Статья 'Демографическая политика в современной России: институциональные направления совершенствования.' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Демографическая политика в современной России: институциональные направления совершенствования.

Маркова Вероника Владимировна

студент, кафедра Государственное и муниципальное управление, Белгородский государственный национальный научно-исследовательский университет

Markova Veronika Vladimirovna

Master's Degree Student of the Department of State and Municipal Administration at Belgorod State University.

veronika-markova@mail.ru

Дата направления статьи в редакцию:

17-03-2012


Дата публикации:

1-4-2012


Аннотация.

В статье проанализирована «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», являющаяся базовым документом, определяющим направления деятельности органов государственной власти в сфере воспроизводства населения. Автором были выявлены недостатки, возникшие в ходе разработки и реализации государственной демографической политики в Российской Федерации. В частности, ключевой проблемой, при осуществлении государственной демографической политики, является отсутствие в Концепции объективных критериев оценки этой политики. Кроме того, институциональным недостатком является отсутствие единого координирующего органа, ответственного за реализацию государственных мер в сфере демографии. В исследовании обоснованы меры по совершенствованию государственной демографической политики, основными из которых являются: создание единого органа, ответственного за реализацию демографической политики; выработка четких и объективных показателей оценки эффективности реализации демографической политики; стимулирование государственными органами трансформации социокультурной среды в направлении возрождения традиционных семейных ценностей и здорового образа жизни; увязывание миграционной политики с задачами по улучшению демографической ситуации.

Ключевые слова: демографическая политика, демографические показатели, уровень рождаемости, уровень смертности, миграционный приток

Abstract.

The article analyzes "The Concept of Demographic Policy of the Russian Federation 2025" which is the basic document defining the activities of public authorities in the field of human reproduction. The author has identified the shortcomings encountered in the development and implementation of national population policy in the Russian Federation. In particular, the key issue in the implementation of the state population policy is the lack of objective criteria for evaluating the policy. In addition, the institutional weakness is the lack of a single coordinating body responsible for implementation of government measures in the field of demography. In the study justified measures to improve the state of population policy, the main ones are: the creation of a single body responsible for the implementation of population policies, development of clear and objective indicators to measure the effectiveness of implementation of demographic policy, stimulation public authorities transformation of socio-cultural environment in the direction of the revival of traditional family values and healthy lifestyles; migration policy should go into the general context of population policy.

Keywords:

demographic policy, demographic determinants, birth rate, death rate, migration inflow

Введение

C принятием Концепции возникли некоторые вопросы, относительно возможности её реализации. Один из них, на наш взгляд, это отсутствие закрепленных в ней показателей оценки эффективности реализации государственной демографической политики. В проекте доклада министра здравоохранения и социального развития Т. Голиковой на заседании Президиума Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. «О плане реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года» используются такие статистические показатели как «общий коэффициент рождаемости», «общий коэффициент смертности», «ожидаемая продолжительность жизни» и т.д. [2]. При этом в самом тексте Концепции они не упоминаются. Возникает закономерный вопрос, почему именно эти показатели используются для оценки демографической ситуации в стране?

Кроме того, не все из этих показателей можно считать объективными. Ряд из них зависит не только от сложившейся в стране кризисной ситуации в демографической сфере и предпринимаемых государственных мер по её устранению, но и от накапливавшихся многие десятилетия особенностей демографической структуры населения. Так, например, возросший в последние годы уровень рождаемости обусловлен не только мероприятиями государственной поддержки, но и особенностью половозрастной структуры населения страны, в которой поколение детей 1980-х годов рождения, значительно больше, чем поколение 1970-х, и тем более 1990-х годов рождения. Министр здравоохранения и социального развития, в вышеупомянутом докладе отмечает, что «полученный результат напрямую связан с большой правовой и организационной работой, существенным увеличением финансовой базы мероприятий по улучшению демографической ситуации» [2]. Однако демографические расчёты показывают, что государственные мероприятия по улучшению демографической ситуации «наложились» на благоприятную демографическую конъюнктуру. Эта же демографическая конъюнктура может привести к кризису государственной демографической политики в ближайшие годы, когда уровень рождаемости будет, скорее всего, падать, вплоть до 2020-х годов.

