Статья 'Институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований

Рогач Ольга Владимировна

ORCID: 0000-0002-3031-4575

кандидат социологических наук

доцент, Департамент социологии, Финансовый университет при Правительстве РФ

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49

Rogach Olga Vladimirovna

PhD in Sociology

Associate Professor, Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation

125993, Russia, g. Moscow, Leningradskii prospekt, 49

rogach16@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Фролова Елена Викторовна

ORCID: 0000-0002-8958-4561

доктор социологических наук

профессор, Департамент социологии, Финансовый университет при Правительстве РФ

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49

Frolova Elena Viktorovna

Doctor of Sociology

Professor, Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation

129226, Russia, Moscow, Vilgelma Pika Street 4, office #1

efrolova06@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2019.11.29259

Дата направления статьи в редакцию:

17-03-2019


Дата публикации:

06-11-2019


Аннотация: Предметом исследования выступают институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в процессы развития туристической привлекательности российских территорий. Авторами подробно рассматриваются исходные теоретико-методологические предпосылки изучения институциональных условий (ключевые положения теории социальных институтов, социально-экономические положения институциональной среды); определяется значимость влияния институциональных условий на вектор развития муниципальных образований; изучается структурно-содержательное представление институциональных условий. Особое внимание уделяется возможностям и ограничениям конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований, экплидуцированных в сложившихся институциональных условиях. Методологическое ядро исследования составили положения системного, ситуационного и процессного подходов; а также идеи, заложенные в теории социальных институтов Д.Норта. В своем исследовании авторы использовали комплекс методов, в число которых вошли анализ документов, сравнительный анализ, структурно-функциональный анализ и моделирование. Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующих положениях: конвертация социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности территории требует создания институциональных условий, обеспечивающих населению стимулы к заданному социальному действию с учетом трансформации формальных правил, норм и параметров взаимодействия. С этой точки зрения, институциональные условия обеспечивают возможность исполнения неформальных практик, которые предстают в качестве компенсаторов неизбежной ограниченности институционализированных систем, придавая им гибкость, адаптивность и вариативность развития. Научная новизна исследования заключается в определении институциональных условий, инициирующих процессы формализации социальных отношений, переход к созданию организационных структур мобилизации внутренних источников территориального развития в целях формирования конкурентных преимуществ и адаптивных возможностей социально-экономических систем.


Ключевые слова:

муниципальное образование, туристическая привлекательность, институциональные условия, институциональная среда, социальный институт, социальный ресурс, местные сообщества, финансовые ресурсы, инвестиционные практики, муниципальная собственность

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00565 "Взаимодействие ключевых субъектов местных сообществ в целях повышения туристической привлекательности российских территорий: ограничения, ресурсы и технологии развития»
The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-011-00565.

Abstract: The subject of this research is the institutional conditions for converting social resource of the local communities into the processes of development of tourism attractiveness of the Russian territories. The authors examine the initial theoretical and methodological prerequisites of studying institutional conditions (key provisions of the theory of social institutions, socioeconomic situation of institutional environment); determine the significance of impact of institutional conditions upon the vector of development of municipal formations; explore the structural-conceptual perception of institutional conditions. Special attention is given to the potential and constraints of conversion of social resource of the local communities to the development of tourism attractiveness of municipal formations, explicated in the established institutional conditions. The following conclusions were made: conversion of social resource of local communities to the development of territory’s tourism attractiveness requires the creation of institutional conditions that incentivize population towards this social action, considering the transformation of formal rules, norms and parameters of interaction. From such perspective, the institutional conditions allow implementation of informal practices, which manifest as the compensators of inevitable limitation of institutionalized systems, imparting them with flexibility, adaptivity and variability of development. The scientific novelty lies in determination of institutional conditions initiating the processes of formalization of social relations, transition towards creation of organizational structures for mobilization of internal sources of territorial development to create competitive advantages and adaptive opportunities of socioeconomic systems.


