по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция и редакционный совет > Политика издания
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Архитектура и дизайн
Правильная ссылка на статью:

"Право на город": рецензия на работу Е.А. Урусовой и Т.М. Хусяинова "Мегаполис: креативный и коммуникативный потенциал: Монография. Нижний Новгород: Изд-во «Печатная Мастерская Радонеж», 2018. 112 с."
Болтаевский Андрей Андреевич

кандидат исторических наук

доцент, Международный славянский институт

129085, Россия, г. Москва, ул. Годовикова, 9, строение 25

Boltaevskii Andrei Andreevich

PhD in History

associate professor of the Department of Philosophical and Socio-Humanitarian Disciplines at Moscow State University of Food Production

129085, Russia, g. Moscow, ul. Godovikova, 9, stroenie 25

boltaev83@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2585-7789.2019.1.30402

Дата направления статьи в редакцию:

28-07-2019


Дата публикации:

19-11-2019


Аннотация.

Предметом исследования является работа молодых нижегородских социологов Е.А. Урусовой и Т.М. Хусяинова, в которой показываются происходящие на наших глазах социо-культурные изменения в пространстве мегаполиса. Авторы стремятся показать необходимость равноценного доступа в городскую среду различных социальных групп, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Важную роль в формировании мегаполисов они видят в креативном пространстве, что дает прежде небывалые возможности для творческого развития индивидов и групп. Рецензируемая работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой выступает системный подход. Авторы также используют методы социсследования, в частности опрос. Научная новизна рецензируемой статьи определяется тем, что авторы стремятся показать процессы влияния городского пространства мегаполиса на коммуникативные и креативные возможности его жителей, в том числе инвалидов. При решении вопросов создания безбарьерной среды авторы обращают внимание не только на архитектурные, но и на социальные составляющие.

Ключевые слова: социология города, рецензия, мегаполис, коммуникативная сфера, креативный город, социальный диалог, доступная среда, дружелюбие, самопрезентация, партнерство

Abstract.

The subject of the research is the work of young sociologists from Nizhny Novgorod, E.A. Urusova and T.M. Khusyainova, in which the sociocultural changes taking place before our eyes in the megalopolis are shown. The authors strive to show the need for equal access to the urban environment of various social groups, including people with disabilities. They see an important role in the formation of megacities in the creative space, which gives previously unprecedented opportunities for the creative development of individuals. The peer-reviewed paper is based on the principles of analysis and synthesis, reliability, objectivity, and a systematic approach serves as the methodological basis. The authors also use the methods of social research, in particular the survey.The scientific novelty of the article under review is determined by the fact that the authors strive to show the processes of influence of the urban space of the megalopolis on the communicative and creative possibilities of its inhabitants, including the disabled. When solving issues of creating a barrier-free environment, the authors draw attention not only to architectural, but also to social components.

Keywords:

accessible medium, social dialogue, creative city, communication sphere, metropolis, review, sociology of the city, friendliness, self-presentation, partnership

Сегодня различные специалисты – социологи, психологи, политологи, экономисты, культурологи, экологи – активно рассматривают те процессы, которые проходят в мегаполисах, ставших не просто «витриной жизни», но и местом, где встречаются и сосуществуют друг с другом фактически разные миры, многие представители которых слабо знакомы иными формами поведения и досуга. Так, старое рабочее поколение представляет «клубные тусовки» и «золотую молодежь» почти исключительно по телепрограммам и ассоциирует их с такими одиозными личностями, как участники телешоу «Дом-2». Что касается молодежной среды, то их знакомство с окружающим миров фактически ограничено той субкультурой, которая обеспечивает ее членам лучшее самовыражение. И это уже не конфликт отцов и детей, воспетый в русской литературе еще во второй половине XIX в., это следствие той изолированности, в которой несмотря на перенаселенность, ежедневные встречи в транспорте и на работе, реальное и виртуальное общение находятся жители мегаполисов. И все же люди из разных социальных групп не просто находятся в пределах городской среды: они учатся понимать и взаимодействовать друг с другом. К примеру, сегодня уже не так такого настороженного и зачастую негативного бытовавшего ранее отношения к лицам с ограниченными возможностями: более того, помощь им становится правилом хорошего тона, а все больше государственных и частных компаний делают не только специализированные входные группы, но и осуществляют сопровождение данных лиц. Заметим еще одну важную вещь, именно мегаполис, предъявляя повышенные требования к самой коммуникации человека, вызывает и рост креативных способностей: в частности, здесь формируется тот креативный класс, который, по определению В.А. Мау, является классом, который включен в постиндустриальную экономику, «это класс, живущий в глобальном мире» [1].

Указанные обстоятельства определяют актуальность рецензируемой работы двух нижегородских авторов Е.А. Урусовой и Т.М. Хусяинова, предметом которой является креативное и коммуникативное пространство современного мегаполиса. Авторы ставят своими задачами рассмотреть влияние креативного пространства на горожан и их коммуникативные практики, особое внимание уделяя лицам с ограниченными возможностями, а также показать репрезентацию «Я» в городской среде.

Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целого комплекса взаимосвязанных элементов.

Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: авторы стремятся охарактеризовать процесс формирования креативного города и выявить его социальные последствия.

Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя свыше 200 различных источников и исследований, что уже само по себе свидетельствует о проделанной авторами огромной работе. В библиографии представлены как труды выдающихся философов и социологов, которые можно рассматривать в качестве первоисточников (Ж. Бодрийяр, Э. Берджесс, Д. Джекобс, Г. Лебон, К. Линч, Ч. Лэндри, М. Кастельс, Р. Парк, О. Тоффлер), так и работы российских и зарубежных исследователей городского пространства (И.В. Вершинина, А.А. Желнина, О.Н. Яницкий и т.д.). Среди привлекаемых автором источников отметим официально-правовые документы и статистические данные, а также материалы периодической печати. В этой связи важно заметить, что помимо научного библиография любой серьезной работы выполняет также просветительскую точку зрения: читатели могут обратиться к другим материалам, расширив свой кругозор по весьма близкой большинству россиян теме городов.

