Статья 'Земельные конфликты в Кабардино-Балкарской Республике: причины и особенности ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Земельные конфликты в Кабардино-Балкарской Республике: причины и особенности

Атласкиров Альберт Русланович

ORCID: 0000-0002-4032-2106

кандидат социологических наук

Старший научный сотрудник, Кабардино-Балкарский научный центр РАН

360051, Россия, республика Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

Atlaskirov Albert Ruslanovich

PhD in Sociology

Senior Scientific Associate, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

360051, Russia, Republic of Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Pushkin str., 18

atlaskirov.albert@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2018.9.27289

Дата направления статьи в редакцию:

30-08-2018


Дата публикации:

27-09-2018


Аннотация: Предметом исследования являются земельные конфликты в Кабардино-Балкарской Республике. Цель данной статьи заключается в том, чтобы исследовать причины и особенности земельных конфликтов в Кабардино-Балкарской Республике. Актуальность исследования заключается в том, что одним из важнейших факторов, определяющих общественно-политическую повестку дня региона, в последние годы, являются конфликты, связанные с распределением земельных ресурсов. Причины возникновения земельных конфликтов различны: ограниченные земельные ресурсы, низкий уровень социально-экономического развития региона, непродуманная земельная политика регионального правительства, межнациональные противоречия. В работе использован метод анализа существующих данных.Предпринята попытка выявления различных типов земельного конфликта, в зависимости от факторов, лежащих в их основе. Выявлено четыре типа земельного конфликта: аграрный, жилищный, рекреационно-рентный и этно-территориальный. Все отмеченные типы земельных конфликтов взаимосвязаны друг с другом. В определенных конфликтных ситуациях могут проявляться элементы как аграрного, так и жилищного типов конфликта. В силу того, что республика многонациональная, этно-территориальный тип конфликта, в той или иной степени, проявляется практически во всех случаях земельных конфликтов.


Ключевые слова:

Кабардино-Балкарская Республика, земельный конфликт, общественные организации, муниципальные образования, курортная зона, сельское хозяйство, межнациональные отношения, Белая Речка, Вольный Аул, Куба-Таба

Abstract: The subject of this research is the land conflicts in Kabardino-Balkar Republic. The goal of this work lies in examination of the causes and peculiarities of land conflicts in Kabardino-Balkar Republic. The relevance is substantiated by the fact that one of the paramount factors defining the sociopolitical agenda is the conflicts pertinent to allocation of land resources. Various causes can lead to the emergence of land conflicts: limited land resources, low level of socioeconomic development of the region, unarticulated land policy of the regional government, interethnic contradictions. The author determines the four types of land conflict: agrarian, residential. recreational-rental, and ethno-territorial. All of the aforementioned types are interrelated with each other. In certain conflict situation can manifest the elements of both, agrarian and residential types. Due to multinationality of the republic, the ethno-territorial type of conflict, to one or another extent, manifests practically in all cases of land conflicts.


Keywords:

Kabardino-Balkarian Republic, land conflict, public organizations, municipalities, resort area, agriculture, interethnic relations, White River, Free Aul, Cuba-Taba

Актуальность. Земельные ресурсы играют важную роль в жизнедеятельности общества. Если это утверждение не столь актуально для развитых постиндустриальных обществ, где благополучие населения зависит в большей степени от результатов научно-технического прогресса (Япония, Германия, Швейцария и т.д.), то для менее развитых в социально-экономическом отношении обществ, земельные ресурсы играют определяющую роль. К обществам с низким уровнем социально-экономического развития относится и Кабардино-Балкарская Республика, следовательно, земельные ресурсы имеют особое значение в жизнедеятельности местного населения.

