Статья 'Практика работы институтов гражданского общества в сфере миграции населения' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Практика работы институтов гражданского общества в сфере миграции населения

Волох Владимир Александрович

доктор политических наук

профессор, Государственный университет управления (ГУУ)

109542, Россия, г. Москва, Рязанский пр., 99

Volokh Vladimir Aleksandrovich

Doctor of Politics

Deputy head of the Department of Management of Migration Processes at State University of Management. 

109542,, Russia, g. Moscow, Ryazanskii pr., 99

v.volokh@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-0158.2013.6.598

Дата направления статьи в редакцию:

18-05-2013


Дата публикации:

1-6-2013


Аннотация: В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной 13 июня 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным отмечается, что одним из принципов государственной миграционной политики является развитие институтов социального партнерства и гражданского общества. Анализируя роль институтов гражданского общества, автор рассматривает практику работы и отмечает важное значение общественных, неправительственных и других негосударственные организации в формировании и реализации миграционной политики.Новым институтом гражданского общества в нашей стране в сфере миграции является Общественный совет при Федеральной миграционной службе. Автор показывает, какая работа проводится Общественным советом, обобщает роль и опыт его работы в течение первых пяти лет. С учетом важности широкого привлечения институтов гражданского общества к участию в реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также практики работы Общественного совета при Федеральной миграционной службе, представляется целесообразным возможно полнее задействовать их потенциал для реализации программ и проектов в рамках обозначенных Концепцией сфер.


Ключевые слова: миграционная политика, миграционные процессы, глобализация, общественная организация, общественный совет, трудовая миграция, ФМС России, гражданское общество, институт, миграция населения

Abstract: The Concept of State Migration Policy of the Russian Federation 2025 aproved by the President of the Russian Federation Vladimir Putin on June 13, 2012 underlines that one of the principles of state migration policy should be the development of institutions of social parternship and civil society. By emphasizing the role of institutions of civil society, the author views their performance practice and notes a significant role of social, on-governmental and other nonstate organizations in the process of formation and implementation of migration policy. 
A new institution of civil society in the sphere of migration in Russia is the Community Council under the Federal Migration Service. The author of the article describes activities performed by the Community Council and summarizes the role and experience of the Council during the first five years. 
Taking into acount the importance of institutions of civil society in the implementation of the Concept of State Migration Policy of the Russian Federation 2025 as well as practical examples of experience of the Community Council under the Federal Migration Service, the author of the article offers to use their potentials in implementation of programs and projects within the spheres outlined by the Concept. 



Keywords:

migration policy, migration processes, globalization, non-govermental organization, community council, labor mibration, Federal Migration Service of Russia, civil society, institute, human migration

В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной 13 июня 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным отмечается, что развитие институтов социального партнерства и гражданского общества является одним из принципов государственной миграционной политики[1].

В России сделано немало, для того, чтобы выстроить эффективную государственную миграционную политику. Однако наряду с этим существует еще огромное количество различных проблем, одной из которых является совершенствование роли институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной миграционной политики. Миграционная политика на национальном уровне - часть внутренней и внешней политики государства, и немаловажная ее часть. От проводимой государством миграционной политики зависит, станет ли миграция позитивным и стабилизирующим фактором или, напротив, будет фактором обострения социально-экономических проблем общества.

Автор разделяет мнение известного исследователя и специалиста Ю.В. Рощина, который считает, что «современная миграционная политика – это политика текущего времени, не нацеленная на перспективу - она «сиюминутная», ситуационная»[2].

Различные формы объединения граждан играют важную роль в современной жизни. Общественная наука выделила два основные общественные явления, находящиеся в постоянном взаимодействии, а иногда и в противостоянии: государство и гражданское общество.

Понятие государства достаточно подробно рассмотрено в современной научной литературе. Что касается понятия гражданского общества, то существует много определений этого понятия. Впервые термин «гражданское общество» был введен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество как диалектическую совокупность отношений между семьей, гражданским обществом и государством[3]. Как считал великий философ, гражданское общество есть множество граждан государства, взаимодействующих между собой вне семьи с целью удовлетворения своих общих интересов, а государство по Гегелю - есть синтез семьи и гражданского общества. В результате гражданское общество возникло из диалектических противоречий между семьей и государством. Оценки гражданского общества со времен классика немецкой философии существенно изменились.

По мнению автора, наиболее полное определение гражданского общества в современной научной литературе предложено профессорами Г.Р. Латфуллиным и Н.В. Новичковым, которые пишут, что «… гражданским обществом можно считать совокупность личностей, их взаимодействие, а также их социально значимую деятельность, в том числе через различные организационные формы»[4]. Реализованные через различные организационные формы, направления деятельности граждан, ориентированные на решение социально значимых задач представляют собой институты гражданского общества.

В Российской Федерации в политических дискуссиях о проблемах гражданского общества преобладает мнение, что в России слишком громоздкое государство и слабое, развивающееся гражданское общество. Однако без сильного гражданского общества не может быть сильное государство. Поэтому надо не только укреплять государство, но и развивать институты гражданского общества.

Рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции необходимо отметить, что проблема миграции сложна и многообразна, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом.

В этой связи важную роль в формировании и реализации миграционной политики играют общественные, неправительственные и другие негосударственные организации. Международная практика показывает, что если вопросы определения правового положения иностранных граждан относятся к компетенции государства, то вопросы интеграции, адаптации и оказание им правовой помощи во многом решаются при самом активном участии неправительственных организаций. Одним из стратегических направлений миграционной политики страны на современном этапе, по нашему мнению, должно стать совершенствование создания и развития институтов гражданского общества, при этом целесообразно перенести акценты на политику закрепления востребованных мигрантов в стране.

Много лет на территории Российской Федерации успешно работают такие общественные, неправительственные и международные организации, как «Форум переселенческих организаций», Комитет помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», «Сеть «Миграция и право», «Международная правозащитная ассамблея», Российское общество Красного Креста (РОКК), «Партнерство по миграции» и ряд других[5]. Они оказывают помощь беженцам, вынужденным переселенцам, трудовым и другим категориям мигрантов, в том числе методическую, финансовую, юридическую, медицинскую, консультативную, осуществляют научно-исследовательскую деятельность в сфере миграции и многое другое. Доктор юридических наук, профессор М.Л. Тюркин в монографии «Миграционная система России» отмечет необходимость взаимодействия государства с неправительственными организациями, играющими важную роль в решении проблем беженцев, реально способными обеспечить социокультурную адаптацию и обустройство этих лиц на территории России[6].

