по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Виртуальный социальный капитал: место и роль в системе современного общества
Леушкин Руслан Викторович

кандидат философских наук

старший преподаватель, Ульяновский государственный технический университет

443332, Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, с. Белый ключ, ул. 1-я Садовая, 27

Leushkin Ruslan Viktorovich

PhD in Philosophy

assistant of the Department of Philosophy at Ulyanovsk State Technical University

443332, Russia, Ul'yanovskaya oblast', g. G. Ul'yanovsk, S., ul. Ul. 1-Aya sadovaya., 27, of. g. Ul'yanovsk, s. Belyi klyuch, ul. 1-aya sadovaya, d. 27

leushkinrv@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

В данном исследовании рассматривается разновидность такого социально-бытийного образования, как социальный капитал. Исследование сфокусировано на его виртуальной форме существования, то есть на явлении аналогичном по своим свойствам и существующем на уровне виртуальной социальной коммуникации. Прежде всего, проблематизируются общие аспекты существования данного феномена, его место в системе современного общества, основные функции и хараткеристики. Виртуальные и традиционные формы социального капитала подвергаются сравнительному анализу, на материале сетевых (дигитальных) и исторически-ранних его разновидностей. В исследовании используется социально-конструктивистский подход, теория социальной коммуникации Н. Лумана и М. Маклюена, концепция социального капитала П. Бурдье, Ф. Фукуямы и Р. Патнема. В данном исследовании представлены социально-онтологические свойства виртуального социального капитала, как бытийного образования. В исследовании показано, что данное образование играет важнейшую роль в становлении и развитии виртуальных социальных сообществ, прежде всего в степени устойчивости виртуальных групп их эффективности в выполнении практических задач. Показано, что объем и развитость виртуального социального капитала является одним из основополагающих факторов в процессе формирования грядущего информационного общества.

Ключевые слова: виртуальность, социальный капитал, коммуникация, социальные системы, доверие, современное общество, информационное общество, самоорганизация, структура, социальная сеть

DOI:

10.7256/2409-7144.2016.2.17641

Дата направления в редакцию:

19-01-2016


Дата рецензирования:

20-01-2016


Дата публикации:

30-01-2016


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, в рамках проекта № 15-33-01231.

Abstract.

This study examines this kind of social-being entity, as social capital. The study focused on its virtual form of existence, that is, the phenomenon is similar in its properties and on the level of existing virtual social communication. First of all, problematized the general aspects of the existence of this phenomenon and its place in modern society, the main functions and properties. Virtual and traditional forms of social capital are subject to a comparative analysis, the material on the network (digital), and its historically early versions. The study uses socio-constructivist approach, the theory of social communication N. Luhmann and M. Maklyuen, the concept of social capital P. Bourdieu, F. Fukuyama and R. Putnam. This study presents the social-ontological properties of the virtual social capital as being-entity. The study shows that this entity plays a crucial role in the development of virtual social communities, primarily in the degree of stability of virtual teams of their effectiveness in carrying out practical tasks. It is shown that the volume and the development of virtual social capital is one of the fundamental factors in shaping the future of the information society.

Keywords:

virtuality, social capital, communication, social systems, confidence, modern society, Information society, self-organization, structure, social network

Проблема виртуальных форм социального капитала

В связи с эволюцией форм социальной коммуникации, становлением ее современных разновидностей, таких, как интернет-коммуникация, складываются новые режимы функционирования общественных систем. Современное общество, будучи сложноорганизованной, аутопоэтической системой, включает в себя ряд социально-бытийных образований, определяющих его ключевые структурные характеристики. К данным образованиям мы относим различные формы капитала, такие, как экономический, культурный, социальный и символический [1]. При выделении таких образований, которые определяют прочность и долговечность коммуникативных связей в структуре социальных систем, на первый план выходит социальный капитал.

