Статья 'СМИ как технологический инструмент и канал формирования и продвижения имиджа политических партий' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

СМИ как технологический инструмент и канал формирования и продвижения имиджа политических партий

Невская Татьяна Александровна

кандидат политических наук

старший преподаватель кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

119234, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 33

Nevskaya Tatiana Alexandrovna

PhD in Politics

Senior Educator, Department of Political Science and Sociology of Political Processes, Faculty of Sociology, M. V. Lomonosov Moscow State University

119234, Russia, g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 1, str. 33

Nevskaya_t@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2022.10.39105

EDN:

BMCQEQ

Дата направления статьи в редакцию:

04-11-2022


Дата публикации:

17-11-2022


Аннотация: Представленное исследование посвящено изучению роли СМИ в формировании и продвижении имиджа политических партий. При анализе были использованы общенаучные методы, такие как институциональный и исторический, а также элементы контент-анализа официальных документов и анализ статистических данных. Изучение имиджа политических партий всегда будет актуальным для обеспечения современных механизмов его формирования. Однако в эпоху цифровизации политические партии должны быть способны к моментальной адаптации к новым трендам и тенденциям в сфере коммуникации. Исследования, посвященные визуальным аспектам политической коммуникации, приобрели в настоящее время особую актуальность в связи с распространением социальных медиа в политической сфере. Коммуникации и среда общения в современном мире изменяются, а значит меняется и процесс получения информации. Изучение технологий продвижения политического имиджа партий через такие каналы как СМИ и социальные сети приобретает особое значение. В современных демократических государствах политические партии выступают тем социально-политическим институтом, вопрос о восприятии образа которого гражданами приобретает особый интерес. К фундаментальным трансформациям в массовом сознании, изменению восприятия образов, их смыслового наполнения приводят политические преобразования, происходящие в современной обществе. Политические партии претерпевают значительные изменения как на институциональном уровне, так и на уровне формирования и восприятия их имиджа массовым сознанием. Политические партии на сегодняшний день вынуждены быстро адаптироваться к новым условиям, что неизменно влечет за собой коренные изменения как в партийной структуре, так и в партийной политике. Медиатизация подталкивает политические партии к неизбежному задействованию механизмов привлечения избирателей через СМИ.


Ключевые слова:

политические партии, партийная система, выборы, имидж, гражданское общество, цифровизация, цифровое пространство, СМИ, социальная сеть, рейтинг доверия

Abstract: The present research is devoted to the study of the role of the media in shaping and promoting the image of political parties. The analysis used general scientific methods, such as institutional and historical, as well as elements of content analysis of official documents and analysis of statistical data. The study of the image of political parties will always be relevant to ensure modern mechanisms for its formation. However, in the era of digitalization, political parties must be able to instantly adapt to new trends and trends in the field of communication. Research on the visual aspects of political communication has now acquired particular relevance due to the spread of social media in the political sphere. Communications and the environment of communication in the modern world are changing, which means that the process of obtaining information is also changing. The study of technologies for promoting the political image of parties through such channels as the media and social networks is of particular importance. In modern democratic states, political parties act as that socio-political institution, the issue of the perception of the image of which by citizens is of particular interest. Political transformations taking place in modern society lead to fundamental transformations in the mass consciousness, a change in the perception of images, their semantic content. Political parties are undergoing significant changes both at the institutional level and at the level of the formation and perception of their image by the mass consciousness. Political parties today are forced to quickly adapt to new conditions, which invariably entails fundamental changes both in the party structure and in party politics. Mediatization pushes political parties to the inevitable activation of mechanisms to attract voters through the media.


Keywords:

political parties, party system, elections, image, civil society, digitalization, digital space, mass media, social network, trust rating

Динамичность современной информационно-медийной среды сохраняется и по-прежнему сопровождается изменениями, порой неожиданными, которые имеют серьезное влияние на демократическое управление. Эти меры изменили способ проведения выборов и участие граждан в политической жизни. Благодаря развитию СМИ радикально изменились методы работы государственных институтов, деятельность которых стала прозрачнее, произошли преобразования и в сфере организации выборов, что повлияло и на включение граждан в этот процесс, в то время как традиционные СМИ продолжают фиксировать мельчайшие детали меняющегося имиджа политических партий.

