Статья 'Особенности этнокультурного самосознания этнической группы чулымцев, компактно проживающих на территории деревни Пасечное Тюхтетского района Красноярского края (Центральная Сибирь)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Особенности этнокультурного самосознания этнической группы чулымцев, компактно проживающих на территории деревни Пасечное Тюхтетского района Красноярского края (Центральная Сибирь)

Букова Мария Игоревна

кандидат философских наук

доцент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, проспект Свободный, 79, оф. 452

Bukova Mariya Igorevna

PhD in Philosophy

senior lecturer of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660041, Russia, g. Krasnoyarsk, ul. Prospekt Svobodnyi, 79, of. 452

milbeykina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2016.4.18414

Дата направления статьи в редакцию:

20-03-2016


Дата публикации:

27-03-2016


Аннотация: Предмет исследования - этнокультурная группа коренных малочисленных народов Красноярского края, чулымцы, которые компактно проживают в Красноярском крае. Их общее количество довольно невелико - около 200 человека по данным Всероссийской переписи 2010 г. Однако чулымцы сохраняют свою этническую и культурную идентичность, стараются возродить родной язык и культуру. Чулымцы имеют определенную государственную поддержку в качестве коренного малочисленного народа. Процессы социальной идентификации, которые в настоящее время идут у чулымцев, характерны для многих коренных малочисленных народов Центральной Сибири. Основной метод - полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края. Автор применял также анкетирование и анализ статистических данных. На процессы современной этнической идентификации чулымцев Красноярского края активно влияют политические, экономические и психологические факторы. Благодаря поддержке государственными органами власти и муниципальными образованиями людей, относящихся к коренным народам, чулымцы продолжают относить себя к коренной этнической группе, хотя и язык, и культура, и история собственного народа уже уходят из социальной памяти.


Ключевые слова:

этнос, этногенез, социальные исследования, этнические исследования, коренные исследования, коренные народы, Красноярский край, Центральная Сибирь, чулымцы, полевые исследования

УДК:

304.444

Abstract: The subject of this research is the ethnocultural group of indigenous people of Krasnoyarsk Krai – the Chulym people. Their total number accounts to nearly 200 people according to the data from the Russian Census of 2010. However, Chulyms were able to preserve their ethnic and cultural identity and attempt to restore the national language and culture. They qualify for certain government support being a relatively insignificant indigenous population. The processes of social identification that currently take place among Chulyms, are characteristic to many indigenous communities in Central Siberia. The author conducted field researches in the place of living of these people, as well as applied surveys and the analysis of statistical data. The processes of the modern ethnic identification of Chulym people are affected by the political, economic, and psychological factors. Thanks to the government and municipal support, the Chulym people continue to refer themselves to the ethnic group, although the language, culture, and history of this indigenous community fade away from social memory.


Keywords:

ethnos, ethnogenesis, social studies, ethnic studies, indigenous studies, indigenous people, Krasnoyarsk Krai, Central Siberia, Chulym people, field studies

Современные этнологические теории исходят из двух основных подходов: примордиализма и социального конструктивизма [1; 2; 3; 4; 5 и др.]. Историки, археологи, искусствоведы, как правило, опираются на примордиализм, тогда как социологи, культурологи, антропологи, лингвисты, политологи доказывают истинность социального конструктивизма [6; 7; 8; 9; 10]. Существует еще одна исследовательская позиция, связанная с тем, что определенные процессы этнической идентификации можно объяснить лишь с позиций примордиализма, тогда как другие процессы протекают в контексте логики социального конструктивизма и нациестроительства, которое начинается в эпоху буржуазных революций и перехода к политическим системам национальных государств [11; 12; 13; 14 другие]. Собственно этнологические исследования дополняются коренными исследованиями [15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22], миграционными исследованиями [23; 24; 25; 26; 27]. Большое количество фактологического материала для понимания этнической и культурной идентификации дает лингвокультурология и социальная антропология [28; 29; 30; 31; 32; 33]. В современных исследованиях, как правило, реализуются несколько подходов. Методологическая стратегия, которую выбирают современные ученые, строится на сочетании исторических, социологических, этнологических и других методов. Подавляющее большинство методик и инструментариев зависит от выбора конкретного предмета исследования [34; 35; 36; 37; 38].

В 2015 году исследователями кафедры культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета была проведена экспедиция в места компактного проживания этноса чулымцев – деревню Пасечное Тюхтетского района Красноярского края. Специально для исследования восприятия этнической принадлежности была разработана анкета из 12 вопросов с предложенными специалистами утверждениями и разными вариантами ответов.

Этнокультурная группа чулымцев, компактно проживающих на территории Красноярского края (Тюхтетский район), относительно малоизученна: наиболее подробные сведения об этносе содержатся в «Этноатласе Красноярского края» 2006 года издания и на сайте Чиндатского сельсовета. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России живет 355 чулымцев, в Красноярском крае ­ 145 представителей этой национальности.

Предки чулымцев стали переселяться из Южной Сибири в район нынешнего ареала (Тегульдетский район Томской области и Тюхтетский район Красноярского края) с XIV-XV вв., в течение длительного времени соприкасаясь с сопредельными народами – хакасов, нарымских селькупов и томских татар. В советское время чулымцы были отнесены к хакасам, среди них резко усилились ассимиляционные процессы, в результате чего к началу XXI века численность этнической группы составляла 0,7 тыс. человек.

По словам председателя общины «Чулым» Александра Фёдоровича Кондиякова, официально признаны властями чулымцы были в марте 2001 года, и у же в переписи 2002 года представители населения именовали себя именно чулымцами, а не хакасами или исашными. С 2002 года можно начинать отсчёт формирования этнокультурного самосознания у представителей этого коренного малочисленного народа Севера.

