Статья 'Углубление социально-политического аспекта гуманитарного цикла учебных программ средней общеобразовательной школы ' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Углубление социально-политического аспекта гуманитарного цикла учебных программ средней общеобразовательной школы

Тинякова Елена Александровна

кандидат философских наук

доцент, ГБПОУ МО "Сергиево-Посадский колледж", цикловая комиссия общеобразовательных, социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин

141300, Россия, Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. 40 Лет Октября, 5 А

Tinyakova Elena Aleksandrovna

PhD in Philosophy

Associate professor, lecturer of the Department of General Humanitarian Disciplines at Sergiyev Posad Humanitarian Institute and Sergiyev Posad Moscow Institute Enterpreneurship and Law

141300, Russia, Moskovskaya oblast', g. Sergiev-Posad, ul. 40 Let Oktyabrya, 5 A

etinyakova@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0684.2017.5.16353

Дата направления статьи в редакцию:

10-09-2015


Дата публикации:

14-06-2017


Аннотация: Предметом исследования является интенсификация гражданского потенциала гуманитарного содержания учебных программ средней общеобразовательной школы России с целью направления формирования менталитета молодежи школьного периода (старшие классы) на национальные ценности. Объектом исследования были такие предметы: русский язык, литература, история, обществознание, экологический цикл вместе с зоологией и ботаникой, мировая художественная культура, физическое воспитание. Автор статьи подробно рассматривает те участки программ, которые могут быть расширены за счет включения информации русского национального содержания. Основная идея предлагаемого проекта: углубить утверждение национальных ценностей в менталитете учащихся. Написанию статьи предшествовало разработка автором курса "Русская народная эстетика" для студентов вуза, курс читался для студентов филологического факультета на протяжении 20 лет. Основными выводами проведенного исследования были такие положения:после перестройки и распада Советского Союза, отделения союзных республик в суверенные государства, русскому этносу, составляющему большинство населения России, тоже потребовалась концентрация этнического смысла, так как в советский период развитие русского народа было очень интернационализировано. Особый вклад автора исследования в том, что открываются новые грани и возможности межконфессионального диалога с другими народами. населяющими Россию, но уже не от "безликого старшего брата" (русского народа), а от отчетливо представленного многочисленного и вариантного русского этноса.


Ключевые слова:

менталитет, школьники старших классов, школьные программы, национальные ценности, русский язык, литература, история, обществознание, мировая художественная культура, физическое воспитание

Abstract: The subject of this research is the intensification of civic potential of humanitarian content of the Russian school curriculum for the purpose of orienting the formation of youth mentality during school years towards the national values. The object of this research are the following disciplines: Russian language, literature, history, social studies, ecological cycle including zoology and botany, world artistic culture, and physical education. The author examines the parts of curriculum, which can be expanded due to implementation of information of the Russian national content. The main goal of the proposed project consists in consolidation of the national values in students’ mentality. Developed by the author course of the “Russian folk aesthetics” for the university students of philological faculty that was lecture for 20 years, preceded the writing of this article. The author concludes that after Perestroika and the collapse of Soviet Union, the Russian ethnos that comprised the majority of Russia’s population, also required centralizing around the ethnic concept, due to the fact that during the Soviet period the development of Russian people was rather internationalized. The author discovers new opportunities for inter-confessional dialogue with other nations that populate Russia, but in this case, without the “featureless big brother” (Russian people), but the multiple and diverse Russian ethnos.


Keywords:

mentality, senior students, curriculum, national values, Russian, literature, history, social studies, world artistic culture, physical education

В настоящей статье представлен гуманитарный проект комплексного учебника для старших классов средней общеобразовательной школы Российской Федерации «Акценты русской национальной ментальности в учебных программах современной общеобразовательной школы России» [1]. Материал проекта распределен по следующим предметам: русский язык, литература, история, обществознание, экология с элементами ботаники, зоологии и биологии; мировая художественная культура, математика, физика, физическая культура, и показано два уровня для 8−9 классов и 10−11. Содержательная порция учебного материала на каждый предмет соответствует примерно 4-6 учебным часам и является обязательной частью учебной программы по соответствующему предмету, которая подлежит контролю как весь основной материал программы учебных предметов. Квоты учебного материала по каждому предмету включают информацию, окрашенную русской этнической тематикой, которая вписывается в содержание выбранного предмета, а следовательно способствует усвоению основных проблем учебной программы по предмету. Однако русская духовность держится не только на фольклорном материале, русской традиционной культуре, но и на талантах лучших представителей русского народа [2]. Поэтому для предмета «Физика» выбрано выдающееся творчество физиков, которые выросли на русской почве со всеми ее трудностями и особыми условиями для развития их талантов. Если в начальной ступени образования и первой части средней ступени школьники еще сохраняют черты русской духовности, в основном через активно используемый материал сказок в разных вариантах, игровые методы обучения, различные формы внеклассной работы соответствующей тематики, то к 8-9 классам и особенно 10-11 русские национальные черты ментальности теряются в широком пространстве межкультурной коммуникации, современных формах культуры, большой информационной зависимости от ресурсов интернета, и поэтому именно в этот период этнически насыщенная информация, но в рамках изучаемого предмета, даст духовную стабильность [3], которая является важной предпосылкой интеллектуальной стабильности, основы гражданского менталитета, ведь патриотическое чувство всегда имеет ядро национальное [4]. С точки зрения гражданского воспитания такой содержательный подход к учебным программам положительно повлияет на формирование гражданско-культурной идентичности, которая является стрежнем образованности человека [5].