Под новыми политическими медиа понимаются формы коммуникации, которые способствуют созданию, распределению и обмену политическим контентом на платформах и в социальных сетях, обеспечивающих взаимодействие и сотрудничество [3. С. 18]. Они стремительно развивались в течение последних трех десятилетий и продолжают развиваться новыми, иногда непредвиденными путями. В результате технологических инноваций прежние эффективно функционирующие СМИ, состоящие из устоявшихся медиа-институтов, существовавших до возникновения Интернет, таких как газеты, радиопередачи и телевизионные новостные программы, соседствуют с трендовыми СМИ, которые приобрели особое значение в последние годы.

Современные технологии обладают огромным потенциалом для запуска процессов демократизации. Интернет и социальные сети стали центральной питательной средой для функционирования социальных движений, проявления политической активности и продвижения политический партий. Интернет и социальные сети предлагают простую в использовании инфраструктуру, которая дает пользователям возможность широко делиться контентом. Онлайновая информация распространяется в режиме реального времени и преодолевает физические и социальные. Возможность анонимно создавать контент имеет огромное значение в таких политических контекстах [9. С. 25].

Существующая научная и политическая литература об использовании политическими партиями цифровых технологий и их взаимодействий с современными СМИ, как правило, вращается вокруг трех основных теорий, которые развивались последовательно: уравнивание, нормализация и гибридизация [10. С. 126]. Ранние теории уравнивания фокусировались на демократическом потенциале Интернет и подчеркивали способность цифровых технологий подорвать традиционные политические институты, включая партии, и заменить их новыми формами участия. В ответ на это эмпирические исследования первой волны цифровых кампаний, как правило, показывали, что цифровые технологии усиливают существующие институты и неравенство – эта точка зрения стала известна как гипотеза нормализации.

Совсем недавно, с развитием социальных сетей и других технологий, научная точка зрения сошлась на концепции гибридизации. Хотя большинство партий сохранили традиционные формы организации и членства, они внедрили цифровые технологии таким образом, чтобы обеспечить новые формы участия на разных уровнях вовлеченности. При этом в представленной в настоящее время литературе мы наблюдаем недостаток информации о том, а как, собственно, и с помощью чего, партии адаптируются к конкретным технологическим инновациям. Этот пробел в научном дискурсе объясняется несколькими причинами.

Во-первых, теоретические основания о том, как цифровые технологии повлияют на политические партии, особенно ранние оптимистичные уравнительные оценки, являются в основном спекулятивными и непроверенными [9. С. 26]. Во-вторых, хотя объем эмпирической работы, посвященной использованию партиями цифровых технологий, велик и продолжает расти, она, как правило, сосредоточена на изучении отдельных случаев, а не на межнациональных сравнениях. В-третьих, эмпирические исследования были географически ограничены, в основном, странами с высоким уровнем технологий и эффективно функционирующей партийной системой. Эти ограничения препятствовали разработке общих выводов относительно обстоятельств, при которых новые цифровые технологии подрывают, укрепляют или изменяют политические партии и их имидж.

К средствам массовой информации, призванным доносить общие новости до широкой аудитории, присоединились новые отраслевые издания, нацеленные на отдельных независимых пользователей. Таким образом, появление данных средств информации повысило уровень переменчивости и непредсказуемости процесса политической коммуникации и, в то же время, позволило по-новому взглянуть на имидж существующих политических партий: в традиционных СМИ из-за устоявшихся границ цензуры не так часто можно услышать прямую критику власти или резкие мнения о вводимых ими новых законах, но в свободных интернет-сообществах можно услышать противоположные мнения [2. С. 105].

