Статья 'Динамика изменения скорости взросления несовершеннолетних в русской культуре второй половины XX века – начала XXI века.' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Динамика изменения скорости взросления несовершеннолетних в русской культуре второй половины XX века – начала XXI века

Кочерова Анастасия Викторовна

бакалавр, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660049, Россия, г. Красноярск, проспект Свободный, 82а, оф. Киренского

Kocherova Anastasiya Viktorovna

student of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660049, Russia, g. Krasnoyarsk, prospekt Svobodnyi, 82a, of. Kirenskogo

nastasia_ko@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2016.1.17342

Дата направления статьи в редакцию:

20-12-2015


Дата публикации:

17-01-2016


Аннотация: Объектом исследования является российское общество, как темпомир, обладающий своим внутренним временем. Предмет исследования - динамика изменений «социальных часов», регулирующих возраст совершеннолетия, получения паспорта, сексуального согласия, уголовной ответственности, брачный возраст; срок обучения в средней школе и вузах; периодизацию детских возрастов. Исследование сфокусировано на тех общественных тенденциях, которые относятся к социальным ролям несовершеннолетних. Делается акцент на современной преемственности некоторых тенденций советского общества. Российское общество рассматривается, как совокупность малых темпомиров, а закрепление на законодательном уровне тех или иных социально значимых возрастов названо способом синхронизации всего пространства страны в единую систему. Методология исследования основана на кросстемпоральном анализе данных. Производится анализ законодательных актов, кодексов, других государственных документов, а также учебников по обществознанию за период времени со второй половины XX века до 2015 года. Данные структурированы графически или в виде таблиц. Для обобщения результатов исследования применяется интерпретация формальных данных. Новизна исследования заключается в том, тенденции изменения социально значимых возрастов в российской культуре впервые оформлены наглядно в графическом и табличном виде. Это делает вклад в исследования темы темпоральности русской культуры. Важной является интерпретация данных с точки зрения вопроса о раннем взрослении несовершеннолетних. При этом, сами графики и таблицы в дальнейшем могут быть проанализированы при изучении других социальных тенденций. Основными выводами исследования являются обозначенные и подкрепленные фактами тенденции: физиологическое взросление происходит раньше, чем социальное; обязательному и высшему образованию уделяется все больше времени; социальные роли осваиваются все быстрее, большая их часть приходится на юношеский возраст; общество становится ориентированным на ценности молодежной культуры; увеличение ответственности несовершеннолетних перед государством и обществом, которую они возлагают на себя и сознательно и несознательно. Молодежь названа основным слоем населения, на который ориентировано государство. В связи с этим замечается проблема формирования негативного образа старости.


Ключевые слова:

темпомир, социальные часы, темпоральность, ритм жизни, раннее взросление, ответственность несовершеннолетних, типы социальных процессов, динамика социальных процессов, кросстемпоральный анализ, российское законодательство

УДК:

316.4.051

Abstract: The object of this research is the Russian society as the tempoworld that has its own internal time. The subject of the research is the dynamics of the changes in “social clock” that regulates the age of reaching adulthood, receiving a passport, sexual consent, criminal responsibility, permission to marry; period of education in school and college; periodization of child ages. The research focuses on the social trends that pertain to the social roles of minors. An accent is made on the modern succession of certain trends of the Soviet society. Russian society is being viewed as a combination of small tempoworlds, while legislative fixation of particular socially-significant ages is called the method of synchronization of the whole country into a unified system. Among the main conclusions are the demonstrated trends substantiated by facts: physiological maturity takes place earlier than social; the mandatory and college education is given more and more time; the social roles are being assimilated faster than before, and majority of them falls on the period of adolescence; the society becomes oriented towards the values of the youth culture. Youth is held as the main class of the population, towards which the country is oriented.  


