Статья 'Источники протестных настроений в студенческой среде (по материалам социологического исследования в Алтайском крае)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Источники протестных настроений в студенческой среде (по материалам социологического исследования в Алтайском крае)

Артюхина Валентина Андреевна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Artyukhina Valentina Andreevna

PhD in Sociology

Associate Professor, Department of Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

a-walentina@mail.ru
Шрайбер Ангелина Николаевна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Shraiber Angelina Nikolaevna

PhD in Sociology

Associate Professor, Department of Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

336680@bk.ru
Ахмедова Ангелина Рустамовна

студент, кафедра общей социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Akhmedova Angelina Rustamovna

Student, Department of General Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

axmedovaangelina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Желдакова Арина Владимировна

студент, кафедра социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский область, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, ауд. 520

Zheldakova Arina Vladimirovna

Student, Department of Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai region, Barnaul, Dimitrova str., 66, room 520

arina.zheldakova@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Медведева Маргарита Вячеславовна

студент, кафедра социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский область, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 520

Medvedeva Margarita Vyacheslavovna

Student, Department of Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai region, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

margaritochkamed@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2022.9.38810

EDN:

CEJDGQ

Дата направления статьи в редакцию:

21-09-2022


Дата публикации:

21-10-2022


Аннотация: Предметом исследования стали источники протестных настроений современной студенческой молодежи. Исследовательский интерес к протестным настроениям обусловлен тем фактом, что они являются латентным этапом открытых протестных акций, а их изучение предоставляет возможность регулирования открытого протеста: снижение его негативных последствий и увеличение позитивных. В данной статье уделяется особое внимание такой социальной группе как молодежь. Это связано с тем, что именно молодежь чаще всего является основным участником протестных действий в силу своего более острого восприятия несовершенств общества и завышенных ожиданий от самих себя и окружающих. Новизна исследования заключалась в понимании протестных настроений в качестве одного из этапов развития социального протеста. Была разработана методика и проведено социологическое исследование среди студентов Алтайского края, целью которого явилась характеристика основных источников протестных настроений в студенческой среде. Исследование было реализовано посредством совокупности количественных (массовый опрос) и качественных (глубинное интервью и фокус-группа) методов сбора, обработки и анализа социологической информации. Основными выводами проведенного исследования стало понимание источников протестных настроений в студенческой среде как совокупности ряда факторов: условиями учебной среды, взаимоотношениями с внешним окружением, а также социально-экономической и политической обстановкой в государстве.


Ключевые слова:

протестное настроение, протестное поведение, социальный протест, студенческая молодежь, источники социального протеста, образовательная среда, социально-экономические проблемы, политические проблемы, дистанционное обучение, социальная напряженность

Abstract: The subject of the study is the sources of protest moods of modern student youth. The research interest in protest moods is due to the fact that they are a latent stage of open protest actions, and their study provides an opportunity to regulate open protest: reducing its negative effects and increasing the positive ones. This article pays special attention to such a social group as youth. This is due to the fact that it is young people who are most often the main participants in protest actions due to their more acute perception of the imperfections of society and inflated expectations from themselves and others. The novelty of the study was to understand protest moods as one of the stages of the development of social protest. A methodology was developed and a sociological study was conducted among students of the Altai Territory, the purpose of which was to characterize the main sources of protest moods in the student environment. The research was implemented through a combination of quantitative (mass survey) and qualitative (in-depth interview and focus group) methods of collecting, processing and analyzing sociological information. The main conclusions of the study were the understanding of the sources of protest moods in the student environment as a combination of a number of factors: the conditions of the learning environment, relationships with the external environment, as well as the socio-economic and political situation in the state


Keywords:

protest mood, protest behavior, social protest, student youth, sources of social protest, educational environment, socio-economic problems, political problems, distance education, social tension

Введение

Социальная напряженность является неотъемлемым феноменом современного общества. Социологическое понимание указанного феномена неразрывно связано с анализом социального протеста, протестного потенциала и протестных настроений. Исследовательский интерес к протестным настроениям обусловлен тем фактом, что они являются латентным этапом открытых протестных акций, а их изучение предоставляет возможность регулирования открытого протеста: снижение его негативных последствий и увеличение позитивных. Учитывая последние события, происходящие в России и мире, мониторинг протестных настроений особенно важен в деле регулирования социальной напряженности в социуме. [1]

В этой связи особое внимание стоит уделять молодежи, т.к. данная социальная группа чаще всего является основным участником протестных действий в силу своего более острого восприятия несовершенств общества и завышенных ожиданий от самих себя и окружающих. В данной статье представлен анализ основных источников протестных настроений в студенческой среде.