В последние годы российская политическая система пережила целый ряд нововведений. Выборы в ГД ФС РФ в 2011 и 2016 годах и реализованные законопроекты, касающиеся деятельности политических партий, как социально-политических институтов, повлекли ряд преобразований в российской партийной системе. Значительно возросла партийная конкуренция.

Примечательно, что молодежь стала проявлять себя в качестве полноценного участника проводимой политики после долгого перерыва. Уличные протесты марта 2017-2019 годов, а затем и 2020-2021 показали, что российская молодежь способна проявлять политическую активность, а политические силы усилили борьбу за завоевание сердец молодежи. В настоящее время происходит смена политических поколений, то есть на смену лидерам 1990-2000-х годов приходят новые политические фигуры. В этих условиях молодое поколение россиян начинает играть более заметную роль, а актуализация имиджа через современные источники информации должно становится для партий первостепенной задачей.

17-19 сентября 2021 года на территории Российской Федерации прошли выборы на местном, региональном и национальном уровнях, и прежде всего в Государственную Думу. С 2003 года в ГД ФС РФ доминирует политическая партия «Единая Россия», но в настоящее время мы наблюдаем тот факт, что избирателей отталкивает репутация партии, связанная с коррупцией, и общий бесперспективный контекст политической и экономической стагнации. И действительно, количество голосов, которое получила партия на выборах 2021 года сократилось на 4,38% по данным ЦИК [5].

С конца 2000-х годов YouTube превратился из просто одной из популярных международных платформ для обмена видеоматериалами в успешный инструмент для проведения политических кампаний, причем важной вехой в этом развитии стала президентская избирательная кампания Обамы 2008 года [15. С. 494]. За последние 10 лет YouTube зарекомендовал себя в России как альтернатива государственному телевидению, с высоким уровнем политического контента среди трендовых видео [7]. В 2017 году политические аналитики в России заговорили о возросшей роли YouTube как протестного пространства, особенно для молодого поколения, которое, как правило, не смотрит телевизор. Поводом для такого вывода стали протесты после видео скандального А.Навального на YouTube, обвинившего тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева в коррупции, а затем и другие его репортажи. После данного инцидента мы наблюдаем более пристальное внимание со стороны политических институтов к содержанию и деятельности социальных медиа и использование их для продвижения своей собственной повестки дня.

В то же время, по данным медиакомпании РБК, основной акцент президентской кампании Владимира Путина 2018 года официально был сделан на его продвижение в социальных медиа. Это также подчеркивает важность этих каналов для официальной политической коммуникации в России [11].

В недавнем исследовании медиа продвижения политического курса в YouTube Литвиненко А. проанализировала то, какие видео чаще всего попадаются пользователям сайта в области политики и какой политический образ современных российских партий они создают. Всего было просмотрено 169 видео, которые демонстрировались на главной странице [13]. 41 из 79 аккаунтов, опубликовавших популярные политические видео, можно охарактеризовать как оппозиционные, 27 – как прогосударственные и 11 – как нейтральные.

Автор отмечает, что в прогосударственном секторе можно выделить только одного явного лидера: аккаунт «Политика сегодня: Россия, США, Украина», который публиковал видео с прогосударственных федеральных каналов (семь видео). Все остальные прогосударственные аккаунты не появлялись в топ-12 видео систематически, в то время как аккаунты А. Навального появлялись. Лидером «нейтрального» списка стал блогер Юрий Дудь, благодаря его интервью с журналистами и политиками (девять видео).

Результаты показывают значительное различие в эффективности работы оппозиционных и прогосударственных кампаний по продвижению имиджа партий в социальной сети YouTube. Как минимум количество видео может показать, что хотя партия «Единой России» и осваивает интернет-сообщество и часть последователей решается снимать видео в ее поддержку, но именно оппозиционные партии доминировали в дискурсе самых популярных видео во время последних президентских и парламентских выборов в России.

