Статья 'Проблемы правового регулирования создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Проблемы правового регулирования создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий

Чакалова Марина Спиридоновна

кандидат юридических наук

357360, Россия, Ставропольский край, Предгорный район, пос.Санамер, ул.Новая, д.49

Chakalova Marina Spiridonovna

PhD in Law

Administration of the Municipal Unit "Telmanovsky Village Counsil" of the Predgorny District of the Stavropol Region

357360, Russia, Stavropol'skii krai, Predgornyi raion, pos.Sanamer, ul.Novaya, d.49

chakalovam@mail.ru

DOI:

10.7256/2306-0158.2013.4.636

Дата направления статьи в редакцию:

17-03-2013


Дата публикации:

1-4-2013


Аннотация: Для внесения предложений по улучшению правового регулировании создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, проведен анализ 60 законов субъектов Российской Федерации, который позволил выявить некоторые коллизии в них: предусмотрено создание общественных комиссий; образованы в районах городских округов, которые не являются муниципальными образованиями; установление полномочий комиссий производится муниципальными правовыми актами; рассмотрены вопросы, отнесенные к компетенции федеральных органов государственной власти и др.. Полномочия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предлагается устанавливать именно по обеспечению прав несовершеннолетних, рассмотренных в Конвенции о правах ребенка, Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Исследовано создание комиссий на федеральном, региональном и местном уровнях. Обосновано переименование правительственной комиссии, нецелесообразность их создания в поселениях. Устранение выявленных проблем в правовом регулировании, а также осуществлении этого государственного полномочия, приведет к реализации федерального законодательства, соблюдению прав несовершеннолетних.


Ключевые слова:

комиссия, несовершеннолетний, ребенок, защита, права, создание, деятельность, профилактика, государственное полномочие, наделение

Abstract: For introduction of suggestions for improvement legal regulation of creation and activities of the commissions for affairs of minors and protection of their rights, the analysis of 60 laws of subjects of the Russian Federation which allowed to reveal some collisions in them is carried out: creation of the public commissions is provided; are formed in areas of city districts which aren't municipalities; establishment of powers of the commissions is made by municipal legal acts; the questions carried to competence of federal public authorities and B'day are considered. Powers of bodies and establishments of system of prevention of neglect and offenses of minors are offered to be established on ensuring the rights of the minors considered in the Convention on the rights of the child, the Federal law "About the main guarantees of the rights of the child in the Russian Federation". Creation of the commissions at federal, regional and local levels is investigated. Renaming of the governmental commission, inexpediency of their creation in settlements is proved. Elimination of the revealed problems in legal regulation, and also implementation of this state power, will lead to implementation of the federal legislation, observance of the rights of minors.


Keywords:

Commission, minor (under age), child, protection, rights, creation, activity, prevention, state authority, delegation

Введение

В последнее время много говорится о неэффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, особенно комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации, установлено в статье 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В пункте 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также указано, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее по тексту - комиссии) созданы на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2006 г. № 272 «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», является координационным органом на федеральном уровне, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ. Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не соответствует определению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и не осуществляет полномочия, отнесенные к ее компетенции, установленных в статье 11 Федерального закона № 120-ФЗ. Она организует проведение на федеральном уровне межведомственных мероприятий, обобщает и распространяет положительный опыт работы, осуществляет подготовку информационно-аналитических материалов и т.д.Таким образом, по сути, эта комиссия является межведомственным координационным органом на федеральном уровне, не имеющим прямого отношения к комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации и не осуществляющим их функции в соответствии с действующим законодательством. Поэтому считаем целесообразным изменить его название, возможно на «Межведомственный координационный совет по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Российской Федерации», не дублируя название региональных комиссий.