Аналогичная закономерность выявляется при анализе показателя смертности. В период 2010-2015 годов в возраст среднестатистической смерти (69 лет) вступило крайне малочисленное поколение «детей войны» (рожденных в 1941-1945 годах), т.е. в этот период уровень смертности в России будет пониженным. И, наоборот, после 2015 года примерно на целое десятилетие можно прогнозировать объективное увеличение уровня смертности в нашей стране.

Обзор

C принятием Концепции возникли некоторые вопросы, относительно возможности её реализации. Один из них, на наш взгляд, это отсутствие закрепленных в ней показателей оценки эффективности реализации государственной демографической политики. В проекте доклада министра здравоохранения и социального развития Т. Голиковой на заседании Президиума Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. «О плане реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года» используются такие статистические показатели как «общий коэффициент рождаемости», «общий коэффициент смертности», «ожидаемая продолжительность жизни» и т.д. [2]. При этом в самом тексте Концепции они не упоминаются. Возникает закономерный вопрос, почему именно эти показатели используются для оценки демографической ситуации в стране?

Кроме того, не все из этих показателей можно считать объективными. Ряд из них зависит не только от сложившейся в стране кризисной ситуации в демографической сфере и предпринимаемых государственных мер по её устранению, но и от накапливавшихся многие десятилетия особенностей демографической структуры населения. Так, например, возросший в последние годы уровень рождаемости обусловлен не только мероприятиями государственной поддержки, но и особенностью половозрастной структуры населения страны, в которой поколение детей 1980-х годов рождения, значительно больше, чем поколение 1970-х, и тем более 1990-х годов рождения. Министр здравоохранения и социального развития, в вышеупомянутом докладе отмечает, что «полученный результат напрямую связан с большой правовой и организационной работой, существенным увеличением финансовой базы мероприятий по улучшению демографической ситуации» [2]. Однако демографические расчёты показывают, что государственные мероприятия по улучшению демографической ситуации «наложились» на благоприятную демографическую конъюнктуру. Эта же демографическая конъюнктура может привести к кризису государственной демографической политики в ближайшие годы, когда уровень рождаемости будет, скорее всего, падать, вплоть до 2020-х годов.

Аналогичная закономерность выявляется при анализе показателя смертности. В период 2010-2015 годов в возраст среднестатистической смерти (69 лет) вступило крайне малочисленное поколение «детей войны» (рожденных в 1941-1945 годах), т.е. в этот период уровень смертности в России будет пониженным. И, наоборот, после 2015 года примерно на целое десятилетие можно прогнозировать объективное увеличение уровня смертности в нашей стране.

Основная часть

Поэтому для оценки эффективности мероприятий государственной демографической политики необходимо использовать объективные показатели, независящие от определенных конъюнктурных факторов, таких как возрастная структура населения.

К числу демографических параметров, позволяющих оценить эффективность демографической политики государства в области повышения уровня рождаемости, на наш взгляд, следует отнести:

- суммарный коэффициент рождаемости (фертильности), отражающий среднее количество рожденных детей одной женщины в репродуктивном возрасте;

- соотношение числа абортов с числом рождений (количество абортов на 1000 рождений);

- удельный вес многодетных семей;

- коэффициент младенческой смертности (детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми);

- число родившихся детей по очередности рождения;

- средний возраст матери при рождении ребёнка.