Прогосударственные аккаунты не добились успеха в продвижении их дискурса посредством политических видео на YouTube, что не сильно отразилось на их общем имидже, но точно настроило часть пользователей платформы против партии «Единая Россия» [12. С. 314]. Это, возможно, частично объясняется тем, что их контент не соответствовал требованиям аудитории, которая искала альтернативную информацию на платформе. Более того, существует очевидное противоречие между природой открытой платформы для обмена контентом и стремлением государства контролировать коммуникационные потоки [15. С. 498].

Коммунисты и либерал-демократы находятся на противоположных концах идеологической шкалы, но КПРФ и ЛДПР являются самыми крупными политическими партиями в стране после «Единой России». Это подтверждают результаты голосования в Государственную Думу 2021 года, где КПРФ набрало 18,93 % голосов, а ЛДПР – 7,55 % [4]. Несмотря на то, что обе партии в основном избегают критики касательно проводимой политики в стране, время от времени они вступают в конфронтацию с правительством. В 2017 году коммунисты обвинили Дмитрия Медведева в экономической бесхозяйственности, а в 2018 году они организовали акции протеста против пенсионной реформы.

В 2021 году, после того как избирательные органы запретили Павлу Грудинину, кандидату в президенты от партии в 2018 году, участвовать в парламентских выборах на основании того, что он ранее владел недвижимостью за рубежом, Геннадий Зюганов яростно отреагировал на это, назвав произошедшее «фашизацией» страны [8]. В свою очередь, Владимир Жириновский обвинил власти в использовании «методов сталинской эпохи» после задержания в 2020 году Хабаровского губернатора Сергея Фургала по подозрению в организации покушения на убийство бизнесмена и убийств еще двоих предпринимателей.

Вышеуказанные партии объединяет их медиа-присутствие и возрастающая популярность среди молодежи [12. С. 316]. С 2018 года и коммунисты, и либерал-демократы получили некоторую выгоду от снижения поддержки правящей партии.

В сентябре 2018 года после проведённой пенсионной реформы возросло недовольство со стороны населения, что привело к снижению рейтингов доверия «Единой России». После чего, на выборах в Государственную Думу количество мандатов у «Единой России» снизилось на 19, а у КПРФ возросло на 15 [4].

В связи с этим стоит рассмотреть стратегии формирования имиджа партии «Единая Россия» и проанализировать, какие действия в онлайн-пространстве вызывают критику, а какие тактики освещения в традиционных СМИ, наоборот, оказываются выигрышными. Г. Миязевич утверждает, что данная партия, как и всю российское правительство, напрямую атакует своих противников, используя технику зеркального отражения [14. С. 579]. Зеркальное отражение – это техника, когда партия показывает тем, кто смотрит то, что они видят в себе. Это предполагает ответные атаки на критику оппозиционных СМИ, но не подразумевает инициацию каких-либо критических заявлений. Так, например, произошло с репортажами А. Навального: они были атакой как на режим правления, так и на прогосударственные партии, на что со стороны партий поступила критика в адрес самого Навального и осуждение его "недостоверных доказательств".

Можно сказать, что подобная тактика воспринимается в Интернет, как пассивная и боязливая политика. Пользователи Интернет, в частности, осуждают людей, которые полностью поддерживают такое поведение. Особенно это заметно на текстовой платформе Twitter.

Twitter используется во всем мире. Платформа насчитывает более 300 миллионов активных пользователей и более 1,3 миллиарда аккаунтов. Согласно исследованиям, около 83% мировых лидеров имеют аккаунт в данной социальной сети [12. С. 316]. Журналисты также используют эту платформу; на эту профессию приходится 24% всех аккаунтов. Поскольку Twitter стремится создать дискуссионную среду, пользователи могут обсуждать политические вопросы в любое время и в любом месте, где у них есть доступ к Интернету.

Пользователи воспринимают Twitter как «информационную» платформу, в отличие от «социальной» платформы, такой как Facebook или Instagram. Это значит, что люди используют Twitter, чтобы быть в курсе мировых событий. Это дает возможность государствам использовать доверие пользователей к информационным аспектам сети в своих интересах.