Например «Сеть «Миграция и право», регулярно проводит семинары по проблемам вынужденной миграции. В сборнике «Система международного убежища и ее состояние в России» руководитель сети, член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека С.А. Ганнушкина отмечает, что отсутствие четкости и единообразия в подходе к проблемам вынужденной миграции в различных субъектах Российской Федерации делает регулярные встречи представителей федеральных миграционных органов и практиков, работающих с мигрантами на местах, - чрезвычайно полезными для обеих сторон[7].

Заслуживает одобрение деятельность некоммерческого партнерства «Международный альянс «Трудовая миграция» (МАТМ), которое объединяет общественные и коммерческие организации из России и ряда государств СНГ, работающие в сфере трудовой миграции. Одна из главных задач - силами МАТМ содействовать формированию в России цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции[8].

Как показывает опыт работы МАТМ с иностранными гражданами, въезжающими на территорию Российской Федерации с целью работы, практически все они нуждаются в разнообразных видах помощи, как со стороны государственных, так и со стороны негосударственных структур, способных оказать эту помощь своевременно, профессионально, с соблюдением всех норм миграционного законодательства.

Только в течение одного 2009 года «Международным альянсом «Трудовая миграция» предоставлено более 2000 подобных услуг иностранным работникам, а именно: оказано содействие в постановке на миграционный учет, в оформлении разрешений на работу, в подборе жилья и прохождении медицинской комиссии; проведены консультации, разъясняющие ситуацию на рынке труда Москвы, Московской области, выявлены возможности трудоустройства, в том числе на вакансии по заявкам работодателей-партнеров МАТМ, имеющиеся на момент обращения трудовых мигрантов.

Международный альянс «Трудовая миграция» при поддержке Общественного совета при ФМС России, Института государственного управления и права Государственного университета управления и Группы компаний «ОСТ» организовал и проводит на постоянно действующей основе ознакомительные семинары для работодателей на тему: «Снижение рисков работодателей при подборе, легальном привлечении и использовании иностранных работников».

Семинары предназначены для руководителей организаций, менеджеров по персоналу, работников кадровых, юридических служб и служб безопасности организаций. Особый интерес они вызывают среди руководителей крупных предприятий и кампаний, легально использующих труд иностранных работников. Ежегодно проводятся более 25 семинаров, в которых принимают участие около 200 работодателей из 90 компаний, использующих труд мигрантов. По результатам анкетирования проводимые семинары способствуют привлечению в Россию на легальной основе востребованные трудовые ресурсы, снижают возможные риски, как работодателя, так и самого мигранта, способствуют формированию цивилизованных правовых отношений на рынке миграционного труда.

Для развития и усовершенствования проводимой с российскими компаниями работы МАТМ совместно с Субрегиональным Бюро Международной Организации Труда создан в помещении альянса Ресурсный центр для работодателей, использующих труд иностранных граждан, что дало возможность расширить тематику и частоту проведения семинаров и организовать постоянно действующий консультационный пункт по вопросам практической реализации миграционного законодательства.

С целью повышения правового статуса трудового мигранта МАТМ совместно с порталом «SuperJob» провел Интернет-брифинг по теме «Как легально нанять иностранного работника», в котором приняли участие более 36 работодателей из разных регионов Российской Федерации. Эксперты МАТМ отмечают большую потребность работодателей в разъяснениях и комментариях по вопросам правоприменительной практики миграционного законодательства.

С учетом этого МАТМ совместно с Московским Бюро Международной организации по миграции разработан и реализован проект «Правоприменительная практика в области регулирования внешней трудовой миграции», в рамках которого специалисты альянса подготовили аналитический обзор административных и судебных прецедентов в отношении трудовых мигрантов и работодателей, обозначили ряд юридических коллизий в существующей правоприменительной практике. Материалы проекта вошли в брошюру, которая распространяется среди работодателей-участников семинаров.

В целях сближения и гармонизации законодательства государств-участников СНГ, Международный альянс «Трудовая миграция» принял активное участие в подготовке и принятии МПА СНГ модельного законодательного акта «О деятельности частных агентств занятости».

При участии МАТМ разработана Концепция общего миграционного пространства государств – участников СНГ (по линии МПА СНГ), завершена подготовка рекомендации по гармонизации законодательства государств – членов ЕврАзЭС в области страхования трудящихся мигрантов на основе сравнительно-правового анализа (по линии МПА ЕврАзЭС).

МАТМ активный участник второго Межпарламентского форума «Россия-Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества», выездного заседания Комитета Совета Федерации по делам СНГ «О готовности Липецкой области к приему соотечественников из-за рубежа», соорганизатор и участник Первой национальной ярмарки вакансий «Кадры Кыргызстана 2007г.», (ноябрь, Бишкек). Комитетом по делам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проведены парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации», в ходе которых обсуждался проект федерального закона «Об основах деятельности по поиску, подбору работников из числа иностранных трудящихся-мигрантов и о содействии их найму», подготовленный МАТМ.

Многие общественные организации осуществляют проекты по мониторингу нарушений прав человека. Показательно, что в результате этой деятельности, по отзывам самих мигрантов, случаи нарушений прав человека в России сокращаются[9].

Одним из новых институтов гражданского общества в нашей стране является Общественный совет впервые начавший работать в 2007 г. при Федеральной миграционной службе[10]. В состав Совета в настоящее время входят видные ученые и общественные деятели, профессионально знающие проблемы миграции населения.