Начнем с предмета «русский язык» [6]. Язык–одно из главных проявлений культуры человека. Фольклорный язык–это не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель национальной духовности человека, которая не может быть аморфной. Фольклорность языка держит социально-политическую культуру, ценностные ориентации личности, корректирует исторический менталитет. Пословицы, поговорки, устный фольклор концентрируют эстетические качества русского языка. Для русской фольклорной речи характерна передача следующих настроений: ласковость, ненавязчивая поучительность, твердость духа и готовность к терпимости, юмористические повороты, бóльшая концентрация мудрости, чем в обычной и даже литературной речи, внимательность к собеседнику, которая проявляется в доскональной детальности описания чего-то, присутствие в разговоре природных сил или сопровождение ими разговора, рифмованные прибаутки задают темп и ритм речи, вносят в нее стройность, сообщают эмоциональный заряд. Фольклорная речь в своей основе оптимистична, умеет даже трагические моменты скрасить добрым юмором. При использовании текстового языкового материала, насыщенного фольклором, рекомендуется обращать внимание на формирование указанных черт. В 8−9 классах рекомендуется подбирать рифмованные фольклорные фразы, прибаутки игровой тематики [7] и поговорки, развивающие чувство юмора, загадки, сформировать минимум фольклорного запаса слов (ориентировочно 700 лексических единиц). В 8-9 классах можно предлагать школьникам задания на различение фольклорных литературных жанров. Важно также давать упражнения на усвоение логики повествования русских сказок, триединство «зачина-развития-концовки» распределять на более мелкие повествовательные шаги; полезно разработать классификацию или типологию известных русских народных сказок, в заключение давать задание: изложить современный сюжет в логике повествования русских народных сказок и с использованием фольклорного языка. В 10−11 классах лучше проработать со школьниками свод наиболее распространенных пословиц, работать над фольклорными фразеологизмами и библиизмами (показать встречу народной и христианской мудрости), часто используемыми в речи православной ориентации, работать над короткими фольклорными текстами, давать задания для речевых ситуаций с фольклорной концентрацией.

К предмету «литература» нужно отнестись частично как национальной философии, так как в литературных произведениях русских поэтов и писателей ставились жизненно-важные проблемы, получившие международное признание. Однако в настоящем ропекте особое внимание уделено фольклорной литературе. В 8−9 классах нужно знакомить школьников с жанровым составом русского словесного фольклора, его богатством и разнообразием, показать различие обрядовой и необрядовой поэзии; значение обрядовой поэзии в форме календарной, семейно-бытовой для формирования этнически русского морального облика; переход заговоров на игровой уровень и защита от перевода их в магию православной религией. К необрядовому фольклорному литературному творчеству относятся эпические, прозаические произведения, сказки, предания, легенды; стихотворные жанры–былины, исторические песни, баллады; лирические стихотворные жанры–песни бытового содержания, любовные песни, семейные, частушки, припевки; малые нелирические жанры–пословицы, поговорки, загадки; драматические тексты и действа–ряженья, игры, хороводы, сцены, пьесы. В старших 10−11 классах лучше больше делать акцент на художественные средства фольклорной литературы и ее образное содержание. Символ в фольклорной литературе экологичен в своем истоке; моральное более значимо, чем эстетическое; отдается приоритет простоте и ясности, но не примитивности, а универсальности; полярности добра и зла. Древнейшие символические мотивы птицы, коня, древа жизни, женские фигуры с поднятыми руками и т.д. еще прочно остаются среди поэтических образов не только литературного, но и декоративного творчества. Важнейшие функции аллегории: скрыть грубое, предрасположить к размышлению, объединить разное, акцентировать внимание на важном (например в обряде русской свадьбы). Русский простонародный мистицизм–это приметы, гадания, заговоры [8]. Этот литературный материал нужно ориентировать исключительно на игровой вариант. Это особенно важно с точки зрения современной волнующейся социальности, которая имеет тенденцию к магической ориентации, особенно во времена социальной напряженности. И защитить от этого развития поможет вместе с христианским менталитетом теоретически грамотное преподавание мистически ориентированной части русской фольклорной литературы. Важной проблемой является также русской фольклорный образ. Школьникам полезно предложить выполнить задание по типологии русских фольклорных образов [9].