Keywords:

municipality, tourist attractiveness, institutional environment, institutional setting, social institution, social resource, local community, financial resources, investment practices, municipal property

Введение. Особое место в понимании вопросов включения социального ресурса местных сообществ в решение вопросов развития туристической привлекательности муниципальных образований занимают институциональные условия, которые определяют совокупность основополагающих социально-политических, экономических и правовых установок, формирующих базис для конвертации социального ресурса в реальные возможности территориального развития [1].

Институциональный подход к рассмотрению вопросов территориального развития, а также формализации социальных отношений, направлен на изучение общества как целостной системы, представляющей собой органическое единство социальных и экономических отношений, закрепленных в системе формальных и неформальных правил и норм. С этой точки зрения ключевое понятие «институт» может интерпретироваться как относительно устойчивый комплекс принципов и установок, определяющих специфику отношений, взаимодействия социальных субъектов. Институты представляют собой сложно структурированные, функционально дифференцированные системы, имеющие свою структуру, компоненты и закономерности развития [6].

Ключевые идеи теории социальных институтов разрабатывались в трудах Д. Норта [4]. Ученым раскрывается положение, согласно которому определяющим основанием социально-экономического развития территории выступают социальные институты, которые «оформляют» правила человеческого взаимодействия, структурируют стимулы социального, экономического и политического обмена. Социальные институты отражают структурные формы человеческих взаимодействий через сочетание правил, механизмов, обеспечивающих их соблюдение, а также определенных норм поведения. С этой точки зрения, социальные институты интегрируют в себе три ключевых компонента:

- формально закрепленные правила (законодательные основы, процедуры), регламентирующие основы жизнедеятельности социальных субъектов;

- механизмы, обеспечивающие принуждение социальных субъектов к соблюдению формально закрепленных правил;

- неформальные нормы, которые в неофициальном порядке ограничивают сферу действия формальных правил и процедур (неписаные нормы поведения, традиции и обычаи, привычки, добровольно принятые ограничения).

Для нашего исследования особый интерес представляет идея Д. Норта, согласно которой именно неформальные нормы – добровольно принятые социальным субъектом обязательства – могут служить эффективным «заменителем» формальных институтов в виду обеспечения значительной экономии ресурсов. Несмотря на то, что формальные и неформальные нормы взаимодополняют друг друга, зачастую именно действие неформальных правил определяет эффективность включения местного сообщества в решение вопросов территориального развития. Принятые в обществе установки на социальное партнерство, развитие практик добровольчества, построение доверительных отношений с властными структурами, являясь модификацией формальных правил, общественно санкционированных норм поведения, обеспечивают конвертацию социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований. Таким образом, неформальные нормы становятся самовыполняющимися стандартами социального поведения, расширяя и дополняя формальное поле социальных институтов.

Данный подход Д. Норта позволяет определить и конкретизировать институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований. Однако, прежде, стоит обратиться к рассмотрению такого понятия как «институциональная среда», которое выступает основополагающим при выделении институциональных условий развития конкретных территорий.

Институциональная среда: социально-экономический аспект.Институциональная среда, как более широкое понятие макроуровня, с одной стороны, включает в себя формальные и неформальные нормы, ценности, образцы ролевых ожиданий и параметры взаимодействия социальных субъектов, тогда как, с другой – структуры, которые обеспечивают их сохранение и легитимацию. Уточнение содержательного наполнения понятия «институциональная среда» базируется на положениях, которые раскрыты в работах А.Е. Шастико. В частности, ученым предлагается рассматривать институциональную среду, через призму ролевой системы, традиций и обычаев, поведенческих правил и норм, имеющих формальную и неформальную организацию, обособленный комплекс социальных действий, и сопутствующую им сеть официальных учреждений [8]. Формальные предписания, закрепленные в российском законодательстве, регулируют отношения в обществе, определяя, в первую очередь, экономическую основу территориального развития, закладывая возможности для ее саморазвития и саморегуляции.