Демографические параметры, позволяющие оценить демографическую политику государства в области уменьшения уровня смертности:

- средняя ожидаемая продолжительность жизни;

- число умерших от внешних причин смерти в репродуктивном возрасте (на 100 000 человек населения);

Демографические параметры, позволяющие оценить политику государства в области улучшения миграционной ситуации:

- количество прибывших на постоянное место жительство мигрантов в Российскую Федерацию в расчете на 1000 человек населения;

- количество выбывших на постоянное место жительство из Российской Федерации мигрантов в расчете на 1000 человек населения;

- количество иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации;

- количество, прибывших в Российскую Федерацию соотечественников (по программе «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [3]).

Одним из негативных факторов современной демографической политики России, является отсутствие единой системы её координирующей. Демографическая политика реализуется различными министерствами и ведомствами, финансируется из разных источников, по разным проектам и программам, которые не объединены концептуально и технологически. Так, в настоящее время, демографическими вопросами в той или иной мере занимаются Министерство здравоохранения и социального развития (Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.), Федеральная миграционная служба, Министерство образования и науки, Министерство регионального развития, Министерство спорта, туризма и молодежной политики [4].

Указанное в Концепции Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является только координирующим органом, не имеющим реальных рычагов воздействия на направления демографической политики, реализуемые другими ведомствами. Более того, изучив сайт Министерства здравоохранения и социального развития, нам не удалось найти ни структурного подразделения, в чьи обязанности входило бы отслеживание хода реализации мероприятий в демографической сфере, ни каких-либо систематизированных отчетов в этой области [5].

На наш взгляд, в стране, которая находится в критической демографической ситуации, за реализацию государственной демографической политики должно отвечать отдельное, специально созданное ведомство, которое будет контролировать и периодически отчитываться о ходе реализации мероприятий, основываясь на объективных демографических показателях.

Поскольку Концепция представляет собой декларативный программный документ, устанавливающий общие принципы и направления государственного регулирования демографической сферы, она нуждается в дальнейшем развитии в нормативно-правовом и управленческом отношении. Это развитие получило продолжение в Плане мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [6].

В плане предусмотрены конкретные меры (на уровне нормативных актов) по реализации задач, установленных в Концепции. Стоит отметить, что в этом документе упор делается в основном на мероприятия социально-экономической направленности. В то время как социокультурные мероприятия, к которым относится мероприятия по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций и семейных отношений, уделено ничтожно мало внимания.

Более того, даже в случае реализации наиболее оптимистичного сценария социально-экономического развития страны в нашем государстве можно рассчитывать лишь на некоторое улучшение демографических параметров, в то время как для устойчивого развития необходимо кардинальное улучшение демографической ситуации с перспективой возобновления естественного прироста населения. В противном случае может реализоваться сценарий, предложенный экспертами ООН, в соответствии с которым Российская Федерация опустится к концу этого столетия с нынешнего 9 на 22 место в мире [7].

Ответственные за разработку и реализацию государственной демографической политики органы должны осознать, что переломить негативные демографические тенденции и выйти из кризиса можно только путем сочетания мер, направленных на улучшение социально-экономического уровня жизни населения, и мер, способствующих изменению негативной социокультурной атмосферы в стране, которая в настоящее время характеризуется отсутствием традиционных ценностей большой семьи и здорового образа жизни.

Государственное стимулирование демографической ситуации с помощью социально-экономических методов может дать только временный эффект, о чём свидетельствует опыт зарубежных стран. Как отмечает Е.С. Сазонова «высокие затраты иногда дают только временный эффект. В некоторых странах рождаемость взлетела (например, в Швеции), а потом снова падала. Дело в том, что граждане спешат воспользоваться предоставляемыми государством льготами, однако общее число детей при этом не увеличивается. Значительные расходы государства просто смещают календарь рождений, что в настоящее время имеет место в России» [6]. А.Г. Вишневский также отмечает, что «материальное стимулирование в Чехии, в какой-то момент повысило рождаемость за счет того, что часть людей родила раньше, чем планировала. Это называемый эффект сдвига «календаря рождений». Он недолговечен. В 1974 году рождаемость в Чехии достигла пика – 2,4 рождения на женщину, а в 1983 была уже ниже 2 и продолжала падать» [8].