Как и любые ограниченные виды ресурсов, земельные ресурсы, зачастую, являются причиной возникновения конфликтов. Земельные ресурсы являются источником конфликтов для многих регионов России (например, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Дагестан и т.д.). Природа возникновения земельных конфликтов различна и зависит от особенностей региона. Следует выделить ряд работ, в которых исследуются земельные конфликты в регионах России. В работе А.Н. Поляковой «Некоторые проблемы правового регулирования муниципально-правового статуса межселенных территорий»[18] представлен анализ основных проблем связанных с появлением межселенных территорий в ряде регионов России. А.Н. Гурина в работе «Особенности использования межселенных территорий в Российской Федерации»[5] исследует межселенные территории в системе муниципального деления Российской Федерации.

Конфликты, связанные с распределением земельных ресурсов, характерны и для Кабардино-Балкарии. Для достижения целей настоящей статьи полезными являются работы А.А. Гриценко[6], А.М. Чеченова и О.Г. Лошицской [22], А.Х. Борова [4], М.Р. Ашхотовой [2], Е.Ю.Захаровой и Е.Л. Капустиной [10], Ж.А. Калмыкова [15], в которых проанализированы особенности развития земельных отношений в республике и их конфликтный потенциал. Имеется ряд работ, в которых проводится сравнительный анализ земельных отношений в различных регионах Северо-Кавказского Федерального округа [1,11,13]. Совершенствование земельных отношений как необходимого фактора развития АПК республики рассматривается в ряде работ: З.А. Калова, Ф.М. Абазовой, М.В. Абазовой, Б.Д. Теуважукова «Земельные отношения – главный вопрос аграрной реформы в Кабардино-Балкарской Республике»[12]; А.О. Гуртуева, З.З. Иванова, Е.Г. Деркач «Совершенствование земельных отношений как предпосылка устойчивого развития АПК КБР»[7].

Причины возникновения земельных конфликтов в республике различны. В 90-х годах XX века в основе земельных конфликтов лежали межнациональные противоречия двух титульных народов региона – кабардинцев и балкарцев [13]. В 2000-е годы земельные конфликты стали следствием неисполнения руководством республики положений Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года [21], что вызвало резкое недовольство национальных общественных организаций [15]. В настоящее время в основе земельных конфликтов лежат социальные и экономические факторы, вызванные непрозрачным рынком земельных отношений Кабардино-Балкарии.

По данным Управления Росреестра по КБР в структуре земельного фонда региона большая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности (рис. 1)[2]. Пользование земельными ресурсами осуществляется, в большинстве случаев, на основе арендных отношений. Непрозрачность рынка аренды земельных ресурсов является одним из основных факторов, провоцирующих земельные конфликты в регионе.

Рис. 1. Структура земельного фонда Кабардино-Балкарской Республики [2].

Осложняет решение земельного конфликта в республике и периодически возникающие межнациональные противоречия. Во многом правительство региона объясняет отказ от исполнения ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и приватизации земель именно потенциальными межнациональными конфликтами, которые могут возникнуть на спорных территориях. Однако, несмотря на опасения правительства, основой земельных конфликтов в регионе являются социально-экономические факторы. В некоторых районах компактного расположения населенных пунктов с различным национальным составом (например, Кенделен-Заюково) земельные конфликты имеют смешанную национально-бытовую основу.

В целом, в зависимости от факторов, лежащих в основе конфликта, можно выделить несколько типов противоречий связанных с распределением земельных ресурсов. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом, в определенной ситуации выступают то в качестве доминирующего фактора, то в качестве второстепенного, а иногда выступают в качестве равноценных факторов, влияющих на конфликт. Рассмотрим несколько «типовых» примеров земельных конфликтов Кабардино-Балкарской Республики.

1. Первый тип земельного конфликта условно назовем «аграрный». Суть заключается в том, что руководители муниципалитетов и местная элита, используя административный ресурс, получает контроль над большими участками (до нескольких тысяч гектаров) земель сельскохозяйственного назначения населенного пункта, в то время, когда большая часть населения не получает ничего. Наглядным примером тому служит земельный конфликт в с. Куба-Таба.