Следует учитывать, что все компоненты институциональной среды взаимосвязаны между собой, что инициирует их взаимное подкрепление в ходе реализации социального действия. В качестве примера, который иллюстрирует данное положение можно привести ситуацию, в рамках которой даже «идеальные» правовые нормы, не легитимированные ценностями и традициями, сложившимися в обществе, не смогут способствовать активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества, их конвертации в развитие туристической привлекательности российских территорий. Это связано с тем, что возможности использования социального ресурса муниципального образования, помимо правовых норм, определяются традициями социально-экономического взаимодействия ключевых субъектов местных сообществ. Культивирование в обществе установок населения на недоверие к действиям властей, противопоставление ценностных установок «простого народа» и властных структур, снижение гражданской активности и рост социального отчуждения снижают эффективность как отдельных аспектов управленческой деятельности, так и любых правовых норм в целом [7]. В связи с чем, конвертация социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований возможна только при формировании соответствующей институциональной среды, включающей в себя социально разделяемые ценности, традиции, нормы права, организации и учреждения (муниципальные органы управления) [5].

Таким образом, компоненты институциональной среды являются социальными конструктами общественной жизни, тогда как система организаций обеспечивает их структурирование и выполнение. Принято полагать, что существующая система управления, а также социетальные формы организованности являются механизмом, который обеспечивает выполнение установленных норм на практике. Это достигается за счет принуждения социальных субъектов к должному поведению, применения формальных и неформальных санкций, использования административного влияния в целях оптимизации жизнедеятельности социальных субъектов [12, 13].

Применительно к процессам конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований особую роль играют политико-правовые основания эффективного управления, социально-экономические характеристики развития территории, в том числе состояние муниципальной собственности, социальной инфраструктуры, финансово-кредитной системы, наличие успешных инвестиционных практик [9, 10]. Роль последних особенно велика в условиях рыночной экономики, и направлена, в первую очередь, на стимулирование социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества, привлечение социального ресурса в развитие туристической привлекательности муниципальных образований. Поддержка представителей местных сообществ, обеспечивающих разработку и продвижение туристического продукта, расширение пространства коммерциализированного гостеприимства, снижение социальных рисков, формирование устойчивых социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества – основные задачи, которые стоят в сегодня перед муниципальными органами власти. Решение данных задач обеспечит устойчивое развитие туристической привлекательности муниципальных образований на принципах самоорганизации и саморазвития [2].

Институциональные условия: возможности и ограничения конвертации социального ресурса. В работах О.В. Лысиковой убедительно обосновывается положение, согласно которому институциональная среда представлена внешними социально-политическими, социально-экономическими и социокультурными условиями, которые определяют параметры взаимодействия ключевых субъектов [3]. При этом в каждом муниципальном образовании складываются особые институциональные условия, определяющие правила и ограничения социальных взаимодействий на конкретной территории, которые формируются под воздействием социокультурных и административных факторов организации жизнедеятельности локального социума. Данные условия относительно устойчивы, скорость их изменений носит долгосрочный характер и обусловлена соответствующими преобразованиями в обществе.

С этой точки зрения, институциональные условия могут рассматриваться как наиболее значимые факторы, влияющие на эффективность управленческих практик конвертации социального ресурса в развитие туристической привлекательности муниципальных образований, формируя благоприятный фон для активизации горизонтальных взаимосвязей и взаимодействий [11]. Прежде всего, речь здесь идет о таких условиях, которые обеспечивают финансовую, инвестиционную, организационную, кадровую и иную поддержку муниципальными органами власти процессов активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества. Институциональные условия формируют параметры доступа представителям локальных местных сообществ к иным ресурсам муниципального образования (например, муниципальная собственность), консультативно-информационную поддержку общественных инициатив и практик социального партнерства.

При рассмотрении институциональных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в процессы развития туристической привлекательности муниципальных образований следует обратить внимание на такие их характеристики, как: глубинная и исторически устойчивая форма влияния, непрерывное продуцирование социально-экономических параметров взаимодействия ключевых субъектов местных сообществ, воспроизводство правил и норм, создающих для органов власти, отдельных социальных групп и субъектов возможности и ограничения активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий. Ключевые характеристики институциональных условий задаются внешними по отношению к представителям местных сообществ детерминантами и формируют «правила игры» для всех жителей конкретной территории. Особенности создания и функционального проявления системы институциональных условий затрагивают все сферы экономической, политической и социокультурной жизни муниципального образования.