Предмет «история» имеет большую значимость для формирования политической культуры, а политическая культура−вадный гарантий национальной безопасности. В 8−9 классах полезны будут такие акценты в содержании предмета. Русский народ представлен в былинах, сказках, песнях, пословицах или обобщенно, или в образах отдельных персонажей, которые не имеют имен (мужик, солдат, и т.д.) или носят распространенные в русском народе имена (Иван), а также имена древние, народные (Добрыня, Садко, Святогор, Забава). Герои русских былин, сказок и песен–«богатыри святорусские». В центре русских героических былин стоит князь Владимир. Для предмета «история» основная ориентация должна быть на собирательный образ русского героя, олицетворяющего русский народ, и отдельных выдающихся личностей, представленных как в русской фольклорной литературе, так и православной, это прежде всего житийная литература, повествования о святых русских князьях. Тема героизма русского народа служит формированию такого важного гражданского чувства, как патриотизм. В 10−11 классах рекомендуется использовать материал русских исторических песен, в которых запечатлены исторические события. Это исторические песни о военной истории, походах, сражениях, сюда относятся рекрутские причитания; для второй половины 18-19 веков более характерны революционные, рабочие песни. На примере описания исторических событий в русских народных песнях (рекомендуется взять именно этот вид фольклора) показать, что отбирает массовая народная память в интерпретации исторических событий. Школьники 10-11 классов должны уяснить, что авторская история может менять интерпретацию исторических событий, а народная память имеет тенденцию к вечности и объективности. Для развития исторического аналитического мышления школьникам [10] полезно предлагать сравнивать детали интерпретации исторических событий в авторской истории и народной памяти. Кроме того, историю в русском фольклорном материале нужно ориентировать на такую важную ветвь развития современного исторического знания как «история повседневности».

Предмет «обществознание» больше ориентирован на современную социальность, понимание текущих событий. Основная тема в 8-9 классах для предмета «обществознание» –«отношение человека к труду» [11]. Эту тему эффективно можно показать на примере русских традиционных народных промыслов. Черты народного мастера: уникальность и неповторимость результатов труда, свой индивидуальный почерк, высокое трудолюбие, устойчивая конкурентноспособность; на трудовую деятельность ориентированы все остальные аспекты жизни. Народные промыслы трудно выделить из единого уклада крестьянской жизни. Они прочно переплетаются с бытовыми и религиозными явлениями. Весь этот взаимосвязанный комплекс вело стремление к прекрасному. Обязательно при изучении этой темы нужно рассказать школьникам о святых христианских образах, покровителях трудовой деятельности, в истории христианства (например, Параскева Пятница как покровитель женского труда). Корпус святых покровителей труда в православии выделяет самые фундаментальные трудовые навыки в их совершенстве. В современном социальном пространстве народные ремесла выглядят архаично, так как техническое совершенство предметов современной человеческой жизни значительно превосходит возможности простых народных предметов жизни, но не духовно. Техника взяла на себя многие черты из человеческой природы, и трудовой облик человека во многом атрофировался. Такой вывод, конечно, ни в коем случае не означает отрицание техники. Однако именно национальные народные промыслы, и не только в русской традиционной культуре, но и других культурах, сохраняют универсальное трудовое развитие человека. Это можно сравнить со сложнейшей реализацией физиологических возможностей в цирке. В народных промыслах трудовая деятельность человека поднимается до совершеннейших уникальных образцов. Пример труда народного мастера можно показать на производственной деятельности одного из дома ремесел любой области России. Торжество «народного мастера» можно видеть на устраиваемых ярмарках. Темам семьи и воспитания тоже можно дать русскую этническую проекцию [12;13]. В 10−11 классах проблемы будут более сложные. Одна из самых важных и тревожных социальных качеств будущего гражданина–социальная критика. Тем более в формирующемся открытом демократическом обществе России и снятии цензурных скрепов выпускники школ более чем когда-нибудь нуждаются в политической культуре, которая очень часто перекашивается желанием «критиковать» или романтикой «нигилизма юности». А ведь критика без исторической и культурной компетенции не менее опасна, чем отсутствие демократии. Из фольклорного пространства для материала формирующейся политической культуры старшеклассников как пример социальной критики рекомендуется взять «театр Петрушки» и свод пословиц, которые нужно отобрать для понимания современного социального пространства (давать практические задания в виде наложения пословиц на современные социальные события).

Экологическое мышление и информация важны для национальной безопасности не менее, чем политика и социальное знание. Здесь на помощь может прийти предмет «экология».Антропологизация экологического пространства в русской традиционной культуре может служить важным фундаментом экологического воспитания. Школьникам нужно объяснить, что ситуация, в которую попадали люди в общении с природой, в своем развитии метафористически накладывалась на человеческие силы: «лесные старики», «лесные отцы», заманывающие человека в лес Уводна и Манила, «лесные девки», лесной царь с лесной царицей и др. Во взаимоотношениях этих экологических персонажей в стиле русской традиционной культуры просматривается соединение природных сил и человеческих, причем вторые подчиняются первым. Знакомство с художественным пониманием природы в канонах русской традиционной культуры благотворно будет способствовать экологическому воспитанию. Увлекателен для школьников будет материал о почитании цветов, деревьев в русской культуре. Однако нужно обращать внимание, что причинно-следственную связь в отношениях человека и природы в русской традиционной культуре нужно переводить на ценностно-эмоциональный уровень и не допускать мистицизма и фанатизма. В этом плане важным добавлением будет знакомство школьников со святыми русской православной церкви, относящимися к силам природы.