География распределения социального капитала показывает уровень развития различных социальных систем. Данная мысль достаточно подробно прорабатывается в исследованиях Ф. Фукуямы. Фукуяма, в своих работах демонстрирует все возрастающее значение социального капитала в становлении и развитии современного общества. Уровень развития общества и объем социального капитала, несмотря на всю сложность в его измерении, с необходимостью коррелируют. Фукуяма, наряду с Р. Патнемом, объем социального капитала в обществе связывает с уровнем доверия среди членов данного общества, с чем мы и соглашаемся. Чем более доверительное отношение человек проявляет к другим людям и своему государству в целом, тем о более высоком уровне социального капитала идет речь.

В последнее десятилетие возникает тенденция исследования сетевых, виртуальных форм социального капитала. Возникает вполне закономерный вопрос, может ли социальный капитал существовать в виртуальном пространстве, в интернет взаимодействиях и коммуникациях. В первую очередь приходится принять тот факт, что «коммуникационная система, основанная на сетевых технологиях, способна радикально изменить морфологию общественных связей, основанных на традиционных иерархических взаимоотношениях» [2, с. 57]. Такие исследователи, как Е.Г. Рыков, Т.А. Бутняков, Ж. В. Чернова, В.О. Саяпин, К.М. Мартиросян, анализируют процесс зарождения в виртуальном пространстве неких отношений, которые подобны традиционному социальному капиталу, однако, обладают определенной спецификой. Совокупность данных явлений и процессов, зачастую, получает наименование сетевого или виртуального социального капитала (ВСК) [3, 4]. В то же время, признается, что данное образование требует дальнейшего исследования.

Тезис, согласно которому, виртуальные формы социального капитала требуют особого внимания и отдельных исследований, отчетливо прозвучал на западе в конце прошлого десятилетия. «Электронный, сетевой социальный капитал существует и функционирует таким образом, что отличается от других видов социального капитала» [5, с. 114]. В той или иной мере виртуальные формы капитала рассматриваются в работах Дж. Литтау, Е. Камары, Л.М. Сари, Н. Б. Элисон, Ч. Стенфилда, К. Лампе и других исследователей. В первую очередь, внимание специалистов привлекает архитектура социальных сетей виртуального пространства, анализируются формальные харатекристики ВСК на уровне социальных сетей. Материалом исследования служат модели взаимодействий пользователей в сервисах социальных сетей, таких, как «Facebook», «Twitter», «Mail». В данной же статье отражены результаты исследования, в котором использовался тот же материал, однако применялся несколько иной подход.

Социально-онтологические свойства ВСК

Опираясь на концепции социальной коммуникации, мы в первую очередь обратили внимание на социально-онтологические характеристики существования виртуального социального капитала как бытийного феномена. В данном исследовании используется коммуникативный подход к пониманию особенностей существования социальных систем, основанный на работах Н. Лумана, М. Кастельса, М. Маклюена. С позиции данного подхода, выделяется как минимум две формы социального капитала – это традиционная и виртуальная. Традиционный социальный капитал образован силой коммуникативных связей между акторами в системах вербальной, письменной и печатной коммуникации. ВСК, в свою очередь образован коммуникативными связями, сформированными в пространстве виртуальной коммуникации (в частности в интернет-коммуникации). При сравнительном анализе этих двух форм социального капитала выделяются явные различия, которые заключаются, прежде всего, в специфике организации социально-коммуникативных систем, на базе которых, каждый из них функционирует.

Традиционные социально-коммуникативные системы способны обеспечить сравнительно «короткие», и «медленные» в географическом отношении коммуникативные связи [6], то есть связь между коммуникантами имеет весьма значительные физические ограничения. Данные ограничения связаны, прежде всего, с характеристиками используемых средств и канала коммуникации. Вербальные средства передачи и получения информации формируют условия, при которых поддержание прочных и длительных коммуникативных связей становится возможным в ограниченных географических рамках. Данный фактор делает традиционный социальный капитал зависимым от географических и экономических факторов.