Куба-Таба является небольшим селом в Баксанском районе Кабардино-Балкарской Республики. Для большей части жителей населенного пункта единственной возможностью заработать себе на пропитание является работа на земле (личные подсобные хозяйства, небольшие фермы, пашни, фруктовые сады и т.д.). В распоряжении селения находятся около 2000 гектаров земель сельскохозяйственного назначения. По словам жителей населенного пункта, большая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в аренде у трех человек, в то время как у более 3000 жителей в аренде всего 129 гектаров (рис. 2) [17].

Рис. 2. Распределение земель сельскохозяйственного назначения в селении

Куба-Таба [17].

В администрации муниципалитета и в правительстве региона на неоднократные обращения жителей села отмечали, что распределение земель сельскохозяйственного назначения осуществляется через аукционы, что не нарушает действующих законов. Однако селяне утверждают, что бедные жители не в состоянии участвовать в аукционах и бороться с крупными предпринимателями и представителями администрации за участки земли. Это приводит к тому, что большая часть жителей населенного пункта остается без земельных участков, что, в свою очередь, еще больше усложняет их и без того сложное материальное положение.

Схожие проблемы, связанные с распределением земель сельскохозяйственного назначения, существуют и во многих других населенных пунктах Кабардино-Балкарии (с. Нартан, с. Аргудан, с. Кичмалка и т.д.).

2. Второй тип земельного конфликта условно назовем «жилищный». Отмеченный нами тип земельного конфликта заключается в том, что в данном случае конфликт разгорается не за земли сельскохозяйственного назначения, а за небольшие участки земли (до 10 соток), предназначенные для индивидуального жилищного строительства. Особую остроту подобная проблема приобретает в наиболее плотно заселенных местностях. Ярким примером подобного конфликта последних лет является «кризис» в микрорайоне Вольный Аул городского округа Нальчик.

Конфликт разгорелся между общественной организацией «Вольный аул», представляющей интересы жителей микрорайона Вольный Аул городского округа Нальчик, и администрацией города за более чем 700 гектаров земли бывшего совхоза «Нальчикский». Представители общественной организации требовали от администрации города и республиканских властей выделить земли бывшего совхоза под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке жителям микрорайона, мотивируя это тем, что земли совхоза «Нальчикский» во времена СССР относились к их населенному пункту. В администрации города утверждают, что земли бывшего совхоза предназначены для раздачи участков нуждающимся жителям всего городского округа Нальчик, и жители микрорайона Вольный Аул не имеют привилегий перед остальными жителями. Часть участков планировалось бесплатно выделить многодетным семьям, а другую часть распределить в ходе аукциона.

Первые 70 сертификатов на земельные участки были выданы в 2016 году многодетным семьям городского округа Нальчик. Последующий 2017 год был отмечен значительным нарастанием протестной активности жителей микрорайона Вольный Аул. Активисты общественной организации «Вольный аул» провели несколько протестных мероприятий. Пик противостояния пришелся на 31 октября 2017 года, когда правоохранительными органами был разогнал несанкционированный митинг у администрации города, а руководители общественной организации «Вольный аул» задержаны[3].

В целом, протестная активность принесла свои плоды жителям микрорайона Вольный Аул. Республиканские власти решили частично удовлетворить требования активистов. На сессии Совета местного самоуправления депутаты приняли Генплан Нальчика, по которому два участка земли бывшего совхоза Нальчикский общей площадью 199 гектаров передавались жителям микрорайона Вольный Аул под дачное строительство, что позволило значительно снизить уровень социальной напряженности в регионе.