Важным добавлением к содержанию школьной учебной программы по биологии будет знакомство с культурой и системой питания в русской традиционной культуре. Блюда русской кухни просты и разнообразны; хотя русские столы отличались множеством блюд, но многие были похожи одно на другое. Богатые люди составляли «гастрономический календарь» на год. Простой народ питался очень умеренно: рожь, овес, соль, чеснок, лук, свиное мясо, баранина (премущественно), мясо рогатого скота, куры и дичь, яйца. Любимыми приправами были пряные коренья, перец, гвоздика, корица. Русские ели преимущественно хлеб ржаной. Пироги занимали первое место среди изделий из теста. Мясные кушанья были большей частью вареные или парные; из рыбы варили уху, пекли рыбные пироги, делали котлеты. Мед–любимое русское питье. Русская водка делалась из ржи, пшеницы, ячменя. (Рекомендуется провести вечер «Русская кухня»). Психологи не раз отмечали, что питание влияет на мыслительную, эмоциональную культуру человека и характер человека в целом. Плодотворная воспитательная задача–ориентировать потребление пищи и систему питания на хлеб. «…чтобы еще раз заставить задуматься каждого над оценкой великого труда людей, создающих самый главный на земле продукт, над огромной ценностью этого самого дешевого по цене продукта, над необходимостью любить его. Беречь, относиться к нему так, как он того заслуживает. Недаром же сказано: «Сколько ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь». При прохождении этой темы нужно рассказать об истории хлебопечения в России и прикоснуться этой темой к частице православного хлеба–«святой просворе», рассказать о традиции использования просворы в русском православии, а также аналогичных хлебных изделиях в католицизме и протестантизме. К.А.Тимирязев называл хлеб «одним из величайших достижений человеческого ума». Школьникам нужно рассказать, что история хлеба неотделима от великой трагической и прекрасной истории человечества. Хлеб сопровождал человека на протяжении всего исторического пути. «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни,- сказал академик И.П.Павлов при вручении ему Нобелевской премии в Стокгольме 12 декабря 1904 года,- господствует забота о хлебе насущном. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей средой»[14]. Изобилие, разнообразие и доступность хлебобулочных изделий у нас в стране–величайшая заслуга организации системы питания в человеческом обществе. Ребят нужно познакомить со всеми этапами изготовления хлеба–от выращивания зерновых культур на полях до поступления готовых изделий на полки магазинов. Для 10−11 классов подходит более сложный уровень экологических знаний. Школьников нужно познакомить с историей календаря у славянских народов в целом и русского народа в частности. Особое внимание рекомендуется обратить на восприятие солнца и луны. Важный аспект прохождения этой темы–влияние христианства на народные летоисчисления, которые в основном следовали трудовому и бытовому ритму. Календарь существовал у древних славян еще до принятия христианства, выделяли четыре сезона, а года исчисляли либо по зиме, ибо по лету. Древние наши предки славяне называли месяца именами, соответствующими ключевым явлениям природы. С принятием христианства Древняя Русь приняла юлианский календарь с латинскими названиями месяцев и делением месяца на четыре недели. Сутки у славян делились на четыре части: утро, полдень, вечер и ночь, а ночь по крику петухов делилась на три части. До 15 века год у славян начинался 1 марта, с 1492 года начало года было перенесено на 1 сентября, а согласно реформе Петра 1 Русь вступила в 18 век 1 января по европейскому стилю. Русский традиционный календарь отражал чувство природы человеком [15]. Отношения с природой строились на основе своего рода договора. Партнером в диалоге человека с природой были различные явления, силы и стихии природного мира. Сущность каждого календарного обряда заключалась в том, чтобы достичь равновесия со стороны человека во взаимоотношениях с природой. Это равновесие достигалось художественными действиями (песнями, танцами, иносказательно-магическими действиями). Художественное содержание обрядов регулировало соотношение случайности и закономерности: когда природа препятствовала желанию действий человека, обряды поддерживали его терпение; когда природа шла навстречу желаниям человека, тогда обряды разделяли радость успеха. Важно уделить серьезное внимание влиянию христианства на народный календарь. Например, яблочный и медовый спасы в августе. А также многие православные святые служат покровителями аграрных работ. День Егория (который проецируется на святого Георгия)–праздник пастухов и скотины. Кроме Георгия покровителем домашних животных считался святой Власий. Христианскими покровителями кур назывались Кузьма и Демьян. Антропоморфность животного мира–важный источник формирования экологического менталитета. Тесная связь древнего человека с природой отражалась в наделении зверей человеческими чертами, а людей–зооморфными. Мир птиц имел особое значение в образном понимании природы, так как он проецировался на человеческое сообщество. Гендерные пары птиц приводились в соответствие и символизировали отношения мужчины и женщины (особенно это показательно в свадебных и семейных традициях). Из всех животных наиболее близок к сравнению с человеком был медведь: распространение «вождения с медведем», которое даже считается одним из истоков русского театра; в сказках медведь часто действует как человек (например, сказка «Маша и медведь» и другие); медведь часто сравнивался с человеком в своем питании медом, и можно выделить много других родственных черт в биологической природе животного (медведя) и человека. В мифологизации животных, характерных для русского традиционного менталитета, полезно искать параллели ситуациям в человеческой жизни. Ценность экологического содержания менталитета заключается в том, что перепетии жизненных ситуаций поднимаются как бы до объктивного уровня, да и вся система духовных ценностей коренится в почитании и любви к природе.