Виртуальный социальный капитал, в свою очередь, строится на коммуникативной связи, формирующейся в условиях, преимущественно, дигитальной среды [7]. Речь идет о взаимодействии на уровне интернет-коммуникации, цифровой радио-телекоммуникации, текстовом мобильном общении. Все это относится к каналам реализации виртуальной социальной коммуникации и к базе, на которой строится виртуальный социальный капитал. Данная среда формирует географически неограниченные условия поддержания длительных социальных контактов. Удаленность коммуниканта (донора ВСК) и реципиента, в условиях виртуального социального пространства, лишается принципиальной значимости. Это формирует уникальные пространственные условия существования ВСК. К временным факторам можно отнести высокую динамику в осуществлении виртуальной коммуникации, которая, в свою очередь, ускоряет процесс формирования социальных связей.

Скорость осуществления коммуникации в условиях дигитальной среды максимально приближена к мгновенной передаче информации, то есть динамика в меньшей степени зависит от характеристик канала и средств коммуникации, и в большей от самих коммуникантов. Можно говорить о том, что в условиях виртуальной социальной коммуникации обеспечивается динамика социальной (групповой) активности на уровне актуально взаимодействующей «вербально-аудиальной» группы или сообщества, с географической дистанцированностью аудитории в рамках печатной коммуникации, если вообще возможно подобное сравнение. Данные условия формируют своего рода виртуальную группу, которая не может существовать в реальности без средств информационно-коммуникативных технологий, или каких либо подобных. Одним из фундаментальных социально-онтологических условий существования данной группы и будет выступать ВСК.

Функции ВСК в системе общества

Сформировавшиеся условия существования ВСК делают его одним из определяющих ресурсов в регуляции различных процессов социальной, экономической и политической сфер общественной жизни. Значение данного ресурса возрастает с каждым годом, как и его ценность. В качестве примера можно привести такую (набирающую популярность) разновидность маркетинга, как социальный медиа-маркетинг (SMM). Основным механизмом его работы является создание и поддержание социальных групп по интересам в сети, в которых осуществляется продажа, продвижение и реклама готовой продукции. ВСК, в данном случае, является определяющим фактором в успешности того или иного предприятия использующего SMM. Успешность канала на сервисе «YouTube» зависит в первую очередь от социальных сетей, по которым продвигается тот или иной материал, что в последнее время становится эталоном для многих других СМИ. Успешность того или иного политика на международной арене зависит от того на сколько эффективно он реализует потенциал виртуальных форм капитала [8].

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что ВСК обладает высоким потенциалом конвертирования в другие формы виртуального и традиционного капитала. Прежде всего, речь идет об экономическом капитале. В то же время, данный процесс достаточно амбивалентен в моральном и этическом отношении. Все чаще ВСК становится орудием в руках недобросовестных предпринимателей и служит их обогащению, за счет неосведомленности других лиц. Сюда относятся товары и услуги сомнительного качества, такие как «магические» атрибуты, тренинги и семинары от неквалифицированных специалистов, или даже запрещенные категории товаров, такие как анаболические стероиды и наркотики (подтверждением этому служит обилие результатов, по соответствующему запросу в «Google»).

Возникает закономерный вопрос, что же служит условием конвертирования ВСК в реальный капитал? Ответ лежит в плоскости условий формирования самого ВСК. К наиболее значимым условиям формирования ВСК можно отнести социальный ресурс доверия, который формируется в результате эволюции социально-коммуникативных систем. Не существует способа по обхождению тех или иных этапов общественного развития, которые бы позволили сиюминутно увеличить уровень доверия в обществе [9] и, как следствие, ВСК. Однако, очевидным является тот факт, что на пути данного процесса могут возникать вполне объективные препятствия, которые в той или иной мере ведут к снижению доверия и инфляции ВСК. Сюда можно отнести обострение этнических, классовых, гендерных и других конфликтов, связанных с распространением соответствующего вида стереотипов, косность, догматичность и реакционность в политике и администрировании данных систем. В целом, сюда можно отнести все то, что препятствует оптимизации процесса обмена информации между элементами социально- коммуникативных систем. Спекуляцию, эксплуатацию доверия, о которой шла речь выше, можно отнести к данным негативным факторам, так как, скрыто, в них присутствует манипуляция и ограничения взаимодействия, однако, именно они и могут являться источником обогащения (соответствующих индивидов). Таким образом, конвертирование ВСК в реальный экономический капитал неизбежно приводит к его инфляции или утрате. В то же время, возможность обращения данного процесса, представляется нам маловероятной.