Российские политические партии также использовали Twitter для ведения программ по формированию своего политического имиджа. Правительства и партии могут напрямую общаться с иностранной и отечественной аудиторией, что ускоряет их способ передачи информации и получения на него реакции. Однако из-за оппозиционных настроений пользователей этой и других социальных сетей прогосударственным партиям становится сложно поддерживать свой положительный образ.

На этом фоне может парадоксальной показаться стойкая электоральная поддержка партии, но объяснение этому может состоять том, что «Единую Россию» рассматривают как политический институт, деятельность которого поддерживает Владимир Путин, имеющий стабильно высокий уровень доверия и одобрения на посту Президента РФ. Таким образом, имидж «Единой России» сильно связан с имиджем нашего лидера, а поддержка партии является производной от поддержки В. Путина.

Правящая партия «Единая Россия» представлена практически во всех социальных сетях. Количество подписчиков в Instagram составляет более 141 000, однако лайков на постах в среднем не больше 400, reels набирают до 30 000 просмотров. Публикационная повестка посвящена выборам, здравоохранению, экологии. Однако комментирование постов ограничено, что говорит о неготовности партии вести открытый диалог со своей аудиторией на данной площадке. С 13 марта официальный аккаунт в Instagram остановил публикацию постов.

Диджитал-агентство «Интериум» оценило эффективность соцсетей и SMM-работу партии «Новые люди» и партий, которые не прошли 5%-барьер на выборах.

«Рейтинг рассчитывался по комплексу количественных и качественных параметров на основе анализа официальных аккаунтов партий в социальных сетях, каждый параметр имеет разный вес на итоговый рейтинг: аудитория – 15%, вовлечение - 20%, stories - 10%, ответы - 10%, соцсети -10%, частота - 10%, регионы - 15% и мобилизация - 10%. Рейтинги по каждому параметру приведены к процентным значениям и в сумме дают нормирование под 100%» [1].

Партия

Рейтинг

Результат в Госдуме

Новые люди

56,1%

5,32%

Яблоко

50,4%

1,34%

Зеленая альтернатива

50,0%

0,64%

Партия роста

30,8%

0,52%

Российская партия свободы и справедливости

30,2%

0,77%

Таблица 1. Эффективность деятельности политических партий в соцсетях

Активное и «качественное» ведение социальных сетей позволило расширить медиа-присутствие и стало фактором выбора партии «Новые люди» на выборах. Социальные сети партии характеризуются сильной вовлеченностью: у партии более 63 000 подписчиков в Instagram, а среднее число “лайков” на постах больше 1000, а reels набирают до 70 000 просмотров. Публикации посвящены вопросам выборов, экономического кризиса, экологии, коронавирусной инфекции и отношению к «спецоперации».

Подобный анализ активности партий в социальных сетях позволяет сделать вывод о том, что «партии достаточно активны, не игнорируют их как канал агитационной деятельности…социальные сети – по сути своей неизбежный в агитационной деятельности думской кампании инструмент» [6. С. 17].

Таким образом, выявленная роль СМИ как технологического инструмента формирования и продвижения имиджа политических партий позволяет сделать вывод о том, что социальные сети крайне эффективны для того, чтобы информировать избирателей о деятельности партий и знакомить с ними ближе, но именно традиционные СМИ и основные политические акторы получают наибольшее внимание во время избирательных кампаний.

Имидж политических партий имеет огромное значения для успешности их деятельности. Он напрямую влияет на количество избирателей, оказывает воздействие на восприятие населением политических решений. В современном мире для формирования эффективного политического имиджа партии необходимо учитывать ряд особенностей восприятия людьми политики, а значит, и применять новейшие методы по их выявлению.

В настоящее время политические партии все чаще используют цифровые технологии во время избирательных кампаний. Актуальные формы технологий, такие как социальные медиа, способствуют выражению общественного мнения на новом уровне. Массовой рассылки, теле- и радиорекламы уже недостаточно для победы на выборах, поэтому цифровая стратегия формирования имиджа политической партии во время кампании часто так же важна для победы, как и традиционные способы агитации.

