Статья 'Влияние воцерковленности на социально-политическое сознание россиян ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Влияние воцерковленности на социально-политическое сознание россиян

Незнанова Виолетта Сергеевна

кандидат философских наук

доцент, кафедра Государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ

199178, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Средний Проспект В.о., 57/43

Neznanova Violetta Sergeevna

PhD in Philosophy

Associate professor, Department of State and Municipal Administration, North-West Institute of Management branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

199178, Russia, g. Saint Petersburg, ul. Srednii Prospekt V.o., 57/43

vio.vita@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Третьякова Мартина Олеговна

студент, кафедра ГиМУ, СЗИУ РАНХиГС

199178, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Средний Пр. В.о., 57/43.

Tret'yakova Martina Olegovna

student, Department of GiMU, SZIU RANEPA

199178, Russia, Saint Petersburg, ul. Sredny Pr. V.O., 57/43.

mtretyakova-21@edu.ranepa.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.4.40458

EDN:

MJSTVT

Дата направления статьи в редакцию:

10-04-2023


Дата публикации:

17-04-2023


Аннотация: Предмет данной статьи – процесс влияния воцерковленности на социально-политическое сознание россиян. Цель работы раскрыть роль влияния религиозных ценностей, присущих верующему и воцерковленному человеку на его социально-политическое сознание. Работа опирается на религиозные догматы Русской православной церкви, социологические исследования, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», данные общественной палаты Российской Федерации, общественной палаты Санкт-Петербурга и т.д. При проведении исследования применялись следующие методы: историко-философского анализа, сравнительного анализа, междисциплинарный подход. Научная новизна заключается в том, что раскрыта роль влияния воцерковленности на социально-политическое сознание россиян.    Сегодня тема влияния воцеркволенности на социально-политическое сознание россиян мало изучена. Как правило, в данном контексте рассматриваются более общие понятия, такие как гуманность, мораль и нравственность без существенной привязки именно к религиозным началам и без должного осмысления данного вопроса в контексте социально-политического сознания. В данном исследовании проводится анализ с исторической и современной точек зрения. Основными выводами исследования являются следующие: 1. Исповедуя религию, человек перенимает те ценности и морально-нравственные ориентиры, которые присущи данной религии. 2. Религиозное представление так или иначе начинает проецироваться на окружающий мир, в том числе и в светской обыденной жизни. 3. Исходя из результатов исследования можно утверждать о влиянии воцерковленности на социально-политическое сознание россиян.


Ключевые слова:

социально-политическое сознание, вера, православие, воцерковленность, религия, гражданское общество, Православная Церковь, общественная палата РФ, общественная палата Санкт-Петербурга, некоммерческий сектор

Abstract: The subject of this article is the process of the influence of churching on the socio–political consciousness of Russians. The purpose of the work is to reveal the role of the influence of religious values inherent in a believer and a church-bound person on his socio-political consciousness. Russian Russian Orthodox Church religious dogmas, sociological research, "Fundamentals of the Social Concept of the Russian Orthodox Church", data from the Public Chamber of the Russian Federation, the Public Chamber of St. Petersburg, etc. are used in the work. The following methods were used in the research: historical and philosophical analysis, comparative analysis, interdisciplinary approach. The scientific novelty lies in the fact that the role of the influence of churching on the socio-political consciousness of Russians is revealed.    Today, the topic of the influence of religious freedom on the socio-political consciousness of Russians is little studied. As a rule, in this context, more general concepts such as humanity, morality and morality are considered without significant reference to religious principles and without proper understanding of this issue in the context of socio-political consciousness. In this study, the analysis is carried out from the historical and modern points of view. The main conclusions of the study are the following: 1. Professing religion, a person adopts the values and moral guidelines that are inherent in this religion. 2. The religious idea somehow begins to be projected onto the surrounding world, including in secular everyday life. 3. Based on the results of the study, it can be argued about the influence of church membership on the socio-political consciousness of Russians.


Keywords:

socio-political consciousness, faith, orthodoxy, churching, religion, civil society, Orthodox Church, Public Chamber of the RF, Public Chamber of St. Petersburg, non-profit sector.