Этнокультурное самосознание – самоопределение, обеспечивающее человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой, этноконфессиональной группы. Этнокультурное сознание выполняет роль исторической и социальной памяти, позволяя составить картину определённых этапов развития общества (история этноса, его наследие), в том числе давая возможность представить нынешнее и его состояние.

В октябре 2015 года исследователями ГИ СФУ было опрошено 38 респондентов, все ответили, что они принадлежат этнической группе «чулымцы». Среди опрошенных – 17 женщин и 21 мужчина. Большинство опрошенных – люди среднего и пенсионного возраста (в среднем от 35 до 70 лет).

Утверждение

Совершенно согласен

Скорее согласен, чем не согласен

Скорее не согласен

Совершенно не согласен

Нет ответа

1.

Я провел много времени, стараясь как можно больше узнать о своей этнической группе, о ее истории, традициях, обычаях

24

8

3

3

2.

Я активен в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов моей этнической группы

26

6

4

2

3.

Я очень хорошо знаю свое этническое происхождение и понимаю, что оно для меня значит

23

12

3

0

4.

Я много думаю о том, как этническая принадлежность повлияет на мою жизнь

25

10

1

2

5.

Я рад, что принадлежу к своей этнической группе

31

6

0

1

6.

Я четко чувствую связь со своей этнической группой

24

6

4

1

3

7.

Я хорошо понимаю, что, что значит для меня моя этническая принадлежность

24

9

1

1

3

8.

Для того чтобы узнать побольше о своей этнической группе, я говорил о ней со многими людьми

25

5

2

2

1

9.

Я горжусь своей этнической группой

30

5

1

1

1

10.

Я соблюдаю традиции своей этнической группы

25

7

3

1

2

11.

Я чувствую сильную привязанность к своей этнической группе

26

7

3

1

1

12.

Я хорошо отношусь к своему этническому происхождению

31

5

0

1

1

Кроме заполнения таблицы, респондентам предлагалось вписать в пустые поля, к какой этнической группе принадлежали их родители, и кем считают себя сами респонденты.

Определение этнической принадлежности по семейному принципу:

Этнические чулымцы – 14 человек (из них и мать, и отец записаны именно чулымцами).

Однако стоит отметить, что среди опрошенных чулымцев 9 человек обозначили национальность родителей как хакасов, однако из разговоров с местными мы знаем, что в период советского времени чулымцев считали хакасами. В данном случае мы можем считать этих 9 человек также чулымцами.

12 опрошенных чулымцев – дети смешанных браков: 6 случаев, где отец – чулымец, мать – русская, и 6 – где мать чулымка (хакаска), отец – русский;

2 человека обозначили себя как «аборигенов» (1 мужчина и 1 женщина), в том числе указав принадлежность своих родителей (или одного из них) как «аборигенов».

Один человек не обозначил этническую принадлежность родителей вовсе.

Личное отношение к этнической принадлежности

Большинство опрошенных воспринимают свою этничность позитивно, привязаны к ней, ощущают связь с другими представителями, заявляют себя активными членами общественных или социальных групп и соблюдают традиции своей этнической группы. Большинство респондентов рады и гордятся тем, что они чулымцы (два вопроса, где однозначно положительный ответ выбрало более 30 опрошенных). Остальные вопросы (на понимание и осознание связи с другими представителями) вызвали больше непонимания и разницы во мнениях.

Анкеты не отражают индивидуальных особенностей, однако в процессе разговора было выявлено, что часть респондентов не очень представляет традиций своей этнической группы, за исключением летнего праздника Тум Пайрам, традиционные способы труда не являются предметами гордости (обладание особыми навыками, знание особенностей тайги, и т.п.), а, скорее, необходимостью для выживания.

Интересно отметить, что в соседней деревне, где расположена школа, была обнаружена инициатива учителей – заявка на конкурс идей социальных проектов с проектом «Диапазон», суть которого заключается в информатизации и техническом оснащении школы. Действительно, 3 деревни, входящие в Чиндатский сельсовет Тюхтетского района. Тайга, не имеют сообщения с остальным миром – здесь неустойчива телефонная связь, установка цифровой АТС и подключение к сети Интернет отложены на неопределенный срок в связи с кризисом. Школа осталась единственной точкой доступа в сеть Интернет. Проект инициаторов-учителей направлен на то, чтобы, обучая школьников навыкам работы с комьютером и сетью Интернет, адаптировать к условиям современного мира, увлечь культурой других народов и в сравнении понять ценность уникальность своей собственной (в т.ч. создать электронный сборник местного фольклора, русско-чулымский разговорный словарь, поддержка и обновление информации о чулымцах на сайте сельсовета).

Рост интереса к собственной культуре во многом подогревается и поддерживается председателем родовой общины «Чулым» Александром Фёдоровичем Кондияковым, который совместно с лингвистами Томкого политехнического университета последние несколько лет плотно занят составлением словаря чулымского языка, в том числе работая и над письменным языковым вариантом. С 2005 года проводится национальный праздник Тум Пайрам – летнее мероприятие, включающее соревнования на традиционных рыболовных лодках-обласках, награждение лучших охотников и рыболовов. В этом же году Законодательным собранием Красноярского края была принята целевая программа, создающая благоприятные условия для жизни чулымцев.

Можно сделать вывод о том, что на процессы современной этнической идентификации чулымцев Красноярского края активно влияют политические, экономические и психологические факторы. Во многом благодаря поддержке государственными органами власти и муниципальными образованиями людей, относящихся к коренным народам, сами эти люди продолжают относить себя к коренной этнической группе, хотя и язык, и культура, и история собственного народа уже уходят из социальной памяти чулымцев.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.