Не только наращивание медиа-присутствия, но и грамотное использование социальных сетей позволяет формировать положительный имидж политических партий. Качественная презентация может не только обеспечивать положительный имидж государственной власти и, как следствие, высокий уровень доверия граждан к институтам социально-политического представительства.

Масс-медиа по-разному подходят к сфере освещения политики, поэтому политическим партиям необходимо выстраивать стратегию по формированию своего имиджа на данных платформах с учетом всех мельчайших деталей: демография и политические настроения пользователей, серьезность СМИ, тип восприятия (социальная ли это сети или информационная) и так далее.

В российской политической среде есть много примеров негативного эффекта на имидж партии вследствие неграмотного выхода в новые масс-медиа, поэтому сама сфера исследования механизмов и факторов формирования имиджа политических партий остается важной в практическом применении.

Подводя итог вышесказанному, необходимо заметить, что качественная презентация политических партий в СМИ необходима для конструирования их эффективного имиджа и повышения уровня доверия граждан к институтам социально-политического представительства.

Формирование и продвижение эффективного имиджа политических партий является технологической стороной политического вопроса и касается установления полноценного взаимодействия политических партий и избирателей. В этом смысле, под эффективным политическим имиджем мы понимаем также эффективную коммуникацию, эффективное принятие политических решений партией в процессе выполнения функций, заданных им современным законодательным и партийным законодательством.