Анализ законов субъектов Российской Федерации о комиссиях

На региональном уровне комиссии создаются непосредственно субъектами Российской Федерации, так как решение вопроса о создании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий согласно пп. 24.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Систему комиссий субъекта Российской Федерации составляют: 1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав субъекта Российской Федерации (далее - региональная комиссия); 2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территориях муниципальных образований субъекта Российской Федерации (далее - местные комиссии), осуществляющие полномочия субъекта Российской Федерации на местном уровне. На местном уровне рассматриваемые полномочия осуществляются территориальными подразделениями региональных комиссий или органами местного самоуправления в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в соответствии с абзацем 2 статьи 11 Федерального закона № 120-ФЗ Правительством Российской Федерации не утверждено.

Анализ 60 законов субъектов Российской Федерации позволил выявить некоторые коллизии в них и внести следующие предложения по их устранению. В некоторых законах субъектов Российской Федерации[1,2,3] дается определение понятий, рассматриваются задачи и принципы комиссий, их правовой статус, установленные в статьях 1, 2 и 11 Федерального закона № 120 и составляющие основу правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законы субъектов о комиссиях могут рассматривать только вопросы создания и деятельности комиссий. В более чем в десяти законах[4,5,6] в наименовании комиссий указано «межведомственная», что не соответствует пп. 24.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ и Федеральному закону № 120-ФЗ, согласно которым их наименование «комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Ряд субъектов Российской Федерации[7,8] предусмотрели в законах создание общественных комиссий. Определение словосочетания «общественная комиссия» в разных источниках, в т.ч. в законодательстве нами не найдено, в Федеральном законе от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не упоминается, поэтому, считаем, что лучше его не использовать в законотворческой деятельности. Создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является государственным полномочием, касается прав и обязанностей несовершеннолетних, их родителей. Можно ли создать общественные комиссии по предоставлению государственных услуг в сфере образования или здравоохранения? Думаем, нет. Многие проблемы в нашем государстве связаны с непрофессионализмом, особенно это касается социальной сферы и более всего в работе с несовершеннолетними. Почему принимаются решения о допуске к наиболее незащищенным - детям, чьи интересы плохо защищают родители, которые не могут прибегнуть к услугам адвокатов и не имеют в принципе защитников, людей не являющимися должностными лицами и не несущими никакой ответственности перед детьми либо государством? Вместо того, чтобы защитить интересы таких детей, государственными органами предоставляется людям, которые потенциально могут иметь криминальное прошлое или иные ограничивающие качества, возможность доступа к информации о таких детях и непосредственно к проведению индивидуальной работы с ними. Соблюдение конфиденциальности полученной информации является одним из принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласно пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 120-ФЗ. Вопросы этики, в т.ч. не разглашение сведений, должны учитываться в первую очередь, так как рассматривается сугубо личное, внутрисемейное, наболевшее для детей и их родителей. Общество не может вмешиваться в семью таким образом, полученная его представителями такая информация, не профессиональное обсуждение ее, приведет только к пересудам. Общественные комиссии не могут решать вопросы, находящиеся во введении комиссий в соответствии с законодательством. Увеличение количества комиссий не решит проблем комиссий или несовершеннолетних. Информирование соответствующих органов о нарушении прав детей не может быть правом ограниченного числа людей - членов общественной комиссии, о таких фактах имеет право и обязан сообщать каждый человек. Считаем, что члены общественной комиссии не правомочны входить в жилые помещения, работать индивидуально с детьми, иметь доступ к любой информации о персональных данных, имеющейся в органах и т.д., т.е. делать все, что отнесено законодателем к полномочиям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Иначе нарушатся многие основные права человека.

