Статья 'Предпосылки признания права на самоосознание современным международным правом' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Предпосылки признания права на самоосознание современным международным правом

Бабин Борис Владимирович

доктор юридических наук

профессор, кафедра морского права, Одесская национальная морская академия

65029, Украина, Одесская область, г. Одесса, ул. Дидрихсона, 13

Babin Borys

Doctor of Law

Head of the Department of Administrative and Criminal Law at Odessa National Maritime Academy

65029, Ukraine, Odesskaya oblast', g. Odessa, ul. Didrikhsona, 13

babinb@ukr.net
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2305-9699.2013.8.9327

Дата направления статьи в редакцию:

18-07-2013


Дата публикации:

1-8-2013


Аннотация: В статье рассмотрена специфика этнического самоосознания в контексте проблемы субъектности народов в современном праве. Обоснована перспектива постепенного признания свободы самоосознания народов мировым сообществом. Доказано, что право народа на самоосознание (свобода самоосознания народа) является первичным коллективным естественным правом, поскольку его реализация предшествует возникновению у народа всех прав, в частности, и права на самоопределение. Доказано, что свобода самоосознания является ключевой в естественно-правовом понимании характера института народов: ее ограничение в условиях стремлений государств самостоятельно определять, какие социальные группы являются народами, а какие - нет, нивелирует все признанные права народов, такие как права собственности, право на сопротивление, право на мир и др. Учитывая естественный характер фактора самоосознания народов, автор ожидает постепенного признания такой свободы мировым сообществом. Показано, что реализация свободы самоосознания свидетельствует о возникновении (существовании) субъекта международных правоотношений: народа (в т.ч. коренного народа), который в дальнейшем может реализовывать признанные в международном праве свободы (право на развитие, на самоопределение и т.д.)


Ключевые слова:

права народов, коллективные права, свобода самоосознания, международное право, глобальные правоотношения, самоопределение, этническое самоосознание, коллективное сознание, самоосознание народов, субъективные признаки

УДК:

341.1

Abstract: The article concerns specific features of ethnical self-awareness within the context of the problem of peoples as subjects of modern law.  The author provides grounds for the perspectives of gradual recognition of the right of self-awareness of the peoples by the global community.  It is proven that the right of the people for self-awareness (the freedom of self-awareness of the people) is a primary collective natural right, since its implementation precedes appearance of rights of the people, including the right of self-determination of the people.  It is also proven that the freedom of self-awareness is key within the natural law approach to the institution of peoples, and its limitation due to the will of the state to define which social groups are peoples and which are not levels down the recognized rights of peoples, such as proprietary rights, right for counteraction, right to peace, etc.  In the opinion of the author due to the natural character of the factor of self-awareness of the peoples it should be gradually recognized by the global community.  It is shown that implementation of the freedom of self-awareness proves the presence (existence) of the people (including indigenous people) as a subject of international legal relations, and this subject may in future implement the rights (such as right to development, right to self-determination), which are recognized by the international community.


Keywords:

jus gentium, collective rights, freedom of self-awareness, international law, global legal relations, self-determination, ethnic self-determination, collective conscience, self-awareness of peoples, subjective elements

Введение

Аспекты коллективного сознания практически не рассматриваются в юриспруденции, в частности и в международном праве. При этом проблематика участия в глобальных правоотношениях коллективных субъектов ставит вопрос о правовых механизмах реализации их прав и обязанностей. Конечно, сегодня международное право является в первую очередь «межгосударственным», но это не снимает с повестки дня, а лишь заостряет проблему глобальной правосубъектности народов, которая, по нашему мнению, без анализа субъективной составляющей неразрешима.

Реализация прав народов в формате коллективных действий либо бездействий обусловливает необходимость исследования их субъективного отношения как к коллективным деяниям, так и непосредственно к своей субъектности, ее осознания коллективным носителем прав и обязанностей, отражения в таком сознании коллективных мер реализации и защиты коллективных прав. Также нельзя не учитывать, что осознание своей субъектности часто является в праве необходимым признаком для субъекта правоотношений.