В их числе: Н.В. Курдюмов – заместитель председателя Общественного совета, председатель совета некоммерческого партнерства «Международный альянс «Трудовая миграция»; Л.В. Андриченко - заведующая отделом правовых проблем Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор; В.А. Арбеков - вице-президент Международногообщественного фонда «Правопорядок-Центр»; М.Р. Арсланов - заместитель директора Департамента социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности Совета Муфтиев России; А.М. Борода - председатель Федерации еврейских общин России, заместитель главного раввина России; Г.К. Джураева - президент общественного межрегионального фонда «Таджикистан», руководитель информационно-правового центра «Миграция и право»; А.А. Добродеев - заместитель заведующего сектором по взаимодействию с МВД России синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей; известный журналист, правозащитник Л.И. Графова - председатель Исполкома Форума переселенческих организаций; Ж.А. Зайончковская - заведующая лабораторией миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН; И.В. Ивахнюк - заместитель заведующего кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор; Т.Я. Четвернина - проректор Государственного университета Высшая школа экономики, директор Института управления социальными процессами ГУ ВШЭ, доктор экономических наук, профессор; К.Д. Крылов - президент Московского общества трудового права и права социального обеспечения, доктор юридических наук, профессор; М.В. Москвина - директор департамента трудовых отношений и рынка труда Российского Союза Промышленников и предпринимателей, генеральный директор Координационного совета работодателей России; В.И. Муженский - председатель Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы по Воронежской области, генеральный директор ООО «Мигрант-Партнер»; В.Я. Мукомель - заведующий сектором изучения ксенофобий и предупреждения экстремизма Института социологии РАН, доктор социологических наук, профессор; С.Б. Параскева - президент Национального (экспертного) Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат экономических наук; член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор С.В. Рязанцев – руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН; действительный член-корреспондент РАН, д.и.н., профессор В.А. Тишков - директор Института этнологии и антропологии РАН; А.В. Топилин - директор Центра Института макроэкономических исследований Минэкономразвития России, доктор экономических наук, профессор; Я.А. Терновский - председатель Совета общероссийского общественного движения «Католическое наследие», член Общественной палаты Российской Федерации; В.П. Шапошников - член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Российского профсоюза работников строительных специальностей и сервисных организаций Объединения профсоюза СОЦПРОФ, проректор Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России; Т.Н. Юдина - декан факультета повышения квалификации и дополнительного профессионального образования Российского государственного социального университета, доктор социологических наук, профессор. Автор этой статьи избран председателем совета.

В соответствии с утвержденным положением Общественный совет
является совещательно-консультативным органом при Федеральной миграционной службе и создан с целью оказания содействия ФМС России в подготовке предложений по выработке и реализации мероприятий по совершенствованию государственной миграционной политики в Российской Федерации. Решения Общественного совета носят рекомендательный характер.

Исходя из основных задач и функций, Общественный совет осуществляет свою работу в соответствии с планами, которые утверждаются на очередной год. В качестве приоритетных направлений, Общественный совет определил следующие вопросы:

- развитие взаимодействия ФМС России с общественными объединениями, научными и учебными учреждениями;

- рассмотрение инициатив общественных объединений, научных и учебных учреждений, связанных с решением наиболее сложных проблем миграции;

- подготовка предложений по формированию государственной миграционной политики Российской Федерации и совершенствованию действующего законодательства в сфере миграции;

- освещение проблем миграции в СМИ;

- участие негосударственного сектора в решении вопросов внешней трудовой миграции;

- совершенствование системы банковских переводов мигрантов;

- проведение научных исследований и подготовка экспертных заключений по основным направлениям миграционной политики.

После принятия Указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» Общественный совет принял решение о расширении функций в части малого и среднего предпринимательства. Эти функции, по предложению Совета, приказом ФМС России были дополнительно включены в положение об Общественном совете. Также подготовлены предложения о привлечении к работе в Совете представителей общественных объединений субъектов малого и среднего предпринимательства и внесению изменений и дополнений в типовое положение об Общественно-консультативных советах при территориальных органах ФМС России.

В заседаниях Общественного совета принимают участие руководитель ФМС России К.О. Ромодановский, ответственные работники центрального аппарата и территориальных органов миграционной службы, что позволяет оперативно принимать решения по рекомендациям Общественного совета. Например, на одном из его заседаний, по предложению члена Совета Л.И. Графовой, было принято решение о целесообразности создания на местах аналогичных советов. Это решение было поддержано К.О. Ромодановским и в настоящее время во всех субъектах Российской Федерации при Управлениях Федеральной миграционной службы созданы Общественно-консультативные советы[11].

Работа членов Общественного совета при ФМС России проводится по 3-м направлениям:

а) подготовка и участие членов Совета в заседаниях Общественного совета при ФМС России, на которых рассматриваются наиболее сложные проблемы миграции;

б) проведение и участие членов Совета в общественно-значимых мероприятиях по проблемам миграции населения, при этом уделяя особое внимание совершенствованию работы общественно-консультативных советов в субъектах Российской Федерации;

в) индивидуальная работа членов Совета по оказанию консультативной помощи ФМС России по вопросам правового статуса различных категорий мигрантов, их социальной поддержки, реабилитации и адаптации; участие в подготовке информационно - аналитических материалов по различным проблемам в сфере миграции, в том числе выступления в средствах массовой информации; проведение научных исследований, конференций, круглых столов, семинаров, в том числе международных, подготовка научных докладов и сообщений по проблемным вопросам в сфере миграции населения, вызвавшим повышенный общественный резонанс, и выработка предложений по их урегулированию и т.п.

На заседаниях Общественного совета при ФМС России рассматриваются наиболее сложные проблемы миграции. Например, «О рекомендациях Общественной Палаты Российской Федерации по итогам слушаний «Мигранты и принимающее общество в условиях кризиса», «Бизнес-мониторинг трудовой миграции из СНГ», «О заключении на постановление Правительства Свердловской области “Об утверждении Порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оказанию посреднических услуг в сфере оформления разрешительных документов иностранным гражданам и работодателям”», «Об учебном фильме “Как работать в России без проблем”», «О работе Общественно-консультативного совета при УФМС по Воронежской области», «О предложениях Общественно-консультационного совета при УФМС России по Свердловской области», «Об участии частных агентств занятости в совершенствовании механизмов регулирования международной трудовой миграции и создание информационно-координационных центров трудового обмена на основе принципа общественно - государственного и частного партнерства», «О системе подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров в ФМС России и ее территориальных органах в современных условиях», «О ходе реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 и предложениях по участию в этой работе негосударственного сектора», «О ходе выполнения решения Общественного совета при ФМС России», «Ежегодные отчеты о работе Общественного совета при ФМС России.», «О вопросах малого и среднего предпринимательства», «Тенденции и перспективы учебной миграции в России», «Об участии членов Общественного совета при ФМС России в мероприятиях, проводимых в субъектах Российской Федерации общественно-консультативными советами при территориальных органах Федеральной миграционной службы» и другие вопросы.