На местном уровне комиссии преимущественно образуются при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при наделении их государственными полномочиями в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Некоторые субъекты Российской Федерации[9,10] предусмотрели в законах образование комиссий при административных районах городских округов. Согласно пункта 6 статьи 19 этого закона, законы, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать «1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями». В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» существуют следующие виды муниципальных образований: муниципальный район, городской округ, поселение (сельское и городское). Районы городских округов входят в состав муниципальных образований – городских округов, являясь их структурными подразделениями. В данном случае не могут рассматриваться отдельно, как объекты правоотношений. Органы местного самоуправления, согласно пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона РФ № 184-ФЗ, законами субъектов Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением, в том числе и подпункта 1, то есть «материального-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации». Однако в Законе Томской области от 09.11.2007 № 249-ОЗ[11] указано, что комиссии при органах местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности комиссий. В одном из законов речь идет о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями «в сфере формирования и организации деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»[12]. Создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности таких комиссий относится к государственным полномочиям субъектов Российской Федерации. Поэтому, во-первых, изначально они не могут быть муниципальными, во-вторых, при наделении ими органов местного самоуправления они остаются государственными полномочиями. Встречаются случаи[13] указания в законах на установление полномочий комиссий в муниципальных образованиях нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в соответствии с федеральным законодательством. Так как рассматриваемое полномочие находится в совместном введении федеральных и региональных органов государственной власти, то только они могут устанавливать такие полномочия. Иногда говорится о наделении исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (администраций)[14,15]. В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ государственными полномочиями могут наделяться органы местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления принимает устав муниципального образования и муниципальные правовые акты, в соответствии с которыми исполнительно-распорядительный орган муниципального образования непосредственно решает вопросы местного значения и осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, согласно пункта 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ. Отдельно взятый орган местного самоуправления не в состоянии самостоятельно осуществлять ни вопросы местного значения, ни предоставлять государственные полномочия. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий, установлено в пункте 4 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ. Поэтому в некоторые законы[16,17], предусматривающие наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями на «неопределенный срок» следует внести изменения, заменив на «неограниченный срок».

В состав комиссий входят представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных государственных и муниципальных органов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав, а также депутаты соответствующих представительных органов местного самоуправления, согласно большинства законов субъектов Российской Федерации. На практике на заседаниях комиссий также могут присутствовать несовершеннолетние, их родители, учителя. Что позволяет комиссиям рассматривать вопросы всесторонне. Во многих законах установлены основания рассмотрения материалов комиссиями, что ограничивает круг заявителей. Предлагаем руководствоваться статьей 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и обязательно рассматривать любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В некоторых из них[18] рассмотрены меры воздействия, применяемые комиссиями в отношении несовершеннолетних, а также к их родителям или иным законным представителям, другим лицам. По отношению к несовершеннолетним предусмотрены следующие меры: предупреждение, объявление выговора или строгого выговора и т.д. Меры взыскания – предупреждение, выговор, строгий выговор, согласно статьи 8.1. Федерального закона № 120-ФЗ, предусмотрены только за нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних. О применении мер взыскания к другим несовершеннолетним не говорится. Считаем, что законами субъектов, в соответствии с законодательством, регламентирующих только вопросы создания и организации деятельности комиссий, не могут устанавливаться меры по привлечению к ответственности несовершеннолетних, их родителей, иных лиц. Они устанавливаются в Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законы субъектов Российской Федерации содержат способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты, в соответствии с абзацем «3)» пункта 6 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ. Одним их основных вопросов при наделении органов местного самоуправления рассматриваемым государственным полномочием является определение количества членов комиссий, наименование их должностей, соответствие их замещаемым ими должностям муниципальной службы, что необходимо для подбора кадров и определения фонда заработной платы, являющейся одной из основных статей расходов. Таким образом, численность штатных единиц, их количество, фонд заработной платы может устанавливаться только региональными органами государственной власти. Этот вопрос в субъектах Российской Федерации решается по-разному, количество членов комиссий и их заработная плата очень отличаются.

Полномочия комиссий по субъектам Российской Федерации также очень отличаются, хотя в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 120-ФЗ, пп.24.1 п.2 ст.26.3 Федерального закона № 184-ФЗ субъекты Российской Федерации только создают комиссии в установленном ими порядке и определяют порядок осуществления их деятельности. Права несовершеннолетних, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предметы ведения органов и учреждений, в т.ч. комиссий, устанавливаются федеральным законодателем. Для повышения эффективности реализации основ правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права предлагаем информацию о правах несовершеннолетних из Конвенции о правах ребенка в простой форме доступным способом довести до них. Знание своих прав непосредственно теми, кто ими пользуется, позволит несовершеннолетним лучше защитить свои права и интересы, реализовать их. На официальном сайте нашего муниципального образования нами размешена нижеприведенная Информация из Конвенции о правах ребенка.