Научная разработанность проблемы

В первую очередь представим характеристику термина «протестные настроения». Представляется целесообразным дать его определение с использованием двух базовых понятий – «протест» и «социальные настроения». В отечественной социологии феномен «социальные настроения» начал изучать Тощенко Ж.Т. [1]. В своей работе «Социальное настроение – феномен современной социологической теории и практики» автор рассматривает генезис научных идей о социальном настроении. Первоначально прорабатывалась идея общественного настроения, которое представляло собой «не только самое массовидное явление, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, накладывающей отпечаток на поведение различных коллективов, групп, слоев общества, а также классов, наций и даже народов» [1].

В работе Хайкина С.Р. и Попова Н.П. «Протестные настроения на Северном Кавказе: общее и особенное» термин «протестные настроения» определяется как «состояние общественного сознания, недовольство, которое возникает в ситуации реальной или мнимой невозможности удовлетворения доминирующих потребностей и интересов социальных общностей» [2; 3].

С точки зрения Бушуева Д. В., протестное поведение молодежи является разновидностью политического участия, особенностью которого может являться публичное выражение индивидом или группой недовольства существующей социально-политической системой или отдельными результатами ее функционирования через разнообразные формы протестной активности [4].

В целом же фактор экономической депривации является менее значимым по сравнению с политико-идеологическим недовольством. Молодые люди, живущие в неудовлетворительных экономических условиях, вынуждены решать свои материальные проблемы, не прибегая к малоэффективным в данном случае акциям протеста. Социальное недовольство, имеющее экономическое, материальное основание, в первую очередь находит выход не столько в протестных настроениях, сколько в дополнительной трудовой активности, служит в числе других факторов своеобразным «мотором» более конструктивных социальных действий [5].

Таким образом, под протестными настроениями будем понимать в широком смысле, вид социальных настроений, накапливающие влияния объективных и субъективных факторов протеста и предвосхищающие протестное поведение; в узком смысле, вид социальных настроений, которые характеризуются неудовлетворенностью социальных групп или индивида существующей ситуацией и «положением вещей, неоправдавшимися ожиданиями и, одновременно, готовностью предпринять конкретные действия во изменение субъективно воспринимаемой неблагоприятной ситуации» [6].

Не углубляясь в историю происхождения термина «протест» отметим, что в самом общем виде под протестом понимается «острое нежелание мириться с существующим положением дел и активное стремление изменить его к лучшему» [3]. Также его определяют, как коллективные действия людей; как столкновение интересов социальных групп с противоположенными социально-политическими и экономическими интересами; как «решительное возражение против чего-либо, заявление о несогласии с чем-либо» [7]; как форма социальной активности, которая является способом самовыражения людей и средством воздействия на власть [5; 8].

В современной социологической литературе к источникам протеста принято относить ряд факторов. В первую очередь, это социальное неравенство, провоцирующее социальные недовольства определенных групп и слоев населения. Как правило, это те массы, которые считают себя в какой-то мере обделенными социальными благами. Безусловно, мы не можем говорить об объективной оценке этого неравенства, по причине того, что люди сами ставят рамки, в зависимости от собственных представлений о справедливости.

Социальное неравенство необходимо рассматривать со стороны экономической и финансовой составляющей. Если человек недоволен своим материальным положением, он готов на нарушение социального спокойствия. Экономический фактор включает в себя целую иерархичную систему показателей, начиная от экономического положения страны и заканчивая уровнем материального достатка семьи. Условия проживания также влияют на протестные настроения общества, однако это уже вторично. Как и в прошлые периоды истории, понятно, что экономические факторы оказывают непосредственное влияние на финансовое положение людей: размер заработной платы и задолженность предприятий по их выплате, а также общий рост цен [9].

Протестные настроения также напрямую зависят и от политической стабильности государства. Внешняя и внутренняя безопасность государства играет ключевую роль в недовольствах граждан. Если личность не чувствует себя в безопасности, то она готова иди на любые меры, чтобы ее достичь даже путем выхода за рамки социальной и законодательной дозволенности. Бычков П. и Серавин А. в своей работе по анализу протестного движения в 2011-2012 годах утверждают, что причиной протестов являются системные ошибки, которые, в первую очередь, не обеспечивают других механизмов политического участия людей вне митингов. В случае политической самостоятельности граждан и отсутствия четких действий со стороны оппозиции и низкого уровня доверия к лидерам, последствия могут быть еще хуже и хуже [10].

Важную роль играет динамика социальных ожиданий населения. В социологическом знании социальные ожидания могут быть представлены как элемент общественного мнения, обладающий его свойствами. Отражая общественную ситуацию, основываясь на существующих социальных, политических, экономических и духовных условиях, социальные ожидания одновременно определяют направления социальных изменений и, таким образом, содержат элемент будущего [11].