С докладами выступали члены Общественного совета при ФМС России - Л.И. Графова, Н.В. Курдюмов, С.В.Рязанцев, Н.О. Гусман, Ж.А. Зайончковская, И.В. Ивахнюк, Т.Н. Юдина, В.А. Тишков, С.В. Рязанцев и сотрудники ФМС России - Е.Ю. Егорова, С.И. Болдырев, В.В. Сироткин, Е.Ю. Маняткин, И.В. Агеев, М.Н. Утяцкий и другие работники.

В обсуждении вопросов, рассматриваемых на заседаниях Общественного совета при ФМС России, принимали участие: представители аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Правительства Московской области, члены Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека,Международной организации труда (МОТ), Международной организации по миграции (МОМ), Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР), Международного фонда защиты от дискриминации, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциации консультантов по побору персонала (АКПП), Международного альянса «Трудовая миграция», общественного межрегионального фонда Таджикистана, Сети «Миграция и Право», учреждения «Национальная информационная система паспортизации специалистов RU/PASS, ЦК профсоюза трудящихся-мигрантов, фонда «Наследие Евразии», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие»,кафедры управления миграционными процессами Государственного университета управления, Московского общества трудового права и права социального обеспечения, РАН, МГУ, Независимого института исследований демографии, миграции и регионального развития «Индемир», Национального института миграции, Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, члены «Форума переселенческих организаций» – НПО «Уральский дом», Заречный, Свердловская обл., ассоциации «ХОКО» Борисоглебск, Воронежская обл., НПО «Эгида» г. Киров, НПО «Содействие» г. Владимир, НПО «Воротынск – переселенец» г. Калуга, НПО «Духовное единство» г. Воронеж, «Ассоциация беженцев С.Петербурга» г. С.Петербург, НПО «Вера» г. Белгород; президент общественного межрегионального фонда Таджикистана и центра миграция и право Джураева Г. К.; заместитель генерального директора Московского агентства по развитию Шевелев Г.А.; заместитель директора по администрации и персоналу ООО «КНАУФ» Севис» Соколова Л.А.; вице-президент, исполнительный директор Международной Ассоциации Делового Сотрудничества Менелюк Ю.И.; исполнительный директор ТОР «Организация Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) в ЦАО г. Москвы Ромашевский Ю.П.; председатель РОО «Партнерство по миграции» ст.н.с. Института государства и права РАН, к.ю.н. Воронина Н. А.; директор Национального института миграции Тарханова Э.И.; представитель МОО «Профсоюз трудящихся - мигрантов» Олинордонова Туронтой; специалист Русславбанка Казакевич К.А.; с.н.с. Института социально-политических исследований РАН, к.э.н. Гребенюк А.А. и представители других общественных, научных и учебных организаций. По каждому вопросу принято соответствующее решение, предложены рекомендации.

Необходимо особо отметить, что все заседания Общественного совета при Федеральной миграционной службе проходят неформально в расширенном составе с активным участием большого числа представителей неправительственных, общественных организаций и социально ответственного бизнеса. На эти заседания приглашаются и присутствуют представители средств массовой информации, материалы Совета размещаются на сайте ФМС России.

Члены Общественного совета проводят большую индивидуальную работу и принимают активное участие во многих общественно-значимых мероприятиях по проблемам миграции населения, уделяя особое внимание совершенствованию работы общественно-консультативных советов в субъектах Российской Федерации.

Например, члены Общественного совета при ФМС России Н.В. Курдюмов и С.В. Рязанцев во время командировки в Приморский край приняли участие в заседании Общественно-консультативного совета при УФМС по Приморскому краю, Графова Л.И. и автор соответственно - в заседании Общественно-консультативного совета при УФМС по Свердловской области.

Член Общественного совета Л.И. Графова опубликовала ряд важных статей по проблемам миграции. В их числе: «Нелегальные новожители России», «Наши люди из Африки»,«Почему мэр Москвы разлюбил соотечественников», «Полюби соотечественников, Родина!», «Сто тысяч званых», «Абсурд по-милицейски», «Мигрант и пустота», «Квота-мачеха» и многие другие. Она также участвовала в теле и радиопередачах по вопросам миграции населения.

Л.И. Графова приняла участие и выступила с докладом на международной конференции на тему: «Роль государственных и общественных правозащитных организаций в защите прав трудовых мигрантов, переселенцев, лиц без статуса: проблемы и пути решения», проведенной Экспертным советом при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, Представительством Фонда им. К. Аденауэра и Уполномоченным по правам человека в Свердловской области.

Член Общественного совета при ФМС России Н.В. Курдюмов выступил с докладами на 17-ом Форуме ОБСЕ «Управление миграцией и его связи с экономической, социальной и экологической политикой во благо стабильности и безопасности в регионе ОБСЕ» (Вена), на IX Международных Лихачевских научных чтениях по теме: «Диалог культур и партнерство цивилизаций» (Гуманитарный Университет Санкт-Петербурга), на ряде конференций и круглых столов, организованных МОТ и МОМ.

По просьбе Комитета Совета Федерации по делам СНГ, Н.В. Курдюмов проводит большую работу по координации процесса подготовки проекта Федерального закона «Об основах деятельности по поиску, подбору работников из числа иностранных трудящихся-мигрантов и о содействии их найму». Заслуживает одобрения его законотворческая деятельность по разработке принятого в настоящее время Межпарламентской Ассамблеей СНГ модельного закона «О деятельности частных агентствах занятости» и МПА ЕврАзЭС - «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства».

Н.В. Курдюмов принял участие в Международной конференции «Роль и место неправительственных организаций в регулировании процессов внешней трудовой миграции в странах Центральной Азии и в России» (г. Казань), Третьем Межпарламентском Форуме «Таджикистан-Россия: потенциал межпарламентского сотрудничества», провел ряд семинаров и круглых столов для работодателей на тему: «Руководство по поиску, легальному привлечению и использованию иностранных работников в Российской Федерации».

Необходимо отметить возрастающую роль научных исследований при формировании государственной миграционной политики. Член Общественного совета д.э.н. профессор С.В. Рязанцев участвовал в ряде международных конференциях по миграционной тематике, совместных научных исследованиях в сфере миграции с тремя вьетнамскими центрами (Институтом социологии, Институтом населения и социальных исследований, Институтом населения, семьи и детей), опубликовал монографию «Трудовая миграция в СНГ и Балтии: тенденции, последствия регулирование» и ряд других научных работ.