Другой уровень духовных ценностей формируется в предмете «мировая художественная культура». В 8−9 классах как образец художественного образа русской традиционной культуры рекомендуется выбрать «русский лубок». Термин «лубочный» используется для определения специфического стиля искусства, проникающего в различные его виды. Народные картинки в России с давних пор назывались «лубочными». Первый слой древесины прямо под корой назывался «лубом». Луб использовался для письма. Появившиеся на свет в первые десятилетия 17 века лубочные картинки тесно связаны со всей предыдущей историей древнерусского искусства. Русский лубок поражает разнообразием тем, затейливостью техники и безудержным полётом фантазии его создателей. Празднично нарядная, красочная картинка, снабженная назидательным, а порой и шутливым текстом, вошла в жизнь народа, стал принадлежностью его быта. Лубочные картинки были нравоучительные, познавательные, веселые. Лубочная картинка имела свои художественные каноны. Например, традиционная манера изображения глаза: продолговатый, как миндаль, зрачок прикреплен к верхнему веку. После октябрьской революции в декоративном искусстве появилась лаковая миниатюра. Основными центрами стали Федоскино, Палех. Мстёра, Хóлуй. Искусство лаковой миниатюры с одной стороны связано с древними традициями народного иконописания, а с другой стороны–с красочностью русского лубка. Эти связи художественного развития нужно развить подробнее для школьников. Лубочность в широком понятии−это жизнерадостность, «пружинность» русского чувства культуры, которое может бесконечно множиться тематически. Для 10−11 классов рекомендуется выбрать фольклор как фундамент русской классической культуры в целом. И показать это очень хорошо и полезно для современных социальных условий существования культуры можно на примере русской классической музыки. Русская классическая музыка от своих первоистоков тесно связана с народной песней. Уже в первых русских операх второй половины 18 века народные песни нередко обрисовывали характер действующих лиц. Народные мелодии служили темами вариаций. Если для композиторов 16-17 веков наиболее характерно было цитирование народных песен, то в дальнейшем композиторы стали создавать свои собственные, проникнутые народным характером напевы. Лишь в творчестве Глинки русская музыка заговорила в полную силу. Затем его творческие заветы развили Даргомыжский, композиторы Петербургского кружка «Могучая кучка»: Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский. Кюи. Свободное использование элементов народно-песенного языка также широко применялось Чайковским, композиторами последующего поколения: Лядовым, Калинниковым, Глазуновым, Гречаниновым, Аренским, Рахманиновым. Народная песня и по сей день остается живительным источником, который питает творчество современных нам композиторов. Например, в кантате «Курские песни» Свиридов непосредственно следует за смыслом слов, оркестр воспроизводит трели жаворонка, звоны колоколов; мелодии песен либо берутся в подлинном виде, либо изменяются лишь в деталях. В русской классической музыке используется фольклорный материал очень широко, больше, чем в музыкальной культуре какой-либо другой страны.

Хотя представляемый проект предполагает строить гуманитарные векторы национальной безопасности на духовном уровне, однако математика и физика не остантуся в стороне. В 8−9 классах для школьников рекомендуется подготовить короткий рассказ об истории математики на Руси, а затем предложить решить несколько математических задач тематики жизни на Руси, лучше конца 16 и начала 18 веков, потому что в этот период чаще можно встретить ситуации, связанные с русской национальной культурой, где требовалась математика. Перед решением задач уместен будет рассказ об истории русского купечества, если задачи о торговой деятельности купца.

Такие математические задачи (русского типа) можно подобрать и по алгебре, и по геометрии. Они еще полезны тем, что сам текст задач удален от интернетного типа, и поэтому требует реализации естественных математических способностей.

