по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Культурное наследие Чемпионата Мира по футболу 2018 в представлении студенческой молодежи Волгограда
Одинцов Александр Владимирович

кандидат социологических наук

доцент, ФГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Волгоградский филиал

400131, Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8

Odintsov Alexander Vladimirovich

PhD in Sociology

Docent, the department of Philosophy and Sociology, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd branch

400131, Russia, Volgograd, Gagarina Street 8

yugrasil@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Объектом исследования является культурное наследие группового этапа Чемпионата Мира по футболу 2018 в Волгограде. Предмет исследования – представления студенческой молодежи Волгограда о наследии Чемпионата Мира по футболу 2018. Особое внимание уделяется элементам культурного наследия, влиянию на имидж Волгограда, который на протяжении длительного времени связан преимущественно со Сталинградской битвой. В исследовании также рассматривались вопросы отношения к иностранным гостям Чемпионата мира по футболу 2018, а также динамики стереотипов отношения иностранцев к России в целом. Эмпирическим методом исследования являлся массовый анкетный опрос общей выборкой n=746. Доверительный интервал исследования не превышает 3,7%. По результатам исследования установлено, что по большей части культурное наследие Чемпионата мира 2018 года ассоциируется у респондентов именно с материальными объектами и строениями. Респондентам наиболее заметен рост инвестиций в регион в рамках подготовки к Чемпионату, несколько менее заметны позитивные изменения в имидже страны и региона. Несмотря на проведение группового этапа Чемпионата мира 2018 года в Волгограде наиболее существенным элементом имиджа города остается Сталинградская битва и посвященные ей мемориальные комплексы.

Ключевые слова: культурные мероприятия, мега событие, социологический опрос, Волгоград, социология молодежи, имидж города, культурное наследие, чемпионат по футболу, спортивные мероприятия, наследие

DOI:

10.25136/2409-7144.2019.9.30603

Дата направления в редакцию:

22-08-2019


Дата рецензирования:

26-08-2019


Дата публикации:

02-09-2019


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01-0000118-411-342005 р_мк

Abstract.

The object of this research is the cultural heritage of the group stage of 2018 FIFA World Cup in Volgograd. The subject of this research is the perception of student youth with regards to this event. Special attention is given to the elements of cultural heritage, impact upon the image of the city, which before was strongly associated with the Battle of Stalingrad. The research also analyzes the attitude of the locals towards foreign guests, as well as the dynamic of stereotypes of the foreigners to Russia overall. The empirical method became the mass questionnaire-based survey with total sample of N=746; confidence interval does not exceed 3.7%. The results demonstrate that the respondents associate the cultural heritage of the 2018 FIFA World Cup primarily with inflow of spending and development; the increase in investments to the region is more noticeable that the positive changes in image of the country and the region. Despite hosting a groups stage of the 2018 FIFA in Volgograd, the Battle of Stalingrad and dedicated to it memorial complexes remain to be the most significant element of the city.

Keywords:

sporting events, cultural events, mega event, opinion poll, Volgograd, city image, sociology of youth, cultural heritage, FIFA World Cup, heritage

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01-0000118-411-342005 р_мк

Наследие спортивных «мега-событий»

Крупные международные соревнования существенным образом влияют на инфраструктуру, социальное развитие, культуру регионов их проведения. Конечно, особенное воздействие оказывают олимпийские игры (Г. Андранович, М.Дж. Барбэнк, Ч.Х. Хеин [1], Д.Р. Блэк, С. Безансон [3], С. Корнелиссен [4]). Вместе с тем, проведение и иных «мега-событий» уровня Чемпионата мира по футболу притягивает исследовательское внимание еще задолго до времени их проведения. Так, например, У. Пиллай (Университет Претории, ЮАР) и О. Басс (Университет Дурбана, ЮАР) еще в 2008 году рассматривали вопросы влияния Чемпионата мира по футболу 2010 года на бедность и городское развитие в Южной Африканской Республике [5].

