Статья 'Природа социальной адаптации и методы ее изучения.' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Природа социальной адаптации и методы ее изучения

Ростовцева Марина Викторовна

кандидат философских наук

доцент, Сибирский федеральный университет

660030, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Вильского, 18а

Rostovtseva Marina Viktorovna

PhD in Philosophy

Docent, the department of Social Technologies, Siberian Federal University

660030, Russia, Krasnoyarsk, Vilskogo Street 18a, unit #58

marin-0880@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2017.7.23484

Дата направления статьи в редакцию:

02-07-2017


Дата публикации:

08-08-2017


Аннотация: Предметом исследования является социальная адаптация личности, которая понимается как отношение человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий. Поднимается вопрос о методах исследования социальной адаптации. делается вывод о том, что социальный адаптационный процесс должен изучаться поэтапно, причем этапы адаптации соответствуют этапам разрешения личностью социального противоречия. Подобное «точечное» рассмотрение этого процесса позволит эффективно управлять им в конкретных условиях жизнедеятельности человека, воздействовать на конкретные «проблемные зоны» и оказывать ему коррекционную и практическую помощь. Методология исследования базируется на деятельностном подходе и его аспектах: структурном и системном. Также был использован диалектический метод Сделан вывод о том. что применение методологического подхода к социальной адаптации, который позволит «раздробить» адаптационный процесс на этапы и изучать его интервально, будет способствовать выявлению адаптационных трудностей на каждом периоде процесса разрешения личностью противоречия, что поможет эффективному управлению адаптационным процессом в конкретных условиях жизнедеятельности. Именно тогда мы сможем говорить об адаптации как об эффективном способе социализации личности.Дано определение адаптированности как состояния удовлетворенности индивида и общества исходом решения проблемной ситуации. Выделены критерии успешной социальной адаптации: когнитивный, аксио-культурный, коммуникативный и поведенческий. Когнитивный критерий подразумевает способность интеллекта конструировать информационные модели решений адекватных каждой данной ситуации; аксио-культурный означает способность усваивать нормы и ценности данной социальной среды; коммуникативный - умение построить отношения, достигнуть взаимопонимания с другими людьми, социальными группами; поведенческий - направленность на активное преодоление трудностей, готовность к предлагаемым социумом видам деятельности, в условиях самовыражения индивидуальных способностей человека.


Ключевые слова: адаптация, личность, общество, адаптированность, этапы адаптации, социализация, развитие, противоречие, управление, метод управления

Abstract:  
The subject of this research is the social adaptation of an individual, which is understood as a relation of a man with social environment aimed at resolving the emerging contradictions between them. The author raises a question about the methods of examining the social adaptation, as well as make a conclusion that the social process of adaptation must be studied in phases, and moreover, the stages of adaptation correspond with the stages of resolution of social contradictions by a person. Such “pointwise” reviews of this process allows effectively managing it under the certain circumstances of human life, affect the particular “problem zones”, as well as provide correctional and practical assistance. Conclusion is made that the application of methodological approach towards social adaptation, which allows “splitting” the adaptation process into stages and studying it in intervals, will contribute into determination of the adaptation difficulties at each period of the process that implies resolution of contradictions, which will help the efficiently manage the adaptation process in the particular life circumstances. That is when adaptation can be considered as an effective way of socialization of an individual. The article introduces the definition of adaptiveness as a state of content of an individual and society with the result of resolving the problem situation. The author highlights the criteria of a successful social adaptation: cognitive, axio-cultural, communicative, and behavioral. Cognitive criterion implies the ability of intellect to structure the information models of solutions adequate to each situation; axio-cultural means the ability to comprehend the norms and values of social environment; communicative consists in the knowledge to build relationship, achieve mutual understanding with other people and social groups; and behavioral is the orientation towards active overcoming of difficulties, readiness to the suggested by society types of activity under the conditions of self-expression of the individual abilities of a person.
 