Немаловажную роль в формировании ВСК, помимо доверия играет открытость социальных агентов. «Информационное общество, его устойчивое развитие и успешное эффективное функционирование во всех сферах жизнедеятельности должно быть основано на едином совместном целеполагании … при помощи правовых норм, и универсального принципа транспарентности государственного управления» [10]. Одним из условий в формировании ВСК в социальных системах мы видим формирование коммуникативных компетенций, выработку этической системы, регулирующей взаимодействия в виртуальном социальном пространстве, нормативной регуляции и регламентации в нем правил этикета. Также первостепенное значение приобретает приоритет коммуникативного действия ориентированного на достижение взаимопонимания, перед перформативными актами и повышение культуры общения и образованности у пользователей, как русскоязычной, так и мировой сети интернет.

На данном этапе исследования можно выделить такие формы проявления ВСК на уровне интернет-сообществ, как групповая сплоченность, взаимопомощь, отзывчивость, возобновляемость контактов, перенос социальных связей в реальность. Сам же ВСК можно определить, как ресурс определяющий прочность коммуникативных связей в условиях виртуального социального пространства, заключающийся, прежде всего, в потенциале нормативного регулирования социально-коммуникативной системы и выражающийся в уровне взаимного доверия между коммуникантом и реципиентом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ВСК играет важную роль в становлении грядущего информационного общества, так как определяет качество и количество коммуникативных взаимодействий в виртуальных социальных системах, что, в сою очередь, формирует их долговечность. Целями любого общества становится постепенное и поэтапное созревание, как социально-коммуникативной системы, и нивелировка негативных факторов снижающих уровень ВСК в обществе, препятствующих его эволюции.