Иначе говоря, весь демографический опыт последнего столетия свидетельствует, что демографические кризисы – плод не столько социально-экономических, сколько духовно-нравственных и социокультурных проблем.

Еще одним фактором, который нельзя не учитывать при создании государством социально-экономических условий для улучшения демографической ситуации (прежде всего повышения рождаемости) являются негативные тенденции роста патерналистского отношения к государству, которые и без того достаточно сильны в нашей стране. Как отмечает А.Г. Вишневский: «Семья не должна быть иждивенкой государства. Жизнь должна быть устроена так, чтобы семья могла зарабатывать и не нуждаться в подачках» [8]. Только в таком случае демографическая ситуация не только улучшится, но и будет устойчивой. Поэтому государство должно многократно увеличить усилия по созданию благоприятной социокультурной и духовно-нравственной среды для развития демографической сферы.

Нынешние усилия органов власти в данной сфере сводятся как правило к малоэффективным PR-компаниям, вроде «Года семьи» или социальной рекламе, в то время как никаких усилий не предпринимается для противодействия деструктивному характеру современного информационного поля, в котором пропагандируются антисемейные ценности и навязывается культ эгоизма. Как отмечает И.И. Белобородов «Весь спектр брачно-семейных и репродуктивных установок, формируемых коммерческой рекламой, находится в узком диапазоне демографической деградации. Модель демографического поведения, предлагаемая потребителю с помощью профессиональных методов воздействия на массовое сознание, сводится либо к неполной семье (как правило, во главе с матерью-одиночкой), либо к образованию малодетной (в большинстве случаев однодетной) семьи, выступающей главным фактором депопуляции российского населения. Именно поэтому одно из наших предложений состоит в законодательном закреплении позитивных демографических стандартов» [9].

Безусловно, важнейшим фактором демографического развития страны должна стать соответствующая миграционная политика, которая будет соответствовать следующим критериям. Во-первых, приток иммигрантов должен иметь объемы, которые не угрожали бы тенденции роста рождаемости среди коренного населения. Во-вторых, государственную миграционную политику необходимо строить таким образом, чтобы допускать в страну, только тех трудовых мигрантов, которые действительно необходимы для ее социально-экономического развития. В этой связи может быть полезным опыт построения системы отбора мигрантов в зарубежных странах, в которые иммигранты допускаются, только если они отвечают жестким квалификационным и иным требованиям. В-третьих, приток мигрантов должен иметь такие объемы и направления, которые бы исключали даже потенциальную опасность возникновения этнически однородных сообществ и развитие межэтнической напряженности. В-четвертых, отдельным направлением миграционной политики должна стать программа репатриации соотечественников.

Заключение

Таким образом, для повышения эффективности современной государственной демографической политики необходимы: четкое определение органов, ответственных за реализацию демографической политики с выработкой критериев, позволяющих оценивать эффективность их работы; активизация усилий государства, в том числе в законодательной сфере по защите и пропаганде традиционных семейных ценностей; приведение целей и задач государственной миграционной политики в соответствие с целями и задачами государственной демографической политики в целом.