Особый интерес в мировых средствах массовой информации вызвал Чемпионат мира, проводимый в России, в основном благодаря рекордным тратам на его проведение (К. Баденхаузен [2]). Однако, наследие Чемпионата мира по футболу 2018 года стало привлекать внимание исследователей еще до его проведения (К.Ш. Магарамова [9], Е.И. Семенова, О.В. Савельева [11]). Оно было настолько пристальным, что для исследователей организовывались специальные международные конференции [13], что явилось очевидным следствием заинтересованности в максимальном включении результатов такого события мирового масштаба в социальные практики, а также необходимости последующего эффективного использования построенной к Чемпионату инфраструктуры.

В данный момент последствия для Чемпионата мира активно исследуются как в разрезе России в целом (Д.А. Тельных [12], Е.А. Бобровский [6]), так и в рамках отдельных регионов (М.В. Казанцева [8], Е.Ю. Перькова [10]).

Настоящее исследование было посвящено восприятию учащейся молодежью вузов Волгограда культурного наследия Чемпионата мира по футболу 2018 года в городе и Волгоградской области.

Методология исследования

Исследование проводилось в форма массового анкетного опроса среди учащихся всех курсов наиболее крупных вузов Волгограда (ФГАОУ ВО ВолГУ, ФГБОУ ВО ВГСПУ, ФГБОУ ВО ВолГТУ, ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России, Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС). В указанных вузах обучается около 60 000 студентов различных форм обучения, а всего по данным Волгоградстата [7] в регионе насчитывается порядка 62 700 учащихся вузов. Выбранная совокупность вузов практически полностью исчерпывает генеральную. Таким образом, генеральная совокупность исследования составила N=62 700. Выборка исследования n=746 человек. Выборка пропорциональна количеству студентам в вузах, в которых проводилось исследование, а также количеству студентов по курсам обучения. Доверительный интервал исследования не превышает 3,7%. Результаты исследования высокорепрезентативны для изучаемой генеральной совокупности.

Основные результаты исследования

Диаграмма 1. Элементы культурного наследия чемпионата мира по мнению респондентов (в % от общего числа респондентов, в % по полу)

В сравнении с другими городами миллионниками у Волгограда относительно бедная инфраструктура. В особенности это касается транспортной сети, привязанной к трем так называемым «продольным» (крупнейшим магистралям, идущим параллельно течению Волги). В рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года было обустроено несколько транспортных развязок и построены 2 новые магистрали (рокадная дорога на набережной Волги и дорога, соединяющая международный аэропорт «Гумрак» с центром города). К этому следует добавить строительство нового футбольного стадиона, обустройство тренировочных баз для команд-гостей, благоустройство города в целом. По этой причине, не удивительно, что по большей части культурное наследие Чемпионата мира 2018 года ассоциируется у респондентов именно с материальными объектами и строениями (на это указали 51,1% от всех опрошенных). Объекты духовной культуры хотя и отмечены почти каждым третьем опрошенным (30,3%) все-таки, безусловно, заметно уступают материальному наследию мундиаля.

Применение к результатам исследования непараметрического критерия U-Манна-Уитни позволило выявить гендерные различия в восприятии культурного наследия чемпионата (статистическая значимость составила p=0,046). Статистически значимо то, что опрошенные девушки в несколько в большей степени обращают внимание именно на материальное наследие чемпионата, а мужчины – на опыт проведения спортивного мероприятия такого уровня. Так 53,0% от опрошенных девушек отметили, что наиболее значимы оставшиеся после проведения чемпионата материальные объекты и строения, в то время как среди мужчин доля, выбравших данный вариант ответа, составила 47,9% (Диаграмма 1). Напротив, важность опыта проведения мероприятий мирового уровня отметили 17,1% опрошенных молодых людей, в то время как лишь для 11,2% девушек этот ответ стал важным. Конечно, это связано отнюдь не с чрезмерным прагматизмом молодых волгоградок. С большой долей уверенности можно говорить о том, что юношам гораздо интереснее был сам чемпионат, его течение не только в рамках матчах, проводимых в Волгограде, а в стране в целом, потому и само событие, опыт его проведения порой для них важнее, чем материальные изменения в собственном городе.