Активное участие в подготовке и проведении Федеральной миграционной службой, Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Бюро Международной организации по миграции в России Международной конференции «Новое иммиграционное законодательство Российской Федерации: правоприменительная практика» приняли члены Общественного совета Г.С. Витковская и Ж.А. Зайончковская. В этой конференции приняли участие 5 членов Общественного совета при Федеральной миграционной службе.

При непосредственном и активном участии члена Общественного совета Ж.А. Зайончковской проведена Юбилейная научная конференция, посвященной 20-летию деятельности исследовательского коллектива Центра демографии и экологии человека – Института демографии на тему: «Проблемное поле российской демографии». Ж.А. Зайончковской опубликовано большое количество научных статей по проблемам миграции.

Член Общественного совета, действительный член-корреспондент РАН, д.и.н., профессор В.А. Тишков принимал активное участие и выступал с докладами на цикле круглых столов «Проблемы миграции населения и управления миграционными процессами в Российской Федерации и московском мегаполисе». Эта работа впервые проводилась в рамкахпрограммы Московского правительства «Москва многонациональная» и была организована Государственным учреждением «Московский дом национальностей», Кафедрой управления миграционными процессами Государственного университета управления и Общественным советом при ФМС России при поддержке Комитета межрегиональных связей и национальной политики Правительства Москвы.

Необходимо отметить возрастающую роль научных исследований при формировании государственной миграционной политики. Вместе с тем, автор согласен с мнением известного исследователя д.соц.н. Юдиной Т.Н., которая считает, что «…назрела необходимость перехода от поверхностного описания стадий миграционного процесса к углубленному и комплексному познанию их сущности, раскрытию закономерностей и механизмов, их моделированию, диагностики и прогнозированию и на этой базе – принятию адекватной миграционной политики»[12].

В последние годы Общественный совет при Федеральной миграционной службе использует новые формы своей работы. Например, 26-27 ноября 2012 года в г. Воронеже в Центре по защите прав человека состоялось выездное совместное заседание Общественного совета при ФМС России и Общественно-консультативного совета при УФМС России по Воронежской области.

В работе советов приняли участие: члены Общественного совета при Федеральной миграционной службе и Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службе по Воронежской области; представители общественно-консультативных советов при управлениях Федеральной миграционной службе по Забайкальскому краю, Белгородской, Липецкой и Тамбовской областям; члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Брод А.С. и Шапошников В.П.; представитель Московского Бюро МОМ Годованюк К.А.; представители общественных организаций, национально-культурных автономий, национальных общественных объединений, Торгово-промышленной палаты Воронежской области, областного совета ветеранов войны и труда, Воронежской епархии РПЦ, Национальной палаты Воронежской области, Центра «Мемориал», АНО «Центр социальной и информационной поддержки «Исток», АНО «Центр социальных технологий «Взаимодействие», ВМРОО «Молодежный союз труда», Международного образовательного центра, НП «Мигрант-Партнер», Общественной приемной, представители бизнес-структур, представители МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг и филиала ФГУП «Паспортно-визовой сервис» при ФМС России;

Так же участвовали представители органов исполнительной власти Воронежской области: Департамент экономического развития, Департамент труда и социального развития, Департамент здравоохранения, Департамент образования, науки и молодежной политики, Управление региональной политики, Управление занятости населения, Управление ФМС России по Воронежской области и средств массовой информации.

В рамках общей темы заседания - «Об активизации использования потенциала общественных организаций в реализации «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Концепция) в течение двух дней были рассмотрены следующие актуальные вопросы:

- об активизации использования потенциала институтов гражданского общества в реализации Концепции (докл. – председатель ОС);

- о практике работы Общественного-консультативного совета при УФМС России по Воронежской области (докл. Муженский В.И. – председатель ОКС, член ОС);

- о роли правозащитных организаций в реализации Концепции (докл. Брод А.С. – директор Московского бюро по правам человека (МБПЧ),член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека);

- об участии частных агентств занятости и других операторов услуг в сфере трудовой миграции в создании и совершенствовании инфраструктуры эффективного регулирования международной трудовой миграции на основе принципа общественно-государственного и частного партнерства (докл. Курдюмов Н.В. – председатель Совета Международного альянса «Трудовая миграция» (далее Международный альянс "Трудовая миграция"), заместитель председателя ОС);

- об активизации участия региональных ТПП в реализации Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 г. в части содействия российским работодателям в подборе и привлечении к трудовой деятельности необходимых работников из числа иностранных граждан (докл. Болдырев С.И. – директор программ Международного альянса "Трудовая миграция", председатель подкомитета по вопросам миграции Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции ШОС и СНГ).

На второй день, в рамках реализуемого между Международным альянсом "Трудовая миграция" и Бюро МОМ проекта был проведен тренинг для группы представителей работодателей Воронежской области по теме: «Миграционное право и лучшие практики легального найма иностранного персонала в России».

С приветственным словом к участникам заседания обратился заместитель начальника УФМС России по Воронежской области Лушпаев А.Н. и представитель Московского Бюро МОМ Годованюк К.А., которые особо подчеркнули значимость для региона проведения подобного выездного мероприятия на территории Воронежской области. Далее выступили докладчики по основным вопросам повестки дня.

Обсуждение докладов прошло в обстановке оживленной дискуссии. Участники заседания, среди которых были представители органов исполнительной власти Воронежской области - Департамент экономического развития, Департамент труда и социального развития, Департамент здравоохранения, Департамент образования, науки и молодежной политики, Управление региональной политики, Управление занятости населения, Управление ФМС России по Воронежской области, Общественная приемная; представители автономных национальных образований - Ассамблея народов Воронежской области, азербайджанская община «Хазар», региональная общественная организация киргизов «Мурас», узбекский культурный центр «Ватан», Армянская культурная христианская организация «Ани», молдавская диаспора, Местная национальная культурная автономия афганцев г. Воронежа, МНКА украинцев г. Воронежа, Казахстанское землячество в Воронеже; представители общественных организаций области - Торгово-промышленная палата Воронежской области, Областной совет ветеранов войны и труда, Воронежская епархия РПЦ, Национальная палата Воронежской области, Центр «Мемориал», АНО «Центр социальной и информационной поддержки «Исток», АНО «Центр социальных технологий «Взаимодействие», ВМРОО «Молодежный союз труда», Международный образовательный центр, НП «Мигрант-Партнер»; представители бизнес-структур - ООО «Алтиус Инженеринг и Констракшн»; представители МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг и филиала ФГУП «Паспортно-визовой сервис» при ФМС России.