Keywords:

tempoworld, Social Watch, temporality, the rhythm of life, early adulthood, juvenile responsibility, types of social processes, dynamics of social processes, krosstemporalny analysis, Russian legislation

Введение

Любое общество характеризуется своими особенными темпами жизни. Их формируют традиции, актуальные на данный момент ценности, омолаживание или старение культуры, а также внешнее влияние. Одной из общемировых тенденций является акселерация, наблюдаемая последние 150 лет. Однако, в каждой культуре есть множество национальных особенностей, которые влияют на ритм жизни общества больше, чем мировые процессы.

Во-первых, восприятие времени членами общества зависит от вложенных в них (во время детского возраста) каких-либо ориентацией и биографических схем, которыми после они будут руководствоваться. Поэтому для социума, как группы людей, время – это общественный ресурс. Люди всю жизнь учатся грамотно распоряжаться им, продуктивно его использовать. На основе времени регулируются социальные процессы, устанавливаются социально значимые возрасты или периоды жизни человека. Таким образом, если рассматривать общественный механизм, как систему, динамичную во времени и саморегулирующуюся на основе времени, то позволительно называть любое общество темпомиром.

Основоположником концепции темпомиров является С. П. Курдюмов. [39] Широко развивает его исследования в области темпоральности культур П. А. Амбарова. Ряд ее работ посвящен исследованию темпоральных характеристик русской культуры. Она оперирует такими понятиями, как темпомир, социальное время и «социальные часы».

Этим понятиям даются следующие определения: темпомир – это фрагмент мира со своим внутренним временем. Он обладает относительной автономностью, а его члены общими ценностями. Создателями и носителями темпомира могут выступать человек, общество, культурные процессы [30].

«Социальные часы» – это нормативные биографические схемы, определяющие основные возрастные периоды в жизни человека, в которые предписывается или дозволяется освоение тех или иных социальных статусов и ролей, видов деятельности. [30]

Так, идея «социального времени» находит свое воплощение в понимании мира, как системы различных темпомиров, которые саморегулируются с помощью механизма «социальных часов». Русскую культуру Амбарова характеризует как темпорально неоднородную. Различны ритмы жизни в центре или на периферии, в городах и селах, в различных регионах и в разных возрастных категориях.

Данное исследование посвящено выявлению ритмов общественной жизни несовершеннолетних. Ребенок изначально не способен выстраивать свою деятельность самостоятельно, а значит и регулировать процессы своей жизни, связанные с изменением во времени. Так, на ранних этапах общество задает человеку определенный ритм, который в качестве биографических схем запечатлевается в его сознании.

Как уже замечено, этот ритм может отличаться в различных темпомирах нашей культуры. Однако, есть способы синхронизации ритмов практически на всей территории государства. Это делается с помощью закрепления на законодательном уровне социально-значимых возрастов и периодов. Такая регуляция не позволяет нарушить общественные нормы, ставшие государственными. Или с помощью трансляции информации через систему всеобщего образования. Например, в учебниках по обществознанию.

Эти два способа и обусловили выбор материалов, на основе которых исследуется данная тема. Была исследована динамика изменений «социальных часов», регулирующих возраст совершеннолетия, получения паспорта, сексуального согласия, уголовной ответственности, брачный возраст; срок обучения в средней школе и вузах; периодизацию детских возрастов.

Рассматриваемый период связан с существующими документами. Большинство кодексов и законодательных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, появились со второй половины XX века. Результаты оформлены в ряд таблиц и графиков.

Анализ таблиц и графиков.

Школьная ступень – первый этап, на котором общественное воздействие сказывается на человеке в большей степени. Приходя в первый класс, ребенок уже начинает выстраивать свое собственное представление о том, что его ждет в будущем. Уже появляется понимание, что возраст – это то, от чего зависит положение в обществе, возможности, сфера общения.

Советская средняя общеобразовательная школа первой половины XX века была десятилетней, она подразделялась на начальную (4 класса), неполную среднюю (7 классов) и среднюю (10 классов). При этом, обязательным было окончание 7-летней школы. Это видно из Таблицы 1.