На протяжении многих лет рассматривается вопрос влияния на общество такого социального института как религия, а в частности – восприятие личностью социальных, культурных, политических и иных событий под влиянием религиозных убеждений. Однако, несмотря на исследования, проводимые с точки зрения социологии, политологии, психологии и правоведения, можно утверждать, что данная проблема мало изучена и однозначного ответа не дано до сих пор.

Православная Церковь не только повлияла на зарождение гражданского общества в России, но и на всех этапах развития третьего сектора всегда была основой для его развития и одним из основных институтов объединения добровольного труда – волонтеров. Гражданское общество существовало всегда и везде, но в различных формах его проявления. Не исключение и Россия.

Сегодня исследователи могут выделить шесть основных этапов развития гражданского общества в России. Первый этап связан с началом развития благотворительности в России, которое совпало с принятием христианства. Церковь стала ее основным учреждением, оказывая различную помощь своей пастве. Второй этап начинается во времена правления Петра I и характеризуется целенаправленным оказанием помощи нуждающимся и усилением влияния на государственный процесс. Третий этап начинается в период реформ 60-70-х годов XIX века, когда система регулирования благотворительной деятельности была передана в руки местного самоуправления в лице земств и городских советов. Четвертый этап, начался в конце XIX века, связан с быстрыми темпами развития благотворительных учреждений, полностью независимых от государственной власти. Пятый этап - советский период, когда элементы некоммерческого сектора (партии, профсоюзы, национальные контрольные комитеты, различные молодежные, ветеранские, женские и т. д. организации) были отождествлены с государством, обеспечивающим социальную справедливость и благотворительность. Шестой этап можно охарактеризовать как современный, который начался в 1992 году, когда доминирующей моделью является государство, в котором государство выступает в роли клиента для организаций, представляющих некоммерческий сектор. С одной стороны, это способствует развитию институтов гражданского общества (местного самоуправления, некоммерческих организаций (называемых НКО)), а с другой стороны, не обеспечивает полного контроля общества над государством. [9]

Можно смело заявить, что Православная Церковь повлияла на зарождение гражданского общества в России, т. к. первый этап развития гражданского общества в России начался с принятием христианства и напрямую связан с Православной Церковь. Данный этап имеет в основном религиозный характер. Основным финанcовым источником данного периода была церковная деcятина и уже привычный для гражданскoго общества добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей). Проблемы нуждающихся людей cтановятся предметом внимания княжеской власти, которая ноcила cкорее характер частной благотворительности. Развитие благотворительной деятельности в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием, и только после избавления от татаро-монгольского ига (во второй половине XV в.) и восcтановления централизованной российской государственности появилась возможность на государственном уровне решать сложные социальные проблемы, среди которых — помощь немощным и нуждающимся. Во второй половине XVI в. появляется система государственного призрения. В 1682 г. выходит указ царя Федора Алексеевича о том, что неcпособные к работе должны найти себе приют при монастырях или богадельнях, а здоровые нищие должны работать. Появляются механизмы предупреждения нищенcкой психологии: детей нищих отдают по домам для обучения ремеcлу или в монастырь (для обучения грамоте). Этот указ был важен для развития гражданского общества в России; данный указ cтал прообразом принципа дифференцированного подхода к различным категориям нуждающихcя людей и принципа cоциальной профилактики, в свою очередь cоблюдение которых является одним из преимуществ третьего сектора. [9]

Сегодня Правoславная Церковь является добровольным объединением верующих, а значит входит в гражданское общество как институт. Правoславная Церковь является институтом гражданского общества, ведь Правoславная Церковь обладает такими качествами как удовлетворение материальных и духовных потребностей его членов; добровольное членство; равный доступ к информации, идеологии; большой удельный вес в обществе среднего класса; самоуправляемость. Правoславная Церковь существует так же за счет прихожан, они покупают свечи и другие церковные принадлежности, совершают пожертвования, тем самым формируя ее бюджет, добровольно занимаются уборкой помещения и приготовление обеда в трапезной. По сути, это большая семья - все доверяют и помогают друг другу, действуют слаженно и согласовано. Как было замечено ранее, Роль Православная Церкви в истории нашего государства значительна. За этoт долгий период oна определила гражданское самосoзнание и плюрализм. Патриарх Кирилл, указывая на деятельность Православной Церкви как части гражданского oбщества, говорит, что «духовные и нравственные ценности» являются залогом «гражданского мира и развития». С ним нельзя не сoгласиться. Без веры люди заботились бы толькo о своем благе, не думали об окружающих, да и самого гражданского общества как таковoго не существoвало. Ведь нет ни одного государства, где хотя бы oдин человек, проживающих в нем, не был религиозным. [12]

Прежде всего стоит сказать, что в данной статье рассматривается воцерковленность граждан, относящих себя именно к Русской православной церкви. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на 2021 год большинство граждан Российской Федерации являются православными христианами, количество которых составляет 66% от общего числа населения. Неверующие составляют – 14% [13].