«Каждый ребенок имеет следующие права. 1. Сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. 2. Обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка. 3. Уважение прав ребенка, если разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. 4. Обеспечение ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. 5. Право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода. 6. Уважение прав ребенка на свободу мысли, совести и религии. 7. Признание прав ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. 8. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства. 9. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. 10. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. 11. Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. 12. Признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, право пользоваться благами социального обеспечения. 13. Оказание государством помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказание материальной помощи, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. 14. Право ребенка на образование. Образование ребенка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам; с) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны; д) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; е) воспитание уважения к окружающей природе. 15. Право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 16. Детям, принадлежащим к этническим, религиозным или языковым меньшинствам не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком. 17. Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования. 18. Право на применении мер, направленных на защиту детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими. 19. Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, в т.ч. сексуального характера. 20. Признание право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.»

Таким образом, анализ законов субъектов Российской Федерации о комиссиях позволил выявить следующие коллизии в них: названия комиссий не соответствуют закону; предусмотрено создание общественных комиссий; комиссии образуются в районах городских округов, которые не являются муниципальными образованиями; в наименование государственного полномочия используется «муниципальная»; установление полномочий комиссий производится муниципальными правовыми актами; ограничивается круг заявителей; рассмотрены вопросы, установленные в федеральных законах, а именно: определение понятий, задачи и принципы комиссии, права и обязанности несовершеннолетних, вопросы привлечения их к ответственности.

Рассмотрение вопроса о целесообразности создания комиссий в поселениях

Законами субъектов Российской Федерации предусматривается образование на уровне поселений комиссий не только при наделении (в виде исключения), но и в виде общественных комиссий, а также без наделения. Органы местного самоуправления поселений безусловно должны принимать активное участие в организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью, но только в пределах своей компетенции, решая вопросы местного значения, рассмотренные в статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ, создавая условия для организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры; обеспечивая условия для развития физической культуры и массового спорта, организовывая проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; создавая условия для массового отдыха и организовывая обустройство мест массового отдыха населения. Эффективно решая непосредственно свои вопросы, органы местного самоуправления, не осуществляя напрямую государственные полномочия органов и учреждений, рассмотренных в Федеральном законе РФ № 120-ФЗ, реально гораздо больше сделают для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целях внесения предложений по оказанию различных видов социальной помощи социально уязвимым группам населения и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также по предоставлению льгот и преимуществ отдельным категориям граждан, в нашем поселении создана Социальная комиссия при местной администрации (далее -социальная комиссия). Она образована с целью внесения предложений по адресному и рациональному распределению материальной помощи, поступившей из различных источников на социальную поддержку социально-уязвимых групп населения, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; улучшение условий содержания (проживания) граждан пожилого возраста, инвалидов, детей; рассмотрения вопросов социальной защиты и координации деятельности местной администрации, общественных организаций, предприятий и учреждений в решении задач в отношении социально-уязвимых групп населения.
Социальная комиссия осуществляет следующие функции. 1. Разрабатывает предложения по определению приоритетных направлений социальной политики в отношении граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 2. Координирует деятельность местной администрации, общественных организаций и объединений граждан и предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в решении задач в отношении социально-уязвимых групп населения. 3. Вносит предложения по адресному и рациональному распределению материальной помощи социально-уязвимым группам населения, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по улучшению условий содержания (проживания) граждан пожилого возраста, инвалидов, детей за счет средств различных фондов и источников, предоставляемых на социальную поддержку граждан. 4. Принимает участие в создании банка данных подростков «группы риска», в т.ч., нуждающихся в летнем отдыхе. В целях реализации вышеперечисленных функций, социальная комиссия имеет следующие права.
1. Принимать участие в разработке проектов муниципальных правовых актов и проектов комплексных программ поселения по вопросам совершенствования социальной политики и улучшения материального положения социально-уязвимых групп населения. Рассматривать и давать предложения по проведению мероприятий, связанных с социальной защитой населения.
2. Запрашивать у государственных органов и органов местного самоуправления поселения, учреждений предприятий, организаций всех форм собственности информацию (материалы) по вопросам, входящим в компетенцию комиссии.
3. Привлекать в установленном порядке для участия в своей работе специалистов муниципального образования, учреждений, предприятий и общественных организаций. 4. Определять конкретных граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи и выносить решение о необходимости предоставления им определенной материальной помощи или об отказе в её предоставлении. В состав комиссии входят муниципальные служащие и депутат поселения, социальный работник центра социального обслуживания муниципального района (имеет доступ к банку данных о несовершеннолетних). Социальная комиссия сотрудничает с органами опеки и попечительства, управлением труда и социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних, осуществляя с ними совместные мероприятия в пределах компетенции поселения. Социальная комиссия проводит обследование места жительства несовершеннолетних. На основании такого акта обследования органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального района принимают решение в пределах своей компетенции, например, о выделении вещевой или продуктовой помощи, бесплатного горячего питания детям в школе и т.д. Члены социальной комиссии сохраняют конфиденциальность сведений о заявителях. Организационно-техническое обеспечение деятельности социальной комиссии осуществляет местная администрация. Создание отдельной комиссии по делам несовершеннолетним на уровне поселения считаем нецелесообразным, увеличится объем работы у органов местного самоуправления: составление планов, протоколов заседаний комиссий, предоставление списков и различных отчетов, но при этом не улучшится благосостояние несовершеннолетних, не уменьшиться количество правонарушений.