Поэтому проблема коллективного сознания субъектов глобальных правоотношений, в частности, в контексте их коллективного самоосознания, становится актуальной; среди прочего, это важно при определении международно-правового статуса народов и объема их прав. Исследование самоосознания, как критерия субъектности и одновременно проблемы свободы самоосознания, права на самоосознание следует считать целью данной работы. В свою очередь, изучение правовой составляющей феномена самоосознания народов, как фактора их правовой субъектности, нуждается в анализе соответствующей научной доктрины в сферах психологии, социологии и этнологии, в использовании философских наработок, учитывающих развитие современных обществ, в определении специфики современной нормативной базы, отразившей аспекты правосубъектности народов и ее субъективных составляющих.

Обзор состояния проблемы

Этническое самоосознание стало ключевой категорией, без которой определить содержание и механизм самоосознания народов невозможно. Е.Г. Александренков указывает на позицию, согласно которой чувство принадлежности к группе, сформулированное современными учеными как ethnic identity, мало чем отличается от понятия «этнического самоосознания», поэтому, указывает данный автор, нет необходимости вводить термин «этническая идентичность» в восточнославянские языки при наличии в них срока «этническое самоосознание» [1, с. 14-15]. Все же разница присутствует и при этом существенная; ведь идентичность можно увязывать как с субъективными, так и с объективными свойствами социума, а самоосознание по определению становится субъективным, психологическим фактором.

В.В. Игнатенко указывает, что этническая идентификация предусматривает обязательное этническое самоосознание как относительно устойчивую систему сознательных представлений на уровне отнесения себя к определенному этносу, а также наличие этнического чувства осознанного, но неосмысленного ощущения своей принадлежности к этносу, к его культуре, гордости за свой народ, любви к отчизне, эмоционально позитивного восприятия явлений этнической культуры, интересов своего народа, даже готовности к самопожертвованию во имя своего народа, которое может сочетаться с чувством превосходства собственного народа над другими, ненависти к чужим этносам, стремления к их покорению и уничтожению [12, с. 15]. Р.Р. Слободян считает, что этническое самоосознание, ставшее основой для формирования национальной идентичности, является также и основой духовной идентификации человека [32, с. 20], с чем в целом можно согласиться.

Л.Н. Дробижева на основе эмпирических исследований этнического самоосознания сделала вывод, что структура такого самоосознания включает в горизонтальном срезе осознание принадлежности к этнической группе, образ «мы» и этнические интересы. В свою очередь Б.Е. Винер определил этническую самоидентификацию, как результирующую от осознания других компонентов этнической идентичности, получающих выражение и разрешение на определенном этапе социализации, когда знания и элементы поведения позволяют осмыслить себя как члена определенной этнической общности [8, с. 443].

В.Ю. Хотинец считает, что этническая самоидентификация и этническое самоосознание является однопорядковыми, но не тождественными понятиями. Этот исследователь определяет этническую самоидентификацию, как чувство принадлежности к некой этнической общности по определенным параметрам этногенеза: расово-биологическим (родовые корни), климато-географическим (историческая территория) и социокультурным (история своего народа, этнические символы культуры и религии и др.), как чувство, образующееся в процессе историко-культурного развития общности.

Этническое же самоосознание, по мнению этого автора, является результатом широкой идентификации, включающей в себя этническую и иные формы актуальной идентификации (территориальную, культурную, языковую, религиозную, обрядовую, расовую, антропологическую, психологическую и пр.), соответствующие существующим объектам полиморфной социокультурной среды и воплощающие в себе собственные этнические значения. Тем самым, добавляет этот автор, этническая самоидентификация является фактором формирования представления о себе как об этническом субъекте, одним из уровней становления этнического самоосознания. В.Ю. Хотинец также отмечал, что этническое самоосознание, представляя собой целостное образование, проходящее в своем развитии два этапа:

- типологический, с формированием представлений об этнических особенностях общности;

- идентификационный, с формированием этнической самоидентификации [36, с. 81].