Таблица 1

1

В последующем произошел ряд изменений. В 1958 году был издан закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [46]. Обязательной теперь стала неполная средняя школа из 8 классов, а полная стала составлять 11 классов. При этом, младшие классы также составляли 4 года, но в школу стали брать с 7 лет.

Такое преобразование не посчиталось удачным на тот момент и в 1964 году вернули «десятилетку». А позднее и оформили следующие изменения: школа стала делиться на три ступени – начальную (3 класса), неполную среднюю (4-8 классы) и полную (9-10 классы). То есть был сокращен срок обучения в младшей школе. При этом, в зависимости от территориальных условий иногда строились только начальные школы, по завершению которых учащиеся должны были ездить в соседний населенный пункт, или переезжать в школы-интернаты. Но по факту это не всегда осуществлялось, иногда образование заканчивалось на 3 классах (ранее на 4 классах).

Преобразования этого периода были завершены реформой 1984 года (Постановление ВС СССР от 12.04.1984 «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [46]). Так, с 1985 года на законодательном уровне вводился 11-летний срок обучения, а в школу предписывалось брать детей с 6-летнего возраста. Но по факту подобные изменения не были проведены и все закончилось всеобщим «перескоком» с одного класса в следующий в 1989-1990 учебном году. Вместе со всеми, третьеклашки перепрыгнули 4 класс и сразу пошли в 5 класс. И такая практика продолжалась несколько лет. Только набор 2000 года стал учиться по полноценной 11-летней программе. Значит, «одиннадцатилетка» стала практиковаться фактически с 2003 года (год, когда появился первый 4 класс).

Возраст, с которого начинается образование в школе, изначально был 8 лет. Законом 1958 года он уменьшен до 7 лет, законом 1974 – до 6 лет. На сегодняшний момент в школу, в основном, идут с 7 лет, но могут брать и шестилеток.

Помимо этого, 2001 год стал годом начала перехода на обучение по программам бакалавриата и магистратуры в высших учебных заведениях. К 2005 году на эту программу перешло подавляющее большинство вузов. До этого, специалитет включал в себя 5 лет обучения с возможностью сокращать его до 4 лет по уставу вуза при уплотненной программе или увеличивать до 6 лет, при совмещении обучения с работой на производстве. Такое практиковалось в 1960-1980-е гг.

Отсюда замечаем основные изменения: постепенно снижается возраст начала обучения, увеличивается срок обязательного образования и образования в целом, сокращается срок обучения на младшей ступени по отношению к другим. То есть, ранее учились 4 года в младшей школе и еще 6 лет. А затем стали учиться 3 года и еще 7 лет. Сейчас учатся 4 года и 7 лет. И этот лишний год в младшей школе предполагалось набирать из шестилеток. Помимо этого, из вышесказанного можно заметить, как долго вступают в силу утвержденные законодательные акты.

Кроме того, в СССР существовала периодизация детского возраста, производимая на основе пионерской организации, в которой также, как и в школе, есть три основных ступени: октябрята, пионеры, комсомольцы – Таблица 2.

Таблица 2

1923

1958

1964

1974

1982

1985

1989

октябрята

7-9 лет

7-10

7-10

7-9 лет

7-9лет

6-8 лет

6-9 лет

1-3 классы

1-4 классы

1-4 классы

1-3 классы

1-3 классы

1-3 классы

1-3 классы

пионеры

10-14 лет

11-14

11-14

10-14 лет

10-12 лет

9-12 лет

10-14 лет

4-7 классы

5-8 классы

5-8 классы

4-8 классы

4-6 классы

4-6классы

5-9 классы

Старшие пионеры

13-14 лет

13-14 лет

13-14 лет

7-8 классы

7-8 классы

8-9 классы

комсомольцы

14-28

15-28

15-28

15-28 лет

15-28 лет

15-28 лет

15-28 лет

9-10 классы

9-11 классы

9-10 классы

9-10 классы

9-10 классы

9-10 классы

10-11 классы

В 1923 году впервые были созданы первые группы октябрят, названных так потому, что многие являлись ровесниками Октябрьской Революции, и в ряды октябрят стали брать школьников 1-3 классов. Затем с 4 класса они становились пионерами и после 14 лет могли вступать в ряды комсомольцев.