Для показа русских корней физики в 8−9 классах нужно выбрать ученого, который внес большой вклад в физику и получил мировое признание. Иван Петрович Кулибин был механиком-самоучкой. Это тот образ русского изобретателя, который художественно запечатлен в рассказе Н.С.Лескова «Левша». И.П.Кулибин сконструировал часы в форме яйца, в которых помимо циферблата были створки, каждый час открывавшие крохотную сцену, где разыгрывалось театральное действие «Воскресение Христа»; телескоп, микроскоп, электрическую машину, три варианта деревянного одноарочного моста через Большую Неву, машинное водоходное судно, первый тип прожектора для фейерверков и иллюминаций, мельницы без плотин, «подъемное кресло» (лифт), трехколесный экипаж «самокатку», оптический телефон, протезы «механические ноги»; в конце жизни механик занимался проектом машинных судов, даже пытался создать «вечный двигатель». К сожалению, большинство изобретений И.П.Кулибина остались нереализованными. При рассказе об изобретениях И.П. Кулибина нужно особое внимание обратить на механические физические эффекты, которые он положил в основу своих изобретений. Многие темы школьной программы 10-11 классов по электричеству можно интересно проиллюстрировать на творчестве выдающегося русского физика А.Г.Столетова. Значение Столетова как ученого для русской и мировой науки огромно. Он создал первую в России учебно-исследовательскую физическую лабораторию, основал школу русских физиков, сделал множество открытий. На основе изученного Столетовым явления фотоэффекта были созданы фотоэлементы, которые получили повсеместное применение.Повторив опыты Герца, Видемана Александр Григорьевич разработал новую методику, позволившую построить количественную теорию фотоэффекта. Вакуумная установка Столетова для изучения электрических явлений в разреженных газах явилась прообразом электронной лампы, которая совершила подлинную революцию в электротехнике. Ученики 10-11 классов уже могут подробно разобраться в открытиях А.Г.Столетова. На основании результатов своих экспериментов он делает следующие выводы: необходимым условием фотоэффекта является поглощение света материалом катода; каждый элемент поверхности катода участвует в явлении независимо от других; явление фотоэффекта практически проходит без инерции. Меняя напряжение на электродах, Столетов получает вольтамперную характеристику фотоэлемента: фототок возрастает с увеличением напряжения между электродами, а малые токи пропорциональны напряжению; начиная с некоторого значения напряжения фототок практически не меняется при увеличении напряжения, т. е. фототок стремится к насыщению. Меняя силу света источника, он нашел, что величина фототока насыщения пропорциональна световому потоку, падающему на катод. Когда в 1889 году Столетов приехал в Париж на II Международный конгресс электриков,ученые всех стран чествовали его как одного из самых выдающихся физиков современности. Знакомя школьников с выдающимися русскими учеными в области математики и физики, учителя-предметники будут укреплять чувство гордости за свою страну, историю, науку.

Для уроков физкультуры в 8−9 нужно выбирать такие игровые и двигательные комплексы, которые содержат типично русские виды движений тела, взаимоотношения игроков. Русская этническая психология движений будет служить хорошим фундаментом для развития типа интеллекта. Для русского народа характерны игры с мячом, причем мячи изготовлялись из разных материалов. Суть игр с мячом заключалась в том, чтобы при бросании его проделывать различные фигуры: мяч бросали на разные лады, вовлекая в типы бросания различные установленные фигуры и препятствия. Можно привести несколько способов бросания мяча, распространенных в традиционных русских играх. 1. Мяч бросают несколько раз по отметкам установленной высоты. 2. Бросание мяча в стену с разной установкой игрока, а потом захват мяча. 3. Бросание мяча о стену, а в момент, пока мяч летит к игроку, игрок проделывает различные движения. Учитель физкультуры может дать ребятам задание самим придумать вариант бросания мяча. Такие задания будут развивать физкультурное творчество. К играм с мячом можно добавить палку. Это традиционная русская игра с мячом и палкой–«лапта». Приведем один из вариантов, который был распространен в Вятской губернии. Выбирают поле игры и делают на нем столько лунок, сколько игроков, а один игрок–водильщик (ему ямку не делают). За каждым игроком закреплена ямка для мяча, и у каждого игрока есть палка, в том числе и у водильщика. Водильщик своей палкой ведет мяч по ямкам, и тот игрок, к кому в ямку попал мяч, сразу бросанием своей палки старается выбить его из ямки. Водильщик бежит за мячом, а игрок–за палкой. Если игрок опередит водильщика, то он исполняет его роль. В Курской губернии [16] (также известна в других местах России) была распространена игра «соловей». Для игры использовали плоскую доску, которую клали на подставку, причем так, чтобы части доски соотносились 1 к 2. На более длинный опущенный конец доски клали мяч. Затем игрок либо ударял по пустому короткому концу, либо прыгал на него. Мяч отскакивал, и тот, кто его поймает (можно давать разные задания, как ловить) становился ведущим. Для 10−11 классов спортивные движения дожны быть сложнее.Прыгание было очень распространено среди крестьянских детей всех возрастов. Прыгали вниз, вверх, назад, вперед, через веревку, в кольцо, через кол, через яму, с палкой или шестом. Вспомним скакание на доске. Доску клали серединой на подставку, а игроки становились на концы доски, уравновешивая ее. Затем они прыгали попеременно, при этом надо было не сорваться с доски. Типично для спортивных игр русских детей было состязание в стойкости. Эти упражнения могут хорошо повлиять на развитие характера. Полезны будут разные типы борьбы:1. оба противника хватали друг друга за руки пониже плеч и старались захватить друг друга, чтобы сдвинуть с места; 2. борьба со старанием повалить противника на землю. При этих типах борьбы можно, например, устанавливать различные правила (допустим, не поранить противника, не нанести ему синяки). Хорошо известны русские игры «перетягивание каната». «взбирание по столбу», они часто используются в современных фольклорных мероприятиях. В русской традиции было много игр на равновесие. Например, хождение на ходулях, и многие другие. Предмет физическая культура поможет воспитывать силу, стойкость, ловкость в русском национальном варианте.

Предложенный проект комплексного учебника для 8-9 и 10-11 классов, как планирует автор, полностью вписывается в существующие программы по упомянутым предметам. Обязательность учебного материала предлагаемого учебника будет способствовать его эффективности: формирование российской гражданско-культурной идентичности, укрепление чувства патриотизма, чести и достоинства гражданина России в условиях экономических, политических, культурных и этноконфессиональных форм общественной жизни, развитие национальных русских традиций. Если предлагаемый учебник будет применяться на равных с другими учебниками упомянутых предметов, то это даст ему стабильный выход на современную российскую социальность.