Важным является вопрос соотношения самоосознания народа, осознания народа другими народами и осознания им других народов: то есть не роли субъективного и объективного в процессах формирования самоосознания, а объективности самоосознания, как такового. В.С. Соловьев, считая соответствующие процессы идеально объективными, озвучил мысль о том, что «идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, а то, что Бог думает о ней в вечности». Этот автор указывал на невозможность спросить у самого народа о «подлинных интересах нации и ее действительной исторической миссии», из-за того, что «мнение нации дробится, что имеет место почти всегда» [33]. Считаю, что самоосознание является как раз общим и неделимым элементом этнического сознания, ментально хранящегося индивидами, но лишь при условии их совместного (социального) существования.

М. Прайс указывает, что представление о национальном «пузыре идентичности», внутри которого каждое государство в определенной степени может свободно устанавливать правила, контролировать их соблюдение, а также мириться с содержанием потока информации в пределах своих границ, цивилизационно устарело [25, с. 259]. Это соображение является верным в контексте размывания этнического основания легитимности государства, но не касательно отмирания этнических черт сознания, которые сегодня могут способствовать формированию народа, как социального организма, и без участия и даже помимо воли государств.

В.В. Баркова считает, что самоосознание любого сообщества, во всех его идентификационных срезах и ипостасях, является единством личных и духовных сил, составляющих «народы сообщества», такое самоосознание, указывает этот автор, является плодом их конкретной истории, его смысловое ядро формируется на основе базовых ценностей, соединяющих общечеловеческое, традиционное и современное [5, с. 93]. Такой подход, очевидно, имеет целью обоснование единого самоосознания населения многонациональных государств, при этом он остается аргументом в дискуссии о примате гражданского самоосознания над этническим.

С.С. Лазарян к основным факторам, влияющим на формирование этнической идентичности, относит родной язык, культуру, традиции, обычаи, обряды, особенности этнокультурной контактной среды. Этот автор указывает, что развитие этнической идентичности стало необходимым условием для нормальной жизнедеятельности человека, и что этническая идентичность, как процесс и структура, формируется в ходе развития его деятельности и общения. Этот автор определяет этническую идентификацию, как важнейший процесс формирования этнической идентичности, ядром которого являются знания и представления, через которые осваиваются все формы бытия этноса, формируется система взглядов.

Этническое самоосознание определяется С.С. Лазаряном, как чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе. Самоопределение им понимается, как отражение сознания этнической группы в индивидуальном сознании ее членов, выражающее результат усвоения последними представлений об историческом опыте, состоянии и перспективах развития своего народа, об его ценностях и нормах, а также о его месте и роли среди других народов и во взаимоотношениях между ними. Психологическую структуру этнического самоосознания С.С. Лазарян понимает как осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности, ее психологических особенностей, тождества с этой общностью, собственных этнопсихологических особенностей, понимание себя как субъекта своей этнической общности, социально-нравственную самооценку этничности [14, с. 81, 82]. Итак, соответствующая конструкция предусматривает связь самоопределения и самоосознания народа как сложных психических феноменов.

Подобные идеи высказывал и В.Г. Бабаков, отмечавший, что социальная мобилизация членов этнонациональных коллективов обусловливает повышение их общественной активности, создает социально-стереотипные стандарты поведения, нормативные системы и т.п. Этот автор считает что по уровню отражения бытие в национальном сознании выступает не только в виде различных теоретико-познавательных, идеологических конструкций (форм), но и в эмоциях, настроениях, социальных инстинктах, чертах характера, образцах поведения, иллюзиях, потребностях и т.п. При этом констатируется, что совокупность этих явлений (особенно на психологическом уровне) не получила своего однозначного определения: к наиболее общеупотребительным отнесены понятия «психический склад нации», «национальный характер», «национальные особенности психологии», «национальная (этническая) психология», при этом их удовлетворительного определения, по мнению этого автора, нет [3, с. 12, 15]. В целом вряд ли стоит ожидать появления универсальных определений данных категорий, имеющих правовое значение, поскольку даже общепринятое понимание такой базовой концепции как этническое самоосознание сегодня отсутствует.