В период реформы 1958 года, вводившей 11-летнее образование, считалось, что необходимо укреплять связь школы с жизнью, поэтому продолжительность школьного образования увеличили на год. А 4 класс стал считаться классом начальной школы. Поэтому получалось, что октябрята немного повзрослели. Пионерами тоже становились теперь на год позже (с 5 класса, а значит с 11 лет). И комсомольцами также – пятнадцатилетние.

Комсомольцев, самых старших из юных коммунистов, стали держать в школе на год дольше – 3 года вместо двух. То есть 11 класс стал буфером для комсомольцев перед выходом во взрослую жизнь. Возможно, считалось, что при десятилетнем образовании школа давала комсомольцам меньше, чем необходимо в жизни коммуниста (ведь именно для комсомольцев из всех трех детских периодов увеличился срок обучения в школе).

В 1964 году этот лишний год убирают, так как возвращается десятилетнее образование. Скорее всего, стало понятным, что этот год действительно лишний, так как молодые люди становятся уже достаточно самостоятельны к тому времени.

Более того, в 1974 году посчитали, что четвертые классы уже готовы к «изучение систематических курсов основ наук» [46], а значит ступень начального образования снова сократили на год и пионеры немного помолодели. Важен переход от самых младших октябрят к пионерам, которые уже приобщались к делу «строительства коммунизма». Поэтому немаловажно отметить, что посчиталось, будто к этому становятся готовыми на год раньше. Но следующий переход (в комсомол) так и остался возможным только в 15 лет. В связи с этим увеличением периода нахождения на этапе пионерства, в 1982 году выделилось еще одно звено между пионерами и комсомольцами – старшие пионеры.

В 1991 году такая периодизация перестала существовать. Теперь, периодизация детских возрастов, в основном распространяется за счет учебников обществознания.

Таблица 3

1990-е

2006

2012

2014

младенчество

до 2-3

младенчество

до 1

детство

С 2-3 до 6-7

преддошкольный возраст

От 1 до 3

дошкольный

От 3 до 6

отрочество

С 6-7 до 13-15

младший школьный

От 6 до 10

подростковый

11-15

подростковый

От 11 до 15

12-14

тинейджеры

13-19

15-17

юношеский

16-20

юность

С 13-15 до 18-25

юношеский

От 15 до 21

18-21

22-25

26-29

зрелый

От 21 до 60

В середине 1990-ых годов Боголюбовым был разработан курс «Человек и общество», в рамках которого описывалась современная на тот момент периодизация возрастов. Она немного упоминается в учебнике для 11 класса.[63]

Впервые четкая периодизация всех возрастов человека в учебнике обществознания была выполнена авторами А. И. Кравченко и Е. А. Певцовой, и преподавалась в 7 классе[53]. То есть информация о периодизации возрастов доносилась до детей раньше, чем по курсу Боголюбова. Обучение по их курсу в российских школах велось с 2006 года по 2013. В 2012 году[41] были внесены изменения в периодизацию, она стала более подробной, что видно в таблице.

Но в Приказе Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» уже нет учебника Кравченко и основным становится учебник Боголюбова.

В издании 2014 года у Л. Н. Боголюбова периодизация уже четко оформлена в таблицу. Эта информация сейчас и доносится до основной массы учащихся. В таблице нет названий возрастных периодов, здесь отслеживаются периоды становления личности. И этап, который обычно относят на юношеский период, разбит на несколько групп – с 12 до 29 лет.