Диаграмма 2. Положительное влияние чемпионата мира по мнению респондентов (в % от общего числа респондентов)

Респонденты заметили рост инвестиций (по большей части в рамках государственной программы подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года) в экономику Волгоградского региона и областного центра. 33,9% опрошенных (Диаграмма 2) в качестве наиболее заметных позитивных последствий выбрали вариант ответа «способствовал экономическому развитию региона и города». Несколько менее заметны, однако все же наблюдаются позитивные изменения в имидже страны и региона (25,4%), а также то, что Чемпионат мира способствовал налаживанию контактов с представителями других стран (23,9%). Необходимо отметить, что только, по мнению 6,2% опрошенных этапу Чемпионата мира по футболу, проводимом в Волгограде, удалось снизить социальную напряженность в стране и регионе в частности.

Диаграмма 4. Знание респондентов о культурных мероприятиях, проводимых параллельно с чемпионатом мира (в % от общего числа респондентов, множественный ответ)

Почти две трети опрошенных (78,6%) помнят о проведении Фестиваля болельщиков FIFA, который проводился в центре города. В целом это не удивительно, так как основной целевой аудиторией данного мероприятия была именно молодежь. Проводился Фестиваль в центре города, на городской набережной в шаговой доступности от большинства основных и крупнейших вузов города (кроме Волгоградского государственного университета, который расположен в дальней части города), и был бесплатным мероприятием, потому во всех смыслах был легко доступен для студенческой молодежи. Показательно, что для опрошенных, обучающихся на первом курсе, фестиваль болельщиков FIFA запомнился гораздо меньше (его отметили 69,2%). Дело в том, что во время проведения чемпионата мира они все еще учились в школах и не могли самостоятельно принять в нем участие. К этому следует добавить, что примерно в то же время они усиленно готовились и сдавали единый государственный экзамен, потому среди данной группы респондентов выбрали вариант ответа «не слышал ни о каких мероприятиях» выбрали 14,0% опрошенных, а затруднились дать ответ 6,8%.

Жители южной части города знают о проведении «Футбольной ночи» в музейном комплексе «Старая Сарепта», расположенном в бывшей колонии немецких поселенцев, основанной еще в правлении Екатерины II. Это мероприятие заметно чаще отмечали юноши (9,1%), в то время как девушкам оно менее знакомо (5,8%) Заметная часть опрошенных отметили мероприятия, которые непосредственно не связаны с Чемпионатом мира, но поддерживались в его рамках.

Наиболее заметными стали мероприятия, посвященные 75-летию завершения Сталинградской битвы. «Свет Великой Победы» был отмечен 30,1% от всей опрошенной молодежи. Всероссийская акция «Завтра были война…» вспомнилась 19,5% опрошенных. По понятным причинам, эхо крупнейшей и одной из наиболее кровопролитных битв ХХ века сильно переплетено с образом Волгограда, его восприятием. Вместе с тем, респонденты отмечали и мероприятия, которые не ассоциируются с военной тематикой – спектакли (13,2%), мероприятия в музеях (8,7%), балеты (7,0%).

Диаграмма 3. Основные источники информации о культурных мероприятиях, проводимых параллельно с чемпионатом мира в (в % от общего числа респондентов)

Основные каналы информирования молодежи о культурных мероприятиях, приуроченных к чемпионату мира, расположены в интернете. Так 34,8% от общего числа опрошенных узнали о них из специализированных информационных сайтов, а 19,5% получили информацию из социальных сетей.

Диаграмма 4. Изменение восприятия имиджа Волгограда горожанами по мнению респондентов (в % от общего числа респондентов)

В целом знаковым для проведенного исследования является то, что на предложение оценить изменение имиджа, около половины опрошенной молодежи (44,0%) отметили положительную динамику образа Волгограда. Хотя образ современного Волгограда в целом отягощен негативными представлениями («танцующий мост», арест главы Волгограда, террористические акты и т.п.), к которому добавилось и обрушение части насыпи прямо около построенного к чемпионату мира стадиона сразу после проведения международного мероприятия, только 5,5% опрошенных указали, что имидж Волгограда ухудшился. Вместе с тем, 45,8% опрошенных выбрали нейтрально-осторожный вариант ответа «восприятие осталось прежним».