Особенностью изучения протестных настроений можно назвать сложность данного феномена, т.к., опираясь на выше представленную информацию, проявляются они в различной степени и на разных уровнях. Имеет смысл использовать различные методы сбора данных. Основываясь на том, что социальный протест есть форма конфликта, то логично рассмотреть, как проявляется на каждом этапе протестное настроение и какими методами лучше всего его изучать, т.к. провести исследование одним методом на каждой стадии протеста будет либо невозможно технически, либо опасно для интервьюера (социальный протест не всегда проходит в мирной форме). Однако, не только в этом заключается сложность изучения протестных настроений.

Современные исследователи также затрагивают такие аспекты как влияние различных факторов на формирование протестных настроений: интернет-пространство (Дементьева И.Н.) [12], психологические особенности личности/группы студенческой молодежи (Таланов С.Л.) [13], социальные медиа (Заяц Д.Я., Маноилова С.А.) [14]; перспективы в исследованиях протестных настроений (Большаков А.Г., Храмова Е.В.) [15]; технологии формирования протестных настроений российской молодежи (Франц В.А.) [16; 17]; протестные настроения как проявление деструктивных форм гражданской активности (Дементьева И.Н.) [7] и т.д. Наличие большого количества работ по темам социального протеста и протестных настроений говорит о ее актуальности и многоаспектности изучения. Однако, наблюдается некий дефицит комплексных эмпирических исследований, которые рассматривают непосредственно протестные настроения, не подменяя данный термин синонимами.

Методика и методы исследования

На основе понимания протестных настроений в качестве одного из этапов развития социального протеста была разработана методика и проведено социологического исследование среди студентов Алтайского края, целью которого явилась характеристика основных источников протестных настроений в студенческой среде. Исследование было реализовано посредством совокупности количественных (массовый опрос) и качественных (глубинное интервью и фокус-группа) методов сбора, обработки и анализа социологической информации.

Полевая часть исследования проходила в три этапа. На первом этапе проведено массовое анкетирование студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования (по четыре учреждения соответственно). Генеральную совокупность исследования составила студенческая молодежь г. Барнаула Алтайского края. Объем выборочной совокупности составил 608 респондентов. Для ее построения были использованы принципы невероятностной, целенаправленной выборки. Методом отбора единиц генеральной совокупности стала квотная выборка. Параметрами отбора выступили уровень получаемого образования и пол респондента. В выборку вошли 304 студента, получающих высшее образование (152 мужчины и 152 женщины), и 304 студента, получающих среднее профессиональное образование (152 мужчины и 152 женщины).

На втором этапе проведены глубинные интервью (n=12). Вопросы для глубинного интервью строились на основе первичных данных массового опроса, что позволило получить развернутые комментарии по уже выявленным закономерностям. В глубинном интервью приняло участие 12 информантов, из них 3 мужчины и 3 женщины, получающие высшее образование, и 3 мужчины и 3 женщины, получающие среднее профессиональное образование. На третьем этапе была проведена фокус-группа, участниками которой выступили 10 студентов: 5 студентов вузов (3 мужчины и 2 женщины) и 5 студентов колледжей (2 мужчины и 3 женщины). Вопросы были аналогичными с глубинным интервью, так как было важно наблюдать реакцию респондентов при групповой дискуссии на заданную проблематику.

Результаты исследования

Для характеристики источников протестных настроений в студенческой среде в ходе исследования были замерены показатели, затрагивающие различные проблемы, актуальные для студентов: комфортность условий учебной среды; отношение к дистанционному обучению, взаимоотношения с преподавателями, одногруппниками и близким окружением студента, выбранным учебным заведением и выбранной специальностью, своей успеваемостью. Помимо проблем в образовательной среде, на формирование протестных настроений оказывают влияние также и внешние факторы, такие как: материальное положение студента, дискриминация по какому-либо признаку, обеспокоенность чем-либо, затрагивающее будущее студента. Еще одним блоком проблем, беспокоящих студенческую молодежи можно считать внешне- и внутри- политические и экономические факторы. Остановимся на более подробной характеристике указанных показателей.

Во-первых, в ходе исследования были охарактеризованы проблемы студенчества в сфере образования, т.к. наличие проблем и неудовлетворенности чем-либо в основной сфере их деятельности может оказать влияние на формирование протестных настроений. Исходя из этого, в первую очередь респондентам был задан вопрос о составляющих комфортной учебной среды.

Можно выделить аспекты комфортной учебной среды по степени важности для студентов. Первая группа: комфортные аудитории (78,3 %), интересные практики и стажировки (62,2 %), адекватная стоимость обучения (56,6 %) и благоприятные отношения с одногруппниками (56,6 %), вкусная еда в столовой (53,9 %).

Вторая группа: материальная поддержка от учебного заведения (48 %), компетентная и готовая помочь администрация учебного заведения (47,4 %), наличие доступного компьютерного класса (46,1 %), «плюшки» от учебного заведения (43,1 %), возможность увеличивать свою стипендию в зависимости от активного участия во внеучебной жизни учебного заведения и от оценок (41,4 %), возможность дистанционного обучения (39,5 %).