Таким образом, продолжилась намеченная в советский период тенденция уплотнения юношеского возраста различными периодами (увеличивается количество этапов – от пионера к комсомольцу или от одного этапа становления личности к другому). За один и тот же период ребенок теперь начинает усваивать больше социальных ролей, проходить большее количество жизненных этапов.

Интересен сам факт, что юношеский период в 2014 году впервые назван длящимся до 29 лет. Тогда как по отмененному учебнику 2012 года зрелость наступает уже после 21 года. При учете общих тенденций увеличения срока теоретического образования в школе и в вузах, заметно, что юношеский этап жизни гражданина становится важным для государства. Здесь происходит формирование ценностных установок, личностных целей и приобретается опыт. Но юношество уже рассматривается не как промежуточный этап, а как наиболее деятельный и активный для современного общества.

В этом ракурсе интересно заметить, как изменяется уголовная ответственность четырнадцатилетних за рассматриваемый период времени – Таблица 4.

Таблица 4

4

В УК СССР 1960 года указано, что уголовная ответственность наступает с 16 лет. А за ряд преступлений – с 14 лет. Также и в современном Уголовном Кодексе РФ. Этот список статей менялся с течением времени. В основном, это количество колеблется от 20 до 24 статей. Но можно заметить неизменную тенденцию: среди статей увеличивается число преступлений, совершенных против государства. Среди них такие, как теракт и все, что с ним связано, вандализм, крушение поездных составов, преступления, связанные с наркотиками. Так, в СССР четырнадцатилетних наказывали только за умышленное уничтожение государственного имущества, повлекшее тяжкие последствия и за крушение поезда. А к 2014 году в число преступлений против государства, за которые подростки несут ответственность, вошло 9 статей УК РФ.

Такое изменение может быть связано с тем, что государство настаивает на том, что человек в это время является достаточно сознательным для умышленных преступлений. Действительно, не за чем спрашивать с ребенка, который слегка хулиганил и случайно сломал оградку памятника, как с вандала. Но благодаря существованию таких статей в УК, дети предстают полностью ответственными.

В общем, замечаем, что происходит акцентирование сознательности, как черты, необходимо присущей с 14-летнего возраста.

Это явление неразрывно связано с двумя процессами. В ходе первого стали появляться ранние браки. А второй процесс связан со снижением возраста получения паспорта.

В возрасте 14-15 лет в большинстве регионов России уже можно жениться. А при вступлении в брак происходит приобретение всех прав, присущих совершеннолетним. Такое условие соблюдалось и тогда, когда получали паспорт только с 16 лет. Скорее всего это и натолкнуло принять изменения в законодательство, согласно которым паспорт стали получать все с 14 лет, а не только женившиеся.

Вообще, единый брачный возраст, 18 лет, для мужчин и женщин был установлен в СССР 1926 году и до сих пор он не изменен для РФ. Но произошел ряд изменений в Гражданском кодексе, предусматривающих условия заключения брака до совершеннолетия – Таблица 5.

Таблица 5

5

Впервые были сделаны уступки в 1968 году, когда отдельным союзным республикам СССР, в которых это было предусмотрено традициями, было разрешено снижать брачный возраст в своем законодательстве, но не ниже 16 лет. Через год были внесены поправки, и теперь Республики могли устанавливать совершенно любой брачный возраст. Фактически, в Семейном кодексе исчезла единая для всего СССР нижняя граница возраста, с достижением которого позволительно вступать в брак. В этом же году разрешили жениться несовершеннолетним в виду исключительных причин, но только при достижении 16-ти лет.

В 1995 году формулировка «исключительные» была заменена на «уважительные». Перечень таких причин не был предусмотрен, однако, как правило, к ним относят беременность, рождение общего ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, фактически сложившиеся брачные отношения (гражданский брак). Их прописывают в законодательных актах субъектов. Эти причины прописаны были в законе 1996 года «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» [11].