Подобного рода земельные конфликты были отмечены и в других населенных пунктах республики. Еще одним примером может служить конфликтная ситуация в балкарском селении Белая Речка. В 2013 году жители села Белая Речка (пригород города Нальчик) организовали раздачу участков земли размером до 10 соток под жилищное строительство наиболее нуждающимся гражданам. Земли были выделены на прилегающем к населенному пункту поле, которое относилось к категории земель сельскохозяйственного назначения (около 82 гектаров). Администрация населенного пункта назвала подобные действия сельчан неправомерными, а в общественно-политическом пространстве региона разгорелись дискуссии между представителями титульных национальностей (кабардинцами и балкарцами) об исторической принадлежности захваченных земель [14].

Чтобы снизить градус социального напряжения администрация перевела захваченные земли из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), и отдало в аренду ЖСК «Эркин Езен», созданному жителями Белой Речки. В последующем, когда кооператив «Эркин Езен» перестал выплачивать арендную плату, администрация снова пошла навстречу селянам и добилась снижения кадастровой стоимости участка. Однако и это не помогло, жители отказывались платить за аренду земель. В сентябре 2017 года судебное разбирательство завершилось победой администрации города Нальчика, которая истребовала от ЖСК «Эркин Езен» задолженность в размере 21 миллиона рублей. Апелляционная инстанция оставила решение в силе [8].

3. Третий тип земельного конфликта условно назовем «рекреационно-рентный». Данный тип земельного конфликта характеризуется тем, что конфликт разгорается вокруг земель расположенных в курортных районах Кабардино-Балкарии. Крупные государственные компании и предприниматели устанавливают контроль над курортными землями с целью создания туристической инфраструктуры и извлечения прибыли. Наиболее остро земельный конфликт курортного типа протекал в Приэльбрусье.

Приэльбрусье – один из самых популярных горнолыжных курортов России. Для дальнейшего развития региона была разработана программа создания на территории горнолыжного курорта ОЭЗ (особой экономической зоны). В ОЭЗ планировалось привлечь крупные компании для создания туристической инфраструктуры мирового класса. Под реализацию проекта потребовалось выделить земли в курортной зоне. Однако это вызвало недовольство местных жителей. Жители окрестных населенных пунктов (в основном балкарцы по национальности) боялись, что они останутся без земли и требовали оставить земельные ресурсы в собственности муниципалитетов, предлагая инвесторам брать землю в аренду. После ряда встреч жителей окрестных сел с представителями правительства региона и компании ОАО «Курорты Северного Кавказа», в ходе которых разъяснялись преимущества ОЭЗ для местных жителей, протестная активность пошла на спад. В 2016 году полномочия по управлению и распоряжению земельными участками особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Эльбрус» Министерством экономического развития России были переданы ОАО «Курорты Северного Кавказа» [16].

4. Четвертый тип земельных конфликтов условно назовем «этно-территориальный». В силу того, что Кабардино-Балкария является многонациональным регионом (кабардинцы – 57%, русские – 22,4%, балкарцы – 12,5%, другие национальности – 8,1%) [20] многие бытовые, экономические и другие спорные ситуации имеют тенденцию к переходу в межнациональный конфликт. Данный тип земельного конфликта в той или иной степени присущ и всем ранее отмеченным нами в работе типам земельного конфликта.

Обострение межнационального конфликта во второй половине 2010-х годов произошло вследствие выделения в земельном фонде региона межселенных территорий. Балкарские общественные организации требовали воссоздания Хуламо-Безенгиевского и Чегемского районов Балкарии, и возвращения земель в горных районах республики в муниципальную собственность балкарских населенных пунктов [19]. Кабардинские общественные организации утверждали, что подобное деление земельных ресурсов республики несправедливо, так как малонаселенные балкарские села получали больше земли, чем более крупные кабардинские населенные пункты [9]. Ситуация осложнялась тем, что за годы существования единой Кабардино-Балкарии была создана общая для всех населенных пунктов региона система хозяйствования (зимние и летние пастбища, пашни, инфраструктура и т.д.), а значительная часть балкарского населения переселилась в предгорья и равнины, являющиеся традиционным ареалом расселения кабардинцев. Перевод спорных земель в республиканскую собственность позволил частично снизить уровень межнациональных противоречий.