Стиль работы можно отнести к научному, доступному для понимания не только специалистам, но и всем тем, кто интересуется как социологией города, в целом, так и проблемами населяющих его разнообразных социальных групп, в частности.

Структура работы отличается логичностью и последовательностью, в ней выделяются введение, три главы, заключение и библиография. Каждая и трех глав, в свою очередь, разделяется на параграфы. Первая глава – «Социально-культурное пространство современного мегаполиса» – является по своей сути вводной, в которой обобщаются и систематизируются работы отечественных и зарубежных исследователей по социологии города. Рассматривая разнообразие социо-культурного ландшафта современных городов, авторы отмечают, что «пространство города значительно влияет на практики самопрезентации и творческого самопредъявления жителей. Это связано не только с наличием или отсутствием городского сообщества, но и мест, доступных для изменения и креативизации. В свою очередь наличие подобного пространства зависит как от уровня развития города, численности населения, экономической и социальной политики, а также культурных ценностей региона» [2, c. 30], что в конечном итоге определяет наиболее развитые коммуникативно-креативные практики именно в мегаполисах.

Во второй главе – «Современный город: между креативностью и коммуникацией» – рассматриваются социальные последствия формирования мегаполисов, которые, как справедливо показывают авторы, «по сути можно отождествлять со всем человечеством, которое объединяется в процессе глобализации». Говоря о развитии креативного пространства в условиях мегаполисов, авторы помимо позитивных сторон выделяют и отрицательные: в частности, концепция креативного города «может служить прикрытием для неолиберальной городской политики, которая рассматривает искусство как ресурсы или товары» [2, с. 63]. В целом, авторы разделяют надежду Ч. Лэндри, что культура может стать подлинной основой для социального диалога, в рамках которого будут обеспечены стабильность и безопасность городского пространства.

Третья глава – «Лица с ограниченными возможностями в условиях города-мегаполиса: коммуникативные особенности» – представляет собой анализ социального положения лиц с ограниченными возможностями и создание безбарьерной среды. Вызывает интерес авторское мнение о том, что в создании безбарьерной среды важны не только ее физические составляющие (архитектурные решения), но и социальные, то есть создание специальных условий, стимулирующих взаимодействие между различными социальными группами. Здесь же авторы показывают результаты свое социологического исследования, в ходе которого было опрошено 34 респондента с разными степенями нарушения слуха возрастом от 18 до 48 лет. Примечательно, что как показывается в рецензируемом труде, 1/3 респондентов рассматривают работу, как средство достижения независимости, а наиболее важными факторами определяющим выбор места работы являются не только достойная оплата труда, но и дружный коллектив (это пожелание высказали 87, 1 % опрошенных). Авторы справедливо указывает на это обстоятельство, как на показатель высокой социальной активности анкетированных.

Главным выводом рецензируемой работы является то, что «современный мегаполис как проявление процесса глобализации с одной стороны имеет ориентацию на объединение, стирание границ и барьеров, но с другой, как и любой процесс глобализации приводит к размыванию существующих связей. Лица с инвалидностью в этих условиях имеют большие перспективы включения в общество, успешной интеграции, однако, далеко не всегда у них достаточно для этого мотивации и возможностей, поэтому большое значение имеет создание определенных условий для успешной инклюзии и развития коммуникаций» [2, с. 94].

Рецензируемая работа посвящена актуальной теме, вызовет определенный читательский интерес, снабжена таблицами и рисунками (конечно, хотелось бы цветных иллюстраций, но это уже определяется возможностями издательства), а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах по социологии и социологии города, так и в рамках формирования коммуникативного пространства удобного для жизни мегаполиса (ср. слова мэра российской столицы С.С. Собянина, «Москва должна стать городом, удобным для жизни»).

К работе есть замечания: например, она вопреки названию скорее представляет собою ряд очерков, нежели полноценную монографию, имеются опечатки, что вообще характерно для многих изданий в наш век «оптимизации» издательских расходов и т.д. Есть вопросы и к отдельным фрагментам текста: так, при проведении собственного социологического исследования авторы стремились «выяснить общие характеристики жизни лиц с инвалидностью в мегаполисе, а также особенности их занятости и досуга», однако при этом опрашивают жителей не только крупных городов, но и «городов районного значения, сел и деревень» [2, с. 86], имеются и стилистические погрешности.

Но главное, при оценке данной работы, следует учитывать, что это только один из первых шагов молодых исследователей из Нижнего Новгорода, в связи с чем хочется пожелать им успехов на научном пути.

Библиография
1.
Большой дозор. Москва для креативного класса [Электронный ресурс]. URL: https://echo.msk.ru/programs/dozor/883743-echo/ (дата обращения: 28.07.2019).
2.
Урусова Е.А., Хусяинов Т.М. Мегаполис: креативный и коммуникативный потенциал: Монография. Нижний Новгород: Изд-во «Печатная Мастерская Радонеж», 2018. 112 с.
References (transliterated)
1.
Bol'shoi dozor. Moskva dlya kreativnogo klassa [Elektronnyi resurs]. URL: https://echo.msk.ru/programs/dozor/883743-echo/ (data obrashcheniya: 28.07.2019).
2.
Urusova E.A., Khusyainov T.M. Megapolis: kreativnyi i kommunikativnyi potentsial: Monografiya. Nizhnii Novgorod: Izd-vo «Pechatnaya Masterskaya Radonezh», 2018. 112 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"