Keywords:

Managing method, Control, Contradiction, Development, Socialization, Stages of adaptation, Adaptiveness, Society, Personality, Adaptation

Актуальность темы исследования. В современных нестабильных условиях особую актуальность приобретает изучение социальной адаптации личности. Возникает необходимость в социально-философском, глубоком, обобщенном осмыслении средств и форм адаптации, которые бы позволяли человеку сохранять относительную стабильность в условиях постоянных перемен[1].

Процесс социальной адаптации можно рассматривать в качестве одного из механизмов становления и развития личности [8, 10]. Данный постулат следует из определения социальной адаптации, которая понимается автором как отношение человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий. Разрешая противоречия, личность развивается, приобретая необходимый для полноценной и эффективной жизнедеятельности в социуме опыт, знания, умения, навыки [9]. Социальная адаптация – это способ, метод социализации личности. Социально-философское осмысление сущности адаптации, определение и разработка методологического подхода к ее исследованию, позволит выстроить механизм управления социальным адаптационным процессом в контексте развития и становления личности [12].

Методологические основания исследования. Термин адаптации, зародился в русле естественно-научной области знания, сама адаптация долгое время трактовалась как приспособление органов живых организмов и их систем к меняющимся условиям окружающей среды. Однако, как только поле зрения научных исследователей начинает фокусироваться на человеке как одном из главных предметов научных разработок, данная трактовка существенно изменяется.

На сегодняшний день наиболее четкие контуры научной концепции адаптации и социальной адаптации прослеживаются в естественно-научной, психологической и философской литературе. Эти же области знания позволяют теоретически дифференцировать биологическую, психологическую и социальную (собственно философский подход) адаптации соответственно, как процессы, имеющие каждый свою принципиально качественную определенность.

Биологическая адаптация традиционно до сих пор связана с эволюцией всех живых существ, а потому может быть интерпретирована только в единственном ключе пассивного приспособления организмов к окружающей среде, что и позволяет им выживать в изменяющихся условиях. Довольно значимым «побочным» эффектом такого приспособления является развитие всего живого на основе выработки новых необходимых для выживания признаков и свойств [7].

Психологическая (психическая) адаптация связана, преимущественно, с целеполаганием индивида, а ее успешность определяется соответствием потребностей индивида и достигнутых целей. Психическая адаптация – это не борьба за выживание, как в случае с биологической адаптацией, а борьба за комфорт, который достигается путем стремления к удовлетворению потребностей через достижение гомеостаза между внутренним состоянием субъекта и внешними условиями [11].

Самая спорная дефиниция – социальная адаптация, которая интерпретируется во многих значениях, а потому нуждается в основательном, обобщенном универсальном философском определении. Однако и философия, и социальная философия, в частности, почему-то обходят это понятие стороной, не давая четких пояснений по поводу его сущности. Это подтверждают хотя и достаточное емкие, но единичные и разобщенные работы некоторых философов. Единодушие вызывается лишь один аспект данной категории – ее связанность с активной направленностью адаптирующегося субъекта, приводящей к количественным и/или качественным изменениям всех взаимодействующих в адаптационном процессе сторон. На этом сходство мыслей останавливается, поскольку далее начинаются разночтения по поводу смысла, значения, содержания данной активности, ее форм, критериев и т.п.

Результаты исследования. Мы выделили несколько базовых положений – аксиом, на основе которых может быть осуществлён социально-философский анализ исследуемого процесса.

1. Социальная адаптация нуждается в системном, целостном и комплексном подходе к ее изучению, а потому философский анализ учитывает триединство ее биологической, психологической и социальной природы.

2. Социальная адаптация – это всегда отношение человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий и представляющее элемент диалектического механизма в развитии упорядоченности социальной системы [1].

3.Социальная (как и любая другая форма) адаптация имеет диалектическую природу, проявляющую себя в постоянной динамике двух состояний адаптирующихся субъектов: относительного покоя и непрерывных флуктуаций. Цель адаптации – достижение точки равновесия между ними.