Третья группа по важности составляющих комфортной учебной среды являются: внеучебный студенческий «движ» (36,2 %), хорошо оснащенные библиотеки (35,5 %), творческие (38,5 %), научные (28 %) и спортивные (28,3 %) объединения по интересам, недорогое дополнительное образование (26,3 %).

Студенты средних учебных заведений чаще отмечали необходимость в адекватной стоимости обучения (59,2 %) и интересных практиках/ стажировках (65,8 %). В свою очередь студентам высших учебных заведений для комфортной учебы не хватает материальной поддержки (59,2 %), вкусной еды в столовой (58,6 %), «плюшек» от ВУЗа (48 %), научных и творческих объединений (30,9 % и 40,8 % соответственно), а также возможности учиться в дистанционном формате (44,7 %).

Начиная с 2020 года в образовательной среде нововведением стал дистанционный формат обучения и на начальных стадиях возникали проблемы как с адаптацией к нему, так и с тонкостями обучения в таких условиях. Поэтому стоит узнать, как студенты относятся к дистанционному обучению и какие проблемы возникают.

Так, был задан ряд вопросов о дистанционном формате обучения. Большинство студентов как высших, так и средних учебных заведений относятся в основном положительно к дистанционному обучению (36,2 % и 30,9 % соответственно). Однако, 27,3 % опрошенных отрицательно отзываются о дистанте, особенно недовольны учащиеся колледжей (12,5 %). В целом дистанционным форматом обучения удовлетворены 75,2 % опрошенных, не удовлетворено 23,8 %. Такое распределение ответов может быть связано с трудностями и проблемами, которые возникали во время дистанционного обучения.

Помимо анкетного вопроса, в рамках фокус-группы и глубинного интервью также обсуждался вопрос дистанционного обучения. Так, на вопрос «Дистанционное обучение стало актуальным в 2020 году с появлением Covid-19, как вы отнеслись к нему на тот момент? Тревожили ли вас страхи и опасения?» респонденты отметили также положительное отношение к дистанту: «Отнеслась положительно, хотелось отдохнуть на тот момент, а с вводом дистанта появилась некая «халява» и больше свободного времени»; «Положительно, так как это была отличная возможность положительно сдать экзамены».

Однако, на вопрос «Изменилось ли у вас отношение к нему спустя 2 года?» были получены ответы негативного характера, подчеркивающие появившиеся за это время проблемы и трудности: «Выявились проблемы, касающиеся доступности дистанционного образования, многие испытывают проблемы с наличием техники, а также подключениям к электронным платформам».

В связи с этим целесообразно выяснить причины отрицательных оценок дистанционного обучения. Негатив чаще всего связан с проблемами, возникающие в процессе обучения. Основные проблемы, с которыми столкнулись студенты, связаны со сложностью организации учебного дня (43,3 %), ленью (42,7 %), нестабильностью Интернет-соединения (41 %). Такого же мнения придерживаются информанты фокус-группы: «…моя продуктивность и дисциплинированность снижается, я начинаю больше лениться, и при этом, даже выполняя задания, ничего не остается в голове».

Как видно из высказывания участника фокус-группы и анкетного опроса, немаловажной проблемой является неудовлетворительность усвоенным материалом (38 %), т.к. для учащихся важно получить те знания, за которыми они пришли в учебное заведение. В дистанционном формате преподносимый материал достаточно сложен для самостоятельного изучения, особенно если студенты обучаются по естественно-научным и техническим направлениям.

Помимо этого, студентам не хватает обратной связи от преподавателей (23,7 %), особенно в ситуациях проверки практических заданий. Также студентов волнует отсутствие живого общения: «Дистант лишает студентов возможности общения со сверстниками, в дальнейшем им становится сложнее адаптироваться и социализироваться в обществе».

Респонденты отметили, что дисциплины стали неинтересными как самим студентам (20,7 %), так и преподавателям (12,3 %), что, опять же, связано с ограниченными возможностями дистанционного формата обучения. Помимо вышесказанного, студенты отмечают негативное влияние дистанта на состояние здоровья: «Я думаю, что дистанционное обучение очень негативно сказалось на нашем здоровье, а длительное времяпровождения за компьютером очень пагубно повлияло на нашу спину, зрение и общее самочувствие».