Согласно Конституции, Российская Федерация является светским государством, что означает свободу вероисповедания граждан, отсутствие установления официальной религии и запрет влияния церкви на государство [1]. Однако не будет ошибочным заявление, что за счёт количества православных христиан, происходит преобладание именно православия в различных культурных, образовательных и иных сфер жизни российского общества.

За время истории нашего государства отношение к религии было достаточно разным. В различные исторические эпохи значимость религии менялась. До революции 1917 года влияние религии было заметным, как в жизни общества, так и в жизни государства. Так, Государь считался помазанником Божиим, государственные символы в числе которых флаг, герб и гимн свидетельствовали об отношении России к православию. К официальному участию в важных общественных и государственных событиях привлекалось преимущественно духовенство Русской православной церкви. Официально отмечались только православные праздники, а исчисление годов и месяцев происходило, согласно церковной традиции – по Юлианскому календарю. Отступление от православной веры не допускалось. Православным священникам надлежало следить и докладывать обо всех «бывших и не бывших у исповеди». В случае, если человек не исповедовался на протяжении 2–3 лет, сведения предоставлялись архиерею для «вразумления». Вероотступничество порицалось обществом, а в некоторых случаях и было наказуемо со стороны государства. С приходом к власти большевиков и вплоть до распада Советского Союза воздействие религии было минимальным, церковь не имела никакого влияния на жизнь общества, общие настроения были направлены на искоренение религии и обращение к материализму и идеям построения коммунистического будущего, атеизм прочно укреплялся в сознании граждан, хотя стоит отметить, что среди граждан по-прежнему оставались верующие люди. После распада Советского Союза и Перестройки было вновь усилено обращение к православию, о чем может свидетельствовать возвращение дореволюционных атрибутов государственного символа – герба, активное восстановление разрушенных соборов и храмов, а также канонизация святых в начале 2000-х годов, в числе которых и Царственные страстотерпцы – Николай II и его семья. В результате исторических изменений, происходящих в государстве, современное российское общество собрало в себя некое сочетание всех предыдущих традиций и мировоззрений.

По мнению исследователя Белгородского государственного национального исследовательского университета С.Д. Лебедева, религиозность человека в современном обществе есть соединение светской и конфессиональной религиозных культур. Под светской культурой подразумевается некое секулярное и нецерковное состояние сознания, которое лишено религиозного влияния. Что же касается религиозной культуры, то за счет ее центрального становления в ценностные ориентиры человека, она начинает сопровождать его жизненный путь и частично трансформирует культуру светскую.

Важно также уделить внимание проявлению религиозности. Так психолог Г. Олпорт утверждал, что существует два вида религиозности:

1. Внешня (неразвитая) религиозность.

По данным типом религиозности подразумевается отношение субъекта к религии как к способу достижения определенных жизненных целей. В таких случаях посещение церкви, участие в религиозных обрядах и внешнее благочестие выражается с целью доказательства своего социального положения и терпимости к общепринятым нормам. Религия в данном случае выполняет функцию инструмента для реализации собственных целей. Социальная опасность внешней религиозности заключается в том, что она выполняет скорее разъединяющую функцию, нежели объединяющую, а ее представители склоны к предвзятому отношению к другим социальным группам и активной сегрегации по этническому признаку.

2. Внутрення (подлинная) религиозность.

В данном случае религия для индивида представляет собой высшую и конечную ценность. Деятельность человека в таком случае опирается на определенные предписанные религией правила исходя именно из внутренних убеждений, а не влияния и положительного отношения к нему общества. Важным аспектом жизни человека становится религиозный поиск, который во многом задает поведение и взаимодействие с другими людьми.