4. Развитие адаптационного процесса подчинено логике самоотрицания адаптирующимся субъектом достигнутых, благодаря самодетерминирующей активности, целей, поскольку находиться долгое время в состоянии покоя не может ни одно разумное существо.

5. Одновременное стремление и к движению, и к относительному покую – фундаментальное диалектическое противоречие адаптации. Гипотетически это противоречие можно разрешить, найдя точку равновесия между процессами присвоения (пассивной адаптации) и объективации, «отдачи себя обществу» (активная стратегия адаптации) индивидуальным, присущим данному конкретному человеку, способом.

6.Основными компонентами структуры адаптационного процесса являются общие основания-модусы, определяющие динамику его развития. Автор относит к ним: адаптационные ресурсы (количественная характеристика адаптационного процесса), адаптивное поведение (качественная сторона адаптации), адаптированность (качественно-количественный результат приспособительного процесса).

Социальная адаптация априори имеет деятельностную природу, поскольку, во-первых, ее сущность проявляется в целенаправленной активности индивида, во-вторых, социальная адаптация – это всегда взаимная деятельность (отношение) а потому методологическим каркасом исследования социальной адаптации может служить деятельностный подход [4, 5]. В рамках деятельностного подхода можно выделить два основных под-подхода или аспекта, принципа. Во-первых, - это системный подход (принцип системности), который предполагает исследование сложной, многокомпонентной структуры адаптационного процесса во всей ее целостности и взаимосвязанности. Во-вторых, - это субъектно-деятельностный подход и его личностно-динамический аспект, подразумевающий принципы активности и включенности личности. Эти принципы являются ведущими системообразующими детерминантами в исследовании социальной адаптации, позволяющим этому процессу выступать в качестве фактора и самоорганизации, и самовыражения личности в процессе активного преодоления различных социальных противоречий [3, 6].

Важно понимать, что процесс социальной адаптации по сути, - это динамически-деятельностное многофазное «развертывание» личности – особый тип последовательных личностных преобразований в пределах индивидуально «очерченного» диапазона изменчивости, заданного как индивидуальными особенностями, так и требованиями конкретной социальной среды [2]. Социальная адаптация в данном контексте проявляет свое значение, выполняя функции организации и развития человека как субъекта общественных отношений, как субъекта деятельности [3]. Это значит, что благодаря социальной адаптации у человека появляется способность к такой активности, которая позволяет найти способ разрешения социальных противоречий при сохранении собственной самоидентичности, и с учетом требований социальной среды. Социальная адаптация призвана играть ключевую роль системы сдержек и противовесов, определяющей такой вариант жизнедеятельности, при котором человек находит соотношение между степенью приспособления к социуму и степенью своей автономности, как способности противостоять общественному давлению.

Социальный адаптационный процесс подчинен собственной логике развития, основанной на спецификации стадий этого процесса. Общими системными атрибутами, определяющими стадии социальной адаптации, являются: проблемная социальная ситуация, актуализирующая адаптационный процесс, адаптационные ресурсы (имеющиеся, достаточные и необходимые) для ее разрешения, социальные отношения, возникающие в процессе разрешения личностью противоречия, принимающие форму адаптационных стратегий, и результат адаптации, выражающийся в социальной адаптированности или дезадаптированности индивида.

Выводы исследования. Поскольку социальная адаптация определяется как отношение человека и общества, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий, то задача управления социальной адаптацией сводится к нахождению эффективного механизма для управления процессом разрешения человеком противоречия. Следовательно, необходим анализ самого противоречия, причем, наиболее релевантным способом анализа, на наш взгляд, является выделение и исследование интервальных структур развития противоречия, содержание которых наполнено ментальными характеристиками адаптирующегося субъекта. Данные интервальные структуры – это временные этапы развития противоречия, последовательный переход человека из одного состояния, соответствующего конкретному этапу, в другое, и эти состояния характеризуют определенные качественные сущности – следствие количественных изменений. Причем время в адаптационном процессе – это «движение деятельности», системы деятельностей человека, наполненной его ментальными характеристиками, включающими и отношение к самому противоречию.