Диаграмма 8. Изменение восприятия имиджа Волгограда горожанами по мнению респондентов (в % от числа респондентов различных курсов обучения)

Как отмечалось выше, учащиеся первых курсов в гораздо меньшей степени были вовлечены в мероприятия, приуроченные к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Вместе с тем, именно среди этой группы респондентов оценки изменения имиджа одни из самых высоких – 45,0% выбрали вариант ответа «изменился в положительную сторону», 46,7% - «восприятие осталось прежним» и только 4,5% отметили изменение в отрицательную сторону. Практически идентичными являются оценки, данные учащимися второго курса. Наиболее позитивные оценки динамики имиджа Волгограда, связанной с проведением матчей группового этапа Чемпионата мира по футболу 2018 года, наблюдаются в группе выпускников-старшекурсников. Среди учащихся 4-5 курсов 48,4% опрошенных выбрали вариант ответа «да, в положительную сторону», 40,7% не заметили никаких изменений и только 2,7% указали на отрицательные последствия Чемпионата мира 2018 года для восприятия образа Волгограда (это наименьший показатель среди всех групп). Возможно, это связано с тем, что в прошлом учебном году именно из учащихся 3-4 курсов вышло наибольшее количество волонтеров и работников вспомогательных служб матчей группового этапа Чемпионата мира по футболу 2018 года, проводимых в Волгограде. Именно более близкое знакомство непосредственно с Чемпионатом, его организацией, либо наличие волонтеров и работников обслуживания в непосредственном социальном окружении, видимо, повлияло на мнение респондентов данной социальной группы. Ярким исключением являются ответы респондентов, представляющих 3 курсы (во время проведения Чемпионата они учились на 2 курсе). Заметно, что только треть опрошенных данной группы (32,3%) считают, что в имидже Волгограда произошли положительные изменения, вместе с тем 14,4% (почти в 3 раза больше, чем по массиву исследования в целом) указали на отрицательные изменения в восприятии Волгограда. К сожалению, в исследовании отсутствуют данные, которые могли бы выявить факторы, повлиявшие на такое специфическое отношение именно в данной группе респондентов.

Диаграмма 5. Изменение общего культурного имиджа Волгограда по мнению респондентов (в % от общего числа респондентов)

Кроме относительно недавних событий, которые формировали имидж Волгограда как в России, так и за рубежом, конечно, ключевую роль сыграла Великая Отечественная Война и Сталинградская битва, которая развернулась в городе на Волге. Обилие памятников, связанных со Сталинградской битвой, топонимов, названий улиц, накладывает существенный отпечаток на восприятие Волгограда. Ярким тому свидетельством служит постоянно возникающий в последние 30 лет вопрос о возвращении городу названия Сталинград. Многие социологические исследования имиджа города, показывают, что наиболее узнаваемыми реперными точками имиджа Волгограда остаются Мамаев Курган и Панорама Сталинградской битвы. Безусловно положительным моментом, отмеченным респондентами стало то, что жители города и те, кто приехал в него на Чемпионат Мира по футболу 2018 года, узнали не только о военном прошлом, но и о нынешнем, новом Волгограде (на это указали 35,5% от общего числа опрошенных). 32,4% респондентов отметили, что в Волгограде появились новые культурные объекты. Однако заметная их часть все-таки связана с историей сталинградской битвы (например, восстановленный фонтан «Крокодил» на Привокзальной площади или Мемориал на месте блиндажа генерала Родимцева). Вместе с тем, туристические маршруты Волгограда все еще достаточно бедны как по количеству объектов, так и по содержанию – они редко могут дистанцироваться от доминанты Сталинградской битвы. Только 11,0% опрошенных отметили, что «в городе и Волгоградской области появились новые туристические маршруты. При этом следует принять во внимание, что почти каждый пятый респондент указал, что проведенный групповой этап Чемпионата мира по футболу 2018 года, никак не повлиял на культурный образ Волгограда.

Чемпионат мира как событие мирового масштаба является своеобразным элементом «народной дипломатии», возможностью общаться напрямую с представителями других стран и культур, которая наиболее важна в настоящий момент, когда отечественные и западные средства массовой информации насыщены большим количеством манипуляционного и, нередко, откровенно пропагандистского характера. В рамках массового опроса респондентам было предложено оценить влияние проведенного Чемпионата на представление жителей города об иностранцах.