Таким образом и в первом, и во втором случае поведение человека в обществе обуславливается религиозным влиянием.

Считаем важным также уделить вниманием таким двум понятиям как вера и воцерковленность. Разница заключается в том, что второе подразумевает более глубокое осмысление религии в обыденной жизни: постоянное посещение церкви, соблюдение определенных религиозных обрядов, в числе которых причастие, миропомазание, соблюдение поста и т.д. Согласно социологическим исследованиям воцерковленных, то есть реализующих на практике предписанные религией правила поведения, меньше, чем верующих [4].

В России, с одной стороны наблюдается действительно достаточно высокий уровень религиозности среди российского общества, особенно касательно вопроса о необходимости религии в жизни, с другой же – практически отсутствует связь религиозности каждого отдельного человека с ее предполагаемым ценностно-нормативным следствием.

Некоторые исследователи-социологи отмечают, что в России причисление себя к православным отражает скорее не религиозную принадлежность, а этническую. Так, например, В. Карпов отмечал характерной особенностью россиян такой феномен как этнодоксия. Под этнодоксией понимается связь этнической идентичности общества с ее преобладающей религией [5].

Выдающийся русский философ В.С. Соловьев в своей работе «Кризис западной философии» писал, что «...субъективным основанием религии является вера народных масс, определяемая общим преданием, а не исследованием личного разума» [3].

Справедливость данных высказываний действительно можно подтвердить, рассматривая российское общество и изучая религиозное сознание россиян. Многочисленные социологические исследования показывают, что религия для многих россиян составляет значимую традиционную основу и представляет собой преемственность поколений.

Вопрос о взаимоотношениях религии и государства, как и влияние религии на социальные и политические взгляды народа остается актуальным до сих пор. Учитывая то, что религиозные учения затрагивают и регламентируют различные сферы жизни они могут оказывать влияние на такие показатели как демография, гражданская позиция общества и т.д.

Характерной чертой российского общества в разные исторические периоды можно отметить высокую значимость традиционных ценностей, которые могут выражаться в обыденной жизни, культуре и общественном поведении. Одним из источников традиционных ценностей и является религия, а в частности Русская православная церковь.

Стоит сказать, что воцерковленность как определение себя верующим человеком с точки зрения социологии способно выполнять роль стабилизатора общественных отношений. Проявляется это в следующем [7]:

1. Религия способна выполнять функцию возникновения и дальнейшего становления социальных отношений. Кроме того, стоит сказать, что религиозная социализация как процесс передачи религиозных норм и нравственных ценностей, способно обеспечить преемственность поколений, которая играет важную роль в сохранении стабильности общества.

2. Религия дает оценку действительности. Таким образом верующий человек может давать оценку поступкам других людей, различным событиям и т.д. именно с точки зрения религии.

3. Важнейшей функцией религии является мировоззренческая функция. Под влиянием религиозных учений индивид формирует миропонимание, под которым подразумевается объяснение мироустройства и отдельных процессов в нем, мирочувствование как отражение чувств и эмоций, миросозерцание как чувственное познание окружающего мира и мироотношение, то есть система взглядов индивида к окружающей его действительности. Также важность мировоззренческой функции проявляется в обретении смысла жизни в целом.

4. Компенсаторная функция является одним из наглядных примеров влияния на социальное сознание. Речь идет о том, что, сталкиваясь со всевозможными угнетениями и несправедливостью в обыденной жизни, компенсация осуществляется за счет идей о равенстве всех верующих перед Богом, социальное неравенство превращается в равенство в греховности и страдании.

5. Регулирующая функция подразумевает передачу духовных и нравственных ценностей между людьми.

6. Схожей по смыслу с регламентирующей функцией является также и легитимизирующая. В данном случае речь идет о соблюдении определенных правил поведения и взаимодействия в обществе.

Перед тем, как ответить на вопрос касательно влияния религии на политическое сознание россиян, считаем нужным рассмотреть взаимодействие религии и политики в целом. В отличие от религии, которая во многом является сугубо консервативной, политика имеет свойство меняться под влиянием конъюнктуры и определенных внешних и внутренних факторов. Кроме того, политика направлена на «мирские» дела в рамках государства, в то время как религия больше ориентирована на жизнь «вечную», которая наступает после жизни «мирской».