Участникам фокус-группы и глубинного интервью был задан вопрос «В каком формате удобнее для Вас учится и почему?». Большинство ответило, что очный формат предпочтительнее дистанционного: «В очном удобнее, потому что контактировать с преподавателем напрямую более приятно»; «Очный. Почему? Ну, дистанционные проблемы я уже озвучил, недостаток информации. А так, можно пообщаться с преподавателями, которые дадут, если что, совет». Тем более, выход на очное обучение обрадовал студентов «потому что постоянно сидеть дома и никуда не выходить сложно». Таким образом, не смотря на положительное отношение в дистанту и удовлетворенность такой формой получения образования, некоторые студенты предпочитают очное обучение в силу ряда причин: живое общение с группой и преподавателями, дисциплинированность, усвоение материала лучше.

Однако, все те проблемы, возникающие при дистанте, так или иначе оказывают влияние на моральное состояние как преподавателей, которым гораздо сложнее адаптироваться к подобным условиям, так и студентов, которые пришли за полноценными знаниями и общением. В конечном итоге, не получая желаемое или ожидаемое, студенты начинают вести протестную активность в виде принципиального невыполнения заданий на образовательных платформах. Но не только проблемы дистанционного обучения становятся источниками протестных настроений.

Практически половина ответивших удовлетворены своей специальностью (48 %), что важно для студентов при обучении, т.к. многие абитуриенты поступают на те специальности, на которые проще пройти по баллам ЕГЭ, результатам аттестата или из-за веления родственников. Не удовлетворены своей специальностью 8,2 %, т.е. они вынуждены учиться на специальности, которая им не нужна, отчего испытывают давление от неудовлетворенности своих желаний.

От этого, в том числе, зависит и удовлетворенность своей успеваемостью, которой не довольны 10,9 % опрошенных. Также студенты негативно оценивают свою удовлетворенность по качеству получаемого образования (2,6 %), престижности учебного заведения (2,3 %) и платному образованию (12,2 %). Последнее отмечали только те, кто обучается на платной основе.

Полностью удовлетворены своей специальностью чаще студенты средних учебных заведений (55,9 %), чем студенты ВУЗов (40,1 %). Однако, по сравнению с учащимися университетов, студенты СУЗов и чаще не удовлетворены выбранной специальностью (2,6 % респондентов против 0,7 %). В свою очередь студенты высших учебных заведений в большинстве своем не довольны качеством получаемого образования (3,9 %), тогда как среди учащихся колледжей процент недовольных в три раза меньше (1,3 %).

Помимо удовлетворенности выбранной специальностью, качеством получаемого образования и успеваемостью, на формирование протестных настроений особое влияние оказывают взаимоотношения со своим окружением.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос об удовлетворенности отношениями с преподавательским составом и одногруппниками (в % к числу опрошенных)

На рисунке 1 видно, что неудовлетворительные отношения с преподавателями и одногруппниками наблюдается у 7,9 % и 10,5 % опрошенных соответственно. Однако, большинство опрошенных отмечают удовлетворенность отношениями с преподавателями (46,4 %) и одногруппниками (52,6 %). Мужчинам, в отличии от женщин, сложнее взаимодействовать с сотрудниками администрации своего учебного заведения – 13,2 % мужчин не удовлетворены, в то время как больше половины женщин полностью удовлетворены отношениями с сотрудниками (55,3 %). Хорошие отношения с членами семьи поддерживаются у 68,1 % респондентов. Полностью удовлетворены отношениями с семьей чаще женщины, обучающиеся в ВУЗах (71,1 %). Мужчины чаще отмечали негативные оценки в отношениях с членами своей семьи (13,2 %). Сложности во взаимоотношениях с противоположным полом, которые наблюдается у 7,9 % опрошенных, чаще всего они возникают у мужчин (8,5 %). Больше половины (57,9 %) полностью удовлетворены отношениями с противоположным полом, большинство из них составляют женщины (62,5 %).

Исходя из данных, проанализированных выше, можно сделать вывод, что студенты не испытывают проблем в общении ни со своим близким окружением, ни с другими студентами, ни с преподавателями и сотрудниками администрации учебного заведения. Но следует предположить, что процент тех, кто отрицательно оценил отношения со своей группой и преподавателями, мог испытывать предвзятое отношение к себе с их стороны. Почти половина опрошенных (48,7 %) испытывали предвзятое отношение со стороны преподавателей и/или студентов. Из них под постоянным притеснением находятся 2,3% студентов, довольно часто такое испытывают 6,6 % и иногда 39,8 %. Последнее в большей степени характерно для студентов университетов (44,1 %), тогда как студенты СУЗов характерно отсутствие предвзятого отношения со стороны преподавателей и других студентов (45,4 %).

Таким образом, в образовательной среде студентов высших и средних учебных заведений в целом все удовлетворяет. Однако, есть некоторые моменты, которые они хотели бы улучшить. Также не стоит исключать из внимания, пусть и незначительный, но имеющийся процент неудовлетворенных студентов. Стоит учитывать тот факт, что оценки удовлетворенности субъективны, поэтому говорить наверняка о том, что процент неудовлетворенных обязательно станет воспроизводить свои протестные настроения нецелесообразно. Однако, в совокупности с другими аспектами могут усилить протестные настроения, поэтому следует обращать внимание на, пусть и не значительные, но имеющиеся негативные оценки учащихся.