В настоящее время межнациональные конфликты за землю периодически возникают на территориях компактного расположения населенных пунктов с различным национальным составом (например, Кенделен - Заюково, Верхняя Жемтала - Нижняя Жемтала, городской округ Нальчик и т.д.), однако не принимают той остроты, характерной для второй половины 2010-х годов.

В целом, можно отметить, что конфликты, связанные с распределением земельных ресурсов, характерны для многих регионов России. Природа конфликтов различна и зависит от особенностей регионов. Земельные конфликты для Кабардино-Балкарской Республики характерны в силу ряда причин:

1. Ограниченность земельных ресурсов;

2. Низкий уровень социально-экономического развития региона;

3. Непродуманная земельная политика регионального правительства;

4. Межнациональные противоречия.

В работе, в зависимости от факторов, лежащих в основе, нами были выделены четыре типа земельного конфликта: аграрный, жилищный, рекреационно-рентный и этно-территориальный. Все отмеченные нами типы земельных конфликтов взаимосвязаны друг с другом. В определенных конфликтных ситуациях могут проявляться элементы как аграрного, так и жилищного типов конфликта. В силу того, что республика многонациональная, этно-территориальный тип конфликта, в той или иной степени, проявляется практически во всех случаях земельных конфликтов.

Библиография
1. Адиев А.З. Факторы дестабилизации общественно-политической ситуации в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии // В сборнике: Северо-Западный Кавказ: от прошлого к настоящему Сборник материалов международной научной конференции. Южный федеральный университет. 2014. С. 64-74.
2. Ашхотова М.Р. Модернизация механизма регулирования земельных отношений в условиях малоземелья (на примере Кабардино-Балкарской Республики): Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. URL: http://test.kbgau.ru/nauka/dm-4/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20%D0%90%D1%88%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0/index.php (дата обращения: 28.08.2018).
3. Арсланова З. Вольный аул: от схода к арестам // Кавполит. URL: http://kavpolit.com/articles/kbr_ot_shoda_k_arestam-36393/ (дата обращения: 24.08.2018).
4. Боров А.Х. Этнополитическое измерение социально-исторического процесса на Северном Кавказе: опыт Кабардино-Балкарии XX столетия // Научная мысль Кавказа. 2008. № 2 (54). С. 57-67.
5. Гурина А.Н. Особенности использования межселенных территорий в Российской Федерации // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2015. Т. 3. № 3. С. 175-182.
6. Гриценко А.А. Земельный вопрос на Северном Кавказе // В сборнике: Современные подходы к изучению экологических проблем в физической и социально-экономической географии X Международная молодёжная школа-конференция. Институт географии РАН. 2017. С. 7-9.
7. Гуртуев А.О., Иванов З.З., Деркач Е.Г. Совершенствование земельных отношений как предпосылка устойчивого развития АПК КБР // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 1 (51). С. 111-117.
8. Гуков А. КБР. Год противостояний и провалов // Кавказский дневник. URL: http://kavkazblog.ru/2018/01/05/%D0%BA%D0%B1%D1%80-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2/ (дата обращения: 22.08.2018).
9. Гусейнов О. Причудливые узоры муниципальных границ // Голос Кабарды. №11-12, март 2014. С. 7-8.
10. Захарова Е.Ю., Капустина Е.Л. Кичмалка: хозяйственные стратегии и земельный вопрос в современном балкарском селении // В сборнике: Материалы полевых исследований МАЭ РАН Санкт-Петербург, 2012. С. 53-76.
11. Иванов П.М., Гуня А.Н., Керимов А.М., Машкова Р.А. Влияние земельной реформы на современное природопользование и ландшафты Северного Кавказа: неоинституциональный подход // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2010. № 5-1 (37). С. 40-53.