Библиография
1.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly [сайт]. [2007] / URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html (дата обращения: 14.08.2012).
2.
На сайте Минздравсоцразвития России опубликован проект доклада Министра Татьяны Голиковой на заседании Президиума Правительства РФ «О плане реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] // Городской портал общественного развития «Москва. Общество и власть» [сайт]. [2011]. URL: http://www.mosportal.ru/2/i124_183.htm (дата обращения: 14.08.2012).
3.
О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 [Электронный ресурс] // Федеральная миграционная служба РФ [сайт]. URL: http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/files/ukaz637.pdf (дата обращения: 14.08.2012).
4.
Рязанцев С.В. Эффективность мер демографической политики в России и предпосылки создания модели управления демографическими процессами [Электронный ресурс] // Институт социально-политических исследований РАН [сайт]. [2008]. URL: http://www.isprras.ru/pics/File/tochka_zrenia/Demmodel2011-2013.pdf (дата обращения: 14.08.2012).
5.
Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ. URL: http://www.minzdravsoc.ru/find/ (дата обращения: 14.08.2012).
6.
Сазонова Е.С. Демографический кризис: феноменология и государственное управление [Текст] / Е.С. Сазонова. Ред. Ю.Е. Мешков / Стратегии России в историческом и мировом пространствах: материалы Всероссийской научной конференции. – М. : 2009. С. 795-802. – ISBN 978-5-91290-082-2/.
7.
World Population Prospects, the 2010 Revision [Electronic resource]. URL: http://esa.un.org/unpd/wpp/Excel-Data/population.htm (дата обращения: 14.08.2012).
8.
Брынцева, Г. 1,3 ребенка [Электронный ресурс] // Российская газета-Федеральный выпуск № 4215 [сайт]. [2006]. URL: http://www.rg.ru/2006/11/07/vishnevskij-dz.html (дата обращения: 14.08.2012).
9.
Белобородов И.И. Демографическая политика в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Демография.ру: институт демографических исследований [сайт]. [2010]. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1825 (дата обращения: 14.08.2012).
10.
С.Н. Шкель, Ю.Н. Дорожкин, Э.Н. Ямалова — Политико-правовые аспекты становления демографической политики в Республике Башкортостан//Право и политика, №2-2009
11.
Павроз А. В. Государство всеобщего благосостояния: сущность политики и фундаментальные противоречия//Политика и Общество, №11-2011
12.
Шмаков Н. А. Демографические рейтинги положения. Рейтинги регионов РФ по уровню миграционного прибытия/выбытия//Национальная безопасность / nota bene, №4-2011
13.
Игонин Д. И. Демографический эффект развития правового обеспечения государственной миграционной политики России в деле превенции нарушения общественной безопасности//Национальная безопасность / nota bene, №9-2010
14.
Волох В. А. Модернизация миграционной политики и законодательства в сфере трудовой миграции//Право и политика, №6-2011
15.
Чурюмова Э. А. Дисбаланс рынка труда и социально-политическая стабильность в Республике Калмыкия//Политика и Общество, №5-2011
16.
Чурюмова Э. А. Социально-политическая ситуация в Республике Калмыкия в оценке экспертов//Национальная безопасность / nota bene, №3-2011
17.
Ястребова А. Ю. Международно-правовые инструменты предотвращения принудительного труда и торговли людьми: приоритеты и особенности//Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, №3-2011
18.
Корчагин А.Г., Сонин В.В. Миграционная политика в решении миграционных проблем в России//Право и политика, №6-2010
19.
Чеботарёв Г.Н., Мишунина А.А. Проблемы социально-культурной и экономической адаптации иностранных граждан в Российской Федерации//Политика и Общество, №5-201
References (transliterated)
1.
Kontseptsiya demograficheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: ukaz Prezidenta RF ot 9 oktyabrya 2007 g. № 1351 [Elektronnyi resurs] // Demoskop Weekly [sait]. [2007] / URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html (data obrashcheniya: 14.08.2012).