Практически воплощение данной идеи автор настоящей работы видит в применении методологического подхода, который позволяет «раздробить» адаптационный процесс на этапы и изучать его интервально. Тогда такое «точечное» изучение адаптации будет способствовать выявлению адаптационных трудностей на каждом периоде процесса разрешения личностью противоречия, что поможет эффективному управлению адаптационным процессом в конкретных условиях жизнедеятельности. Именно тогда мы сможем говорить об адаптации как об эффективном способе социализации личности.

В завершении данной работы следует остановиться на критериях успешной социальной адаптации. Конечный результат адаптации был обозначен нами термином «адаптированность». Мы определяем адаптированность в самом общем виде как состояние удовлетворенности индивида и общества исходом решения проблемной ситуации.

Результаты анализа литературы, а также итоги собственных исследований позволили выделить четыре критерия адаптированности: когнитивный, аксио-культурный, коммуникативный и поведенческий. Когнитивный критерий подразумевает способность интеллекта конструировать информационные модели решений адекватных каждой данной ситуации; аксио-культурный означает способность усваивать нормы и ценности данной социальной среды; коммуникативный - умение построить отношения, достигнуть взаимопонимания с другими людьми, социальными группами; поведенческий - направленность на активное преодоление трудностей, готовность к предлагаемым социумом видам деятельности, в условиях самовыражения индивидуальных способностей человека.

Таким образом, применяя релевантный самой природе адаптационного процесса подход, мы можем управлять процессом адаптации человека, группы лиц, отдельного общества. Если мы «поймем» как индивид разрешает противоречие, как строятся его взаимоотношения с социальной средой, мы «поймем» траекторию его социализации, его развития и саморазвития, благодаря чему можно будет точечно корректировать, направлять, совершенствовать линию его жизнедеятельности, его траекторию становления как субъекта деятельности, общения, самосознания. Кроме того, станет понятна сущность социальной адаптации, ее природа.

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержки Российского фонда фундаментальных исследований в рамках регионального конкурса «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» в рамках реализации проекта «Разработка научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования (PL2 S ) для поддержки и развития человеческого капитала Красноярского края»