В ходе обсуждения вопросов повестки дня участники выразили глубокое удовлетворение и высказались за распространение данного опыта на другие субъекты Российской Федерации. Иногородние представители ОКС рассказали о результатах и опыте своей деятельности. Например, Леонова Н.В. (Чита) рассказала о деятельности Юридического центра «Миграция» по оказанию поддержки прибывшим трудовым мигрантам, представитель ОКС из Тамбова Промтов М.А. аргументировал необходимость развития деятельности ОКС в качестве деятельного связующего звена между УФМС, общественными организациями и мигрантами, высказался в пользу развития миграции с образовательными целями, Колычев А.В. из Липецка доложил о результатах работы ОКС с работодателями в плане стимулирования привлечения безработной молодежи из числа граждан России вместо трудовых мигрантов, Трубицын М.А. из Белгорода рассказал об опыте работы по привлечению на учебу иностранных граждан, а также о работе с вынужденными переселенцами.

Особая роль в мониторинге миграционных процессов принадлежит правозащитным организациям. В выездном заседании приняли участие и выступили воронежские и московские правозащитники: известный журналист, член Правительственной комиссии по миграционной политике Графова Л.И., члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Шапошников В.П. и Брод А.С.

Много интересных предложений и пожеланий прозвучало в выступлениях других участников заседания. В частности, заместитель председателя Комитета по миграционной и демографической политике ТПП Воронежской области Атрещенков Г.М. высказался в пользу расширения и углубления сотрудничества между областной ТПП и Департаментом занятости населения в целях улучшения профессионально-квалификационной структуры привлекаемой иностранной рабочей силы, расширения перечня государственных и муниципальных услуг, оказываемых работодателям, повышения их качества, создания Центра анализа рынка труда.

В заключение, ведущие заседание председатели ОС при ФМС России и ОКС Муженский В.И. подвели его итоги, поддержали высказанное рядом участников предложение о продолжении подобных встреч на регулярной основе, а также о развитии при содействии Администрации области сети центров, оказывающих услуги трудовым мигрантам и работодателям.

В рамках мероприятия состоялся ряд рабочих встреч и консультаций прибывших из Москвы экспертов с руководством некоторых областных организаций – Президентом ТПП Воронежской области Гончаренко Ю.Ф., помощником Уполномоченного по правам человека в Воронежской области Куцовой И.И. и членом Экспертного совета Гонгадзе В.М., а также с председателем Воронежского регионального союза предпринимателей «Опора» Наумовым С.Д. и президентом НП «Мигрант-Партнер» Муженским В.И.

Группа участников заседания посетила здание МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг, где их подробно ознакомили с порядком функционирования данного центра и планами его развития.

Во второй день, 27 ноября 2012 г., в рамках реализуемого между Международным альянсом "Трудовая миграция" и Бюро МОМ проекта состоялся тренинг для группы представителей работодателей Воронежской области по теме: «Миграционное право и лучшие практики легального найма иностранного персонала в России», который был проведен руководителем отдела правовой поддержки юридических лиц Группы компаний «ОСТ», член экспертного совета Международный альянс "Трудовая миграция" Володиным Е.В.

В ходе тренинга представители крупных воронежских компаний, как, например, «Робин Сдобин», «Воронеж-Дом» и других, познакомились с современными требованиями законодательства, касающимися порядка и процедур привлечения и использования иностранных работников, а также оценки и минимизации рисков, возникающих в процессе занятости иностранных граждан.

Отзывы участвовавших в тренинге представителей работодателей продемонстрировали высокую заинтересованность бизнес-структур, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу, в подобных учебно-консультационных мероприятиях.

Информация о выездном заседании ОС размещена на сайтах ТПП Воронежской области: tppvo.ru и ФМС России.

С учетом важности широкого привлечения институтов гражданского общества к участию в реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также практики работы Общественного совета при Федеральной миграционной службе,представляется целесообразным возможно полнее задействовать их потенциалдля реализации программ и проектов в рамках обозначенных Концепцией сфер, предусмотрев при этом соответствующее нормативно-правовое регулирование их деятельности и порядок взаимодействия с государственными структурами.