Безусловно, в предлагаемом проекте комплексный учебник [17] прописан по содержанию далеко не полностью. Педлагаемый учебник может иметь и факультативное применение, т.е. принять ориентацию на другую этническую тематику по матричной информационной сетке данного учебника (если в классе, например, окажутся школьники другой национальности). Это информационное расширение настоящего учебника может быть по заданию учителя, т.е. учитель сам выбирает какие параллельные дополнения [18] нужно сделать к учебнику: 1. взаимоотношение русского языка и других языков, например чувашского или мордовского; 2. обратиться к примерам литературы выбранного этноса; 3. проанализировать исторические контакты русского народа с выбранным этносом, например чеченским; 4. в рамках обществознания сравнить русскую социальность с социальными особенностями той же тематики, но выбранного этноса; 5 познакомить с пониманием природы у других народов, традициями, природной символикой; 6. показать вклад в мировую художественную культуру выбранного этноса, причем в рамках именно традиционной культуры, например сравнить удмурдский народный костюм и русский; 7. математическое, логическое мышление разных народов имеет отличия; учитель может поискать математические задачи, характерные выбранному для изучения народу; половина успеха будет достигнута, если в содержании математических задач будут фигурировать характерные предметы изучаемого этноса; 8. для предмета «физики» нужно поискать ученых, представителей выбранного для сравнения с русским народом этноса, если трудно найти именно физика, то подобрать просто изобретателя; 9. для предмета «физическая культура» уместен будет рассказ о спортсменах выбранного для изучения народа, или все же найти материал об особенностях физического развития данного этноса. Факультативное расширение комплексного учебника может быть и по инициативе школьника, даже быть индивидуальным заданием, если в классе, где все ребята русской национальности, окажется, например, школьник-таджик или представитель другой национальности. У школьников нужно развивать когнитивный интерес к особенностям другого народа. Это важная черта и условие современной межкультурной коммуникации с одной стороны, а с другой−укрепление своей русской национальной ментальности. Без глубокого знания своих этнических истоков, нельзя проявить интерес и к культурной сущности другого народа. С другой стороны, узнав что-то уникальное и захватывающее о другом народе, ученик будет искать параллель и в своей этничности. Такое взаимоотношение информационных векторов будет вызывать высокую когнитивную активность, которая полезна как социально-культурно, так и интеллектуально, потому что вызывает «эвристический взлет». При выборе народа или народности для факультативной работы и сравнения с учебным материалом о русском народе, школьников обязательно нужно знакомить с этническим картографированием, т.е. чтобы они знали, какой это этнос славянский или другой группы. Самое лучшее познакомить школьников с современной картой распространения народностей, чтобы они могли в ней разбираться. Школьникам нужно объяснить, что есть исторические места проживания этносов, но были и миграционные процессы, как естественные, так и насильственные (в том числе на территории России, например, насильственная эмиграция калмыцкого народа). Старшеклассникам нужно также объяснить понятие «диаспоры», в которой, кстати, и они могут оказаться.

Такое факультативное расширение предлагаемого учебника будет способствовать укреплению единства многонационального народа России, способствовать развитию культуры взаимопонимания, межконфессионального диалога и толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны, противодействовать ксенофобии и фальсификации взаимоотношений народов России [19].