Библиография
1. Агентство Интериум. Эффективность политических партий в социальных сетях. URL: https://vc.ru/social/304114-effektivnost-politicheskih-partiy-v-socialnyh-setyah (дата обращения: 19.08.2022)
2. Березин В.М. Политическая коммуникация в современных российских СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2003. № 1. С. 105.
3. Вартанова Е.Л. Социальная репрезентация и новые медиа: к вопросу о переосмыслении теории повестки дня // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы 52-й международной научно-практической конференции 17-19 апреля 2013 г. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2013. C. 18.
4. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Сведения о выборах // ЦИК.URL: http://www.moscowcity.vybory.izbirkom.ru/region/region/moscowcity?action=show&root=1&tvd=100100225883177&vrn=100100225883172®ion=77&global=&sub_region=77&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100225883177&type=233 (дата обращения: 11.08.2022).
5. Невская Т.А. Особенности голосования в период пандемии: международный опыт и российская практикастатья // Власть. 2021. №5. С. 104.
6. Гигаури Д.И. Выборы в Государственную Думу 2021: блоги, социальные сети и партийная идентичность в виртуальном пространстве // Социодинамика. 2021. №11. С. 17.
7. Гончаров С. Интернет меняет не только форму, но и содержание политической агитации // Левада. URL: https://www.levada.ru/2017/07/17/televizor-budushhego-kakvideoblogery-menyayut-medialandshaft/ (дата обращения: 16.08.2022).
8. Грудинин обратился к ЦИК с просьбой допустить его на выборы в Думу // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/russia/780562 (дата обращения: 11.08.2022).
9. Игнатов Н.Г., Мотков С.И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестник Московского университета. Серия
10. Журналистика. 1997. № 1. С. 25. 10. Позднякова Ю.С. Технологии конструирования имиджа политических лидеров в современных печатных СМИ // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2011. № 6. Т.10. С. 126.
11. Творческий конкурс: зачем Кремлю стратегия интернет-продвижения выборов // РВК. URL: https://www.rbc.ru/politics/09/08/2017/5983410f9a79472cdd85ff2a (дата обращения: 10.08.2022).
12. Чижов Д.В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 314.
13. Litvinenko A. YouTube as Alternative Television in Russia: Political Videos During the Presidential Election Campaign 2018 // Sage: Social Media + Society. 2021. P. 3.
14. Miazhevich G. Nation Branding in the Post-Broadcast Era: The Case of RT // European Journal of Cultural Studies. 21(5). 2018. Р. 579.
15. Scherr S., Reinemann C., Jandura O. Dynamic success on YouTube: A longitudinal analysis of click counts and contents of political candidate clips during the 2009 German national election // German Politics. 24(4). 2015. P. 494
References
1. Agency Interium. The effectiveness of political parties in social networks. URL: https://vc.ru/social/304114-effektivnost-politicheskih-partiy-v-socialnyh-setyah (date of access: 08/19/2022)
2. Berezin V.M. Political communication in modern Russian media // Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism. 2003. No. 1. S. 105.
3. Vartanova E.L. Social representation and new media: on the issue of rethinking the theory of the agenda // Mass media in the modern world. Petersburg readings: materials of the 52nd international scientific and practical conference April 17-19, 2013-St. Petersburg: St. Petersburg State University; Higher School of Journalism and Mass Communications, 2013. C. 18.
4. Elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the eighth convocation. Election information // CEC.URL: http://www.moscowcity.vybory.izbirkom.ru/region/region/moscowcity?action=show&root=1&tvd=100100225883177&vrn=100100225883172®ion=77&global=&subtype_region=77&prver=0&pronetvd=null&vibid=257802 =233 (date of access: 08/11/2022).
5. Nevskaya T.A. Features of voting during a pandemic: international experience and Russian practice // Power. 2021. №5. S. 104.
6. Gigauri D.I. Elections to the State Duma 2021: blogs, social networks and party identity in the virtual space // Sociodynamics. 2021. No. 11. S. 17.
7. Goncharov S. The Internet changes not only the form, but also the content of political agitation // Levada. URL: https://www.levada.ru/2017/07/17/televizor-budushhego-kakvideoblogery-menyayut-medialandshaft/ (date of access: 08/16/2022).
8. Grudinin turned to the CEC with a request to allow him to vote in the Duma // Interfax. URL: https://www.interfax.ru/russia/780562 (date of access: 08/11/2022).
9. Ignatov N.G., Motkov S.I. The role of the media in the formation of public opinion // Bulletin of Moscow University. Series
10. Journalism. 1997. No. 1. S. 25. 10. Pozdnyakova Yu.S. Technologies for constructing the image of political leaders in modern print media // Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: History. Philology. 2011. No. 6. V.10. S. 126.
11. Creative competition: why does the Kremlin need an Internet promotion strategy for elections // RVC. URL: https://www.rbc.ru/politics/09/08/2017/5983410f9a79472cdd85ff2a (accessed 08/10/2022).
12. Chizhov D.V. Formation of the Image of Russian Political Parties on the Internet // Public Opinion Monitoring: Economic and Social Changes. 2018. No. 1. P. 314.
13. Litvinenko A. YouTube as Alternative Television in Russia: Political Videos During the Presidential Election Campaign 2018 // Sage: Social Media + Society. 2021. P. 3.
14. Miazhevich G. Nation Branding in the Post-Broadcast Era: The Case of RT // European Journal of Cultural Studies. 21(5). 2018. Р. 579.