Наряду с Московской областью, правом снизить брачный возраст воспользовались 11 регионов Центральной России. При этом, ни в одном из них это не было продиктовано этническо-национальными особенностями. Для примера, в Кабардино-Балкарской республике только в 1998 году был принят закон «Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет», в котором был установлен нижний порог брачного возраста – 15 лет. В то время как, в Самарской, Вологодской, Владимирской, Калужской, Московской и Ростовской областях – 14 лет.

Любопытно, что возраст получения паспорта тоже был снижен примерно в это же время –в 1997 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».

В 2008-2009 годах была повторена волна узаконивания браков до 16 лет в регионах РФ. И к 2009 году регионов, в которых минимальный брачный возраст был 14-15 лет, стало 18. На данный момент в России таких регионов, где можно жениться до 16 лет, 27 штук. Последним, в их число в 2015 году вошла Архангельская область.

Возможность ранних браков была поддержана именно областями европейской части России. Это связано не с национальными особенностями и традициями, а с иными факторами. Они выявляются исходя из социальных причин, по которым возможны такие браки. И часто это беременность, рождение ребенка или же гражданский брак.

Но Уголовный кодексом РФ предусмотрено наказание за половое сношение с лицами, не достигшими 16 лет. Тогда откуда берутся причины для браков с 14 лет? Дело в том, что существует поправка в УК, гласящая, что наказание полностью снимается и в том случае, если человек, совершивший такое деяние против несовершеннолетнего и несовершеннолетний поженились.

Таблица 6 описывает изменение в Уголовном Кодексе положений о наказании за действия сексуального характера, совершенные по отношению к несовершеннолетним.

Таблица 6

6

До 1996 года в УК не был обозначен конкретный возраст, до которого не разрешено половое сношение с несовершеннолетними. Такие действия наказывались, если они совершены в отношении лица, не достигшего половой зрелости. В 1996 году установили 16-ти летний возраст.

В 1998 году его снизили до 14 лет. Это связывается с двумя событиями: первая волна узаконивания ранних браков в субъектах РФ с 1996 года по 1998 год, и уменьшение возраста получения паспорта до 14 лет в 1997 году.

Но в 2003 году снова вернули 16 лет. Так как акселерация у нас в стране все-таки не такая сильная, и многие в этом возрасте еще даже не половозрелые. В 2009-2012 гг. было введено условие, что наказываются сексуальные действия в отношении 16-ти летних лиц, только если они не достигли половой зрелости. В УК статья формулировалась таким образом: «Совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста и половой зрелости, наказывается…». Эта формулировка была убрана в 2013 году и снова установлен конкретный возраст, до которого не разрешено половое сношение – 16 лет.

Так, мы видим, что возраст сексуального согласия постоянно претерпевал какие-то изменения. Еще в 1998 году его пытались снизить до 14 лет, стараясь уравновесить общественные тенденции и законодательство. Одна из таких тенденций – это плохо-регулируемая государством ранняя беременность. Исходя из того, какие субъекты вошли в число мест, где разрешены ранние браки, можно судить, где сформировалась проблема ранней беременности – европейская часть России.

Заключение.

Таким образом, Центральная часть России опережает другие субъекты РФ по скорости ритмов жизни, по скорости взросления детей. Это иллюстрирует разрозненность темпомиров страны. А то, что возраст получения паспорта снижается до 14 лет по всей стране, а также попытки внесения изменений в УК, показывают, как государство синхронизирует ритмы жизни на всей своей территории с помощью законодательных актов.

Усваивание «социальных часов» членами общества происходит с помощью примера (ребенок смотрит на старших и перенимает его роли), с помощью учебного материала (свои роли осознаются из учебников), с помощью осознания возложенной государством ответственности на несовершеннолетних (через законодательство).