Библиография
1. Урсул А.Д. Обеспечение национальной безопасности через приоритеты устойчивого развития // Вопросы безопасности. 2013. № 1. С. 1-61. - DOI 10.7256/2409-7543.2013.1.325. URL http://www.e-notabene.ru/nb/article 325 html.
2. Тинякова Е.А. В чем загадка привлекательности русской традиционной культуры и ее международного признания // Вопросы культурологии. 2009. № 7. С. 45-47.
3. Тинякова Е.А. Приобщение к национальным истокам как важная компонента воспитания: региональная практика // Народная культура и молодежь.Культура и культурная политика. Экспертно-аналитическая деятельность в структуре профессиональных компетенций. Вып. 6-7. М., РАГС, 2009. С. 153-160.
4. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Направления и особенности становления образования для устойчивого развития в России:к завершению декады ООН // Политика и общество. 2014. № 7. С. 753-773. DOI 10.7256/1812-8696.2014.7.12533.
5. Попов Е.А. Социальная безопасность как ценностно-нормативный комплекс // Политика и общество. 2014. № 8. С. 894-901. DOI 10.7256/1812-8696.2014.8.12890.
6. Тинякова Е.А. Этнографический контекст эстетических качеств русского языка.(Методические рекомендации) // Роль народной культуры в духовном возрождении России. Доклады 1-региональной научно-практической конференции. Курск, 1995. С. 91-117.
7. Тинякова Е.А. Игровой потенциал эстетики русского языка // Роль народной культуры в духовном возрождении России. Доклады 1-региональной научно-практической конференции. Курск, 1995. С. 6-14.
8. Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995. 334 с.
9. Тинякова Е.А. Современное творчество и традиционные фольклорные образы // Вопросы культурологии. 2009. № 10. С. 46-48.
10. Шумов В.В. Общественная и национальная безопасность: анализ, моделирование и верификация // Политика и общество. 2015. № 3. С. 303-319. DOI 10.7256/1812-8696.2015.3.13678.
11. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989. 33 с.
12. Тинякова Е.А. Приобщение к природе молодой семьи-региональной семейной политики. М., РГСУ, 2998. С. 403-406.
13. Тинякова Е.А. Воспитание в традиционной семье на селе // Сельская семья: традиции и современность. М. РГСУ, 2007. С. 100-103.
14. Патт В.А. Наш хлеб. М.: "легкая и пищевая промышленность", 1984. С. 5.
15. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. М.: ВО "Агропромиздат", 1991. 64 с.
16. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. М., 1895. 267 с.
17. Тинякова Е.А. Южно-русский тип этничности. Монография. Германия. LAP Academic publishing, 2011. C. 313.
18. Духовное наследие русской национальной культуры. Тезисы и доклады 1 региональной научно-практической конференции. Курск, 1998. 77 с.
19. Андреев М.В. Конституционные и международные политико-правовые принципы обеспечения национальной безопасности // Право и политика. 2013. № 6. С. 803-808. DOI 10.7256/1811-9018.2013.6.6446.
References
1. Ursul A.D. Obespechenie natsional'noi bezopasnosti cherez prioritety ustoichivogo razvitiya // Voprosy bezopasnosti. 2013. № 1. S. 1-61. - DOI 10.7256/2409-7543.2013.1.325. URL http://www.e-notabene.ru/nb/article 325 html.
2. Tinyakova E.A. V chem zagadka privlekatel'nosti russkoi traditsionnoi kul'tury i ee mezhdunarodnogo priznaniya // Voprosy kul'turologii. 2009. № 7. S. 45-47.
3. Tinyakova E.A. Priobshchenie k natsional'nym istokam kak vazhnaya komponenta vospitaniya: regional'naya praktika // Narodnaya kul'tura i molodezh'.Kul'tura i kul'turnaya politika. Ekspertno-analiticheskaya deyatel'nost' v strukture professional'nykh kompetentsii. Vyp. 6-7. M., RAGS, 2009. S. 153-160.
4. Ursul A.D., Ursul T.A. Napravleniya i osobennosti stanovleniya obrazovaniya dlya ustoichivogo razvitiya v Rossii:k zaversheniyu dekady OON // Politika i obshchestvo. 2014. № 7. S. 753-773. DOI 10.7256/1812-8696.2014.7.12533.
5. Popov E.A. Sotsial'naya bezopasnost' kak tsennostno-normativnyi kompleks // Politika i obshchestvo. 2014. № 8. S. 894-901. DOI 10.7256/1812-8696.2014.8.12890.
6. Tinyakova E.A. Etnograficheskii kontekst esteticheskikh kachestv russkogo yazyka.(Metodicheskie rekomendatsii) // Rol' narodnoi kul'tury v dukhovnom vozrozhdenii Rossii. Doklady 1-regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kursk, 1995. S. 91-117.
7. Tinyakova E.A. Igrovoi potentsial estetiki russkogo yazyka // Rol' narodnoi kul'tury v dukhovnom vozrozhdenii Rossii. Doklady 1-regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kursk, 1995. S. 6-14.
8. Shuklin V. Mify russkogo naroda. Ekaterinburg, 1995. 334 s.
9. Tinyakova E.A. Sovremennoe tvorchestvo i traditsionnye fol'klornye obrazy // Voprosy kul'turologii. 2009. № 10. S. 46-48.
10. Shumov V.V. Obshchestvennaya i natsional'naya bezopasnost': analiz, modelirovanie i verifikatsiya // Politika i obshchestvo. 2015. № 3. S. 303-319. DOI 10.7256/1812-8696.2015.3.13678.
11. Baiburin A.K. Kalendar' i trudovaya deyatel'nost' cheloveka. L., 1989. 33 s.
12. Tinyakova E.A. Priobshchenie k prirode molodoi sem'i-regional'noi semeinoi politiki. M., RGSU, 2998. S. 403-406.
13. Tinyakova E.A. Vospitanie v traditsionnoi sem'e na sele // Sel'skaya sem'ya: traditsii i sovremennost'. M. RGSU, 2007. S. 100-103.
14. Patt V.A. Nash khleb. M.: "legkaya i pishchevaya promyshlennost'", 1984. S. 5.
15. Khrenov L.S. Narodnye primety i kalendar'. M.: VO "Agropromizdat", 1991. 64 s.
16. Pokrovskii E.A. Detskie igry. Preimushchestvenno russkie. M., 1895. 267 s.
17. Tinyakova E.A. Yuzhno-russkii tip etnichnosti. Monografiya. Germaniya. LAP Academic publishing, 2011. C. 313.
18. Dukhovnoe nasledie russkoi natsional'noi kul'tury. Tezisy i doklady 1 regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kursk, 1998. 77 s.
19. Andreev M.V. Konstitutsionnye i mezhdunarodnye politiko-pravovye printsipy obespecheniya natsional'noi bezopasnosti // Pravo i politika. 2013. № 6. S. 803-808. DOI 10.7256/1811-9018.2013.6.6446.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.