В.Г. Бабаков определяет национальное самоосознание, как ведущий компонент национального сознания, как сложную структурно-функциональную систему, в которой взаимодействуют автостереотипы, включая социальную память, осознание значимости национальной территории как важнейшего фактора существования данного народа, его целостности в единстве внутреннего и внешнего общения; осознанное отношение к созданным материальным и духовным ценностям; оценочное отношение к инонациональному окружению, соответствующие стереотипы [3, с. 65]. Можно увидеть, что такая попытка определения национального самоосознания является отходом от концепции этнического сознания и увязкой этой категории не с этносом, а с территориальной организацией социума. Одновременно и С. Працко указывает на территориально-хозяйственную связь как на исходную характеристику социального порядка, при условии, что носителями этого типа связей становятся этнические образования с общими чертами национальной психологии, самосознания, культуры [26, с. 38].

Интересно, что В.Г. Бабаков, констатируя доктринальные мнения о различи между этническим и национальным самоосознанием, указывает на низкий интерес исследователей к выяснению содержания понятия «этническое сознание», к его специфике, структуре, соотношению с этническим самоосознанием. Это указанный автор объясняет не только отсутствием научного разграничения сознания и самоосознания, но и ограниченностью эмпирической базы ввиду «недостаточно развитых форм духовной культуры собственно этнических образований» [3, с. 19-20], с чем в целом трудно согласиться.

Утверждение П. Бергера о том, что «общества обладают историями, в процессе которых возникают специфические идентичности; но эти истории создаются людьми, также наделенными специфическими идентичностями» [6, с. 51] справедливо. Всегда существенную составляющую самоосознания составляли этнические мифы, государственная и антигосударственная (иностранная, ирредентистская, революционная) пропаганда, субъективные толкования социальных и исторических процессов и т.п. Степень влияния субъективных факторов на формирование самоосознания трудно определить: можно привести и примеры искусственного формирования самоосознания в течение нескольких поколений, и наоборот, случаи долговременного сохранения самоосознания этнической группой во враждебном информационно-идеологическом пространстве.

По мнению А.Г. Здравомыслова, для того чтоб люди могли почувствовать себя принадлежащими к определенной национальной общности, «должна быть проделана колоссальная работа: установлены законные границы и определено геополитическое расположение данной нации по отношению к другим народам, разработана определенная политика в области национального языка, создана система представлений об историческом прошлом народа» [11, с. 168-169]. Но такой тезис как минимум не снимает вопроса о субъекте такой работы: определенной власти и ее легитимности в глазах населения, этническая идентичность которого такой властью при этом якобы искусственно формируется.

Л.Н. Томайчук указывает на конструктивистский подход, согласно которому нация является искусственным конструктом, продуктом общественного сознания, сформированного в период модернизации, индустриализации и развития капитализма, а также на примордиалистскую концепцию, согласно которой «политика не просто выражает интересы нации или народа, а создает эти интересы», и «не нация формирует границы государства, а государство - границы нации, национальная идентичность не органически созревает в процессе исторического развития страны, а искусственно стимулируется государством» [35, с. 64]. Трудно согласиться с таким тезисом полностью, учитывая перманентные процессы распада всех многонациональных государств, где этнические различия совпали с социально-политическими возможностями соответствующих народов на определенном историческом этапе.

Вместе с тем действительно в современном мире есть много примеров полностью искусственных, субъективных путей формирования самоосознания народов, они наиболее ярко проявляются там, где первичные, объективные составляющие самосознания оказались несформированными или искусственно уничтоженными путем геноцидов и/или массовых миграций и переселений.

В.К. Егоров считает, что процессы глобализации, в частности, в формате информационного охвата, влияют на сущность и особенности пути развития наций, специфику общественно-производственной технологии, веры, духовной культуры, образов, характеризующих отношение к своему этносу, других этносов и окружающему миру [7, с. 427]. Считаю, что такая позиция справедлива, прежде всего, относительно интенсивности соответствующих процессов, а не касательно их качественных изменений. Ведь информационное воздействие на осознание существовало всегда, можно только признать его усиление и всеобъемлющий характер с последнего столетия. Поэтому процессы взаимодействия субъективного и объективного в формировании самоосознания народов, безусловно, постоянно усиливаются.