Анализ компетенций комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, рассмотренных в статье 11 Федерального закона № 120-ФЗ, показывает, что она выполняет две основные функции: 1) юрисдикционную, связанную с осуществлением мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних (пп.1,4,7 п.1 статьи 11) и нарушением закона самим несовершеннолетним (пп.5,7 п.1 статьи 11); 2) координирующую (пп.2,3 п.1. статьи 11). На уровне поселения невозможно осуществление ни одной из функций: координирующей, так как все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находятся на уровне другого муниципального образования - муниципального района или городского округа, а юрисдикционной, так как муниципалитеты не правомочны судить кого-либо, привлекать к ответственности по рассматриваемому вопросу. Таким образом, желательно создание комиссий на муниципальном уровне только в муниципальных районах и городских округах.

Заключение

Итак, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав созданы на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Так как Правительственная комиссия не имеет прямого отношения к комиссиям, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации, не осуществляет их функции, предлагается изменить его название, возможно, на «Межведомственный координационный совет по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Российской Федерации», не дублируя название региональных комиссий. Систему комиссий субъекта Российской Федерации составляют региональная и местные комиссии. Содержание законов субъектов Российской Федерации о комиссиях достаточно разнообразно. Считаем, что в них не следует рассматривать вопросы, установленные в Федеральном законе № 120-ФЗ и других федеральных законах, а именно: определение понятий, задачи и принципы комиссии, права и обязанности несовершеннолетних, вопросы привлечения их к ответственности. Полномочия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. комиссий, предлагаем устанавливать шаг за шагом именно по обеспечению прав несовершеннолетних, установленных в Конвенции о правах ребенка, Федеральном законе № 124-ФЗ. Создание комиссий в поселениях не целесообразно. Для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних эффективней качественное осуществление органами местного самоуправления собственных полномочий. Для координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходима правильная и четкая организация их работы, установленная в законах, а также реализация этих законов. Семья и государство несут ответственность перед несовершеннолетним за реализацию его прав и от осуществления ими своих обязанностей, зависит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в первую очередь.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.