлерах, а также найдены отличительные черты современной российской рекламы кино от зарубежной. На основе полученных данных сделаны выводы о культурных потребностях российского общества.
Общественные организации и движения
Атласкиров А.Р. - Некоммерческие организации в Кабардино-Балкарской Республике: динамика развития и структура c. 36-43

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.5.26196

Аннотация: Предметом исследования являются особенности, проблемы и тенденции развития некоммерческого сектора в Кабардино-Балкарской Республике. Объектом исследования являются некоммерческие организации, являющиеся связующим звеном между государственными образованиями, коммерческими организациями и обществом. Автором подробно рассматривается структура и динамика развития некоммерческого сектора в регионе. Цель данной статьи заключается в том, чтобы конкретизировать представления о тенденциях развития некоммерческих организаций в современной Кабардино-Балкарии на основе анализа количественных характеристик динамики роста и структуры «третьего сектора» в республике. В работе использованы такие методы, как анализ статистических данных федеральных и региональных органов власти, анализ документов. Основными выводами проведенного исследования являются: в последние годы, вслед за сокращением государственного финансирования, наблюдается значительное снижение количества регистрации новых некоммерческих организаций в республике, свидетельствующее о том, что основным драйвером роста некоммерческого сектора является государство; в республике с разной степенью активности действуют некоммерческие организации в разных сферах жизнедеятельности населения. Однако в силу отсутствия механизмов публичной отчетности некоммерческих организаций региона, сложно оценивать эффективность их работы; темпы развития некоммерческого сектора республики уступают не только более благополучным в социально-экономическом отношении регионам России, но и регионам Северо-Кавказского Федерального округа, с сопоставимыми показателями уровня и качества жизни.
Политическое поведение
Шляхова Р.А., Манцева Е.Р. - Типология знания в США по Ф. Махлупу как теоретический источник выявления типов знаний, оказывающих влияние на формирование политического сознания американского общества. c. 44-51

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.5.26210

Аннотация: Объектом исследования выступает политическое сознание американского общества. Предметом исследования являются типы знания, оказывающие наибольшее влияние на политическое сознание. Одной из ключевых характеристик общества конца ХХ–начала ХХI века являются знания, в связи с чем возникает острая необходимость рассмотрения характера знаний, господствующих в современном обществе, его основных форм и функций, од-ной из которых является формирование общественного мнения. Фриц Махлуп, австрийский и американский экономист, чья типология знания США положена в основу данной статьи. В статье приводится подробное описание данной типологии. В ходе исследования были использованы общетеоретические методы, а также вторичный анализ данных институтов исследования общественного мнения в США. Новизна исследования заключается в применении типологии Ф. Махлупа в современных реалиях американского общества, выявление типов знания, влияющих на формирование политического сознания в США, а также степени этого влияния. Ф. Махлуп выделил пять типов знаний: практические знания, интеллектуальные знания, знания-развлечения, знания духовные, нежелательные знания. Каждое из них в той или иной мере оказывает влияние на общественное сознание. Но только три из них (интеллектуальные знания, знания-развлечения, знания духовные) оказывают влияние на формирование политического сознания в США.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.