Н.В. Солодовникова также считает, что государство «не является выразителем интересов определенной национальной целостности, а, наоборот, государство и политика сами задают границы этой целостности» [34, с. 152]. Такие мысли, как мы увидели, характерны в частности для российской политико-правовой доктрины, они отражают определенные имперские стереотипы, поскольку срабатывают в современных государствах-империях либо в государствах, появившихся после их распада и не прошедших этап этнического самоопределения и соответствующего размежевания.

Л.Н. Томайчук по этому поводу отмечает консолидацию этнической идентичности и создание новой политической (национально-государственной) идентичности в ходе государственного строительства [35, с. 63] в постсоветских национальных государствах. Вместе с тем можно увидеть указанные процессы и с противоположной стороны: как становление в этих государствах самоосознания народов, причем такие народы могут носить характер как титульных, так и нетитульных коренных, либо быть разделенными постимперскими государственными границами. Стоит также привести мнение Э. Смита о том, что «нация - это не состояние, а процесс», поскольку в «каждом новом поколении происходит «переопределение» нации, а значит, и переосмысление национальных интересов, национальной идеи, политики» [34, с. 153]. Такое «переопределение», «перезагрузка» самоосознания народов, безусловно существует, но оно является историческим, эволюционным процессом, обусловленным массой факторов.

Впрочем, указанные авторы ставят также проблему соотнесения этнической и национальной идентичности, относя к первой культурную составляющую, а ко второй - политическую. Такое разделение достаточно условно, ведь народ кратко можно определить как этнос, участвующий в политике. Поэтому этническое самоосознание является национальным, «национальное» же самоосознание в государствах, отвергающих этническое измерение проблемы народа, становится, прежде всего, гражданским самосознанием. С. Хантингтон именно по национальной идентичности выводит национальные интересы и политический курс страны [34, с. 153]. Считаю, что здесь имеется в виду, прежде всего гражданское самоосознание, которое в этнических (национальных) государствах почти полностью совпадает с этническим.

Г.С. Працко указывает, что социальные связи внутри этнических сообществ и между ними изменяют структуру социального порядка и образуют устойчивую этносферу, в структуре которой «проявляется существенное отличие порядка этноса и человека», при этом этносы «превращаются в этносоциальные организмы». Далее, указывает этот автор, создание экономических, социальных и политических механизмов жизнедеятельности этносоциальных общностей сопровождается усложнением структуры социальных явлений, что в свою очередь ведет к усложнению общественного порядка и его восприятия в этническом сознании [26, с. 39]. Данные процессы не могут не отражаться в праве, при этом вопросы этнического наполнения соответствующих правоотношений без категории самоосознания навряд ли смогут быть разрешенными.

Д.В. Склярова, исходя из анализа особенностей этнического самоосознания, этнических самооценок, авто- и гетеростереотипов различных этнических групп, признает, что их представителям «свойственна различная степень выраженности этнической идентификации как процесса осознания своей национальной принадлежности» [31, с. 128]. Е.А. Нарочницкая указывает на противоречивые тенденции развития национальных государств, по которой почти повсеместный рост «национализма, особенно этнического и религиозного» совмещается с сомнениями и пересмотром национального деления и ценностей [16, с. 95].

Считаю, что противоречия здесь нет, поскольку соответствующий пересмотр наблюдается именно в государствах, учрежденных на принципах, отличных от этнического единства. Указанный автор отмечает, что «национально ориентированное мышление с его определенной ограниченностью, эмоциональностью и приверженностью традиции нередко сопровождали экстремизм, насилие, конфронтация, экспансионизм, а также воинственный консерватизм», и что «под флагом национальных интересов не раз осуществлялись подавления личности, дискриминация и этнический геноцид» [16, с. 97]. Следует добавить, что в приведенной мысли происходит совмещение категорий национального (гражданского) и этнического, ведь крайне часто указанные негативные социальные события возникали не вследствие развития этнического самоосознания, а наоборот, в условиях противодействия такому самоосознанию со стороны различных общественных акторов, прежде всего государственной власти, прикрывающейся «национальными интересами».