Роль институциональных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований может быть эксплицирована в следующих функциях:

1. Ценностно-нормативная функция заключается в формировании, закреплении и легитимация норм, ценностных установок и образцов ролевых ожиданий, определяющих параметры взаимодействия ключевых субъектов местных сообществ для развития туристической привлекательности российских территорий. Прежде всего, речь идет о финансовой, инвестиционной, организационной, кадровой и иной поддержке муниципальными органами власти процессов активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества. Последовательное формирование новых поведенческих стандартов, практик гостеприимства, повышение уровня доверия населения к действиям властей, а также обеспечение высокой степени включенности населения местных сообществ в создание и продвижение туристического продукта, сохранение аутентичных ценностей территории – важнейшая задача, от решения которой зависят параметры развития туристической привлекательности муниципальных образований, уровень и качество социальных связей.

2. Мотивационно-стимулирующая функция обеспечивает формирование условий и конкретных стимулов, способствующих привлечению социального ресурса в процессы развития туристической привлекательности муниципальных образований. Формирование высокого уровня доверия населения к действиям властей, формирование туристского сознания граждан – гостеприимства по отношению к туристам (политика открытости и толерантности), создание благоприятных налоговых и финансовых условий функционирования общественных и некоммерческих организаций, волонтеров и их сообществ, творческих коллективов и отдельных групп со специальными интересами, ориентация властей на поддержание партнерских отношений с представителями местного сообщества являются элементами системы мотивации населения. Данная функция приобретает особое значение в современных условиях дефицита у муниципалитетов финансовых ресурсов развития туристической привлекательности муниципальных образований.

3. Стабилизационная функция реализуется в деятельности политико-правовых институтов, обеспечивающих соответствие организационно-управленческих механизмов конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований законам и закономерностям общественного развития, стратегическим ориентирам государственного строительства, адаптационным возможностям территории к реальным социально-экономическим условиям муниципальных образований, а также устранение противоречий в части соблюдения норм действующего законодательства. Не менее важной составляющей данной функции является формирование условий артикуляции и агрегирования интересов различных социальных групп, что позволяет обеспечить эффективное взаимодействие власти и населения, релевантность развития туристической привлекательности муниципальных образований общественным потребностям и ожиданиям.

4. Функция саморегулирования и саморазвития реализуется в процессе формирования условий активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества, их конвертации в развитие туристической привлекательности муниципальных образований. Другим источником развития туристической привлекательности российских территорий является интериоризация соответствующих норм и ценностей в практику социально-экономического взаимодействия ключевых субъектов местных сообществ, развитие межмуниципального сотрудничества в целях обеспечения высокого уровня дифференциации туристских услуг, организации сетевого взаимодействия и обмена ресурсами местных сообществ.

Влияние институциональных условий на вектор развития муниципальных образований, определяет необходимость их учета при активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества, конвертации социального ресурса в развитие туристической привлекательности российских территорий.

Структурно-содержательное отражение институциональных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований. Рассмотрим структурно-содержательное представление институциональных условий конвертации социального ресурса в процессы развития туристической привлекательности муниципальных образований, отраженном на рисунке 1.

Рисунок 1. Структурно-содержательное отражение институциональных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований.

Согласно графической визуализации структурно-содержательного отражения институциональных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований, можно сделать предположение, что совокупность институциональных условий, выраженных в соответствующих формальных правилах, нормах и регламентируемых параметрах взаимодействия социальных субъектов создают возможности и ограничения активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества в рамках конкретных муниципальных образований. Подобный состав институциональных условий создает предпосылки, определяющие характер преобразования социально-экономических характеристик муниципальных образований. В частности, правила, нормы и параметры взаимодействия не только задают вектор развития территории, но и конкретизируются в принятых практиках распределения финансовых ресурсов муниципальных образований, кадровом обеспечении органов местного самоуправления, инвестиционных проектах, организационных структурах, обеспечивающих на муниципальном уровне развитие туристической привлекательности территории.