Библиография
1.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Президентом России от 13 июня 2012 г.
2.
Рощин Ю.В. Миграция населения и Россия. (Роль и значение миграционных процессов в миграционной политики в прошлом, настоящем и будущем Российского государства): учебное пособие.-М.: ГУУ, 2007. С.196
3.
Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 228
4.
Латфуллин Г.Р., Новичков Н.В. Политическая организация. Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2007. С 78
5.
Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища. Монография. // М.: Издательство «Спутник+», 2009. C.162
6.
Тюркин М.Л. Миграционная система России. Монография. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2005. С. 251
7.
Ганнушкина С.А. Вступление. Система международного убежища и ее состояние в России. Актуальные проблемы мигрантов. Материалы 20-го и 21-го семинаров, проведенных в рамках программы «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал» 20-22 октября 2005 года и 27-29 апреля 2006 года. М. «Р.Валент» 2006. С. 6
8.
Гриценко В.В. «Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов». // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы,-М., 2001. С. 140.
9.
Воронина Н.А. Деятельность общественных организации России по защите прав мигрантов в России. // Права человек и правозащитная деятельность государства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г. / Под ред. д.ю.н. В.Н. Лопатина – СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс, 2003. С.298
10.
Приказ Федеральной миграционной службы от 10 апреля 2006 г. № 114 «Об Общественном совете при Федеральной миграционной службе (в ред. приказа ФМС России от 31 июля 2008 г. № 203) // http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/480/114.pdf
11.
Приказ ФМС России от 16 июля 2007 года № 150 с проектом Типового положения об Общественно-консультативном совете при территориальном органе Федеральной миграционной службы (в ред. приказа ФМС России от 31 июля 2008 г. № 203) // http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/480/114.pdf
12.
Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проспект. 2006. С.201
13.
Волох В.А., Суворова В.А. Концепция государственной миграционной политики России – основа миграционной безопасности страны // NB: Национальная безопасность.-2013.-3.-C. 1-16. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_713.html
14.
Волох В.А. Миграционная политика: реадмиссия – эффективный инструмент противодействия нелегальной миграции // NB: Национальная безопасность.-2012.-1.-C. 255-270. DOI: 10.7256/2306-0417.2012.1.106. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_106.html
15.
Н. Л. Бальзамова. Правовой статус граждан третьих стран, обращающихся для получения убежища на территории Европейского Союза // Право и политика. – 2012. – № 5. – С. 104-107.
16.
В.А. Волох. Совершенствование законодательства о беженцах как важнейший фактор формирования государственной миграционной политики Российской Федерации. // Право и политика. – 2007. – № 11.
17.
В. А. Волох. Роль институтов гражданского общества при формировании государственной политики в сфере миграции населения: новые тенденции. // Политика и Общество. – 2010. – № 12.
18.
В. А. Волох. Модернизация миграционной политики и законодательства в сфере трудовой миграции // Право и политика. – 2011. – № 6.
19.
В. А. Волох. Миграционная политика: концептуальный подход // Политика и Общество. – 2012. – № 4. – С. 104-107.
20.
В.А. Волох. Миграционная политика: реадмиссия – эффективный инструмент противодействия нелегальной миграции // Национальная безопасность / nota bene. – 2012. – № 5. – С. 104-107
21.
Волох В.А. Миграционная политика: реадмиссия – эффективный инструмент противодействия нелегальной миграции // NB: Национальная безопасность.-2012.-1.-C. 255-270. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_106.html
22.
Волох В.А., Суворова В.А. Концепция государственной миграционной политики России – основа миграционной безопасности страны // NB: Национальная безопасность.-2013.-3.-C. 1-16. DOI: 10.7256/2306-0417.2013.3.713. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_713.html
23.
Р. С. Бобохонов. Миграционные процессы в Таджикистане (XX в.) и России // Политика и Общество. – 2012. – № 4. – С. 104-107.
24.
Ю. К. Ахатов. Сахалинская область в разрезе миграционных процессов // Политика и Общество. – 2011. – № 12. – С. 104-107.
25.
Э. А. Чурюмова. Дисбаланс рынка труда и социально-политическая стабильность в Республике Калмыкия // Политика и Общество. – 2011. – № 5.
26.
Д. И. Игонин. Демографический эффект развития правового обеспечения государственной миграционной политики России в деле превенции нарушения общественной безопасности. // Национальная безопасность / nota bene. – 2010. – № 9.
27.
О. В. Попова. Латентные процессы трансформации европейской миграционной политики в сферу регулирования миграции населения в Российской Федерации. // Политика и Общество. – 2011. – № 1.
28.
Вострокнутова О.Ю.. К вопросу о совершенствовании административно-правового регулирования миграционной политики Российской Федерации. // Полицейская деятельность. – 2011. – № 1. – С. 104-107.
29.
Д.И. Игонин. Миграционная политика российского государства новейшего времени: отображение стратегии в текстах президентских посланий Федеральному Собранию // Право и политика. – 2010. – № 9.
30.
Е.А.Иванова. Проблемы миграционной политики в контексте образования // Политика и Общество. – 2010. – № 6.
31.
Г.Н.Чеботарёв, А.А.Мишунина. Проблемы социально-культурной и экономической адаптации иностранных граждан в Российской Федерации // Политика и Общество. – 2010. – № 5.
32.
А.Г. Корчагин, В.В. Сонин. Миграционная политика в решении миграционных проблем в России // Право и политика. – 2010. – № 6.
33.
Д.Ю. Горохов. К вопросу о зарубежном опыте регулирования миграционных процессов (на примере Республики Казахстан) // Право и политика. – 2010. – № 4.
34.
Волох В.А. Трудовая миграция: законодательство и политика // NB: Вопросы права и политики.-2013.-3.-C. 1-20. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.3.594. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_594.html
35.
Волох В.А., Суворова В.А. Концепция государственной миграционной политики России – основа миграционной безопасности страны // NB: Национальная безопасность.-2013.-3.-C. 1-16.
36.
Мамитова Н.В. Миграционная политика Российской Федерации: проблемы теории и практики // NB: Проблемы общества и политики.-2013.-6.-C. 73-104. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.6.532. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_532.html
37.
Волох В.А. Трудовая миграция: законодательство и политика // NB: Вопросы права и политики.-2013.-3.-C. 1-20. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_594.html
References (transliterated)
1.
Kontseptsiya gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, utv. Prezidentom Rossii ot 13 iyunya 2012 g.
2.
Roshchin Yu.V. Migratsiya naseleniya i Rossiya. (Rol' i znachenie migratsionnykh protsessov v migratsionnoi politiki v proshlom, nastoyashchem i budushchem Rossiiskogo gosudarstva): uchebnoe posobie.-M.: GUU, 2007. S.196