Основная часть

Стоит исследовать отражение этнического самосознания и в современном международном праве. Действующие глобальные международные соглашения предусматривают за народами и другими этническими группами (частями народов в виде меньшинств, коренными народами как особым видом народов) ряд прав, ключевым среди которых традиционно считается право на самоопределение, предусмотренное, среди прочего, в ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Такое право безусловно предусматривает за народом автономное коллективное сознание, презюмируется, что политическая власть, стремящаяся выступать от имени народа и реализовывать его право на самоопределение в практике международных отношений, должна опираться на ясно и четко выраженную волю такого народа. Кроме того, предусмотренное в указанных нормах пактов 1966 г. свободное развитие народов, в частности, культурное [15], можно понимать, как возможность эволюции соответствующего самоосознания народа.

В ст. 19 Африканской хартии прав человека и народов от 26 июня 1981 г. указывается на необходимость «равного уважения» ко всем народам, в ст. 20 этого акта закреплено право народов на существование [2]. Фиксация в международном праве этих двух прав народов (право на существование и право на уважение) фактически означает обязанность для всех субъектов признавать и уважать самоосознание народа как признак его этнического бытия. В Арабской хартии прав человека (в редакции от 22 мая 2004 г.) говорится о национальной идентичности арабских государств, как характеристике выражения их воли и прав, но об идентичности соответствующих народов не указывается [37].

Следует указать на Устав Организации непредставленных наций и народов, принятый участниками организации 11 февраля 1991 г. во время создания этой наднациональной структуры, противопоставившей себя международному правопорядку, до сих пор основанного на межгосударственных отношениях, а не на отношениях между народами. В ч. «а» ст. 6 указанного Устава дается определение народа (нации), как группы людей, желающих быть отождествленными нацией или народом и определять собственную судьбу как нация или народ, а также объединенных общим наследием исторического, расового, этнического, языкового, культурного либо территориального характера [38].

Именно «желание быть отождествленными» и может рассматриваться как формат самоосознания народов в этом единственном сформулированном на наднациональном уровне определении народа (международное право как таковое определение народа не содержит). Интересно, что отдельные признанные межгосударственным сообществом национальные государства участвовали в деятельности этой организации (можно вспомнить Армению, Эстонию, Грузию, Латвию, Палау, Восточный Тимор) и поэтому декларировали признание норм Устава 1991 г., в том числе и указанного определения народа (нации).

Также можно вспомнить и о нескольких актах международного права, посвященных этническим вопросам в контексте проблемы этнических меньшинств. В частности, следует указать на региональные договоры по этому вопросу, в частности, на Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г., одобренную под эгидой Совета Европы. Этот акт в преамбуле признает этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству и в ст. 3 гарантирует любому «лицу, принадлежащему к национальному меньшинству» право свободного выбора рассматриваться либо не рассматриваться как относящееся к меньшинству. Интересно, что при этом право субъективного признания своей этнической принадлежности (самоосознания) конвенция увязывает с «объективным» фактом принадлежности человека к определенной этнической группы, не разрешая вопрос о формате признания самого факта ее существования.

К элементам этнической самобытности в. 5 этой конвенции отнесены религия, язык, традиции и культурное наследие, не говоря о самом самоосознании (одновременно возможно, что авторы Конвенции рассматривали его, как составляющую этнических традиций либо культуры). К вопросам самоосознания можно отнести и гарантированное в ст. 9 указанного акта «право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, на свободу выражения мнения», что «включающее свободу придерживаться определенных взглядов, получать и обмениваться информацией либо идеями на языке меньшинства без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от границ» [30].