Обсуждение. Можно предположить, что отражение институциональных условий в конкретных характеристиках муниципальных образований задает «правила игры» для представителей местных сообществ, регламентируя социальные отношения, социальные связи и социальные взаимодействия. Институциональные условия инициируют процессы формализации социальных отношений, переход к созданию организационных структур мобилизации внутренних источников территориального развития, активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий для формирования конкурентных преимуществ и адаптивных возможностей социально-экономических систем, учитывающих тенденции и перспективы изменений внешней среды. В частности, малое предпринимательство в туризме, поддержка местными властями хозяйствующих субъектов, реализующих коллективные интересы территории в продвижении местного туристического продукта могут стать драйверами формирования туристической привлекательности российских территорий.

Можно сделать заключение, что таким образом формальное институциональное подкрепление неформальных практик, обеспечивает повышение эффективности формальных институтов за счет включения населения в решение вопросов местного значения на основе развития идей социального партнерства, гражданской активности, роста уровня доверия населения к действиям местных властей. При этом именно органы местного самоуправления становятся ключевым субъектом активизации социальных ресурсов, местных туристических инициатив. Итогом, целенаправленного подхода к формированию институциональных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований должны стать снижение административных барьеров и ограничений взаимодействия субъектов местных сообществ, определение возможностей мобилизации внутренних источников территориального развития.

Взаимосвязь и непротиворечивость неформальных практик, норм и ценностных установок характеру правовых предписаний, а также эффективное функционирование системы учреждений и организаций, в том числе муниципальных органов власти создают условия для практики партнерского взаимодействия местной власти с различными общественно-значимыми группами населения, практики использования субсидирования малого предпринимательства, грантовой поддержки местных инициатив (хозяйствующих субъектов, реализующих коллективные интересы территории) в части популяризации и продвижения местного туристического продукта, формирования конкурентных преимуществ и адаптивных способностей внутреннего туризма. Органичное взаимодействие нормативного проявления институциональных условий в рамках конкретных муниципальных образований и неформальных практик представителей местных сообществ позволяют обеспечить механизм активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества, их конвертации в развитие туристической привлекательности муниципальных образований.

Выводы. Таким образом, институциональные условия обеспечивают возможность исполнения неформальных практик, которые предстают в качестве своеобразных компенсаторов неизбежной ограниченности институционализированных систем, придавая им гибкость, адаптивность и вариативность развития. Конвертация социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности территории требует создания особых институциональных условий, которые обеспечили бы для населения стимулы к определенному социальному действию с учетом трансформации формальных правил, норм и параметров взаимодействия без явного и прямого их нарушения. Кроме того, институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований призваны объединить интересы ключевых субъектов местных сообществ при помощи формального институционального подкрепления. Такое подкрепление находит выражение в следующих аспектах функционирования муниципального образования: кадровое обеспечение органов местного самоуправления, муниципальная собственность, инвестиционные практики, финансовые ресурсы муниципального образования и организационные структуры.