3.
Gegel' G. Filosofiya prava. M., 1990. S. 228
4.
Latfullin G.R., Novichkov N.V. Politicheskaya organizatsiya. Uchebnoe posobie.-SPb.: Piter, 2007. S 78
5.
Volokh V.A. Formirovanie i realizatsiya gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere vynuzhdennoi migratsii i predostavleniya ubezhishcha. Monografiya. // M.: Izdatel'stvo «Sputnik+», 2009. C.162
6.
Tyurkin M.L. Migratsionnaya sistema Rossii. Monografiya. – M.: Izdatel'skii dom «Strategiya», 2005. S. 251
7.
Gannushkina S.A. Vstuplenie. Sistema mezhdunarodnogo ubezhishcha i ee sostoyanie v Rossii. Aktual'nye problemy migrantov. Materialy 20-go i 21-go seminarov, provedennykh v ramkakh programmy «Migratsiya i Pravo» Pravozashchitnogo tsentra «Memorial» 20-22 oktyabrya 2005 goda i 27-29 aprelya 2006 goda. M. «R.Valent» 2006. S. 6
8.
Gritsenko V.V. «Rol' individual'nykh razlichii v protsesse adaptatsii vynuzhdennykh migrantov». // Psikhologiya bezhentsev i vynuzhdennykh pereselentsev: opyt issledovanii i prakticheskoi raboty,-M., 2001. S. 140.
9.
Voronina N.A. Deyatel'nost' obshchestvennykh organizatsii Rossii po zashchite prav migrantov v Rossii. // Prava chelovek i pravozashchitnaya deyatel'nost' gosudarstva. Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 12 maya 2003 g. / Pod red. d.yu.n. V.N. Lopatina – SPb.: Izd. «Yuridicheskii tsentr Press, 2003. S.298
10.
Prikaz Federal'noi migratsionnoi sluzhby ot 10 aprelya 2006 g. № 114 «Ob Obshchestvennom sovete pri Federal'noi migratsionnoi sluzhbe (v red. prikaza FMS Rossii ot 31 iyulya 2008 g. № 203) // http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/480/114.pdf
11.
Prikaz FMS Rossii ot 16 iyulya 2007 goda № 150 s proektom Tipovogo polozheniya ob Obshchestvenno-konsul'tativnom sovete pri territorial'nom organe Federal'noi migratsionnoi sluzhby (v red. prikaza FMS Rossii ot 31 iyulya 2008 g. № 203) // http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/480/114.pdf
12.
Yudina T.N. Sotsiologiya migratsii: Uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: Akademicheskii Prospekt. 2006. S.201
13.
Volokh V.A., Suvorova V.A. Kontseptsiya gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossii – osnova migratsionnoi bezopasnosti strany // NB: Natsional'naya bezopasnost'.-2013.-3.-C. 1-16. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_713.html
14.
Volokh V.A. Migratsionnaya politika: readmissiya – effektivnyi instrument protivodeistviya nelegal'noi migratsii // NB: Natsional'naya bezopasnost'.-2012.-1.-C. 255-270. DOI: 10.7256/2306-0417.2012.1.106. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_106.html
15.
N. L. Bal'zamova. Pravovoi status grazhdan tret'ikh stran, obrashchayushchikhsya dlya polucheniya ubezhishcha na territorii Evropeiskogo Soyuza // Pravo i politika. – 2012. – № 5. – S. 104-107.
16.
V.A. Volokh. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva o bezhentsakh kak vazhneishii faktor formirovaniya gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii. // Pravo i politika. – 2007. – № 11.
17.
V. A. Volokh. Rol' institutov grazhdanskogo obshchestva pri formirovanii gosudarstvennoi politiki v sfere migratsii naseleniya: novye tendentsii. // Politika i Obshchestvo. – 2010. – № 12.
18.
V. A. Volokh. Modernizatsiya migratsionnoi politiki i zakonodatel'stva v sfere trudovoi migratsii // Pravo i politika. – 2011. – № 6.
19.
V. A. Volokh. Migratsionnaya politika: kontseptual'nyi podkhod // Politika i Obshchestvo. – 2012. – № 4. – S. 104-107.
20.
V.A. Volokh. Migratsionnaya politika: readmissiya – effektivnyi instrument protivodeistviya nelegal'noi migratsii // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. – 2012. – № 5. – S. 104-107
21.
Volokh V.A. Migratsionnaya politika: readmissiya – effektivnyi instrument protivodeistviya nelegal'noi migratsii // NB: Natsional'naya bezopasnost'.-2012.-1.-C. 255-270. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_106.html
22.
Volokh V.A., Suvorova V.A. Kontseptsiya gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossii – osnova migratsionnoi bezopasnosti strany // NB: Natsional'naya bezopasnost'.-2013.-3.-C. 1-16. DOI: 10.7256/2306-0417.2013.3.713. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_713.html
23.
R. S. Bobokhonov. Migratsionnye protsessy v Tadzhikistane (XX v.) i Rossii // Politika i Obshchestvo. – 2012. – № 4. – S. 104-107.
24.
Yu. K. Akhatov. Sakhalinskaya oblast' v razreze migratsionnykh protsessov // Politika i Obshchestvo. – 2011. – № 12. – S. 104-107.
25.
E. A. Churyumova. Disbalans rynka truda i sotsial'no-politicheskaya stabil'nost' v Respublike Kalmykiya // Politika i Obshchestvo. – 2011. – № 5.
26.
D. I. Igonin. Demograficheskii effekt razvitiya pravovogo obespecheniya gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossii v dele preventsii narusheniya obshchestvennoi bezopasnosti. // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. – 2010. – № 9.
27.
O. V. Popova. Latentnye protsessy transformatsii evropeiskoi migratsionnoi politiki v sferu regulirovaniya migratsii naseleniya v Rossiiskoi Federatsii. // Politika i Obshchestvo. – 2011. – № 1.
28.
Vostroknutova O.Yu.. K voprosu o sovershenstvovanii administrativno-pravovogo regulirovaniya migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii. // Politseiskaya deyatel'nost'. – 2011. – № 1. – S. 104-107.
29.
D.I. Igonin. Migratsionnaya politika rossiiskogo gosudarstva noveishego vremeni: otobrazhenie strategii v tekstakh prezidentskikh poslanii Federal'nomu Sobraniyu // Pravo i politika. – 2010. – № 9.
30.
E.A.Ivanova. Problemy migratsionnoi politiki v kontekste obrazovaniya // Politika i Obshchestvo. – 2010. – № 6.
31.
G.N.Chebotarev, A.A.Mishunina. Problemy sotsial'no-kul'turnoi i ekonomicheskoi adaptatsii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii // Politika i Obshchestvo. – 2010. – № 5.
32.
A.G. Korchagin, V.V. Sonin. Migratsionnaya politika v reshenii migratsionnykh problem v Rossii // Pravo i politika. – 2010. – № 6.
33.
D.Yu. Gorokhov. K voprosu o zarubezhnom opyte regulirovaniya migratsionnykh protsessov (na primere Respubliki Kazakhstan) // Pravo i politika. – 2010. – № 4.
34.
Volokh V.A. Trudovaya migratsiya: zakonodatel'stvo i politika // NB: Voprosy prava i politiki.-2013.-3.-C. 1-20. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.3.594. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_594.html
35.
Volokh V.A., Suvorova V.A. Kontseptsiya gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossii – osnova migratsionnoi bezopasnosti strany // NB: Natsional'naya bezopasnost'.-2013.-3.-C. 1-16.
36.
Mamitova N.V. Migratsionnaya politika Rossiiskoi Federatsii: problemy teorii i praktiki // NB: Problemy obshchestva i politiki.-2013.-6.-C. 73-104. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.6.532. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_532.html
37.
Volokh V.A. Trudovaya migratsiya: zakonodatel'stvo i politika // NB: Voprosy prava i politiki.-2013.-3.-C. 1-20. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_594.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"