2.
Na saite Minzdravsotsrazvitiya Rossii opublikovan proekt doklada Ministra Tat'yany Golikovoi na zasedanii Prezidiuma Pravitel'stva RF «O plane realizatsii v 2011-2015 godakh Kontseptsii demograficheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii do 2025 goda» [Elektronnyi resurs] // Gorodskoi portal obshchestvennogo razvitiya «Moskva. Obshchestvo i vlast'» [sait]. [2011]. URL: http://www.mosportal.ru/2/i124_183.htm (data obrashcheniya: 14.08.2012).
3.
O merakh po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiiskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom: Ukaz Prezidenta RF ot 22 iyunya 2006 g. № 637 [Elektronnyi resurs] // Federal'naya migratsionnaya sluzhba RF [sait]. URL: http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/files/ukaz637.pdf (data obrashcheniya: 14.08.2012).
4.
Ryazantsev S.V. Effektivnost' mer demograficheskoi politiki v Rossii i predposylki sozdaniya modeli upravleniya demograficheskimi protsessami [Elektronnyi resurs] // Institut sotsial'no-politicheskikh issledovanii RAN [sait]. [2008]. URL: http://www.isprras.ru/pics/File/tochka_zrenia/Demmodel2011-2013.pdf (data obrashcheniya: 14.08.2012).
5.
Ofitsial'nyi sait Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya RF. URL: http://www.minzdravsoc.ru/find/ (data obrashcheniya: 14.08.2012).
6.
Sazonova E.S. Demograficheskii krizis: fenomenologiya i gosudarstvennoe upravlenie [Tekst] / E.S. Sazonova. Red. Yu.E. Meshkov / Strategii Rossii v istoricheskom i mirovom prostranstvakh: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii. – M. : 2009. S. 795-802. – ISBN 978-5-91290-082-2/.
7.
World Population Prospects, the 2010 Revision [Electronic resource]. URL: http://esa.un.org/unpd/wpp/Excel-Data/population.htm (data obrashcheniya: 14.08.2012).
8.
Bryntseva, G. 1,3 rebenka [Elektronnyi resurs] // Rossiiskaya gazeta-Federal'nyi vypusk № 4215 [sait]. [2006]. URL: http://www.rg.ru/2006/11/07/vishnevskij-dz.html (data obrashcheniya: 14.08.2012).
9.
Beloborodov I.I. Demograficheskaya politika v Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] // Demografiya.ru: institut demograficheskikh issledovanii [sait]. [2010]. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1825 (data obrashcheniya: 14.08.2012).
10.
S.N. Shkel', Yu.N. Dorozhkin, E.N. Yamalova — Politiko-pravovye aspekty stanovleniya demograficheskoi politiki v Respublike Bashkortostan//Pravo i politika, №2-2009
11.
Pavroz A. V. Gosudarstvo vseobshchego blagosostoyaniya: sushchnost' politiki i fundamental'nye protivorechiya//Politika i Obshchestvo, №11-2011
12.
Shmakov N. A. Demograficheskie reitingi polozheniya. Reitingi regionov RF po urovnyu migratsionnogo pribytiya/vybytiya//Natsional'naya bezopasnost' / nota bene, №4-2011
13.
Igonin D. I. Demograficheskii effekt razvitiya pravovogo obespecheniya gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossii v dele preventsii narusheniya obshchestvennoi bezopasnosti//Natsional'naya bezopasnost' / nota bene, №9-2010
14.
Volokh V. A. Modernizatsiya migratsionnoi politiki i zakonodatel'stva v sfere trudovoi migratsii//Pravo i politika, №6-2011
15.
Churyumova E. A. Disbalans rynka truda i sotsial'no-politicheskaya stabil'nost' v Respublike Kalmykiya//Politika i Obshchestvo, №5-2011
16.
Churyumova E. A. Sotsial'no-politicheskaya situatsiya v Respublike Kalmykiya v otsenke ekspertov//Natsional'naya bezopasnost' / nota bene, №3-2011
17.
Yastrebova A. Yu. Mezhdunarodno-pravovye instrumenty predotvrashcheniya prinuditel'nogo truda i torgovli lyud'mi: prioritety i osobennosti//Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations, №3-2011
18.
Korchagin A.G., Sonin V.V. Migratsionnaya politika v reshenii migratsionnykh problem v Rossii//Pravo i politika, №6-2010
19.
Chebotarev G.N., Mishunina A.A. Problemy sotsial'no-kul'turnoi i ekonomicheskoi adaptatsii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii//Politika i Obshchestvo, №5-201
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"