Следующий вопрос затрагивает проблему дискриминации молодежи по таким признакам, как: возраст, пол, финансовое положение, ориентация (сексуальный признак), религия, национальная принадлежность и проблемы пандемии. Более наглядно результаты отражены на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Были ли Вы свидетелями случаев притеснения по следующим признакам: религиозный, национальный, половой, возрастной, финансовый, сексуальный, проблемы пандемии» (в % к числу опрошенных)

Несмотря на то, что по всем признакам большинство респондентов отметило отсутствие случаев притеснения, дискриминация на постоянной основе наблюдается также по всем признакам. Особенно это распространено по половому (10,1 %) и возрастному (10,2 %) признакам. Финансовый (8,2 %) признак и проблемы пандемии (8,6 %) также отмечаются студентами, как одни из основных признаков дискриминации. Наименьшее распространение притеснения имеют такие признаки, как: сексуальный (6,6 %), национальный (3,6 %) и религиозный (3,6 %). Последние признаки менее актуальны, т.к. ориентацию в нашей стране открыто не раскрывают, а притеснения по национальности и религии встречается редко из-за многонациональности состава населения России.

На вопрос об оценке удовлетворенности в целом качеством жизни и материальным положением были получены следующие результаты. Полностью довольны своим материальным достатком чаще мужчины (21,1 %), чем женщины (19,7 %), а также студенты средних учебных заведений (26,3 %). Совершенно не удовлетворены достатком чаще женщины (11,2 %). Учащиеся высших учебных заведений реже оценивают свой достаток положительно по сравнению со студентами колледжей (36,2 %) против 19,1 % по варианту «скорее не удовлетворен»).

Материальное положение своей семьи устраивает больше половины респондентов (70,1 %), из них вполне удовлетворены мужчины (44,1 %) и студенты ВУЗов (44,7 %). Полностью удовлетворены достатком семьи и мужчины и женщины (27,6 % и 28,9 % соответственно), а также студенты СУЗов (32,2 %). При этом, 30,9 % женщин отмечают неудовлетворенность уровнем материального достатка семьи, как и 26,3 % учащихся университетов.

Качеством жизни в регионе полностью удовлетворены лишь 16,8 %, так считают в большинстве своем студенты СУЗов (20,4 %). Учащиеся университетов более негативно оценивают качество жизни в регионе (46 % неудовлетворенных). Мужчин реже, чем женщин, беспокоит получение дальнейшего образования (25,7 %). Женщины обеспокоены заработком на собственное жилье (52,6 %) трудоустройством (49,3 %) и финансовой обеспеченностью (52,6 %). Также женщинам важен выбор населенного пункта для комфортной жизни (25 %) и их чаще, чем мужчин, заботит отношение к своему внешнему виду (15,1 %) и собственное здоровье (24,3 %). Мужчины также обеспокоены теми же проблемами, что и женщины, однако в менее выраженной форме. В отличии от женщин, мужчины более рационально мыслят и менее подвергаются эмоциональным переменам. Поэтому, можно сказать, что мужчины более уверены в своем будущем и в своей стабильности.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие из ниже перечисленных проблем для Вас наиболее актуальны?» в зависимости от уровня получаемого образования (в % к числу опрошенных).

Альтернативы

Всего

Уровень образования

ВУЗ

СУЗ

Внутриполитические

52,3

51,7

53

Внешнеполитические

57,3

60,9

53,6

Экономические

57

57

57

В сфере образования

40,7

44,4

37,1

В сфере здравоохранения

38,4

38,4

38,4

Экологические

33,1

35,8

30,5

В сфере межэтнических отношений

21,9

24,5

19,2

В духовной сфере

16,2

15,9

16,6

Проблемы пандемии

32,8

31,8

33,8

Затрудняюсь ответить

12,6

9,9

15,2

Итого

362,3

370,3

354,4

*Сумма процентов в таблице превышает 100 %, т.к. респонденты могли указывать на несколько вариантов ответа.

Из таблицы 1 видно, что наиболее актуальными проблемами для студентов являются внешне- и внутриполитические (57,3 % и 52,3 % соответственно), экономические (57 %) и в сфере образования (40,7 %). Не менее важными выступают проблемы в сфере здравоохранения (38,4 %), экологии и проблем пандемии (33,1 % и 32,8 % соответственно). Также респонденты отметили актуальность проблем в сфере межэтнических отношений (21,9 %) и духовной сфере (16,2 %).

Таким образом, студентов волнуют проблемы в сфере внешней и внутренней политики, а также в экономике. Отвечая на вопрос о факторах, которые могут являться причиной протестного поведения людей, прослеживается аналогичная вариативность. Распределение ответов на данный вопрос отражены в таблице 2.