Диаграмма 6. Изменение представлений об иностранцах (в % от общего числа респондентов)

Лишь немногие респонденты (3,4%) указали, что отношение к иностранцам после Чемпионата мира по футболу 2018 года изменилось в отрицательную сторону. Около половины респондентов (46,4%) полагают, что отношение к иностранцам практически не изменилось. Примерно сходная доля респондентов, считает, что отношение к иностранцам изменилось в лучшую сторону (43,7%). Применение к результатам исследования непараметрического критерия различий U Манна-Уитни позволило выявить наличие статистически значимой разницы в ответах на этот вопрос мужчин и женщин (р=0,036). Заметно, что девушки гораздо более положительно оценивают изменение собственных представлений об иностранцах (вариант ответа «изменил в положительную сторону» выбрали 46,5% девушек, в то время как юноши выбирали данный вариант ответа только в 35,7% случаев). Напротив, молодые люди гораздо более склонны выбирать вариант ответа «никак не изменил» - его выбрали 51,4% от опрошенных юношей. Хотя доля тех мужчин, которые отметили ухудшение отношения к иностранцам почти в 2 раза выше, чем у девушек, но она остается достаточно низкой (5,7%), что в целом укладывается в доверительный интервал исследования.

Диаграмма 7. Мнение респондентов об изменении стереотипов о России у иностранцев (в % от общего числа респондентов)

Больше половины опрошенной молодежи (65,6%) считает, что, несмотря на серьезное информационное давление западных средств массовой информации, Чемпионату мира по Футболу 2018 года удалось положительно повлиять на стереотипы о жителях России у иностранцев. Каждый десятый (13,4%) полагает, что никаких изменений стереотипов не произошло. 18,8% опрошенных затруднились с ответом и только 2,2% посчитали, что стереотипы о России только ухудшились. Применение непараметрических критериев различия не выявило ни половых, ни возрастных факторов, которые влияли бы на ответы респондентов на данный вопрос. Респонденты достаточно единодушны в своем мнении.

Основные выводы исследования

Культурное наследие Чемпионата мира 2018 года в Волгограде ассоциируется у респондентов с материальными объектами и строениями (51,1%). Объекты духовной культуры отмечались гораздо реже (30,3%).

Наиболее заметным оказалось влияние Чемпионата мира 2018 года на рост инвестиций в экономику Волгоградского региона и областного центра. Несколько менее заметны, однако все же наблюдаются позитивные изменения в имидже страны и региона, а также то, что Чемпионат мира способствовал налаживанию контактов с представителями других стран.

Несмотря на то, что имидж Волгограда формируется в основном наследием ВОВ, а именно Сталинградской битвой и недавними негативными событиями (серия террористических актов, «танцующий мост») те, кто приехал в него на Чемпионат Мира по футболу 2018 года, по мнению опрошенных, узнали не только о военном прошлом, но и о нынешнем, новом Волгограде.