Библиография
1. Иванов О.И. Институциональные условия трансформации социального пространства России (основы теоретико-методологического анализа). Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала. Межвузовский сборник научных трудов. — СПБ, — 2015.
2. Медведева Н.В., Рябова Т.М., Рогач О.В., Фролова Е.В. Социальное партнерство власти и местного сообщества в России: ограничения и направления активизации сотрудничества. Москва, 2018.
3. Лысикова О.В. Российский туризм: глобальное и локальное: монография. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2011.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Начала, 1997.
5. Рогач О.В. Консолидация ресурсов местных сообществ как стратегический ориентир устойчивого развития туристической привлекательности российских территорий. Социодинамика. 2018. № 8. С. 7-14.
6. Фролова Е.В. Модернизация социальной инфраструктуры муниципальных образований в России. Дисс … д-ра соц. наук: 22.00.08. – Москва, 2014.
7. Фролова Е.В. Взаимодействие населения и местной власти: проблемы и новые возможности. Социологические исследования. 2016. № 4 (384). С. 59-64.
8. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
9. Bramwell B. (2015) Participative Planning and Governance for Sustainable Tourism, Tourism Recreation Research, 35:3, 239-249, DOI: 10.1080/02508281.2010.11081640
10. Kryukova, E.M., Makeeva, D.R., Konovalovа, E.E. Tourism as Preferred Direction in the Strategy of Substitution of Industry Branches in Mono-Territories of Russian Federation.// World Applied Sciences Journal. – 2014.-30 (Management, Economics, Technology & Tourism): P. 176-178, DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.30.mett.24
11. MacCannell D. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Setting. American Journal of Sociology. 2015. № 79 (3). P. 589-603.
12. Park S.Y., Kohler T. (2018) Collaboration for sustainable tourism through strategic bridging: A case of travel-change. Journal of Vacation Marketing. https://doi.org/10.1177/1356766717750422
13. Bramwell B. (2015) Participative Planning and Governance for Sustainable Tourism, Tourism Recreation Research, 35:3, 239-249, DOI: 10.1080/02508281.2010.11081640
References
1. Ivanov O.I. Institutsional'nye usloviya transformatsii sotsial'nogo prostranstva Rossii (osnovy teoretiko-metodologicheskogo analiza). Aktual'nye problemy truda i razvitiya chelovecheskogo potentsiala. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. — SPB, — 2015.
2. Medvedeva N.V., Ryabova T.M., Rogach O.V., Frolova E.V. Sotsial'noe partnerstvo vlasti i mestnogo soobshchestva v Rossii: ogranicheniya i napravleniya aktivizatsii sotrudnichestva. Moskva, 2018.
3. Lysikova O.V. Rossiiskii turizm: global'noe i lokal'noe: monografiya. Saratov: Sarat. gos. tekhn. un-t, 2011.
4. Nort D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki. – M.: Nachala, 1997.
5. Rogach O.V. Konsolidatsiya resursov mestnykh soobshchestv kak strategicheskii orientir ustoichivogo razvitiya turisticheskoi privlekatel'nosti rossiiskikh territorii. Sotsiodinamika. 2018. № 8. S. 7-14.
6. Frolova E.V. Modernizatsiya sotsial'noi infrastruktury munitsipal'nykh obrazovanii v Rossii. Diss … d-ra sots. nauk: 22.00.08. – Moskva, 2014.
7. Frolova E.V. Vzaimodeistvie naseleniya i mestnoi vlasti: problemy i novye vozmozhnosti. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2016. № 4 (384). S. 59-64.
8. Shastitko A.E. Novaya institutsional'naya ekonomicheskaya teoriya. – 3-e izd., pererab. i dop. – M.: Ekonomicheskii fakul'tet MGU, TEIS, 2002.
9. Bramwell B. (2015) Participative Planning and Governance for Sustainable Tourism, Tourism Recreation Research, 35:3, 239-249, DOI: 10.1080/02508281.2010.11081640
10. Kryukova, E.M., Makeeva, D.R., Konovalova, E.E. Tourism as Preferred Direction in the Strategy of Substitution of Industry Branches in Mono-Territories of Russian Federation.// World Applied Sciences Journal. – 2014.-30 (Management, Economics, Technology & Tourism): P. 176-178, DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.30.mett.24
11. MacCannell D. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Setting. American Journal of Sociology. 2015. № 79 (3). P. 589-603.
12. Park S.Y., Kohler T. (2018) Collaboration for sustainable tourism through strategic bridging: A case of travel-change. Journal of Vacation Marketing. https://doi.org/10.1177/1356766717750422
13. Bramwell B. (2015) Participative Planning and Governance for Sustainable Tourism, Tourism Recreation Research, 35:3, 239-249, DOI: 10.1080/02508281.2010.11081640

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – выявление и обоснование институциональных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований Российской Федерации.

Методология исследования основана на теоретическом подходе (теория социальных институтов Д. Норта) с применением методов анализа, сравнения, обобщения, синтеза.

Актуальность исследования обусловлена важностью развития туризма как отрасли современной экономики, повышения туристического потенциала муниципальных образований и, соответственно, необходимостью изучения соответствующих предпосылок, включая институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности.

Научная новизна в явном виде не выделена и, по-видимому, связана с обоснованием автором выводов о том, что конвертация социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности территории требует создания особых институциональных условий, которые призваны объединить интересы ключевых субъектов, обеспечивают возможность исполнения неформальных практик – своеобразных компенсаторов неизбежной ограниченности институционализированных систем, придающих им гибкость, адаптивность и вариативность.