Следует отметить, что религия отличается высоким уровнем консервативности и придерживания традициям, передаваемым испокон веков. Церковь достаточно внимательно относится к своей репутации и авторитету, а потому можно наблюдать отстранение церкви от политической деятельности. Разумеется, это не свидетельствует об аморальности политики и ее следовании в разрез с религиозными ценностями. Однако зачастую политическая деятельность руководствуется теми принципами, которые порой идут в разрез с нравственными постулатами церкви.

Как уже было сказано раннее, Российская Федерация является светским государством, в котором влияние религии на управление государством с точки зрения права невозможно. Однако в связи с тем, что на окружающую нас действительность и реальность так или иначе оказывает влияние государственное управлению, церковь может обосновывать те или иные события обращаясь к религиозными началам.

Несмотря на то, что с первого взгляда политика далека от церковных вопросов, а церковь от политики, влияние воцерковленности на социально-политическое сознание россиян может происходить по причине выполнения религией функций, которые рассматривалось раннее.

В заключении исследования о влиянии религиозных убеждений на социально-политическое сознание, следует также прибегнуть к взглядам самих россиян на взаимоотношения Русской православной церкви, общества и государства.

Ниже представлена таблица. Респондентам было предложено ответить на вопрос касательно влияния церкви на государство и общество. Вопрос звучал следующим образом: «Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между церковью и обществом, государством?» (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) [14].

2009

2012

2022

Церкви следует заниматься проблемами веры и религии, не вмешиваясь в жизнь общества и государства

27

31

33

Церковь должна влиять на моральную духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела

43

44

45

Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении проблем современного общества и государства

16

17

13

Затрудняюсь ответить

14

8

9

Таблица 1 – Отношения между церковью и обществом, государством

Согласно данным, ВЦИОМ более половины граждан допускают вмешательство церкви в общественную и политическую жизнь (58%). При этом из них 45% считают, что церковь должна влиять только на духовную жизнь, не вмешиваясь в политическую жизнь государства, а 13% убеждены, что церковь может активно участвовать в решении как общественных, так и государственных вопросов. Оставшаяся треть респондентов являются приверженцами светских взглядов и считают, что церковь должна заниматься исключительно проблемами религии (33%).

Поведение человека не является свободным, на него так или иначе происходит влияние извне. Оно может быть выражено влиянием властно-принудительных и правоохранительных функций государства, социальными нормами и правилами, религиозными убеждениями.

Различные социальные и политические потрясения, оказывающие влияние на общество, а также личные душевные терзания, человеку свойственно переживать через религиозное осознание жизни. Вероисповедание способно дать человеку моральную опору, успокоение, а также оно позволяет личности идентифицировать себя как представителя определенной социальной группы, в основе которой и лежит принадлежность к религии.

Подводя итог вышесказанного, отметим, что воцерковленность способна оказывать влияние на социально-политическое сознание, она позволяет взглянуть на различные общественные и государственные проблемы с точки зрения религиозных принципов, найти объяснение тем или иным происходящим в обществе и государстве явлениям, опираясь на церковные догматы. В одних случаях воцерковленность способна оказывать значительное влияние на сознание, в иных – не столь заметное, но исходя из самой сути религиозной психологии становится очевидно, что религиозные представления так или иначе начинают проецироваться на окружающий мир, в том числе они проявляются и в светской обыденной жизни, а значит можно утверждать и о влиянии религии на социально-политическое сознание россиян.