Библиография
1.
Andranovich, G., Burbank, M. J., & Heying, C. H. Olympic cities: lessons learned from mega-event politics// Journal of Urban Affairs. 2001. №23(2). Pp. 113–131.
2.
Badenhausen K. FIFA World Cup 2018: The Money Behind The Biggest Event In Sports// Forbes. 14.06.2018// Режим доступа https://www.forbes.com/sites/kurtbadenhausen/2018/06/14/world-cup-2018-the-money-behind-the-biggest-event-in-sports/#49ab94369733
3.
Black, D. R., & Bezanson, S. (2004). The olympic games, human rights and democratisation: lessons from Seoul and implications for Beijing. 2004. Third World Quarterly. № 25(7). Pp. 1245–1261
4.
Cornelissen, S. China and the 2008 Beijing olympics: the dynamics and implications of sport mega-events in the semi-periphery// The China Monitor. 2007. № 18. Pp. 4–5
5.
Pillay U., Bass O. Mega-events as a Response to Poverty Reduction: The 2010 FIFA World Cup and its Urban Development Implications// Urban Forum. 2008. № 19. Pp. 329–346
6.
Бобровский Е.А. Социально-экономические итоги проведения крупных спортивных мероприятий в 2018 году для России// Региональный вестник. 2019. №1. С. 2-4
7.
Волгоградская область в цифрах. 2017: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. Волгоград: Волгоградстат, 2018. 374 с.
8.
Казанцева М.В. Влияние постройки стадиона «Самара-Арена» на социально-экономическое развитие Самарской области// Сметно-договорная работа в строительстве. 2018. №5. С. 30-36
9.
Магарамова К.Ш. Проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России: Экономический эффект, доходы и расходы// Экономика и социум. 2017. №2. С. 643-651
10.
Перькова Е.Ю. Строительство стадиона в Волгограде как фактор повышения социально-экономического развития региона// Иннов: Электронный научный журнал. 2018. №3. С. 23
11.
Семенова Е.И., Савельева О.В., Перспективы развития регионов после проведения чемпионата мира по футболу 2018// Olymplus. Гуманитарная версия. №2. 2017. С. 54-57
12.
Тельных Д.А. Социально-политические последствия чемпионата мира по футболу 2018// Наука и практика регионов. 2019. №1. С. 115-118
13.
Чемпионат мира FIFA по футболу – 2018: перспективы ожидания и эффекты наследия спортивного мегасобытия : материалы Международ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2–4 марта 2017 года / под общ. ред. Н. Б. Серовой; отв. за вып. Д. Ю. Нархов. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. 2017. 156 с.
References (transliterated)
1.
Andranovich, G., Burbank, M. J., & Heying, C. H. Olympic cities: lessons learned from mega-event politics// Journal of Urban Affairs. 2001. №23(2). Pp. 113–131.
2.
Badenhausen K. FIFA World Cup 2018: The Money Behind The Biggest Event In Sports// Forbes. 14.06.2018// Rezhim dostupa https://www.forbes.com/sites/kurtbadenhausen/2018/06/14/world-cup-2018-the-money-behind-the-biggest-event-in-sports/#49ab94369733
3.
Black, D. R., & Bezanson, S. (2004). The olympic games, human rights and democratisation: lessons from Seoul and implications for Beijing. 2004. Third World Quarterly. № 25(7). Pp. 1245–1261
4.
Cornelissen, S. China and the 2008 Beijing olympics: the dynamics and implications of sport mega-events in the semi-periphery// The China Monitor. 2007. № 18. Pp. 4–5
5.
Pillay U., Bass O. Mega-events as a Response to Poverty Reduction: The 2010 FIFA World Cup and its Urban Development Implications// Urban Forum. 2008. № 19. Pp. 329–346
6.
Bobrovskii E.A. Sotsial'no-ekonomicheskie itogi provedeniya krupnykh sportivnykh meropriyatii v 2018 godu dlya Rossii// Regional'nyi vestnik. 2019. №1. S. 2-4
7.
Volgogradskaya oblast' v tsifrakh. 2017: kratkii sb. / Terr. organ Fed. sluzhby gos. statistiki po Volgograd. obl. Volgograd: Volgogradstat, 2018. 374 s.
8.
Kazantseva M.V. Vliyanie postroiki stadiona «Samara-Arena» na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Samarskoi oblasti// Smetno-dogovornaya rabota v stroitel'stve. 2018. №5. S. 30-36
9.
Magaramova K.Sh. Provedenie chempionata mira po futbolu FIFA 2018 v Rossii: Ekonomicheskii effekt, dokhody i raskhody// Ekonomika i sotsium. 2017. №2. S. 643-651
10.
Per'kova E.Yu. Stroitel'stvo stadiona v Volgograde kak faktor povysheniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona// Innov: Elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2018. №3. S. 23
11.
Semenova E.I., Savel'eva O.V., Perspektivy razvitiya regionov posle provedeniya chempionata mira po futbolu 2018// Olymplus. Gumanitarnaya versiya. №2. 2017. S. 54-57
12.
Tel'nykh D.A. Sotsial'no-politicheskie posledstviya chempionata mira po futbolu 2018// Nauka i praktika regionov. 2019. №1. S. 115-118
13.
Chempionat mira FIFA po futbolu – 2018: perspektivy ozhidaniya i effekty naslediya sportivnogo megasobytiya : materialy Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 2–4 marta 2017 goda / pod obshch. red. N. B. Serovoi; otv. za vyp. D. Yu. Narkhov. Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta. 2017. 156 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"