Стиль изложения научный. Статья написана русским литературным языком.

Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (включение социального ресурса местных сообществ в решение вопросов развития туристической привлекательности муниципальных образований, институциональный подход, понятие «институт», ключевые идеи теории социальных институтов, неформальные нормы, экономия ресурсов, институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований), Институциональная среда: социально-экономический аспект (формальные и неформальные нормы, ценности, образцы ролевых ожиданий и параметры взаимодействия социальных субъектов, тогда как, структуры, которые обеспечивают их сохранение и легитимацию, компоненты институциональной среды, социальные конструкты общественной жизни, социетальные формы организованности, политико-правовые основания эффективного управления, социально-экономические характеристики развития территории), Институциональные условия: возможности и ограничения конвертации социального ресурса (параметры взаимодействия ключевых субъектов, параметры доступа представителям локальных местных сообществ к ресурсам муниципального образования, функции институциональных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований – ценностно-нормативная, мотивационно-стимулирующая, стабилизационная, функция саморегулирования и саморазвития), Структурно-содержательное отражение институциональных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований (структурно-содержательное представление институциональных условий конвертации социального ресурса в процессы развития туристической привлекательности муниципальных образований), Обсуждение (отражение институциональных условий в конкретных характеристиках муниципальных образований, малое предпринимательство в туризме, формальное институциональное подкрепление неформальных практик, повышение эффективности формальных институтов за счет включения населения в решение вопросов местного значения на основе развития идей социального партнерства, гражданской активности, роста уровня доверия населения к действиям местных властей, взаимосвязь и непротиворечивость неформальных практик, норм и ценностных установок, практики субсидирования малого предпринимательства, грантовой поддержки местных инициатив), Выводы (заключение), Библиография.

Разделы «Структурно-содержательное отражение институциональных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований» и «Обсуждение» могу быть объединены.

Текст включает один рисунок. Точку в названии рисунка 1 следует удалить.

Содержание в целом соответствует названию. В то же время желательно более подробно изложить (возможно, в виде схемы, аналогичной рисунку 1), что понимается под конвертацией в целом и конвертацией социального ресурса, в частности. Также желательно в формулировке заголовка уточнить, идёт ли речь о муниципальных образованиях только Российской Федерации или вообще. Точку в заголовке статьи следует удалить.

Библиография включает 13 источников отечественных и зарубежных авторов – монографии, научные статьи, диссертации. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
1. Иванов О. И. Институциональные условия трансформации социального пространства России (основы теоретико-методологического анализа) // Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала : межвузовский сборник научных трудов. СПб., 2015. С. ???–???.
2. Социальное партнерство власти и местного сообщества в России: ограничения и направления активизации сотрудничества / Н. В. Медведева, Т. М. Рябова, О. В. Рогач и др. М., 2018. ??? с.
5. Рогач О. В. Консолидация ресурсов местных сообществ как стратегический ориентир устойчивого развития туристической привлекательности российских территорий // Социодинамика. 2018. № 8. С. 7–14.
6. Фролова Е. В. Модернизация социальной инфраструктуры муниципальных образований в России : дис. … д-ра социол. наук : 22.00.08. – М., 2014. – ??? с.
9. Bramwell B. Participative Planning and Governance for Sustainable Tourism // Tourism Recreation Research. 2015. Vol. 35. № 3. Р. 239–249.
12. Park S. Y., Kohler T. Collaboration for sustainable tourism through strategic bridging: A case of travel-change // Journal of Vacation Marketing. 2018. Vol. ???. № ???. Р. ???–???.

Апелляция к оппонентам (Иванов О. И., Медведева Н. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Фролова Е. В., Лысикова О. В., Рогач О. В., Фролова Е. В., Шаститко А. Е., Норт Д., Bramwell B., Kryukova E. M., Makeeva D. R., Konovalovа E. E., MacCannell D., Park S. Y., Kohler T. и др.) имеет место.

В целом рукопись соответствует основным требования, предъявляемым к научным статьям. Материал представляет интерес для читательской аудитории и после доработки может быть опубликован в журнале «Социодинамика» (рубрики «Социальные исследования и мониторинг», «Местное самоуправление»).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.