Исповедуя религию, человек перенимает те духовные и нравственные ценности, которые присущи той или иной религии. Имея свои внутренние убеждения и морально-нравственные ориентиры, человек начинает их проецировать на окружающий мир. Соответственно его мироощущение происходит именно через призму религиозных ценностей.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Настоящая статья посвящена достаточно актуальной и злободневной теме взаимосвязи религиозного сознания и мировоззрения человека в контексте идеологии и политической конъюнктуры и момента. Внутри любого религиозного сообщества можно встретить людей,
значительно различающихся как по степени включенности в общественную жизнь, так и по своим политическим предпочтениям. Не является исключением и православная Церковь. Тем не менее принято считать, что принадлежность к ней влияет не только на общие мировоззренческие установки, но и на политические ценности индивидов. На сколько эта точка зрения верна? Существуют ли некие приоритетные политические ценности, которые присущи православным как особой конфессиональной группе? Как сказывается православие на социальной активности российских граждан? Поиску ответов на эти вопросы и
посвящена рецензируемая работа.
Один из важнейших показателей социальной активности — членство в различного рода общественных организациях и ассоциациях. К настоящему времени в России сформировалось множество подобных организаций, однако уровень вовлеченности в них населения остается
очень низким. Так, за последний год в деятельности тех или иных добровольных объединений принимало участие лишь около 11% наших соотечественников (согласно данным социологических опросов. Оставим в настоящий момент в стороне вопрос о репрезентативности выборки). Подавляющее большинство современных россиян не доверяют общественным организациям и не готовы их поддерживать.
Официальная позиция Церкви, которую выражает ее священноначалие, всегда отличалась умеренностью, осторожностью и равноудаленностью от различных, часто противоположных идейных течений, существующих в рамках церковной общины. Радикальные тенденции
как консервативного, так и либерального толка никогда не поддерживались руководством Церкви. Наиболее активными среди православных верующих являются группы, исповедующие промонархическую консервативную идеологию. Они нередко находятся в оппозиции к официальному курсу священноначалия. Консервативно-традиционалистское направление характеризуется приверженностью некой «исконной традиции», связанной с определенным периодом в истории Церкви. Это может быть и XVII, и XIX столетие. Некоторая часть верующих объявляет идеалом «эпоху святых отцов», имея в виду период IV—VIII вв.
Можно говорить о наличии своеобразной консервативной православной субкультуры как культуры устойчивой социальной группы, обладающей собственной нормативноценностной системой. Далеко не все верующие являются ее носителями, но она охватывает довольно
большое число церковных общин и является весьма влиятельной. Идентичность данной категории православных строится по принципу противопоставления культуре глобализирующегося общества. Их базовая установка — неприятие модерна во всех его проявлениях. Объектами критики нередко оказываются глобализация, либерализм, демократия, права человека, индивидуализм, светскость, межкультурный и
межконфессиональный диалог, правовое государство и т. д. Современные демократические институты трактуются как оружие агрессивного Запада, который стремится уничтожить Россию и православную цивилизацию в целом. Идеальным политическим устройством считается монархия, с возвращением к которой связывается надежда на возрождение национальной культуры и высоких духовно-нравственных ценностей русского народа.
Полученные результаты заставляют предположить, что на политическую ориентацию верующих влияет не собственно православная религиозность, а определенная православная субкультура. Ведь особенность вузов заключается как раз в том, что в их
учебные планы, помимо обычных светских дисциплин, включены богословские, церковно-исторические и богослужебные курсы, причем значительная часть профессорско-преподавательского корпуса придерживается консервативных политико-идеологических взглядов. Осмысляя и обсуждая различные события культурной, общественной и политической жизни страны с точки зрения усваиваемых ими в процессе обучения богословских позиций, студенты таких вузов неизбежно оказываются причастны к соответствующей субкультуре. Именно это и отличает их от студентов светских учебных заведений, которые, даже будучи православными верующими, не являются членами групп, погруженных в замкнутую нормативноценностную систему православного консерватизма.
В пользу подобного предположения говорит и сопоставление политических предпочтений воцерковленных и невоцерковленных православных студентов светских вузов. Если бы консервативность православных студентов была связана с православной верой как таковой, то воцерковленности должен был бы соответствовать более высокий уровень политического консерватизма (воцерковленные православные лучше разбираются в вопросах веры, нежели невоцерковленные). Однако никакой жесткой связи между воцерковленностью и консервативными взглядами нам обнаружить не удалось. Хотя воцерковленные студенты гораздо чаще отождествляют «русскость» и православие и с большим одобрением относятся к идее превращения православия в государственную религию, их представления об идеальной форме правления и степени ответственности государства за благосостояние граждан, а также оценки глобализации мало чем отличаются от представлений и оценок
невоцерковленных.
Работа базируется на проведенных автором исследованиях, присутствует анализ большого пласта библиографического материала по данной тематике (хотя, конечно, это отечественная литература, а было бы интересно в том числе посмотреть соотвтетствующие результаты по другим странам), присутствует апелляция к различным точкам зрения, в том числе и контраргументным. Представляется, что работа будет интересна определенной части аудитории журнала.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.