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, какие факторы в основном являются причиной протестного поведения людей» (в % к числу опрошенных).

Альтернативы

Всего

Пол

Муж

Жен

Экономические

57,8

58,4

57,2

Внутриполитические

68,4

65,8

71,1

Внешнеполитические

54,8

47,7

61,8

Духовные

13,3

12,8

13,8

Идеологические

33,6

35,6

31,6

Психологические

31,6

28,2

34,9

Экологические

15,6

16,8

14,5

Этнические / национальные

25,9

30,2

21,7

Религиозные

20,3

22,1

18,4

Проблемы пандемии

15,9

14,1

17,8

Другое

1,7

1,3

2

Затрудняюсь ответить

9,3

10,7

7,9

Итого

348,2

343,7

352,7

*Сумма процентов в таблице превышает 100 %, т.к. респонденты могли указывать на несколько вариантов ответа.

Основными причинами протестного поведения людей студенты видят во внутри-, внешнеполитических и экономических факторах (68,4 %, 54,8 % и 57,8 % соответственно). Помимо этого, в ряд определяющих факторов протестного поведения студенты поставили идеологические (33,6 %) и психологические (31,6 %), а также этнические/национальные (25,9 %) и религиозные (20,3 %). В меньшей степени на формирование протестного поведения у людей влияет экология (15,6 %), пандемия (15,9 %) и духовная сфера (13,3 %). Женщины чаще отмечают влияние внешней и внутренней политики (71,1 % и 61,8 %), а также психологического состояния (34,9 %). Мужчины чаще, чем женщины, отмечали этнические/национальные (30,2 %) и религиозные (22,1 %) причины протестного поведения людей.

Выводы

Проанализировав данные по основным показателям, характеризующим источники протестных настроений в студенческой среде, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, оценки студентов относительно условий учебной среды оказывают влияние на формирование протестных настроений среди студенческой молодежи. Однако, не только нехватка материального обеспечения (стипендии, материальная помощь и т.п.) и комфортных учебных аудиторий формируют удовлетворенность потребностями в образовательной сфере студентов. На это также оказывает влияние и хорошие отношения с окружением в учебном заведении и дома, а также чувство предвзятости в общении. В целом, студенты удовлетворены условиями учебной среды, однако есть процент тех, кто совершенно не удовлетворен и на таких следует обратить внимание.

Во-вторых, наличие проблем, которые беспокоят студентов, говорит о потенциальном риске проявления протестных настроений, т.к. возникает потребность в поиске их решения. Наиболее актуальными проблемами для молодежи являются положения дел в экономической и политической сферах, как внешней, так и внутренней. В связи с этим и возникает обеспокоенность финансовым положением как самих студентов, так и их семей, а также проблемы, связанные с их будущим.

В-третьих, различного рода дискриминация может стать толчком к протестным действиям молодежи за отстаивание своих прав. Особенно это характерно для женщин, т.к. они более часто подвергаются притеснениям по сравнению с мужчинами. Студенческая молодежь, испытывающая притеснения, чаще называют в качестве их источников пол и возраст, реже – финансовое положение.

В-четвертых, основными факторами, которые могут стать причиной протестного поведения людей кроятся во внешне- и внутриполитических, а также экономических аспектах. Также влияние оказывают психологические, религиозные и этнические составляющие.

В-пятых, студенческая молодежь имеет представление о происходящих в мире/стране/регионе событиях, что также доказывает их интерес к текущим положениям дел. Соответственно, информация о протестной активности и действиях, происходящих в мире, также просматривается студентами, что потенциально может заинтересовать их в принятии непосредственного участия.

[1] исследование выполнено при финансовой поддержке Алтайского государственного университета, договор о предоставлении гранта на выполнение научно-исследовательских работ от 26.11.2021