В ст. 2 Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, принятой постсоветскими государствами 21 октября 1994 г., указывается, что «принадлежность к национальному меньшинству является вопросом индивидуального выбора заинтересованного лица», при этом об объективном характере такой принадлежности, в отличие от Рамочной конвенции 1995 г., речь не идет. В ст. 4 этой конвенции за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, признается право индивидуально либо совместно с членами своей группы беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность [13]. Тем самым этническое самосознание в обеих указанных региональных конвенциях рассматривается как абсолютный либо относительный фактор определения принадлежности человека к определенной этнической группе, но не как фактор, способствующий признанию факта существования этой этнической группы как таковой.

В Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным либо этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятой резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 г., о факторе самоосознания вообще не упоминается. Ст.ст. 1, 4 этого акта лишь закрепляют обязанности государств в области сохранения самобытности указанных видов меньшинств и создания условий, позволяющих лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, выражать свои особенности и развивать свою культуру, язык, религию, традиции и обычаи [10].

Такое противоречивое отражение этнического самоосознания в международном праве, впрочем, получило прогрессивное развитие в Декларации о правах коренных народов, принятой резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 2007 г. В этом акте утверждается, что коренные народы равны со всеми другими народами, при этом признается право всех народов отличаться друг от друга, считать себя отличающимися от других и пользоваться уважением в таковом своем качестве.

Кроме того, в ч. 1 ст. 33 этой декларации указывается на право коренных народов определять себя либо свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями [9]. Фактически этими нормами признается право народов на собственное осознание, которые они осуществляют независимо от воли и пожеланий других народов, государств своего существования либо третьих государств. Интересно, но в собственном исследовании статуса коренных народов в 2005 г. среди признаков принадлежности определенной этнической группы к коренным народам мной было выделено именно «осознание представителями этих этносов себя коренными народами» [4, с. 18].

Следует указать, что внимание к вопросу самоосознания характерно и для отдельных систем национального права, в частности, украинского. Так, в законе Украины «О национальных меньшинствах в Украине» от 25 июня 1992 г. № 2494-XII к национальным меньшинствам отнесены «группы граждан Украины, не являющихся украинцами по национальности, проявляющих чувство национального самоосознания и общности между собой» [28]. При этом в другом «этническом» законе «О зарубежных украинцах» от 4 марта 2004 г. № 1582-IV о самоосознания таких украинцев как их отличительном признаке не упоминается.

Однако в альтернативном проекте закона Украины («О правовом статусе зарубежных украинцев»), внесенном группой парламентских депутатов, к признакам зарубежного украинца были отнесены, вместе с украинским этническим происхождением, и сохранение украинского культурно-языкового самоосознания. Такое осознание в проекте определялось, как знание человеком исторического и современного достояния Украины, владение украинским языком в объеме, достаточном для общения. В соответствии с ч. 3 ст. 4 проекта наличие культурно-языкового самосознания у лица должно было подтверждаться в ходе собеседования с сотрудником органа МИД Украины [29].

Вместе с тем о формировании идентичности и гражданского самоосознания украинцев говорится в проекте 3.4.5 «Европейская наука об общей истории» Плана действий Совета Европы для Украины на 2011-2014 годы, одобренном Секретариатом Совета Европы 23 июня 2011 г. [24]. В Доктрине информационной безопасности Украины, принятой указом Президента Украины от 8 июля 2009 г. № 514/2009 указывается о необходимости руководствования в Украине «идеями развития национального самоосознания ... украинской нации» [27]. Но широкого распространения категория самоосознания в украинском праве все же не получила.

В целом анализ законодательства постсоветских государств и европейских стран свидетельствует о преимущественном признании ими проблемы этнического самоосознания в контексте правового статуса этнических меньшинств. Так, в п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 3 ст. 2 Закона Республики Польша «О национальных и этнических меньшинствах и региональных языках» от 6 января 2005 г. к признакам национальных и этнических меньшинств отнесены осознание своей собственной исторической общности с целью ее выражения и защиты [39], в то же время государство в этом законе установила другие, объективные требования к таким меньшинствам и представило их перечень. В Законе Венгерской Республики от 7 июля 1993 г. № 77 «О правах национальных и этнических меньшинств» также вместе с закреплением объективных признаков к национальным либо этнических меньшинствам были отнесены этнические группы, члены которых проявляют осознание своего единства, направленное на сохранение собственной самобытности, на выражение и защиту интересов своих исторически сложившихся общин [23].