12. Калов З.А., Абазова Ф.М., Абазова М.В., Теуважуков Б.Д. Земельные отношения – главный вопрос аграрной реформы в Кабардино-Балкарской Республике // Успехи современного естествознания. 2009. № 11. С. 44-49.
13. Казенин К.И. «Тихие» конфликты на Северном Кавказе: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. – М: REGNUM, 2009. – 180 с.
14. Казенин К. Белая Речка, или землемеры на марше. Начнется ли с Белой Речки «новая история» урегулирования северокавказских конфликтов? // Кавполит. URL: http://kavpolit.com/articles/belaja_rechka_ili_zemlemery_na_marshe-1159/ (дата обращения: 22.08.2018).
15. Калмыков Ж. А. Этнотерриториальная и административно-территориальная структура Кабардино-Балкарии и проблемы реализации в КБР Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – Нальчик, 2010. – 107 с.
16. «Курорты Северного Кавказа» получили в управление земли ОЭЗ в Приэльбрусье // РИА НОВОСТИ. URL: https://realty.ria.ru/realtynews/20160425/407335406.html (дата обращения: 22.08.2018).
17. Оразаева Л. В Кабардино-Балкарии жители селения Куба-Таба заявляют об отказе чиновников предоставить земельные участки // Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/246033/ (дата обращения: 26.08.2018).
18. Полякова А. И. Некоторые проблемы правового регулирования муниципально-правового статуса межселенных территорий [Текст] // Право: современные тенденции: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 63-65. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5399/ (дата обращения: 10.07.2018).
19. Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарии винит власти в воровстве федеральных средств // Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/103766/ (дата обращения: 22.08.2018).
20. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике. Национальный состав населения. URL: http://kbr.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kbr/ru/statistics/population/ (дата обращения: 17.08.2018).
21. Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru
22. Чеченов А.М., Лошицкая О.Г.. Государственные программы развития на локальном уровне и их конфликтогенный потенциал (Кабардино-Балкария) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1482.
References
1. Adiev A.Z. Faktory destabilizatsii obshchestvenno-politicheskoi situatsii v Kabardino-Balkarii i Karachaevo-Cherkessii // V sbornike: Severo-Zapadnyi Kavkaz: ot proshlogo k nastoyashchemu Sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Yuzhnyi federal'nyi universitet. 2014. S. 64-74.
2. Ashkhotova M.R. Modernizatsiya mekhanizma regulirovaniya zemel'nykh otnoshenii v usloviyakh malozemel'ya (na primere Kabardino-Balkarskoi Respubliki): Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. URL: http://test.kbgau.ru/nauka/dm-4/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20%D0%90%D1%88%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0/index.php (data obrashcheniya: 28.08.2018).
3. Arslanova Z. Vol'nyi aul: ot skhoda k arestam // Kavpolit. URL: http://kavpolit.com/articles/kbr_ot_shoda_k_arestam-36393/ (data obrashcheniya: 24.08.2018).
4. Borov A.Kh. Etnopoliticheskoe izmerenie sotsial'no-istoricheskogo protsessa na Severnom Kavkaze: opyt Kabardino-Balkarii XX stoletiya // Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2008. № 2 (54). S. 57-67.
5. Gurina A.N. Osobennosti ispol'zovaniya mezhselennykh territorii v Rossiiskoi Federatsii // Interekspo Geo-Sibir'. 2015. T. 3. № 3. S. 175-182.