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Статья посвящена выявлению основных источников протестных настроений в студенческой среде на примере молодежи Алтайского края. Приведены данные собственного социологического исследования на данную тему. Необходимость и важность измерения
уровня протестных настроений в обществе не вызывает сомнений, поскольку они показывают уровень недовольства населения определенными аспектами общественной, экономической и политической жизни, и, следовательно являются индикатором возможного выплеска данного недовольства в виде принятия участия в акциях протеста.
Методологической основой исследования послужили теоретические исследования современных российских социологов: Ж.Т. Тощенко, Д.В. Бушуева. Ю.Г. Волкова и других. В теоретико-методологическом разделе статьи авторы ссылаются также на достаточно широкий спектр свежих эмпирических исследований протестных настроений и движений в России. В то же время, при подготовке стати авторы не использовали труды классиков социологии и зарубежных авторов, а также не провели обобщающий анализ теоретико-методологических подходов и концепций с их классификацией. После ознакомления с вводной и теоретической частью статьи складывается впечатление, что эмпирическое исследование будет направлено на изучение политических и экономических источников протестных настроений молодежи. Однако исследование сфокусировано на выявлении удовлетворенности студенчества образовательными возможностями и условиями обучения, а протестная активность рассматривается как «принципиальное невыполнение заданий на образовательных платформах». Образовательной проблематике целиком посвящены глубинные исследования и фокус-группа. Социально-экономические и политические источники исследованы менее глубоко, и только методом анкетирования. Возможно, авторам следует скорректировать название статьи так, чтобы оно отражало тот узкий аспект протестных настроений, который получил наиболее полное освещение в ходе социологического исследования.
Статья написана в научном стиле и хорошо структурирована, однако было бы разумно озаглавить её ключевые разделы. В тексте встречаются синтаксические и стилистические ошибки, чаще всего несогласованность членов предложения: «Протестные настроений также напрямую зависят», «Основными причинами протестного поведения людей студенты видят во внутри-, внешнеполитических и экономических факторах», «неудовлетворенность условиями учебной среды оказывают влияние», «что также доказывает их интерес к текущим положениям дел», «может заинтересовать их в принятии непосредственного участия» и многие другие.
Следовало было проиллюстрировать данные социологического исследования графиками и таблицами, в которых наглядно были бы видны различия в ответах студентов разных категорий.
Заключение и выводы по статье требуют существенной переработки. Четыре из пяти выводов касаются социально-экономических и политических источников протестных настроений, которые изучены авторами недостаточно глубоко, а потому представляются поверхностными и необоснованными. Данная часть статьи также стилистически отличается от основного текста, содержит элементы разговорной речи и синтаксические ошибки.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В рецензируемой статье «Источники протестных настроений в студенческой среде (по материалам социологического исследования в Алтайском крае)» предмет исследования – это основные источников протестных настроений в студенческой среде.
Методология исследования построена на авторском понимании протестных настроений в качестве одного из этапов развития социального протеста. Эмпирическим базисом исследования стал социологический опрос студентов Алтайского края, целью которого явилась характеристика основных источников протестных настроений в студенческой среде. Исследование было реализовано посредством совокупности количественных (массовый опрос) и качественных (глубинное интервью и фокус-группа) методов сбора, обработки и анализа социологической информации. Объем выборочной совокупности составил 608 респондентов, хотя следует заменить, что суммирование предложенной авторами разбивки по уровню учебного-заведения и полу дает цифру в 616 респондентов.
Протестные настроения является актуальной проблемой в условиях российской действительности. Актуальность исследования определяется особым значением для нормализации жизни общества снижение их уровня. В фокусе исследования закономерно оказывается студенческая молодежь, как социальная группа, которая чаще всего является основным участником протестных действий в силу своего более острого восприятия несовершенств общества и завышенных ожиданий от самих себя и окружающих. Понимание источников протестных настроений в студенческой среде может сегодня помочь более четко разобраться особенностях формирования общественных настроений и протестного движения.
Научная новизна работы связана с конкретизацией в узком и широком смысле понятия «протестные настроения». В широком смысле – это вид социальных настроений, накапливающие влияния объективных и субъективных факторов протеста и предвосхищающие протестное поведение; а в узком смысле – вид социальных настроений, которые характеризуются неудовлетворённостью социальных групп или индивида существующей ситуацией и положением вещей, неоправдавшимися ожиданиями и, одновременно, готовностью предпринять конкретные действия во изменение субъективно воспринимаемой неблагоприятной ситуации. Однако, с авторскими выводами по эмпирическому исследованию нельзя согласиться. Во-первых, в выводах указано, что «неудовлетворенность условиями учебной среды оказывают влияние на формирование протестных настроений среди студенческой молодежи», но одновременно в тексте выше говорится лишь об аспектах комфортной учебной среды по степени важности для студентов. Связаны ли эти два момента между собой? Во-вторых, в выводах указано, что «в основном, современная студенческая молодежь испытывает притеснения по полу и возрасту, реже по своему финансовому положению», но из текста следует, что с этим сталкивается только десятая часть. А десятая часть – это основная часть студенческой молодежи?
Данное исследование характеризуется общей последовательностью, чёткостью формулировок и наличием выводов. Рецензируемая работа отличается логичностью изложения материала и обладает научно-практической значимостью.
Библиография работы включает 17 публикации отечественных авторов по проблематике социальных протестов и протестным настроениям, фактором их детерминирующим. В итоге апелляция к основным оппонентам присутствует в должной мере.
Работа будет представлять интерес для исследователей в области социологии молодёжи и социологи девиантного поведения.
Статья «Источники протестных настроений в студенческой среде (по материалам социологического исследования в Алтайском крае)» в целом может быть опубликована.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.