15. Scherr S., Reinemann C., Jandura O. Dynamic success on YouTube: A longitudinal analysis of click counts and contents of political candidate clips during the 2009 German national election // German Politics. 24(4). 2015. P. 494.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом рецензируемого исследования выступила крайне актуальная на сегодняшний день проблема трансформации технологий продвижения имиджа политических партий в контексте цифровизации каналов политической коммуникации, как часть более общей проблемы взаимодействия политических партий со средствами массовой информации. Во вводной части автор довольно подробно раскрывает различные аспекты исследуемой проблемы, справедливо отмечая высокую степень её актуальности, и даже проводит краткий анализ существующих подходов к изучению этой проблемы, но ничего не говорит собственном методологическом выборе, что существенно снижает научную ценность полученным им результатов. Из контекста можно сделать вывод о том, что помимо общенаучных аналитических методов автор применял институциональный и исторический методы, а также элементы контент-анализа официальных документов и анализ вторичных статистических данных. Тем не менее, автору настоятельно рекомендуется уделить большее внимание теоретико-методологической рефлексии. Некоторые из полученных в процессе исследования результатов обладают признаками научной новизны. Так, определённый интерес представляет анализ используемых российскими политическими игроками видеохостинга «YouTube» и социальной сети «Twitter». Любопытны также выводы автора о различиях в степени сетевой активности между российскими политическими партиями. Но, к сожалению, структурно эти результаты оформлены не очень хорошо. Исследование воспринималось бы гораздо лучше, если бы текст статьи был разбит на разделы, каждый из которых фокусировался на одном конкретном аспекте проведённого исследования. С точки зрения стиля работа также крайне неряшлива. Текст изобилует грамматическими и стилистическими ошибками и опечатками. Ниже приведены лишь некоторые примеры:
- явная опечатка в слове «проводимый» в предложении: «…Молодёжь стала проявлять себя в качестве полноценного участника провоЗимой политики…»; другая опечатка: «…Мы наблюдаем недостаток информации о тоТ, а, как, собственно…»; ещё: пропущена буква «х» в местоимении «их» в выражении «не сильно отразилось на и общем имидже»;
- ненужные запятые (как в предложении выше; или другой пример: «Интернет, и, в частности, социальные сети, стали…»);
- текст изобилует избыточными выражениями. Например, разве демократическое управление не является в данном контексте и политическим, зачем специально об этом говорить: «Динамичность… сопровождается изменениями…, которые имеют серьёзные влияния на демократическое и политическое управление»?
- несогласованные предложения, например: «…Литература об использовании политическими партиями цифровых технологий и их взаимодействиЕ с современными СМИ…»; другой пример: «В последние годы российская политика система…»;
- выражения, не поддающиеся пониманию (возможно, как следствие плохого перевода), например: «…Теоретические основания о том, как цифровые технологии повлияют на политические партии, особенно ранние оптимистические УРАВНИТЕЛЬНЫЕ СЧЕТА (возможно, речь идёт об оптимистичНЫх ОЦЕНКАХ? – примеч. рецензента)…»;
- двусмысленные выражения (например: «…Они [репортажи Навального] были атакой как на общий правящий режим, так и на прогосударственные партии, на что со стороны партий поступила критика Навального и осуждение его недостоверных доказательств» – о какой критике здесь идёт речь? О критике НавальнЫМ политических партий или о критике НавальнОГО политическими партиями? Кроме того, выражение «недостоверные доказательства» в данном случае выступает оценочным суждением, поэтому должно браться в кавычки).
Библиография насчитывает 15 наименований, в том числе, источники на иностранных языках, и в достаточной мере репрезентирует состояние исследований по проблематике статьи. Апелляция к оппонентам имеет место в части обзор основных подходов к изучению специфики использования политическими партиями цифровых технологий, а также их взаимодействия с «новыми медиа».
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью можно квалифицировать как научную работу, частично соответствующую требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. В процессе исследования автор получил результаты, обладающие признаками научной новизны, которые будут представлять интерес для политологов, социологов, специалистов в области медиа и PR, партстроительства, а также студентов перечисленных специальностей. Представленный материал соответствует тематике журнала «Социодинамика». Несмотря на очевидные достоинства, рецензируемая работа имеет несколько существенных недостатков, нуждающихся в непременном исправлении;
- во вводной части статьи нужно описать и аргументировать использованную в процессе исследования методологию;
- заключительную часть расширить, более подробно резюмировав результаты проведённого исследования, с акцентом на их научной новизне; отделываться лишь одним (весьма, надо сказать, банальным) утверждением нельзя;
- тщательнейшим образом вычитать весь текст и устранить все ошибки и опечатки.
Дополнительно автору можно порекомендовать разбить текст на разделы, в которых раскрывались бы различные аспекты проведённого им исследования, а также озаглавить эти разделы.
После устранения высказанных пожеланий статью можно будет рекомендовать к публикации.
Замечания главного редактора от 10.11.2022: "Автор в полной мере учел замечания рецензентов и исправил статью. Доработанная статья рекомендуется к публикации"
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.