В законе Чешской Республики от 2 августа 2001 г. «О правах людей, относящихся к национальным меньшинствам» также вместе с объективными признаками национального меньшинства указывается на желание ее представителей считаться национальным меньшинством, «чтобы иметь возможность совместно сохранять и развивать свою самобытность, язык и культуру, а также в целях представления и защиты интересов своей исторически сложившейся общности» [22]. Ст. 1 Закона Эстонии от 26 октября 1993 г. «О культурной автономии национального меньшинства» к признакам таких меньшинств также относит, прежде всего, объективные, но одновременно - и наличие у соответствующей группы граждан Эстонии «желания общими усилиями сохранить свои культурные традиции, религию либо язык, являющихся основой для их общей идентичности» [18].

В Законе Республики Молдова «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций» от 19 июля 2001 г. № 382 также установлено объективные требования к лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, но также указывается на признак «осознания себя лицами иного этнического происхождения» [21]. В ст. 2 Закона Республики Беларусь «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11 ноября 1992 г. № 1926-XII (в действующей редакции) указывается, что «принадлежность к национальному меньшинству является вопросом индивидуального выбора гражданина» [20].

Федеральный закон России (РФ) «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ не содержит определения национального меньшинства и этнической общности, но в ст. 1 признает факт самостоятельного отнесения граждан РФ себя к определенной этнической общности, а в ст. 13 закрепляет «право граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры» [19]. В свою очередь, Федеральный закон РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ в ч. 1 ст. 1 к признакам соответствующих народов отнес осознание ими себя как отдельных этнических сообществ, одновременно установив, что «перечень таких народов должен определяться Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, в которых эти народы проживают» [17].

Таким образом, общей чертой приведенных актов национальных законодательств является признание права на самоосознание для индивида, но прежде всего в формате «признанных», «легальных» этнических групп, наличие которых в обществе не отрицается и даже устанавливается государственной властью. Такое осознание рассматривается законодательством как необходимый, но недостаточный признак для признания за этнической группой определенных коллективных прав. Данное понимание самоосознания в целом соотносимо с приведенными актами международного права, хотя некоторые из них, рассмотренные выше, не увязывают самоосознание народа с наличием его определенных извне объективных признаков.

Заключение

Поэтому можно уверенно утверждать, что именно этническое самоосознание является необходимым признаком народа, как субъекта международных правоотношений. Вместе с тем право народов на самоосознание современным международным правом прямо не предусмотрено; впрочем, это не означает отсутствия такого естественного коллективного права (свободы). Право народа на самоосознание (свобода самоосознания народа) является первичным правом, поскольку его реализация предшествует возникновению у народа всех прав, в частности, и права на самоопределение. Механизмы реализации права на самоосознание народа могут быть различными и отражаться в сфере культурных, информационных, политических отношений, получающих различное правовое обеспечение. Реализация свободы самоосознания свидетельствует о возникновении (существовании) субъекта международных правоотношений: народа (в т.ч. коренного народа), который в дальнейшем может реализовывать признанные в международном праве свободы (право на развитие, на самоопределение и т.д.)

Свобода самоосознания является ключевой в естественно-правовом понимании характера института народов: ее ограничение в условиях стремлений государств самостоятельно определять, какие социальные группы являются народами, а какие - нет, нивелирует все признанные права народов, такие как права собственности, право на сопротивление, право на мир и др. Учитывая естественный характер фактора самоосознания народов, следует ожидать постепенного признания такой свободы мировым сообществом. Указанные процессы, безусловно, нуждаются в дополнительных научные исследования в плоскостях права, политологии и социологии.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.