Библиография
1.
Бурдье П. Социология социального пространства / П. Бурдье. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2005. Т. 1. 288 с.
2.
Назарчук А.В. Социальное пространство и социальное время в концепции сетевого общества / А.В. Назарчук // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 56-66.
3.
Мясникова Л. Социальный капитал обретает виртуальное пространство / Л. Мясникова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2007. № 3. С. 24-31.
4.
Бутняков Т.А. Об определении понятия «социальный капитал виртуальных сообществ» / Т.А. Бутняков // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (29). С. 238-243.
5.
Littau J. The virtual social capital of online communities: media use and motivations as predictors of online and offline engagement via six measures of community strength: A Dissertation for the degree of Ph.D / J. Littau; Columbia: University of Missouri. 2009. 196 p.
6.
Леушкин Р.В. Структурно-конструктивистский подход к пониманию виртуальной социальной коммуникации / Р.В. Леушкин // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 21; Режим доступа: http://www.science-education.ru/119-15167 (дата обращения: 03.11.2014).
7.
Леушкин Р.В. Виртуальный социальный конструкт как социально-онтологическое образование / Р.В. Леушкин // Вопросы культурологии. 2015. № 1. С. 30-34.
8.
Максимович Д.С. Интернет – блоги официальных представителей власти как инструмент реализации символического капитала власти и создания легитимирующих структур сознания / Д.С. Максимович, С.И. Самыгин // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2010. № 2. С. 181-186.
9.
Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. 730 с.
10.
Лапина М.А. Государственное управление в переходный период к информационному обществу / М.А. Лапина // Социодинамика. 2016. № 1. С. 1-22. Режим доступа: http://e-notabene.ru/pr/article_17529.html (дата обращения: 18.01.2016).
11.
Леушкин Р.В. Виртуальная социальная коммуникация: трансцендентальность или трансгрессия? // Философия и культура. 2015. № 9. C. 1346-1353. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.9.15786.
12.
А.Х. Кесаев Интеллектуальный капитал как объект социологии:
понятие, социальные институты и акторы // Политика и Общество. 2012. № 2. C. 73-78.
13.
Букалерова Л.А., Остроушко А.В. Информационно-правовое обеспечение общественной оценки деятельности государственных органов // Административное и муниципальное право. 2015. № 7. C. 731-737. DOI: 10.7256/1999-2807.2015.7.14123.
14.
Т.В. Владимирова Сетевые коммуникации как новая «формула спасения»
социального порядка // Национальная безопасность / nota bene. 2013. № 2. C. 371-378. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.02.16.
References (transliterated)
1.
Burd'e P. Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva / P. Burd'e. M.: Institut eksperimental'noi sotsiologii. SPb.: Aleteiya, 2005. T. 1. 288 s.
2.
Nazarchuk A.V. Sotsial'noe prostranstvo i sotsial'noe vremya v kontseptsii setevogo obshchestva / A.V. Nazarchuk // Voprosy filosofii. 2012. № 9. S. 56-66.
3.
Myasnikova L. Sotsial'nyi kapital obretaet virtual'noe prostranstvo / L. Myasnikova // RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya. 2007. № 3. S. 24-31.
4.
Butnyakov T.A. Ob opredelenii ponyatiya «sotsial'nyi kapital virtual'nykh soobshchestv» / T.A. Butnyakov // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. № 2 (29). S. 238-243.
5.
Littau J. The virtual social capital of online communities: media use and motivations as predictors of online and offline engagement via six measures of community strength: A Dissertation for the degree of Ph.D / J. Littau; Columbia: University of Missouri. 2009. 196 p.
6.
Leushkin R.V. Strukturno-konstruktivistskii podkhod k ponimaniyu virtual'noi sotsial'noi kommunikatsii / R.V. Leushkin // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 5. S. 21; Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/119-15167 (data obrashcheniya: 03.11.2014).
7.
Leushkin R.V. Virtual'nyi sotsial'nyi konstrukt kak sotsial'no-ontologicheskoe obrazovanie / R.V. Leushkin // Voprosy kul'turologii. 2015. № 1. S. 30-34.
8.
Maksimovich D.S. Internet – blogi ofitsial'nykh predstavitelei vlasti kak instrument realizatsii simvolicheskogo kapitala vlasti i sozdaniya legitimiruyushchikh struktur soznaniya / D.S. Maksimovich, S.I. Samygin // Vestnik YuRGTU (NPI). 2010. № 2. S. 181-186.
9.
Fukuyama F. Doverie: sotsial'nye dobrodeteli i put' k protsvetaniyu / F. Fukuyama. M.: OOO «Izdatel'stvo ACT»: ZAO NPP «Ermak», 2004. 730 s.
10.
Lapina M.A. Gosudarstvennoe upravlenie v perekhodnyi period k informatsionnomu obshchestvu / M.A. Lapina // Sotsiodinamika. 2016. № 1. S. 1-22. Rezhim dostupa: http://e-notabene.ru/pr/article_17529.html (data obrashcheniya: 18.01.2016).
11.
Leushkin R.V. Virtual'naya sotsial'naya kommunikatsiya: transtsendental'nost' ili transgressiya? // Filosofiya i kul'tura. 2015. № 9. C. 1346-1353. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.9.15786.
12.
A.Kh. Kesaev Intellektual'nyi kapital kak ob''ekt sotsiologii:
ponyatie, sotsial'nye instituty i aktory // Politika i Obshchestvo. 2012. № 2. C. 73-78.
13.
Bukalerova L.A., Ostroushko A.V. Informatsionno-pravovoe obespechenie obshchestvennoi otsenki deyatel'nosti gosudarstvennykh organov // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2015. № 7. C. 731-737. DOI: 10.7256/1999-2807.2015.7.14123.
14.
T.V. Vladimirova Setevye kommunikatsii kak novaya «formula spaseniya»
sotsial'nogo poryadka // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2013. № 2. C. 371-378. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.02.16.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"