6. Gritsenko A.A. Zemel'nyi vopros na Severnom Kavkaze // V sbornike: Sovremennye podkhody k izucheniyu ekologicheskikh problem v fizicheskoi i sotsial'no-ekonomicheskoi geografii X Mezhdunarodnaya molodezhnaya shkola-konferentsiya. Institut geografii RAN. 2017. S. 7-9.
7. Gurtuev A.O., Ivanov Z.Z., Derkach E.G. Sovershenstvovanie zemel'nykh otnoshenii kak predposylka ustoichivogo razvitiya APK KBR // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2013. № 1 (51). S. 111-117.
8. Gukov A. KBR. God protivostoyanii i provalov // Kavkazskii dnevnik. URL: http://kavkazblog.ru/2018/01/05/%D0%BA%D0%B1%D1%80-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2/ (data obrashcheniya: 22.08.2018).
9. Guseinov O. Prichudlivye uzory munitsipal'nykh granits // Golos Kabardy. №11-12, mart 2014. S. 7-8.
10. Zakharova E.Yu., Kapustina E.L. Kichmalka: khozyaistvennye strategii i zemel'nyi vopros v sovremennom balkarskom selenii // V sbornike: Materialy polevykh issledovanii MAE RAN Sankt-Peterburg, 2012. S. 53-76.
11. Ivanov P.M., Gunya A.N., Kerimov A.M., Mashkova R.A. Vliyanie zemel'noi reformy na sovremennoe prirodopol'zovanie i landshafty Severnogo Kavkaza: neoinstitutsional'nyi podkhod // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2010. № 5-1 (37). S. 40-53.
12. Kalov Z.A., Abazova F.M., Abazova M.V., Teuvazhukov B.D. Zemel'nye otnosheniya – glavnyi vopros agrarnoi reformy v Kabardino-Balkarskoi Respublike // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2009. № 11. S. 44-49.
13. Kazenin K.I. «Tikhie» konflikty na Severnom Kavkaze: Adygeya, Kabardino-Balkariya, Karachaevo-Cherkesiya. – M: REGNUM, 2009. – 180 s.
14. Kazenin K. Belaya Rechka, ili zemlemery na marshe. Nachnetsya li s Beloi Rechki «novaya istoriya» uregulirovaniya severokavkazskikh konfliktov? // Kavpolit. URL: http://kavpolit.com/articles/belaja_rechka_ili_zemlemery_na_marshe-1159/ (data obrashcheniya: 22.08.2018).
15. Kalmykov Zh. A. Etnoterritorial'naya i administrativno-territorial'naya struktura Kabardino-Balkarii i problemy realizatsii v KBR Federal'nogo zakona «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii». – Nal'chik, 2010. – 107 s.
16. «Kurorty Severnogo Kavkaza» poluchili v upravlenie zemli OEZ v Priel'brus'e // RIA NOVOSTI. URL: https://realty.ria.ru/realtynews/20160425/407335406.html (data obrashcheniya: 22.08.2018).
17. Orazaeva L. V Kabardino-Balkarii zhiteli seleniya Kuba-Taba zayavlyayut ob otkaze chinovnikov predostavit' zemel'nye uchastki // Kavkazskii uzel. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/246033/ (data obrashcheniya: 26.08.2018).
18. Polyakova A. I. Nekotorye problemy pravovogo regulirovaniya munitsipal'no-pravovogo statusa mezhselennykh territorii [Tekst] // Pravo: sovremennye tendentsii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, aprel' 2014 g.). — Ufa: Leto, 2014. — S. 63-65. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5399/ (data obrashcheniya: 10.07.2018).
19. Sovet stareishin balkarskogo naroda Kabardino-Balkarii vinit vlasti v vorovstve federal'nykh sredstv // Kavkazskii uzel. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/103766/ (data obrashcheniya: 22.08.2018).
20. Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Kabardino-Balkarskoi Respublike. Natsional'nyi sostav naseleniya. URL: http://kbr.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kbr/ru/statistics/population/ (data obrashcheniya: 17.08.2018).
21. Federal'nyi zakon ot 6.10.2003 g. №131-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru
22. Chechenov A.M., Loshitskaya O.G.. Gosudarstvennye programmy razvitiya na lokal'nom urovne i ikh konfliktogennyi potentsial (Kabardino-Balkariya) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. S. 1482.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.