Библиография
1.
Диалектическое противоречие.— М.: Политиздат, 1979.— 343 с.
2.
Завалишина, Д. Н. Динамический аспект профессиональной адаптации Д. Н. Завалишина / Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. Ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – с.353-368.
3.
Ишмаметьева, Е. Г Факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников в университете / Е. Г. Ишмаметьева / В сборнике: «Научные преобразования в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции.-2016.-С. 75-77.
4.
Кветной, М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы / М.С. Кветной. – Саратов: Просвещение, 1974. – 214 с.
5.
Кемеров, В. Е. Предметная деятельность — принцип развития общественных отношений / В. Е.Кемеров // Философия. Люди. Жизнь. − Екатеринбург: Академический проект, 1997. – 251 с.
6.
Растова, Л. М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Растова Людмила Михайловна. − Томск, 1973. − 22 с.
7.
Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А Баранов. − СПб, изд-во: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.
8.
Ростовцева М. В. Адаптивность как отношение личности и общества : социально-философский аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ростовцева Марина Викторовна; [Место защиты: Сиб. федер. ун-т].-Красноярск, 2010.-171 с.
9.
Ростовцева М. В. Социальная дезадаптация личности как объект философского анализа / М. В. Ростовцева, А. А. Машанов, З. В. Хохрина // Фундаментальные исследования.-2014.-№ 9-12.-С. 2806-2812.
10.
Ростовцева М. В. Социально-философские проблемы социализации личности в условиях информатизации современного общества / М. В. Ростовцева, А. А. Машанов, З. В. Хохрина // Фундаментальные исследования.-2013.-№ 6-5.-С. 1282-1286.
11.
Урманцев, Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация) / Ю. А. Урманцев //«Вопросы философии». – 1998. − № − № 12. – С.21-36.
12.
Хохрина З. В., Машанов А. А., Ростовцева М. В. Диалектика стратегий социальной адаптации личности / З. В. Хохрина, А. А. Машанов, М. В. Ростовцева // Современные проблемы науки и образования.-2015.-№ 2-2.-С. 583-593.
References (transliterated)
1.
Dialekticheskoe protivorechie.— M.: Politizdat, 1979.— 343 s.
2.
Zavalishina, D. N. Dinamicheskii aspekt professional'noi adaptatsii D. N. Zavalishina / Psikhologiya adaptatsii i sotsial'naya sreda: sovremennye podkhody, problemy, perspektivy / Otv. Red. L. G. Dikaya, A. L. Zhuravlev. – M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2007. – s.353-368.
3.
Ishmamet'eva, E. G Faktory, vliyayushchie na adaptatsiyu studentov-pervokursnikov v universitete / E. G. Ishmamet'eva / V sbornike: «Nauchnye preobrazovaniya v epokhu globalizatsii: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii.-2016.-S. 75-77.
4.
Kvetnoi, M. S. Chelovecheskaya deyatel'nost': sushchnost', struktura, tipy / M.S. Kvetnoi. – Saratov: Prosveshchenie, 1974. – 214 s.
5.
Kemerov, V. E. Predmetnaya deyatel'nost' — printsip razvitiya obshchestvennykh otnoshenii / V. E.Kemerov // Filosofiya. Lyudi. Zhizn'. − Ekaterinburg: Akademicheskii proekt, 1997. – 251 s.
6.
Rastova, L. M. Sotsial'naya adaptatsiya lichnosti v kollektive: Avtoref. diss.kand. ped. nauk: 13.00.01 / Rastova Lyudmila Mikhailovna. − Tomsk, 1973. − 22 s.
7.
Rean, A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika / A. A. Rean, A. R. Kudashev, A. A Baranov. − SPb, izd-vo: Praim-Evroznak, 2006. – 479 s.
8.
Rostovtseva M. V. Adaptivnost' kak otnoshenie lichnosti i obshchestva : sotsial'no-filosofskii aspekt : dissertatsiya ... kandidata filosofskikh nauk : 09.00.11 / Rostovtseva Marina Viktorovna; [Mesto zashchity: Sib. feder. un-t].-Krasnoyarsk, 2010.-171 s.
9.
Rostovtseva M. V. Sotsial'naya dezadaptatsiya lichnosti kak ob''ekt filosofskogo analiza / M. V. Rostovtseva, A. A. Mashanov, Z. V. Khokhrina // Fundamental'nye issledovaniya.-2014.-№ 9-12.-S. 2806-2812.
10.
Rostovtseva M. V. Sotsial'no-filosofskie problemy sotsializatsii lichnosti v usloviyakh informatizatsii sovremennogo obshchestva / M. V. Rostovtseva, A. A. Mashanov, Z. V. Khokhrina // Fundamental'nye issledovaniya.-2013.-№ 6-5.-S. 1282-1286.
11.
Urmantsev, Yu. A. Priroda adaptatsii (sistemnaya eksplikatsiya) / Yu. A. Urmantsev //«Voprosy filosofii». – 1998. − № − № 12. – S.21-36.
12.
Khokhrina Z. V., Mashanov A. A., Rostovtseva M. V. Dialektika strategii sotsial'noi adaptatsii lichnosti / Z. V. Khokhrina, A. A. Mashanov, M. V. Rostovtseva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya.-2015.-№ 2-2.-S. 583-593.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"