Расхождение в понимании роли юношей в обществе наблюдалось в учебниках разных авторов по обществознанию. Поэтому в 2014 году были изъяты из федерального перечня учебники, которые преподносят детям периодизацию возрастов, отличную от той, что разработана у Боголюбова. Сравнивая эти периодизации замечаем, что они различны, в основном, только нижней и верхней границей периода юношества. Деления внутри периода достаточно подробны и там и там.

То есть по принятой сейчас периодизации юношей можно назвать и семиклассника и давно работающего 29-летнего мужчину. Этот возраст является самым большим активным периодом в жизни человека. А поэтому он очень важен и так нагружается большим количеством социальных ролей и государством и просто обществом.

Таким образом, мы имеем следующие тенденции:

  • Физиологическое взросление происходит раньше, чем социальное. В СССР эта проблема решалась с помощью насаждения идеологии и нравственных ценностей. В РФ в большей степени с помощью изменения в законодательстве, чтобы регулировать эту проблему на правовом уровне.
  • Обязательному и высшему образованию уделяется все больше времени (введение «одиннадцатилетки» в школе вместо 10 лет, 6-летнего обучения в вузах место 5 лет). В отличие от 1958 года, когда это было связано с тем, чтобы обеспечить большее влияние государственной идеологии на молодое поколение, подобное увеличение срока обучения в XXI веке связано с первой тенденцией. Чтобы иметь возможность в какой-то степени держать под контролем социально не повзрослевших еще детей, но активных и готовых к освоению новых ролей.
  • Социальные роли осваиваются все быстрее, за период юношества человек успевает освоить столько необходимых социальных ролей, сколько общество ему не предоставит за оставшуюся жизнь. Это и ступени обязательного и высшего образования, это и уровни формирования личности, это и получение паспорта, это и вступление в возраст сексуального согласия (не узаконенный, но допускаемый законодательством четырнадцатилетний возраст и узаконенный шестнадцатилетний), это и брачный возраст (с 14 лет по социальным причинам и единый брачный 18-ти летний возраст), это и обретение способности нести частичную уголовную ответственность (с 14 лет) и полную уголовную ответственность (с 16 лет).
  • Общество становится ориентированным на ценности молодежной культуры. При такой ориентации важнейшим качеством является активная жизненная позиция. Этому способствует демократизация ценностей (не навязывается единая идеология), в том числе и нравственных. Что и ведет к ранним бракам, ранней беременности.
  • Это сопровождается открытостью общества к изменениям и преобразованиям. Но, с учетом культурных особенностей нации, а также разрозненности темпомиров, преобразования зачастую затягиваются. И когда проходит время, они приобретают иные формы. Например, после закона 1984 года[23] о введении одиннадцатилетней школы система реального 11-летнего, а не формального, образования заработала только в 2003 году (когда набор 2000 года пошел в 4 класс).
  • Сами молодые люди возлагают на себя ответственность и сознательно и несознательно. Но в большинстве случаев, все же неосознанно. Несознательным можно назвать то взросление, которое обуславливается ранней физиологической зрелостью, опережающей социальную. Сознательным же скорее выступает то взросление, которое не является чем-то беспрецедентным и потому не вызывает проблем, которые необходимо регулировать на уровне законопроектов. Таким может быть своевременное или убыстренное освоение социальных ролей – раннее становление личности, несколько высших образований, готовность вступления в брак до того, как это станет способом избавиться от уголовной ответственности.

В итоге, молодежь выступает как основной слой населения, на который все более становится ориентированным государство, в том числе и как на сознательных граждан. То есть позволительно говорить об ориентации на ценности молодежной культуры в российском обществе. В этом ракурсе можно заметить, как воспринимается другая часть населения. Например, пенсионеры. На данный момент сформирован негативный образ старости. Присущее традиционному обществу безусловное уважение к старшим у нас утрачено. А присущий модернизированному обществу уровень жизни пенсионеров не достигнут. Поэтому старшое поколение утрачивает способность освоения многих социальных ролей. Что не соответствует ориентировкам молодежной культуры.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.